Льгота от Бога и посланника Его тем из многобожников, с которыми вы заключили союз: в течение четырех месяцев путешествуйте по этой земле, и знайте, что вы не ослабите Бога, и что Бог посрамит неверных. От Бога и посланника Его возглашение людям в день великого праздника. Бог свободен по отношению Своему к многобожникам; а также и Его посланник. Если вы с раскаянием обратитесь к Нему, это будет лучше для вас; а если отвратитесь, то знайте, что вам не ослабить Бога. Обрадуй неверных вестью о мучительном наказании, за исключением тех из многобожников, с которыми вы заключили союз; они после того не делали вам никакого ущерба, никому не помогали против вас: то и вы в отношении к ним исполняйте договор с ними в продолжение срока его. Бог любит богобоязливых. Когда же кончатся запретные месяцы, тогда убивайте многобожников, где ни найдете их; старайтесь захватить их, осаждайте их, делайте вокруг них засады на всяком месте, где можно подстеречь их. Но если они с раскаянием обратятся, будут совершать молитву, будут давать очистительную милостыню; то дайте им свободный путь: Бог - прощающий, милосерд. Если кто-нибудь из многобожников попросит у тебя себе убежища, то дай ему убежище, дабы он услышал слово Божие, после того доведи его до безопасного места: это потому, что они люди незнающие. Как может у Бога и посланника Его состояться союз с многобожниками? (Исключаются те, с которыми вы вступили в союз у запретного мольбища. Когда они справедливы к вам, тогда и вы будьте справедливы к ним: Бог любит богобоязливых). Как может... когда они, если берут верх над вами, не соблюдают ни клятв, ни обязательств? Устами своими они высказывают расположение к вам, тогда как сердца их отказываются от того. Наибольшая часть их - злодеи. Они ничтожною ценою оценивают знамения Бога, и удаляются от пути Его: действительно, как злы дела их! В отношении верующего они не соблюдают ни клятв, ни обязательств: они - неправдивы. Но если они покаявшись обратятся, будут совершать молитву, будут давать очистительную милостыню, то будут вам братьями по вере. Мы излагаем эти знамения ясно для людей понимающих. Если они после сего союза с ними нарушат клятвы свои и будут хулить вашу веру, то воюйте с вождями неверия (для них нет клятвы!): может быть, они будут сдерживать себя. Как не воевать вам с народом, который нарушил свою клятву, умыслил изгнать пророка? Он сам в первый раз напал на вас. Его ли бояться вам? Бога бояться более должно вам, если вы верующие. Воюйте с ними: Бог накажет их руками вашими, и посрамит их, даст вам победу над ними и исцелит сердца людей верующих; изгонит гнев из сердец их; Бог благопреклонен к тому, к кому хочет: Бог - знающий, мудр. Ужели думаете вы, что будете оставлены, тогда как Бог знает тех из вас, которые воюют ревностно; и в искренние друзья себе не берут никого опричь Бога, посланника Его и верующих? Бог ведает то, что делаете вы. Что это с многобожниками, что они посещают мечети Божии, тогда как сами свидетельствуют о неверии в душах своих? Дела их суетны: в огне будут они вечно. Мечети Божии посещают только те, которые веруют в Бога и в последний день, совершают молитвы, дают очистительную милостыню, боятся одного только Бога: таковые люди из числа, может быть, ходящих прямо. Ставите ли вы подающих воду совершающему праздник при запретной мечети и поступающему ее, наравне с теми, которые веруют в Бога и в последний день, и ревностно воюют на пути Божием? Они не равны пред Богом: Бог не руководитель беззаконному народу. Уверовавшие, оставившие свою родину, и ревностно воюющие на пути Божием, жертвуя своим имуществом и своею жизнию, - на самой высокой степени достоинства пред Богом; они - блаженны. Господь их обрадует их своим милосердием и благоволением и райскими садами, в которых им будет постоянная утеха: в них они пребудут вечно; от Бога им великая награда. Верующие! не берите себе в друзья ни отцов ваших, ни братьев ваших, если они неверие предпочитают вере: те из вас, которые подружатся с ними, - те - законопреступники. Скажи: если отцы ваши, сыны ваши, братья ваши, супруги ваши, родственники ваши, имущества, какие приобретаете себе, товары, за которые боитесь застоя в распродаже, жилища, которыми удовлетворяетесь, для вас любезнее Бога, посланника Его, войны на пути Его: то ждите, покуда Бог не совершит своего дела: Бог не руководит народа развращенного. Бог уже помогал вам во многих битвах, а также и в день Хонейна, - когда вы восхищались своею многочисленностью, и когда она не принесла вам никакой пользы, так что земля показалась вам тесною, тогда как она была просторна, и вы тогда обратили тыл и побежали назад, - Бог низвел свою секину на посланника своего и на верующих: низвел невидимые воинства и наказал неверных: это было воздаянием неверующим. После этого Бог был благопреклонен к тому, к кому хотел: Бог прощающий, милосерд. Верующие! многобожники нечисты: они не должны приближаться к запретной мечети после этого года. Если боитесь бедности, то вас обогатит Бог от щедрот своих, если захочет: Бог знающий, мудр. Воюйте с теми, которые не веруют в Бога и в последний день, не считают запрещенным того, что запретил Бог и Его посланник; и с теми из получивших Писание, которые не принимают истинного вероустава, дотоле, покуда они не будут давать выкупа за свою жизнь, обессиленные, уничиженные.
