[an error occurred while processing this directive] | |||||||
Глава 1. ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ1.1. МАТЕРИЯВо Введении я обещал рассмотреть физико-философские основы понимания энергоинформационного обмена в Природе, поэтому и начну с некоторых философских понятий. Философские школы всегда разделялись, в основном, по решению ими трёх главных проблем: объективность мира, его познаваемость и отношение материального к идеальному. Проблема объективности мира является сущностью отношения человека к Природе. Мы исходим из того, что человек является частью объективно существующего мира, а не венцом или целью творения, и мир, естественно, существует независимо от его желания. «Для материалиста материя и реальность синонимы, и материалист принимает мир "каким он есть, без всяких посторонних прибавлений". Конкретное же научное видение мира определяется уровнем науки в данную эпоху и никак не связано с философским пониманием материи» [28]. Если полагать, что мир существует только в нашем воображении, то и наши собеседники, в том числе и вы, уважаемые читатели, тоже нами только воображаются. Но на такой основе дальше говорить не столько не о чем, сколько не с кем. А тем более бессмысленно писать книги или статьи. Но если вы, читатель, существуете независимо от того, что я о вас думаю, то приходится признать, что и все остальные, а также всё остальное тоже существует не только в моём или вашем сознании. А также существует и то, чего в нашем сознании нет. Согласимся, что мир реально существует. Но познаваем ли он? Утверждение о принципиальной непознаваемости мира противоречит само себе. Ведь чтобы его высказать, надо сначала хотя бы выжить. А для этого надо приспособиться к условиям существования в окружающем нас участке мира, Природы, Вселенной, то есть многому научиться, познавая эту Природу. Таким образом, сама жизненная практика утверждает познаваемость окружающей среды. Чаще спор идёт не о познаваемости мира, а о границах, мере этой познаваемости. Мы исходим из того, что мир познаваем бесконечно. Но также бесконечен и сам процесс познания, он может быть завершён лишь в бесконечном времени. То есть познать всю Природу до конца невозможно, хотя все её части познаваемы. Вопрос познаваемости, на мой взгляд, больше количественный, чем качественный. Нет непознаваемого, есть только непознанное. Нет табу на познание, есть только наши ограниченные, хотя и постоянно возрастающие возможности. Познаваемость связана и с вопросом о единстве мира, который, правда, больше относится к проблеме соотношения материального и идеального. Эта последняя проблема сложнее обеих предыдущих вместе взятых. Недаром её относят иногда к основному вопросу философии. По сути дела, большинство философских школ стоит на позициях дуализма. Они признают независимо существующие материальное и идеальное и выясняют отношение между ними. Только самые крайние школы полагают либо идею продуктом материи, либо материю продуктом духа. К последним относится и большинство религий. В отношении дуализма я согласен с Махатмой К. X.: «Мы признаём лишь единый элемент в Природе (духовный ли, материальный ли), вне которого не может быть Природы, ибо он есть сама Природа, и который <...> пронизывает собой всё пространство. Он, в действительности, есть само пространство» [65]. Я воспринимаю такой взгляд как утверждение единства мира в противовес дуализму. Себя я отношу в рассмотренном выше смысле к материалистам, хотя отчётливо понимаю, что, например, Ленин обозвал бы меня махровым идеалистом. Если материя порождает идею, то необходимо признать самостоятельное существование как материи, так и идеи, духа. Но сразу встаёт вопрос: из чего же состоит этот нематериальный дух с точки зрения материалиста? Если дух, идея порождает материю, то, кроме того, эта идея, во-первых, должна обладать сугубо материальным свойством — энергией, да ещё достаточной для выполнения этого действия и, во-вторых, из чего же она эту материю порождает? Эниологическая практика, например, целительство, биолокация, телекинез, постоянно убеждает нас в том, что любая мысль (а не только «овладевшая массами») обладает действительной материальной силой. Целитель-биоэнергетик воздействует на пациента своей мыслью. Именно эта мысль приводит к сугубо материальным последствиям исцеления, многократно подтверждаемым не только самочувствием пациента, но и медицинскими приборами. Именно мысль Н. С. Кулагиной заставляла двигаться предметы. Именно мысль биолокатора вызывает эффект движения в его руках его инструмента — рамки. Признание за мыслью, идеей материальной силы, энергии ведёт к неизбежному выводу о материальности этой мысли, духа или о её материальной основе, или о материальном носителе. Подробнее о степени материальности мысли мы будем говорить, в главе об информации. А пока сделаем вывод: многочисленные определения материи можно несколько сократить. Материя есть существующая 'реальность. При таком понимании понятие материального расширяется. Реальны, материальны звёзды, планеты, мы сами и, в каком-то смысле, наши мысли и порождаемые ими во Вселенной сигналы. И кое-что другое, о чём речь пойдет несколько позже, тоже материально. Следовательно, дух и материя едины, а не являются независимыми сущностями. Это лишь разные стороны реальности. Но тогда как же быть с «основным вопросом» философии? Некоторые наши коллеги в шутку предполагают, что сам этот вопрос был порождён сугубо материальными причинами. Просто некоторые философские школы древности оказались конкурентами и боролись таким образом за количество учеников и величину субсидий, то есть за доходы и другие материальные блага. Материя представляет собой всю Природу, всю Вселенную. Вне неё ничего не существует, ибо если оно реально существует, то оно тоже материально, следовательно, является частью материальной Природы, по определению. Такое представление противоречит многим религиозным учениям, ставящим Бога над, вне Вселенной. В этом смысле я больше согласен с Виктором Гюго, считавшим, что утверждение «Бог создал мир» некорректно, правильнее говорить, что Бог непрерывно создаёт мир, созидая самого себя. С этим связан вопрос о единстве мира. Я поддерживаю ту идею, что мир не только материален, но и един в своих основных свойствах и качествах. К этому вопросу мы будем неоднократно возвращаться в некоторых разделах. Итак, мир материален. Философская категория материи обозначает всю существующую в мире реальность. Мир един в своей сущности и полностью познаваем. Познание бесконечно и беспредельно. 1.2. ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕМатериальная Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Иногда рассматривают момент Большого Взрыва как момент рождения материи, пространства и времени. Чем же тогда гипотеза Большого Взрыва отличается от гипотезы Сотворения мира? Если материя вечна, то она существовала всегда, и всегда существовали пространство и время, а Большой Взрыв, если он был, также является одной из форм существования, движения материи. Мы рассмотрели три существенные вопроса, отличающие друг от друга системы философских взглядов. Но вопросов, которые мы постоянно пытаемся задать матери Природе, гораздо больше. «Ещё один "некорректный" вопрос звучит так: почему параметры нашего мира именно таковы, как они есть? Почему пространство имеет 3 измерения, а не 2 или 15 <...>? И на этот вопрос можно предложить ответ — гипотезу Мега-Вселенной, то есть предположение, что одновременно образовалось огромное количество разных миров с разными условиями (в частности, с разным количеством пространственных измерений, а может быть, и с несколькими осями времени)» [57]. Но в этих разных мирах Мега-Вселенной Большие Взрывы могли не только приводить к разным последействиям, но и происходить в разное время. Возможно, Взрывы происходили и происходят неоднократно, изменяя свойства и условия существования отдельных миров. Но для всего этого материя должна обладать более сложными и многообразными свойствами, чем мы полагаем в настоящее время. Например, как видно из приведённой цитаты, учёные допускают существование так называемых «параллельных миров» (не совсем корректное, но распространенное название разных пространственных многообразий). Нам известно множество форм существования материи. В том числе, она может находиться в твёрдом, жидком, газообразном или плазменном состояниях. Их объединяет то, что все они являются состояниями вещества, имеющего корпускулярное строение, то есть построенного из частиц. А отличают их степень и способ взаимодействия этих частиц и связи между ними. Пространство между корпускулами также обладает определенными свбйствами. Пространство, в котором проявляются определенные свойства, принято называть полем. Физике известно несколько полей: гравитационное, электромагнитное, поля сильного и слабого взаимодействия. Много лет ведётся разработка единой теории поля. Иногда же наоборот, «создаются» новые поля, например, торсионное, биополе и другие. Каждое из этих полей обладает понятными или не совсем понятными свойствами, а все вместе они заменяют собой тот эфир, о существовании которого столько лет спорили физики. Сейчас предпочитают говорить не об эфире, а о физическом вакууме, но уже наделяя его совсем другими свойствами. Но все реально существующие в мире поля обладают некоторыми свойствами, общими с веществом, в частности, — энергией. Если исходить из материальности и единства мира, необходимо признать, что материя существует в двух основных формах — вещественной (корпускулярной) и полевой. Когда-то в Древней Греции родились слово и понятие атом — неделимая мельчайшая частица вещества. Однако частица эта оказалась весьма делимой. Даже взрывоопасной. Попытки найти первокирпичики вещества привели к открытию огромного количества разнообразных элементарных частиц, которые на поверку тоже оказались не столь уж элементарными и упорно не желают сводиться к чему-то простейшему. Да ещё каждая частица порождает вокруг себя различные поля. Такой подход может позволить сделать математическое описание общих свойств полей, вещества, возможно — и всей материи, но не облегчает понимание глубинной их структуры. Вопрос об общности свойств полевой (волновой) и вещественной (корпускулярной) природы материи ставился уже давно. «Почему, если волновой материи присущи свойства корпускулярные, мы не вправе ожидать и обратного, — что корпускулярное присущи волновые свойства? Почему бы не мог существовать закон, единый для всякого вообще материального образования, неважно, волнового или корпускулярного?» [48]. И теперь никого не удивляет утверждение об их единстве, а также рождение корпускулярной электрон-позитронной пары из фотона поля или наоборот. Но тогда, извечный «основной» вопрос философии о первичности переходит в другую плоскость. Что первично: корпускула или волна, вещество или поле? Если первично вещество, корпускула, то мы вынуждены иметь дело с многообразными формами материи в виде элементарных частиц и различных полей, ими порождаемых. Я не забыл о кварках. Но являются ли они корпускулами? А если наоборот? «Частицы суть не что иное, как стационарные состояния системы «материя» [20]. «Частица получает свое определение <...