[an error occurred while processing this directive]

В начало

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ

Глава 2. ЭНЕРГИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

В каждой новой проблеме есть два аспекта рассмотрения: теоретическое исследование и практическое применение. Я предложил в этой книге физико-философскую гипотезу, которая могла бы послужить основой для дальнейших исследований энергоинформационного обмена в Природе. Эта гипотеза является попыткой объяснить некоторый класс фактов и необычных способностей отдельных людей. Но отсутствие развитой теории никогда не было причиной запрета на практическое использование следствий этих недоработанных теорий, если они дают положительные результаты. Это возможно даже в том случае, если сами эти теории окажутся в чём-то несостоятельными.

Некоторые примеры практического применения необычных способностей, основы обучения и требования безопасности в области эниологии рассмотрены в книге «Человек и его возможности » [18 ]. Там речь шла об основах биолокации, целительства и самолечения. Я хочу дополнить эти материалы широко используемым методом экспресс-анализа ситуаций, о котором упоминал как в той, так и в этой книгах.

Анализом ситуации я называю изучение характеристик статического или динамического образа, вызванного медитативными методами. Фактически это способ прямого получения нового знания (использование интуиции).

Образ обычно относят к субъективным феноменам, то есть к таким процессам, которые осуществляются только в головном мозге субъекта мышления. Источниками построения образа при этом считаются исключительно непосредственное отражение окружающей части действительности органами чувств и память. Но именно некоторые явления отражения и заставляют усомниться в субъективности образа и ограниченности его только запасом информации в памяти человека и, так сказать, «ближним миром». Например, содержание снов далеко не всегда ограничивается комбинацией воспоминаний, как это иногда пытаются представить. Да и сам образ может находиться не только в пределах мозга субъекта.

Напомню, что мы рассматривали в этой книге два варианта образов. Образ-отражение, содержащий всю информацию о соответствующем объекте, и образ-модель, построенный на основании только той информации, которая имеется в сознании субъекта или, как правило, на части этой информации.

Согласно гипотезе об энергоинформационном поле и экстрасенсорной практике, образ строится как внутри нашего сознания (мозга), так и вне его, в части окружающего пространства, что подтверждается биолокационной проверкой. Во втором случае он доступен одновременно нескольким людям. Такие «внешние» образы широко используются на учебных занятиях в качестве учебных пособий. Именно такой внешний образ используется и для группового анализа ситуации.

Для овладения методикой мысленного экспресс-анализа ситуации надо развить образное мышление и некоторые экстрасенсорные способности. И то, и другое заложено практически в каждом человеке.

Известно, что у человека существует два вида мышления: образное и логическое. Современная западная наука базируется на логическом мышлении. Но есть два момента, которые она старательно обходит, хотя и признаёт, что их логически невозможно объяснить. Эти моменты относятся к основам науки, например, к постулатам, от которых и строится дальнейшее логическое рассуждение, и к сущности интуиции, без которой фактически не совершается ни одно крупное открытие. Оба эти момента подробно рассматривались во второй главе.

Первичное восприятие информации также, как правило, происходит в образной, а не в вербальной форме. Нас еще в школе учили, что предложением называется «мысль, выраженная словами», то есть мысль специально выражается словами для словесной передачи или написания, это одна из форм мышления и человеческого общения.

«У каждого человека есть своя речь, свой язык мышления: язык образов, речевых обрывков, мозаики чувств и ощущений, которые лепят динамику мысли. И только потом уже, в итоге, как результат этого процесса, он может выражаться обычным, "естественным" языком, речью» (А. Эйнштейн).

Наиболее хорошо развито образное мышление у работников искусства, но его можно развить в достаточной степени у большинства людей. Хотя предположение, что при этом обязательно должно возникать явное образное восприятие, неверно. К сожалению, далеко не у всех оно может достигать такой явной формы. Человек может воспринимать образ, не видя его, и при этом верно судить об отдельных деталях и подробностях. Я такое восприятие называю квазизрением. Кроме того, человек может воспринимать вкус, запах, рассматривая объект, воспринимать его тактильно, как бы ощупывая рукой. Некоторые воспринимают звуковую информацию.

