[an error occurred while processing this directive] | |
Не должно, однако, терять из виду, что цель моя вовсе не беллетристическая, а патологическая. Я не пленить хочу моими сочинениями, а быть полезным, сообщая чрезвычайно важную теорию, доселе от внимания величайших врачей ускользнувшую, ныне же недостойнейшим из учеников Иппократа наукообразно развитую и наблюдениями проверенную. А. И. Герцен. Доктор Крупнов. ВВЕДЕНИЕВ жизни нам довольно часто встречаются случаи, когда ни наше обыденное сознание, ни научное знание не могут помочь объяснить, что и почему произошло, что оно значит и даже произошло ли оно на самом деле или нам только показалось. Это так называемые неопознанные летающие объекты, «воспоминания» о прошлом и будущем, вещие сны, замечательные «случайные» совпадения, воздействие сознания на организмы, некоторые неживые объекты и даже события и многое другое. Я уже не говорю, что ещё труднее бывает поверить рассказам других людей, а тем более проверить их. Наконец, это очень интересные возможности, которые проявляют отдельные люди, но которые никак не объясняются наукой. Обыденное сознание в таких случаях использует понятие «чудо», а наука говорит об артефакте, умышленном обмане, а то и повреждении психики рассказчика. Но, как сказал Г. К. Честертон, «самое странное в чудесах то, что они случаются» [66]. Попробуем рассмотреть несколько примеров таких явлений, которых вроде бы и не существует, потому что их не может быть никогда. В обыденной жизни мы довольно часто обращаем внимание, что люди начинают понимать Друг друга с полуслова или без слов, им в голову одновременно приходят одни и те же мысли. Обычно это случается в семье или в хорошо сработавшемся коллективе, занимающемся поисками решения трудной проблемы. Это явление передачи мысли от одного человека к другому без «видимых» способов общения называется телепатия. Телепатию исследовали многие учёные, в том числе наши соотечественники Б. Б. Кажинский, Л. Л. Васильев, Ю. В. Гуляев. Если быть точнее, то обычно передаются не мысли, а образы или даже ощущения, что подтвердил, например, участник сеансов дальней телепатической связи К. Н. Николаев. В одном из сеансов связи, находясь в Ленинграде, он вдруг стал задыхаться, а после сеанса узнал, что его коллега в Москве в это время представил себе, что душит своего партнёра. Но в некоторых случаях передаются и логические мысли, даже прямая речь. В результате исследований выяснились интересные особенности: мысль передаётся на разное расстояние, передача избирательная, качество передачи зависит вовсе не от расстояния, а от некоторых других причин. Обычно исследователи начинали с попытки объяснить таинственное явление с помощью электромагнитной теории связи, но в дальнейшем оказалось, что электромагнитные экраны не представляют препятствия для «биологической радиосвязи», как назвал ее Б. Б. Кажинский [30]. К тому же сигнал, видимо, не затухает с расстоянием. Следовательно, информация может передаваться каким-то неизвестным нам способом и (или) при помощи неизвестного нам носителя. Именно это привело к тому, что некоторые учёные стали выдвигать идею о самостоятельном существовании информации вне материального мира, а ещё раньше были созданы учения о двух мирах: материальном и идеальном. Что это за способы передачи информации или её носители? Известно, что наша память ничего не забывает, даже мелочей — это неоднократно проверено на опытах гипнологами — мы только не умеем вспоминать. Но иногда мы «вспоминаем» такое, чего никогда и не знали. То есть вроде и вспоминаем, но фактически узнаём новое о прошлом, то есть вспоминаем «за того парня». Видение прошлых событий называется ретроскопией. Такое видение бывает спонтанным и преднамеренным. Врачам известно, что невозможно вылечить болезнь, не устранив её причины. В поисках причины массовых фобий (страхов) взрослого мужчины я вышел на его 8-летний возраст. Оказалось, что в апреле того далекого года его крали цыгане, а в августе у него на руках чуть не умерла бабушка. В результате через четверть века он боялся «только» толпы, одиночества, открытого и замкнутого пространства. Конечно, он мог вспомнить события своего детства. А как об этом узнал я, да ещё определил время, когда произошло каждое? Это только один пример. Но реализоваться описанное могло только при условии, что любая информация о прошлых событиях где-то сохраняется и доступна для восприятия. В данном случае я не говорю, где хранится информация, но если она не сохраняется, то откуда её можно получить, как это можно «вспомнить», неважно, про себя или про других. В разных эзотерических школах разработаны методики целенаправленного заглядывания в прошлое. Кое-что об этих методах я уже рассказал в книге «Человек и его