[an error occurred while processing this directive]

В начало

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА СИ

2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

3. ОБЪЯВЛЕНИЯ

4. ВЫРАЖЕНИЯ

5. ОПЕРАТОРЫ

6. ФУНКЦИИ

7. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА И УКАЗАНИЯ КОМПИЛЯТОРУ

8. МОДЕЛИ ПАМЯТИ

9. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ БИБЛИОТЕКИ

10. ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ БИБЛИОТЕКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Перечень особенностей реализации языка Си в различных версиях СП MSC и СП ТС

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. СООБЩЕНИЯ ОБ ОШИБКАХ

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Перечень библиотечных функций с указанием отличий в реализации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

2.1. Исходная программа

Исходная программа представляет собой совокупность следующих элементов: директив препроцессора, указаний компилятору, объявлений и определений. Директивы препроцессора специфицируют действия препроцессора по преобразованию текста программы перед компиляцией. Указания компилятору — это специальные инструкции, которым компилятор языка Си следует во время компиляции.

Объявление переменной задает имя и атрибуты переменной. Определение переменной, помимо задания ее имени и атрибутов, приводит к выделению для нее памяти. Кроме того, определение задает начальное значение переменной (явно или неявно).

Объявление функции задает ее имя, тип возвращаемого значения и может задавать атрибуты ее формальных параметров.

Определение функции специфицирует тело функции, которое представляет собой составной оператор (блок), содержащий объявления и операторы. Определение функции также задает имя функции, тип возвращаемого значения и атрибуты ее формальных параметров.

Объявление типа позволяет программисту создать собственный тип данных. Оно состоит в присвоении имени некоторому базовому или составному типу языка Си. Для типа понятия объявления и определения совпадают.

Исходная программа может содержать произвольное число директив, указаний компилятору, объявлений и определений. Их синтаксис описан в последующих разделах. Порядок появления этих элементов в программе весьма существен; в частности, он влияет на возможность использования переменных, функций и типов в различных частях программы (см. раздел 2.4 "Время жизни и область действия").

Для того чтобы программа на языке Си могла быть скомпилирована и выполнена, она должна содержать по крайней мере одно определение — определение функции. Эта функция определяет действия, выполняемые программой. Если же программа содержит несколько функций, то среди них выделяется одна главная функция, которая должна иметь имя main. С нее начинается выполнение программы; она определяет действия, выполняемые программой, и вызывает другие функции. Порядок следования определений функций в исходной программе несуществен.

Если программа содержит только одну функцию, то она и является главной (и должна иметь имя main). В следующем примере приведена простая программа на языке Си:

int х=1; /*определения переменных*/

int y=2;

extern int printf(char *, ...); /*объявление функции*/

main() /*определение главной функции*/

{

int z; /*объявления переменных*/

int w;

z=y+x; /*выполняемые операторы*/

w=у-x;

printf(“z=%d\nw=%d\n", z, w);

}

Эта исходная программа определяет функцию с именем main и объявляет функцию printf. Переменные x и y определяются на внешнем уровне, а переменные z и w объявляются внутри функции.

2.2. Исходные файлы

Текст программы на языке Си может быть разделен на несколько исходных файлов. Исходный файл представляет собой текстовый файл, который содержит либо всю программу, либо ее часть. При компиляции исходной программы каждый из составляющих ее исходных файлов должен быть скомпилирован отдельно, а затем связан с другими файлами компоновщиком. Отдельные исходные файлы можно объединять в один исходный файл, компилируемый как единое целое, посредством директивы препроцессора #include.

Исходный файл может содержать любую целостную комбинацию директив, указаний компилятору, объявлений и определений. Под целостностью подразумевается, что такие объекты, как определения функций, структуры данных либо набор связанных между собой директив условной компиляции, должны целиком располагаться в одном файле, т.е. не могут начинаться в одном файле, а продолжаться в другом.