Иудеи говорят: Ездра - сын Божий; назаряне говорят: Мессия - сын Божий. Это их слова в устах их. Говоря это, они уподобляют себя неверным, бывшим прежде. Да поразит их Бог! как легкомысленны они! Опричь Бога, они своих книжников и своих подвижников принимают за Господов, и Мессию, сына Марии. Им было заповедано поклоняться только единому Богу; кроме Его нет никого достойно боготворимого. Воздайте хвалу Ему, устраняя тех, кого признают они соучастниками Ему. Они своими устами хотят погасить свет Божий; а Бог хочет только того, чтобы вполне открыть свет свой вопреки противоборству неверных. Он послал посланника своего с руководством и истинным вероуставом, чтобы вознести его над всеми вероуставами вопреки противоборству многобожников. Верующие! действительно, многие из книжников и из подвижников тратят имущество людей на пустое и уклоняют их от пути Божия: тех, которые прячут золото и серебро и не жертвуют им на путь Божий, обрадуй вестью о лютой муке, в тот день, когда оно в огне геенны будет раскалено, и когда им выжигаемы будут клейма на их лбах, на их боках, на их спинах. «Вот то, что прятали вы для себя самих: узнайте же вкус того, что тогда вы спрятали».
Действительно1, число месяцев у Бога двенадцать месяцев, по книге Бога, с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них четыре запретные: это - неизменный устав; потому в продолжение их не делайте зла себе самим. В другие все воюйте с многобожниками так же, как они во все воюют с вами, и знайте, что Бог с богобоязливыми. Перенос их на другие есть крайнее неверие; им вводятся в заблуждение только неверные: они считают его простым в один год, и считают запретным в другой год, чтобы согласить себя с тем временем, которое считать запретным повелел Бог: таким образом они делают простым то, что Бог повелел считать запретным. Они обольщаются злыми делами своими; Бог не руководитель людей неверных.
Верующие2! почему вы, когда было сказано вам: «выступайте в поход для войны на пути Божием!» притворяясь утомленными, легли на землю? Ужели вы здешней жизнью удовлетворяетесь больше, чем будущей? Утехи настоящей жизни в сравнении с утехами будущей ничтожны. Если вы не выступите в поход, то Он накажет вас мучительною казнию. Он заменит вас другим народом и вы не сделаете Ему никакого ущерба: Бог всемогущ. Если вы не поможете ему, поможет ему Бог, как было тогда, когда неверные изгнали его; Они были только вдвоем: вот они оба в пещере, вот он говорит своему спутнику: «не печалься, потому что с нами Бог!» Тогда Бог ниспослал свою секину на него и укрепил его невидимыми воинствами. Слово неверных Он сделал низким, тогда как слово Бога высоко: Бог силен, мудр. Выходите в поход, легкими ли будете, или тяжелыми: ревностно воюйте, жертвуя своим имуществом и своею жизнию, на пути Божием: в этом благо для вас, если вы знаете. Если бы верная была добыча, а путь был бы удобнопереходимый, то они наверно последовали бы за тобою; но как переход этот кажется им далеким, то они клянутся Богом: «если бы мы могли, то выступили бы вместе с вами». Они губят себя самих: Бог знает, что они лжецы. Бог да простит тебе! зачем ты позволил им остаться, когда тебе ясно не было указано, кто из них справедлив, когда ты не знал, кто из них лжет. Верующие в Бога и в последний день