[an error occurred while processing this directive]

В начало

Введение

Глава 1. Образовательная система России

Глава 2. Автоматизация учебного процесса

Глава 3. Основы теории тестирования

Глава 4. Базы заданий для проектирования тестов

Глава 5. Модели и алгоритмы проектирования тестов

Глава 6. Автоматизация проектирования тест-билетов

Глава 7. Методические и технологические аспекты тестирования

Глава 8. Автоматизация образовательной системы

Список литературы

Глава 8. Автоматизация образовательной системы.

8.1. Проблема управления системой образования.

Система образования относится к так называемым сложным или большим кибернетическим системам, состоящим из большого числа информационных подсистем, разобщенных в пространстве и времени, выполняющих разные функции на основе многообразных критериев качества.

Управляемым объектом системы образования является учебный процесс (технологический процесс усвоения знаний обучаемыми).

В качестве управляющего объекта системы образования выступает педагогическая система учебных заведений (преподаватели, средства обучения, администраторы различных звеньев управления образованием).

Если бы мы имели модель системы образования, то могли бы оптимальным образом управлять этой системой.

Элементом системы образования является человек или коллектив людей. Эффективный механизм функционирования таких систем изучают теория активных систем [39], теория нечетких множеств [24], теория игр [42].

Под активной системой понимают систему, элементы которой обладают следующими свойствами:

  • способностью к целенаправленному поведению с учетом будущих последствий результатов управляющих воздействий на элементы;
  • способностью к работе с разной интенсивностью;
  • способностью сообщать искаженную информацию о возможностях, потребностях и целях в зависимости от заинтересованности;
  • наличием информации о целях, возможностях и стратегиях элементов высшего уровня у элементов

нижнего уровня, способных использовать эти знания в своих интересах.

К примеру, существующая организационная структура управления дошкольным и школьным образованием предусматривает многоуровневую иерархию [19], где на нижнем (четвертом) уровне управления находятся образовательные организации, на третьем уровне - городские (районные) органы управления образованием, на втором -республиканские (областные, краевые) органы управления образованием, на первом - Министерство образования Российской Федерации (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Организационная структура управления дошкольным и школьным образованием

Отметим специфику образовательных организаций:

  1. цели носят комплексный характер, часто не формализуемый и характеризующийся немногочисленными и низкими показателями в достижении цели;
  2. смешанная организационная модель руководства -бюрократическая (администрация), коллегиальная (ученый, методический, научно-технический и др. советы) и отчасти анархическая;
  3. низкая степень планирования со стороны руководства;
  4. кадры - высокопрофессиональные как исследователи и педагоги, но часто не подготовленные к управленческой деятельности. Более того, "привычка все ставить под сомнение", так необходимая научным работникам, противопоказана управленцам;
  5. преподаватели привержены своим дисциплинам, а не организации в целом;
  6. конфликтные ситуации или функциональные нарушения рассматриваются как межличностные по своей природе, и, следовательно, борьба мнений и позиций рассматривается как нежелательная, лишенная права на существование. Проблемы решаются методом компромиссов и голосования;
  7. отсутствие реальной системы вознаграждений в сфере педагогической и методической деятельности.

Организация управления является непрерывно осуществляемой деятельностью, направленной на создание механизмов решения внутриорганизационных проблем. Для успешной организации управления следует проанализировать механизмы функционирования системы управления.

В понятие организационного механизма функционирования (и развития) обычно включают:

  1. описание нового (желательного) состояния системы (посредством плана, программы действий, построения дерева целей и др.);
  2. совокупность процедур, регламентирующих действия органа управления и позволяющих осуществлять управление системой (положения, инструкции, методики, "правила игры" и т. д.);
  3. процедура сбора и анализа информации с целью принятия обоснованных управленческих решений:
    • процедуры измерения деятельности элементов,
    • методы организации и хранения информации,
    • методы обработки информации;
  4. способы и методы принятия управленческих решений:
    • определение степени достижения целей системы в целом,
    • методы оценивания, поощрения (вознаграждения) и наказания деятельности элементов,
    • корректировка процедур, регламентирующих действия органа управления.

Руководитель образовательной организации в повседневной работе детально контролирует события и поведение сотрудников лишь в небольшой области деятельности организации, поэтому совершенно очевиден недостаток информации для анализа. С одной стороны, объем информации о проблемах и успехах функционирования организации в целом и всех ее подразделений, которой владеет руководитель, по сравнению с суммарным объемом информации всех сотрудников сильно ограничен. Поэтому существует проблема недостатка информации в любой момент времени. Но, с другой стороны, простое решение проблемы недостатка информации все равно не сможет обеспечить условия для анализа, так как огромный объем исчерпывающей информации сам по себе является препятствием для ее анализа. Совершенно ясно, что человек может 'переварить в единицу времени только ограниченное количество фактов.

Таким образом, можно говорить о наличии двух проблем в процессе анализа любой большой образовательной организации. Это проблема накопления (добычи) максимального количества фактической информации в одном месте с целью проведения дальнейшего анализа и проблема эффективного управления информацией, включающего структуризацию, верификацию, упорядочивание, поиск противоречий и зависимостей, унификацию и манипулирование визуальным представлением наборов информационных элементов.

Использование нечеткого управления [24] рекомендуется для очень сложных процессов (когда не существует простой математической модели их описания) для нелинейных процессов высоких порядков, а также в том случае, когда должна производиться обработка лингвистически сформулированных экспертных знаний.

Нечеткая логика - математическая наука, служащая расширением логики классической и основанная на концепции частичной правды, которая находится где-то посредине между "да" и "нет".

Нечеткие числа, получаемые в результате, "не вполне точных измерений", во многом аналогичны распределениям теории вероятностей, но свободны от их недостатков. В пределе возрастания точности нечеткая логика приходит к стандартной, булевой.

