Фаллическая женщина - представление о женщине, в соответствии с которым она обладает фаллосом, наделена мужским половым органом.
Образ фаллической женщины находит свое отражение в древних культурах. Он встречается в примитивных религиях, фигурирует в мифологических сюжетах, содержится в фольклоре.
Психоаналитическое понятие фаллической женщины берет свое начало в работах З.Фрейда, посвященных рассмотрению психосексуального развития ребенка. В «Трех очерках по теории сексуальности» можно найти первоначальные представления о фаллической матери. З.Фрейд исходил из того, что ребенок не в состоянии догадаться о равноценном типе устройства половых органов и поэтому выдвигает предположение, в соответствии с которым все люди, включая мать, обладают таким же пенисом, какой есть у мальчиков. Если мальчик увидит свою мать в обнаженном виде и обнаружит, что у нее нет того, чем обладает он сам, то он начинает подвергать сомнению свое восприятие. Мальчик не может поверить, что у матери нет пениса. Он воспринимает свою мать как фаллическую, т.е. обладающую пенисом. Только в процессе дальнейшего психосексуального развития у него возникает представление, что мать кастрирована и то же самое может случиться с ним, если он окажется непослушным ребенком.
В работе «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» З.Фрейд рассмотрел фантазию Леонардо о коршуне через призму наделения признаком мужественности птицу-мать. В подтверждении своей гипотезы он сослался не только на психоаналитическую теорию развития ребенка, но и на мифологический материал, содержащий представления о фаллической женщине. З.Фрейд обратил внимание на египетскую богиню Мут, которая в большинстве изображений наделялась египтянами фаллосом: «ее тело, означенное с помощью грудей как женское, обладало и мужским членом в состоянии эрекции». То же самое можно сказать и о многих других египетских и греческих богах. Как заметил З.Фрейд, мифология пытается объяснить, что «присоединенный к женскому телу фаллос, по всей вероятности, означает творческую первосилу природы».
В работе «Фетишизм» основатель психоанализа высказал мысль, в соответствии с которой фетиш есть не что иное как «заменитель фаллоса женщины (матери)». Одновременно он предупреждал о том, что было бы неверно думать, будто бы ребенок после наблюдения за матерью «сохраняет веру в фаллос женщины неизменной». По его мнению, ребенок частично сохраняет веру в фаллос матери, частично же отказывается от этой веры. В конфликте между нежелательным восприятием и силой контржелания достигается некий компромисс, в результате которого в сфере психического сохраняется наличие скрытого пениса у женщины и в то же время возникает страх кастрации. Впоследствии, как полагал З.Фрейд, часто происходит то, что заменителем упущенного женского фаллоса будут избраны такие органы или объекты, которые и в других случаях «замещают пенис как символы».
В целом в психоанализе под фаллической женщиной (матерью) понимается как женщина, наделенная в фантазиях внешним или внутренним фаллическим атрибутом (наружным мужским половым органом или пенисом, находящимся внутри тела), так и мать, воспринимаемая ребенком на предэдипальной стадии его развития в качестве существа, имеющего такой же неотъемлемый орган, как и он сам.
Фаллос - образное представление мужского полового органа, символическое значение мужских гениталий.
Представление о фаллосе как символическом изображении мужских гениталий содержалось в работах З.Фрейда, посвященных анализу сновидений и проблемам инфантильной сексуальности.
В «Толковании сновидений» основатель психоанализа рассмотрел типичные сновидения с характерной для них символикой. В частности, он полагал, что в сновидениях мужчин галстук служит часто символом пениса не только потому, что имеет продолговатую форму и служит соответствующим атрибутом мужчины, но и потому, что, по его словам, «галстук можно выбрать себе любой, по желанию, - свобода, совершенно недопустимая относительно истинного значения этого символа». В третьем издании «Толкования сновидений» он сослался на венского психоаналитика П.Федерна, высказавшего соображение о связи сновидений о полетах с представлением об эрекции, и пояснил, что явление эрекции издавна вызывало такие фантазии человека, которые находили свое отражение в изображении «крылатых фаллосов древности».
В своем символизирующем значении фаллос действительно имел широкое распространение в античных произведениях искусства, будь то скульптурные изображения или священные амулеты. Он сохранил свое величие и в современном искусстве, когда на художественных выставках можно встретить абстрактное изображение мужских половых органов, а на светских тусовках - трехметровую скульптуру фаллоса.
В «Лекциях по введению в психоанализ» З.Фрейд особо подчеркнул, что сновидения изображают мужские гениталии несколькими символами. Так, в различных сновидениях мужской член может заменятся: символически похожими на него по форме длинными, торчащими вверх предметами (палки, зонты, шесты); объектами, способными проникать вовнутрь и ранить (ножи, копья, огнестрельное оружие); предметами, из которых льется вода (фонтаны, водопроводные краны) или которые способны подниматься вверх (воздушные шары, аэропланы); различными инструментами (плуг, напильник) и др.
С точки зрения З.Фрейда, символическое значение мужского органа находит свое отражение не только в сновидениях, но и в языке, мифах, народном фольклоре. Существуют грибы, которые из-за своего сходства с мужскими гениталиями получили название Phallus impudicus. Пламя огня по форме и движению также напоминает фаллос, что находит свое недвусмысленное отражение в различных мифах. Как заметил З.Фрейд в своей работе «О добывании огня», «не может вызывать сомнений, что пламя в мифическом понимании являлось фаллосом».