> при сочетании динамики материальной системы с граничными условиями; частицы — вторичные структуры» [20]. «Все элементарные частицы, так сказать, сделаны из одного материала — его можно называть просто энергией или материей — и могут превращаться друг в друга. Тем самым поля тоже могут переходить друг в друга» [20]. Вполне вероятно, что не только частицы вещества порождаются полем, но и все известные нам физические поля являются частными случаями единого материального поля Космоса. Многие современные учёные тоже приходят к аналогичным выводам. Например, Г. И. Шипов рассматривает первооснову материи в виде физического вакуума, который представляет собой поле, названное автором инерциальным, и является, по его мнению, виртуальным состоянием материи. Вещественная форма материи происходит из него при определённых условиях. «Переход материи из виртуального состояния в реальное происходит после того, как константы или функции интегрирования в том или ином конкретном решении (геометрическом образе) приобретают физическое значение. В этом случае возбужденное вакуумное образование — инерцион — проявляет себя как реальная частица или поле. Иными словами, происходит реальное рождение материи из вакуума» [67]. Как видим из приведённой цитаты, Шипов не всю существующую объективную реальность называет материей, К сожалению, такие терминологические, как понятийные, так и принципиальные, разногласия встречаются гораздо чаще, чем это действительно необходимо. В данной книге принята несколько другая понятийная и терминологическая основа. Попробую немного обобщить сказанное выше. Материя, находящаяся в непрерывном движении и изменении, составляет единое поле, которое мы условились называть энергоинформационным. Непрерывное движение материи выражается в волновых свойствах поля. При определённых граничных условиях концентрация энергии и информации в определённом месте и времени создаёт частицы, корпускулы вещества. Совокупность всей энергии и информации содержится только во всём полном Космосе, во всей Вселенной, включающей в себя как энергоинформационное поле во всех его проявлениях, так и все разновидности и агрегатные состояния вещества. Мы ещё не знаем полностью все свойства материи. Задача их познания, пожалуй, гораздо сложнее, чем великое объединение в единой теории всех известных физике полей. Но некоторые из этих свойств можем предположить, исходя из косвенных данных и попыток найти объяснения тому, что наука недавно категорически отказывалась исследовать, объявляя даже конкретные факты ненаучными, то есть как бы и не существующими, раз они не вписываются в имеющиеся теории. Рассмотрим некоторые свойства энергоинформационного поля Космоса так, как они нам представляются в рамках рассматриваемой гипотезы. 1.3. МНОГОМЕРНОСТЬЭнергоинформационное поле существует в пространстве-времени и обладает некоторой естественной для него геометрией. Геометрия пространства-времени не задается соглашением, а зависит от его фундаментальных свойств. Пространство и время могут быть описаны геометрически с помощью псевдодекартовых координат, то есть таких координат, все оси которых перпендикулярны друг другу и представляют из себя линии, которые в нашем обычном макромасштабе могут быть хотя бы приблизительно приняты за прямые, но которые мы в нашем представлении считаем идеальными прямыми. Пространство и время неразрывно связаны друг с другом настолько, что между пространственными и временными измерениями практически почти нет принципиальных различий. Г. Минковский, который первым ввёл понятие пространства-времени в научную практику, даже называл их образно тенью друг друга. В определённых условиях они, вероятно, могут переходить друг в друга. «В старой физике пространство всегда было пространством, а время — временем. В новой физике обе эти категории составляют одну, пространство-время. В новой же модели вселенной явления одной категории могут переходить в явления другой категории и наоборот» [59]. Иногда высказывают предположение, что пространство и время могут меняться местами в нулевой момент (момент Большого Взрыва?), когда изменяются свойства Космоса [57] или в различных участках Вселенной [69]. Причём Андрей Дмитриевич Сахаров говорил о Больших Взрывах, происходящих в разных участках Вселенной в разное время, возможно, даже независимо друг от друга. Точка в пространственных координатах называется точкой пространства. Ей может соответствовать различное (любое) время. Точка во временных координатах называется моментом времени. Ему соответствует любая область пространства. Точка в пространственно-временных координатах, определяющая конкретное время и место, называется точечным событием. Событием называется участок пространства-времени, ограниченный по времени и по пространству. Событие не является простой суммой пространства и времени. Разным точкам или объёмам пространства может соответствовать различная протяжённость (длительность) или объём времени. В разное время в пределах одного события пространственный объём может иметь различные величину и положение. Далее будем считать, что термин размерность относится к определению единицы измерения в любой науке или технике. Для определения числа осей наших псевдо декартовых координат, помогающих описать свойства пространства и времени, договоримся использовать термин мерность. Мерностъ пространства-времени, количество возможных измерений пространственно-временных координат — дискретная величина и может быть выражена натуральным числом. Иначе говоря, мы утверждаем, что количество координатных осей может быть выражено только целым натуральным числом. Но вот хотя бы приблизительное значение этого числа определить пока не удалось. При этом стоит учесть, что количество координат, возможно, принадлежность не Природы, а только нашего знания. «Мерность это не объективная реальность, а только форма её восприятия» [62]. Мы привыкли считать окружающее нас пространство трёхмерным, а время одномерным. Такие понимания соответствуют нашему житейскому опыту, нашей физиологии и почти всегда данным науки и опыту нашей деятельности. Математическая физика доказывает, что «тела» в двухмерном пространстве во многом устойчивее, чем в трёхмерном, но мы не соглашаемся с двухмерностью пространства, зная из личного опыта о наличии третьего измерения. Пуанкаре допускал возможность любого количества измерений в Природе, но предпочитал трёхмерность как более удобную форму. В физике микромира иногда предполагают наличие двухмерных частиц хотя бы для удобства математических расчётов и их интерпретации [8]. В разное время было сделано немало попыток доказать трёхмерность нашего пространства или неоднозначность количества пространственных измерений. Наиболее известная и доказательная работа принадлежит П. Эренфесту [72]. Однако Эренфест математически доказывает невозможность сохранения, например, планетной системы или атома вещества в четырёхмерном пространстве только после некоторых допущений и упрощений. Возможно, именно они позволяют усомниться в результатах? Поэтому при внимательном прочтении я воспринимаю эту работу в качестве серьёзного доказательства того, что известные нам законы материи относятся именно к трёхмерному пространству или четырёхмерному пространственно-временному многообразию и выполняются именно в нём, а то и только в нём. Но было бы странно как раз обратное, так как научные теории исходили именно из трёхмерности пространства и одномерности времени как исходных и граничных условий. Но мне не известно ни одной работы', доказывающей единственность этой нашей четырёхмерности пространства-времени. С другой стороны, есть факты, расчёты и гипотезы, заставляющие предположить возможность в Природе многообразий с большим числом измерений. Сколько же? По разным соображениям называют разные цифры: 11 — эта цифра [15], на мой взгляд, явно занижена, в основном, потому, что это степень двойки — и даже бесконечное число [2]. Некоторые данные астрономии и физики, математические расчёты и эниологическая практика позволяют допускать гипотезу многомерного устройства мира. Но пока нет ни расчётов, ни обоснованных гипотез, ни опытных данных, которые могли бы определить истинную мерность Вселенной. Положение несколько напоминает ситуацию в математике, созданную попытками доказать пятый постулат Эвклида о параллельных прямых до работ Лобачевского, который предположил, что этот постулат неверен, и что пространство обладает не нулевой, как у Эвклида, а отрицательной кривизной. Лобачевский таким предположением надеялся прийти к абсурду или нарушению логики, но вместо этого построил новую математику, которой теперь благополучно пользуются при работе с космическим пространством. Именно таким путем и пытаются пойти теперь некоторые ученые. Рассмотрим привычное наше многообразие n = 4, в котором три пространственных измерения и одно временное. Каковы особенности такой мерности? Во-первых, «трёхмерность есть функция наших внешних чувств» [59], которая вместе с одномерностью времени представляет привычные условия нашего существования. Во-вторых, она является граничным условием и исходным пунктом для всех научных теорий, которые, повторюсь, и обязаны соответствовать именно ей. В-третьих, это единственная мерность, в которой уравнения Максвелла конформны, то есть не зависят от масштабов, и так называемые «жёсткости» их совпадают одновременно для электромагнитного, гравитационного и спинорного полей, но только если вакуум рассматривается как пустое эвклидово пространство, что является, как мы уже знаем, искажением реальности: пустого вакуума, не содержащего никакой материи, в Природе не существует. В-четвёртых, это наименьшая мерность, начиная с которой теория Эйнштейна становится настолько содержательной, что допускает искривление пространства, и в которой справедлив принцип Гюйгенса: сигнал, переносимый волной, достигает приёмника в строго определённый момент времени без запаздывающих и