Прежде, чем приступить к обучению, необходимо ознакомиться с правилами безопасности при работе в области эниологии. Они подробно описаны в книгах «Человек и его возможности» [18] и «Энергетическое целительство» [19]. В данном случае хочу подчеркнуть некоторые положения.

Необходимо соблюдать постепенность в обучении, чтобы не создавать перегрузок психике. Некоторые упражнения мы настоятельно советуем осваивать только при помощи преподавателя или в присутствии опытного в данных вопросах человека. Это прежде всего относится к развитию экстрасенсорной чувствительности и освоению медитативной техники. В этих случаях иногда происходят ситуации, когда обучающему нужна срочная помощь, которую он сам себе оказать не сможет. Мы здесь говорим только о получении информации. Но при попытках воздействовать на какие-либо объекты надо уметь координировать свои усилия с обстановкой и не делать ничего такого, последствия чего вы ещё не можете проверить.

При получении различной информации человек может попасть в самые непредвиденные и неожиданные ситуации. Надо понять, что в природе нет ничего, чего следовало бы бояться. Страх очень плохой помощник человеку. То, чего мы боимся, может как раз реализоваться с превышающей норму вероятностью.

О страхе хорошо написано в книгах Т. Л. Рампы, например, в «Пещерах древних»: «Единственное, чего надо бояться, — это страх. Он способствует появлению нежелательных мыслей и сущностей, даже начинает управлять человеком и овладевает им» [53]. «То, чего мы опасаемся, не может повредить нам до тех пор, пока мы своими страхами сами не позволим ему это сделать» [53].

Если в вас вселился страх, то сначала поймите, чего вы боитесь. Внимательно продумайте, почему вы этого боитесь. Вам уже не будет так страшно, когда вы это поймете. А лучше при встрече с неожиданным переключите внимание, подумайте, что вы можете узнать нового и как его использовать. Если не получается, то перечитайте Рампу или обратитесь за помощью к специалистам. Подробнее об этом будет написано в готовящейся книге с условным названием «Здоров по собственному желанию». Кроме правил безопасности, перед началом обучения следует усвоить два положения. Первое: один преподаватель ни одного ученика ничему научить не может. Человек может научиться только сам. А преподаватель знает, как и в чём этому ученику помочь, чтобы он наиболее прочно и рационально усвоил необходимое. Если у вас нет желания и потребности познать новое, вы его и не познаете. Это положение относится к любому предмету изучения. Выдрессировать человека можно и без его желания. Обучить невозможно. Отсюда, как следствие, вытекает совет обучающемуся: ничему и никому не верь на слово. Всё надо попробовать и, по возможности, пропустить через себя, через свой личный опыт, ощущения, практику и логику.

Я не призываю пробовать всякую гадость наяву. Мысленный анализ — это тоже практический опыт познания.

Второе положение относится прежде всего к любой эниологической специальности. Эниологию можно освоить только изнутри. Но вы ничего не почувствуете «изнутри», если не будете верить своим ощущениям. Как бы необычны они ни были. Как бы ни противоречили всему ранее накопленному вами опыту. Потом можете всю «гармонию поверять логикой», но если просто сомневаетесь в ваших ощущениях, подождите их отрицать, а лучше повторите другой раз, третий... И учтите, что ощущения, полученные в группе, с преподавателем, потом, в одиночестве могут и не повториться сразу. Это тоже особенность обучения эниологии. В группе, как правило, у начинающего многое получается лучше.

Полагаю, что в этом нет особенно нового для педагогики. Когда вы слушаете объяснения учителя в классе, вам всё ясно. А потом оказывается многое непонятным. Здесь то же самое в ощущениях и других действиях. Понятым считается то, что вы можете объяснить не только себе, но и другому. Так и здесь: вы освоили приём или метод, если можете использовать его самостоятельно. Ещё лучше, если немного не так, как «учили в школе», или научили сами кого-либо другого.