возможности» [18]. В некоторых случаях можно, оказывается, заглянуть не в прошлое, а в будущее. Такое предвидение называется проскопией. Нострадамус и Ван-га — далеко не единственные люди, которые могли предсказывать грядущие события. Многие из нас временами получают такую информацию, хотя чаще всего не придают ей значения. Но иногда это «воспоминание о будущем» очень хорошо запоминается, особенно если оно связано с важными событиями. Декабрист Павел Иванович Пестель рассказывал, что отец, провожая их с братом учиться в Дрезден и, уже попрощавшись, внезапно вернулся и заставил пересесть на другой корабль. Оставленный ими корабль утонул. Что предвидел отец? Павел Иванович предварил свой рассказ фразой: «Кому быть повешенным, тот не утонет». После декабрьского восстания он был повешен. Что это, случайность? Недавно изучение информации из будущего попало в поле зрения и учёных. В книге Р. Г. Джан и Б. Д. Данн «Границы реальности» [24] описываются опыты описания местности, в которую экспериментатор попадает только через некоторое время, причём описания делались даже раньше, чем было определено, куда экспериментатору ехать. Достоверность описания оказалась достаточно высокой. Из приведённых примеров можно сделать вывод, что получить можно и информацию о будущих событиях. Но чтобы эту информацию получить, она, по крайней мере, уже должна существовать! Значит, наше будущее предопределено? По личному опыту полагаю, что это в какой-то степени так, но эта предопределённость может частично изменяться при некоторых условиях, числе этих условий и свободе воли человека, хотя она и ограничена законами Природы, которые мы пока ещё слишком плохо знаем. Получается, что Платон со своими эйдосами — идеями, так сказать, витающими в воздухе — был не так уж неправ. Много раз описывалось изменение скорости протекания психических и физических реакций в экстремальных ситуациях. Человек может увидеть медленно летящую пулю или как жаба ловит комара языком. Увидеть такое или заснять на плёнку можно только при относительном ускорении примерно в 100 раз. Пережившие такие моменты утверждают, что было совершенно тихо. При стократном изменении скорости времени частота звука, наверное, изменяется в такой же степени. Некоторые воины рассказывали, что во время рукопашного боя они переживали подобное же состояние, причём звуков также не слышали. Вот примеры, взятые из воспоминаний участников войны, описанные Н. Н. Брагиной и Т. А. Доброхотовой [10] и опубликованные в журнале «Техника молодёжи» в 1980 г. № 3. «В 1943 году довелось видеть снаряд в полёте <...> с торца <...> На какое-то мгновение я видел его отчётливо в виде детского мячика. Это мгновение показалось мне очень продолжительным». «Это было 40 лет назад <...> прямо передо мной, в нескольких метрах, плюхнулся в снег снаряд. Я упал, зачарованно глядя на стальную болванку со смертельной начинкой Удивительное дело — время вдруг резко затормозило свой бег <...> таял снег <...>, змеились огненные трещины, <...> полыхнуло пламенем». Как это может происходить? В организме нет реле, переключающего скорость реакции. Но если время многомерно, если организм «просто» в экстремальных условиях начинает «осознавать» свою жизнь как бы в другом временном измерении, в каком-то «другом» времени, то объяснить становится проще. Значит, время само устроено сложно? Когда-то (даже в средние века) многие люди полагали, что наша мысль достаточно сильна, чтобы непосредственно вызвать некоторые изменения в Природе. С развитием науки человечество отнесло такие взгляды к суевериям, хотя в Африке и сейчас колдун вызывает дождь в засуху. И его могут казнить, если дождь не пойдёт. Но вот ко мне привели 14-летнего мальчика. При рентгеновском обследовании сломанной руки выше перелома обнаружили две врождённые каверны (полости внутри кости). После трёх сеансов целителя они стали заполняться костной тканью (заключение хирургов), к тому же исчез шрам свежего перелома на кости (мальчику только что сняли гипс). Фотокопии рентгеновских снимков я сохранил на память. Какая сила изменила костную ткань за две недели, если фактически воздействовали только мысль целителя и желание целителя и пациента? Я же ни разу не прикоснулся к мальчику. Значит, наши предки знали, а не заблуждались. И почему мы высокомерно считаем их глупее себя?! К тому же, это «суеверие» работает и сейчас, и не только в Африке. А что такое неопознанные летающие объекты со странными свойствами? Существуют ли инопланетяне? Почему эзотерическая литература и даже многие религиозные источники утверждают, что Вселенная населена, что человеке ней не одинок, в то время как другие религии и некоторые учёные говорят о человеке как об особенной форме существования жизни? Все эти удивительные случаи