[an error occurred while processing this directive] | |
1. ВЫБОР УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, КАФЕДРЫ И НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ 5. ПУБЛИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 6. ОБСУЖДЕНИЕ, ЗАЩИТА И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ |
1. ВЫБОР УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, КАФЕДРЫ И НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯВыбор учебного заведения и области исследований. Если Вы решили поступить в аспирантуру или стать соискателем, перед Вами сразу встанет проблема выбора: нужно выбрать и учебное заведение (научно-исследовательский институт), кафедру, к которой Вы должны будете на время примкнуть в качестве аспиранта или соискателя, и своего будущего научного руководителя, и тему, над которой Вы будете работать на протяжении нескольких лет. Решая все эти важные проблемы, Вы можете воспользоваться советами друзей, родителей, коллег, своих бывших преподавателей, но решать окончательно предстоит Вам самому. Самое простое и во многих случаях самое разумное решение — остаться, если это возможно, при той кафедре, на которой Вы защитили дипломную работу. Это оптимальных образом обеспечит преемственность стадий профессионального роста. Вам в буквальном смысле будут помогать стены учебного заведения, которое Вы закончили, где Вы знаете всех и где все знают Вас. Много времени наверняка будет сэкономлено уже только в силу того, что Вы ориентируетесь в каталогах вузовской библиотеки, знаете реальную цену в науке и человеческие качества своих бывших преподавателей, можете использовать свои студенческие и преддипломные наработки в условиях привычной обстановки и окружения. А если это невозможно? Если, допустим, Вы уже не живете в городе, где учились, со времени окончания вуза прошло много лет, Вы решили сменить научную специальность или заинтересовались смежной областью знания? В таких ситуациях надо решить ряд проблем. Многое в Вашей жизни определится тем, какое решение Вы сейчас примете. Если Вы не нуждаетесь в стипендии и готовы платить за обучение, тогда Ваша задача внешне упрощается, но придется приложить больше усилий, чтобы познакомиться с существующими возможностями. Чтобы узнать, какие учебные заведения (научно-исследовательские институты) занимаются интересующими Вас исследованиями, достаточно посещать университетскую библиотеку и систематически просматривать последние выпуски научных журналов и сборники научных трудов (конференций) по Вашей специальности. По публикациям можно установить местонахождение учебных заведений, занимающихся соответствующими исследованиями. Когда Вы определились и выбрали несколько кафедр, наиболее для Вас приемлемых, следует связаться с некоторыми из них, в первую очередь с теми, где, по Вашему мнению, можно обсудить Ваши планы, с учетом проводящихся у них работ. Можно послать письмо по почте, позвонить по телефону или посетить эти кафедры, предварительно договорившись о встрече. Наверняка, Вы убедитесь, что в большинстве случаев сотрудники кафедры будут рады обсудить с Вами научные проблемы. Теперь Ваша первоочередная задача — более конкретно определить область научных исследований, в которой Вы будете работать. Подумайте, насколько Ваши собственные интересы могут сочетаться с тем, что Вы узнали о работе кафедры, с которой Вы познакомились. Конечно, на этой стадии далеко не каждый имеет четкое представление о плане предстоящей работы, но Вы должны убедительно рассказать о том, какой вид исследований Вы бы предпочли и почему Вам хотелось бы работать именно на этой кафедре. На этом этапе следует также оговорить все вопросы, касающиеся технической стороны Вашей будущей работы. Например, выяснить, каким оборудованием оснащена лаборатория, будет ли у Вас доступ к нему, какими возможностями располагает библиотека. Кроме того, при выборе кафедры очень важно учитывать свою психологическую совместимость с людьми, с которыми придется работать. Если Вы планируете учиться в аспирантуре, не оставляя работы, или не можете позволить себе частые поездки по какой-то другой причине, то при выборе места учебы следует учесть, что в настоящее время в большинстве регионов есть несколько учебных заведений, где можно работать над диссертацией. Поэтому тщательно изучите все возможности Вашего региона. Если Вы решили пойти на новую для Вас кафедру, Вам надо осмотреться и познакомиться со своим потенциальным научным руководителем. При этом Ваша задача — убедиться в том, что избранная Вами кафедра, соискателем или аспирантом которой Вы собираетесь стать, имеет хорошую репутацию, здесь работают авторитетные в научном мире профессора, ведутся интересные исследования, успешно защищаются аспиранты и соискатели, а молодые ученые становятся докторами наук. Когда Вас пригласят на собеседование, не стесняйтесь выяснить эти вопросы, чрезвычайно важные для успеха Вашей работы. Постарайтесь собрать и проанализировать всю имеющуюся информацию о кафедре, ее сотрудниках, проводимых научно-исследовательских разработках и об их конкретном характере. Познакомьтесь с научными трудами сотрудников кафедры, постарайтесь как можно больше узнать об объеме работ, проводимых членами кафедры и аспирантами в настоящее время. Возможно, темы