опережающих составляющих, что очень удобно для рассмотрения и использования, но, с одной стороны, требует доказательства, ас другой — не всегда подтверждается опытом. «Принцип Гюйгенса справедлив лишь в пространствах нечётной размерности, то есть при n = 3, 5, 7...» [69]. Следовательно, наличие в теоретических расчётах самого же Шредингера и в некоторых опытах опережающей и запаздывающей волны тоже говорит о более сложном устройстве мира. Следует учесть, что в приведённой цитате речь идёт о количестве пространственных измерений, и термин размерность использован для определения количества осей координат (то есть мы его заменяем на термин мерность). Наконец, это наибольшая мерность, при которой современная наука допускает длительное существование устойчивых планетных систем и атомов, что как раз доказывал Эренфест, и перенормирование квантовой электродинамики, что чисто математическим путём, то есть, на мой взгляд, искусственно, позволяет избавиться от бесконечностей в уравнениях наших теорий. Только... Эренфест рассматривал вращение планет в двухмерной плоскости (и, разумеется, в пустом вакууме), не учитывая для упрощения расчётов их сложной пространственной спиральной траектории. И тогда получилось, что при числе измерений больше трёх эллиптические орбиты планет становятся незамкнутыми и неустойчивыми. При некотором возмущении планета переходит с орбиты на сходящуюся спираль (падает на звезду) или на расходящуюся (улетает в пространство). В реальности орбиты всех планет и так являются незамкнутыми эллипсами из-за взаимодействия масс данной планеты и других небесных тел. А в устойчивости орбит есть некоторый «запас прочности», который, возможно, уже неоднократно нарушался в Солнечной системе. Вспомним судьбу, например, планеты Фаэтон. Ведь родился из чего-то пояс астероидов за Марсом, где, по теории, как раз должна располагаться ещё одна планета. Или она так и не образовалась из кучи маленьких тел? Так что нужны ещё более сложные расчеты, чем приведённые Эренфестом. Удаление «дурных бесконечностей» при помощи перенормирования — это, как я уже сказал, чисто искусственный математический приём. Конечно, математические и философские построения отражают возможную реальность, но не всегда соответствуют, да и не обязаны всегда соответствовать действительной реальности. Возможны и другие варианты работы с бесконечностями. Рассмотрим выводы, которые учёные делают из рассмотрения возможности построения научных теорий, если представить себе пространство-время с большим, чем мы считаем, количеством координатных осей. В пятимерном пространственно-временном многообразии к десяти стандартным полевым уравнениям Эйнштейна и четырем уравнениям Максвелла, соответствующим нашему четырёхмерному многообразию, присоединяется ещё одно — скалярное уравнение, выражающее отношение между зарядом и массой частиц, связанное в этом уравнении со скоростью их движения. Уравнения поля в этом многообразии решаются, если пятая координата имеет пространственную размерность. Следовательно, пространство в этом случае должно восприниматься как четырёхмерное. Пятая координата и дополнительное пятнадцатое уравнение связаны с волновыми свойствами поля и ответственны за его геометризацию. «В дополнение к этому укажем, что все особенности четырёхмерных теорий <...> соответствуют особенностям данной пятимерной теории, так как в ней электромагнитное поле и поле материи являются не внешними, а возникают из геометрических характеристик пятимерной теории поля» [15]. Пятимерное многообразие позволяет объединить теории гравитации и электромагнетизма с геометрией пространства-времени. Но и в этом многообразии теория не даёт известных значений масс реальных элементарных частиц, их приходится находить из других оснований. Имеются и другие ограничения. Любые значения массы покоя элементарных частиц допускает геометрия шестимерного многообразия. Кроме того, здесь выясняется, что частицы распространяются в пространстве как волны, как световые лучи, если два из шести измерений являются временными, а остальные четыре — пространственными. Следовательно, теория шестимерного пространства-времени подтверждает полевые свойства и, возможно, вторичность вещества. Можно рассматривать и другие многообразия. Семь измерений тоже дадут некоторые новые свойства. Но и сказанного достаточно, чтобы предположить, что пространство-время устроено сложно. Гораздо сложнее, чем мы себе это пока представляем. Оно имеет много как пространственных, так и временных измерений. Причём разные образования могут существовать в многообразиях с разным количеством измерений. 1.4. НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА МНОГОМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИЕсли пространство-время имеет не три плюс одно, а много пространственных и временных измерений, то, естественно, возникает вопрос, какими же неизвестными нам свойствами оно должно обладать. Рассмотрим сначала свойства многомерного пространства. Очень интересно и подробно рассмотрел их в своих книгах московский уфолог Ю. А. Фомин. Согласно первому постулату многомерности Ю. А. Фомина, «любая система высшего измерения может содержать бесчисленное множество независимо существующих систем низшего измерения» [62]. «То есть на плоскости я могу провести сколько угодно линий. В объёме я могу поместить сколько угодно плоскостей, и они друг другу мешать не будут. А в четвёртом измерении я могу поместить сколько угодно объёмов, они мешать тоже не будут». (Последнее цитирую по докладу Ю. А. Фомина на форуме «Дом Земли третьего тысячелетия». — Таллинн. 1990 г.). У Фомина речь идёт только о пространственных измерениях и под «объёмом» здесь подразумевается трёхмерный объём. Напомню, что анатомически, физиологически и психологически органы чувств нашего тела ориентированы на трёхмерное пространство, и мы привыкли к одномерности времени. Поэтому предположим, что эти условия являются необходимыми и достаточными для существования любых (или хотя бы многих) тел, организмов, событий и других образований. Но кто и на каком основании может потребовать, чтобы эти измерения были именно нашими привычными, а не какими-то другими, если многомерность пространства действительно существует? Тела могут существовать в трёх пространственных измерениях, но оставаться для нас невидимыми, если, эти три пространственные измерения другие, не наши. Наши органы чувств, особенно зрение, воспринимают объекты только тогда, когда они проявляются именно в нашем пространстве. (Я пока совсем не говорю о времени.) В этом, возможно, заключается, в частности, секрет внезапного появления и исчезновения так называемых НЛО и некоторых других объектов и явлений. Мы. начинаем видеть их только тогда, когда они полностью переходят в наше пространство, в наши три измерения, и только на это время. Для наших глаз это, вероятно, обязательные условия, но, разумеется, далеко не достаточные. С другой стороны, на фотографиях, киноплёнках, в видеозаписи иногда появляются объекты (НЛО, фантомы, аура и т.д.), невидимые для глаза, в том числе неожиданные для снимавшего сюжет оператора. Так на видеоплёнке появляется изображение светящегося нимба (ауры), видимого светлым даже на фоне белой стены, вокруг головы человека, имеющего очень высокий уровень энергии. Вероятно, наши обычные фото-, кино- и видеосредства позволяют фиксировать объекты и в тех случаях, когда поставленное выше условие не соблюдается. Например, когда только два из их измерений совпадают с нашими, так как на пленке фиксируются плоские объекты, у которых и всего-то два измерения. Не исключено, что достаточно, чтобы общим было и только одно измерение. Такими возможностями обладают не только технические аппараты, но и братья наши меньшие, животные, птицы, что неоднократно подтверждено практикой, однако только немногие из экстрасенсов-людей. Слово «экстрасенс» обозначает человека, который способен воспринимать информацию, как говорится, внечувственным путём, точнее, без помощи обычных наших органов чувств, получая и осознавая её непосредственно структурами мозга. Измерения, в смысле наших осей координат, как пространственные, так и временные, отличаются не только дискретностью, но и конкретностью. Именно это я имел в виду, когда говорил о «наших» и «других» измерениях. Отсюда следует ещё один вывод: в состав высшего, то есть имеющего много измерений, пространственного, временного или пространственно-временного многообразия могут входить только те низшие многообразия, всеми измерениями которых обладает это высшее многообразие. А теперь вернёмся к первому постулату Фомина. Если многомерны и пространство, и время, если между пространственными и временными измерениями нет принципиального различия, то этот постулат должен быть справедлив не только для пространственных, но также для временных и пространственно-временных многообразий. Отсюда родились фантастические гипотезы о существовании на Земле других, «параллельных» миров к цивилизаций, живущих вместе с нами, но в других пространственных или временных измерениях. Интересно описывает Ю. А. Фомин странный мир, который открылся бы нам, если бы наши органы чувств, особенно зрение, способны были воспринимать четырёхмерное пространство. «Если бы мы приобрели способность осознавать четвёртое пространственное измерение, то наше окружение представило бы фантастическое зрелище. Мы одновременно видели бы всё, что находится снаружи и внутри зданий, помещений, людей, животных, растений и проч. Всё это предстало бы перед нами как бы в разрезе, сохраняя свою внешнюю форму» [62]. «Если у человека появятся новые или разовьются существующие органы чувств, способные реагировать на неизвестные ещё нам взаимодействия, то таким образом повысится предел осознаваемой мерности, мы будем получать более полную информацию и существенно изменим представление о строении окружающего мира. Таким образом, одной из возможностей повышения предела мерности может быть приобретённая способность восприятия некоторых новых видов взаимодействий. Но недостаточно располагать только возможностью получения информации таким путём. Она должна быть не только получена, но и осознана субъектом. В противном случае мы уподобимся человеку, слушающему разговор на незнакомом ему языке, но не понимающему его содержание» [62]. Следствием из первого постулата Фомина можно считать его четвёртый постулат. «Физические тела могут проявляться в разных системах измерения, причём чем ниже система измерения, тем меньший объём информации она несёт. Сложные объекты проявляются в низших измерения в виде следа, проекции и