В «Трех очерках по теории сексуальности» основатель психоанализа затронул вопрос о роли пениса в психосексуальном развитии детей, как мальчиков, так и девочек. В последующих переизданиях этой работы он внес такое дополнение к выдвинутой им сексуальной теории, которое непосредственно относилось к психоаналитическому понятию фаллоса. Не случайно, говоря об инфантильной генитальной организации, в одном из последних изданий своего раннего труда З.Фрейд отметил, что значение кастрационного комплекса можно полностью оценить только тогда, когда «принимается во внимание также его развитие в фазе примата фаллоса».
Размышления о фаллосе содержались также в таких работах З.Фрейда, как «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» и «Фетишизм». В первой работе он подчеркнул, что «фантазия людей не считает неприличным наделять образ, призванный олицетворять суть матери, противоположными признаками мужской силы», а в мифологии часто находит отображение «присоединенный к женскому телу фаллос». Во второй - высказал мысль о том, что «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)».
В современной психоаналитической литературе проводится существенное различие между пенисом, как реальным телесным мужским половым органом, и фаллосом, как обобщенным понятием, символизирующим его значение в жизни людей и развитии культуры.
Основываясь на представлениях французского психоаналитика Ж.Лакана о реальном («здесь и теперь»), воображаемом (нарциссический образ Я о самом себе) и символическом (интернализованные нормы культуры, используемые Я для оправдания своего нарциссизма), фаллос рассматривается некоторыми психоаналитиками в качестве «означающего желания». В этом смысле фаллос как конкретный объект желания, недостижим. Он является символом патриархальной власти, а обладание им становится условием культурного самоутверждения человека в фаллоцентрической цивилизации.
Если в реальной жизни желание фаллоса подменяется у человека желанием пениса, то это может приводить к драматическим ситуациям, типа той, что произошла в США в 1990-х гг., когда, находясь в аффективном состоянии, молодая женщина сразу же после принудительного полового акта ампутировала член своего мужа, а затем, находясь в машине по дороге на работу и обнаружив в своей руке отрезанный пенис, выбросила его в окошко на обочину дороги. Драматическая история закончилась благополучно: полицейские нашли отрезанный орган, хирург произвел уникальную операцию по возвращению пениса на место и восстановлению его функций, судебное разбирательство завершилось оправданием обоих супругов. При переводе оправдательного вердикта с юридической терминологии на психоаналитический язык, что было осуществлено американским аналитиком П.Болдыревым в статье «Месть фаллоса: американский вариант», оказалось, что «членовредительница» невиновна, поскольку она галлюцинаторно присвоила себе «не реальный пенис мужа, лишив его тем самым оружия насилия, но ирреальный объект своего собственного желания - фаллос», и что «насильник» тоже невиновен, т.к. он «совершал насилие не над плотью супруги, а над ее фаллическими (псевдофаллическими) фантазиями». Как в том, так и в другом случае истинным виновником случившегося стал фаллос. Словом, осознанно или бессознательно, психоаналитические представления о различии между пенисом и фаллосом вплетаются в контекст современной жизни и используются, в частности, в юридической практике.
Фантазия - психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека. В психоанализе фантазия рассматривается с точки зрения сознательной или бессознательной деятельности человека, обусловленной внутренним стремлением к исполнению, осуществлению, удовлетворению его желаний.
Представления З.Фрейда о роли фантазии в жизни человека и возникновении неврозов обнаружились на ранней стадии его исследовательской и терапевтической деятельности. В период становления психоанализа он пересмотрел ранее выдвинутую им концепцию совращения (соблазнения), согласно которой в детстве истерические больные были объектом сексуальных посягательств на них со стороны родителей, родственников, других детей, что привело к психической травме, впоследствии приведшей к возникновению невротического заболевания. Хотя в своих воспоминаниях пациенты сообщали о подобных травмирующих событиях детства, тем не менее З.Фрейд пришел к выводу, что они обманывали аналитика и рассказывали не столько о реальных событиях, сколько о воображаемых ситуациях. Речь шла о фантазиях, в которых искусителями выступали не родители, соблазняющие своих детей, а сами дети, выстраивающие в своем воображении специфические отношения с родителями.
В работе «Толкование сновидений» З.Фрейд соотнес фантазии с грезами наяву. Он исходил из того, что в мыслях, скрывающихся за сновидением, важную роль играют переживания детства и основывающиеся на них фантазии. В частности, изучение истерии навело его на мысль, согласно которой в случае доведения до сознания детские эпизоды, будь то воспоминания или фантазии, предстают в форме галлюцинаций, но утрачивают свой характер после сообщения о них аналитику. Одновременно он высказал соображение, что не сновидение создает фантазию, а «бессознательная деятельность фантазии принимает видное участие в образовании мыслей, скрывающихся за сновидением». Рассматривая фантазии в качестве «дневных сновидений», он считал, что, подобно другим составным частям мыслей, фантазии подвергаются смещению, сгущению и в то же время они могут образовывать в неизменном виде содержание сновидения, его фасад.
