[an error occurred while processing this directive]

В начало

Введение

Глава 1. Образовательная система России

Глава 2. Автоматизация учебного процесса

Глава 3. Основы теории тестирования

Глава 4. Базы заданий для проектирования тестов

Глава 5. Модели и алгоритмы проектирования тестов

Глава 6. Автоматизация проектирования тест-билетов

Глава 7. Методические и технологические аспекты тестирования

Глава 8. Автоматизация образовательной системы

Список литературы

Глава 6. Автоматизация проектирования тест-билетов.

6.1. Проблема проектирования тест-билетов.

Компьютерная генерация теста требует разработки математического аппарата, формально представляющего различные проблемы конструирования тестов в виде задач математического программирования. В работах, посвященных данной проблеме [37], рассматриваются подходы, позволяющие формализовать задачу конструирования тест-билета как задачу целочисленного математического программирования: найти решение, обеспечивающее оптимальное (максимальное или минимальное) значение целевой функции при заданных ограничениях на множестве возможных значений решения, при этом координаты вектора решения предполагается двузначным - 0 или 1.

Сопоставляя с тест-билетом вектор x с целочисленными координатами xi=0∨1, значения которых определяют, включено или нет задание с номером i значения ее численно оценивали требуемое качество тест-билета (например, количество используемых заданий), а также задавая ограничения fi(x)≤0 , например, на множество используемых заданий, приходим к следующей задаче целочисленного программирования:

min{Ф0(x)/fj(x)≤0, j=1,...,S; xi=0∨1, i=1,...,N}

Вместе с тем, только простейшие случаи описываются с помощью одной целевой функции, значения которой измеряют качество решения тест-билета. В более сложных ситуациях качество решения не может быть оценено единственной целевой функцией. Таково положение дел при работе в многокритериальных ситуациях, например, когда конструктор должен учитывать качество нескольких параметров тест-билета.

В работе [37] предложена более общая математическая постановка задачи автоматизированного конструирования тест-билетов. Основой обобщения служит замена скалярной целевой функции Ф0(x), оценивающей качество теста, на вектор-функцию оценок качества и интерпретация "оптимального" решения в терминах функций выбора, порожденных бинарными отношениями R между значениями вектор-функции на множестве альтернатив.

В такой постановке задача автоматизированного конструирования тест-билета формулируется как задача обобщенного математического программирования: найти решение, "лучшее" в смысле заданной конструктором функции выбора, среди всех, удовлетворяющих накладываемым ограничениям.

Список используемых обозначений:

N - общее количество файлов заданий в банке заданий. Все задания в одном файле заданий являются эквивалентными относительно имеющихся у них характеристик.

n∈1...N - номер файла заданий (или произвольного задания из файла) в банке заданий.

m - общее количество характеристик файла заданий.

An = (an1,an2,...,anm) - характеристический вектор n-го задания (файла заданий). Координаты вектора описывают множество характеристик задания (технологических, экспертных, статистических). Такими характеристиками, например, являются IRT-характеристики задания, время решения задания tn, время представления мультимедиа информации tn, тип задания

и ряд других.

- ограничения снизу, накладываемые на значения характеристик anl,...,anm задания.

- ограничения сверху на значения характеристик задания.

θ - значение латентных способностей испытуемых.

С - количество пробных точек на шкале значений θ.

- информационная функция теста.

In(θ) - информационная функция n-го задания.

x∈EN, x=(xl,x2,...,xN) - целочисленный вектор, координаты хn, которого определяют, использовано ли задание из файла заданий n в конструируемом тесте: хn={0,l}, хn=1, если задание из файла n включено в тест, х=0 - если ни одно задание из файла n не используется в тесте.

X={x∈EN|x=(x1,x2,...,xN), xn=0∨1} - множество всех целочисленных векторов с двузначными координатами. Каждый вектор х множества X определяет некоторый набор заданий для теста.

6.2. Постановка задачи автоматизированного проектирования тест-билетов.

Опишем обобщенную математическую модель проектирования тест-билета на основе оптимального выбора заданий из банка заданий.