не захотят, чтобы ты не позволил им воевать, жертвуя своим имуществом и своею жизнию: Бог знает богобоязливых. Только те требуют увольнения от войны, которые не веруют в Бога и в последний день, которых сердца нерешительны, и которые при своей нерешительности колеблются. Если бы они хотели выступить в поход, то наверно они готовили бы для него приготовления: но Богу неприятен их выход. Он сделал их ленивыми и им сказано было: оставайтесь вместе с остающимися. Если бы они с вами вышли в поход, то они среди вас только увеличили бы отягощение и произвели бы среди вас беспорядок, которого они и желают для вас, так как между вами есть готовые быть послушными им. Бог знает злых. Они еще прежде хотели произвести беспорядок, старались расстроить дела твои, доколе не пришла истина и не явилось повеление Божие, в то время как они противоборствовали. Между ними есть и такие, которые говорят: «уволь нас и не искушай нас!» Уже не впали ли они в искушение? Истинно, геенна обнимет неверных. Если случается с тобой что хорошее, оно огорчает их; а если случается что бедственное, они говорят: «мы уже заблаговременно взяли свои меры против этого», и уходят, радуясь. Скажи: с нами сбывается только то, что преднаписал для нас Бог: Он владыка наш; на Бога да уповают верующие. Скажи: не того ли только ждете вы, что с нами будет которое-либо одно из двух наилучших благ? И мы в отношении вас; ждем, что Бог поразит вас казнию, или Сам от Себя, или нашими руками. Так, ждите; вместе с вами и мы будем ждать.
Скажи: делайте свои пожертвования или добровольно или принужденно, не примутся они от вас; потому что вы люди непотребные. Причиной тому, что от них не принимаются их пожертвования, только то, что они не веруют в Бога и в посланника Его, что лениво ходят на молитву, что пожертвования делают неохотно. Да не удивляет тебя ни богатство их, ни дети их: ими хочет Бог только наказать их в здешней жизни, только того, чтобы они и издохли, оставаясь неверными. Они клянутся Богом, что они одинаковы с вами, тогда как они не одинаковы с вами; но таковыми людьми они выказывают себя из страха. Как скоро находят какое-нибудь убежище, или пещеру, или другое какое уходбище, повернутся и неудержимо убегут туда. Между ними есть такие, которые бесславят тебя за милостыни; но если дадут им что из них, они выказывают удовольствие; а если не дадут им ничего из них, тогда они сердятся. Им довольствоваться бы и тем, что доставляет им Бог и посланник Его! им говорить бы: «наше удовлетворение - Бог: Бог доставит нам от щедрот своих, и Его посланник: мы Богу предаемся сердечно!» Милостыни только бедным, нищим, смотрителям милостынь, сердечно верным союзникам; на откуп рабов, для вошедших в долги, на походы по пути Божию: и на путешественников, согласно уставу Божию; Бог знающий, мудр. Между ними есть такие, которые охуждают пророка и говорят: он ухо! Скажи: он ухо к благу вашему! Он верует в Бога и верит верующим. Верующим из вас - милость; а охуждающим посланника Божия - лютая мука. Они перед вами клянутся Богом, чтобы угодить вам; но Богу и Его посланнику угождать они обязаны более всего, если они верующие. Не знают ли они, что тому, кто препирается с Богом и Его посланником, - тому огонь геенны, и в нем он пребудет вечно: это - великое посрамление.
