Головистикова Анастасия Николаевна

Административное право России в таблицах и схемах

Часть I. Основные институты административного права

Глава 4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права

2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти

Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
Понятие
Орган исполнительной власти - это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Основные черты, характеризующие положение органов исполнительной власти
  • правовым основанием для организации и функционирования органов исполнительной власти являются законодательные акты Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует отметить, что в отличие от предыдущих конституций Конституция РФ 1993 г. не дает полного представления об этих органах, их правовом статусе и структуре. Поэтому указанные вопросы решаются нормами федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами;
  • формируются государством, выступают по его поручению и в его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством Российской Федерации, действовать самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять различные мероприятия по проведению их в жизнь;
  • подчиненность органов исполнительной власти строится по вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам, а указания последних обязательны для нижестоящих;
  • не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Однако это не исключает взаимодействие указанных органов в сфере функционирования исполнительной власти. В частности, Государственная Дума Федерального Собрания дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ. Кроме того, законодательные акты, принятые российским парламентом, требуют дальнейшего проведения их в жизнь именно в рамках реализации исполнительной власти;
  • деятельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществляют управление на основе и во исполнение закона. Это означает, что во всей своей деятельности указанные органы должны следовать требованиям Конституции РФ, конституций республик, уставов субъектов Федерации, законов, указов Президента РФ и других нормативных правовых актов;
  • образуются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации.

Часть I. Основные институты административного права. Глава 4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права. 1. Понятие и виды субъектов административного права Содержание Часть I. Основные институты административного права. Глава 4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права. 3. Виды органов исполнительной власти

микротоковая терапия


Пользуйся браузерами Yandex, Firefox, Opera, Edge - они правильно отражают формулы, встречающиеся на страницах, как в десктопном, так и в мобильном вариантах.

Отключи на минуту блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров на странице. Тебе ничего не будет стоить, а сайту поможешь материально.


Индекс цитирования Яндекс.Метрика