[an error occurred while processing this directive] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Установление контакта. Подстройка. Раппорт Глава 2. Восприятие информации человеком Глава 3. Наведение транса на собеседника Глава 4. Использование транса. Манипуляция сознанием собеседника |
Глава 2. Восприятие информации человекомГипноз — это общение. Общение, которое требует от вас использования определенных навыков, приобретению которых посвящены следующие строки. Способы восприятия мира. МоральностиВ процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта с вашим собеседником, используя его способы восприятия мира. Существует реальная возможность отразить не только поведение человека, но и его тип мышления. Воспринимаемую информацию человек получает с помощью зрительных, слуховых, кинестетических (осязательных), обонятельных и вкусовых каналов восприятия. При этом следует упомянуть также о существовании дискретного канала восприятия информации (получение информации путем логических выводов из уже имеющейся информации). Зрительный, слуховой, кинестетический и дискретный считают основными каналами, обонятельный и вкусовой часто включают в кинестетический. Хотя каждый человек использует все четыре канала восприятия, включая и дискретный, предпочтение отдается тому или иному способу. Некоторые люди предпочитают мыслить с помощью образов, другие лучше всего воспринимают слуховую информацию, на третьих наибольшее влияние оказывает кинестетическая информация, четвертые все и вся анализируют. Это основополагающие особенности, вследствие которых одни люди похожи друг на друга, другим же сложно найти общий язык. Весь внутренний опыт человека представлен в виде звуковых, зрительных и осязательных образов. Вспоминая о каком-то одном и том же событии, два человека могут воспроизвести это событие с помощью совершенно разных способов. Допустим, рассказывая о прошедшем празднике, один говорит о «ярком, блестящем, насыщенном событии», второй — о «громких песнях и огромном количестве болтливых гостей». Первый обращается к своему опыту, вызывая в памяти картинку (зрительный образ), второй — звук (слуховой образ). Для начала введем несколько новых терминов, тогда вам легче будет обращаться к другой литературе по гипнозу. Каналы восприятия информации извне называются модальностями внутреннего опыта. Аудиальной модальностью называется слуховая память, визуальной модальностью — зрительная, кинестетической — опыт движений, прикосновений, ощущений, и дискретная модальность — логические выводы из уже имеющейся информации. Человека, отдающего предпочтение зрительным образам, называют визуалистом, опирающимся в основном на слуховые образы — аудиалистом, на ощущения (кинестетику) — кинестетиком, предпочитающего логику — дискретиком. Определенная модальность, которая является преобладающей среди способов восприятия информации, называется ведущей. Отдавая предпочтение какому-то одному виду получения информации, любой человек для описания своих впечатлений использует определенные слова, которые указывают на вид его ведущей модальности. Для воздействия на собеседника, установления и поддержания контакта, необходимо учитывать его способ восприятия информации. Чтобы человек понял вас, так как вам нужно, необходимо говорить на его языке. Слушайте внимательно язык, используемый людьми, и понимайте его буквально. Оформляйте свои предложения в той модальности, в которой ваш собеседник предпочитает ее получать. Ваш собеседник всегда говорит вам о своей ведущей модальности словами. Слова, определяющие основную модальность человека, носят следующее название — «слова-предикаты». Запомните, ваш собеседник для выражения своих мыслей выбирает слова, связанные с его ведущей модальностью. Если вы будете в разговоре с ним использовать предикаты, относящиеся к его ведущей модальности, эффективность вашего общения возрастет в несколько раз. Ниже приводится далеко не полный список примеров использования слов-предикатов в повседневной речи. Визуальные