Все системы с нечеткой логикой функционируют по одному принципу: показания измерительных приборов фазифицируются (переводятся в нечеткий формат), обрабатываются, дефазифицируются и в виде привычных сигналов подаются на исполнительные устройства.

Под фазификацией понимается сопоставление множества значений х в ее функции принадлежности М(х), т.е. перевод значений х в нечеткий формат. Дефазификация -это процесс, обратный фазификации.

Для пояснения рассмотрим конкретный пример, связанный с состоянием здоровья обучаемого. Если обучаемый имеет отклонение в зрении, то нельзя отнести его к терму "здоровый" с рангом 1, но можно отнести с рангом около 0,8. Чем больше отклонений от нормы в организме обучаемого, тем меньше становится его принадлежность к терму "здоровый", следовательно, ранг будет стремиться к нулю.

Фазиуправление также применимо для совершенствования стратегий управления и координации действий на разных уровнях управления системой образования.

Два ключевых преимущества нечеткой логики по сравнению с другими интеллектуальными системами заключаются в том, что, во-первых, при тех же объемах входной и выходной информации блок принятия решений становится компактнее и проще для восприятия человеком. А во-вторых, решение сложной громоздкой задачи вычисления точных воздействий подменяется значительно более простой и гибкой стратегией адаптивного приближения при сохранении требуемой точности результата.

Автоматизированная система управления образованием должна использовать многоуровневую иерархию, но структура такой системы предполагает не подчиненность уровней сверху донизу, а лишь их право владеть определенной, присущей данному уровню, информацией для успешного решения задач образования. Объекты такой системы, независимо от их принадлежности к определенному уровню, рассматриваются равноправными, а сама система представляет собой синтез территориально распределенных "локальных информационных систем" объектов (абонентов) различных уровней с определенным набором для конкретного объекта технических и программных средств, в зависимости от решаемых задач, поддерживающих единые правила функционирования и взаимодействия, объединенных между собой каналами связи.

Основной эффект от объединения всех абонентов в единую сеть - это полная доступность ресурсов сети для всех пользователей. Для этого необходимо, чтобы система удовлетворяла следующим условиям:

  • открытость - возможность включения в сеть дополнительных объектов без изменения технических и программных средств уже существующих объектов системы;
  • гибкость - сохранение работоспособности при выходе из строя отдельных элементов системы;
  • эффективность - обеспечение требуемого качества обслуживания пользователей при минимальных затратах.

Указанные требования реализуются за счет использования всеми абонентами автоматизированной информационной системы протоколов, утвержденных международной организацией стандартов и рекомендаций международного консультативного комитета по телефонии и телеграфии. Каждый уровень структуры управления с информационной точки зрения должен быть обеспечен минимально необходимой для его функционирования информацией. Это наиболее важный и сложный момент. С одной стороны, информация более высокого уровня управления должна объединять всю информацию, которая существует на нижних уровнях, (только в этом случае картина общего состояния образования будет достаточно полной), с другой - она не должна ее просто копировать, а представлять ее в обобщенном виде, не перегружая деталями.

Общая модель функционирования системы управления должна учитывать следующие основные принципы:

  • каждый уровень структуры системы управления с информационной точки зрения должен быть обеспечен минимально необходимой для его функционирования информацией;
  • информация более высокого уровня управления должна объединять всю информацию, которая существует на нижних уровнях. Только в этом случае картина функционирования системы будет достаточно полной и адекватно отображать существующее состояние;
  • на высшем уровне целесообразно разделить процессы формирования информационных фондов (банков) по сферам управленческой или профессиональной деятельности, что позволит, с одной стороны, обеспечить высокую информационную пригодность и надежность фонда, а с другой стороны, сократит время на их формирование и поиск информации в них;
  • должна быть обеспечена возможность информационного взаимодействия между информационными системами одного уровня (институтов, региональных отделов образования и т. п.);
  • схема функционирования информационных фондов (банков) должна быть едина по каждому из направлений;
  • функционирование информационных банков должно быть обеспечено таким образом, чтобы информация, содержащаяся в них, с одной стороны, была доступна пользователям всех нижерасположенных уровней, а с другой стороны, была им полезна. Их создание будет эффективным в том случае, если они будут постоянно пополняться информацией из нижестоящих уровней и будут этими уровнями использоваться;
  • передача в вышестоящие информационные банки информации от источников нижнего уровня, не имеющих технических или финансовых возможностей для создания собственных информационных систем или обеспечения связи по телекоммуникационным каналам, осуществляется в виде документа либо на магнитном носителе;
  • сбор и передача информации может быть как регламентированной (например, в соответствии со сроками ежегодной отчетности), либо нерегламентированной (по запросу);
  • информация, имеющая общесистемный характер (например, нормативные документы), передается по четкому графику, не реже одного раза в неделю, срочная - по мере появления, прочая информация - по отдельным запросам или по оговоренному графику.

В каждом информационном банке выделяется общая часть, формируемая по единым принципам и содержащая информацию, либо единую для всей системы образования, либо используемую и на более высоких уровнях управления, и специфическую часть, в которой отражается информация, необходимая только для данного уровня или элемента системы управления.

В ходе работ по автоматизации необходимо провести анализ с целью выявления для каждой организационной структуры вида и характера автоматизированных рабочих мест в следующих аспектах:

  • управленческом - рабочие места руководителя и исполнителя;
  • функциональном - автоматизированные рабочие места бухгалтера, экономиста, инспектора делопроизводства, юриста и т.п.;
  • разделения доступа - индивидуального и коллективного пользования;
  • включения в сеть - глобальную и локальную.

8.2. Архитектура интегрированной системы управления.

В области автоматизации образовательных организаций создано множество подсистем управления.

Совокупность всех подсистем автоматизации организации в российской литературе обычно называют интегрированной системой управления организацией.

При построении автоматизированной системы управления конкретной образовательной организации можно использовать полнофункциональную систему от одного поставщика или применить систему с базовым набором разных модулей одного поставщика и дополнить ее системами других производителей.