Практическое освоение методов эниологии следует начинать с освоения методов расслабления, релаксации. Мы уже говорили о том, что в Природе нет чистого воздействия, а есть взаимодействие. Всем известно, что состояние нашего организма, в том числе и мышечной системы, зависит от состояния нервной системы. Но верно и другое. Если мы научимся волевым усилием, мысленным воздействием расслаблять мышцы тела, то тем самым мы вызовем расслабление, успокоение нервной системы. А в расслабленном состоянии и при контроле со стороны своего сознания мы можем сделать очень многое. В том числе и «руководить» работой собственного организма. В данном случае нас интересует само состояние сознания.

Метод освоения расслабления можно принять любой из имеющихся. Их очень много. Один из них я приводил в книге «Человек и его возможности» [18]. Там же приведены некоторые упражнения по развитию, восстановлению экстрасенсорных способностей, которые можно осваивать без контроля преподавателя. Они приводятся и во многих других книгах. Здесь я остановлюсь только на дополнительных упражнениях, которые нужны именно для освоения анализа ситуаций.

Каждый человек может припомнить, как сидя на лекции, вдруг ловил себя на том, что мысленно находится в другом месте и не знает, о чём только что говорил лектор. Это совсем не сон, а потеря внимания. Исследования А. Г. Ли показали, что человек может полностью удерживать внимание на одном предмете в пределах десятка секунд [36]. Длительность удержания внимания зависит от интереса к объекту и степени тренированности человека. К сожалению, мы очень часто жалуемся сами себе, что у нас не хватает внимания или памяти, но гораздо реже хотя бы пытаемся потренировать их. А это не так уж и трудно. Гораздо труднее тренировок преодоление своей лени (даже в своих интересах).

Внимательно посмотрите на любой предмет: цветок, дерево, книгу, часы, спичечный коробок и т. д. Осмотрите его весь, потом сосредоточьте внимание на центре предмета, продолжая видеть его весь. Постарайтесь думать только о рассматриваемом предмете. Попробуйте засечь время, когда у вас появились посторонние мысли и исчезло сосредоточение на предмете. Вы получите оценку своей способности сосредоточивать внимание.

При следующих тренировках постарайтесь как можно больше узнать о рассматриваемом предмете. Начните с его формы и цвета. Постарайтесь узнать как можно больше. Попробуйте мысленно его потрогать, понюхать, лизнуть. Вам легко удастся это по мере развития, тренировки экстрасенсорных способностей.

На одном занятии я предложил ученикам таким образом познакомиться с кустами туи, растущими метрах в пятнадцати. Вдруг одна женщина пошла к кусту. «Там в середине сломана веточка, я хочу её посмотреть», — сказала она.

По мере того, как вы сможете получать о предмете всё большее количество информации, у вас будет увеличиваться интерес к рассматриваемому. Это тоже увеличит время, на которое вы сможете сосредоточивать своё внимание на одном предмете. И вы сможете перейти к рассматриванию картины или фотографии.

Внимательно посмотрите на картину. Когда вы её изучите, представьте, что вы находитесь внутри неё. Попробуйте зайти в те участки картины, которые скрыты на ней от непосредственного восприятия или выходят за рамки. Постарайтесь познакомиться с изображёнными людьми. Это так интересно! На картине или фотографии, оказывается, изображено гораздо больше, чем можно увидеть беглым взглядом.

После каждой попытки, даже в пределах одного занятия или упражнения, дайте отдых и глазам, и своему вниманию. Не старайтесь работать до изнеможения.

Внимательно рассмотрите свой предмет. Закройте глаза. Воспроизведите мысленно образ этого предмета. Продолжите сосредоточение внимания уже на мысленном образе объекта. Постепенно вы убедитесь, что таким образом вы сможете узнать о предмете ещё больше, чем тогда, когда вы его рассматривали непосредственно.

Попробуйте теперь вызвать представление о предмете, который вы рассматривали когда-либо ранее. Удержите на нём мысленное внимание. Постарайтесь изучить его так же, как только что делали с другими образами предметов. После некоторых тренировок вы сможете вызвать и такой образ, который ранее не рассматривали непосредственно. Не обязательно это будет зрительный образ. Это может быть квазизрительный образ, или вы можете обонять или мысленно ощупывать соответствующий предмет. Это уже переход к анализу ситуации.