Картина, воображение, прозрение, форма, контур, очертания, фокус, четкость, визуализировать, панорама, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, насыщенность, оттенок, рассматривать, глаз, фокусировать, смотреть, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, демонстрировать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, цвет, сцена, слепой, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, яркий, неясный, темный. Аудиальные Тембр, говорить, темп (скорость речи), акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, слушать, спрашивать, ударение, внятный, локализация, выразить, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, звенеть, слово, слух, немой, замолчать, неразговорчивый, болтовня, вокальный, звучать, голос, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, язык. Кинестетические Давление, текстура, ощущение, хватать, вручать, трогать, прикасаться, контактировать, толкать, тереть, жесткий, теплый, холодный, шершавый, шелковый, взять, сдавать, чувствовать, сжать, температура, форма, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, интенсивность, материал, фактура, ребристый, тяжелый, гладкий. Обонятельные Запах, аромат, душистый, дымный, спертый, свежий, благоухающий, вонючий, душный. Вкусовые Вкус, привкус, кислый, терпкий, соленый, вкусный, сладкий, сочный, горький. Дискретные Логика, последовательно, схема, план, соответственно, сформулировать, алгоритм, ситуация, оптимизация, предложение, частное, сумма, логично. Рассмотрим примеры употребления слов-предикатов при построении некоторых фраз и оборотов. Визуальные фразы и обороты. Он провел блестящую игру. Она ослепила меня своим блеском. Мои перспективы расплывчаты. Сегодня тусклая погода. Это совсем неясно. Мы можем встретиться с глазу на глаз. Это моя точка зрения. На мой взгляд, события достаточно насыщенны. Слишком туманные перспективы. Все кругом беспросветно, безразлично, черно. Жизнь полна различных оттенков. Сейчас я обрисую вам ситуацию. Я собираюсь установить дистанцию между нами. Бескрайние просторы ждут меня. Он играл всеми цветами радуги. Я вижу, что ты имеешь в виду. Это выглядит многообещающе. Я скоро нарисую, так что не сотрешь. Это все выглядит слишком туманным. Я не знаю, это просто сверкнуло во мне. Сейчас я проясню все вопросы. Потрясающее зрелище. Без тени сомнения. Она сокращает его до размеров... Мы двигаемся в верном направлении. Сфокусируйся на своей цели. Я не могу видеть это. Я совершенно четко представляю себе последствия. Она вся лучится, она словно солнце... Играй на контрасте. Слишком неопределенно, чтобы представлять себе перспективы. Открой глаза — она лжет. Он смотрит скептически на картину происходящего. У меня словно открылись глаза, вся панорама передо мной. Решение появилось прямо передо мной. Краем глаза я заметил движение. Этот образ выгравирован в моей памяти. Я смутно представляю себе перспективы. Я просто не могу увидеть себя, способным сделать это. Я вижу ее всю, как на ладони. Ты вгоняешь меня в слишком узкие рамки. Я рассматриваю эту идею очень внимательно. Мы смотрим глаза в глаза. Нарисуй четко свою идею. Ты смотришь на жизнь через розовые очки. Это прольет немного света на существо вопроса. Это прояснилось для меня. У меня не осталось ни тени сомнения. Будущее выглядит светлым. Аудиальные фразы и обороты. Она слишком монотонна. Я вас внимательно слушаю. Решение прозвучало во мне неожиданно. Тишина наполнила комнату. Он объявил об этом в полный голос. Это просто шепот. Он прислушался к моим советам. Терпеть не могу, когда все скулят, а не решают кричащую проблему. Если я буду ворчать на себя достаточно долго, я сделаю это. Есть слишком большие разногласия в наших отношениях. Ее голос до сих пор стоит у меня в ушах. Говори четко. Ее слова звучали для меня, как музыка. Ее взгляд говорил мне такие вещи. У нее совершенно нет слуха, о какой музыке может идти речь? Ее болтовня не дает мне уснуть. Звучит великолепно. Она не говорит, она журчит, словно ручеек. Я бы на твоем месте снизила тон. Жить в гармонии. Это вызвало отклик в ее душе. В одно ухо впустил, в другое выпустил. Говорить на тарабарском языке. Звонить в колокол. Это громко сказано. Она растрезвонила об этом на всю округу. Он задает тон. Не поднимайте шума. Крикливая реклама. Слово за слово. Ваше поведение просто неслыханно. Выражайтесь яснее. По правде говоря. Он говорит, как будто чеканит слова. Кинестетические фразы и обороты. Она вызывает