[an error occurred while processing this directive]

В начало

Предисловие

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

ЧАСТЬ II. Организация государственного управления

Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления

Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления
Понятие административно-правового статуса гражданина
Административно-правовой статус гражданина — это составная часть общего правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами.
Основные права гражданина в сфере государственного управления
Социально-экономические
  • право на образование (право на поступление в общеобразовательную школу, право на поступление в высшее учебное заведение);
  • право на жилище;
  • право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Политические
  • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • свобода мысли;
  • свобода шествий;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  • право на административное обжалование;
  • право на судебное обжалование (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изм. и доп.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);
  • право на объединение;
  • право мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Личные
  • право на личную неприкосновенность;
  • право на приобретение оружия, на хранение и ношение определенных видов оружия (реализуется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и контролируется органами внутренних дел);
  • право на донорство;
  • право на перемену фамилии, имени, отчества;
  • право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
  • права на управление транспортными средствами;
  • право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности
Основные обязанности гражданина в сфере государственного управления
  • соблюдение законов, подзаконных актов;
  • своевременная уплата установленных законом налогов и сборов;
  • обязанность проходить службу в вооруженных силах;
  • соблюдение административно-правовых норм и требований органов государственной власти и местного самоуправления;
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены;
  • обязанность соблюдать трудовую дисциплину;
  • обязанность соблюдать правила дорожного движения;
  • обязанность регистрации и снятия с регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания
Правовое закрепление прав и обязанностей граждан
Законодательными органами
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1;
  • Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп.);
  • Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.);
  • Закон РФ от 25 июля 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ
  • Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325;
  • Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232;
  • Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. №901;
  • постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».
Полномочия органов исполнительной власти
  • издают нормативные правовые акты, конкретизирующие конституционные права и обязанности граждан (например, Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587 (с изм. и доп.);
  • издают нормативные правовые акты, конкретизирующие права и обязанности граждан, установленные законодательством Российской Федерации (например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» детализируется Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 (с изм. и доп.);
  • издают нормативные правовые акты, в которых первично предоставляют определенные права, например, право на управление транспортным средством (Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090);
  • издают нормативные правовые акты, определяющие способы приобретения ими этих прав и обязанностей (например, Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605 (с изм. и доп.);
  • содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав;
  • осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Содержание административной правосубъектности граждан
Административная правоспособность Признаваемая возможность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера. Многие права гражданина, имеющие административно-правовой характер, возникают с момента его рождения, затем в течение жизни приобретаются им и прекращаются с его смертью (например, активное избирательное право наступает по достижении лицом 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы — с 21 года, а Президентом РФ — с 35 лет).
Административная дееспособность Способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами права. Согласно Конституции РФ полная дееспособность граждан Российской Федерации возникает с 18 лет (ст. 60). Однако административная дееспособность может возникнуть и раньше (например, с 16 лет в связи с совершением административного правонарушения или по другим основаниям).
Правовая основа различий в административно-правовом статусе граждан
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (с изм. и доп.);
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп.).

2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Понятие
Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Правовая основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ
  • Конституция РФ (ст. 27, 62 и 63);
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию»
Основания проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию Документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Разрешение на временное проживание Подтверждение права иностранного гражданина или лиц без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Вид на жительство Документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является также документом, удостоверяющим его личность.
Особенности сроков временного проживания на территории РФ иностранных граждан
  • срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы9;
  • срок временного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации может составлять три года. При подаче заявления за шесть месяцев до окончания срока действия разрешения на временное проживание и при условии проживания не менее одного года на территории Российской Федерации иностранному гражданину может быть выдан вид на жительство. Срок действия вида на жительство — пять лет. Указанный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений таких сроков не ограничено.
Права иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ
  • на свободу и личную неприкосновенность;
  • на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
  • на неприкосновенность жилища;
  • на образование;
  • на свободу совести и вероисповедания;
  • иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им свободно;
  • на охрану здоровья
Иностранные граждане и лица без гражданства на территории РФ не вправе:
  • избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
  • местного самоуправления;
  • участвовать в референдумах;
  • принимать участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • занимать определенные должности и замещать должности государственных служащих;
  • участвовать в отправлении правосудия.
Обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  • платить налоги, в случае если они занимаются трудовой деятельностью на территории Российской Федерации;
  • соблюдать законы, традиции и обычаи народов России;
  • соблюдать установленные для них правила проживания, прописки и передвижения на территории Российской Федерации.
Административная ответственность, применяемая к иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории РФ10
Особенности
Являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства обычно подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Однако в отношении указанной категории лиц законодательством Российской Федерации предусматриваются и меры, не применяемые к гражданам Российской Федерации.
Формы
Административное выдворение Состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном их выезде из Российской Федерации11.
Депортация Понимается как принудительная высылка указанных граждан и лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 1 и 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