и стоящие за ними сложные проблемы вызвали желание сделать попытку объяснить необъяснимое. Я считаю возможным допустить некоторые свойства Природы, ускользнувшие от внимания современной науки, то есть предлагаю несколько расширить существующую научную парадигму, по возможности оставаясь при этом в пределах научного мышления. На Земле всегда находились люди, которые пытались объяснить таинственное в нашей жизни теми или иными способами. Наиболее известны два подхода: религиозный и эзотерический. В религиозных учениях заключены некоторые системы взглядов на мироустройство, хотя сама религия не занимается естественными науками. Её цели несколько другие. Поэтому точнее говорить о науке, связанной с теми или иными религиозными учениями. Эзотерические же учения по своей сути предназначены только для избранных, посвященных. А то, что из этих учений открыто остальным, называется экзотерическим и не содержит основных положений эзотерических, то есть скрытых учений. Моя задача — познакомить читателя с физико-философскими основами современных взглядов на энергоинформационный обмен в Природе и постараться сделать это достаточно понятно для большинства. При этом я попытаюсь проанализировать некоторые научные, эзотерические и религиозные взгляды с рассматриваемой точки зрения. Собирательную, находящуюся на стыке наук отрасль знания, изучающую этот феномен во всех его проявлениях, назвали эниологией, создав словесную химеру из аббревиатуры ЭНИО (от выражения ЭНерго Информационный Обмен) и греческого слова ЛОГИКА — наука, знание. Я придерживаюсь этого названия. Чтобы сохранить его для переводов, предлагается заменить слово обмен на слово порядок. Тогда получается eniology, где «о» обозначает английское «order» или немецкое «ordnung». В настоящее время ещё нельзя говорить о её теориях, это пока только гипотезы. Наверное, рано называть эниологию наукой. Но она позволяет не только объяснить многие феномены, но и даёт некоторое конкретное направление для дальнейших исследований. Поэтому полагаю, что эниология имеет право на существование. Прежде, чем говорить о существе проблемы, несколько слов о нашем отношении к путям и методам познания и об источниках предлагаемых сведений. Чаще всего под ними подразумеваются четыре «кита»: наука, философия, религия и искусство. Современная наука достигла очень высокого уровня, и для каждого исследователя безусловно обязательно знание её основ, методов и достижений. Но в наши дни научное знание подошло к этапу очередной переоценки ценностей. Это совершенно не значит, что наука зашла в тупик или заканчивает познание всего познаваемого. «Как всегда в истории науки кажущуюся завершённость создаёт штора, образованная этапом накопления фактов. Но ведь маскирует она не стену, а дверь, за которой эмоции, отточенные на предыдущих знаниях, откроют ещё более удивительный лабиринт таинственного и прекрасного» [63]. Вот об этом накоплении фактов я и говорю здесь. Кроме обычного замедления развития перед качественным скачком в период количественного накопления фактов и знаний, развитие современной науки тормозят и некоторые другие моменты. Один из главных тормозящих факторов — психологический. Развитие цивилизации создало для человечества опасность самоуничтожения. Это, в основном, социальные вопросы использования достижений науки, но они вызывают отношение людей чаще не к социуму в целом, не к использованию научных достижений, обусловленному морально-этическим несовершенством общества, а к самой науке. Я имею в виду, прежде всего, создание оружия массового поражения, приведшее мир на грань термоядерного апокалипсиса, экологический кризис, висящий дамокловым мечом над головой человечества и всего живого на Земле, продовольственную и энергетическую проблемы. Всё это современная наука в состоянии разрешить в сравнительно короткие сроки при объединении усилий учёных и других специалистов всего мира, подкреплённом определённым экономическим единством. Но для этого нужно коренное изменение не только психологии личности, но и самого социума. Надо учесть психологию и самих учёных, которая перед скачком науки должна сама произвести скачок. Он не может произойти мгновенно, ведь ученые — часть социума, но фундамент таких изменений уже создаётся. Есть внутренние противоречия и в развитии науки. Ведь ученые — тоже часть социума. Научные знания в виде теорий и законов отражают истину, объективную реальность, но не являются ею, описывают только отдельные её черты и стороны. Мы же, усваивая эти теории и законы, часто даже не пытаемся определить область их истинности, границы применимости, считая всеобщими и беспредельными, а когда встречаем их несоответствие практике, отбрасываем целиком или «не верим глазам своим». Новое знание должно