Закрепление знаний и практических навыков работы на персональном компьютере с использованием современных компьютерных технологий.
Контрольная работа состоит из четырех заданий, выполняемых в MS Office. Решение задач должно быть представлено в виде книги MS Excel и пояснительной записки, подготовленной в MS Word.
Задание 1. Протабулировать (вычислить) заданную функцию (таблица 1) на указанном диапазоне с шагом h. Построить график функции.
Задание 2. Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности (таблица 2).
Задание 3. Найти корни уравнения (таблица 3), используя команду «Подбор параметра».
Задание 4. Описать технологию работы со списками в электронной таблице Excel (создания списка, сортировки, установки фильтрации, подведения промежуточных и общих итогов, создания сводной таблицы) в пояснительной записке в текстовом редакторе MS Word. Подготовить книгу Excel с примерами, демонстрирующими технологию работы со списками.
Варианты заданий на контрольную работу выдаются преподавателем.
При работе над заданием рекомендуется использовать литературу по MS Office и систему помощи (справки) по MS Office.
Работа должна быть представлена на бумажном (пояснительная записка) и электронном (в виде файлов на дискете) носителях. Пояснительная записка должна быть отпечатана на стандартных листах формата А4 (210×297 мм). На дискете должны быть документы в форматах MS Word (пояснительная записка) и MS Excel (рабочая книга, содержащая листы с четырьмя решенными заданиями). При необходимости файлы могут быть заархивированы.
Текст пояснительной записки должен быть набран с учетом следующих параметров: поля документа сверху - 2,5 см, снизу - 2,5 см, слева - 3,0 см, справа - 1,5 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1, выравнивание - по ширине страницы, автоматическая нумерация страниц. Рисунки и таблицы должны иметь поясняющие надписи и быть пронумерованы.
Содержание пояснительной записки:
При оформлении листов рабочей книги MS Excel необходимо использовать возможности форматирования и защиты данных (заголовков таблиц, формул и т.п.) от изменений.
При оформлении работы студент должен показать владение технологиями работы с пакетом MS Office (MS Word и MS Excel).
Задание должно быть представлено в деканат очно-заочного отделения за месяц до начала установочной сессии.
№ варианта | Уравнения | Отрезок, содержащий корень | Шаг |
---|---|---|---|
1 | 3\sin\sqrt{x}+0,35x-3,8=y | [2; 3] | 0,1 |
2 | 0,25x^3+x-1,2502=y | [0; 2] | 0,2 |
3 | x+\sqrt{x}+\sqrt[3]{x}-2,5=y | [0,4; 1] | 0,05 |
4 | x-\frac{1}{(3+\sin{3,6x})}=y | [0; 0,85] | 0,05 |
5 | 0,1x^2-x\ln x=y | [1; 2] | 0,1 |
6 | tg\ x-\frac{1}{3}tg^3x+\frac{1}{5}tg^5x-\frac{1}{3}=y | [0; 0,8] | 0,05 |
7 | \arccos x-\sqrt{1-0,3x^3}=y | [0; 1] | 0,1 |
8 | 3x-4\ln x-5=y | [2; 4] | 0,2 |
9 | \cos\frac{2}{x}-2\sin\frac{1}{x}+\frac{1}{x}=y | [1; 2] | 0,1 |
10 | \sqrt{1-0,4x^2}-\arcsin x=y | [0; 1] | 0,1 |
11 | e^x-e^{-x}-2=y | [0; 1] | 0,1 |