Одна женщина в разговоре посетовала, что не знает, чем питается дочь, оставшаяся одна в родном городе. Я рассказал ей, что находится в холодильнике на её кухне. В том числе сорт сыра, вид супа и количество яиц.

Пока речь шла о статической ситуации, о предметах и неподвижных объектах. Чтобы можно было осматривать большие пространства, наблюдать динамические ситуации, желательно освоить медитативные техники. Но начинать их освоение очень желательно под руководством преподавателя или человека, имеющего соответствующий опыт. Это не только для ускорения и упрощения обучения но и для гарантии безопасности.

Однажды на групповых занятиях я предложил ученикам отправиться со мной на дно морское и погулять так, как это делал новгородский торговый гость Садко. Когда мы уже начали погружаться, один мужчина вспомнил, что не умеет плавать, испугался, но уже не мог самостоятельно вернуться. Он почувствовал, что захлёбывается. Пришлось его выводить обратно. Но для этого надо было наблюдать за всей группой и каждым её участником.

Можно рассматривать свободную медитацию, управляемую медитацию под руководством, например, преподавателя, вхождение в статическую ситуацию, вхождение в динамическую ситуацию.

Начнём со свободной медитации.

Примите позу, как для релаксации. Я напомню, что наиболее часто используются три позы. Лежа на спине, руки слегка согнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Сидя в мягком кресле с подлокотниками, откинувшись назад. Хороша «поза кучера на дрожках». В этой позе отдыхали старые извозчики. Напомню, как принять «позу кучера»: сесть на половину стула, не касаясь его спинки, ноги слегка выдвинуты вперёд и стоят на всей ступне на ширине плеч, кисти свободно лежат на бёдрах, спина мягко согнута так, чтобы плечи находились над тазобедренными суставами, голова слегка опущена вперёд.

Закройте глаза. Полностью расслабьтесь. Не старайтесь перестать думать, как это обычно советуют. Такой совет невыполним. Вообще нельзя советовать или приказывать перестать о чём-то даже конкретном думать. Можно только переключить на что-то внимание. Поэтому сосредоточьтесь на чём-нибудь абстрактном или подчёркнуто спокойном. Например, на чистом голубом небе. Можно представить спокойно текущий ручеёк, каждую свою мысль положить на плывущий по ручью древесный листок и спокойно смотреть на неё со стороны, не обращая внимания.

Наблюдайте появляющиеся абстрактные или конкретные образы, не вникая глубоко в их содержание, старайтесь охватить их целиком, как они есть. Попробуйте понять, куда вы попали, что вы видите. Изучите появившиеся образы так, как это мы делали в предыдущих упражнениях.

Свободная медитация хороша для тренировки или отдыха. Но она не может быть основанием для процесса познания, поскольку в ней слишком большой элемент случайности. Поэтому следующим этапом может быть вхождение в ситуацию, которую показывает ведущий, например, преподаватель.

После подготовки каждого участника к медитации ведущий может вводить в ситуацию словами, описывая некоторые детали обстановки, но обязательно одновременно мысленно представляя эту ситуацию или образ и как бы «посылая» информацию об этом всей аудитории телепатическим путём. Образ получается объёмный и может быть как статическим, так и динамическим. И здесь сразу же возникает вопрос о том, где же строится образ этого объекта.

Ранее мы уже говорили о возможности создании образа вне сознания человека, так сказать, для всеобщего восприятия. Причём расположение деталей этого образа «на местности» может определить методами биолокации посторонний человек. При объяснении этого явления возможны три предположения: или память находится вне человека, например, в его поле, и поэтому возникающие в нашем сознании образы также находятся не только в нашем мозгу; или мы обмениваемся образной телепатической информацией настолько в полном объёме, что определяем и передаём «кажущееся» нам местоположение его частей всем участникам образного общения; или мы силой своего мышления строим объёмный и динамичный образ в пространстве.

Я сказал «или», а думаю «и».

Я действительно полагаю, что память человека находится не только в нервных структурах мозга, но использует также информационные возможности поля тела, которые, с нашей точки зрения, практически беспредельны. Но построение объёмного образа связано не с этим.

Мы действительно обмениваемся телепатической информацией в образной форме, причём независимо от фактического строения нашей памяти. Но построение объёмного образа также связано не с этим обменом.