во мне неприятные чувства. Он горячий. Я свяжусь с вами. У меня возникают скользкие чувства. Она — холодная рыба. Она располагает к себе. Ее взгляд заводит меня. Мы движемся на ощупь. Паршивое ощущение. Паниковать на пустом месте. Он топчется на месте. Убийственный аргумент. Хладнокровный человек. Связался с ними. Это основано на прочных доказательствах. Прикуси язык. Схватился за эту мысль. Он балансирует между ними. Вы должны уловить мысль. Я нутром это чувствую. Он толстокожий, бесчувственный. Да, я чувствую нечто выше этого. Я понял, к чему ты клонишь. Добьемся успеха вместе. Держи себя в руках. Он задержался на секунду. Я своей печенкой чувствую это. Человек с холодным сердцем. У меня руки чешутся, так хочется добраться до него. Не смей трогать его. Палец о палец не ударил. Он имел на то твердое основание. Загореться желанием. Обонятельные и вкусовые фразы и обороты. Чуять недоброе. Обдать ароматом. Свежий, как роза. Горькая пилюля. Вкус к хорошей жизни. Подсластить пилюлю. Кислая мина. Горькая правда. Сладкий поцелуй. Ядовитое замечание. Это нужно хорошо переварить. Дискретные фразы и обороты. Необходимо найти пути для оптимизации сложившейся ситуации. Действовать в соответствии с планом. В данной ситуации применим следующий алгоритм действий. Предполагалось, что в сумме они дадут беспрецедентный эффект. В соответствии с существующей схемой, выход в данной ситуации только один. Логичным завершением сегодняшней встречи будет подписание соответствующих договоров. Существуют слова, которые не относятся ни к одной модальности, так называемые нейтральные. Например, «знать, понимать, думать, решать, помнить, медитировать, понижать, оценивать, намереваться, осознавать, учить, мотивировать, изменять, сознательный, относиться» и далее. Итак, теперь, когда вы знаете, какие слова определяют ту или иную модальность, продолжим разговор о воздействии на собеседника с их помощью. Чтобы человек вас понял, необходимо оформить информацию таким образом, что бы ему было удобно принимать ее. Если ваш собеседник мыслит зрительными образами, ему легче будет принять информацию, оформленную именно таким способом. Думаю, вам приходилось быть свидетелем следующей ситуации, один человек говорит другому: «Ты только взгляни, тебе сразу станет все ясно!», а другой возражает ему: «Нет, ты послушай то, что я говорю!». Естественно эти двое не приходят к общему решению, удовлетворяющему их обоих. Причем, возможно, что говорят они об одном и том же исходе решения, но каждый видит его по-своему, и совершенно не слышит собеседника. Рассмотрим данный случай подробнее. Ясно, что первый из разговаривающих — визуалист, он до посинения будет обрисовывать своему собеседнику блестящие ходы и яркие перспективы его способа решения волнующего их вопроса, и предложит ему в итоге принять свою точку зрения. Но результат он получит прямо противоположный ожидаемому — его собеседник не примет его сторону. Возможно, они так и не придут к общему знаменателю, но возможен и другой исход. Если первый собеседник догадается услышать второго, и станет говорить ему о звучном успехе, гармоничном развитии, будет призывать его прислушаться, тогда, несомненно, он добьется того, чего хочет: второй собеседник услышит его и примет предлагаемое звучное решение. Учитесь говорить с человеком на понятном ему языке, пусть ему будет удобно вас слушать, старайтесь, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом. Говорите с собеседником на родном для него языке, тогда вы сможете воздействовать на него. Используйте в своей речи те предикаты, которые определяют ведущую модальность вашего собеседника. Данный способ установления и поддержания контакта (раппорта) с собеседником называют подстройкой к речи. Раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, теперь вы можете присоединиться к его внутреннему опыту. К примеру, ваш собеседник говорит вам «Взгляни!», это означает, что он не просто хочет предложить вам рассмотреть что-то, конструируя для этой дели какой-то свой внутренний «образ». Данное предложение означает, что ваш собеседник оформил свою мысль в такой «образ» и реагирует основательно только на «визуальные аргументы». Замечено, что у разных людей в распределении ведущих модальностей