(Последняя заметка из серии «Peopleware» появилась в мартовском выпуске журнала Software Development за 1995 год. Когда колонку внезапно закрыли, у меня уже был черновик апрельской заметки, которую я предполагал написать в более шутливом стиле в соответствии с первым днем этого месяца. Мне долго казалось несправедливым, что те читатели, которые на протяжении значительного времени оставались верны этим заметкам, были лишены возможности услышать лебединую песню этой серии. Поэтому предлагаю вашему вниманию ту самую «потерянную заметку».)
Peopleware™. Хотите верьте, хотите нет, но это торговая марка. В подтверждение этого в моем почтовом ящике появилось письмо как раз в то время, когда я заканчивал подготовку первого издания этой книги (Constantine, 1995 [26]). В письме выражалось беспокойство по поводу того, что это слово может ввести людей в заблуждение. Будущие покупатели книги могут подумать, что я написал историю неизвестной компании, которая и является владельцем этого названия.
Я не особенно волновался, как, впрочем, и юристы из издательства Prentice Hall. Для удержания торговой марки нельзя допускать ее перехода во всеобщее достояние вследствие широкого, бессистемного и неконтролируемого применения. Такая участь постигла многие старые торговые марки, такие как эскалатор и керосин. Для того чтобы иметь право на обладание торговой маркой, вы должны быть первым, кто использовал ее в торговле, и вы должны тщательно охранять ее. Например, если я напишу в своей заметке, что я пил Соке®, но не напишу это слово с заглавной буквы или не поставлю после него магический значок «зарегистрированной» марки, то милые люди из Coca Cola™, которые зорко за всем следят, направят мне вежливое, но настойчивое письмо с напоминанием о том, что это зарегистрированная торговая марка и что ее следует всегда писать с заглавной буквы, и желательно, чтобы после нее стоял знакомый значок с буквой R в кружочке. О, конечно, эти приятные люди не будут судиться с каждым простым журналистом, который забывает правила игры. Они приберегут свои большие правовые ружья для тех, кто попытается без разрешения продавать хранители экранов с надписью Coca Cola™.
Как сказано в оригинальном введении к этой книге, слово «Peopleware», без украшающих знаков или сносок, возникло много лет назад. Оно широко применялось, например как заголовок довольно известной книги команды Тома и Тима (DeMarco и Lister, 1987 [33])1. Все это ни разу не приводило к каким-либо судебным разбирательствам. Конечно, я никогда бы не посмел отнестись с презрением к полубогам судебного процесса и не рискнул бы навлечь на себя гнев владельцев торговых марок, будь они большими или маленькими, известными или неизвестными. Поэтому, во избежание каких-либо недоразумений во время чтения этого текста, помните, что все упомянутые здесь торговые марки являются собственностью их владельцев. Во всяком случае так юридические нормы обязывают нас указать на обложке книги или внизу веб-страницы.
Имейте в виду, что я не являюсь радикальным сторонником свободного использования интеллектуальной собственности. Я не ссорюсь с торговой маркой Lexmark™ или с зарегистрированной чепухой, распространяемой в виде таких выдуманных монет информационного века, как Agilent™ или Inspiron™. Но как создатель новых слов я сам начинаю испытывать возмущение, когда компании делают торговой маркой Обычные Слова™, захватывая в своих узких меркантильных Интересах® наше общее языковое наследие, плоды многих веков письменной и устной эволюции.
Действительно ли практика изъятия обычных слов из общего пользования является Разумным ВыборомSM для гонки, в которой язык имеет такое большое значение? Может быть. Но это похоже на Парадокс®. С одной стороны, нужно защищать коммерцию и капитал, который торговцы и производители вкладывают в свои Добрые Имена®. С другой стороны, нельзя подавлять Реальное Общение™. Я, например, не знаю, что такое Отличное РешениеSM, но я хорошо знаю, что мы не должны упускать из виду различие между Компьютерным Языком™ и обычным языком, между необходимостью идентификации торговой марки и потребностями простого общения.
При отсутствии большей разумности в этом вопросе продолжение регистрации повседневных слов и фраз может превратить в кошмар повседневную жизнь. Представьте себе такую сцену. Однажды вы поднимаетесь с постели, ваша голова функционирует только наполовину после вчерашних поздних посиделок на работе. Вы выпиваете немного кофе, чтобы разбудить остальную часть своего мозга™. Ваш партнер спрашивает вас: «Куда вы хотите пойти сегодня™?».
«Я бы хотел вернуться в постель, - ворчите вы, - но у меня есть работа в Офисе™. Обычная рутинная работа. Люди, места, заботы™».