У обоих подходов есть плюсы и минусы.

Главный недостаток сборной системы - сложность сопровождения из-за не синхронизированных изменений в составляющих системах нескольких производителей. Но если чужая подсистема одна или их две, то сборная система может представлять собой жизнеспособную альтернативу интегрированной системе.

Архитектура интегрированной системы управления образовательной организации должна удовлетворять следующим требованиям:

  • наличие сквозного управления множеством программ и проектов,
  • поддержка совместной деятельности множества географически распределенных организаций в рамках единых программ и проектов,
  • использование развитой защищенной информационной инфраструктуры.

Архитектура интегрированной системы управления образовательным учреждением строится на основе базового решения. Ключевые компоненты базового решения представлены на рис. 8.2.

Предпочтительно строить однородную систему, используя хорошо масштабируемые компоненты всех субъектов распределенной организации. Однако, данная архитектура позволяет создавать и разнородные системы на основе уже имеющихся у субъектов приложений и баз данных.

Рис. 8.2. Архитектура интегральной системы управления образовательной организацией.

Внедрение интегрированной системы управления приводит к положительным изменениям в образовательной организации:

  • изменяются представления сотрудников о правилах поведения в организации, его ценностях и будущем (разрушение функциональных барьеров и групп влияния, устранение мотивов для сокрытия информации, стимулирование свободного обмена информацией и инициативы; преодоление фатализма и скептического отношения к происходящему в образовательной организации; формирование общих целей для всех функциональных подразделений),
  • изменяются все элементы, определяющие процесс управления в совокупности с ролями и ответственностью участников, а также процедуры и процессы принятия решений (уточнение ролей в функциональных подразделениях и творческих командах, их ответственности; выработка набора требований к профессиональным качествам сотрудников, что позволит подбирать кадры в соответствии с требованиями, понимать ограничения организации по кадровым ресурсам при принятии решения о выполнении нового проекта, оценивать нагрузку на исполнителей; представление лицам, принимающим решения, информации и инструментов для оценки последствий внедрения этих решений; применение единых терминологии и управленческой отчетности, обеспечивающих контроль за деятельностью и улучшающих качество вырабатываемых решений),
  • изменяются концепции и методы управления временными затратами, стоимостью и кадровыми ресурсами, реализуемые средствами информационных технологий (продвижение концепции управления работами по всей организации; обеспечение непротиворечивой и своевременной отчетности о ходе выполнения работ; гарантирование точности информации и отчетных данных; подчинение дисциплине, предусматриваемой информационными системами; объединение всех прикладных систем и ресурсов в корпоративном информационном портале).

Для создания механизма эффективного управления предложена сбалансированная система показателей.

С помощью подбора ключевых показателей результативности, которые являются измерителями достижимости стратегических целей, каждый уровень управления получает хорошо сбалансированную картину кратко- и среднесрочных целей, показателей деятельности, прямых индикаторов и индикаторов симптомов.

Процесс стратегического управления в контексте сбалансированной системы показателей состоит из двух фаз.

В первой должна быть разработана стратегия образовательной организации на основе информации, собранной при стратегическом анализе. Целью анализа является определение и оценка тенденций, возможностей и рисков в развитии образовательной организации, а также накопление корпоративных знаний. Фазу завершает определение индивидуальной стратегии.

Во второй фазе образовательная организация уже реализует свою стратегию. В дальнейшем стратегию можно разбить на подстратегии, которые детализируются до уровня различных подразделений.

Для каждой выработанной цели нижнего уровня вырабатываются ключевые показатели результативности. Кроме того, определяется система весов для ключевых показателей результативности нижнего уровня, позволяющая методом средневзвешенного рассчитать ключевые показатели результативности целей более высокого уровня. Таким образом, движением снизу вверх создается дерево ключевых показателей. Затем могут быть определены меры по реагированию на отклонения вплоть до пересмотра всей стратегии.

Сбалансированная система показателей позволяет в несколько шагов связать долгосрочное стратегическое планирование и процесс бюджетирования:

  • стратегические цели доводятся до сотрудников. Определяются ключевые показатели результативности, выявляются их причинно-следственные взаимоотношения и индикаторы симптомов,
  • стратегические мероприятия начинаются с достижения тех ключевых показателей результативности, чьи текущие значения в наибольшей степени отличаются от плановых. Эта процедура твердо увязывает стратегические инвестиции и программы действий с достижением наиболее существенных целей в долгосрочном периоде,
  • плановые значения ключевых показателей результативности связывают бюджетные документы, соответствующие различным временным горизонтам планирования, с бюджетами конкретных мероприятий (инициатив, проектов).

Таким образом, сбалансированная система показателей позволяет связать процесс реализации стратегии на различных уровнях управления и в конечном итоге выстроить все ресурсы для реализации стратегии.

Обратная связь в сбалансированной системе показателей представляет собой процесс, замыкающий контур непрерывного совершенствования системы показателей. Обратная связь представляет собой процесс, препятствующий расхождению в системе показателей. Она не только обеспечивает предложение мероприятий, но и помогает идентифицировать любую возможную противоречивость в достижении цели.

Для поддержки технологии сбалансированной системы показателей предназначен инструментарий немецкой фирмы IDS Sheer AG, который позволяет видеть актуальные и плановые значения показателей, а также постоянно контролировать движение по системе координат стратегической карты целей.

Примером успешного решения широкого круга управленческих задач является система самообследования ФОНД Марийского государственного технического университета [38].

Система ФОНД решает проблему подготовки информации для анализа путем вовлечения в ее сбор всех уровней образовательной организации и использования специализированного программного обеспечения и компьютерных баз данных. Система ФОНД предусматривает механизм стимулирования деятельности сотрудников через их участие в распределении денежных средств.

8.3. Описание системы ФОНД.