Исходный файл не обязательно должен содержать выполняемые операторы. Иногда удобно размещать определения переменных в одном файле, а в других файлах использовать эти переменные путем их объявления. В этом случае определения переменных становятся легко доступными для поиска и модификации. Из тех же соображений именованные константы и макроопределения обычно собирают в отдельные файлы и включают их посредством директивы препроцессора #include в те исходные файлы, в которых они требуются.

Указания компилятору обычно действуют только для отдельных участков исходного файла. Специфические действия компилятора, задаваемые указаниями, определяются конкретной реализацией компилятора языка Си.

В нижеследующем примере исходная программа состоит из двух исходных файлов. Функции main и max представлены в отдельных файлах. Функция main использует функцию max в процессе своего выполнения.

/*исходный файл 1 — функция main*/

#define ONE 1

#define TWO 2

#define THREE 3

extern int max (int, int); /*объявление функции*/

main() /*определение функции*/

{

int w=ONE, x=TWO, у=THREE;

int z=0;

z=max(x, y);

z=max(z, w);

}

/*исходный файл 2 — функция max*/

int max(a, b) /*определение функции*/

int a, b;

{

if (a>b)

return(a);

else

return(b);

}

В первом исходном файле функция max объявлена, но не определена. Такое объявление функции называется предварительным; оно позволяет компилятору контролировать обращение к функции до того, как она определена. Определение функции main содержит вызовы функции max.

Строки, начинающиеся с символа #, являются директивами препроцессора. Директивы указывают препроцессору на необходимость замены в первом исходном файле идентификаторов ONE, TWO, THREE на соответствующие значения. Область действия директив не распространяется на второй исходный файл.

Второй исходный файл содержит определение функции max. Это определение соответствует объявлению max в первом исходном файле. После того как оба исходных файла скомпилированы, они могут быть объединены компоновщиком и выполнены как единая программа.

2.3. Выполнение программы

Каждая программа на языке Си содержит главную функцию. В языке Си главная функция программы должна иметь имя main. С функции main начинается выполнение программы; обычно она управляет выполнением программы, организуя вызовы других функций. Программа может завершить выполнение по достижению конца функции main, однако может завершиться и в других точках путем вызова стандартных библиотечных функций, предназначенных для выхода из программы (см. описание функций exit и abort в разделе 10).

Исходная программа обычно включает в себя несколько функций, каждая из которых предназначена для выполнения определенной задачи. Функция main может вызывать эти функции, с тем чтобы выполнить ту или иную задачу. Когда функция вызывается, выполнение начинается с ее первого оператора. Функция возвращает управление при выполнении оператора return либо когда выполнение доходит до конца тела функции.

Все функции, включая функцию main, могут иметь формальные параметры. Вызываемые функции получают значения формальных параметров из вызывающих функций. Значения формальных параметров функции main могут быть получены извне — из командной строки при вызове программы и из таблицы контекста операционной системы. Таблица контекста заполняется системными командами SET и PATH.

Для передачи данных программе через командную строку необходимо при вызове вслед за именем выполняемого файла, содержащего программу, задать ее аргументы. Аргументы должны быть отделены друг от друга пробелами или символами горизонтальной табуляции. Если требуется передать программе аргумент, содержащий внутри себя пробелы или символы горизонтальной табуляции, следует заключить его в двойные кавычки.

Аргументы передаются программе (точнее, функции main) как символьные строки.

Пример:

PROG 25 "ab с" 100

Программе с именем PROG передаются три аргумента — символьные строки "25", "ab с" и "100".

В процессе компоновки программы на языке Си в ее состав включается модуль поддержки выполнения. Этот модуль получает управление непосредственно от операционной системы при вызове программы, разбирает командную строку и передает аргументы функции main.

Для получения аргументов из командной строки и таблицы контекста в функции main должно быть объявлено три формальных параметра. В языке Си по традиции параметры функции main именуются argc, argv и envp, однако это не является требованием языка.