Вектор Аn=(аn1,аn2,...,аnm) описывает т характеристик m-го задания из банка заданий, где n∈l,...,N. Тогда, используя тензорное произведение векторов Al,A2,...,AN на вектор хX, представим тест-билет Т в виде

T≡=T(x)=(x1A1,x2A2,...,xNAN).

Поскольку Аn является вектором, то Т идентифицируется с элементом тензорного произведения ЕмX, которое изометрично (с естественно наследуемой топологией) подпространству пространства векторнозначных векторов ENEM.

На практике число N достаточно велико (порядка нескольких тысяч), и по мере разработки и включения в базу заданий новых тестовых заданий N→∞. Поэтому тест-билет можно рассматривать как точку в пространстве бесконечномерных последовательностей .

Качество проектируемого тест-билета Т(х) в каждой точке xX оценивается вектор-функцией

где Р - количество локальных критериев,

ФР(х) - функции оценивания локальных критериев тест-билета.

Например, приняв в качестве локального критерия количество заданий в тест-билете, можно построить следующую функцию оценивания:

.

Ниже указаны примеры некоторых других функций оценивания.

Кроме того, при проектировании тест-билета вводятся дополнительные ограничения как на характеристики тест-билета в целом, так и на параметры тестовых заданий. Обозначим через S количество всех ограничений. В общем случае ограничения можно записать в виде

fs(x)≤0, s=1,...,S

рассматривая, при необходимости, ограничения - равенства как два неравенства.

Приведем в качестве примера ограничение на общее время решения теста:

Проблема конструирования тест-билета [37] была сформулирована как задача целочисленного математического программирования: вычислить вектор х*∈X, удовлетворяющий заданным ограничениям и доставляющий максимум (или минимум) заданной функции оценивания локального критерия ФР(х):

max{ФР(х)|хX, fs(x)≤0, s=l,...,S}.

Рассмотрим более общую постановку задачи автоматизированного проектирования тест-билета, перейдя от скалярной функции оценивания критерия ФР(x) к вектор-функции , интерпретируя оптимизацию в терминах некоторых бинарных отношений R между элементами и , y1, y2X. В такой постановке задача может быть сформулирована как задача обобщенного математического программирования: требуется вычислить вектор х*X, такой, что

Тогда тест-билет Т(x*) является лучшим относительно значений вектор-функции на множестве всех объектов Т(х), хX, удовлетворяющих ограничениям

fs(x)≤0, s=1,...,S.

При этом понятие "лучший" интерпретируется в терминах заданного бинарного отношения R. Приведем в качестве примера бинарное отношение R, реализующее вычисление элемента х*, являющегося решением указанной выше задачи целочисленного программирования - максимизации скалярной функции ФP(x):

ФP(x)R ФP(y)⇔ ФP(x)≥ ФP(y).

Тогда, если, x*X, fs(x*)≤0, s=1,...,S и

ФP(x*)RФP(y)∀yX:fs(y)≤0, s=1,...,S⇔ ФP(x*)≥ ФP(y)∀yX:fs(y)≤0, s=1,...,S,

т.е. x* является решением данной задачи.

Бинарное отношение R является механизмом, реализующим некоторую функцию выбора. Через заданное выше бинарное отношение "больше или равно" реализована функция выбора лучшего по заданному скалярному критерию качества ФР(x) варианта х*∈X при заданных ограничениях (скалярный оптимизационный механизм).

Приведем несколько примеров функций выбора, отвечающих различным механизмам принятия решений на основе значений вектор-функции оценок качества тест-билета :

  1. паретовский механизм (рис. 6.1):

Данный механизм позволяет сократить множество исходных вариантов, то есть исключить из неформального анализа те варианты решений, которые заведомо будут плохи. Принцип Парето не выделяет единственного решения, а только сужает множество альтернатив. Окончательный выбор остается за лицом, принимающим решение;

Рис. 6.1. Дуга ABC - множество Парето.

2) механизм лексикографической оптимизации, определяемый вектор-функцией критериев, упорядоченных по важности:

3) механизм голосования (выбор по большинству):

4) введение метрики в пространстве целевых функций (рис. 6.2).