сечения» [62]. Это очень важный постулат, который говорит о том, что если вы видите многомерное тело, в том числе и человека, в трёх измерениях, это, возможно, только след более сложной многомерной фигуры. Действительно, нам хорошо известно, что в одномерном пространстве двухмерная фигура или трёхмерное тело могут отобразиться только одномерным отрезком линии, а в двухмерном пространстве, на плоскости, объёмное трёхмерное тело — только в виде сечений этого тела либо в виде сугубо условного изображения (проекций, рисунков). Одномерному наблюдателю фактически доступна только точка (или две точки), ограничивающая этот отрезок, а двухмерному наблюдателю, так называемому «плоскатику», — только границы проекции, контурная линия снаружи или изнутри (в зависимости от места нахождения наблюдателя). Ни один из этих наблюдателей никогда не сможет увидеть не только всего объёма фигуры, но даже и всей проекции одновременно, так как для этого он должен выйти за пределы доступных ему измерений. По этой же причине мы, находящиеся в трёхмерном мире, не можем увидеть сразу всё трёхмерное же тело одновременно. Мы только разглядываем его по частям, фактически отображая в своём сознании плоскую двухмерную копию той стороны тела, которая в настоящее время доступна нашему восприятию. Иными словами, нам для восприятия доступно не тело, а только его оболочка, наружная поверхность, что очень похоже на восприятие одномерного наблюдателя или плоскатика. Человечество изобрело способ условного отображения трёхмерного объёма на плоскости. Но отображение на плоскости или хотя бы в трёхмерном объёме четырёхмерной или ещё более сложной фигуры получается весьма условное, позволяющее не увидеть изображение действительной фигуры, а только представить принципы её построения. Одна из причин такой трудности заключается в том, что не только наши органы чувств, глаза, например, «настроены» на трёхмерный объём, но и наш мозг, даже получив информацию о четырёх- или пятимерной фигуре, привычно немедленно интерпретирует её как трёхмерную. А зрительное изображение создается не в глазу, а в структурах мозга. Для облегчения понимания можно провести аналогию с тренировкой зрения младенца, который сначала всё воспринимает в перевёрнутом виде и предположительно в двухмерном пространстве, как плоскую фигуру, и только опыт заставляет мозг перестроить способ восприятия. Мозг, а не глаза. Из четвёртого постулата логичным следствием вытекает пятый: «Чем выше мерность системы, тем большей информационной ёмкостью она обладает» [62]. На таллиннском конгрессе автор добавил такое утверждение: «Физические связи, существующие между предметами, могут не проявляться в низших измерениях, но существуют только в высших измерениях». Я бы добавил: «Между предметами и явлениями», имея в виду не пространство, а пространство-время. Об этом говорят и другие авторы. «Если мы являемся материализацией субстанции, которую я называю суперполем, то это значит, что мы действительно детерминистичны лишь в нашем трёхмерном мире, а в четырёхмерное мы, люди, являемся единым энергетическим континуумом — «деревом», и словно ветви и веточки, мы разделены на суперэтносы, этносы, народности, коллективы, семьи и личности и проявлены все в этом трёхмерном мире как топологические трёхмерные сечения единых четырёхмерных сущностей» [39]. Не зная истинных связей между телами, событиями, явлениями, которые могут оказаться даже частями чего-то единого целого, не понимая управляющие ими законы, мы воспринимаем их как случайные. А если между этими «случайностями» вдруг обнаруживаются явные связи и зависимости, особенно противоречащие известным нам законам, мы или пытаемся их отрицать по принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», или требуем «докажите», что это действительный факт, а не артефакт, как это до сих пор иногда делает официальная наука, или объявляем сверхъестественными, чудесными, магическим, как это делают очень многие обычные люди. Таким образом, банальная фраза «Незнание рождает суеверие» получает новое подтверждение. Только уж лучше считать непонятное чудесным, чем отрицать существование очевидного на основе всего лишь непонятности явления или отсутствия его научного объяснения. Будем надеяться, что отсутствие объяснений носит временный характер. 1.5. КРИВИЗНАПервыми об искривлении пространства заговорили астрофизики. Правда, сначала речь была фактически только об искривлении линий (светового луча) в пространстве. Но затем действительно было обнаружено искривление пространства под действием гравитационных сил вблизи больших масс. Легко представить себе и даже понять искривление линии в пространстве двух измерений (на поверхности) или искривление плоскости в пространстве трёх измерений. Их искривление происходит в пространстве большей мерности, чем их «собственная». Но отсюда же следует, что искривление трёхмерного пространства может произойти только в пространстве (многообразии), имеющем не менее четырёх измерений. Кривизна мира в привычном нам макромасштабе приблизительно равна нулю. Это значит, что прямые линии действительно можно считать прямыми. Нулевой кривизне соответствует геометрия Эвклида, в которой параллельные линии не пересекаются. Где мера, пределы этого соответствия? В масштабах нашей обыденности пространство практически соответствует этой геометрии, но в пределах земного шара, тем более Солнечной системы уже сказывается кривизна пространства. Даже расстояние между двумя земными городами мы условно измеряем как бы по прямой, но все знают, что эта «прямая» на самом деле является отрезком дуги. Ещё больше кривизна пространства ощущается на галактических расстояниях. Пытаясь доказать постулат Эвклида о параллельных прямых, как мы уже говорили выше, Лобачевский предположил, что пространство имеет не нулевую, а отрицательную кривизну. Он хотел прийти к противоречию, а построил новую стройную геометрию. Позже Риман построил аналогичную геометрию положительной кривизны. Сначала всё это казалось любопытным парадоксом, потом учёные различных специальностей задумались о возможном смысле и применимости новых геометрий. Стали «появляться» и некоторые интересные факты, на которые, возможно, раньше просто внимания не обращали. Или считали артефактами. «Мы сейчас имеем право допустить в пространстве, в котором мы живём, проявление геометрических свойств, отвечающих всем трём формам геометрий — Эвклида, Лобачевского и Римана. Правильно ли такое заключение, логически вполне неоспоримое, покажет дальнейшее исследование» [13]. Геометрии Лобачевского отвечает беспредельное космическое пространство. Это уже приходится учитывать в расчётах астрономии и космической навигации, но обычно не влияет ни на практику наших будней, ни на большинство разделов научной теории. Однако и в пределах Земли есть очень существенное исключение даже в нашем макромасштабе. Геометрия Эвклида строится прямыми линиями. Однако «в морфологии живых организмов господствуют кривые линии и кривые поверхности как первичные проявления их симметрии» [13]. Анализируя свойства пространства, занятого живым, Вернадский пришёл к выводу, что оно соответствует риманову пространству положительной кривизны. В качестве основных свойств пространства Римана Вернадский отметил кривизну линий, возможность бесконечного множества таких отдельных пространств в эвклидовом или псевдоэвклидовом пространстве, а также их замкнутость, ограниченность при кажущейся бесконечности. Риманово пространство постоянной положительной кривизны в эвклидовом пространстве теоретически выглядит в форме шара. Это, на первый взгляд, не соответствует разнообразию форм земной жизни. Но зато соответствуют замкнутость этих пространств и кривизна линий как внешнего, так и внутреннего строения. Следовательно, если пространство, занятое живым, действительно риманово, то оно имеет переменное значение кривизны. Это заключение о переменности кривизны пространства справедливо не только для Земли и геометрии Римана, но и для всего Космоса и геометрии Лобачевского. С геометрией пространства, с его кривизной тесно связано понятие расстояния. В обиходе, пользуясь геометрией Эвклида, мы привыкли измерять расстояние между двумя точками по прямой, проходящей через них. Но такой приём не срабатывает уже при измерении расстояния, допустим, между городами. Земля, как и многие другие космические тела, имеет форму, близкую к шарообразной. Следовательно, при измерении расстояний на её поверхности и других построениях приходится пользоваться не эвклидовой, а римановой геометрией (заметим, как и у всего живого!) и вместо прямой линии использовать дугу большого круга. В общем случае, расстояние между двумя точками в пространстве произвольной кривизны приходится измерять по так называемой геодезической линии, учитывающей кривизну пространства. Её частными случаями являются дуга большого круга и прямая линия. Через каждую точку поверхности можно провести только одну геодезическую. Но тогда при изменении кривизны пространства или поверхности будет изменяться и расстояние между одними и теми же точками даже в пределах этого же самого пространственного многообразия (поверхности). Проведите такие простейшие опыты. Завяжите на нитке два узелка, положите нитку на стол. Изогните её так, чтобы узелки совпали друг с другом. Расстояние между точками в одномерном пространстве нитки не изменилось. А в двухмерном пространстве поверхности стола? Такой же опыт можно проделать с двумя точками, нанесёнными на лист бумаги. Только эту двухмерную поверхность листа уже придётся изгибать в трёхмерном пространстве. То же самое явление происходит и с пространствами большей мерности. Это явление учтено в следующих двух постулатах Фомина. «Постулат 2. Всякое понятие о расстояниях справедливо только в данной системе измерений; при переходе к высшим системам измерения расстояние между двумя любыми точками может быть сведено к нулю или к бесконечно малой величине» [62]. «Постулат 3. Любая пространственная система может быть искривлена без какой-либо деформации только в высшей системе измерения, причем это искривление может быть обнаружено только в высшей системе измерения и не проявляется в низшей» [62]. Следовательно, если мы говорим о расстоянии между двумя точками, то должны оговорить, где и как мы будем проводить его измерение или, по умолчанию, проводить измерение только по геодезической линии и не выходя за пределы данного многообразия. А чтобы изменить кривизну пространственной системы, мы должны иметь «в запасе» еще хотя бы одно измерение. То есть наше искривляемое пространство должно входить в многообразие с более высокой мерностью. Всё, что мы говорили о кривизне пространства, касается и времени. Как можно представить себе кривизну времени? Кривизна времени выражается в том, что, во-первых, кривизна пространства не является постоянной, а меняется с течением времени. Во-вторых, само время имеет сложную структуру и не всегда подчиняется законам эвклидовой геометрии. Это можно представить как вариантность встречи с определенными событиями. Можно избежать встречи с «неизбежным» событием или, наоборот, «организовать» встречу с непредусмотренным. Но для этого надо привлекать другие свойства Космоса, в том числе организацию информации в нём, разговор о которой ещё предстоит, и нелинейность, к рассмотрению которой мы сейчас и приступим. 