Пример объявления формальных параметров функции main:

main(argc, argv, envp)

int argc;

char *argv[];

char *envp[];

{

Если программа не требует аргументов, то функцию main можно объявить без формальных параметров:

main()

{

Если аргументы передаются программе только через командную строку, то достаточно объявить только параметры argc и argv. Однако порядок объявления параметров существен; например, если программа принимает аргументы из таблицы контекста, а из командной строки не принимает, необходимо объявить все три параметра.

Параметр argv представляет собой массив адресов, каждый элемент которого указывает на строковое представление соответствующего по порядку аргумента, передаваемого программе. Параметр argc определяет общее число передаваемых аргументов. Первый элемент массива argv (т.е. argv[0]) всегда содержит имя программы, по которому она была вызвана. Этот элемент всегда заполнен, поэтому значение argc всегда равно по крайней мере 1. Доступ к первому аргументу, переданному программе, можно осуществить с помощью выражения argv[1], к последнему аргументу — argv[argc-1].

Параметр envp представляет собой указатель на массив строк, определяющих контекст, т. е. среду выполнения программы. Стандартные библиотечные функции getenv и putenv позволяют организовать удобный доступ к таблице контекста.

Существует еще один способ передачи аргументов функции main — при запуске программы как независимого подпроцесса из другой программы, также написанной на языке Си. Подробное описание этого способа приведено в разделе 10 в описании групп стандартных библиотечных функций exec и spawn.

2.4. Время жизни и область действия

Понятия "время жизни" и "область действия" являются очень важными для понимания структуры программ на языке Си. Время жизни переменной может быть либо "глобальным", либо "локальным". Объект с глобальным временем жизни характеризуется тем, что в течение всего времени выполнения программы с ним ассоциирована ячейка оперативной памяти и значение. Объекту с локальным временем жизни выделяется новая ячейка памяти при каждом входе в блок, в котором он определен или объявлен. Когда выполнение блока завершается, память, выделенная под локальный объект, освобождается и, следовательно, локальный объект теряет значение.

Блок представляет собой составной оператор. Составные операторы могут содержать объявления и операторы (см. раздел 5.3 "Составной оператор").

Тело функции представляет собой блок. Блоки в свою очередь могут содержать внутри себя другие, вложенные блоки. Из этого следует, что функции имеют блочную структуру. Однако функции не могут быть вложенными, т.е. определение функции не может содержаться внутри определения другой функции.

Объявления и определения, записанные внутри какого-либо блока (т.е. на внутреннем уровне), называются внутренними. Объявления и определения, записанные за пределами всех блоков (т.е. на внешнем уровне), называются внешними. Переменные и функции могут быть объявлены как на внешнем уровне, так и на внутреннем. Переменные могут быть также определены на внутреннем уровне, а функции определяются только на внешнем уровне.

Все функции имеют глобальное время жизни. Переменные, определенные на внешнем уровне, всегда имеют глобальное время жизни. Переменные, определенные на внутреннем уровне, имеют локальное время жизни, однако путем указания для них спецификации класса памяти static можно сделать их время жизни глобальным.

Область действия объекта определяет, в каких участках программы допустимо использование имени этого объекта. Так, объект с глобальным временем жизни существует в течение всего времени выполнения программы, однако он доступен только в тех частях программы, на которые распространяется его область действия. Область действия объекта распространяется на блок или исходный файл, если в этом блоке или исходном файле известны тип и имя объекта. Объект может иметь глобальную или локальную область действия. Глобальная область действия означает, что объект доступен, или может быть через соответствующие объявления сделан доступным в пределах всех исходных файлов, образующих программу. Этот вопрос рассматривается в разделе 3.6 "Классы памяти". Локальная область действия означает, что объект доступен только в том блоке или файле, в котором он объявлен или определен.

Область действия переменной, объявленной на внешнем уровне, распространяется от точки программы, в которой она объявлена, до конца исходного файла, на все функции и вложенные блоки, за исключением случаев локального переобъявления (см. ниже). Область действия этой переменной можно распространить и на другие исходные файлы путем ее объявления в этих файлах (см. раздел 3.6 "Классы памяти"). Однако область действия переменной, объявленной на внешнем уровне с классом памяти static, распространяется только до конца исходного файла, содержащего ее объявление.