Систему ФОНД можно описать как бескоалиционную игру n участников. Для этого примем некоторые допущения. Для удобства введем понятие номинации как не делимое на поднаправления направление работ в дереве целей.

Пусть:

  • каждый участник системы ФОНД действует самостоятельно, не вступая в сговор с другими участниками,
  • ни один участник не передает часть полученных им в системе ФОНД ресурсов другим участникам,
  • каждый участник может заявлять свои работы в k номинациях, это число k одинаково для всех участников,
  • в каждой номинации участником не может быть заявлено более одной работы (в некоторых обстоятельствах имеется возможность рассматривать совокупность работ как одну),
  • ресурс номинации делится поровну между всеми, кто заявил в этой номинации работу (ситуация принципиально не изменится, если использовать для деления любой другой заранее известный объективный принцип. Например, каждый участник может иметь свой постоянный коэффициент распределения).

Тогда формальное описание системы ФОНД в понятиях теории игр выглядит следующим образом.

Дано конечное множество игроков I:

I={1,..., n}

Каждый игрок i (где i=l,...,n) первоначально обладает определенным количеством ресурсов ri , где ri - натуральное число.

Набор ресурсов всех игроков обозначим R1:

R1={r1I,..., rn1}

Дано также конечное множество номинаций:

P={p1,...,pk}.

Каждая номинация имеет свой фонд.

Набор фондов номинаций обозначим Rp :

RP=(r1p,..., rkp)

Фонд каждой номинации формируется из вкладов игроков.

Игра состоит из двух ходов, выполняемых независимо каждым из участников. На первом ходе каждый игрок должен распределить весь свой ресурс среди номинаций. Такое распределение ресурса i-го игрока на множестве номинаций обозначим набором Si:

где

Размер фонда j-ой номинации определяется поэтому по формуле

, (8.3.1)

где j=1,...,k.

На втором шаге участник должен заново сформировать свой ресурс, выступив в t номинациях, где tk.

Обозначим выступление i-гo участника в номинациях через набор нулей и единиц М длины k, составленный таким образом, что элемент набора равен 1, если участник заявил себя в соответствующей номинации, и 0 - в противном случае. То есть

, где .

Ресурс, полученный игроком в конце игры, рассчитывается по следующей формуле

.

Имея в виду формулу (8.3.1), получаем

.

Эта формула позволяет построить платежную матрицу.

Задача участников состоит в увеличении своего ресурса к окончанию игры. Участник, увеличивший свой ресурс, считается выигравшим. Наоборот, участник, чей ресурс уменьшился в результате участия в игре, считается проигравшим.

Данная игра является конечной бескоалиционной игрой n участников. Ее бескоалиционность следует из принятых в начале описания допущений, а конечность можно обосновать следующими рассуждениями. Для того, чтобы игра была конечной, необходимо и достаточно, чтобы множество чистых стратегий всех игроков было конечным. В данном случае множество стратегий каждого игрока представлено множеством пар {(Si, Мi)]. Это множество является декартовым произведением множества стратегий первого хода {Si} и множества стратегий второго хода {Мi}. Так как множество {Мi} состоит из наборов нулей и единиц длины k, то его мощность равна 2k-1. Множество {Si} состоит из наборов целых неотрицательных чисел, принимающих целые значения от 0 до riI длины k, причем сумма всех чисел любого набора равна ресурсу участника. Очевидно, что данное множество тоже конечно. Декартово произведение конечных множеств есть множество конечное, следовательно, множество стратегий каждого игрока конечно.

В теории бескоалиционных игр доказана теорема о существовании ситуаций равновесия для подобных игр, то есть таких ситуаций, когда для каждого игрока (участника) существует хотя бы одна оптимальная смешанная стратегия. Множество оптимальных стратегий всех игроков называется в этом случае решением игры.

Важной особенностью системы ФОНД является использование специального программного обеспечения для информационной поддержки системы.

Для выполнения своего функционального назначения

  • программная система должна решать следующие задачи:
  • обеспечивать средства построения дерева целей,
  • ускорить процесс передачи информации из подразделений в базу данных ФОНДа,
  • производить расчет весовых коэффициентов работ,
  • осуществлять сбор конкретных видов работ (как в режиме работы в локальной вычислительной сети, так и в режиме сбора информации через носители - дискеты и др.) и производить наполнение дерева целей в виде формирования соответствующих баз данных,
  • осуществлять оперативные изменения в информационных массивах,
  • осуществлять взаимодействие с базой данных,
  • обеспечивать визуализацию информации для комплексного анализа деятельности образовательной организации,
  • готовить информационные материалы для отчета о самообследовании,
  • осуществлять мониторинг деятельности как образовательной организации в целом, так и ее сотрудников, подразделений и т.п.,
  • снизить нагрузки на сотрудника, отвечающего за правильность ведения документации ФОНДа,
  • использовать базу данных системы ФОНД для наполнения информационной системы на основе WWW-сервера.

Модуль ФОНД-Сервер включает в себя редактор для древовидного представления информации. Возможности редактора позволяют:

  • задавать различные уровни детализации информации при отображении на экране, то есть возможен просмотр только верхней части дерева, и детализации только выбранных направлений,
  • добавлять новые и удалять существующие узлы (ветки) дерева,
  • задавать содержание узла, ветки дерева,
  • просматривать деревья целей за различные циклы,
  • выполнять для всех уровней дерева, начиная с листьев, автоматическое суммирование ресурсов поднаправлений для определения количества ресурсов направления.

Средства визуализации позволяют просматривать информацию базы данных в удобных для анализа формах представления, таких как:

  • упорядоченный список (индекс активности сотрудников),
  • гистограмма (уровни активности сотрудников),
  • диаграмм Парето (распределение полученных ресурсов по направлениям работ).

Средства для поддержки корректности и полноты базы данных выполняют:

  • автоматический поиск работ, у которых не указаны исполнители (такие работы могут появиться при некорректной работе с данными в подразделениях),
  • автоматический поиск исполнителей, для которых не заданы ресурсы (некоторые работы, внесенные в базу данных, могут быть отозваны впоследствии).