Третье «или» или «и», в свою очередь, также является сложным по своему составу понятием.

Во-первых, мы можем построить действительно полный объёмный и динамический образ любого объекта, хранящийся в нашей памяти. Это и свежие впечатления от непосредственного отражения объекта, и воспоминание об объекте, который когда-либо воздействовал на них.

Во-вторых, мы можем построить образ, используя только часть хранящейся в нашей памяти информации, то есть то, что названо ранее моделью. Такие модели мы используем, например, на занятиях в качестве учебных пособий и во многих других случаях.

В-третьих, мы можем построить образ объекта, информации о котором нет в нашей памяти. Иногда такие образы возникают спонтанно, например, вещие и им подобные сны. Человек, обладающий образным мышлением, владеющий методами вхождения в изменённое состояние сознания, может по своему желанию вызвать образ любого объекта на любом участке пространства-времени. Любой, конечно, теоретически. Практически у разных людей получается по-разному. Но возможность такая есть. Примером может служить так называемая медитация с «объявленной целью», о которой поговорим чуть позже.

Наконец, в-четвёртых, мы можем при помощи нашего воображения создать образ того, чего ещё, возможно, нет в Природе, создать новую информацию. Здесь необходимо подключение развитого воображения. Это творческий процесс создания нового. Как говорил К. Маркс, «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека» [40]. Это относится именно к такому творческому построению образа.

Остановимся на том, что образ простого объекта может создаваться как внутри сознания, так и вне его, в виде фантома. Образ сложного объекта может быть создан в пространстве в виде сложного фантома, причём участники эксперимента, медитации оказываются внутри этого фантома, ситуации или в качестве постороннего наблюдателя, или непосредственного участника.

Вхождение в статическую ситуацию по форме ничем не отличается от упражнения по вызову образа знакомого (или незнакомого) объекта, о котором мы уже говорили ранее. Целесообразно начинать с вызова образов мелких, потом всё более объёмных объектов, начиная с хорошо знакомых и переходя ко всё менее знакомым. Основной интерес этого упражнения в том, что при его помощи можно научиться переходить к вполне определённым объектам, находящимся в различных точках пространства и времени.

В качестве разновидности этого упражнения можно рассматривать таинственную область психографии. Некоторым, возможно, легче представить себе, например, незнакомого человека, если держать в руках или видеть принадлежащий ему предмет. Если легче, то целесообразно заняться сначала психографией. Потом вы сможете «находить» незнакомый заданный вам или вами объект без таких вещественных ключей. Не забывайте при каждом вызове образа изучить его, постараться получить от него наибольшее количество разнообразной информации.

Теперь можно переходить к динамической ситуации. Перед началом расслабления задайте конкретную ситуацию. Сначала это может быть известная вам местность, по которой вы гуляете и смотрите те объекты, которых не было, например, на фотографии, рассмотренной вами накануне. На втором этапе возьмите ситуацию с действием и действующими лицами. Попробуйте наблюдать за развитием действия в качестве непосредственного свидетеля или даже участника. Основное отличие динамической ситуации от статической в том, что в процессе её рассмотрения изменяется время действия. Можно даже мысленно изменять реальную скорость времени или его направленность.

Наконец, от простого «созерцания» вы перейдёте к подробному анализу рассматриваемой ситуации.

Анализ может производиться индивидуально или группой. Индивидуальный анализ в среднем даёт несколько больший процент ошибок. Повторяю, результат работы тем достовернее, чем более заинтересован сам оператор в получении ответа, чем больше он отключился от всех своих предварительных убеждений и решений или вообще их не имеет.

Групповой метод точнее, даёт больше информации, но он требует соблюдения некоторых дополнительных условий.

Все участники группы должны владеть методикой анализа и быть способными временно отключаться от собственных предварительных решений и мнений. Практика обучения показывает, что второе (отключение) даётся большинству новичков гораздо сложнее, чем первое (овладение методикой).

Внутри рабочей группы должна быть взаимная доброжелательность и психологическая совместимость.

