По управляющему воздействию субъекта отношений | |
---|---|
Основные | Непосредственно выражают формулу «субъект - объект», в которой проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Они возникают между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между руководителями и подчиненными и т.д. |
Не основные | Складываются в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим назначением управляющее воздействие субъекта управления на объект. Неосновные отношения строятся по формуле «субъект - субъект» (например, два федеральных органа исполнительной власти решают совместно те или иные управленческие проблемы, затрагивающие их деятельность). |
По направлению деятельности | |
Внешние | Направлены непосредственно на реализацию функции управления применительно к управляемым объектам. |
Внутриорганизационные | Связаны с формированием управленческих структур сверху донизу с определением порядка взаимодействия между исполнительными органами и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между ними. Такие отношения выражают интересы самоорганизации системы исполнительной власти и ее структурных подразделений. |
По характеру отношений, возникающих между субъектами административно-правовых отношений1 | |
Горизонтальные2 | Возникают в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. |
Вертикальные | Возникают в случае, если одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления (например, между министерством и подведомственным ему предприятием). |
Субординационные | Базируются на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). |
Координационные | Используют властные полномочия для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. |
Реординационные | Обеспечивают обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (например, отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры). |
По целям | |
Регулятивные | Регулируют нормальные экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи регулятивных отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций. |
Охранительные | Направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. |
По направлениям деятельности | |
|
|
В зависимости от особенностей участников управленческих отношений4 | |
|
|
По организационной направленности5 | |
Организационно-управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти | Возникают в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. |
Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности | Опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности. |
Общегосударственные контрольно-организационные отношения | Возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам). |
Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения | Возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля над законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий, судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления. |
1 Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные, координационные и реординационные, получившее широкое распространение в 80-е годы XX в. См. подробнее: Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. - М., 1987; Юсупов В.А. Теория административного права. - М., 1985.
2 Д.Н. Бахрах отмечает, что горизонтальные административные правоотношения в 90-х годах XX в. получили широкое распространение, появилась новая разновидность источников административного права - административный договор. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. - С. 47.
3 Стартов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. - Т. 1: История. Наука. Предмет. Субъекты. - М., 2002. - С. 415.
4 Данные отношения не могут возникать между гражданами и общественными объединениями.
5 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекции. - Саратов, 2001. - С. 38-52.