Программное обеспечение ФОНД состоит из двух программных модулей (модуля администратора "ФОНД-Сервер" и модуля пользователя "ФОНД-Кафедра") и базы данных, реализованной на реляционном сервере баз данных, поддерживающем SQL. Концепции, заложенные в каждом модуле, отвечают его назначению. А организация системы в целом обеспечивает ее масштабируемость, то есть модуль "ФОНД-Кафедра", обеспечивающий подготовку информации и передачу ее на дискетах в базу данных, может быть заменен на модуль, непосредственно работающий с базой данных системы ФОНД, как только подразделение, использующее его, получит прямой доступ к базе данных по компьютерной сети.

Модуль "ФОНД-Кафедра" предназначен для автоматизации работ всех подразделений вуза, проводимых по системе ФОНД и, следовательно, должен иметь такие свойства как:

  • нетребовательность к аппаратному обеспечению, дающую возможность наиболее широко использовать уже имеющуюся на момент внедрения системы компьютерную базу,
  • простоту использования реализованных в нем функций,
  • иметь простую установку, не требующую выполнения сложных настроек, быть достаточно компактным для распространения среди подразделений вуза.

8.4. Компьютерные сети.

Более 80% из существующих в мире компьютеров объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в организациях до глобальных сетей типа Интернет.

Компьютерная сеть - это коммуникационная система, объединяющая между собой оконечные системы (узлы), генерирующие или потребляющие информацию.

Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких, как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений, не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а также обмен информацией между компьютерами разных фирм-производителей, работающих под разным программным обеспечением.

Все сети в зависимости от размеров делятся на два вида:

  • локальная вычислительная сеть, объединяющая компьютерные системы, расположенные недалеко друг от друга, обычно в пределах одного или нескольких зданий.
  • глобальная вычислительная сеть, охватывающая территории значительно большего масштаба, где компьютеры территориально расположены на большом расстоянии (в географическом масштабе) друг от друга.

8.4.1. Организация глобальной сети Интернет.

Интернет - это обширная сеть компьютеров, к которой любой человек по определенным правилам может подсоединить и свой персональный компьютер.

Интернет - это большое сообщество людей со всех концов земного шара, которые имеют выход в сеть.

Интернет начала свое существование в 1982 году, когда были объединены глобальные сети ARPANET, MILNET и другие правительственные сети США [54]. В настоящее время в Интернет входят все существующие глобальные сети.

С технической точки зрения способы соединения компьютеров в сеть разные [9]. Могут использоваться телефонные линии, линии электропередач, спутники связи, сверхвысокие частоты, специально выделенные для связи линии.

Для подсоединения к Интернету вам нужно найти сервисный центр. Провайдер этого центра предоставит всю необходимую информацию о подключении и, возможно, снабдит программным обеспечением для работы в Интернет.

Найти сервисный центр можно путем опроса организаций, где уже работают в Интернете.

Интернет предоставляет своим пользователям широкие возможности по совершенно разным направлениям. Вот некоторые из них:

  • электронная почта - позволяет отправлять и получать письма в любую точку земного шара, экономя на почтовых расходах (не нужен конверт и марка);
  • служба новостей - можно всегда прочитать или просмотреть самые свежие международные новости, т. е. получить информацию самому о последних мировых событиях, не дожидаясь пока их опубликуют в газетах или передадут по радио или телевидению. Здесь приятно то, что эти новости вы можете получить в любое удобное для вас время;
  • служба прогноза погоды - всегда последние сведения о погоде. Причем узнать прогноз можно не только в своей местности, но и в любой точке земного шара;
  • служба сетевых словарей - служит для перевода информации на любой язык народов мира;
  • спорт - можно посмотреть спортивные новости (где, когда и какие проводятся (или проводились) соревнования);
  • новости культуры - последние события в мире музыки, кинематографии, искусства;
  • реклама - позволяет посмотреть где и какую продукцию в мире выпускают. Можно получить и более точные сведения о выпускаемых товарах;
  • замечательным достижением сети Интернет является возможность пользоваться литературой, находящейся в ведущих библиотеках мира. Специально для пользователей Интернет библиотеки держат в сети информацию о книгах в книгохранилищах библиотек;
  • предоставляется возможность бесплатного получения многих программ (например, последних антивирусных или архиваторов), а также программного обеспечения;
  • для досуга сеть предоставляет большое число игр, анекдотов, юмора.

Для того, чтобы пользоваться службами Интернет или общаться с конкретными людьми по сети, нужно было разработать способ передачи информации по сети. Сеть объединяет компьютеры разных классов (IBM PC, Макинтош, Amiga и др.), работающие под управлением разных операционных систем (Windows, Unix, OS/2 и др.). Нужно было создать программу, которая помогала бы компьютерам разного класса общаться друг с другом.

В сети роль такого языка, который понимали бы компьютеры разных платформ играет протокол. Протокол определяет правила взаимодействия двух компьютеров или программ при передаче или приеме информации.

Протоколы есть разные. Один из них называется TCP/IP - Transmission Control Protocol / Internet Protocol (протокол управления передачей / протокол Интернет). Этот протокол понимают все компьютеры в Интернет, независимо от того какой язык эти компьютеры используют сами.

IP - это специальные программы-компьютеры, называемые маршрутизаторами, которые следят за перемещением информации по Интернет.

Каждый компьютер, включенный в сеть Интернет, имеет свой специальный адрес в этой сети. Сама информация, передаваемая одним пользователем (один компьютер сети) другому (второй компьютер сети) содержит в себе и адрес компьютера-отправителя и адрес компьютера-получателя.