Все участники должны понимать сущность рассматриваемой ситуации и иметь одинаковые или схожие цели, а также действительно желать найти требуемое решение.

Одновременно рассматривается только одна ситуация при отключении всех участников группы от других вариантов и предварительных оценок.

Наиболее эффективна небольшая группа в 3-5 человек. Сознание всех участников группы входит в одну и ту же ситуацию, в один и тот же участок пространства-времени. Обсуждение ситуации ведётся как словесно, так и телепатически, что становится возможным в хорошо сработавшейся группе.

Ситуация может быть как фактической, так и искусственно созданной расчётами или фантазией участников, то есть модельной, и располагаться на любом участке пространства-времени, как в прошлом, так, в принципе, и в будущем. Методика позволяет провести экспресс-анализ развития любой ситуации во времени, причём с любой заданной скоростью течения времени внутри рассматриваемой ситуации, либо оценить влияние на настоящее (или будущее) конкретных событий в прошлом (или настоящем). Ситуации, выбранные или оценённые как перспективные, могут быть затем проверены другими, может, более точными, но медленнее работающими методами, например, при помощи компьютерного моделирования или прямого эксперимента.

Можно рассмотреть некоторые направления, где анализ ситуаций может найти практическое применение и фактически применяется, но в крайне узких масштабах.

Раз можно рассмотреть в подробностях ситуацию далёкого прошлого, то сразу возникает желание применить метод в изучении истории. Серьёзными историками метод пока не применяется. Зато широко используется писателями. На меня огромное впечатление произвела повесть Джека Лондона «До Адама» [37]. Она, правда, связана не столько с изучением истории, сколько с теорией реинкарнации. Но написана она буквально «с натуры», методом, сходным с описанным выше. И это первая книга, которую я читал, находясь внутри описываемой сцены, являясь непосредственным наблюдателем происходящего.

Это не единственное художественное произведение, написанное таким образом. Немало событий описано раньше, чем они произошли на самом деле, но эти описания совпадают во многих деталях, вплоть до имён и фамилий действующих лиц, что можно рассматривать в качестве косвенного доказательства возможности рассмотрения будущих событий.

Анализ прошлых ситуаций может быть применён правоохранительными службами для раскрытия преступлений или распутывания сложных происшествий. Примеры такого фактического применения можно найти в деятельности органов разных стран. Но, к сожалению, метод не находит достаточного применения. Можно рассказать о поиске погибших людей в МВД СССР по данным, которые выдавала подобным образом группа из четырёх московских экстрасенсов. Недавно в прессе появилось очень интересное сообщение о работе талантливого инспектора лондонской полиции Криса Райта, который именно таким образом распутывал самые безнадёжные криминальные ситуации [76].

Метод анализа ситуаций может помочь в поиске преступников, пропавших людей и вещей, но не может служить юридическим доказательством в судебном делопроизводстве. На мой взгляд, по крайней мере, на современном этапе он может служить только вспомогательным методом именно экспресс-анализа. Его главные достоинства состоят в быстроте применения и получения ответа, относительной простоте и дешевизне и, главное, в возможности не только работы при недостаточности исходной информации, но даже, в некоторых случаях, получения этой самой недостающей информации.

Полагаю, что наиболее эффективно метод можно использовать для анализа программ и проектов, разработки моделей развития конкретных объектов независимо от их значимости и сложности, при поиске причин неисправностей, заболеваний и других последствий.

Ещё раз подчёркиваю, что данные, полученные описываемым методом, не имеют юридической силы. Но несмотря на это они могут послужить хорошим основанием для принятия решений, выбора направления деятельности в самых разных областях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы познакомились с кратким изложением гипотетических принципов устройства мира. Это трудно. Это пока только гипотеза, которой предстоит долгий путь превращения в теорию. Для этого нужны длительные экспериментальные и другие исследования.

В тексте практически не были использованы результаты опытов, которые проводятся совместно с физиками различных специальностей с использованием существующих физических приборов. Результаты эти в существенных деталях хорошо повторяются при проверке в различных организациях, разными людьми и на различных приборах. Они докладываются и публикуются после завершения циклов работ. Надеюсь, что в проведении опытов, обсуждении и осмыслении их результатов будет принимать активное участие всё больше ученых различных специальностей.