есть некоторые закономерности (но не следует принимать это за истину, так как в любом правиле есть свой исключения). К примеру, для женщин чаще характерно предпочтение визуальной модальности, а для мужчин — кинестетической. В общем, визуальная и кинестетическая модальности являются самыми распространенными. В отличие от предыдущих модальностей аудиальная и дискретная в качестве доминирующих выступают реже. Аудиальную модальность предпочитают в основном только музыканты, артисты разговорного жанра и некоторые руководители. Дискретной модальности предпочтение отдают в основном программисты, математики, физики и бухгалтеры. Чтобы научиться использовать модальность собеседника, полезно разобраться в том, какую модальность предпочитаете вы. Для легкого общения и, как следствие, легкого налаживания контакта с собеседником, необходимо уметь тут же переключаться на его модальность, тут же использовать предикаты близкие ему и понятные. Если вы являетесь, допустим, кинестетиком, а ваш собеседник — визуалист, вам нужно, не испытывая затруднений, начать говорить на его языке. Ведь вы привыкли использовать определенные слова-предикаты в своей речи, характеризующие ваш тип мышления, и может возникнуть что-то вроде речевого барьера, как в рассмотренной выше ситуации. Чтобы этого не возникло, вам необходимо уметь преодолевать речевые ограничения, накладываемые вашей собственной модальностью. Вам следует научиться переводить с языка одной модальности на язык другой. Ниже приведен своеобразный словарик (табл. 1) из книги Сергея Горина «А гипноз вы пробовали?» и дополненный мною переводом на язык дискретной модальности. Со временем вы приобретете определенный опыт и сможете в свою очередь пополнить запас слов. Вы сможете эффективно общаться с собеседником, подстраиваясь к его предикатам. Вам не составит особого труда воздействовать на него, представляя человеку свои идеи именно тем способом, каким он думает о них. При этом степень эффективности вашего контакта будет зависеть, в первую очередь, от вашей способности увидеть, услышать, почувствовать или сделать выводы о доминирующей модальности вашего собеседника. А, во-вторых, успех зависит от того, сможете ли вы преподносить свои идеи необходимым способом, иначе говоря, достаточен ли ваш запас слов для перевода с языка одной модальности на другой. Подстройка к речи собеседника не менее важна, чем подстройка к позе или к движениям. Тренируйтесь, развивайте свою гибкость в общении с людьми, тем более, с теми, кто имеет ведущую модальность отличную от вашей. Таблица 1 Взаимный перевод языка модальностей
Глазные сигналы доступаСуществует еще один способ определения ведущей модальности собеседника — движения глазных яблок связаны с типом мышления человека — точнее, с его ведущей модальностью. Так как наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза называют «глазными сигналами доступа». Предпочитаемый способ мышления сопровождается определенным движением глазных яблок. Характер движений зависит от того, какой процесс происходит: конструируются визуальные или аудиальные образы, или человек припоминает свои ощущения. Что вам подарили на прошлый день рождения?Несомненно, вы на некоторое время оторвали взгляд от этой книги, возможно, вы посмотрели влево вверх, чтобы вспомнить визуальные образы. Точно так же человек перестает смотреть на вас, если задать ему вопрос, требующий обдумывания, скорее всего, вы замечали это и не раз. Когда человек воспринимает внешний мир, его взгляд направлен прямо на предмет, вызвавший его интерес, если же он в этот момент конкретно никуда не смотрит, его глаза перемещаются, следовательно, он обрабатывает внутренний опыт. Человек, обдумывая ваш вопрос, словно «уходит в себя» некоторое время. Возможно, его взгляд становится отсутствующим, он смотрит «сквозь вас», или поднимает глаза вверх, как будто ответ находится над ним, или смотрит в сторону, или смотрит вниз, на свои ноги. Человек, таким образом, обращается к своей памяти, к своему внутреннему опыту, к способности представить, сконструировать что-то новое на основании уже известного ему. По тому, куда направлен в этот момент взгляд человека, можно с уверенностью судить о том, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта, к