Лицемеры боятся, чтобы не ниспослана была свыше какая-либо статья откровения о них, открывающая то, что в сердцах их. Скажи: смейтесь! истинно, Бог обнаружит то, чего боитесь. Действительно, если ты спросишь их, то они скажут: мы только для забавы говорим это, только шутим. Скажи: не смеетесь ли вы над Богом, Его знамениями, Его посланником? Не извиняйтесь! Вы опять сделались неверными, после того, как уверовали. Если Мы простим некоторым из вас, то других из вас накажем за то, что они виновны. Лицемеры и лицемерки внушают друг другу законопреступное, друг друга отклоняют от доброго, и по скупости крепко держат свое в руках своих: они забыли Бога, за то и Он забыл их. Действительно, лицемеры - непотребные люди. Лицемерам, лицемеркам и неверным Бог обещал огонь геенский, в котором они и останутся вечно: таков будет расчет с ними! Бог проклял их, и мука будет им постоянна. Вы подобны бывшим прежде вас: они, будучи крепче вас силою, избыточнее имуществом и детьми, наслаждались полным счастием своим; и вы наслаждаетесь полным счастием своим, как наслаждались своим полным счастием бывшие прежде вас: и вы тонете в суете подобно тем, которые тонули в суете. Дела таковых людей тщетны и в здешней жизни и в будущей; такие люди несчастны. Не доходил ли до них рассказ о бывших прежде них, о народе Ноевом, о Гадянах, Фемудянах, о народе Авраамовом, о жителях Мадиана и ниспроверженных городов? К ним приходили посланные к ним: Бог не хотел поступить с ними жестоко, но сами они были жестоки к себе. Верующие и верующие - друзья друг другу: внушают друг другу доброе, отклоняют друг друга от законопреступного, совершают молитву, дают очистительную милостыню, повинуются Богу и Его посланнику; к ним Бог будет милостив: истинно, Бог силен, мудр. Верующие и верующие по обетованию Бога будут жить вечно в садах, по которым текут реки, в прекрасных жилищах среди садов эдемских. Благоволение Бога есть самое великое благо: это есть полное блаженство.
Пророк! ревностно воюй с неверными, с лицемерами, будь жесток к ним: их жилище - геенна. Как томительно это пристанище! Они клянутся Богом, что не говорили... Они говорили слова неверия, и стали неверными после принятия ими покорности3. Они умыслили такое, чего не могли сделать. Они мстят за то только, что Бог и Его посланник обогащают их от щедрот своих, и если покаются они, то это будет лучше для них; а если отворотятся, то Бог накажет их болезненным наказанием в здешней и в будущей жизни: на земле не будет им ни покровителя, ни защитника. Из них есть такие, которые в союзе с Богом предъявляли: «если Он доставит нам что от щедрот своих, то мы будем давать милостыни и будем добрыми». Но когда Он доставил им щедроты свои, они оказались скупыми на них: они отворотились и устранились. И Он повелел, чтобы лицемерие в сердцах их сопутствовало им до дня, в который они сретят Его, за то, что они не исполнили пред Богом того, что обещали Ему, и за то, что солгали. Не знают ли они, что Бог знает тайны их и скрытные разговоры их, что Бог вполне знает невидимое? Тем, которые порицают верующих, добровольно дающих милостыни, которые находят в этом только отягощение для них и над ними смеются, - над ними посмеется Бог: тем будет лютая мука. Молись о прощении им, или не молись о прощении им... если помолишься о прощении им и семьдесят раз, Бог не простит им: это за то, что они не веруют в Бога и Его посланника; Бог не руководитель нечестивому народу. Оставшиеся в своих жилищах радовались, что остались позади посланника Божия: им тягостно было воевать, жертвуя своим имуществом и своею жизнию на пути Божием, и говорили: не ходите в такой зной! Скажи: огонь геенны еще сильнее по своему зною. О, если бы они понимали! Пускай немного посмеются они; но много плакать им приведется, в воздаяние за то, что они себе усвоили.