Осмысление проблемы фантазирования нашло свое дальнейшее отражение во многих работах З.Фрейда, включая «Бред и сны в «Градиве» В.Иенсена», «Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности», «Поэт и фантазирование», «Семейный роман невротиков», «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве», ««Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» и др. В этих работах он сформулировал идеи, в соответствии с которыми: с помощью фантазии человек может оживить прошлое; «никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный»; каждая фантазия - это осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности; в фантазиях воплощаются конституционные свойства личности и вытесненные влечения; фантазия тесно связана с фактором времени, она как бы витает между прошлым, настоящим и будущим; как и сновидения, фантазии имеют определенный смысл; «преобладание фантазий и достижение ими всемогущества создают условия для погружения в невроз или психоз»; в фантазиях детей нередко отражается стремление избавиться от своих родителей и заменить их на других, занимающих более выгодное социальное положение; в «семейном романе» детей наблюдается и такое фантазирование, когда герой-сочинитель устраняет в фантазии братьев и сестер как незаконных; при рассмотрении детских фантазий следует отделять реальное содержание воспоминаний от более поздних, видоизмененных и исказивших их мотивы; фантазия детей не считает неприличным наделять образ матери противоположными материнству признаками мужской силы; фантастическое представление «ребенка бьют» с поразительной частотой встречается у невротиков, и подобное фантазирование связано с интенсивным удовольствием, ранними актами аутоэротического удовлетворения, онанистическим самоудовлетворением.
В «Лекциях по введению в психоанализ» З.Фрейд уделил особое внимание рассмотрению природы и значения фантазии в жизни человека. Он исходил из того, что в процессе фантазирования человек имеет возможность уйти из-под власти принципа реальности и насладиться свободой от внешнего принуждения. В фантазии индивиду удается быть попеременно «то наслаждающимся животным, то опять разумным существом». Создание душевной области фантазии сравнивалось З.Фрейдом с организацией заповедников и национальных парков, где может расти все, что хочет. Душевная область фантазии как раз и является «таким лишенным принципа реальности заповедником».
Поскольку потребность в фантазиях и материал для них З.Фрейд рассматривал как типичные и характерные для различных людей, то, исходя из этого, он пришел к заключению, что в основе фантазирования лежат «прафантазии», являющиеся филогенетическим достоянием человечества. Это означало, что, с точки зрения психоанализа, человек обладает способностью выходить за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени. По этому поводу З.Фрейд писал: «Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, - совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией - или, вернее, кастрация, - было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробел в индивидуальной правде».
В понимании основателя психоанализа неудовлетворенный человек отворачивается от действительности и переносит свой интерес, свое либидо на желанные образы своей фантазии. В этом отношении наблюдается значительное сходство между художниками и невротиками, живущими в мире фантазий. Однако если художник способен возвратиться из сферы фантазии в реальный мир, то невротик не может вырваться из плена своих фантастических представлений. Художник способен так обработать свои фантазии, что они утрачивают все личное и становятся доступными для наслаждения других людей. В отличие от художника, у невротика либидо полностью уходит в фантазии, находит в них путь к вытесненным фиксациям и становится питательной почвой для образования симптомов.
С точки зрения З.Фрейда, пренебрежение различием между фантазией и действительностью ведет к тому, что для невротика особое значение приобретает не внешняя, физическая, а внутренняя, психическая реальность. В случае психического заболевания содержание фантастического мира выражается в симптомах. Словом, там, где при существующем несогласии с реальным миром нет художественного дарования или оно недостаточно, т.е. человек обладает недостаточной способностью к сублимации, там неизбежно либидо, следуя самому происхождению фантазии, «приходит путем регрессии к воскрешению инфантильных желаний, а следовательно, к неврозу».
Для описания фантазий З.Фрейд использовал немецкий термин Phantasie. В последующей психоаналитической литературе были предприняты попытки провести различие между фантазиями и фантазмами: первые соотносились с деятельностью воображения, миром фантазирования как такового; последние - со специфическими продуктами воображения, включающими в себя причудливые выдумки. С.Айзекс предложил различать термины phantasy и fantasy. В статье «Природа и функция фантазий» он соотнес phantasy с бессознательными психическими процессами, fantasy с различного рода выдумками и осознанными снами наяву.
В современной англоязычной психоаналитической литературе при описании фантазий и фантазмов используются термины phantasy и fantasy, во франкоязычной литературе fantasie и fantasme. Однако, несмотря на такое разграничение понятий, с помощью которых описываются различного рода фантазии, далеко не во всех психоаналитических исследованиях учитывается смысловая нагрузка соответствующих понятий. Некоторые психоаналитики считают, что подобное разграничение не отражает всей сложности взглядов З.Фрейда. Так, в «Словаре по психоанализу» Ж.Лапланша и Ж.-Б.Понталиса отмечалось, что, «если каждый раз при употреблении Фрейдом термина Phantasie нужно будет выбирать между phantasy и fantasy, это приведет к большому произволу в истолковании».
Феномен Исаковера - переживания, испытываемые человеком в гипногогическом состоянии, т.е. при засыпании, пробуждении, злоупотреблении лекарственными препаратами, высокой температуре.