какой модальности он обращается сейчас. При желании вы можете проверить это самостоятельно. Обратитесь к кому-нибудь с вопросом, требующим обращения к зрительной памяти, к примеру: «Кого вы в последний раз видели в красной одежде? Какие предметы находятся в вашей ванной? На вашем лице есть родинки?», — вы получите не только словесный ответ, но и типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх, о котором мы уже говорили. К тому же, об обращении к зрительному воспоминанию свидетельствует также расфокусированный взгляд, когда собеседник смотрит словно «сквозь вас». Если вы предложите своему собеседнику представить себе что-то, сконструировать зрительный образ, например: «Представьте себе полоски на шкуре зебры. Представьте себе розовую лошадь. Представьте, как будет выглядеть ваша подруга с тыквой на голове», — ваш собеседник при этом посмотрит вправо вверх. Направление взгляда вверх характеризует обращение к зрительным образам. Можно мотивировать собеседника обратиться к слуховому опыту, задав ему определенные вопросы, например: «Вспомни, как звучит пианино. Какой голос у твоего друга? Как звучит сигнализация на твоей машине?». При этом взгляд вашего собеседника направится налево по горизонтали, что соответствует слуховой памяти. Так же, как вы предлагали ему сконструировать зрительные образы, можно предложить собеседнику сконструировать звук, который он никогда раньше не слышал. Для этого задайте ему соответствующие вопросы, например: «Каким будет звук, если уронить арбуз с пятого этажа?», «Как бы звенел твой телефон, если его опустить под воду?», «Как бы звучал твой голос, если бы ты кричал через подушку?». При этом вы заметите, что взгляд собеседника переместился направо по горизонтали, что соответствует слуховой конструкции образов. Запомните, что в целом взгляд по горизонтали характеризует обращение к слуховому опыту. Чтобы понаблюдать за движением глаз при обращении к кинестетической модальности, задайте соответствующие вопросы. Например, «Что ты чувствуешь, когда держишь в руках карандаш?», «Вспомни свои ощущения, когда тебе в лицо дует ветер», «Что ты чувствуешь, когда лежишь в постели?». Обдумывая ответ, ваш собеседник посмотрит вправо вниз, это направление соответствует кинестетическому воспоминанию. В отличие от предыдущих модальностей, в кинестетике нет конструкций, человек не может представить, почувствовать ощущения, которых на самом деле никогда не испытывал. К примеру, я прошу вас поведать мне о тех чувствах, которые испытываешь, когда прыгаешь с парашютом. Если вы никогда не прыгали с парашютом, то прочувствовать ощущения, и говорить о них вы не сможете. Теперь приступим к анализу взгляда, направленного влево вниз. Это направление характеризует ситуацию, когда человек «говорит сам с собой», занят внутренним диалогом: задает себе какие-то вопросы или что-то говорит себе. К тому же это направление взгляда может свидетельствовать о том, что человек старается контролировать речь — тщательно подбирает слова, которыми собирается изъясниться. Направление взгляда влево вниз можно наблюдать у докладчика, который выступает с ответственным сообщением, у человека, дающего интервью, у подследственных, у военных и т.д. Причем существует своеобразный алгоритм движений глазных яблок, свидетельствующий о том, что человек что-то старается от вас скрыть, что-то вам не сказать. Этот путь называют «детектором лжи»: направление взгляда сначала к зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали), после — к контролю речи (влево вниз). Таким образом, человек сначала представляет, конструирует, как бы это могло быть, а потом старается говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего. Что же касается направления взгляда по центру вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого отдельно взятого человека. Если вы заметили, что в ответ на вопрос, требующий визуального воспоминания, глаза вашего собеседника поднимаются вверх по центру, вам необходимо просто это запомнить. Точно так же у какого-то отдельного человека глаза во время его внутреннего диалога могут быть направлены вниз по центру. В этом нет ничего сверхъестественного или ненормального, просто у данного человека своя особенность, ведь