Если Бог возвратит тебя к этим людям, и они будут просить у тебя позволения ходить в поход с тобой, то скажи: вы никогда не пойдете со мной и не будете вместе со мной сражаться с неприятелем; потому что вам в первый раз было угоднее домоседство; так будьте домоседами вместе с остающимися. Никогда не молись ни об одном из них, когда кто из них умирает, и не становись на молитву при его могиле, потому что они не веровали в Бога и в Его посланника, и умерли нечестивыми. Да не удивляет тебя ни богатство их, ни дети их: ими хочет Бог только наказать их в здешней жизни, только того, чтобы они и издохли неверными. Когда ниспослана была свыше статья откровения такая: веруйте в Бога и вместе с посланником Его будьте ревностны в войне: тогда достаточнейшие из них стали просить у тебя увольнения, и сказали: позволь нам, мы останемся с домоседами. Им приятно было быть с домоседками4: печать положена на сердца их, потому они неразумны. Но посланник и верующие вместе с ним были ревностны к войне, жертвуя и своим имуществом и своею жизнию: для них все блага, они блаженны. Бог приготовил им сады, по которым текут реки; в них они будут вечно: это - высокое блаженство. Некоторые из арабов, извиняясь, приходили, чтобы получить себе увольнение, и те, которые считали лживым Бога и посланника Его, остались дома. Жестокая казнь постигнет тех из них, которые не веруют. Не лежит эта обязанность на слабых, на больных, на тех, которые не находят у себя, чем бы им пожертвовать, как скоро они усердны к Богу и посланнику Его; также на благотворящих другим каким-либо образом: Бог прощающий, милосерд; и на тех, которым ты, когда они приходили к тебе для того, чтобы ты снабдил их потребным для похода, сказал: «я не нахожу у себя того, чем вас снабдить для него», и которые, отходя, проливали слезы из своих очей, скорбя, что не находят у себя ничего такого, чем бы они пожертвовали. Подвиг тот обязателен для таких, которые просят у тебя увольнения, тогда как они богаты: они рады оставаться с домоседками-женщинами. Бог запечатал сердца их, а потому они незнающи. Они будут извиняться пред вами, когда вы возвратитесь к ним; скажи: не извиняйтесь; не поверим вам; Бог уже открыл нам некоторые сведения о вас. Бог видит дела ваши, также и посланник Его; со временем вы предстанете пред Знающим тайное и явное, и Он откроет вам то, что сделали вы. Когда вы возвратитесь к ним, они будут заклинать вас Богом, чтобы вы отстали от них; отстаньте от них, потому что они - мерзость; жилищем их будет геенна, в воздаяние за то, что усвоили они себе. Они будут заклинать вас быть благосклонными к ним: но если вы будете к ним благосклонными, то Бог не будет благосклонен к этим непотребным людям.
Арабы самые упорные в неверии и лицемерии; это прямее всего оттого, что они не знают уставов, какие ниспослал Бог своему посланнику. Бог знающий, мудр. Между арабами есть такие, которые свои пожертвования считают требуемым с них к уплате долгом, и они выжидают переворотов судьбы в делах ваших: в их делах будет худой переворот судьбы! Бог - слышащий, знающий. Между арабами есть такие, которые веруют в Бога и в последний день, и они свои пожертвования считают делами, приближающими их к Богу и заслуживающими молитв за них посланника. Не действительно ли для них приближение к Нему? Бог обнимет их своею милостию; потому что Бог прощающий, милосерд. Предшествовавшими им - первыми из мюгаждиров и ансаров - и последовавшими им в благотворительности доволен будет Бог, и они будут довольны Им. Он приготовил для них сады, по которым текут реки, и в которых они будут вечно: это высокое блаженство. Между теми арабами, которые вокруг вас, есть лицемеры, а также есть и в числе жителей Медины: они упорны в лицемерии, ты не знаешь их, Мы знаем их. Мы их накажем два раза; со временем они будут подвергнуты великой муке. Иные сознались в своих грехах: доброе дело они мешали с другим худым; может быть, Бог будет благопреклонен к ним: Бог прощающий, милосерд. Из имущества их возьми милостыню; ею ты оправдаешь их и очистишь имущества их, и молись за них, потому что молитва твоя - покой для них: Бог слышащий, знающий. Разве они еще не узнали, что Бог - Он благосклонно приемлет покаяние рабов своих и принимает милостыни, и что Бог благопреклонен к кающимся, милосерд? Скажи: будьте деятельны, и Бог увидит вашу деятельность, а также посланник Его и верующие; действительно, вы предстанете пред Знающим тайное и явное, и Он откроет вам то, что сделали вы. Для иных отсрочивается распоряжение Бога: накажет ли Он их, или благопреклонится к ним: Бог знающ, мудр.
О тех, которые построили себе мечеть, чтобы производить вред, нечестие, разрыв между верующими, чтобы она была местом засады для воюющих сперва против Бога и посланника Его, и которые клянутся, говоря: «мы желаем только лучшего»! - о тех Бог свидетельствует, что они лжецы. В ней никогда не становись на молитву. Есть мечеть, которая с первого дня основана по благочестивому чувству: в ней должно тебе становиться на молитву, в ней есть люди, любящие быть чистыми: Бог любит чистых. Тот ли лучше, кто свое здание основал на благоговении к Богу и на желании угодить Ему, или тот, кто основал свое здание на береге песчаном, осыпающемся? Он вместе с ним обрушится в огонь геенны. Бог не вождь людям нечестивым. Здание их, которое построили они, дотоле не перестанет быть недоумением в сердцах их, доколе сердца их не будут истерзаны. Бог знающий, мудр.
