[an error occurred while processing this directive]

В начало

Введение

Глава 1. Образовательная система России

Глава 2. Автоматизация учебного процесса

Глава 3. Основы теории тестирования

Глава 4. Базы заданий для проектирования тестов

Глава 5. Модели и алгоритмы проектирования тестов

Глава 6. Автоматизация проектирования тест-билетов

Глава 7. Методические и технологические аспекты тестирования

Глава 8. Автоматизация образовательной системы

Список литературы

Введение

Достижение качественно нового уровня образования во всем мире связывается с повсеместным внедрением в учебный процесс компьютерных технологий обучения.

Процессы информатизации образования сильно тормозятся из-за неготовности администрации школ и органов образования. Ведь мало установить компьютеры, их надо подсоединить к сети, постоянно обслуживать и т. д.

Разработка компьютерных технологий обучения в СССР началась в середине 70-х годов и достигла уровня массового внедрения к середине 80-х годов. На этом этапе информатизация образования развивалась в основном в высшей школе. Наибольшее распространение в то время получили автоматизированные обучающие системы, создаваемые на основе типовых программно-методических средств - АОС ВУЗ, РАКУРС и др. [45].

В период с 1979 по 1990 г. в рамках научно-технических программ СССР и стран СЭВ была выполнена серия работ по разработке компьютерных технологий в практику учебных заведений разного уровня. В результате были созданы:

  • концепции проектирования и использования компьютерных технологий обучения;
  • комплекс инструментальных программных средств;
  • авторские языки, ориентированные на конструирование диалоговых программ учебного назначения; авторские системы (системы автоматизации конструирования учебных программ); экспериментальные экспертно-консультирующие системы (программные системы для инструментальной и методической поддержки баз знаний учебного назначения);
  • наборы прикладных программно-методических средств, ориентированных на изучение различных учебных дисциплин.

Созданные средства послужили эффективным инструментом для накопления, апробации и уточнения новых методов и форм обучения на всех уровнях системы образования.

В России получили распространение автоматизированные учебные курсы, поддерживаемые компьютерами и обеспечивающие достижение одной или нескольких целей обучения. Автоматизированные учебные курсы включают в себя программы, методические и учебные материалы (Слайды, печатные, аудио-, видеоматериалы и т. п.), необходимые для различных видов учебной работы.

К настоящему времени в системе образования накоплено несколько тысяч компьютерных программ учебного назначения, разработанных в учебных заведениях России. По оценкам зарубежных экспертов многие из них отличаются оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем. Сертификацию, апробацию и распространение учебных программ осуществляют несколько отраслевых фондов, имеющих тесные связи с региональными, вузовскими и другими центрами новых информационных технологий. Эти центры принимают активное участие в реализации государственных научно-технических программ информатизации образования, проводят обучение и переподготовку преподавателей, оказывают помощь учебным заведениям во внедрении информационных технологий обучения.

Опыт компьютеризации образования показывает, что принципиальная трудность на пути получения значимого эффекта компьютеризации обучения заключается в том, что сохраняется опора на традиционный учебник, создававшийся для объяснительно-иллюстративного типа обучения. Содержание обучения и форма его представления, структурирования в учебнике или пособии неадекватны логике обучения с помощью новых информационных технологий. Чаще всего преподаватели идут по пути простого перекладывания на экран дисплея страниц стандартного учебника, тех или иных учебных задач. Это все равно, что для порошковой металлургии поставлять сырье в виде металлических болванок, пригодных только для прокатного стана, кузнечного пресса или токарного станка.

При создании любого компьютеризированного учебника необходимо предусмотреть [27]:

  • максимум наглядности, использование специфических возможностей компьютеров (например, таких, как создание мультимедийных роликов),
  • наличие ОС между обучаемым и компьютером в роли преподавателя, а значит, возможность помощи,
  • индивидуальный контроль знаний в виде компьютерных тестов на каждом из этапов обучения, начиная с контроля исходного уровня обучаемого и заканчивая итоговым контролем знаний,
  • возможность обучения по текстовой части учебника на бумажном носителе, являющейся основой компьютеризированного учебника, без использования компьютера и технических носителей информации (дискет и др.),
  • возможность создания версий учебника с разным уровнем трудности, т.е. индивидуализация обучения,
возможность учета пожеланий обучаемых при доработке компьютеризированного учебника его авторами.

Информативная часть компьютеризированного учебника основана на идее "опорного конспекта" В.Ф. Шаталова. Неоспоримыми достоинствами опорных конспектов (в литературе их называют иногда базовыми структурами) являются:

  • сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и с выделением главного,
  • наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам),
  • выявление физической и математической сущности изучаемых явлений,
  • определение объема изучаемого материала,
  • сокращение времени изучения и запоминания.

Главными препятствующими для применения возможностей компьютера в обучении выступают существующая теоретико-методологическая основа информационных технологий и неадекватное им содержание обучения.

В настоящее время требуется создание автоматизированных систем обучения, в которых обучаемый не просто познает прошлое, но с опорой на него синтезирует, творит будущее, используя для этого громадные, но слабо задействованные возможности компьютера.

После нефти и газа система образования в нашей стране является самым "естественным" ресурсом, и от того, как быстро информационные технологии будут освоены нашим образованием, в значительной степени зависит будущее России.

[an error occurred while processing this directive]