Каждая порция информации, передаваемая по Интернет, имеет так называемые IP-адреса компьютера-отправителя и компьютера-получателя. ГР-адрес состоит из четырех номеров, разделенных точками. Например: 198.175.1.12 или 201.1131.50.10. Попросту говоря, в этих цифрах зашифрована страна, город и станция, к которой подключен с определенным номером компьютер, работающий в Интернет.

Второй протокол - TCP. Этот протокол выполняет роль "собирателя" информации. Если передается графическая, музыкальная или мультимедийная информация, то она, как правило, очень большого размера. Может быть, что вся информация, передаваемая с одного компьютера на другой, разделена на порции (которые называются пакетами) и передаются эти пакеты постепенно. Технически эти пакеты могут передаваться по разному. Скажем, первый пакет - по телефону, второй - через спутник, т.к. телефонная линия занята и т.д. Это сравнимо в жизни с такой ситуацией. Вы написали другу послание на трех страницах и первую страницу передали через знакомого, вторую послали почтой, а третью-авиапочтой. Ваш друг получит эти послания в разное время и, конечно, в неправильном порядке. Как послание собрать в нужном порядке? Один из способов - по номерам страниц. Так же работает и протокол TCP. Он собирает информацию для одного компьютера по номерам пакетов.

TCP-протокол определяет, каким образом информация разделяется на пакеты и посылается по Интернет.

IP-адрес каждого компьютера в сети достаточно громоздкий и его запомнить трудно. Поэтому пользователям сети лучше использовать адреса компьютеров, применяя их так называемые доменные адреса.

Доменное имя-это тоже адрес компьютера, под которым он известен в Интернет, но только в более удобном виде. Он состоит, как правило, из нескольких слов, разделенных точками. Например:

IVANOW.MGU.MSK.RU

PET.MAI.MSK.RU

Самый крайний правый домен определяет страну, затем определяется регион или город этой страны, затем организация и подразделение этой организации.

Пользователю гораздо легче запомнить доменные адреса, а программы рассылки по самой сети при передаче информации все-таки пользуются числовыми именами, т. к. их легче анализировать. В сети есть специальная сервисная программа, которая переводит доменные адреса в числовые IP-адреса.

Чтобы воспользоваться любой услугой предоставленной Интернет, нужно иметь два компонента: программу-клиент и программу-сервер.

Программа-клиент - это программа, которая запускается на своем компьютере для получения доступа к Интернет. Эта программа имеет удобный интерфейс (внешний вид), работает с помощью меню. Пользователя не должно волновать, что и как делает эта программа, осуществляя выход в Интернет. Она предоставляет вам возможность работать в Интернете, и этого вам, как пользователю, достаточно.

Программа-клиент с помощью специального языка посылает запрос к Интернет-серверу, предлагает ему что-то выполнить. Сервер всегда отвечает программе-клиенту.

При этом программа-клиент должна "говорить" на том же алгоритмическом языке, что и программа-сервер.

Таким образом реализуется технология "клиент / сервер".

Федерация Интернет-образования [94] организовала массовое обучение преподавателей средней школы использованию технологий и ресурсов Интернета в своей деятельности. Обучение ведется по оригинальным программам, разработанным Московским региональным центром Федерации Интернет-образования. Кроме того, Федерация Интернет-образования имеет еще несколько www-проектов: "Учитель.ru", "Родитель.ru", "Писатель.ru" - это виртуальные площадки для педагогов, родителей, воспитателей (на их сайты можно попасть с основного узла www.fio.ru).

8.4.2. Общие принципы построения локальной вычислительной сети.

С момента появления локальной вычислительной сети в середине 70-х годов, развитие ее вначале шло по пути создания множества оригинальных фирменных сетей. Позднее магистральным направлением стала стандартизация, в результате чего производители сетевого оборудования и сетевого программного обеспечения стали стремиться к соблюдению международных стандартов с целью создания совместимых программно-технических комплексов.

Локальная вычислительная сеть служит для организации совместной обработки информации в рамках функционально однородных групп вычислителей и обеспечивает совместное использование и защиту данных и программ, обмен информацией между клиентами сети и совместное использование ресурсов, основными из которых являются дисковое пространство и принтеры.

Типовая локальная вычислительная сеть содержит один или несколько файловых серверов, рабочие станции и сетевые принтеры. Более сложные, развитые локальные вычислительные сети могут включать также маршрутизаторы для соединения нескольких, возможно разнородных, локальных вычислительных сетей в единую вычислительную сеть, мосты для соединения разных сегментов локальной вычислительной сети, почтовые серверы и факсмодемы для связи с компьютерными сетями и удаленными рабочими станциями и передачи данных по коммуникационным каналам, а также разнообразные ресурсы (такие, как цифровые магнитофоны для хранения редко используемых данных и создания резервных копий данных, устройства чтения / записи оптических и магнитооптических дисков, сканеры, плоттеры и др.). Объединяются эти ресурсы с помощью кабельного хозяйства - системы линий связи локальной вычислительной сети. Интерфейс между ресурсами и линиями связи образуют сетевые адаптеры или сетевые карты. Эти интерфейсные сетевые элементы устанавливаются в стандартные разъемы (слоты) внутри серверов и рабочих станций, либо образуют отдельные устройства.

Для выбора интерфейсных элементов необходимо знать как стандарт внутренней шины, используемой в серверах и рабочих станциях, так и типы линий связи, на основе которых построено кабельное хозяйство сети. В соответствии со стандартами внутренней шины IBM-совместимых компьютеров существуют сетевые карты с ISA. EISA, PCI интерфейсом. Соединение сетевой карты с линией связи на основе неэкранированной витой пары (UTP) или экранированного коаксиального кабеля (ETHERNET) может осуществляться с помощью BNC-, ТР-, AUI- или другого разъема (коннектора). Существуют также сетевые карты с универсальным набором коннекторов - СОМВО-адаптеры.