некоторых работ могут представлять интерес и для Вас. Поговорите с соискателями, работающими на кафедре, и узнайте их мнение о положении дел. Соглашайтесь стать аспирантом (соискателем) только в том случае, если Вас устраивают оба момента — и организация работы в учебном заведении (на кафедре), и непосредственно сфера исследований. Выбор условий работы. Важный аспект жизни аспиранта, определяющий качество исследований, — наличие рабочего места. Где конкретно Вы будете проводить большую часть времени в ближайшие несколько лет? При выборе учебного заведения, в котором Вы будете учиться в аспирантуре, Вам нужно принять во внимание существующие там условия. В некоторых учебных заведениях аспирантам предоставляются кабинеты для индивидуальной работы, в других аспиранты работают вместе со студентами в общем помещении. Иногда аспиранты получают стол для работы в небольшой комнате на несколько человек — так во многих вузах работают члены кафедры. Есть и такие учебные заведения, где аспирантам не предоставляется места для работы, а предполагается, что они должны работать дома или в библиотеках, лабораториях, других организациях или на практических занятиях. Может оказаться, что Вы не будете возражать против компании коллег по учебе и с удовольствием займете свое место в большой комнате, отведенной специально для аспирантов. А может, Вас будет раздражать необходимость общаться с другими и слушать все, что они будут рассказывать, в то время как Вам хочется работать в тишине. Возможно, Вы любите одиночество и часы, не занятые экспериментами или другими видами сбора данных, проводите над книгой или за оформлением документации. Допустим, Вы стремитесь четко разграничивать работу и общение и предпочитаете сами устанавливать эти границы. Но может оказаться, что изолированность Вашего рабочего места приведет к возникновению чувства отчужденности и Вы ощутите недостаток общения с другими аспирантами, а это мешает возникновению дискуссий и появлению новых идей. По мнению некоторых, идеальное рабочее место — это письменный стол в комнате на двух-трех аспирантов: в своем столе можно хранить книги и материалы для работы, а в комнате проводить встречи, общаться с коллегами и в то же время иметь постоянный контакт с научным руководителем и другими членами кафедры. Но зачастую реальная жизнь далека от этого, и, возможно, Вы будете вынуждены тесно общаться с людьми, которые по той или иной причине Вам неприятны. Один из них может беспрестанно курить, другой — постоянно говорить и развлекать приятелей, тогда как Вы хотели бы сосредоточиться на работе. Один может иметь привычку брать у Вас что-либо, забывая возвращать, или оставлять на Вашем столе свои вещи, а другой может надоедать совсем по-иному: задавать слишком много вопросов, назойливо интересоваться Вашей личной жизнью, обсуждать чужие проблемы или успехи. И в довершение всего, Ваше присутствие или отсутствие будет легко подмечаться другими, и Вам, возможно чаще, чем того бы хотелось, придется отчитываться за свои отлучки. А Вашего научного руководителя, который вроде бы находится где-то рядом, будет совсем не так-то просто найти, как казалось поначалу. Выбор научного руководителя. Возможно, это самый важный выбор, который Вам предстоит сделать. Как правило, научные руководители назначаются кафедрой, а не выбираются аспирантами или, что бывает реже, руководители сами могут подбирать себе аспирантов. Тем не менее, обычно есть какая-то возможность повлиять на этот процесс, и, конечно, Вы должны ею воспользоваться. Чтобы убедиться, подходит ли конкретный профессор для роли Вашего руководителя, Вам нужно иметь о нем определенную информацию, прежде всего необходимо узнать о его общепризнанных научных достижениях и сегодняшних изысканиях. Следует найти ответы на вопросы: какие, сколько, где опубликовал Ваш потенциальный руководитель научных трудов за последнее время? Финансирует ли кто-нибудь его научную работу? Приглашают ли его участвовать в научных конференциях на родине и за рубежом? Желательно, чтобы ответы на данные вопросы были преимущественно положительными. Выбирая научного руководителя, важно также учитывать, насколько тесные контакты Вы хотите с ним установить. Отношения между руководителем и аспирантом бывают, как правило, весьма близкими. Но если некоторым аспирантам нужно тесное общение с научным руководителем (особенно в начале обучения), то других угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше. Существуют по меньшей мере две формы деловых отношений с руководителем: первая форма — аспиранту нужна постоянная поддержка, а руководитель, имея постоянную обратную связь с аспирантом, дает указания, направляет, ход его научной работы; вторая форма — аспирант имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, а не указывает конкретно направление научных изысканий, как это делается при более тесном контакте. Как показывают проведенные исследования, если аспирант работает, ожидая, что вот-вот появится результат, достойный обсуждения, а его руководитель постоянно требует каких-то весомых результатов, то это ни к чему, кроме раздражения, не приводит, а поставленные цели кажутся аспиранту недостижимыми. По мнению руководителя, такой аспирант слишком осторожен и не способен