обязательно включать в себя и старое как составную часть, определяя область его применимости. Даже те законы, которые считаются всеобщими и абсолютными, могут со временем уточняться. Если не по формулировкам, то по глубине понимания. Общепринято понятие научного факта. К нему предъявляются известные ограничительные условия, в том числе обязательная повторяемость. Если мы будем абсолютизировать повторяемость, то должны абсолютизировать и обязательную повторяемость «прочих равных условий». Современная наука не всегда в состоянии учитывать не только «все», но хотя бы все значимые условия опыта, эксперимента. Так, при проведении тонких опытов с малыми уровнями энергии резко возрастает влияние состояния каждого участника эксперимента, влияние ожидаемости результата и формы его проявления. А это не только не учитывается, но даже не признаётся большинством исследователей. Даже абсолютную истину мы в состоянии воспринять только в той форме, в какой способны (или ожидаем!) это сделать. Зависимость результата эксперимента от состояния и мыслей экспериментаторов неоднократно доказано в опытах как с живой, так и с инертной, «неживой» материей, но очень редко учитывается даже в психологическом плане. Кроме того, официальная наука до сих пор часто просто встречает в штыки те факты, которые не укладываются в существующую научную парадигму, противоречат общепринятым научным теориям, и отрицает априори само их существование, «потому что этого не может быть», как «чудесное», мистику, фокусы и упорно ищет умышленную подтасовку и обман вместо того, чтобы серьёзно разобраться в существе проблемы. Даже лично присутствуя при экспериментах, некоторые учёные концентрируют своё внимание именно на поисках признаков обмана. А они могли бы помочь определить границы нашего знания и даже выйти за их пределы. Часто преувеличивается значение математики в научных построениях, нам твердят: «Наука начинается тогда, когда она начинает считать». Математический аппарат не только прекрасный вспомогательный механизм познания, он способен самостоятельно приводить к важнейшим открытиям. Создание любой теории чаще всего завершается созданием системы формул при помощи математического аппарата, но совершенно не обязано с этих формул начинаться. Тем более любые чисто математические достижения требуют адекватной физической интерпретации, о чём иногда забывают математики. То же касается и логики. Наиболее логичны философские построения, даже если они ненаучны в своей основе. «Наука <...> отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью. Действие — характерная черта научной мысли» [13]. Логика отражает законы Природы, изменяется с углублением нашего познания, но не может быть абсолютной, в том числе как метод познания. Гораздо важнее не столько сама логика, сколько те основания, к которым она прилагается, то есть постулаты, аксиомы, новые идеи. А они — источники, основания для логического мышления — получаются совершенно другим путём. Последнее замечание ещё в большей степени, чем к логике, относится к философии. «Философия основывается на размышлении, логике, мысли, на синтезе того, что мы знаем, на анализе того, чего мы не знаем» [59]. Если наука базируется на научных фактах, то философия оперирует не фактами, а понятиями. Поле действия науки ограничено объективной реальностью, а для философии оно практически беспредельно. Философию иногда называют матерью всех наук. Именно в её недрах разрабатывались и зарождались многие науки и сама теория познания. Полагаю, что такой же путь должно проходить любое новое знание. Когда новая сумма фактов начинает осмысливаться при помощи определённых гипотез, то их осознание и осмысление должно происходить, прежде всего, в рамках логики и философии с привлечением законов и методов науки. Именно поэтому мы говорим о физико-философских основах эниологии, которые и рассматриваются в данной работе. Немного подробнее, чем раньше, вернёмся к проблеме религии. «Религия основана на Откровении. Откровение — это нечто, проистекающее непосредственно из Высшего сознания или от более высоких сил. Нет религии без идеи Откровения. В религии всегда существует что-то недоступное познанию обычного ума и обычного мышления» [59]. Любая религия всегда подразумевает Нечто, стоящее выше мира и вне его, следовательно, непознаваемое. Основные догмы религии должны восприниматься на веру и познанию, проверке не подлежат. Почему же религия может рассматриваться как один из путей познания? Исторически сложилось так, что в недрах религиозных учений разрабатывались две очень важные для человечества проблемы: моральный кодекс и сокровенные знания. Но если первая присутствует во всей религиозной литературе в явном виде, то вторая, как правило — в форме эзотерических, то