Выбор интерфейсных элементов зависит также и от стандарта, принятого при прокладке кабельного хозяйства. Тип кабеля определяет тип коннектора, которым должна быть оснащена сетевая карта. Существуют также стандарты на скорость передачи данных в сети. Наиболее распространена скорость передачи 10 Мб/сек. Эта скорость вполне удовлетворяет потребности небольшой локальной вычислительной сети. Используется также сетевое оборудование со скоростью передачи данных 100 Мб/сек. Выбор интерфейсных элементов также зависит от скорости передачи данных в сети. Для кабеля с высокой пропускной способностью следует выбирать сетевую карту, поддерживающую соответствующую скорость обмена данными.

Современное сетевое интерфейсное оборудование может использоваться с различным сетевым программным обеспечением. Причем, современные драйверы, управляющие сетевым интерфейсом, допускают одновременное функционирование в единой локальной вычислительной сети различных сетевых операционных систем: NetWare (Nowell Inc.), LAN Server (IBM Corp.), LAN Manager (Microsoft Corp.), VINES (Banyan Systems Inc.) и др., использующих различные протоколы сетевых пакетов информации (ARCnet, Token Ring, IPX/SPX, NetBIOS, NetBEUI, TCP/IP, AppleTalk, DLS, HTTP, PPP, PPTP и их комбинации) для обмена данными внутри локальной вычислительной сети, образуя интрасеть (интранет) - внутреннюю корпоративную сеть, построенную на базе Интернет-технологии.

8.5. Корпоративные сети электронной почты.

Образовательным организациям необходима эффективная, рентабельная, мобильная и простая в управлении служба электронной почты и коллективной работы, которая могла бы объединить сотрудников во всех подразделениях.

Для сотрудников, которые много времени находятся вне организации, необходим доступ к той же информации, с которой они работают на своих постоянных рабочих местах.

Предложенные технологии [50] позволяют строить различные приложения коллективной работы, такие как дискуссии, доски объявлений, задачи сопровождения, системы управления архивами документов и системы документирования. Встроенные редакторы почтовых сообщений поддерживают использование в сообщениях различных шрифтов и способов форматирования текста.

В сообщениях можно пересылать как файлы вложения, так и ссылки на файлы. Для каждого посылаемого сообщения можно устанавливать необходимость автоматической отправки подтверждения о доставке или прочтении. Пользователи могут устанавливать различные приоритеты отправки, а также отправлять сообщения в заданное время. Для сообщения можно определять атрибуты срочности и конфиденциальности, что не позволит читателю редактировать или пересылать полученное сообщение. Предусмотрена возможность автоматически добавлять к каждому посылаемому сообщению заранее подготовленный фрагмент, например, фразу или изображение подписи. Пользователи могут назначать для сообщений, попадающих в почтовый ящик, отвечающих определенным критериям, различные сценарии обработки. Такими критериями могут быть: имя отправителя, имя получателя, тема сообщения, слово или фраза в теме сообщения, дата отправления и т. д.

Например, можно поручить системе автоматически выдавать на экран извещение о получении важного сообщения и автоматически пересылать или копировать его в определенную папку. Аналогичным образом пользователи могут настроить работу почтовой программы для случаев, когда они надолго покидают образовательную организацию, уезжают в отпуск или в командировку.

Сообщения хранятся в так называемых папках (персональных и коллективного доступа). К персональным папкам имеет доступ только их владелец, в то время, как папки коллективного доступа предназначены для совместной работы нескольких сотрудников.

Для удобства работы с объектами (почтовые сообщения, электронные формы, документы, файлы) в папках их можно переносить, сортировать, выбирать и маскировать, используя фильтры поиска.

Средства электронной почты обеспечивают несколько уровней защиты информации:

  • аутентификация пользователя - доступ к определенному почтовому ящику разрешен только для пользователя, имеющего соответствующие права,
  • контроль доступа - предоставление прав доступа к ресурсам осуществляется централизованно, соответствующие действия могут фиксироваться,
  • аудит - позволяет администратору определять и фиксировать в журнале все события, связанные с изменением в системе безопасности,
  • методы управления паролями - позволяют определять политику безопасности в системах. Для этого существуют такие способы, как установление минимальной длины пароля, минимального или максимального пароля, уникальность пароля, разрешенные часы подключения, разрешенные рабочие станции для подключения и т.д.
  • электронная подпись - используется для того, чтобы получатель был уверен, что письмо пришло именно от указанного отправителя и не было изменено в процессе передачи. Сообщение подписывается при его отправке, а электронная подпись проверяется при получении письма.
  • шифрование данных - используется для того, чтобы отправитель был уверен, что только определенный человек сможет его прочесть, сообщение шифруется при его отправке, а дешифрируется при получении письма.

8.6. Автоматизация электронного документооборота.

Для создания индустрии делопроизводства необходимо:

  1. Знать и уметь передать другим методологию ведения и автоматизации делопроизводства. На базе этой методологии строится комплекс услуг.
  2. Разработать комплексную технологию автоматизации делопроизводства, оформленную в виде законченных программных продуктов.
  3. Решить задачу позиционирования продуктов, технологии и услуг и наладить каналы их сбыта и распространения.

В России традиции ведения делопроизводства восходят к 1811 году, когда М.М. Сперанским были впервые сформулированы требования к работе с документами в государственных учреждениях. Появилось документоведение - наука, изучающая закономерности делопроизводства и то, как эти закономерности влияют на управление организациями.

Для автоматизации работы с документами приходится использовать последние достижения информационных технологий:

  • системы управления базами данных;
  • системы поиска документов и анализа текстов;
  • системы сканирования и распознания документов (печатных и рукописных);
  • клиент/сервер;
  • Интернет/Интранет.

Организация работы с документами - важная составная часть процессов управления и принятия управленческих решений, существенно влияющая на оперативность и качество управления.

Процесс принятия управленческого решения состоит из:

  • получения информации;
  • ее переработки;
  • анализа, подготовки и принятия решения.