12 | \sin(\ln x)-\cos(\ln x)+2\ln x=y | [1; 3] | 0,2 |
13 | x-2+\sin\frac{1}{x}=y | [1,2; 2] | 0,08 |
14 | e^x+\ln x-10x=y | [3; 4] | 0,1 |
15 | \cos x-e^{-\frac{x^2}{2}}+x-1=y | [1; 2] | 0,1 |
16 | 1-x+\sin x-\ln(1+x)=y | [0; 1,5] | 0,15 |
17 | 3x-14+e^x-e^{-x}=y | [1; 3] | 0,2 |
18 | \sqrt{1-x}-tg\ x=y | [0; 1] | 0,1 |
19 | x+\cos{(0,52x+2)}=y | [0,5; 1] | 0,05 |
20 | 3\ln(2x)+6\ln x-5=y | [1; 3] | 0,2 |
21 | \sin{x^2}+\cos{x^2}-10x=y | [0; 1] | 0,1 |
22 | x^2-\ln(1+x)-3=y | [2; 3] | 0,1 |
23 | 2x\sin x-\cos x=y | [0,4; 1] | 0,05 |
24 | e^x+\sqrt{1+e^{2x}}-2=y | [-1; 0] | 0,1 |
25 | \ln x-x+1,8=y | [2; 3] | 0,1 |
26 | x\ tg\ x-\frac{1}{3}=y | [0,2; 1] | 0,05 |
27 | tg\frac{x}{2}-ctg\frac{x}{2}+x=y | [1; 2] | 0,1 |
28 | 0,4+arctg\sqrt{x}-x=y | [1; 2] | 0,1 |
29 | \sqrt{1-x}-\cos\sqrt{1-x}=y | [0; 1] | 0,1 |
30 | 0,6\cdot3^x-2,3x-3=y | [2; 3] | 0,1 |
№ варианта | Сумма ряда | Точное решение |
---|---|---|
1 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{(k+1)^3}{k!};\ M=10 | 15e |
2 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{k^n}{k!};\ n=4,\ M=12 | 15e |
3 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{k!}{(n+k-1)!};\ n=5,\ M=8 | \frac{1}{(n-2)(n-1)!} |
4 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{(-1)^k}{k!(k+1)!};\ M=10 | 0,476725 |
5 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{(-1)^{k+1}}{(2k-1)2k(2k+1)!};\ M=10 | \frac{1}{2}(1-\ln2) |
6 | \sum\limits_{k=1}^M(-1)^{k+1}\frac{1}{(3k-2)};\ M=10 | \frac{1}{3}\left(\frac{\pi}{3}+\ln2\right) |
7 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{1}{(8k-1)(8k+1)};\ M=12 | \frac{1}{2}-\frac{\pi}{16}\left(\sqrt{2}+1\right) |
8 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{1}{2^k\ k};\ M=12 | \ln2 |
9 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{1}{2^k\ k^2};\ M=8 | \frac{\pi^2}{12}-\frac{1}{2}\left(\ln2\right)^2 |
10 | \sum\limits_{k=0}^M(-1)^k\frac{1}{n^{2n}};\ n=3,\ M=10 | \frac{n^2}{n^2+1} |
11 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{1}{k!};\ M=8 | e |
12 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{(-1)^k}{k!};\ M=10 | \frac{1}{e} |
13 | 2\sum\limits_{k=1}^M\frac{k}{(2k+1)!};\ M=8 | \frac{1}{e} |
14 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{k}{(k+1)!};\ M=10 | 1 |
15 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{1}{(2k)!};\ M=8 | \frac{1}{2}\left(e+\frac{1}{e}\right) |
16 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{(-1)^k}{(2k)!};\ M=8 | \cos1 |
17 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{1}{(2k+1)!};\ M=10 | \frac{1}{2}\left(e-\frac{1}{e}\right) |
18 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{(-1)^{k-1}}{(2k-1)!};\ M=8 | \sin1 |
19 | \sum\limits_{k=0}^{M}aq^k;\ a=2,7;\ q=0,5;\ M=12 | \frac{a}{1-q} |
20 | \sum\limits_{k=1}^M(-1)^{k+1}\frac{1}{k^2};\ M=14 | \frac{\pi}{2} |
21 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{(-1)^{k+1}}{(2k-1)^3};\ M=14 | \frac{\pi}{32} |
