Субъект | ||
---|---|---|
Понятие | ||
Субъектом административно-правового отношения являются два и более участника, как минимум, один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. | ||
Виды | ||
Индивидуальные | К их числу относятся все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты и т.д.), а также должностные лица органов исполнительной власти. | |
Коллективные | Как правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе различные государственные органы. | |
Особенности | ||
|
||
Объект | ||
Понятие1 | ||
Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений. | ||
Подходы к определению объекта | ||
Ю. М. Козлов, P.O. Халфина и др. в качестве единственного объекта любого правоотношения признают действия, поведение людей2. | ||
Н.Г. Александров, В.М. Манохин, Г.И. Петров и др. выделяют два вида объектов правоотношения: объект имущественных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей3. | ||
Д.Н. Бахрах выделяет непосредственные (действия и поведение) и отдаленные объекты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) административно-правовых отношений4. | ||
Содержание | ||
Субъективные права | Предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, предусмотренные объективным правом. | |
Юридические обязанности | Предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). |
1 Согласно монистической концепции объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм. В то же время в соответствии с плюралистической концепцией объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Вторая концепция считается более современной и разделяется большинством специалистов. См.: Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2001. - С. 530.
2 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. - М., 1974; Козлов Ю.М. Административные правоотношения. - М., 1976.
3 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. - М., 1961; Манохин В.М. Советская государственная служба. - М., 1966; Петров Г.И. Советское административное право. - М., 1961.
4 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 48.