Область действия переменной, объявленной на внутреннем уровне, распространяется от точки программы, в которой она объявлена, до конца блока, содержащего ее объявление. Такая переменная называется локальной.

Если переменная, объявленная внутри блока, имеет то же самое имя, что и переменная, объявленная на внешнем уровне, то внутреннее объявление переменной заменяет (вытесняет) в пределах блока внешнее объявление. Этот механизм называется локальным переобъявлением переменной. Область действия переменной внешнего уровня восстанавливается при завершении блока.

Блок, вложенный внутрь другого блока, может в свою очередь содержать локальные переобъявления переменных, объявленных в охватывающем блоке. Локальное переобъявление переменной имеет силу во внутреннем блоке, а действие ее первоначального объявления восстанавливается, когда управление возвращается в охватывающий блок. Область действия переменной из внешнего (охватывающего) блока распространяется на все внутренние (вложенные) блоки, за исключением тех блоков, в которых она локально переобъявляется.

Область действия типов, созданных программистом, подчиняется тем же правилам, что и область действия переменных.

Использование функций в языке Си имеет некоторые отличия от использования переменных. Во-первых, как уже говорилось, на внутреннем уровне функция может быть только объявлена, а на внешнем уровне — и объявлена, и определена. Во-вторых, для работы с переменной ее необходимо предварительно явно объявить, а для того, чтобы вызвать функцию, это необязательно. Вызов функции компилятор языка Си рассматривает как неявное объявление функции с типом возвращаемого значения int и классом памяти extern. Если далее в файле встретится объявление или определение этой функции с другими атрибутами, компилятор сообщит об ошибке.

Область действия функции, объявленной со спецификацией класса памяти static, распространяется на весь исходный файл, в котором она объявлена, т.е. она может быть вызвана из любой точки этого файла, за исключением тех блоков, в которых она локально переобъявляется. Например, в каком-то блоке может быть объявлена функция с тем же именем и классом памяти extern, определенная в другом файле.

Область действия функции, объявленной с классом памяти extern, распространяется на все исходные файлы программы, т.е. она может быть вызвана из любой точки любого файла, за исключением блоков, в которых она локально переобъявляется. Например, если в каком-то из файлов на внешнем уровне объявлена функция с тем же именем и классом памяти static, то именно она будет вызываться в этом файле.

Помимо вызова, существует еще одна операция, применимая к функции, — получение ее адреса. Для этой операции функция ничем не отличается от переменной, поэтому функция должна быть предварительно объявлена. Для операции получения адреса область действия функции не зависит от ее класса памяти и распространяется от точки объявления функции до конца исходного файла, за исключением случаев локального переобъявления.

В таблице 2.1 показана взаимосвязь основных факторов, которые определяют время жизни и область действия функций и переменных. При обсуждении области действия переменных мы использовали термин "объявление"; в таблице 2.1 конкретизировано для каждого случая, идет ли речь об объявлении или определении. Область действия функций в таблице 2.1 показана под углом зрения операции получения адреса, а не операции вызова функции. Более подробная информация о влиянии спецификаций класса памяти на область действия объекта приведена в разделе 3.6 "Классы памяти".

Таблица 2.1.

Уровень Объект Спецификация класса памяти Время жизни Область действия
Внешний Определение переменной static Глобальное Остаток исходного файла
Объявление переменной extern Глобальное Остаток исходного файла
Объявление или определение функции static или extern Глобальное Остаток исходного файла
Внутренний Объявление переменной extern Глобальное Блок
Определение переменной static Глобальное Блок
Определение переменной auto или register Локальное Блок
Объявление функции extern или static Локальное Остаток исходного файла

Следующий пример программы иллюстрирует понятия блочной структуры, времени жизни и области действия переменных.

