Хорошее программное обеспечение создается людьми. Так же как и плохое. Именно поэтому основная тема этой книги - не аппаратное и не программное обеспечение, а человеческий фактор в программировании (peopleware). Первое издание «Constantine on Peopleware» признано классическим трудом в области информационных технологий. Новая книга Ларри Константина включает все 52 легендарные статьи из предыдущей книги и 25 новых эссе.
Peopleware охватывает все аспекты, связанные с ролью людей в разработке программного обеспечения. Это качество и продуктивность, модели и методы, динамика поведения коллектива, руководство проектами, разработка интерфейсов и взаимодействие между человеком и компьютером, психология и процессы мышления. В данное издание включены два новых раздела, посвященных организационной культуре и юзабилити программных продуктов.
Памяти Денниса Дэви и Кена МакКензи - и всем, кто открыл путь
Ни одна книга не является результатом труда одного человека, а эта, с ее упором на сотрудничество и совместную инициативу, с самого начала создавалась совместными усилиями. В ее основе лежат написанные мною статьи, которые появились благодаря настойчивости и дальновидности моих редакторов, Ларри О'Брайэна (Larry O'Brien) и Мэри Лензи (Marie Lenzie). Ларри заманил меня в мир постоянных крайних сроков, предложив лучшее место на страницах журнала Computer Language Magazine для публикации статей обо всем, что меня интересует. Мэри привела меня в журнал Object Magazine, где среди знатоков процессов и технологий я был чудаком, ориентированным на человеческий фактор. И Ларри, и Мэри были не только хорошими редакторами, но и моими хорошими друзьями в течение многих лет. Усилия Ларри поддержала группа талантливых и очень терпеливых людей из Miller Freeman Publications, включая Гретхен Бэй (Gretchen Bay), Николь Фримэн (Nicole Freeman), Мишель Гэхи (Michele Gehee) и Николь Кларо (Nicole Claro), которые справились с причудами моего стиля и смогли снести мои порой невыносимые лекции по электронной почте.
Выражаю свою благодарность Полу Петралии (Paul Petralia), редактору издательства Prentice Hall, за энтузиазм, с которым он вдохнул новую жизнь в старый проект. За последние штрихи профессионализма в рукописи я благодарен Мэри Судул (Mary Sudul), которая была усердным выпускающим редактором этой книги, и Хэриет Телем (Harriet Tellem), внесшей существенный вклад в первое издание.
В список редакторов, которые помогали мне в подготовке книги, я добавил бы имя моего лучшего критика и советчика, Люси Локвуд (Lucy Lockwood). Она мой партнер в жизни и в работе и обычно первая читает то, что я пишу, и первая говорит о моих писательских взлетах и падениях. Спасибо, Люси. Спасибо всем.
Хорошее программное обеспечение берет начало не в применении CASE1-инструментов, методов визуального программирования, ускоренной разработки программ или объектно-ориентированной технологии. Хорошее программное обеспечение создается людьми. Так же, как и плохое. В 1992 году я начал вести колонку в журнале, исходя из простого принципа: поскольку программное обеспечение создается и применяется людьми, то наилучшее понимание людей - как они работают, каким образом выполняют свою работу, как взаимодействуют между собой - является основой для усовершенствования программного обеспечения и процесса его разработки. Таким образом, основным предметом заметок в этой колонке было не аппаратное (hardware) и не программное (software) обеспечение, а человеческий фактор в программировании (peopleware).
В области, которая изобилует неологизмами, термин «peopleware» - один из немногих, которые действительно стоило выдумать. По-видимому, в печатном издании этот термин первым применил Питер Г.Ньюман (Peter G.Newmann), который, наверное, более всего известен по своим регулярным статьям о риске потребителей и опасностях компьютеров и компьютерных программ для человека. В 1976 году его статья «Peopleware in Systems» была опубликована в книге, получившей свое название от этой статьи. Судя по всему, этот термин придумал Меилир Пейдж-Джонс (Meilir Page-Jones), который использовал его в 1980 году в своей книге «Practical Guide to Structured Systems Design» (Практическое введение в проектирование структурированных систем) - книге, в конце концов сделавшей мою работу по структурному проектированию более понятной для обычного программиста. Но постоянное место в лексиконе нашей отрасли этот термин обрел, скорее всего, после того как в 1987 году под таким заголовком вышла небольшая, но великолепная книга Тома ДеМарко (Tom DeMarco) и Тима Листера (Tim Lister) [33]2. Таким образом, можно сказать, что название для своей колонки, «Peopleware», я позаимствовал из самых лучших источников.