работать самостоятельно. Наоборот, если аспирант нуждается в постоянной поддержке, но работает с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то определенное время, то он чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания (если у последнего все-таки хватит смелости просить уделять ему немного больше времени). Взаимопонимание и хороший контакт между соискателями и их научными руководителями — главные моменты в их отношениях. Когда установлены хорошие личные отношения, все остальное мгновенно становится на свое место. Несовместимость между руководителем и аспирантом приводит к тому, что последний начинает воспринимать отрицательно все, что связано с аспирантурой. Поэтому следует как можно раньше обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. Особенности обучения в аспирантуре. Как правило, аспиранту не приходится надеяться на то, что кто-то поможет ему освоить его новые обязанности и систему работы. Чувство замешательства и неуверенности одинаково испытывают и те, кто только что получил диплом с отличием, и те, кто вернулся в университет после нескольких лет работы, поскольку ни те, ни другие не знают наверняка, чего от них ждут. Нередко аспиранты первого года обучения считают, что для занятия наукой необходимы какие-то особые способности. Представление, что, если нет выдающихся способностей, не стоит даже надеяться на присуждение ученой степени, мешает их собственному развитию. Когда такие аспиранты читают хорошую диссертацию, у них нередко возникает убеждение, что сами они никогда не смогут написать ничего, что хотя бы отдаленно напоминало подобную работу ни по объему, ни по качеству. Многим приходилось переживать этот болезненный период перехода на новый уровень мышления, когда под сомнение ставится сам смысл пребывания в аспирантуре. Чтобы выработать свое оригинальное видение предмета, аспиранту лучше начать изучение предмета заново, с самого начала и постепенно прийти к пониманию того, чем, возможно, предстоит заниматься в будущем. Вам нужно постараться во время первых же встреч с научным руководителем договориться о выполнении какой-то небольшой работы, четко оговорив сроки исполнения. После выполнения этой работы обсудите не только результаты, но и Ваше отношение к работе, чтобы развеять любые сомнения по поводу своих способностей к занятиям исследовательской работой. Кроме того, внося исправления, составляя черновики и т.д., Вы будете вырабатывать соответствующие навыки, которые позволят Вам довести диссертацию, статью до уровня, отвечающего требованиям. В общении с другими аспирантами расспрашивайте их о том, что они испытывали в начале работы, ведь возникающие трудности легче преодолевать, когда знаешь, что ты не одинок в своих опасениях и что эти проблемы присущи самой системе, которая, к сожалению, далека от совершенства. Многие считают, что научно-исследовательская работа оторвана от жизни и происходит в «башне из слоновой кости». Узнав, что Вы занимаетесь исследовательской работой, даже близкие знакомые могут подумать, что Вы решили провести несколько лет в полном уединении. Конечно, много времени Вам придется работать самостоятельно (например, при обдумывании или конспектировании материала), но Вы будете общаться с Вашим руководителем, сотрудниками кафедры, персоналом библиотек, с приглашенными профессорами, коллегами, работающими над научными докладами. И, если Вы хотите добиться хороших результатов, Вы должны воспользоваться всеми предоставленными Вам возможностями. Научно-исследовательская работа требует приобретения навыков не только исследовательской деятельности, но и общения. Дружеские отношения между аспирантом и руководителем не редкость, но все же аспирант часто чувствует неловкость при неофициальном общении, когда, например, руководитель приглашает его домой. Причина такой неловкости — разница положения: руководители — признанные специалисты в своей области, они пользуются заслуженным авторитетом у коллег. В научных коллективах, как и в любых других, нужно много работать над развитием личных взаимоотношений. Когда в научном учреждении субсидируется выполнение большой программы исследований, вокруг профессоров, получивших гранты, собирается группа из нескольких аспирантов. Каждый работает над какой-то конкретной проблемой, тесно связанной со всеми остальными. Теоретически между ними существует свободный обмен информацией, и вся группа работает согласованно. Но в действительности аспиранты стараются не рассказывать о своем участке работы, так как опасаются, что исследования кого-нибудь из коллег сделают бессмысленным продолжение работы над его собственной научной проблемой. У аспирантов, которые участвуют в работе над такой программой, обычно бывают две причины для тревоги, обусловленные тем, что ученая степень присуждается за оригинальность и квалифицированность работы: во-первых, работа другого аспиранта настолько близка к их собственной, что их работа может оказаться «неоригинальной» или уже устаревшей; во-вторых, коллега может доказать нечто такое, что обнаружит неправомерность их собственных исследований. Люди, работающие вместе, должны сотрудничать, избегать отчуждения. И все же для многих аспирантов основные чувства, переживаемые ими, — это отчуждение и его бесчисленные вариации. |