1.6. НЕЛИНЕЙНОСТЬПрежде, чем говорить о нелинейности, вспомним, что линейностью называется пропорциональная зависимость изменения следствия от первой степени величины изменения причины. Любая другая зависимость, как в сторону увеличения, так и уменьшения степени изменения следствия, называется нелинейной. Большинство явлений, с которыми мы встречаемся в жизни, носит явно нелинейный характер. Линейность чаще встречается в упрощённых формулах теории и некоторых простейших явлениях, когда приблизительностью можно пренебречь. В самом деле, посмотрим на самые обычные явления. Мы уронили тарелку. Она падает на пол, и её скорость, как известно, увеличивается пропорционально не времени падения, а его квадрату. Я повернул выключатель, на потолке зажглась люстра. Мощность загоревшихся ламп, освещённость помещения совершенно не пропорциональны усилию, приложенному мною к выключателю, что как будто явилось непосредственной причиной освещения комнаты, хотя на самом деле это было скорее поводом, чем причиной. Выключателями и рубильниками мы пользоваться привыкли, знаем, что малым усилием оператор может управлять очень большими мощностями, что простое нажатие кнопки может запустить космическую ракету, уничтожить жизнь на Земле и так далее. Нелинейность присутствует не только в технике и вообще в неживой природе. «Нелинейные системы ведут себя как живые системы в том смысле, что их реакция на внешние воздействия зависит не только от величины этого воздействия, но и существенным, нелинейным образом от собственных свойств системы» [31]. Добавим, что реакция существенно зависит не только от свойств системы, но и от содержания сигнала, характера имеющейся в нём информации. И если любые нелинейные системы ведут себя как живые организмы, то естественно ожидать, что и сами живые организмы тем более ведут себя как нелинейные системы. Нелинейность присуща не только человеческому организму, его физиологии, психологии — всей жизни, или любому другому организму, но и любому сообществу этих организмов, в том числе и всему человеческому обществу. Хорошо известно явление гомеостаза. Организм человека и высших животных обеспечивает постоянство среды внутри себя. Каждый параметр организма имеет вполне определённые предельно допустимые значения. Это температура тела, артериальное давление, наличие в крови сахара, кислорода, углекислого газа и так далее. Организм может справиться и с выходом некоторых параметров за эти границы. Правда, в ограниченных пределах по величине и времени. Но оказывается, что организм не безразличен как к тому, в каких пределах находятся его параметры, так и к тому, с какой скоростью происходят их изменения. Причём последнее иногда сказывается сильнее, чем первое. Организм реагирует не на абсолютное, а на относительное изменение, а это уже нелинейность. Ведь одно и то же абсолютное изменение вызывает различные, непропорциональные следствия. Так, если в прихожую входят одновременно два человека, то вошедшему с мороза там покажется (и окажется) жарко, а вышедшему из тёплой комнаты довольно прохладно. С детства запомнил один момент из переписки с матерью. Она мне пишет из Москвы: «У нас тепло, 23 градуса, мы загораем и купаемся». Я ей отвечаю из Киргизии: «Здесь тоже тепло, 40 градусов, мы тоже загораем и купаемся. Правда, ночью довольно холодно, всего 23, но я, когда сплю в саду, накрываюсь ватным одеялом и потому не мерзну». Практика и специальные исследования показали, что любые изменения параметров в пределах 10% организм воспринимает как комфортные, в пределах до 20% как допустимые. А вот изменения, превышающие 20% и произошедшие за короткое время, могут вызвать крайне неприятные ощущения, а иногда оказаться даже опасными для жизни. Это касается и температуры, и артериального давления, и многих других параметров [19]. Повышение артериального давления с 120 до 148 мм (более 23%) может вызвать при всей малости величины давления явления гипертонического кризиса, а с 200 до 228 мм (тоже на 28 мм, но на 14%) хотя и выводит организм гипертоника в явно опасную зону, обычно ограничивается просто неприятными ощущениями. Резкое понижение содержания сахара в крови здорового человека с 6 до 4 ммоль/л (33%), что соответствует приведению организма в полную норму, может вызвать некоторые ощущения приближающейся гипогликемической комы (опасное понижение содержания сахара), например, чувство голода. В то же время, уменьшение содержания сахара в крови с 20 до 18 ммоль/л (на те же 2 миллимоля, но всего на 10%) диабетчик, если даже и заметит, то только с удовольствием. Относительность проявляется и в восприятии человеком времени. Вспомните, как замедляют свой бег стрелки часов, когда вы ждёте опаздывающего любимого человека. Но зато как они бегут, если вы сами опаздываете на работу, а автобус не спешит появиться на остановке! Что такое неделя для годовалого ребёнка? Около 2% всей его жизни. А для пятидесятилетнего человека? Может, поэтому мы и спешим с возрастом сделать как можно больше за эти относительно все более короткие отрезки времени? Дети же не спешат, у них время (относительное) гораздо длиннее. Чаще на такое явление обращают внимание не математики и физики, а люди искусства. Проходит год, как день, то длится день, как год. И, оглянувшись, можно убедиться, Что время то ползёт, то медленно идёт, То будто слишком быстро мчится. С рожденья и до двадцати года ползут — несмелые. А с двадцати до тридцати они идут — умелые. Вот с тридцати до сорока бегут, как ночи белые. А с сорока и далее летят, как угорелые. Когда года твои ползут, ты прыгаешь и бегаешь. Зато когда они идут — шаг в ногу с ними делаешь. Когда ж они начнут бежать, тебе ходьба — забота. А начинают пролетать — тебе сидеть охота. О, как бы способ нам найти, Чтоб в ногу с временем идти? (Л.О.Утесов) Посмотрите на своих ровесников. Одни из них выглядят (и ощущают себя) старше, а другие — гораздо моложе. И это не только и не всегда условия жизни. Сплошь и рядом тот, кто жил труднее, выглядит моложе. Обычно говорят, что эти примеры относятся не ко времени, не к физиологии, а только к психологии, к области ощущений. Но ведь и сами организмы, что подтверждается даже лабораторными анализами, оказываются в разном состоянии по уровню здоровья! Полагаю, что это разная скорость индивидуального внутреннего времени человека. А это индивидуальное внутреннее время зависит, между прочим, и от внутренней «установки», вплоть до того, что человек становится старым не тогда, когда наступил некий календарный возраст, а тогда, когда он сам себе сказал: «Я старый» и сдался болезням и обстоятельствам. То есть скорость и кривизна времени изменяются в том числе и от «маломощного» воздействия наших мыслей, что опять является следствием, проявлением нелинейности пространства-времени. Я полагаю, что индивидуальное время является отражением воздействия не только пространства-времени на наш организм, но и обратного воздействия сознания самого индивидуума на пространство-время в сочетании с проекцией многомерного времени на наше время, вернее — на нашу ось времени. Так как нелинейность проявляется в том, что большое изменение может быть следствием малого воздействия, то нас, естественно, больше всего интересует то, как мы своими ограниченными возможностями в состоянии вызывать существенные изменения энергоинформационного поля Космоса и как эти изменения могут быть нами использованы для конкретных человеческих целей. Наиболее развиты и отработаны такие действия в магии и энергоинформационном целительстве. Именно благодаря нелинейности слабая мысль целителя может вызывать более мощные последствия, например, вызывая мощные (пусть гипотетические, предполагаемые) энергоинформационные потоки, способные раздробить почечные камни (но уже не предполагаемые, а действительные); изменяя кривизну времени, чтобы избежать в настоящем или будущем встречи с определёнными событиями, грозящими неприятными последствиями; изменяя кривизну или направление линии жизни в точке выбора, чтобы сделать какие-то события в прошлом «как бы не происходившими» для уменьшения уже наступивших последствий. Последнее ещё можно объяснить изменением отношения сознания, подсознания, организма человека к этим прошлым событиям, но как при этом происходит снятие предрасположенности организма к конкретному заболеванию? Самый непонятный для меня, но происшедший с моим активным участием случай был при встрече с семьёй, страдавшей наследственным поликистозом почек. Моё мысленное воздействие было направлено на наследственную предрасположенность к заболеванию. Занимался непосредственно я только со старшими тремя поколениями. А у малыша исчезли уже появившиеся кисты. Подробнее об этом я писал в книге «Человек и его возможности» [18]. Эти и подобные методы используются наиболее сильными целителями, а также некоторыми гипнотизёрами. Например, по инициативе опытного врача и целителя Ф. М. Вельского ещё в 1991 году нами, опять же мысленным, но теперь уже групповым воздействием была изменена линия жизни его пациента, что позволило целителю в дальнейшем ликвидировать онкологическое заболевание в начальной стадии. Описываемая «операция» была выполнена воздействием троих целителей. Причем результаты групповой работы являются ещё одним из ярких проявлений нелинейности свойств Космоса. Дело в том, что совместная работа нескольких операторов эниологов, в том числе и целителей, оказывается значительно результативнее простой арифметической суммы воздействий, даже, как правило, больше геометрической прогрессии. Возможно, речь идет об экспоненте. Причин здесь много, в том числе одновременное энергоинформационное воздействие в разные точки или с разных направлений, а также усиление возможностей каждого оператора в создающемся при коллективной работе общем поле воздействия, увеличение личной уверенности и