Впервые гипногогическое переживание было описано О.Исаковером в 1938 г. в статье «Вклад в патопсихологию феномена, ассоциируемого с засыпанием». Он обнаружил, что при засыпании человек может впасть в такое состояние, когда у него возникает ощущение, что к лицу приближаются какие-то мягкие, обволакивающие, источающие тепло объекты. При этом может возникать ощущение, что мягкий объект проникает в рот, хотя и находится снаружи. Объясняя подобные ощущения и переживания человека, О.Исаковер соотносил их с раннеинфантильными ощущениями и переживаниями, связанными с кормлением грудью и соответствующими раздражениями оральной зоны младенца. По его мнению, гипногогические переживания представляют собой воспоминания и возобновления инфантильного опыта пребывания у груди, соприкосновения с ней.
В состоянии засыпания, пробуждения, наркоза у человека могут появиться такие ощущения, будто внешний и внутренний мир сливаются воедино, что-то бесформенное и расплывчатое то приближается к лицу, то отступает от него, рот заполняется чем-то вязким, различные части тела как бы размываются и образуют некое целое, кожа лица и рук становится мягкой, эластичной или, напротив, шершавой, отслаивающейся. Возникающие при этом переживания сопровождаются чувством удовольствия или включают в себя элементы тревожности. Ощущение нереальности переживания граничит с расслабленностью, а иногда и с желанием не прерывать данное психическое состояние.
Подобные или схожие переживания могут иметь место у некоторых пациентов, психоаналитическая терапия которых осуществляется в лежачем положении на кушетке. Они свидетельствуют, как правило, о регрессивных тенденциях, возникающих и активизирующихся в аналитической ситуации. Являясь результатом проявления защитных механизмов, срабатывающих на бессознательном уровне при стремлении аналитика раскрыть существо фантазий, воспоминаний детства, сопротивлений и переноса, соответствующие переживания пациента оказываются тесно связанными с его предшествующими страхами, текущими тревогами и ранее использованными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Фетишизм - придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. В психоанализе под фетишизмом понимается психическое состояние и форма деятельности, характеризующиеся заменой непосредственного сексуального объекта такими его атрибутами, которые вызывают у человека сексуальное возбуждение.
К осмыслению фетишизма З.Фрейд обратился в работе «Три очерка по теории сексуальности», в которой рассмотрел различные случаи отклонения полового влечения от сексуального объекта. В частности, он обратил внимание на те случаи, в которых нормальный сексуальный объект заменяется другими, имеющими к нему отношение, но совершенно непригодными для того, чтобы служить нормальной сексуальной цели. В подобных случаях заменой сексуального объекта становится мало пригодная для сексуальных целей часть тела (нога, волосы) или какой-либо неодушевленный предмет, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу (часть верхней одежды, нижнее белье). Эта замена, как подчеркивал З.Фрейд, «правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога».
Фетишизм связан, как правило, с переоценкой сексуального объекта. До известной степени он свойственен нормальной любви, когда в состоянии влюбленности естественная сексуальная цель кажется недостижимой. Присущий нормальной влюбленности фетишизм неоднократно описывался в мировой литературе. Не случайно, рассматривая это явление, З.Фрейд иллюстрировал его примером из «Фауста» Гете: «Достань мне шарф с ее груди, дай мне повязку моей любви». Но характерный для нормальной любви фетишизм может стать, по мнению основателя психоанализа, патологическим отклонением при следующих условиях: когда стремление к фетишу приобретает чрезмерную фиксацию; когда оно занимает место нормальной цели; когда фетиш теряет связь с конкретным лицом и становится единственным сексуальным объектом.
С точки зрения З.Фрейда, склонность к фетишизму подчас обусловлена сексуальными впечатлениями раннего детства, когда нога, например, может восприниматься ребенком в качестве недостающего пениса у женщины. «В некоторых случаях фетишизма ноги удалось доказать, что направленное первоначально на гениталии влечение к подглядыванию, стремившееся снизу приблизиться к своему объекту, задержалось на своем пути благодаря запрещению и вытеснению и сохранило потом ногу или башмак как фетиш».
Замена сексуального объекта фетишем может быть связана также с символической деятельностью человека. Так, в различных мифах нога представляет собой древний сексуальный символ и соответственно ботинок или туфля являются символом женских гениталий.
В 1927 г. З.Фрейд опубликовал небольшую по объему работу «Фетишизм», где нашло отражение аналитическое исследование некоторого числа мужчин, у которых выбор сексуального объекта определялся каким-либо фетишем. На основе этого исследования он высказал мысль, что фетиш является заменителем пениса, но не какого угодно, а вполне определенного, особого пениса, имеющего большое значение в первые годы жизни ребенка. Фактически, речь шла о фаллосе как символическом выражении пениса, поскольку, по словам З.Фрейда, «фетиш есть заменитель фаллоса женщины (матери)», в который маленький мальчик верит, всячески противится принимать факт своего восприятия, что женщина не обладает фаллосом, т.е. является кастрированной.
Согласно представлению основателя психоанализа, благодаря вытеснению фетиш оказывается для ребенка знаком триумфа над угрозой кастрации и защитой от нее. В результате этого впоследствии взрослый мужчина может иметь «прохладное отношение» к реальным женским гениталиям, которое «непременно характеризует любого фетишиста».