22 | \sum\limits_{k=0}^{M}(a+kr)q^k;\ a=3,7;\ r=1,1;\ q=-0,5;\ M=12 | \frac{a}{1-q}+\frac{rq}{(1-q)^2} |
23 | \sum\limits_{k=1}^M(-1)^{k+1}\frac{k}{(k+1)^2};\ M=15 | \frac{\pi^2}{12}-\ln2 |
24 | \sum\limits_{k=1}^M(-1)^{k+1}\frac{1}{3k-2};\ M=16 | \frac{1}{3}\left(\frac{\pi}{\sqrt{3}}+\ln2\right) |
25 | \sum\limits_{k=1}^M(-1)^{k+1}\frac{1}{3k-1};\ M=14 | \frac{1}{3}\left(\frac{\pi}{\sqrt{3}}-\ln2\right) |
26 | \sum\limits_{k=1}^M(-1)^{k+1}\frac{1}{4k-3};\ M=16 | \frac{1}{4\sqrt{2}}\left[\pi+2\ln\left(\sqrt{2}+1\right)\right] |
27 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{(-1)^k}{(k!)^2};\ M=8 | 0,223891 |
28 | \sum\limits_{k=0}^M\frac{(-1)^k}{k!(k+1)!};\ M=10 | 0,576725 |
29 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{(-1)^k}{(2k-1)2^{2k-1}};\ M=8 | arctg(2)-\frac{\pi}{2} |
30 | \sum\limits_{k=1}^M\frac{k^2}{k!};\ M=10 | 2e |
№ варианта | Уравнения | Отрезок, содержащий корень | Приближенное значение |
---|---|---|---|
1 | 1-x+\sin x-\ln(1+x)=0 | [0; 1,5] | 1,1474 |
2 | 3x-14+e^x-e^{-x}=0 | [1; 3] | 2,0692 |
3 | \sqrt{1-x}-tg\ x=0 | [0; 1] | 0,5768 |
4 | x+\cos(x^{0,52}+2)=0 | [0,5; 1] | 0,9892 |
5 | 3\ln^2x+6\ln x-5=0 | [1; 3] | 1,8832 |
6 | \sin{x^2}+\cos{x^2}-10x=0 | [0; 1] | 0,1010 |
7 | x^2-\ln(1+x)-3=0 | [2; 3] | 2,0267 |
8 | 2x\sin x-\cos x=0 | [0,4; 1] | 0,6533 |
9 | e^x+\sqrt{1+e^{2x}}-2=0 | [-1; 0] | -0,2877 |
10 | \ln x-x+1,8=0 | [2; 3] | 2,8459 |
11 | x\ tg\ x-\frac{1}{3}=0 | [0,2; 1] | 0,5472 |
12 | tg\frac{x}{2}-ctg\frac{x}{2}+x=0 | [1; 2] | 1,0769 |
13 | 0,4+arctg\sqrt{x}-x=0 | [1; 2] | 1,2388 |
14 | \sqrt{1-x}-\cos\sqrt{1-x}=0 | [0; 1] | 0,4538 |
15 | 0,6\cdot3^x-2,3x-3=0 | [2; 3] | 2,4200 |
16 | 3\sin\sqrt{x}+0,35x-3,8=0 | [2; 3] | 2,2985 |
17 | 0,25x^3+x-1,2502=0 | [0; 2] | 1,0001 |
18 | x+\sqrt{x}+\sqrt[3]{x}-2,5=0 | [0,4; 1] | 0,7376 |
19 | x-\frac{1}{3+\sin{3,6x}}=0 | [0; 0,85] | 0,2624 |
20 | 0,1x^2-x\ln x=0 | [1; 2] | 1,1183 |
21 | tg\ x-\frac{1}{3}tg^3x+\frac{1}{5}tg^5x-\frac{1}{3}=0 | [0; 0,8] | 0,3333 |
22 | arccos\ x-\sqrt{1-0,3x^3}=0 | [0; 1] | 0,5629 |
23 | 3x-4\ln x-5=0 | [2; 4] | 3,2300 |
24 | \cos\frac{2}{x}-2\sin\frac{1}{x}+\frac{1}{x}=0 | [1; 2] | 1,8756 |
25 | \sqrt{1-0,4x^2}-arcsin\ x=0 | [0; 1] | 0,7672 |
26 | e^x-e^{-x}-2=0 | [0; 1] | 0,8814 |
27 | \sin(\ln x)-\cos(\ln x)+2\ln x=0 | [1; 3] | 1,3749 |
28 | x-2+\sin\frac{1}{x}=0 | [1,2; 2] | 1,3077 |
29 | e^x+\ln x-10x=0 | [3; 4] | 3,5265 |
30 | \cos x-e^{-\frac{x^2}{2}}+x-1=0 | [1; 2] | 1,0804 |
Рассмотрим процедуру построения графика функции Y=\cos^2(\pi x) при x\in[0;\ 1].
Для построения графика функции необходимо сначала построить таблицу ее значений при различных значениях аргумента, причем аргумент изменяется с фиксированным шагом. Будем считать, что шаг h = 0,1.
Необходимо создать первый столбец х: 0; 0,1; 0,2; 0,3; ...; 1 и второй столбец y = f(x): y(0), y(0,1), y(0,2), ..., y(1). В создании столбцов Вам поможет приведенная ниже таблица.