интенсивный обмен информацией между операторами невербальным, полевым, телепатическим путем. Приведу ещё два интересные, на мой взгляд, примера, связанные с нелинейностью. Речь идет об очень малых и очень больших значениях энергии. Работа с использованием очень малых значений энергии — основное направление практической деятельности любой эниологической специальности. Практика показывает, что лучшим, например, целителем становится не тот, кто может использовать большую величину энергии, а тот, кто в нужный момент с наибольшей точностью может сосредоточить нужную и наиболее точную информацию в нужном месте. То же самое можно сказать об аналогичных действиях других специалистов-эниологов. Следовательно, управление большими значениями энергии при посредстве малых, но несущих точную управляющую информацию энергетических мощностей, является одним из свойств Космоса. Мы вернёмся к этому вопросу в главе об энергии и информации. Но нелинейность проявляется не только при слабых воздействиях, которые в данной работе нас в основном и интересуют, но и при больших уровнях энергии. «В акустике давно было известно, что так называемые ударные волны сильно отличаются от обычных. Одним из первых это подметил Рассел. В своей книге он замечает, что звук пушечного выстрела (ударная волна) распространяется значительно быстрее, чем команда открыть огонь» [60]. Под влиянием волны большой мощности (не обязательно акустической) свойства среды изменяются в такой степени, что перестаёт срабатывать принцип суперпозиции, то есть независимости одного воздействия от других. При сложении даже малых волн на фоне большой результат становится равным не арифметической сумме, а какой-то другой, гораздо большей величине, то есть и здесь проявляется нелинейность. Если мы заговорили о возможности влиять на состояние энергоинформационного поля Космоса, даже на его геометрические показатели, то уместно вспомнить шестой постулат Фомина. «Система низшего измерения любого порядка в высших измерениях может свёртываться в точку без нарушения её целости, при этом все точки низшей системы, сохраняя своё взаиморасположение, оказываются совмещёнными» [62]. Отсюда следует, что плоскость со множеством точек, имеющую нулевую толщину, я могу, например, свернуть в трубку бесконечно малого диаметра. Причём отношения между точками в двухмерном пространстве не изменяются (естественно, с точки зрения плоскатика). Трубку же можно свернуть в спираль бесконечно малого диаметра, а её — в точку. Если в системе высшего измерения всё сводится к точке, то понятие расстояния теряет всякий смысл. Из того, что мы можем свернуть любое многообразие в точку, ещё не следует, что каждое из них обладает такой высокой степенью кривизны, что уже подобно точке. Также не следует из этого, что каждый из нас действительно в состоянии свернуть в точку любое пространственно-временное многообразие, то есть решить проблему путешествия в пространстве и времени. Речь пока, увы, идёт о предположении принципиальной возможности, которую ещё предстоит долго осваивать как в теории, как и на практике, если это предположение окажется верным. А практическое освоение нелинейности Космоса, умение изменять кривизну пространства-времени и другие его параметры действительно сулит сказочные возможности, в том числе и путешествия как в пространстве, так и во времени в любом направлении и на любое расстояние, как это делают некоторые высокоподготовленные специалисты восточных технологий, например, ламаисты [54]. Уточню, что эти путешествия могут происходить только информационно, то есть сознание получает информацию о соответствующем предмете, но тело остаётся там, где его «оставили». В рассмотрении сущности шестого постулата есть одна интересная деталь. Можно ли действительно свернуть многообразие в точку? Другими словами, возможен ли бесконечный процесс деления пространства и времени, непрерывны они или дискретны? 1.7. НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ДИСКРЕТНОСТЬНепрерывность и дискретность Вселенной не противоречат друг другу. Опыт нам говорит о том, что Вселенная, безусловно, непрерывна. Она непрерывна по заполнению. В ней нет «пустого» пространства или времени. Она вся заполнена материей, потому что она сама и есть материя. Она непрерывна по протяжённости в пространстве-времени, которые неограничены, бесконечны в любом направлении. Это если идти от маленького к большому. А вот если идти от большого к малому? Непрерывна ли Вселенная в смысле бесконечной возможности деления малого на ещё меньшее? Вопрос не праздный и длительное время исследовался учеными. Пока физика не смогла прийти к окончательному выводу. Удалось только установить предельные значения, до которых делимость допускается, то есть значения, до которых материя может считаться непрерывной и в этом смысле. Пожалуй, самые маленькие из таких величин теоретически рассчитал Планк [21], исходя из комбинации фундаментальных констант: скорости света (с), гравитационной константы (G) и введённой им постоянной, которая позже была названа постоянной Планка (h). Правда, в расчётные формулы ставится не сама постоянная Планка, а несколько меньшая величина, которая обозначается как: ħ = h/2n Получились формулы типа: Xпл = сaGbħd Где Xпл получает размерность соответственно длины, времени, плотности и т. д. в зависимости от показателей степени. В частности, получаем планковские величины:
Это надо понимать так, что если материя и пространство-время, в котором она существует, дискретны, то элементарная длина и элементарный промежуток времени не могут быть крупнее планковских величин, а максимальная плотность вещества в планковской единице объёма может достигать планковской величины. Откуда возникло предположение о возможной дискретности пространства-времени? Конечно, свою роль сыграла дискретность вещества и поля. Вещество состоит из корпускул (молекулы, атомы, элементарные частицы). Энергия поля, по крайней мере, наиболее изученного из его составляющих электромагнитного, распространяется тоже дискретно, фотонами. Получается естественная аналогия. Но это оказалось не единственным соображением. Многие расчёты в наших теориях приводят к бесконечным результатам. В формулах для расчёта плотности вещества или энергии поля, энергии элементарной частицы, движущейся в ограниченном объёме, количества информации в волновом пакете или частоты его колебаний многомерный объём всегда оказывается в знаменателе. Если этот объём дифференцировать, уменьшать его до безразмерной точки, что позволяет реализовать идею непрерывности, то в пределе все эти величины становятся бесконечно большими. Или их величина становится неопределённой. Опыт, измерения и «здравый смысл» не дают нам смириться с этими бесконечностями и неопределённостями. Поэтому учёные давно ищут искусственные или естественные пути их устранения. Искусственным я считаю математический путь перенормирования теоретических расчётов. Математически это получается хорошо, но какой физической реальности соответствует такой метод? А какие пути можно отнести к естественным? Один из естественных путей связан с учётом так называемых «потерь». Когда мы рассматриваем, например, резонансные явления в идеальном колебательном контуре, то на резонансной частоте напряжение должно было бы стать бесконечным, но этого фактически не происходит, потому что мы пренебрегли величиной потерь. Например, потерями на нагрев реальных элементов этого контура, на что, безусловно, будет потрачена часть энергии колебания. Но если в формулы подставить измеренные или расчётные величины потерь, бесконечности исчезают. Следовательно, первый естественный путь заключается в поиске недостающих элементов формул, выражающих своеобразные потери, расход энергии на некоторые другие цели, которые и надо определить в конкретных случаях. Откуда же в наших формулах получаются бесконечности и неопределённости? Ограничимся в качестве примеров только кратким перечнем уже названных случаев. В формуле для расчёта плотности вещества в точке (малом объёме) r = Δm/Δv при уменьшении объёма v одновременно уменьшается и масса m. Неопределённость в пределе может быть решена только в конкретных условиях для конкретных свойств пространства и вещества. Причём в ряде случаев неопределённость заменяется на бесконечность. Аналогичное положение и с плотностью заряда электрона е/аn, где а — радиус рассматриваемого объёма (шара, как мы его представляем), а n — число измерений (мерность) с последовательным уменьшением радиуса этого шара. Мы не знаем истинной природы электричества, но, по крайней мере пока, убеждены, что заряд электрона можно представить себе сконцентрированным в точке центра его массы (хотя бы только в наших расчётах по взаимодействию электрона с полями и заряженными частицами, что сделано для упрощения этих расчётов). При устремлении радиуса к нулю реальная величина заряда, вероятно, становится тоже переменной, уменьшающейся, как это было только что с массой. Частица не может двигаться в пространстве, меньшем её собственного объема. Электрон, как известно, можно представить как волновой пакет. Следовательно, дальше эта задача, как и все остальные приведённые выше задачи, решается в поле. Снова вспомним о фотонной природе волнового электромагнитного поля, а также о волновом энергоинформационном поле. Естественно предположить, что оно имеет такую же дискретную, скажем, «фотонообразную» природу, Другими словами, предположим, что вся материя, как в вещественной, так и в полевой форме, носит дискретный характер, в том числе пространство и время, как формы её существования. Это и есть второй путь. Если мы предположим дискретность пространства-времени, проблема бесконечностей исчезает автоматически. Хотя решения некоторых уравнений и формул остаются достаточно большими величинами, но становятся конечными. Резко снижается и возможность неопределённостей. Интересно отразилось представление о дискретности времени в некоторых произведениях древней литературы. «Весь бесконечный мир, как и любая часть, его составляющая, движется только по времени, по координате Время. Мир каждую минуту умирает и возникает вновь в новом виде. В различной степени меняются каждую секунду составляющие мир части. Из-за этого возникает иллюзия движения в пространстве» [1]. В общем, получается, что мир представляет из себя огромный калейдоскоп или гигантский кинофильм с быстро мелькающими кадрами. Предположим, что планковская естественная единица времени равна полупериоду колебаний наибольшей возможной частоты. Тогда эта частота fmax будет равна 1043 Гц. При этом длина волны получается lmax = 0,719*10-33 см, что вполне соответствует планковской же единице длины. При таких параметрах и считая, что в минимально возможное время может передаваться только один бит информации, получаем, что в каждой планковской естественной единице пространства-времени может содержаться N = 2n+1*1043 бит информации, где n — количество измерений (мерность) данного многообразия. Аналогичные расчеты можно провести, и для энергии. Результаты подтверждают высказанную ранее мысль, что каждая единица «объема» пространства-времени может содержать огромное, но конечное количество энергии и информации, если число измерений (мерность) данного многообразия (или всего Космоса) конечно. Однако всем количеством энергии и полной информацией может обладать лишь весь Космос. 