Обобщая свои взгляды на психоаналитическое понимание фетишизма, З.Фрейд пришел к следующему выводу: «Исследование фетишизма необходимо рекомендовать всем тем, кто еще сомневается в существовании комплекса кастрации или может думать, что страх перед женскими гениталиями имеет иное основание, выводясь, например, из гипотетического воспоминания о травме рождения».
Фиксация - сохраняющаяся привязанность человека к определенным объектам и целям, фазам и стадиям развития, образам и фантазиям, способам поведения и удовлетворения, отношениям и конфликтам. В психоанализе понятие фиксации относится к описанию бессознательных процессов, происходящих на различных стадиях психосексуального развития ребенка, имеющих дело с закреплением либидо на определенном сексуальном объекте или сексуальной цели, а также связанных со сосредоточением внимания на травме, регрессией, психическими задержками и нарушениями, вытеснением патогенного материала из сознания человека.
Размышления о природе и специфике фиксации содержались во многих исследованиях З.Фрейда, начиная от первых его трудов и кончая работами более позднего периода жизни, в которых психоаналитические идеи и теории претерпели изменение. Так, в «Толковании сновидений» при рассмотрении психического аппарата основоположник психоанализа исходил из того, что в различных психических системах одно и то же раздражение может иметь то или иное фиксирование. Если одна система включает в себя «фиксацию ассоциации по одновременности», то в другой системе тот же самый материал может быть расположен по иным видам совпадения. В контексте осмысления работы сновидения он провел существенное различие между фикцией и регрессией.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» З.Фрейд рассмотрел вопросы о фиксации предварительных сексуальных целей, задержках на промежуточной сексуальной цели подчеркнутого сексуального разглядывания, фиксации либидо на лицах своего пола. Уделив особое внимание условиям возникновения сексуальных перверсий, он высказал ряд соображений о возможной привязанности человека к определенным стадиям психосексуального развития и отдельным чертам сексуального объекта. В частности, им было подчеркнуто, что перверсии объясняются «не только фиксацией инфантильных наклонностей, но и регрессией к ним вследствие преграждения других путей сексуального течения». Кроме того З.Фрейд особо выделил такой психический феномен, как «повышенная цепкость», под которым он понимал способность «к фиксации ранних впечатлений сексуальной жизни», характерную не только для перверсных лиц, но и для невротиков. И, наконец, он развил дальше ранее высказанную им в середине 90-х годов XIX в. идею о том, что случайно пережитые влияния детской сексуальности (например, соблазнение со стороны других детей и взрослых) дают такой материал, который может зафиксироваться и повлечь за собой стойкие психические нарушения.
Представление З.Фрейда о фиксации на травме как источнике невроза возникло на начальной стадии становления психоанализа. В дальнейшем он расширил понятие фиксации, соотнеся его с сексуальными объектами и целями, стадиями психосексуального развития и человеческой деятельностью в целом. Вместе с тем во многих его работах, написанных в разные периоды жизни, фиксация на травме сохраняла свое патогенное значение.
В работе «О психоанализе» З.Фрейд отметил, что «фиксация душевной жизни на патогенных травмах представляет собой одну из важнейших характерных черт невроза» и что благодаря аффективной привязанности к имевшим место ранее болезненным переживаниям невротики не могут отделаться от прошлого и ради него оставляют без внимания настоящее. В «Лекциях по введению в психоанализ» он дал наглядную иллюстрацию причин возникновения невротических заболеваний и продемонстрировал то, как и каким образом пациенты оказываются «фиксированы на каком-то определенном отрезке своего прошлого» и не могут освободиться от него, в результате чего настоящее и будущее остаются им чуждыми. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» он вновь подчеркнул, что больной «фиксирован психически» на травме и что такого рода «фиксация на переживаниях, вызвавших болезнь», наблюдается часто при истерии. При этом основатель психоанализа соотнес фиксацию с навязчивым повторением, свойственным всем живым организмам. В книге «Человек Моисей и монотеистическая религия» он не только рассматривал невроз через призму фиксации и навязчивого повторения, но и подчеркивал то обстоятельство, что отрицательные реакции невротика представляют собой «такую же фиксацию на травме», как и их антиподы, т.е. положительные реакции, только в этом случае речь идет не о стремлении к навязчивому повторению, а о преследовании противоположной цели, чтобы не было никаких воспоминаний и повторений забытой травмы.
В «Лекциях по введению в психоанализ» З.Фрейд высказал мысль, послужившую толчком для дальнейшего развития психоаналитических представлений как о фиксации, так и о неврозе. Эта мысль сводилась к тому, что явление фиксации на определенной стадии прошлого выходит за рамки невроза. Словом, «всякий невроз имеет в себе такую фиксацию, но не всякая фиксация приводит к неврозу, совпадает с ним или встает на его пути».
В качестве примера аффективной фиксации на чем-то можно взять такое состояние человека, как печаль. Она приводит к полному отходу и от настоящего, и от будущего. Но печаль, как замечал З.Фрейд, отличается от невроза. Другое дело, что существуют неврозы, которые представляют собой патологическую форму печали.