есть доступных только посвященным, знаний. Служители культа всегда были самыми знающими и грамотными людьми. Поэтому именно они сохраняли и разрабатывали наибольшее количество (и качество) знаний. Но по разным причинам эти знания были тайными, эзотерическими, требующими от ученика предварительной специальной подготовки. Сначала причина этого заключалась, в основном, в неподготовленности, малограмотности большинства и необходимости обеспечить безопасность знания от многочисленных случайностей. Со временем на первое место стало выступать ограничение, сохранение тайны. В том числе для безопасности не только и не столько знания, сколько привилегированного положения жрецов. К сожалению, знания в религиозной литературе оказались настолько хорошо зашифрованными, что они к нашему времени оказались недоступными и для большинства самих священнослужителей. Например, Евангелие от Иоанна в древнегреческом подлиннике начинается так: «В начале был логос». В русском переводе стоит: «В начале было Слово» Греческое «логос» имеет много значений, но основное — сокровенный смысл, знание. В русском же переводе «Слово» часто пытаются понимать именно как слово звучащее, что является далеко не основным значением греческого «логоса». Но что же будет звучать, если мироздание ещё не создано? Звук является колебанием упругой среды, которая ещё не была создана. Что и критикует вполне справедливо наука. Это простейший пример того, как пропадают эзотерические знания, когда их скрытое, иносказательное выражение начинают понимать буквально, дословно, а не по смыслу. Наконец, искусство. Оно «работает» в эмоциональной сфере, дополняет рассмотренные выше пути познания и методологически больше соприкасается с религией, чем с наукой. Именно дополняет не может претендовать на роль основного пути познания. Но искусство может помочь нам освоить другие способы познания Истины. Здесь мы вернёмся к религиозному Откровению. Что такое Откровение? Это прямое знание того, что ранее было скрыто. А оно возможно не при логическом, а при образном мышлении, которым оперирует искусство. Возвращаясь к приведённым выше примерам получения информации из прошлого, будущего или на расстоянии, зададимся вопросом: как это происходит? Такое получение, осознание принципиально новой информации называется методом прямого знания. Прямое получение скрытой информации из... Но сначала надо будет разобраться, где и как такая информация хранится. Этим мы займёмся немного позже, в главе «Энергия и информация». А о методах сказано в другой книге — «Человек и его возможности» [18]. И именно искусство ближе всего стоит к пониманию такого способа познания, потому что именно оно пользуется не логическим, а образным мышлением, которое и лежит в основе прямого знания. Практически большинство людей получает знания из книг. Есть стойкое мнение, что «в Древних книгах всё есть». Оно поддерживается и цитатами из основополагающей религиозной литературы. «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:3) [б]. Это основано на убеждении, что Бог сотворил весь мир сразу, и ничего нового возникнуть не может. В том числе и знания. Подобные мысли часто встречаются и в светской эзотерической литературе. Отсюда возникло убеждение, что все знания уже есть у древних авторов, и поэтому их можно получить только чтением старой литературы. В этом есть некоторая доля истины, если полагать, что многие старые знания просто утрачены. Человечество действительно в своём развитии многое открывает по несколько раз и снова забывает. А знания действительно потрясают даже на фоне уровня современной науки. Это, например, венерианский календарь у инков в Америке, знание планетной системы тройной звезды Орион у догонов в Африке (астрономы пока видят только две звезды), прекрасно разработанная теория золотого сечения в Древнем Египте (а древние греки позже о ней не имели понятия). И всё-таки значение старой литературы преувеличено. Мы вряд ли стали намного умнее, но знаем сейчас гораздо больше, чем наши предки, несмотря на утраты. Если все знания получать только «из книг», то в лучшем случае получим движение по замкнутому кругу, а с учётом неизбежных потерь — вообще по сходящейся спирали, то есть регресс будет неизбежен. Несмотря на сказанное, ни в коем случае нельзя пренебрегать любой литературой. Ведь «как и Великое Знание, магия, существовавшая с древнейших времен, никогда не исчезала; и знание всегда остается прежним. Только форма, в которой выражено и передано это знание, изменяется в зависимости от места и эпохи. Например, сейчас мы говорим на языке, который через двести лет уже не будет таким же, а двести лет назад этот язык был другим. Точно так же форма, в которой выражено. Великое Знание, для новых поколений почти непонятна; в