в любом правиле существуют исключения, помните, что и в данном случае они возможны. Запомните, что все сказанное относится к вашему собеседнику, если он — правша, если же он — левша, то все движения происходят в зеркальном отображении. Таким образом, общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического воспоминания сверху вниз останется той же, а воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами. Ниже приведены две таблицы, одна из которых (табл. 2) иллюстрирует глазные сигналы доступа человека-правши, вторая (табл. 3) показывает глазные сигналы доступа человека-левши. Попытка с первого же раза поймать направление взгляда собеседника может доставить вам определенные трудности. У вашего собеседника глаза сначала пошли в одну сторону, потом в другую, и вы не поняли, каким способом он все-таки подумал? Будьте внимательны и последовательны в своих действиях. Вот вы задали вопрос своему собеседнику, и в этот момент его взгляд быстро переместился. Куда? Таблица 2 Глазные сигналы доступа (собеседник — правша)
Таблица 3 Глазные сигналы доступа (собеседник — левша)
Конечно, ваш собеседник может сделать это, спустя некоторое время, ведь он тоже за вами наблюдает, ему, несомненно, интересно, что вы хотите увидеть. Но в тот момент, когда начнет обдумывать ваш вопрос, его глаза переместятся. Причем движения глаз происходят очень быстро, вам потребуется высокая степень наблюдательности, чтобы заметить их. Следующая тонкость в наблюдении за направлением взгляда собеседника. Направления его взгляда будут показывать последовательность модальностей, которые человек использует, чтобы ответить на поставленный вопрос. Допустим, вы задали ему вопрос: «Как звучит сигнализация на твоей машине?», — и получили несловесный ответ: сначала взгляд устремился вправо вверх, после этого — налево по горизонтали. Это означает, что он сначала представил машину, после этого — звук сигнализации. Вполне возможно, что у вашего собеседника нет машины, поэтому сначала он обращается к визуальному конструированию, после этого — к слуховому воспоминанию. Это же движение глаз может иметь место и в том случае, если у него есть машина, просто ему проще увидеть сначала сам автомобиль (предмет), потом услышать сигнализацию (звук). Например, вы предложите своему собеседнику услышать, как будет звучать его имя, если прочитать его наоборот. Вероятнее всего, его взгляд вновь пойдет сначала вправо вверх, потом — направо по горизонтали. Таким образом, в первую очередь он представляет себе, как выглядит его имя, написанное наоборот, после этого он может его прочесть и, соответственно, услышать. Сначала ваш собеседник обратился к зрительному конструированию, а после этого — к слуховому конструированию. К примеру, вы спросили у собеседника, как звучит мотор его автомобиля. Чтобы ответить на ваш вопрос, человек может визуализировать автомобиль, мысленно почувствовать, как он поворачивает ключ в замке зажигания, и затем услышать звук мотора. Сначала он обращается зрительной памяти, после этого — к опыту ощущений, и в последнюю очередь — к слуховым воспоминаниям. Модальность, к которой чаще всего обращается человек, является той самой ведущей модальностью. Если ваш собеседник — визуалист, то прежде чем ответить на ваши вопросы, требующие обращения к аудиальному или кинестетическому опыту, он сначала визуализирует предмет или ситуацию, которые являются источником звука или ощущений, а потом уже, услышит или почувствует. Возможно, собеседник проделает это несколько раз, прежде чем даст ответ на ваш вопрос. Тренируйтесь понимать собеседника по движению его глаз, используйте данный ниже список вопросов и придумывайте свои вопросы. Тренируйтесь, тогда вам не составит труда войти в контакт с человеком, даже если он не дает вам словесных ответов. Используя в общении с собеседником его предпочитаемую модальность, вы, несомненно, вселите в него чувство доверия к вам. Он будет вас слушать, естественно, что воздействовать на него в этом случае будет проще. Итак, примеры вопросов. Вопросы, которые требуют обращения к визуальной памяти для того, чтобы получить ответ: Какой рисунок на обоях в вашей спальне? Что вы видите по дороге на, работу? На какой высоте находится ваш почтовый