Ячейка | Величина | Значение или формула |
---|---|---|
В1 |
h - шаг | 0,1 |
В4 |
Нижняя граница диапазона x | 0 |
В5 |
Следующее значение по x вычисляем формулой | =В4+$В$1 |
В6:В14 |
Значения переменной x на заданном диапазоне | Копируем ячейку В5 на диапазон В6:В14 |
С4 |
Значение функции y в точке х = 0 (используйте Мастер функций) | =COS(ПИ()*В4)^2 |
С5:С14 |
Значения функции y на заданном диапазоне | Копируем ячейку С4 на диапазон С5:С14 |
С помощью Мастера диаграмм построить диаграмму типа
точечная «график» (исходные данные - диапазон В4:С14
),
указав при этом, что метками оси Х являются значения первого столбца (В4:В14
).
Результат показан на рис.1.
Рис.1. Решение задачи 1
Аналогично задаче 1 получаем первый столбец значений K,
где 1 ≤ K ≤ N, и столбец f(K).
Значение суммы можно получить, например, по формуле: =СУММ(С5:С14)
,
где С5:С14
- диапазон ячеек столбца f(K), а
ячейка С15
содержит формулу суммы.
Погрешности вычисляются по формулам: \Delta=\frac{S}{T} и \Psi=\frac{\Delta}{T}. Здесь Δ - абсолютная погрешность, S - сумма ряда, T - точное значение суммы, Ψ - относительная погрешность.
Пример решения задачи 2 показан на рис.2.
Рис.2. Решение задачи 2
Найти корни уравнения (полинома) x^3-0,01x^2-0,7044x+0,139104=0.
У полинома третьей степени три корня. Для нахождения корней
их нужно предварительно локализовать. С этой целью необходимо построить
график функции или ее протабулировать. Протабулируем полином на отрезке
[-1; 1] с шагом 0,2. Результат приведен на рисунке 2, где в ячейку В2
введена формула =А2^3-0,01*A2^2-0,7044*A2+0,139104
.
Из рис.3 видно, что полином меняет знак на интервалах: [-1; -0,8], [0,2; 0,4], [0,6; 0,8]. Это означает, что на каждом из них имеется корень данного полинома. Таким образом, мы локализовали все три вещественных корня нашего полинома.
Найдем корни полинома методом последовательных приближений с помощью команды Сервис меню Подбор параметра. Относительная погрешность вычислений и предельное число итераций задаются на вкладке Вычисления диалогового окна Параметры, открываемого командой Сервис, Параметры.
Зададим относительную погрешность и предельное число
итераций равными 0,00001 и 1000 соответственно. В качестве начальных
приближений можно взять любые точки из отрезков локализации корней.
Возьмем, например, их средние точки: -0,9; 0,3 и 0,7 и введем их в
диапазон ячеек C2:C4
. В ячейки D2:D4
скопируем
ячейку В2
. Таким образом, в ячейках D2:D4
вычисляются значения полинома при значениях аргумента, введенного в
ячейки С2:С4
соответственно.
Теперь выберем команду Сервис, Подбор параметра и заполним диалоговое окно Подбор параметра:
Установить в ячейке: | $D$2 |
Значение | 0 |
Изменяя значение ячейки | $C$2 |
Вводить ссылки на ячейки надо не с клавиатуры, а указателем мыши.
После нажатия кнопки OK средство подбора параметров
находит приближенное значение корня, которое помещает в ячейку С2
.
В данном случае оно равно -0,919999.
Аналогично в ячейках С3
и С4
находим два оставшихся корня. Они равны 0,20999 и 0,71999.
Рис.3. Окно исходной информации для решения задачи 3
Замечание. В Вашем случае (таблица 3) решается трансцендентное уравнение, которое имеет единственный корень на заданном отрезке. Поэтому локализация корней не требуется.
Для демонстрации возможностей работы со списками в электронной таблице MS Excel необходимо подготовить примеры и разместить их на листе рабочей книги. На рис.4-9 показаны фрагменты таблиц на тему «Автокаталог».
Рис.4. Таблица с исходным списком
Рис.5. Таблица после сортировки
Рис.6. Использование фильтра
Рис.7. Использование расширенного фильтра
Рис.8. Подведение итогов
Рис.9. Сводная таблица
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.