1.8. ВРЕМЯЕщё раз вернёмся к пространственным и временным координатам. Мы остановились на том, что их может быть большое количество, и что они, в принципе, не отличаются друг от друга. Многие учёные указывают на неразрывную связь между пространством и временем и на взаимозависимость их свойств. «Время является для нас не только неотделимым от пространства, а как бы другим его выражением. Время заполнено событиями столь же реально, как пространство заполнено материей и энергией. Это две стороны одного явления. Мы изучаем не пространство и время, а пространство-время. Впервые делаем это в науке сознательно» [13]. «Раз пространство и время являются частями, проявлениями и разными сторонами одного и того же неделимого целого, то нельзя делать научные выводы о времени, не обращая внимания на пространство. И обратно: всё, что отражается в пространстве, отражается так или иначе во времени» [13]. И всё-таки мы привыкли воспринимать время отличным от пространства и обладающим некоторыми другими, чем у пространства, свойствами. Поэтому целесообразно поговорить о времени отдельно. Прежде всего — о течении времени в различных точках пространства. Эйнштейн полагал, что время распространяется в пространстве со скоростью, не превышающей световую. По вопросу о распространении времени были и другие мнения. «Время во Вселенной не распространяется, а всюду появляется сразу. На ось времени вся Вселенная проецируется одной точкой» [32]. Здесь речь идёт об одной оси времени, одном временном измерении. В самом начале мы договорились, что все оси координат пространства-времени перпендикулярны друг другу, то есть являются псевдодекартовыми. В таком случае элементарная геометрия однозначно подтверждает утверждение не Эйнштейна, а Козырева. Любая поверхность или любое многомерное многообразие, пересекающее ось времени перпендикулярно ей, будет действительно проходить через всё пространство и соответствовать одному и тому же времени. Если мы имеем три оси, то линии, перпендикулярные одной из них и параллельные остальным, образуют двухмерную поверхность, а если всех осей n, то пространство с n-1 измерениями, так как все оси взаимно перпендикулярны. Во Введении я приводил случай, когда в бою человек стал воспринимать происходящее совсем с другой скоростью. Но подобные случаи происходят не только в бою, но и в других чрезвычайных обстоятельствах. «Свидетельница Г. в детстве чуть не утонула во время купания, зацепившись купальником за корягу. Какой-то голос её успокаивал и давал чёткие инструкции, как спастись. В этом момент ей казалось, что замерли покачивающиеся водоросли, которые до этого теребило стремительное течение. Выбравшись наружу, она ещё несколько секунд находилась в состоянии шока. Девочка видела, как медленно выбросила язык жаба, схватила комара и сложила язык с добычей обратно в рот. Это действие осуществляется быстрее, чем за 1/20 секунды». «Свидетель М. во время службы в армии был едва не убит шальной автоматной очередью на стрельбах. "Яркость мира становилась ослепительной, ковыль медленно-медленно изгибался от ветра, и я вижу, как из голубизны в полной тишине возникает и летит в меня, ковыляя по спирали хвостом, пуля"» [56]. Что при этом происходит? Нервная система человека начинает работать в ускоренном темпе. Причём внезапно, рывком. Или человек, его сознание переходит на другую ось времени, в которой скорость течения событий гораздо выше нашей. Обе возможности трудно доказуемы. Я придерживаюсь второй гипотезы. Мы находимся одновременно в разных «временах». В некоторых случаях наше сознание может переключиться из «основного» времени на «резервное». Сразу встаёт очень заманчивая задача: разработать методику сознательного переключения на другую ось времени. Мы утверждаем, что время многомерно, тогда каждой точке на любой из временных осей соответствует не пространство, а многомерное пространство-время. Следовательно, данное конкретное время имеется в наличии в любом месте пространства, но оно там... не единственное. Вариантность, множественность времени обеспечивает возможность наличия разного времени для разных субъектов (возможно, и для разных объектов) и для разных обстоятельств. Вариантность, кривизна, нелинейность времени не могут реализоваться в одномерности и требуют еще не менее одного временного измерения. Но наличие нескольких или многих координатных осей у времени приводит к тому, что каждая точка пространства может соответствовать даже не одному, а одновременно нескольким характеристикам времени или разным временам. Возникает новое понятие — временной объём. Впервые я столкнулся с этим понятием — и вообще с многомерным объёмом — в целительской практике. Пытаясь определить результаты сеанса работы с пациентом (бронхиальная астма), я вдруг ясно увидел аморфный объём болезни с преобладанием серо-коричневых тонов и чёткую, яркую, как бы бриллиантовую, нить: линию жизни пациента. Почему-то мне сразу стало ясно, что это не пространство, а время, и измерений у него больше трёх (потом уточнил, что пять). Удалось даже определить время и продолжительность ожидаемых двух приступов — места, где линия жизни пересекала выступы «тела» болезни: В условиях видимости многомерного образования мы отметили необходимость нахождения рассматриваемого объекта в наших «родных» трёх пространственных измерениях. Теперь добавим: и во временном измерении наблюдателя. Самый сложный вопрос при рассмотрении времени — его векторные свойства. В нашем восприятии время всегда течёт в одну и ту же сторону, из прошлого в будущее. Наш повседневный опыт резко разграничивает по этому признаку время от пространства, которое в нашем восприятии всегда скалярно, направления в нём равноценны, одинаково доступны нашему произвольному выбору. «Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь», — пела в одной из песен Алла Пугачева. Что это, просто художественный образ? Насколько он отвечает физической реальности? Большинство учёных (и не учёных тоже) убеждено, что безусловно и полностью отвечает. «Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всём желании»,— говорил ещё Сенека. Кстати, часто не ценят и своего времени тоже. «Время идёт в одну сторону, в какую направлены жизненный порыв и творческая эволюция. Назад процесс идти не может, так как этот порыв и эволюция есть основное условие существования Мира. Время есть проявление—созидание—творческого мирового процесса» [13]. Вернадский указывал на необратимость только некоторых процессов в инертной (неживой) природе, особенно радиоактивного распада элементов. Но он всегда особенно подчёркивал в первую очередь необратимость именно жизненных процессов, жизни живой Природы, начиная от индивида через эволюцию видов и до исторического процесса. «Различие заключается в том, что всякий эволюционный процесс есть процесс необратимый, в то самое время, как вся механика и созданное в связи с ней абсолютное время отвечает обратимым процессам, время абсолютное может отсчитываться во время такого процесса и в ту, и в другую стороны» [13]. На эту особенность указывал и А. Д. Сахаров: «В природе не существует полностью необратимых процессов <...>. Количественно необратимость выражается в монотонном возрастании энтропии. Вместе с тем, входящие в состав всех тел атомы, электроны, атомные ядра и т.п. двигаются по законам механики <…>, которые обладают полной обратимостью во времени (в квантовой теории поля)» [57]. Обе приведённые цитаты говорят о необратимости времени живого, которое Вернадский называл «дление», и возможной обратимости времени инертного или «механического». Мы со школы знаем, что в формулах физики время симметрично, обратимо. Смысл формул не меняется при изменении знака времени. Но очень трудно обнаружить необычное в обычном и привычном. Сомнения в необратимости времени пришли к нам именно при работе с живым. Во время целительской работы с пациентами мы, естественно, ищем причину заболевания, которая находится в прошлом. Метод поиска основан на использовании медитативной техники. Во время медитации с «объявленной», назначенной заранее целью уходим не только в другое место, но и в другое время. Мы называем этот способ методикой исследования ситуаций. Ситуация, подлежащая исследованию, может находиться, в принципе, на любом участке пространства-времени. Причём вмешательство в эту прошедшую ситуацию, как уже отмечалось ранее, приводит к изменениям в нынешней, существующей жизни человека. Неужели мы действительно в состоянии изменить или отменить событие, которое уже произошло в прошлом времени? Полагаю, что этого мы сделать не можем. И фантастический случай с раздавленной в прошлом бабочкой, описанной в известном рассказе Брэдбери, очень хорошо показывает, какие непредсказуемые последствия могли бы произойти от таких действий. Я полагаю, что происшедшее событие отменить мы не можем. Цель у нас совсем другая. Мы, анализируя ситуацию, можем, во-первых, получить нужную информацию, а во-вторых, помочь сознанию и организму пациента осознать влияние случившегося и изменить к нему отношение. Это способ психологической поддержки здоровья человека. Но не всё так просто. Метод направленной медитации показывает, что наше сознание может нарушить, как говорится, в ментальном плане беспрекословный авторитет стрелы времени и путешествовать, по крайней мере, в прошлом, а также в пространстве, изменять в этом путешествии не только направление, но и скорость движения времени. Другой пример применения такого путешествия я описал в книге «Когда я жил в прошлый раз». Пример работы с наследственной информацией, приведённый нами выше, показывает, что если мы не можем изменить уже происшедшее событие, то влияние этого события, работу уже существующей информации мы можем изменить не только через осознание пациентом, но и своей «единоличной», внешней