ящик? Сколько этажей в доме, в котором вы живете? Какого цвета обложка вашей любимой книги? Вопросы, требующие визуального конструирования образов для ответа: Представьте себе свою подругу с кувшином в руках. Представьте себе, что на мониторе вашего компьютера сидят три бабочки. Как произносится ваша фамилия, начиная с конца? Представьте себе синего слона. Представьте себе шторм на море. Вопросы, требующие обращения к слуховой памяти: Вспомните смех своего лучшего друга. Как звенит ваш телефон, когда вам звонят из другого города? Вспомните мелодию гимна своей страны. Вспомните, как жужжит муха. Вспомните шелест листьев во время дуновения ветра. Вопросы, требующие аудиального конструирования для ответа: Какой будет звук, если стукнуть молотком по роялю? Каким бы громким был звук, если хлопнули десятью дверями одновременно? Представьте себе, каким будет звук, если хлопнуть в ладоши под водой. Представьте себе, какой будет звук, если на двух машинах одновременно сработает сигнализация. На что будет похож вопль человека, наступившего на три булавки сразу? Вопросы, требующие обращения к кинестетическому опыту (включая обонятельные и вкусовые ощущения): Что вы чувствуете, когда прикасаетесь к компьютерной мышке? Какие ощущения вы испытываете, когда прикасаетесь к крапиве? Что бы вы почувствовали, если бы вас окатили холодной водой с ног до головы? Какие ощущения вы испытаете, если пройдетесь босиком по снегу? Что бы вы почувствовали, если бы поднесли руку к пламени свечи? Как пахнет букет роз? Вспомните запах водки. Что вы чувствуете, когда глотаете слишком сладкий чай? Какие вы испытываете ощущения, когда пьете кофе без сахара? Вам нравится запах сигаретного дыма? Вопросы, требующие внутреннего диалога, контроля речи: Насколько вы себя любите? Что бы вы сказали начальнику, если бы он спросил, что вы о нем думаете? Вы гениальный человек? Прочитайте про себя какое-нибудь стихотворение. Откуда звучит ваш голос, когда вы говорите сам с собой? Теперь, когда вы имеете представление о том, что движение глаз связано с тем, как он думает, вы еще более обогатили свой опыт. С помощью подстройки и знаний о модальностях собеседника, вы уже сумеете производить благоприятное впечатление при знакомстве, вы сможете хорошо сдать экзамен, успешно пройти конкурс при приеме на работу и добиться одобрения своего проекта. Тем более, эти знания пригодятся вам для наведения транса. Другие сигналы доступаСобеседника можно понять не только по движению его глазных яблок. Существуют и иные сигналы доступа, к примеру, мимика человека, его поза, манера говорить, стереотип дыхания, цвет кожи т.д. У людей, предпочитающих мыслить визуальными образами дыхание обычно верхнее и поверхностное. Говорят обычно быстрее и более высоким тоном, чем те люди, которые думают иначе. Визуальные образы возникают в голове быстро, и поэтому им приходится говорить быстро, чтобы успевать за ними. Когда люди мыслят визуально, они жестикулируют по направлению вверх своей головой и руками. У людей, предпочитающий мыслить аудиально, дыхание глубокое, всей грудью. Голову они держат обычно в хорошо уравновешенном положении, или иногда наклоняют в сторону, как будто что-то слушают. Жестами могут, как бы показывать на уши, или даже прикасаться к ушам. У таких людей часто возникают мелкие ритмические движения частей тела или всего тела, а тон их голоса чистый, выразительный, богатый, с широким диапазоном и резонирующий. Кстати, ритмическое покачивание ногой — одна из характеристик аудиального мышления. У людей, которые мыслят чувствами и ощущениями, глубокое низкое дыхание в области живота. Разговаривая, они практически всегда используют жесты, хотя, в основном, ограничены нижней частью пространства тела. Такие люди голову часто наклоняют вперед, и тон их голоса более глубокий. Они медленно говорят, часто делают паузы для проверки того, что они сами чувствуют по отношению к сказанному и к тому, что они хотят произнести. Конечно, все это не является правилом без исключений, но определенные тенденции в поведении собеседника непременно смогут вам о многом рассказать. Будьте более наблюдательны. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[an error occurred while processing this directive] |