С точки зрения З.Фрейда, ведущая к возникновению невроза, фиксация есть не что иное, как остановка частного влечения на ранней ступени психосексуального развития человека. Чем прочнее какая-либо фиксация на пути развития, тем больше вероятность того, что человек может регрессировать до этой фиксации. В исследовательском плане это ведет к предположению, согласно которому «фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга». В терапевтической деятельности важно не упускать из виду такое отношение между фиксацией и регрессией, при котором неспособность к сопротивлению внешним препятствиям и соответствующая регрессия зависят от степени прочности фиксации на пути психосексуального развития пациента. В целом фиксация либидо является, по мнению З.Фрейда, мощным фактором психического заболевания. Однако в этиологии неврозов «фиксация либидо представляет собой предполагающий, внутренний фактор», но он становится патологическим только тогда, когда к нему добавляется вынужденный отказ от удовлетворения влечения, выступающий в виде случайного, внешнего фактора. Кроме того, важно учитывать, как Я относится к «прочной фиксации своего либидо на какой-то ступени его развития». Если оно относится к нему отрицательно, то возникает внутрипсихический конфликт, и Я прибегает к вытеснению там, где у либидо наблюдается фиксация.
Таким образом, психоаналитическое понимания причин возникновения неврозов включает в себя представление о фиксации и сводится к следующему: сначала имеет место вынужденный отказ от влечения; затем происходит фиксация либидо, теснящая влечение в определенном направлении; и, наконец, наблюдается склонность к психическому конфликту в результате развития Я, которое отвергает такое проявление либидо.
Фобия - болезненное состояние, характеризующееся навязчивым страхом конкретного содержания, связанного с определенным объектом или ситуацией. Наиболее распространенными фобиями являются: клаустрофобия - боязнь закрытого пространства; агорафобия - боязнь открытых пространств; акрофобия - боязнь высоты; антропофобия - боязнь людей; монофобия - боязнь одиночества и др.
В работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» З.Фрейд провел различие между страхом и фобией. Он исходил из того, что страх соответствует вытесненному желанию, а для фобии целесообразно дать название истерии страха. Фобия характерна для психоневротических заболеваний, проявляющихся в ранний период детства. Всякий повод к развитию страха предупреждается благодаря различным «психическим прикрытиям», выступающим в виде осторожности, задержки, запрещения. Эти психические прикрытия проявляются наружу «в форме фобии и кажутся нам сущностью болезни».
На примере анализа пятилетнего мальчика (случай маленького Ганса) З.Фрейд продемонстрировал, как и каким образом превращение либидо в страх может проецироваться на главный объект фобии, в частности, на лошадь. По его мнению, за боязнью мальчика быть укушенным лошадью скрывалась более глубокая боязнь того, что отец накажет ребенка за дурные желания, за враждебно-ревнивые чувства к отцу и садистские влечения к матери. В случае маленького Ганса «цель и содержание фобии - это далеко идущее ограничение свободы движения и, таким образом, мощная реакция против неясных двигательных импульсов».
В работе «Из истории одного детского невроза» З.Фрейд описал случай невротических страданий молодого человека, начавшихся в раннем детстве в форме истерии страха, фобии животных. Он выявил то обстоятельство, что впечатление от сказок «Красная Шапочка» и «Волк и семеро козлят» выразились у ребенка в форме настоящей фобии животных. Эта фобия отличалась от других подобных фобий лишь тем, что страшное животное было недоступным для восприятия реальным объектом (лошадь, собака и др.), а знакомо лишь по рассказам и из книжек с картинками. Согласно основателю психоанализа, соответствующая установка ребенка к отцу подверглась вытеснению и ее место занял «страх перед отцом в форме фобии волка». Одновременно он показал, как одна фобия может меняться у ребенка на другую, в частности фобия волка - на фобию льва и бабочки.
Если в «Анализе фобии пятилетнего мальчика» З.Фрейд различал страх и фобию, то в работе «Торможение, симптом и страх» (1926, на русском языке данная работа опубликована под названием «Страх») оба явления рассматривались им как равнозначные. Более того, сравнивая случаи, описанные в работах «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и «Из истории одного детского невроза», он пришел к заключению, что «страх фобии животных - это неизменный кассационный страх, т.е. страх реальный, страх перед действительной опасностью, угрожающей или понимаемой, как реальная».
Основатель психоанализа уделил внимание рассмотрению не только фобии животных, но и агорафобии. Он считал, что симптоматика агорафобии усложняется, поскольку чаще всего человек не довольствуется отказом от чего бы то ни было, но для того чтобы лишить ситуацию элемента опасности, что-то добавляет к существующему. Это добавление обычно состоит во временной регрессии к инфантильному периоду жизни и является условием, при котором возможно избежание вынужденного отказа. Так, «агорафобик может выйти на улицу, если, как маленький ребенок, он идет в сопровождении лица, пользующегося его доверием». Он может выйти на улицу и один, если не будет удаляться дальше определенного расстояния от дома и не зайдет в незнакомое место, где никто его не знает.
По мнению З.Фрейда, для агорафобика характерно то, что он готов наложить на себя какое-либо ограничение ради избежания опасности влечения. В качестве иллюстрации агорафобии он сослался, в частности, на случай молодого человека, ставшего агорафобиком из опасения, что не устоит перед соблазном проституток и в наказание за это заразится сифилисом. Касаясь существа агорафобии, основатель психоанализа полагал, что «менее исследованная агорафобия представляет собой, по-видимому, страх перед искушением, который генетически должен быть связан с кастрационным страхом».