Самая большая проблема, которая стоит перед эниологией в настоящее время, — создание специализированных приборов. Они нужны уже сейчас для медицины, экологии, строительства и, конечно, для создания теории. Это исследование поля тела человека, аномальных зон на местности и другие измерения, потребность в которых уже начинает фиксироваться в официальных документах государства.

Но несмотря на отсутствие теоретического обоснования и приборов, сложности в понимании и объяснении многих эффектов, не только можно, но просто необходимо активно использовать отдельные практические достижения эниологии. Это биолокация, анализ аномальных энергоинформационных зон, экспресс-анализ действительных и модельных ситуаций, ряд приёмов целительской диагностики и воздействия на организм и другие.

Автор считает своим приятным долгом принести глубокую благодарность за участие в обсуждении и подготовке к публикации материалов книги редакции журнала «Позиция» (Москва), Институту помощи, милосердия и целительства (Санкт-Петербург), а также всем, принявшим активное участие в круглых столах, организованных с их помощью и проведенных в Санкт-Петербурге и Москве, и в обсуждении первой главы, издававшейся в 1993 году отдельной брошюрой.

Автор надеется, что обсуждение предложенного материала поможет развитию эниологии как науки, и что готовящийся к выпуску Краткий эниологический словарь поможет нам быстрее найти общий язык, объединяя различные направления эниологии.

Заранее благодарю всех, кто найдёт возможным высказать критические замечания, уточнить или дополнить эту книгу.

Литература

1. Алмазная сутра. //Наука и религия. 1991. №1. С. 46-50.

2. Андреев Д. Л. Роза мира. М.: 1991.

3. Ацюковский В. А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики. М.: Инженер, 1993.

4. Ацюковский В. А. Общая эфиродинамика. Моделирование структур вещества и полей на основе представлений о газоподобном эфире. М.: Энергоатомиздат, 1990.

5. Бах Р., Бах Л. Единственная.

6. Библия.

7. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. М.: Прогресс-Сирин, 1991-1992.

8. Блохинцев Д. И. О распространении сигналов в нелинейной теории поля. //В сб. «Пространство, время, причинность в микромире». Дубна: 1984.

9. Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.

10. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981.

11. Бродов В. В. Истоки философской мысли Индии. М.: МГУ, 1990.

12. Валентинов А. Маятник Вселенной? //Уральский следопыт. 1987. №1. С. 15-19.

13. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: 1988.

14. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛ. 1958.

15. Владимиров Ю. С., Мицкевич Н. В., Хорский Я. Пространство, время, гравитация. М.: Наука, 1991.

16. Вуль А. С. Животные... экстрасенсы? //Свет. 1994. № 6. С. 10-12.

17. Вуль А. С. Толковый эниологический словарь (готовится к выходу).

18. Буль А. С. Человек и его возможности. М.: РОСТкнига, 1999.

19. Вуль А. С. Энергетическое целительство. 2-е изд. СПб.: ИПМЦ, 1994.

20. Гейзенберг В. Космическое излучение и фундаментальные проблемы физики. //В сб. «Шаги за горизонт». М.: 1987.

21. Горелик Г. Е. Размерность пространства. М.: 1983.

22. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: 1992.

23. Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб.: 1992.

24. Джан Р. Г. и Данн Б. Д. Границы реальности. М.: ОИВТРАН, 1995.

25. Дмитрук М. А. Миры внутри нас? //Знак вопроса. 1993. №3.

26. Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М.: 1989.

27. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М.: 1983.

28. Зигелъ Ф. Ю. Некоторые проблемы современной уфологии. //В сб. «Феномен НЛО». М.: 1993.

29. Искаков Б. И. «Тело умирает, сознание остается». //Не может быть?! 1980.

30. Кажинский Б. Б. Биологическая радиосвязь. Киев, АН УССР. 1963.

31. Князева Е. Н. Случайность, которая творит мир. //Знание, серия «Философия и жизнь». 1991. №7. С. 3-31.

32. Козырев Н. А. О возможности экспериментального исследования свойств времени //Аномалия. СПб.: 1993. № 4. С. 5

33. Компанеец А. Физика и психика. //Наука и жизнь. 1971. №7. С. 65-71.