для пациента, волей. Оказалось, что такое «путешествие во времени взад и вперёд» с изменением скорости течения времени проделывают не только в целительстве и медитации. «Эксперимент, проведённый одним из исследователей — Полем Сираком, состоял в том, что он в присутствии 18 учёных неожиданно вручил Геллеру проросший боб золотистой фасоли, попросив, чтобы тот «пустил время вспять». Ури зажал в кулаке фасоль, а когда он, приблизительно через 30 секунд, раскрыл ладонь — на ней лежал целый боб без каких-либо следов прорастания. Это явление неоднократно воспроизводилось и в дальнейшем» [78]. Эксперимент, о котором рассказал Мартынов, не доказывает напрямую движения времени вспять. Результат можно объяснить краткосрочным изменением направления течения времени, то есть обратимостью необратимого прогресса жизни, но также и изменением ситуации в прошлом, возвращением семени в то время, когда оно еще не было пророщено. Я рассматриваю все эти процессы больше во втором плане, хотя не исключаю и первой возможности, то есть непосредственного обращения времени «вспять», на реальность которой втайне всё-таки очень надеюсь. Даже, если очень честно и между нами, почти убеждён в такой возможности при каких-то определённых условиях. Последнее основывается не только на описанном выше эксперименте Геллера и ему подобных. Это и некоторые (пока редкие) работы целителей с обращением болезненных процессов (например, не рассасывание, а обратное развитие опухоли). Это, наконец, молодеющие от работы активные целители разного возраста. По себе знаю, что сейчас я моложе, здоровее и физически сильнее, чем был шестнадцать лет назад. Причём никто из нас специально омоложением не занимается, такое происходит только с теми целителями, которые соблюдают требования безопасности в энергоинформационной работе. Не принимайте последние два предложения за шутку. Результаты не только на наших лицах. Заключение о возможной обратимости времени не ново. О возможности обратного хода времени «в других вселенных», то есть в некоторых областях Космоса, говорил А. Д. Сахаров. Регулярность смены знака времени в процессе развития математически доказывает А. В. Кирсанов [55]. И даже Н. А. Козырев, настаивавший на необратимости времени, говорит, что «в организмах, в некоторых процессах, ход времени может отличаться от мирового хода времени» [32]. А это как раз «необратимое» время живого! Вывод о возможности изменения направления стрелы времени и о большей слбжности течения времени в живых системах, чем в инертных, подтверждают и другие исследователи. «В живых организмах "нарушается", одно из важнейших топологических свойств времени, а именно—его временная упорядоченность. Последняя выражается в том, что "время" не может течь в обоих направлениях сразу» [26]. Полагаю, что последнее отражает именно многомерность времени в живом организме, не просто одновременное наличие в нём «нескольких времён», но и возможности организма переключаться между этими временными осями. Мы будем ещё возвращаться к обсуждению некоторых свойств времени при рассмотрении организации информации и поля человека, но сейчас хочется остановиться на одном вопросе, тоже связанном прежде всего с информацией. Раз «всё существует всегда», некоторые делают вывод о субъективности времени. «Времени нет! Нет непрерывного и вечного возникновения и исчезновения явлений» [59]. «Время субъективно; оно измеряется ассоциациями» [23]. «Время есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознаний на протяжении нашего странствования в Вечности, и оно не существует, но "покоится во сне" там, где нет сознания, в котором может возникнуть иллюзия» [7]. Но все эти рассуждения, на мой взгляд, доказывают не субъективность времени, а только близость свойств пространственных и временных измерений, а также необходимость более точного определения сущности времени. Несмотря на наличие индивидуального времени у живого (возможно, и не только у живого) помимо «мирового» времени, имеющегося на данном участке Вселенной, существование направления (стрелы) времени, вероятно, и является основным отличием пространственных измерений от временных. Время существует объективно и имеет много измерений. На различных участках Вселенной и в разных процессах свойства времени могут быть различными, в том числе и его направление и «скорость». Особенно отличаются свойства времени живого организма и занятого им пространства от инертных объектов и их пространства. В каждой точке Вселенной одно и то же время существует «одновременно», но по причине многомерности оно не единственное, что, возможно, позволяет каждому прогрессу иметь «своё» собственное время. 1.9. НЕОДНОРОДНОСТЬМы рассмотрели не все свойства пространства-времени. Для описания многих из них необходимо привлекать новые понятия, что частично будет сделано в следующей главе. Но ещё на одном хотелось бы остановиться уже здесь. Я имею в виду проблему однородности. Выбирая, что первично — вещество или поле, — мы исходили, в том числе, и из того, что если первично вещество, порождающее поле, то нам надо иметь дело со многими «элементарными» частицами. Если первично поле, порождающее вещество, то мы имеем дело с единой первоосновой, «первоматерией». То есть мы исходили из своеобразной идеи однородности. Нам обычно всегда хочется узнать, из чего же всё на свете сделано. Для обозначения свойства однородности используется термин изоморфность [17]. Это свойство подразумевает не только одинаковость, однородность по форме, как это следует из буквального перевода образующих термин греческих слов, но и одинаковость существенных, коренных свойств объекта при переходе от точки к точке. Современная наука достаточно часто старается представить пространство однородным хотя бы для рассмотрения всеобщих свойств Космоса и упрощения теории. «Как известно, звёзды распределены по пространству весьма неравномерным образом — они сконцентрированы в отдельных звёздных системах (галактиках). Но при исследовании Вселенной "в больших масштабах" следует отвлекаться от "местных" неоднородностей, вызванных скоплением вещества в звёзды и звёздные системы. Так, под плотностью масс должна подразумеваться плотность, усреднённая по областям пространства, размеры которых велики по сравнению с расстояниями между галактиками. Рассматриваемые <...> решения уравнений Эйнштейна — так называемая изотропная космологическая модель (впервые открытая А. А. Фридманом в 1922 г.) — основаны на предположении об однородности и изотропии распределения вещества по пространству. Существующие астрономические данные не противоречат такому предположению» [35]. Всё это хорошо только при рассмотрении областей пространства-времени, соизмеримых с Космосом, то есть для изучения его обобщённых характеристик, но не для подробных исследований. Рассмотренные в этой главе свойства прямо противоречат предположению об однородности. Этого не отрицают и физики. «Предположение об однородности и изотропии Вселенной уже по самому своему существу неизбежно может иметь лишь приближённый характер, поскольку эти свойства заведомо нарушаются при переходе к меньшим масштабам» [35]. Если рассматривать свойства пространства-времени от точки к точке, то приходится сделать вывод, что они меняются, то есть пространство анизоморфно (неоднородно) по своей природе, по крайней мере, для микро- и макромасштабов. Меняются плотность, кривизна и другие особенности. Кроме того, пространство-время анизотропно, то есть его свойства меняются и в зависимости от направления. Например, при смене направления не, только время меняет знак, но и скорости распространения, допустим, кванта света могут оказаться иными. Об изотропии, одинаковости свойств, можно говорить только начиная со значительных, мегамасштабов, и то приблизительно. Она достигает точности нескольких процентов, начиная примерно с 300 мегапарсек (1 парсек = 3,262 световых года), а наука признает разговоры о точности только начиная с 0,1%. Коротко перечислим некоторые из рассмотренных нами свойств Вселенной. Вселенная материальна. Она представляет собой единое энергоинформационное поле, существующее в многомерном пространстве-времени. При определённых условиях полевая материя рождает вещественную. Это два основных вида существования материи. Пространство Космоса, энергоинформационного Поля анизоморфно, анизотропно и имеет переменную кривизну. Пространственные и временные измерения взаимозависимы. Как пространство, так и время многомерны. Мы пока не знаем количество их возможных измерений. Свойства пространственно-временных многообразий низшего порядка (с меньшим числом измерений) всегда принадлежат многообразию высшего порядка (высшей мерности), вмещающему в себя эти низшие многообразия. Но не наоборот. Сложные тела и явления, а также законы высшего многообразия могут проявляться в низших как следы или сечения без явной, видимой связи проекций частей единого целого между собой. Понятие расстояния между двумя точками имеет смысл только в пределах данного многообразия, так как оно может быть сведено к бесконечно малой величине в многообразии высшего порядка. Причинно-следственная связь играет во Вселенной огромную роль, но зависимость следствия от причины носит нелинейный характер. Малое воздействие может вызвать большее последствие благодаря использованию энергии Поля. Кажущееся противоречие между причиной и следствием не чудо, а последствие недостаточности наших знаний о законах Природы. Вселенная бесконечна по протяженности по всем пространственно-временным измерениям, по количеству энергии и информации, а также по количеству форм и вариантов движения, изменения и преобразования материи, непрерывна по заполнению и конечна по делимости, то есть дискретна как по пространству, так и по времени. Кроме необходимости доказательства (или опровержения) описанной гипотезы о некоторых свойствах Вселенной, осталось ещё много не только не описанных, но и не исследованных проблем. Попробую перечислить только некоторые из них. Бесконечность, конечность и общее количество пространственно-временных измерений как во всем Космосе, так и для конкретных предметов, событий и явлений. Скалярность и векторностъ как времени, так и пространства. Связывает их это свойство или разъединяет? Двоичность, многомерность и многополюсность. Это и двухполюсностъ известных нам физических полей, и правомерность двоичного счета (или — или), и отношение дискретности к непрерывности, и мера, границы их применимости. Естественные единицы измерения, в том числе пространства и времени. |
|||||||
[an error occurred while processing this directive] |