Если известны величины

, доставляющие максимальные значения частным критериям, то можно определить множество - ближайших по евклидовому расстоянию к точке "абсолютного максимума" точек в пространстве критериев. Множество Ср(х) показывает предельные возможности достижения "абсолютного максимума".

Рис. 6.2. Точка А - ближайшая к точке "абсолютного максимума" В.

Указанные выше функции выбора можно представить как функции выбора, определяемые бинарными отношениями Rπ, Rλ, RM, RP,где

Поиск оптимального решения проводится в виде последовательных процедур:

  • формируется вектор-функция оценок значений критериев тест-билета и множество ограничений из предлагаемого конструктору теста списка;
  • конструктор задает функцию выбора и соответствующее ей бинарное отношение R;
  • рассчитывается множество решений (тест-билетов), лучших относительно заданной функции выбора;
  • в интерактивном режиме проводится доработка тест-билета до полного удовлетворения требованиям конструктора теста.

Ниже описаны вычислительные аспекты алгоритма решения задачи обобщенного математического программирования.

6.3. Примеры математических моделей конструирования тестов.

Рассмотрим примеры функций оценки критериев тест-билета и функций-ограничений, а также постановки некоторых задач автоматизированного проектирования тест-билетов в виде задач целочисленного математического программирования.

В качестве функций оценки критериев могут быть использованы:

  • количество заданий в тест-билете:

,

  • время решения тест-билета:

где tn - время решения задания,

  • значения информационной функции в заданных точках θc на шкале латентных способностей испытуемого:

  • приближение к заданной форме информационной кривой теста:

λ→max, где λ. - наибольшее вещественное число, для которого выполняется

.

Ниже приведены примеры накладываемых ограничений:

  • на коэффициент надежности тест-билета:

nn*,

  • значения информационной функции в заданных точках θc:

  • общее время решения теста:

  • число задании в тесте:

  • число учебных элементов р:

  • обязательное использование некоторого задания n в тесте:

xn=1,

  • исключение некоторого задания n из теста:

xn=0,

  • необходимое для печати теста количество бумаги l:

  • минимально достаточный объем носителей для использования данного теста (при компьютерном тестировании):

  • использование только открытых (закрытых) задании:

open xn=1 ((1-open)xn=1),

  • использование задании, допускающих компьютерное представление:

compn=1,

  • использование заданий, допускающих бумажное представление:

papirn=1.

  • использование заданий определенных уровней усвоения α:

α*αnα**

  • использование заданий определенных ступеней абстракции β:

β*βnβ**

  • использование заданий определенных степеней осознанности τ (τ*τnτ**):
  • с ограничением на время выполнения задания t

t*tnt**

  • с ограничением на коэффициент решаемости задания k

k*knk**

  • с определенным коэффициентом селективности задания r

r*rnr**

  • с заданной трудностью задания b

b*bnb**

  • с дифференцирующей способностью задания а

a*ana**

Приведем простейшие примеры описанной в предыдущем разделе общей модели конструирования тест-билета. Все примеры сводятся к задаче целочисленного программирования со скалярной целевой функцией и минимальным количеством ограничений:

1) конструирование теста фиксированной длины с максимальной информационной функцией, ограниченной снизу [61, 62, 65]:

,

при ограничениях

где l - заданная длина теста;

2) конструирование теста минимальной длины при фиксированной нижней границе информационной функции [62]:

при ограничениях ;

3) конструирование теста фиксированной длины с максимальной информационной функцией заданной формы [61]:

λ→max, где λ - наибольшее вещественное число, для которого выполняется

и , где l - длина теста.

В данном случае пороговые значения информационной функции теста Ic) трактуются как весовые коэффициенты, с помощью которых задается форма информационной кривой.

6.4. Вычислительные аспекты задачи автоматизированного проектирования тест-билетов.

Задача автоматизированного проектирования тест-билета Т(х) была сформулирована выше как задача обобщенного математического программирования (ЗОМП):

найти

Рассмотрим основные идеи методов решения данной задачи, комбинирующие в себе версии методов центров тяжести и методов эллипсоидов [34]. Эффективность данных вычислительных методов аргументируется соответствующими формальными рассуждениями и подтверждается при тестировании на разнообразных классах задач [37].