3. Административно-правовой статус беженцев

Административно-правовой статус беженцев
Понятие
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений12.
Для признания себя беженцем лицо должно обратиться с письменным ходатайством
  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности;
  • в пост иммиграционного контроля или в орган пограничного контроля при пересечении им Государственной границы Российской Федерации;
  • в орган пограничного контроля или в органы внутренних дел при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации;
  • в орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации13.
Права
  • на получение информации о порядке признания его беженцем, о своих правах и обязанностях;
  • на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;
  • на получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ, но не ниже минимального размера оплаты труда;
  • на получение направления в центр временного размещения;
  • на получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения;
  • на получение медицинской и лекарственной помощи;
  • на получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве.
Обязанности
  • соблюдать законы страны нахождения;
  • соблюдать порядок проживания и выполнять санитарно-гигиенические нормы в местах проживания;
  • пройти обязательное медицинское освидетельствование.
Лицо утрачивает статус беженца в следующих случаях:
  • если оно получило разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо приобрело гражданство Российской Федерации;
  • если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется его защитой;
  • если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое оно ранее покинуло.

4. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
Понятие
Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Права
  • самостоятельно выбирать место жительства на территории Российской Федерации (таковым может быть один из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы, или место жительства у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание). При отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации вынужденный переселенец может получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • получать содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров или инвалидов, одинокий родитель с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет и т.д.) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
Обязанности
  • соблюдать Конституцию РФ и российские законы;
  • соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного их поселения;
  • при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

5. Паспортная система в Российской Федерации

Паспортная система в Российской Федерации14
Понятие
Паспортная система — это совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов и правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства.
Правовая основа паспортной системы в РФ
  • Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
  • Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»;
  • указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
Паспортный режим
Совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, часть общего административного режима страны, распространяющегося на всех граждан.
Паспорт гражданина Российской Федерации
Понятие
Паспорт гражданина Российской Федерации — основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, который обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Содержание15
  • фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения;
  • отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета органами регистрационного учета;
  • отметки об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, военными комиссариатами и органами внутренних дел;
  • отметки о регистрации и расторжении брака, о детях, не достигших 14-летнего возраста, органами ЗАГСа и органами внутренних дел;
  • отметки о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, органами внутренних дел.
Сведения, вносимые в паспорт по желанию гражданина Российской Федерации:
  • группа крови и резус-фактор;
  • идентификационный номер налогоплательщика.
Выдача и замена
  • производится органами внутренних дел по месту жительства граждан;
  • гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту их пребывания.
Основания замены паспорта:
  • достижение гражданином сначала 20-летнего, а затем 45-летнего возраста;
  • изменение гражданином фамилии, имени, отчества, места рождения;
  • непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, обнаружения неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

6. Правила регистрационного учета граждан

Правила регистрационного учета граждан16
Понятие
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Особенности
  • гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию;
  • снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства, призыва на военную службу, осуждения к лишению свободы, признания безвестно отсутствующим, смерти или объявления решением суда умершим, выселения из занимаемого жилого помещения;
  • при регистрации по новому месту жительства гражданин обязан предоставить в органы регистрационного учета пакет документов.
Документы, предоставляемые гражданином в органы регистрационного учета по новому месту жительства:
  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
Регистрационный учет по месту пребывания
Понятие
Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Особенности
  • регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства;
  • регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха и других подобных местах производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения;
  • граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше десяти дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о регистрации по месту пребывания;
  • регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до шести месяцев;
  • регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на основании документов, удостоверяющих их личность:

7. Административно-правовые гарантии прав граждан

Административно-правовые гарантии прав граждан
Экономические
Обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения.
Политические
Проявляются в политической стабильности в обществе, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединением.
Идеологические
Определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка.
Организационные
Включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, адвокатуры, нотариата, многочисленных контролирующих, надзирающих и инспектирующих органов (Главного контрольного управления Президента РФ, Счетной палаты, образуемой парламентом Российской Федерации, органов исполнительной власти)17
Юридические (правовые)
Закон
  • в полной мере должен соответствовать экономическому и политическому развитию общества;
  • должен защищать основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов личности, обеспечивать оборон у страны и безопасность государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Внесудебные
Фактически выполняет вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. Все эти органы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.
Судебные
Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Суды рассматривают дела по различным видам правонарушений, осуществляют контроль над соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанностей.
Роль судов в обеспечении административно-правовых гарантий граждан
В отличие от КоАП РСФСР в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях увеличился перечень дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых является прерогативой судьи (ч. 1 ст. 23.1). К их исключительной компетенции относится более 170 составов административных правонарушений. Кроме того, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях им могут быть переданы дела, которые находились на рассмотрении других органов (ч. 2 ст. 23.1) или органов, которые упразднены (ч. 1 ст. 22.3).
На основании Кодекса РФ об административных правонарушениях только судьи могут назначать все виды административных наказаний. Никакие другие органы не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, если за их совершение следует административное наказание в виде административного ареста, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения и дисквалификации. В Кодексе содержится довольно много составов правонарушений, которые влекут перечисленные меры административного наказания.
Дела об административных правонарушениях помимо судей районных судов, мировых судей, гарнизонных военных судов, рассматривают также судьи арбитражных судов (дела об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности).
Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. Он разрешает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

8. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации18
Основные направления деятельности
  • способствует восстановлению нарушенных прав;
  • способствует совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • способствует развитию международного сотрудничества в области прав человека;
  • способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Рассмотрение жалоб19
  • граждан Российской Федерации;
  • лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации;
  • иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.
Решения в отношении принятия жалобы:
  • принять жалобу к рассмотрению;
  • разъяснить заявителю, какие средства тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  • отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Действия уполномоченного по правам человека по результату рассмотрения жалобы
  • обращение в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участие в процессе в установленных законом формах;
  • обращение в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обращение в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Права
  • рассматривать жалобы граждан о нарушении их законных прав;
  • по собственной инициативе принять соответствующие меры в пределах предоставленной ему компетенции в случае массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
  • беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать различные организации, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, от государственных и негосударственных органов;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

9. Обращения граждан

Обращения граждан20
Понятие
Обращение — это изложенное в письменной или устной форме предложение (замечание), заявление (ходатайство) или жалоба.
Виды
Предложение
Обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, имеющее целью привлечь внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других органов с указанием на пути их устранения.
Заявление
Обращение гражданина в указанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя.
Жалоба
Обращение в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
Ходатайство
Обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления и другие органы о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.
Общее право жалобы21
  • содержит в себе право на административное обжалование и право на судебное обжалование;
  • могут быть обжалованы акты и действия любого государственного органа власти и органа местного самоуправления и их должностного лица;
  • обращение с жалобой на действия (решения), нарушившие права и свободы, подается непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства) либо вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие и объединение, общественное объединение, должностному лицу, государственному служащему;
  • жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина;
  • гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение трех месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Право на специальную жалобу
  • субъектами обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители;
  • специальная жалоба дополняет право на общую административную жалобу;
  • специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащий).

9Следует иметь в виду, что срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Указанный срок может быть продлен решением Министерства иностранных дел РФ или Министерства внутренних дел РФ или его территориальными органами.

10 Что касается ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, пользующихся привилегиями и иммунитетом, то в отношении этой категории граждан и лиц каждое государство самостоятельно устанавливает пределы их ответственности. Так, на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

11 Административное выдворение понимается как вид административного наказания, а депортация — как мера пресечения.

12 Лица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не могут быть признаны беженцами.

13 Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В дальнейшем этот срок может продлеваться каждый последующий год. В случае отказа в признании данного лица беженцем это лицо обязано покинуть территорию Российской Федерации.

14 Паспортную систему можно рассматривать и как совокупность общественных отношений, возникающих между различными государственными органами (органами внутренних дел, военкоматами, органами загса, медицинскими учреждениями, жилищно-коммунальными и иными организациями, занимающимися регистрационным учетом граждан) и гражданами в связи с выдачей им паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом по месту жительства и месту пребывания.

15 Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. В случае внесения в паспорт подобных сведений, отметок и записей паспорт будет являться недействительным.

16 Правила осуществления регистрационного учета регулируются Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

17 Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

18 Правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

19 Уполномоченный по правам человека рассматривает не все жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, а только те, которые заявитель уже обжаловал в судебном либо административном порядке и не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

20 Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

21 Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изм. и доп.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

[an error occurred while processing this directive]