Целью настоящей лабораторной работы является изучение основ проектирования нечетких систем управления на основе инструментального средства Fuzzy Logic Toolbox среды Matlab.
Входные величины:
Выходная величина:
Сила торможения (0-100).
Термы для лингвистических переменных расстояние и скорость: очень_мало (VS), мало (S), средне (M), велико (B), очень_велико (VB).
Для лингвистической переменной сила_торможения задать следующие термы: близка_к_нулю (Z), четверть (OQ), половина (H), три_четверти (TQ), полная (FU).
Исходные данные для моделирования представлены в таблицах 1-4:
Название терма (NAME) | Тип функции принадлежности (TYPE) | Диапазон изменения (PARAMS) |
---|---|---|
Очень малая | трапецеидальная | [0 0 20 60] |
Малая | треугольная | [20 60 100] |
Средняя | треугольная | [60 100 140] |
Большая | треугольная | [100 140 180] |
Очень большая | трапецеидальная | [140 180 200 200] |
Название терма (NAME) | Тип функции принадлежности (TYPE) | Диапазон изменения (PARAMS) |
---|---|---|
Очень малая | трапецеидальная | [0 0 50 150] |
Малая | треугольная | [50 150 250] |
Средняя | треугольная | [150 250 350] |
Большая | треугольная | [250 350 450] |
Очень большая | трапецеидальная | [350 450 500 500] |
Название терма (NAME) | Тип функции принадлежности (TYPE) | Диапазон изменения (PARAMS) |
---|---|---|
Близка к нулю | трапецеидальная | [0 0 10 30] |
Четверть | треугольная | [10 30 50] |
Половина | треугольная | [30 50 70] |
Три четверти | треугольная | [50 70 90] |
Полная | трапецеидальная | [70 80 100 100] |
Скорость | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
VS | S | M | B | VB | ||
Расстояние | VS | H | TQ | FU | FU | FU |
S | OQ | H | TQ | FU | FU | |
M | Z | OQ | H | TQ | FU | |
B | Z | Z | OQ | H | TQ | |
VB | Z | Z | Z | OQ | H |
Рис. 1. Ввод
входных переменных
Рис. 2. Задание термов для скорости, расстояния и силы
торможения
Рис. 3.
Редактор функций принадлежности
Рис. 4.
Задание количества и типа термов
Рис. 5. Окно редактора функции при вводе значений
переменной
Рис. 6. Окно
редактора правил
Рис. 7. Окно логического вывода в графической форме
Рис. 8. Окно
поверхности вывода
По заполненной базе знаний мы получили в результате использования инструмента нечеткой логики вполне четкие данные, которые позволяют измерить достаточно четко силу торможения, необходимую для определенного тормозного пути при определенной скорости.