- правовым основанием для организации и функционирования
органов исполнительной власти являются законодательные акты
Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует отметить, что
в отличие от предыдущих конституций Конституция РФ 1993 г. не дает
полного представления об этих органах, их правовом статусе и
структуре. Поэтому указанные вопросы решаются нормами федеральных
законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ,
актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти,
законами субъектов Федерации, уставами и иными нормативными
правовыми актами;
- формируются государством, выступают по его поручению и в
его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций
органы исполнительной власти наделяются государственно-властными
полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный
характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных
законодательством Российской Федерации, действовать
самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять
различные мероприятия по проведению их в жизнь;
- подчиненность органов исполнительной власти строится по
вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной
власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам, а указания
последних обязательны для нижестоящих;
- не подотчетны и не подконтрольны органам представительной
власти. Однако это не исключает взаимодействие указанных
органов в сфере функционирования исполнительной власти. В
частности, Государственная Дума Федерального Собрания дает
согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства
РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ. Кроме того,
законодательные акты, принятые российским парламентом, требуют
дальнейшего проведения их в жизнь именно в рамках реализации
исполнительной власти;
- деятельность органов исполнительной власти подзаконна,
они осуществляют управление на основе и во исполнение закона. Это
означает, что во всей своей деятельности указанные органы должны
следовать требованиям Конституции РФ, конституций республик,
уставов субъектов Федерации, законов, указов Президента РФ и
других нормативных правовых актов;
- образуются на федеральном уровне и на уровне субъектов
Федерации в соответствии с учетом особенностей федеративного
устройства Российской Федерации.
|