большинстве случаев она принимается буквально. В результате внутреннее содержание оказывается для многих утраченным» [23]. Здесь ещё раз подчёркивается потеря информации из-за потери способности и навыков понимания эзотеричности древних текстов. К тому же древние знания просто физически теряются. Устные из-за неполной передачи, иногда из-за невозможности вовремя передать или нежелания это сделать по различным причинам, например, если носитель такого знания не признает окружающих «достойными» высшего доверия. Письменные источники нередко просто уничтожаются временем и людьми при войнах, пожарах, иногда даже умышленно за инакомыслие, инаковерие и т. п. Кроме того, каждое произведение, в том числе и литературное, исторично. Оно несёт на себе печать времени, отражая особенности социального устройства, образа жизни, научного уровня общества и самих авторов. Поэтому многие тексты, тем более эзотерические, надо и читать эзотерически, извлекая действительное знание из временных наслоений. Например, если дословно воспринимать Библию, то нам надо во всём брать пример с рабовладельческого общества, описанного там. Или как реагировать, когда Е. П. Блаватская, ссылаясь на «новейшие данные науки», утверждает, что разные небесные тела имеют разные химические элементы и вещества? «Не только элементы нашей планеты, но даже элементы всех её сестёр в Солнечной системе, разнятся в своих комбинациях друг от друга так же широко, как и от космических элементов за пределами нашей Солнечной системы» [7]. Поэтому любые сведения надо пропускать через себя, стараясь ничему не верить на слово, если у вас есть такая возможность. «Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством» [58]. Кроме богатейшей письменной литературы, имеется не менее богатый устный эпос, фольклор. К образам народных сказок и легенд мы с детства привыкли относиться как к развлекательной выдумке. В сказочных образах мы всегда воспринимаем только ситуационный, так сказать, басенный план. Но ещё Пушкин предупреждал нас: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». При внимательном, эзотерическом прочтении сказок и преданий мы находим в них скрытые, образно зашифрованные знания — исторические, научные, даже мировоззренческие — не утратившие своего значения до настоящего времени. Продолжу приведённую в начале главы и умышленно прерванную цитату из книги А. М. Хазена: «Эмоции, отточенные на предыдущих знаниях, откроют ещё более удивительный лабиринт таинственного и прекрасного. Он уже виден, интуиция его уже угадывает» [63]. Я хочу обратить ваше внимание именно на слова эмоции и интуиция. О них говорили и многие другие учёные. «Тот, кто хотя бы однажды делал работу, лежащую на границе возможного или, казалось бы, за его пределами, знает, что есть только один путь — упорными, неотступными усилиями, решением вспомогательных задач, подходами с разных сторон, отметая все препятствия, отбрасывая посторонние мысли, довести себя до состояния экстаза (или вдохновения?), когда сознание и подсознание смешиваются, когда сознательное мышление продолжается во сне, а подсознательное наяву» [42]. И далее: «Не имея предположительного проекта решения, без качественного анализа нельзя приступать к поискам точного результата. Действительно, удаётся доказать только те утверждения, которые были заранее угаданы» [42]. А предположительное решение должно быть получено нелогическим путём прямого познания. «Создаётся новая своеобразная методика проникновения в неизвестное, которая оправдывается успехом, но которую образно (моделью) мы не можем себе представить. Это как бы выраженное в виде "символа", создаваемого интуицией, т. е. бессознательным для исследователя охватом бесчисленного множества фактов, новое понятие, отвечающее реальности» [13]. В приведённом высказывании Владимира Ивановича Вернадского я не согласен с один утверждением. Мы представляем не символ, а именно образ, но не можем представить логическую модель. Что же это за таинственная интуиция такая и не менее таинственное подсознание, которые позволяют получить новое знание неведомыми путями? Под словом интуиция часто подразумевают два различные явления, связанные с работой подсознания. Во-первых, это подключение к сознательной работе дополнительных «мощностей» мозга для решения конкретных задач, в том числе для осмысления уже известной данному человеку информации. Эта работа может проходить как во сне, так и наяву и не контролируется сознанием. Источником такого «умощнения» является то, что человек обычно использует возможности своего мозга всего на несколько процентов. Некоторым наиболее «умным» людям удается увеличить этот коэффициент полезного действия раза в полтора. Такое явление происходит, как правило, при деятельности