[an error occurred while processing this directive]

В начало

Введение

Глава 1. Образовательная система России

Глава 2. Автоматизация учебного процесса

Глава 3. Основы теории тестирования

Глава 4. Базы заданий для проектирования тестов

Глава 5. Модели и алгоритмы проектирования тестов

Глава 6. Автоматизация проектирования тест-билетов

Глава 7. Методические и технологические аспекты тестирования

Глава 8. Автоматизация образовательной системы

Список литературы

Глава 1. Образовательная система России.

1.1. Краткая характеристика системы образования России.

Система образования России определяется [45] как совокупность:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные);
  • профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры, умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработки научного мировоззрения; адаптации личности к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на дальнейшее развитие личности в процессе приобретения учащимися профессии, специальности, квалификации в соответствии с их интересами, способностями и социальным заказом общества и государства.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается в соответствующем государственном образовательном стандарте.

Взаимосвязи основных и дополнительных образовательных программ реализуются системой образовательных учреждений (рис. 1.1).

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

По своему назначению дошкольные учреждения в России подразделяются на общеразвивающие, компенсирующие (для детей, нуждающихся в коррекции психического или физического развития), присмотра, ухода и оздоровления, комбинированные.

В системе общего среднего образования России действуют:

  • средние общеобразовательные школы;
  • школы с углубленным изучением отдельных предметов;
  • гимназии;
  • лицеи;
  • образовательные учреждения интернатного типа;
  • специальные школы для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии;
  • учреждения дополнительного образования.

Рис 1.1. Структура системы образования России.

В Российской Федерации проживает более 130 наций, народностей, этнических групп. Доля нерусского населения составляет примерно 19%. Для предоставления лицам этой категории возможности обучения на родном языке организуются национальные школы.

Начальное и среднее профессиональное образование осуществляется сетью профессионально-технических и средних специальных учебных заведений технического (техникумы), гуманитарного, медицинского, художественного и других профилей. Учебные заведения начального и среднего профессионального образования обеспечивают условия получения учащимися общего (полного) среднего образования.

В системе высшего профессионального образования действуют университеты, академии, институты, колледжи.

Высшие учебные заведения (вузы) ведут подготовку и переподготовку специалистов по профессиональным образовательным программам бакалавриата, магистратуры, традиционного высшего образования (дипломированный специалист); ведут подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов наук.

Дополнительные образовательные программы реализуются в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования: в институтах повышения квалификации; на курсах; в центрах профессиональной ориентации; музыкальных и художественных школах; дворцах и домах детского и юношеского творчества и иных учреждениях.

Основной задачей дополнительного образования для взрослых является непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов. В системе непрерывного образования в разнообразных формах принимает участие 40% взрослого населения страны.

Россия, разрабатывая государственные образовательные стандарты для всех видов образовательных программ, практически становится первой в мире страной, где высшее и среднее профессиональное образование осуществляется в единстве гуманитарного, естественно-научного и технико-технологического компонентов общечеловеческой культуры.

1.2. Особенности национальной политики в системе образования России.

Одним из важнейших механизмов, затрагивающим все основные направления реформирования образовательной системы России, является ее информатизация, которая рассматривается как необходимое условие и важнейший этап информатизации России в целом.

Под информатизацией понимается процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов с целью повышения эффективности обучения и управления.

Основой перехода от индустриального этапа развития общества к информационному являются информационные технологии. Информатизация образования позволит в конечном итоге эффективно использовать следующие важнейшие преимущества новых информационных технологий:

  • возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения;
  • коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;
  • эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;
  • использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся:
    1. возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы - цели - условия - средства - действия - операции);
    2. индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
    3. возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств.

Современные информационные технологии открывают обучаемым доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

Учебное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса обучаемого к этой форме обучения, а изучение процессов в динамике - более глубокому усвоению учебного материала. Поскольку само моделирование становится учебной целью для ряда дисциплин, разрабатываются инструментальные программные средства, позволяющие преподавателям и обучаемым разрабатывать и модифицировать учебные модели в интерактивном режиме без необходимости программирования. Дополнительные дидактические возможности обеспечиваются такой разновидностью моделей, как игровые задачи. Возникающее при этом общение выступает как одна из форм самовыражения личности в процессе информационного взаимодействия с компьютером и коллегами. По мнению российских экспертов, особенно эффективны деловые игры [21], ориентированные на получение лучших результатов решения сложных однотипных задач конкурирующими группами обучаемых.

Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, то есть спроектировать обучающую среду.

Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий.

Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Преподаватель становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин (гуманитарных, экономических, естественно-научных и т.д.) в конкретном учебном заведении. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Информационные технологии освобождают преподавателя от изложения обучаемым значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечило учащимся и преподавателям принципиально новые возможности посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.

Совершенно новые возможности для учащихся и преподавателей открыли телекоммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членами социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Получают все большее распространение международные телекоммуникационные проекты. С использованием современных информационных технологий проводятся межрегиональные и международные олимпиады, в которых российские школьники традиционно показывают высокие результаты.

Учащиеся, получая доступ в профессиональные банки и базы данных, овладевают научными проблемами, разработки которых еще не завершены, работают небольшими исследовательскими коллективами, делятся результатами с другими исследователями в той же области.

Использование хорошо структурированной информации, хранящейся в базах данных, служит средством проверки собственных гипотез, помогает учащимся запомнить информацию, способствует формированию приемов выполнения логических операций анализа, сравнения и др.

Преподаватели, благодаря доступу к сетям телекоммуникаций, не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т. п.

В последние годы в России расширяется использование компьютеров в дошкольных образовательных учреждениях. Разрабатываются методики, направленные на развитие детей с учетом их возраста и индивидуальных способностей, организацию их общения. Особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий при решении задач интеграции детей с ограниченными возможностями в жизнь современного общества. Для этой группы детей информационные технологии часто являются единственным средством получения полноценного образования, конкурентоспособной профессии и просто общения.

Сегодня общепризнанно, что информация и ее высшая форма - знания являются решающим фактором, определяющим развитие общества в целом. Для того, чтобы гигантские объемы информации и знаний, создаваемых в ходе современной информационной революции, были эффективно использованы для решения реальных проблем и преодоления реальных трудностей России необходимо на деле осуществить интенсивную, согласованную, реально выполнимую информатизацию общества:

  • создать правовые, экономические, технологические, социальные и профессионально-образовательные условия для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю;
  • создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;
  • обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;
  • обеспечить первоочередное развитие структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами - политической, экономической и социальной) производство информации и знаний;
  • подготовить квалифицированные кадры;
  • реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сфере производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и т. д.

Осуществление информатизации общества требует особой информационной политики, основные положения которой применительно к системе образования России концептуально осознаны и сформулированы. Разработан и осуществляется ряд государственных, межотраслевых научно-технических программ, предусматривающих выполнение широкомасштабных проектов информатизации образования по следующим основным направлениям:

  • совершенствование базовой подготовки учащихся по информатике и информационным технологиям,
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области информационных технологий;
  • информатизация процесса обучения и воспитания,
  • оснащение системы образования техническими средствами информатизации;
  • создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;
  • создание на базе информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;
  • участие России в международных программах, связанных с информационными технологиями в образовании.
[an error occurred while processing this directive]