Что касается монофобии, боязни человека остаться одному, то она связана, по мнению З.Фрейда, со стремлением избежать искушения предаваться в одиночестве онанизму. Однако во многих случаях в фобии находит отражение не одно вытесненное влечение, а слияние нескольких влечений, которые вступают в связь с ядром невроза.
В целом при рассмотрении фобии З.Фрейд пришел к следующим утверждениям: страх фобии факультативен, он возникает только тогда, когда объект его становится предметом восприятия; при фобии одна внешняя опасность заменяется другой; при фобии человек пытается освободиться от страха путем избегания восприятия объекта или посредством торможения симптома; фобия взрослого человека напоминает собой фобию ребенка, в частности агорафобик налагает ограничение на свое Я, чтобы избежать опасности влечения, состоящей в искушении поддаться своим эротическим соблазнам; фобия обычно возникает после того, как при определенных обстоятельствах (на улице, в машине, в помещении) случается первый припадок страха; как защитное средство, механизм фобии оказывает большую услугу больному и проявляет склонность к устойчивости.
Фокусная терапия - одна из форм психоаналитической терапии, предполагающая краткосрочное лечение и ориентированная на проработку определенного конфликта в контексте учета и выявления совокупности бессознательных структур и процессов.
При фокусной терапии внимание аналитика сосредоточивается на определенном конфликте пациента, вызывающем у него наибольшие переживания и страдания в данный момент времени. Все другие конфликты и проблемы не выпадают из поля зрения аналитика, принимаются им в расчет и учитываются, но не прорабатываются глубоко и основательно, как это имеет место при долгосрочном психоаналитическом лечении. Фокусирование внимания на конкретном конфликте и психоаналитическая проработка его способствуют более «точечной направленности» на вскрытие и осознание наиболее уязвимого места в психике пациента в текущий момент времени, что может привести к облегчению его страданий.
Современные психоаналитики по-разному определяют понятие фокуса, лежащего в основе данного вида аналитической терапии. Под «фокусом» понимается: доминирующая тенденция развития конфликта (Ф.Моргенгальтер); «тематический перекресток», являющийся исходной точкой толкования (Д.Мелан); вычленяемый участок конфликтной области (М.Лейцингер-Болебер, М.Грюнциг-Зеебруннер). Конкретизация понятия фокуса находит свое отражение в представлении о «тематическом треугольнике» как объекте основного внимания аналитика при фокусной терапии. В соответствии с подобным представлением фокус анализа предопределяется пересечением трех сфер ситуативного знания, включающих в себя текущие отношения, обстоятельства переноса и особенности инфантильного развития пациента. Это означает, что фокусная психоаналитическая терапия не оставляет без внимания основные элементы техники психоанализа, связанные с проработкой сопротивления и переноса. При этом следует иметь в виду, что аналитическая работа при осуществлении данного вида терапии рассчитана на такой срок времени, который ограничивается 10-30 сессиями.
В современной психоаналитической литературе нет единого мнения ни об эффективности фокусной терапии, ни о показаниях и противопоказаниях применения ее к различным психическим заболеваниям. Одни психоаналитики считают, что данная терапия может быть использована при лечении только тех пациентов, которые характеризуются высокими интеллектуальными способностями и незначительной степенью психического расстройства. Другие психоаналитики полагают, что она может быть применена и для лечения пациентов, страдающих хроническими расстройствами и тяжелыми формами психических заболеваний. Вместе с тем, несмотря на подобные разногласия, большинство психоаналитиков высказывают твердое убеждение, что использование фокусной терапии предполагает не только готовность пациента к раскрытию наиболее болезненного для него в данный момент времени конфликта, но и высокий профессионализм аналитика в умении в ограниченный срок установить существенные взаимосвязи между текущими переживаниями пациента и спецификой обнажаемого конфликта, а также проработать те бессознательные проблемы и процессы, которые обусловили страдания обратившегося за помощью человека.
Фригидность - холодность женщины, ее неспособность к сексуальному возбуждению, физиологическому и духовному слиянию с объектом любви.
В психоанализе фригидность соотносится с неблагополучным прохождением доэдипальных и эдипальной фаз психосексуального развития девочки. Считается, что развитие женственности может подвергаться нарушениям со стороны остаточных явлений инфантильного периода мужественности, а также в результате регрессии к фиксации тех ранних фаз психосексуального развития, на которых проявлялись амбивалентное эмоциональное отношение к матери и отцу, неудовлетворительное разрешение амбивалентного конфликта, страх перед фаллической матерью или агрессивным отцом.
З.Фрейд исходил из того, что сексуальная фригидность женщины может носить психогенный характер, предполагать конституционную обусловленность и даже зависеть от анатомического фактора. В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» он подчеркивал, что в случаях психогенного характера фригидность подвластна воздействию. По его мнению, «сексуальная фригидность женщины» встречается довольно часто, но является «всего лишь недостаточно понятым феноменом».
Рассматривая проблему женственности, З.Фрейд обратил внимание на идентификацию женщины с матерью, позволяющую различать два слоя - доэдипов, основанный на нежной привязанности к матери, и более поздний, относящийся к эдипову комплексу и связанный с устранением матери и замене ее отцом. В процессе развития ни одна из этих фаз не преодолевается в достаточной мере. Однако, как считал основатель психоанализа, фаза нежной доэдиповской привязанности является для будущей женщины решающей, подготавливающей приобретение тех качеств, благодаря которым она позднее будет соответствовать или не соответствовать своей роли в сексуальной функции, станет сексуально чувственной или фригидной.