Так, Бог купил у верующих жизнь их и имущества их, платя им за них раем: в битвах подвизаются они на пути Божием, и убивают и убиты бывают, сообразно обетованию об этом, истинно данному в Законе, в Евангелии, в Коране. Кто в своем договоре вернее Бога? Так радуйтесь о вашем торге, которым вы сторговались с Ним: это высокое блаженство. С покаянием обращающимся к Богу, служащим Ему, славящим Его, ходящим на поклонение Ему, кланяющимся, коленопреклоняющимся, научающим доброму, удерживающим от законопреступного, соблюдающим уставы Бога, - всем сим верующим возвести радость.
Не подобает пророку и верующим просить у Бога прощения многобожникам, хотя бы они были близкими родственниками, после того, как им объявлено, что они будут изгнаны в огонь геенский. Не стал бы Авраам просить прощения отцу своему, если бы не было у него обещания, какое обещал он ему; когда же было объявлено ему, что он враг Богу, то он отказался от него. Истинно, Авраам был сострадателен, кроток. Бог никогда ни одного народа, после того как вел его прямо, не вводил в заблуждение, покуда не давал ему ясного указания на то, чего ему бояться; потому что Бог всеведущ. Действительно, Бог, у которого во власти небеса и земля, оживляет и умерщвляет: опричь Бога нет вам ни покровителя, ни защитника.
Бог уже умилостивился покаянием пророка, могаджеринов и ансаров, которые последовали за ним в час трудного положения, после того, как сердца некоторых из них едва не ослабели: Он умилостивился к ним, потому что благ к ним, милосерд; также и к тем троим, которые остались дома, в то время как им показалась земля тесною, хотя была и просторна; когда тесно стало душам их, и когда они подумали, что убежище от Бога только у Него самого: Он умилостивился к ним, для того, чтобы они, умиляясь, обратились к Нему; потому что Бог благопреклонен к кающимся, милосерд. Верующие! бойтесь Бога и будьте с правдивыми.
Жителям Медины и арабам, живущим вокруг их, не было причины отстать от посланника Божия и заботиться о себе, оставивши его; потому что их не изнуряли ни жажда, ни усталость, ни голод на пути Божием; они не шагнут и шага, могущего раздражить неверных, не захватят ни одного захвата от врага, которые бы не были записаны за ними как доброе дело: Бог не даст погибнуть награде делающим благое. Каждое пожертвование, какое ни пожертвуют они, малое ли оно будет, или большое, каждый переход их через какую-либо долину записаны будут за ними, для того, чтобы Богу наградить их наилучшим благом за то, что они сделают. Нет надобности верующим выходить в поход всем: из каждого колена их выходил бы какой-либо отряд, для того чтобы им учиться делам благочестия, и чтобы наставлять народ свой, когда к нему возвратятся: может быть, они будут осмотрительны. Верующие! воюйте с теми из неверных, которые близки к вам: знали бы они в вас вашу жестокость. Знайте, что Бог с богобоязливыми.
Когда ниспосылается какая-либо статья откровения, то некоторые из них говорят: в ком из вас увеличит она веру? В верующих она увеличит веру, и они возрадуются. А в тех, у которых в сердце болезнь, она прибавит мерзость к мерзости их, и они умрут, оставаясь неверными. Не видят ли они, что в каждый год они однажды или дважды подвергаются искушению? Но и после того, они не каются и не вразумляются. Когда ниспосылается какая-либо статья откровения, то они взглядывают друг на друга: «видит ли вас кто-нибудь?» и затем уклоняются в сторону. Бог уклонит в сторону сердца их за то, что они люди не понимающие. Действительно, к вам уже пришел посланник из среды вас самих: ему тягостны ваши преступления, он заботлив о вас; к верующим он сострадателен, милосерд. А если они отвратятся, то скажи: Бог мое довольство; нет никого достойного поклонения кроме Его: на Него уповаю: Он Господь великого престола.
1 В ст.36 и 37 говорится о запретных месяцах года.
2 В ст.38-107 содержится обличительная речь к арабам, уклонившимся от похода к Табуку, и не хотевшим сделать пожертвований для этого похода.
3 Ислама.
4 С женщинами; в смысле простонародной речи: с бабами.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.