Часть I. Основные институты административного права
Глава 1. Административное право как отрасль права, как наука и как
учебная дисциплина
8. Административное право как учебная дисциплина
Понятие
Административное право как учебная дисциплина — это
обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных
заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям
методики преподавания систему необходимых для получения юридического
образования знаний о государственной администрации.
Отличие науки административного права от учебной дисциплины
Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке.
Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки,
насколько полно административно-правовые нормы и отношения
исследованы учеными. Научные исследования могут быть
несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность
определенных правовых явлений. А курс должен быть полным,
беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все
административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам
учебников приходится пополнять «копилку знаний» об
административно-правовых феноменах или просто комментировать новые
нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в
диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса
административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях,
программах, лекциях. Не все результаты научных исследований
востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только
наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное
количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних
дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе
страниц. Написано много содержательных монографий, статей по
вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания
может быть востребована в учебной литературе.
Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки —
систематизация, приращение знаний, критический анализ системы
правовых норм, реальных общественных отношений с использованием
разнообразных методов исследований. Учебная дисциплина призвана
довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик
преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на
практике сведения, выводы, рекомендации.
Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях
зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о
государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как
правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах
административного права на юридических факультетах университетов, в
юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная
дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных
исследований детерминировано существующими административно-правовыми
актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит
от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных
планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия,
от авторов учебников.
Пользуйся браузерами Yandex, Firefox, Opera, Edge - они
правильно отражают формулы, встречающиеся на страницах, как в
десктопном, так и в мобильном вариантах.
Отключи на минуту блокираторы рекламы и нажми на пару
баннеров на странице. Тебе ничего не будет стоить, а сайту поможешь
материально.