34. Лаврентьев М. М., Гусев В. А., Еганова И. А., Луцет М. К., Фоминых С. Ф. О регистрации истинного положения Солнца. ДАН. 1990. Т. 315. № 2. С. 368-370.

35. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Теория поля. М.: 1988.

36. Ли А. Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. М.: 1993.

37. Лондон Д. До Адама. //В сб. «Это было в каменном веке». Минск: Юнацтва, 1989.

38. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма Избранное. М.: Правда, 1991.

39. Мартынов А. В. Исповедимый путь. М.: 1988.

40. Маркс К. Капитал. //Маркс и Энгельс. Соч. Т. 23. 1960.

41. Мень А. В. Сын человеческий. М.: 1991.

42. Мигдал А. Б. Поиски истины. М.: 1983.

43. Молчанов Ю. Б. Проблемы времени в современной науке. М.: 1990.

44. Мостепаненко А. М. Проблема существования в физике и космологии. ЛГУ.: 1982.

45. Мхитарян К. Н. Разрушение физической реальности. Что дальше? //Аномалия. 1994. № 3. С. 47-49.

46. Немировский Л. Н. Мистическая практика как способ познания. М,: МИФИ, 1993.

47. Павлов Т. Д. Информация, отражение, творчество. //В сб. «Ленинская теория отражения и современная наука». М.: 1966.

48. Парнов А. И. Дальний поиск. М.: Госатомиздат, 1963.

49. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

50. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: 1984.

51. Рампа Т. Л. Главы жизни. Киев. София. 1995.

52. Рампа Т. Л. История Рампы (Скитания разума). Киев: София. 1994.

53. Рампа Т. Л. Пещеры древних. Киев: София, 1994.

54. Рампа Т. Л. Третий глаз. Л.: 1991.

55. Руэн (Кирсанов А. В.). Суонистика — единая теория всего. М.: 1991.

56. Сапунов В. Время ускоряет ход перед лицом смерти. //Аномалия. СПб.: 1993. №17. С. 3, 5.

57. Сахаров А. Д. Воспоминания. //Наука и жизнь. 1991. №1. С. 20-23.

58. Толстой Л. Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993.

59. Успенский П. Д. Новая модель вселенной. СПб.: 1991.

60. Филиппов А. Т. Многоликий солитон. М.: 1990.

61. Философский словарь /Под ред. Фролова И. Т. М.: 1980.

62. Фомин Ю. А. Энциклопедия аномальных явлений. М.: 1933.

63. Хазен А. М. О возможном и невозможном в науке. М.: 1988.

64. Циолковский К. Э. Воля Вселенной. //В сб. «Неизвестные разумные силы». М.: 1991.

65. Чаша востока. Письма махатм. Рига: Угунс, 1992.

66. Честертон Г. К. Сапфировый крест. //В сб. «Рассказы». М.: Правда, 1991.

67. Шипов Г. И. Теория физического вакуума. М.: НТ-Центр, 1993.

68. Шредингер Э. Расширяющиеся вселенные. //В сб. «Пространственно-временная структура Вселенной». М.: 1986.

69. Шредингер Э. Структура пространства-времени. //В сб. «Пространственно-временная структура Вселенной». М.: 1966.

70. Шри Шриманд А. И. Бхагавад Гита как она есть. Литуанус, 1990. Т. 1.

71. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: 1961. т. 20.

72. Эренфест П. Каким образом в фундаментальных законах физики проявляется то, что пространство имеет три измерения? //В кн.: Горелик Г. Е. Размерность пространства. М.: 1983.

73. Юзвишин И. И. Информациология. М.: РиС, 1996.

74. Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. М.: Наука, 1968.

75. Popper К. R. Logic of Scientific. Discovery. London. 1959 у.

76. Крис Райт — полицейский-ясновидец. //Российская газета. 1997.24 сентября. С. 7.

77. Гримак Л. П. Магия биополя. М.: Республика, 1994.

78. Мартынов А. В. Исповедимый путь. //Свет, 1992, №2. С. 51-55.

[an error occurred while processing this directive]