/*i определяется на внешнем уровне*/

int i=1;

/*функция main определяется на внешнем уровне*/

main()

{

/*печатается 1 (значение переменной i внешнего уровня)*/

printf("%d\n", i);

/*первый вложенный блок*/

{

/*i переопределяется*/

int i=2, j=3;

/*печатается 2, 3*/

printf("%d\n%d\n, i, j);

/*второй вложенный блок*/

{

/*i переопределяется*/

int i=0;

/*печатается 0, 3*/

printf("%d\n%d\n, i, j);

/*конец второго вложенного блока*/

}

/*печатается 2 (восстановлено определение i в охватывающем блоке)*/

printf("%d\n", i);

/*конец первого вложенного блока*/

}

/*печатается 1 (восстановлено определение внешнего уровня)*/

printf("%d\n", i);

/*конец определения функции main*/

}

В этом примере показано четыре уровня области действия: самый внешний уровень и три уровня, образованных блоками. Функция printf определена в библиотеке стандартных функций (см. раздел 10). Функция main печатает значения 1, 2, 3, 0, 3, 2, 1.

2.5. Пространства имен

В программе на языке Си имена (идентификаторы) используются для ссылок на различного рода объекты — функции, переменные, формальные параметры и т.п. При соблюдении определенных правил, описанных в данном разделе, допускается использование одного и того же идентификатора для более чем одного программного объекта.

Чтобы различать идентификаторы объектов различного рода, компилятор языка Си устанавливает так называемые "пространства имен". Во избежание противоречий имена внутри одного пространства должны быть уникальными, однако в различных пространствах могут содержаться идентичные имена. Это означает, что можно использовать один и тот же идентификатор для двух или более различных объектов, если имена объектов принадлежат к различным пространствам. Однозначное разрешение вопроса о том, на какой объект ссылается идентификатор, компилятор языка Си осуществляет по контексту появления данного идентификатора в программе. Ниже перечисляются виды объектов, которые можно именовать в программе на языке Си, и соответствующие им четыре пространства имен.

Таблица 2.2.

Объекты Пространство имен
Переменные, функции, формальные параметры, элементы списка перечисления, typedef Уникальность имен в пределах этого пространства тесно связана с понятием области действия. Это выражается в том, что в данном пространстве могут содержаться совпадающие идентификаторы, если области действия именуемых ими объектов не пересекаются. Другими словами, совпадение идентификаторов возможно только при локальном переобъявлении (см. раздел 2.4). Обратите внимание на то, что имена формальных параметров функции сгруппированы в одном пространстве с именами локальных переменных. Поэтому переобъявление формальных параметров внутри любого из блоков функции недопустимо, typedef — это объявления имен типов (см. раздел 3.8.2).
Теги Теги всех переменных перечислимого типа, структур и объединений (см. разделы 3.4.2 — 3.4.4) сгруппированы в одном пространстве имен. Каждый тег переменной перечислимого типа, структуры или объединения должен быть отличен от других тегов с той же самой областью действия. Ни с какими другими именами имена тегов не конфликтуют.
Элементы структур и объединений Элементы каждой структуры или объединения образуют свое пространство имен, поэтому имя каждого элемента должно быть уникальным внутри структуры или объединения, но не обязано отличаться от любого другого имени в программе, включая имена элементов других структур и объединений.
Метки операторов Метки операторов образуют отдельное пространство имен. Каждая метка должна быть отлична от всех других меток операторов в той же самой функции. В разных функциях могут быть одинаковые метки.

Пример:

struct student

{

char student[20]; /*массив из 20 элементов типа char*/

int class;

int id;

} student; /*структура из трех элементов*/

В этом примере имя тега структуры, элемента структуры и самой структуры относится к трем различным пространствам имен, поэтому не возникает противоречия между тремя объектами с одинаковым именем student. Компилятор языка Си определит по контексту использования, на какой из объектов ссылается идентификатор в каждом конкретном случае. Например, когда идентификатор student появится после ключевого слова struct, это будет означать, что именуется тег структуры. Когда идентификатор student появится после операции выбора элемента (-> или .), то это будет означать, что именуется элемент структуры. В любом другом контексте идентификатор student будет рассматриваться как ссылка на переменную структурного типа.

[an error occurred while processing this directive]