тренированного мозга и длится ограниченное время. Такое понимание относится к большей части цитаты Мигдала, но совсем не соотносится с приведенным высказыванием Вернадского. Второе значение слова интуиция — получение нового знания из источников, не контролируемых сознанием. Точнее, осознание поступающей в подсознание из какого-то источника информации, не вытекающей непосредственно из работы нашего сознания и суммы накопленных нами ранее знаний. Но к самому получению и осознанию этой информации мы (наше сознание) должны быть каким-то образом подготовлены. Речь идет о получении информации из того хранилища, где известны прошлое и будущее, а также многое другое, и которое мы называем энергоинформационным полем Космоса, а некоторые называют Информационным банком, Абсолютом, просто физическим вакуумом и как-нибудь ещё. Иногда такой процесс получения информации называют подключением к информационному каналу. Некоторые предпочитают говорить о контактах с внеземными цивилизациями и так далее. Суть не в названии. Но можно считать фактом, что в некоторых «пограничных» состояниях сознания отдельные люди могут получать «таинственным образом» какую-то информацию, которой ранее не имели в своём сознании. Это бывает у ясновидящих и прорицателей (Нострадамус, Ванга), учёных (Менделеев), поэтов (Пушкин, Лермонтов). Оказывается, этому можно в определённой степени научиться. Такому подходу учит искусство, учат многие эзотерические и религиозные школы, развивая эмоциональное, образное восприятие действительности. Известно, что есть два способа мышления: образное и логическое. Образным пользуются животные. Образным пользуется и человек. Но с развитием логического, вербального (выраженного словами) мышления оно стало основным для человека, так как позволяет развиться абстрактному мышлению и дает некоторые преимущества в общении. За эмоции и образное мышление отвечает правое полушарие головного мозга. Логическое и абстрактное мышление находятся под контролем левого полушария, ставшего доминантным, ведущим. Правое полушарие сначала у мужчин, а постепенно всё чаще и у женщин, оказалось в подчинённом положении. Мы стали меньше жить эмоциями, больше логикой. Одновременно потеряли во многом и способность к образному мышлению. Что же здесь плохого? Ведь мы говорим о науке, а вся она строится на логике. И вообще мы так привыкли к логике, что даже стали отказывать образному мышлению в праве на существование. Помните, чему нас учили в школе? Мысль, выраженная словами. Иначе это вроде бы ещё и не мысль. Однако, всё оказалось не так просто. Как пользуются животные своим образным мышлением и почему нам не завидуют? Или завидуют? Давайте опять обратимся к простым примерам. В доме умер человек. На дворе завыла его собака. Откуда она узнала о моменте смерти? Накануне землетрясения, наводнения и других стихийных бедствий животные начинают спасаться, в том числе и бегством. Скажете, они более чувствительны к каким-то изменениям в окружающем пространстве? Конечно, и я не буду с этим спорить. Но вот во время второй мировой войны в Англии кошка не поленилась перетащить весь свой выводок в другое крыло госпиталя, где она жила, а позже на покинутое место упала бомба... Случайность? Конечно! А другая кошка ночью разбудила хозяйку, вынудила всё семейство выйти из дома, и вовремя: в дом попал снаряд. Тоже чувствительность к изменениям в природе, как перед землетрясением? Или опять случайность? Однако, в Англии была даже выпущена медаль для награждения кошек за спасение людей, так как случаи такие упорно «случайно» повторялись довольно часто. Выяснилось (в том числе и в экспериментах), что наши кошечки и собачки могут даже читать наши мысли. Так кто из нас братья меньшие? Человек сломал растение. Через некоторое время он снова входит в эту комнату. У соседнего растения резко изменяется электрический потенциал. Узнало? Испугалось? Здесь уже и образным мышлением не объяснишь. Но какой-то сложный уровень отражения налицо. Получается, что животные и даже растения владеют каким-то очень важным способом получения информации, недоступным человеку, «венцу творения». Этот способ мы называем методом прямого знания, и основан он как раз на образном мышлении, на работе правого, эмоционального полушария. И этому можно научиться, чтобы восстановить в какой-то степени утраченные умения. А теперь давайте опять вернёмся к человеку и посмотрим на основы научных теорий. Исходные данные для любой теории и вообще для логического мышления в принципе не могут быть получены логическим путем. Они могут появиться из практической деятельности, а также из интуитивного осознания и обобщения действительности. О происхождении научных постулатов хорошо сказал русский философ Лосский. «Пренебрежение к вопросу