Вы делаете сумасшедший Бросок® к Автомагистрали®, чтобы успеть до того, как там появятся пробки. В офисе вам звонит по телефону потенциальный клиент, занимающийся интернет-торговлей. Он ищет Внутренние Пути® улучшения Юзабилити Посредством Проектирования™.
«Как и другие Крутые Организации™, - объясняет клиент, - мы заинтересованы в Ускорении своего бизнеса™. Нам нужны Реальные РешенияSM».
Вы отвечаете: «Вам понравится то, как мы работаем™. Мы ориентируемся на сотрудничество со своими клиентами. У нас великолепная команда дизайнеров и разработчиков. Вместе мы сможем добиться удивительных результатов™».
«Хорошо, что вы понимаете, что стандартный Подход® не для нас, - отвечает клиент. - Мы Все® обдумали. Мы хотим Выйти За Пределы® простой электронной торговли и создать Сообщество Покупателей™. Поэтому мы хотим, чтобы вы как консультанты были Смелыми® в своих идеях. Думайте Нестандартом™».
«-тно, - бормочете вы. - Нестандартно».
После этого вы говорите более громко: «Давайте устроим Сетевую Конференцию® и обсудим эти вопросы. Я буду вашим Консультантом™, и мне будет помогать мой Дизайн-компаньон™. А Хейди®, которая работает у нас Офисным Помощником™, будет Организатором® этого собрания. Естественно, вы можете быть уверены, что все мы понимаем важность сохранения конфиденциальности и поэтому будем осторожны при Взаимодействии™».
Вы хватаете веб-камеру и лэптоп с сетевой картой и направляетесь в свободный конференц-зал для того, чтобы начать монтировать Разъемы и Гнезда™. После того как все оказываются в онлайне, а программное обеспечение Работает Согласованно®, вы начинаете вкратце описывать некоторые новые идеи для перестройки их сайта. Вы спрашиваете: «Вы так же представляете себе Сеть™?»
Вы предлагаете другие идеи. И вдруг Все Заработало™. «Заметьте разницу™. Я думаю, это будет Лучшим Решением™. Нет ничего нового под Солнцем®, но, хотя это и не выглядит как-то особенно, Разница Есть™. Разница состоит в пониманииSM. При таком варианте посетитель сайта получает Полный Контроль® и может быстро разобраться с Соединениями®. Так мир обменивается идеямиSM».
«Пусть будет по-вашему™. Мне это кажется Плохой Идеей®, - говорит один скептик из вашей команды. - Как можно узнать, что это будет работать?»
«Мы просто чувствуем, что это правильно™. В сущности, это быстрая и простая техника drag-and-drop. Возьмите ЭТО, Переместите ЭТО, Используйте ЭТО™. Мы можем работать с высокоуровневыми концепциями, но нужно Спустить информацию с небес на землю®. Цель - создать Просто Мощное Программное Обеспечение™».
«Конечно, нужна технология, Построенная для нашего Быстрого Времени™ и способная функционировать Со скоростью информации™. Будет разумно сделать апгрейд программного обеспечения вашего сервера - это надежное инвестирование в ваш компьютер™. Не нужно ничего фантастического: только Настраиваемое Программное Обеспечение®, чтобы вы могли Настроить его и Забыть®...»
Однако вскоре становится очевидно, что только консультация на месте сможет прояснить, что в действительности нужно клиенту. К сожалению, собрание нужно провести немедленно, а офис клиента находится на Золотом Побережье Австралии - 14 часов полета из международного аэропорта Лос-Анжелеса.
«Без проблем,- говорите вы. - Мы будем там™. У меня уже есть Виза®. Мне только нужно будет сделать некоторые Путевые Заметки™. И не беспокойтесь, никто из нашей команды никогда не опаздывает на самолет. Некоторые люди просто умеют летатьSM».
Вы начинаете обсуждать условия контракта. Наконец, клиенты соглашаются. «Перед взлетом не забудьте захватить с собой дополнительные контракты,- говорит руководитель проекта, - по всем услугам, которые вы предлагаете®. Договорились?»
«ОК! - отвечаете вы. - Партнеры®!»
И так далее. Кто-то где-то подает сейчас заявку на регистрацию вашей любимой фразы, вашего любимого цвета или, быть может, даже вашего имени. Можете на это рассчитывать.
Гарантировано. Точка®.
1 Т.ДеМарко и Т.Листер «Человеческий фактор: эффективные проекты и команды». - Пер. с англ. - СПб: Символ-Плюс, I кв. 2004 г.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.