На самом деле «человеческий фактор в программировании» (peopleware) является третьей волной компьютерной революции. Сначала произошел кризис, связанный с аппаратным обеспечением. Одно время мы думали, что наши проблемы возникают из-за аппаратного обеспечения. Нам казалось, что если бы только у нас были более быстрые и мощные компьютеры с большими объемами памяти и более совершенными периферийными устройствами, мы смогли бы создавать более совершенные системы и решать наши задачи. И вот мы получили лучшие компьютеры. Год от года аппаратное обеспечение становилось все быстрее, память - больше, а периферийные устройства - более разнообразными и эргономичными. Однако наши проблемы не исчезли. Мы все еще продолжали создавать системы, трудные для применения. Мы все также опаздывали с завершением своих проектов и превышали запланированный для них бюджет. Поэтому мы решили, что на самом деле проблема состоит в программном обеспечении, после чего линия фронта в компьютерной революции переместилась к рубежу, который многие стали называть «кризисом программного обеспечения». Если бы только у нас были более совершенные инструменты, языки более высокого уровня, более мощные библиотеки компонентов и программы для создания программ, мы смогли бы решать наши задачи и создавать хорошие системы вовремя и в пределах бюджета. Языки третьего поколения стали еще более сложными и породили языки четвертого поколения (4GL). Компиляторы становились все быстрее и эффективнее. Библиотеки компонентов многократного использования расширялись, редакторы стали контекстно-зависимыми, а разнообразные инструменты автоматизированной разработки программного обеспечения появлялись, как грибы после дождя. Вслед за структурной революцией, давшей нам структурное проектирование и анализ, стало развиваться и набирать популярность объектно-ориентированное направление. Однако графики работ по-прежнему не выполнялись, бюджеты превышались, а количество ошибок в программах упрямо не желало становиться меньше.
В конце концов, подобно Пого и его легендарным друзьям из Окифиноки, на своем опыте мы выяснили, в чем тут дело. Как мудро сказал этот маленький опоссум: «Мы встретили врага - это мы сами». И это действительно так. Все сводится к человеческому фактору в программировании. Мы являемся проблемой, и мы же являемся ее решением. Как удобно.
Человеческий фактор в программировании охватывает довольно широкую область. Сюда входит все, что связано с ролью людей в процессе разработки программного обеспечения и приложений. В заметках и в книге затрагиваются разнообразные темы: качество и продуктивность, работа в команде, динамика поведения коллектива, личность и программирование, руководство проектом и организационные вопросы, разработка интерфейса и взаимодействие между человеком и машиной, познавательная деятельность, психология, процессы мышления.
Все эти предметы интересуют и увлекают меня. Я получил ученую степень по менеджменту отчасти потому, что это позволило мне соединить компьютеры и теорию систем с психологией. Моя диссертация была посвящена психологии программирования на компьютере. В течение нескольких лет я знакомил тысячи студентов и десятки коллег с работами психолога Джорджа Миллера (George Miller) и его магическим числом (конечно, я имею в виду 7±23). Структура схем была тщательно продумана таким образом, чтобы облегчить формирование визуальных понятий и решение задач. Связывание и сцепление, эти устоявшиеся метрики, лежащие в основе структурного проектирования, в действительности имеют отношение к восприятию людьми компьютерных программ. Сложными или простыми программы делает именно то, что кажется простым или сложным для программистов, которые эти программы пишут, сопровождают и модифицируют.
В известном смысле я могу избегать тему человека не больше, чем тему компьютеров. Казалось, мне удалось уйти от этих вопросов, когда в июле 1976 года я попрощался с компьютерной областью и объявил о своей независимости (Америка как раз отмечала двухсотлетие своего суверенитета). Будучи по образованию семейным врачом, я больше десяти лет потратил на частную практику и работу в медицинской организации, помогая супружеским парам, семьям или просто больным людям. Но силам вселенной было угодно снова вернуть меня в пределы технологии.
Человеческий фактор является перекрестком в этих пределах, пересечением, где сходятся магистрали из моих разных миров. Управление, организационное развитие, личность, моделирование, инструменты, методы, процессы, взаимодействие между компьютером и человеком и т.д. Во всех этих областях в то или иное время я либо писал, либо работал, либо преподавал. Колонка в журнале дала мне повод еще раз окинуть взглядом панораму отрасли. Подобно Чарльзу Куралту (Charles Kuralt), я мог останавливаться для исследования интересной идеи, решать возникавшие задачи и проходить по главным дорогам и магистралям в области разработки программного обеспечения и приложений.
Эта книга является сборником путевых заметок, начатых еще в Computer Language Magazine и продолженных в переименованном Software Development. Мои заметки выходили под рубрикой с простым названием «Peopleware». В этой книге собраны заметки из этой колонки, а также несколько других, тесно связанных с этой темой и опубликованных в других местах. Эти статьи и эссе были отредактированы в интересах последовательности изложения. Восстановлены некоторые материалы, которые были сокращены при публикации статей в журналах. Таким образом, данная подборка является «редакцией режиссера», в которой статьи размещены в квазилогических разделах, чтобы создать определенную иллюзию организации материала. Однако это не энциклопедия или учебник, и даже не карта огромной территории под названием «человеческий фактор в программировании», а только путевой журнал одного странника.
Путешествие продолжается.
1 CASE (computer-aided software engineering) – автоматизированное проектирование и создание программ. – Примеч. науч. ред.
2 Т.ДеМарко и Т.Листер «Человеческий фактор: эффективные проекты и команды». – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, I кв. 2004 г.
3 Число, выведенное в 1956 году психологом Джорджем Миллером, относится к возможности человека обрабатывать в кратковременной памяти только от пяти до девяти элементов. - Примеч. науч. ред.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.