о первоначальном происхождении частных суждений и вообще к вопросу о прямых методах везде мстит за себя тем, что косвенные методы оказываются необъяснимыми до конца. Мы полагаем, что объяснить первоначальное возникновение частных суждений можно не иначе как допустив непосредственное восприятие необходимых связей между элементами действительности, и в этом заключается один из крупных аргументов в пользу интуитивизма» [38]. На этом настаивают практически все учёные с высоко развитым логическим мышлением, которые когда-либо занимались анализом сущности научного творчества. «Вопрос о том, как возникает новая идея у человека, — является ли это музыкальной темой, драматургическим конфликтом или научной теорией, может быть очень интересным для эмпирической психологии, но он не относится к логическому анализу научного знания. Этот последний касается не вопросов факта <...>, а только вопросов обоснования правильности. Соответственно поэтому я буду ясно отличать процесс возникновения новой идеи и методы и результаты её логического исследования» [75]. Следовательно, мышление учёного на этапе открытия нового закона, поиска ответа на очередную загадку Природы и другого нового знания является не логическим, а образным, и принципиально новые знания появляются методом прямого знания. Именно такими методами и создавалась концепция энергоинформационного обмена в Природе, а потом проверялась по литературе, в обсуждении с коллегами и учёными и практикой. Какие открываются чудесные перспективы: черпай себе космическую информацию и будешь знать все на свете! Находятся люди, которые получив «доступ к информационному каналу», верят ему настолько безоговорочно, что игнорируют все остальное. Но дело оказывается не таким простым. «Вы <...> слышали и читали о множестве провидцев <...>. Каждый из них <...> имел своего собственного «хранителя» и автора Откровения <...>, имевшего миссию составить для своего духовного подопечного новую систему, во всех деталях охватывающую мир духа. Скажите мне, любезный друг, можете ли вы назвать две из них, которые согласуются между собой?» [65]. К вопросу махатмы можно добавить ещё недоумение по поводу того, что система мира каждый раз даётся новая, и что наиболее «всеобъемлющие» системы обычно даются наименее подготовленным контактёрам. Гораздо меньше удивления вызывает то, что сведения меньшего объема, но большей глубины и достоверности довольно часто получают те учёные, которые над соответствующими вопросами работают серьёзно. Ещё раз подчёркиваю, что новую для себя информацию мы можем осознать только в той форме, которую способны и готовы воспринять. Иногда это формулируют так: знания нам дают только в той форме... Но в данном контексте главное для нас не то, дают или получаем, а то, что мы должны быть подготовлены к получению знания, к восприятию истины и к методам, которые собираемся использовать. Есть редкие самородки, способные от рождения принимать информацию подобным путём с высокой степенью достоверности. У некоторых экстрасенсорные способности открываются под действием сильных потрясений (клиническая смерть, тяжёлая болезнь, психический стресс). Интересные методы развития таких способностей разработаны в практике подготовки служителей религиозных культов, а также во многих эниологических, эзотерических школах. Следовательно, каждое знание, полученное прямым методом, должно быть проверено на истинность с большой тщательностью сравнением с другими такими же данными, научным, логическим анализом и, главное, практикой. В том числе и эниологической практикой (биолокация, целительство и так далее). Эниология относится к области знаний, которые нельзя сначала выучить, вызубрить по учебнику, по шпаргалкам, а потом осваивать практическую работу, использовать полученные знания. Её можно только понять изнутри, пощупав всё своими руками (и сознанием), увидев своими глазами, причём, как правило, в буквальном смысле этого слова. Практика здесь должна идти вместе с получением знания или предшествовать ему. Об этом я подробно писал во второй главе другой книги [18]. Пока же скажу, что по книге можно узнать об эниологии. Тот же, кто хочет познать её сущность, должен начинать с практики. А для этого начинать надо с преподавателем. Это не только ускоряет обучение, но и обеспечивает определённый уровень безопасности, в основном — психической. С учётом сказанного выше, я считаю, что эта книга предназначена, в первую очередь, для углубления знаний специалистов, работающих в любой области эниологии, а также для расширения кругозора широких читательских кругов и обсуждения специалистами любых отраслей знания, имеющими дело с мировоззренческими проблемами и строением мироздания. |
|
[an error occurred while processing this directive] |