Для решения ЗОМП указанными методами следует предварительно представить ее область определения в некотором стандартном, удобном для анализа виде (шар, эллипсоид). Стандартная исходная ситуация позволяет на первом шаге существенно улучшить значение целевого функционала. После первого шага ситуация меняется: область локализации решения сокращается и теряет свою стандартную форму. Переход ко второму шагу начинается с некоторого преобразования координат, которое придает области локализации исходную стандартную форму, удобную для очередного улучшения значения целевого функционала.

Введем следующие обозначения:

D - верхняя оценка диаметра множества ,

- замкнутое множество, содержащее область изменения xX,

Xf={xX | fs(x)→£0, s=1,...,S} - допустимая область,

- множество векторов x из допустимой области, для которых существует образ ,

- множество лучших относительно предпочтения R векторов yW, для которых определен прообраз xXf.

Предполагается, что все определяющие задачу функции непрерывны на выпуклой оболочке X, а выпуклая оболочка множества Xf имеет непустую внутренность. В этих обозначениях множество решений ЗОМП определяется формулой .

Пользуясь введенными обозначениями, запишем формулировку ЗОМП в следующем виде:

требуется найти точку у*∈Θ*; кроме того, найдя ее, необходимо построить Решение этой системы неравенств оказывается одним из решений ЗОМП.

Приведем теперь общую схему решения ЗОМП. Начнем решение с вычисления центра тяжести y1=y1(W0), W0=W. Заметим, что множество W0-||.|| - шар. Чтобы установить, принадлежит ли у1 области Θ, необходимо решить следующую систему неравенств:

При этом могут возникнуть два случая: система неравенств несовместна или имеет решение. В первом случае строится линейный функционал (р, задающий гиперплоскость, отделяющую у1 от Θ:

. На следующей итерации, которая строится по тому же принципу, роль W0 будет играть множество

.

Если же система неравенств имеет решение x1, то находим ξ0 -ненулевой опорный функционал к предпочтению R в точке , т.е. опорный функционал к множеству . Функционал ξ0 определяет опорную гиперплоскость к множеству в точке у1. Полагаем - пересечение множества W0 и полупространства векторов задаваемому ξ0.

Переходим к следующей итерации, в которой роль у1, играет y2=y2(W1) - центр тяжести множества W1. При этом каждая итерация процесса решения задачи позволяет перейти от области Wi-1 локализации решения к области Wi меньшего объема: |Wi|≤ω|Wi-1|, где |ω|≤1. Последовательное применение итерационной процедуры стягивает области допустимых планов к ε-окрестности решения ЗОМП, при этом точность ε получаемого решения задается пользователем.

Укажем основные вычислительные подзадачи, которые возникают на каждой k-й итерации метода (k=0, 1, 2,...).

Задача построения опорных функционалов ξ0 и χ ко множествам и Wk является задачей линейного математического программирования:

найти ,

найти .

Для решения этих задач могут использоваться варианты симплекс-метода [34].

Для решения целочисленной системы неравенств

применяются методы, основанные на идеях методов ветвей и границ, подробно изложенных в [34].

Задача вычисления центра тяжести yk=yk(Wk-1) множества Wk-1, в общем случае имеющего произвольную структуру, является достаточно сложной. Поэтому используется подход, применяемый в методах эллипсоидов: каждая итерация начинается с вычисления эллипсоида минимального объема, содержащего в себе полусферу, полученную пересечением сферы Wk-1 и полупространства, отсекаемого гиперплоскостями L или L1 . Данная задача является задачей квадратичного программирования. Затем, используя линейные преобразования, данный эллипсоид преобразуется в сферу равного объема. Указанная задача допускает явное решение. Формулы преобразования центра и радиуса сферы Wk-1 в сферу Wk можно найти в [34].

Таким образом, вспомогательные подзадачи, используемые на итерациях метода, являются стандартными в математическом программировании и имеют эффективные методы решения.

На основе описанной теоретической базы в МарГТУ реализованы программные комплексы для автоматизированного проектирования тест-билетов [57].

[an error occurred while processing this directive]