В отличие от З.Фрейда, который высказал лишь несколько соображений о фригидности, немецко-американский психоаналитик К.Хорни уделила особое внимание исследованию этой проблемы. В работе «Сдержанная женственность. Вклад психоанализа в понимание проблемы фригидности» она предприняла попытку ответить на два вопроса: является ли фригидность изолированным явлением, связана ли она с нарушениями психического и физического здоровья?
Согласно К.Хорни, «фригидность, независимо от того, считаем ли мы ее обусловленной органически или психологически, представляет собой препятствие в сексуальном функционировании женщины». Как правило, фригидность сочетается с нарушением других специфически женских функций, включая функциональные расстройства менструации (нерегулярность цикла, раздражительность, слабость), негативное отношение к материнству (отвержение беременности, выкидыши, невротическая тревога во время родов, функциональная слабость схваток), проблему кормления и воспитания ребенка (неспособность к грудному вскармливанию, сверхтревожность и раздражительность по отношению к ребенку, неспособность дать ребенку материнское тепло, перекладывание заботы о нем на других людей). Но даже при отсутствии подобных расстройств женская функциональная фригидность характеризуется нарушенным или неполноценным отношением к мужчине. Такое отношение к мужчине может обретать различные формы, будь то безразличие, болезненная ревность, недоверие, раздражительность, потребность иметь любовников. Во всех случаях можно говорить о неспособности женщины к полноценным, затрагивающим душу и тело любовным отношениям с гетеросексуальным объектом.
Источник возникновения фригидности К.Хорни соотнесла с тем, что назвала «женским комплексом маскулинности», под которым понимается совокупность чувств и фантазий, связанных с ощущением женщиной своей неполноценности и дискриминации, завистью к мужчинам и стремлением отвергнуть женскую роль. В психологическом отношении женский комплекс маскулинности ведет к возникновению глубоко затаенной обиды женщины на свою обделенность судьбой, неприязни и враждебности к мужчинам, дискриминации по отношению к ним, отверженности мужчины как сексуального партнера, невротически усиленной ревности к другим женщинам.
Если невротическая претензия на маскулинность однажды берет верх, то женщина попадает, по мнению К.Хорни, в фатальный порочный круг. Поскольку в период инфантильного развития девочка начинает искать прибежище в фиктивной мужской роли, то последняя требует от нее отказа от женской роли. Нередко путь к специфически женской роли оказывается прегражденным бессознательным чувством вины или тревоги. Само по себе это не ведет автоматически к фригидности. Однако если способность к женским переживаниям оказывается заблокированной, подверженной интенсивному сопротивлению, то в этом случае развивается фригидность, которая в других случаях, при сравнительно незначительном сопротивлении, может оказаться не столь жестким и неизменным способом реагирования. «Так, одним женщинам необходимо, чтобы сексуальные отношения были окружены атмосферой запретности, другим нужно, чтобы они сопровождались страданием и насилием, у третьих они возможны, если только полностью исключена эмоциональная вовлеченность. В последнем случае женщина может быть фригидной с любимым мужчиной и вместе с тем полностью капитулировать перед нелюбимым человеком, который вызывает в ней только чувственное желание».
Исходя из различных проявлений фригидности, К.Хорни сделала вывод о психогенной природе этого феномена. По ее убеждению, анализ развития фригидности позволяет понять, что ее наличие или отсутствие в тех или иных психологических ситуациях определяется индивидуальной историей жизни и что серьезные нервные расстройства у женщины «едва ли не всегда сопровождаются фригидностью со всеми лежащими в ее основе запретами». И, наконец, К.Хорни пришла к убеждению, согласно которому объяснение фригидности следует искать не только в индивидуальных факторах, но и в надындивидуальных, культурных явлениях, поскольку превалирующая в истории человечества мужская (фаллосоцентрическая) культура не способствует раскрытию женщины и принятию ее женской роли. Мужской эротизм придерживается такой установки, в результате которой мужчина, с одной стороны, стремится к духовному объединению со спутницей жизни, но его чувственные желания к ней находятся под запретом, а с другой стороны, ищет женщину легкого поведения для чисто сексуальных отношений. Как в том, так и в другом случае подобная мужская установка «вызывает у женщины фригидность».
Если учесть, что традиция и воспитание оказывают существенное воздействие на возникновение и закрепление женских запретов, то становится понятным широкое распространение феномена фригидности. Принимая во внимание это обстоятельство, психоанализ способен указать пути психосексуального развития женщины, ведущие к фригидности, вскрывает силы, препятствующие проявлению женственности, и выявляет тенденции, способные изнутри привести к отказу от женской роли.
Фрустрация - состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.
Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З.Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.
Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З.Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором - от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний».
По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З.Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики».
Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З.Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З.Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.
Представления З.Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится К.Хорни, которая в работе «Новые пути в психоанализе» подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.
На основе анализа теории либидо К.Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З.Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».
Американский психоаналитик Э.Фромм уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К.Хорни, придерживался той точки зрения, что опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э.Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».
В целом Э.Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».
Австрийский психотерапевт В.Франкл ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.