Для получения экономического эффекта прежде всего важно качество информации, определяемое в совокупности ее количеством, оперативностью, степенью сложности и стоимостью.

Если в организации не налажена четкая работа с документами, то, как результат, ухудшается и само управление, поскольку оно зависит от качества и достоверности, оперативности приема-передачи информации, правильной постановки справочно-информационной службы, четкой организации поиска, хранения и использования документов.

Осознав важность совершенствования документального обеспечения управления, организации неизбежно начинают делать массу ошибок, пытаясь его автоматизировать. И здесь решающей можно назвать проблему выбора методов автоматизации.

Наиболее распространенное решение состоит в автоматизации отдельных рабочих мест: секретаря-референта, менеджера, бухгалтера или руководителя. Основной недостаток такого подхода - отсутствие функциональной связи автоматизации прикладных процедур с автоматизацией делопроизводственных.

Система автоматизации делопроизводства включает в себя средства и правила создания документов, ведения электронного архива, поддержки документооборота и опирается на программно-технические платформы организации. Все остальные составляющие управления должны основываться на системе ведения делопроизводства с целью эффективного использования информации для достижения поставленных задач и решения проблем, стоящих перед организацией. С точки зрения комплексной автоматизации деятельности организации прикладные информационные системы должны опираться на программно-технические платформы и систему автоматизации делопроизводства.

Документ - это совокупность трех составляющих:

  1. Физическая регистрация информации.
  2. Форма представления информации.
  3. Активизация определенной деятельности.

Именно некоторая деятельность превращает информацию в документ. Но документ перестает существовать, если в дальнейшем не подразумевает процедуры обработки.

Теперь рассмотрим другое понятие - "электронный документ", или документ, представленный в компьютере. Все экраны, экранные формы и данные, представленные на вашем компьютере, - это документы.

Прежде всего информация зафиксирована на магнитном или оптическом диске, затем она представлена в формате компьютерной программы, и, наконец, вы ее используете в дальнейшей деятельности. Отличительной особенностью электронных документов является необходимость использования компьютера для создания и обработки документов.

В сетевых операционных системах [50] приложения поддерживают совместную групповую обработку нескольких человек над общими документами. Существует возможность одновременного использования материалов, расположенных не только на локальном диске рабочей станции, но и на соседнем компьютере или на сервере сети. Все приложения поддерживают работу с электронной почтой. Если документ требует корректуры нескольких людей, его можно послать по почте в режиме последовательной рассылки. Как только один участник работы закончит вносить поправки, документ отправится к следующему. После того, как документ обойдет всех указанных в рассылке сотрудников, он возвращается к тому, кто его послал. Все пометки и исправления будут выделены отдельными цветами для каждого участника совместной работы. Исправления можно просмотреть и решить, какие из них нужно принять, а какие - отменить.

При подготовке документа часто возникает потребность в информации, находящейся либо в файле базы данных, либо на сервере баз данных. Обычно в таких случаях используются специальные приложения-клиенты, поддерживающие механизм открытого доступа к данным(ODBC). Он обеспечивает возможность получения данных любым поддерживающим его приложением-клиентом от любого приложения-сервера.

В решениях [50] встроена поддержка технологий Интернет, что позволяет создавать гибкие и простые в использовании Интранет-решения. Любое приложение позволяет сохранять документы в формате HTML, использовать встроенные в документы ссылки на объекты Интранет-сетей (локальных сетей) и просматривать ресурсы Интранет и Интернет.

Под работой с документами через Интернет обычно понимают возможность найти информацию и получить ее на своем рабочем месте вне зависимости от ее исходного расположения. Наиболее популярной реализацией этих функций является Web-технология. Она включает Интернет как транспортную среду, Web-серверы как информационные ресурсы и программы просмотра Web (например, Internet Explorer, Netscape Navigator) как средства доступа к информации [50]. Сама Web-технология основана на гипертекстовых ссылках между документами, что позволяет достаточно легко отыскивать информацию по всему миру, но при работе с большими архивами информации (содержащими сотни тысяч документов) такая технология достаточно трудоемка. Для того, чтобы найти какой-то документ в большом архиве с использованием гипертекстовых ссылок, требуются десятки шагов, что отнимает немало времени.

Система документооборота DOCS Open [50] предлагает технологию управления документами в Интернете, совместимую с Web. С ее помощью обеспечивается доступ к DOCS-хранилищу из любого Web-броузера, публикация документов на Web-сервере и шифрование информации. Для пользователя сильно облегчается поиск информации в больших архивах. Достаточно задать критерии отбора информации, указывая при этом атрибуты документа и/или контекстные запросы к содержанию. В ответ система вернет список документов, удовлетворяющих заданным критериям.

8.7. Педагогические информационные базы данных.

В настоящее время остро возникла потребность в развитии единой системы информации в области образования, что предполагает создание целенаправленного обмена информацией между практикой обучения, педагогической наукой и сферой управления. Это, естественно, обуславливает необходимость сбора, систематизации, обработки и перераспределения больших массивов педагогической информации.

Для системы образования необходимо формировать следующие базы данных:

  • нормативные документы (законы, приказы, письма, инструкции и т.п.), регламентирующие всю деятельность сферы образования;
  • информация о новых педагогических подходах;
  • информация об учебных планах и программах (в том числе и вариантных и параллельных с оценкой их качества и применимости);
  • информация об учебно-методической литературе;
  • информация о компьютерных средствах обучения и программно-методических комплексах;
  • информация о средствах измерения уровня знаний учащихся;
  • практические рекомендации по организации управления и хозяйственной деятельности учреждений системы образования в новых постоянно меняющихся условиях;
  • информация о потенциальных партнерах среди российских организаций, объединений и предприятий, возможных источниках дополнительных ресурсов (финансовых средств, методической помощи, информационного обеспечения, программно-инструментальных и технических средств и т.д.);
  • учебно-методические материалы, педагогические инновации и новые информационные технологии, используемые, рекомендуемые или предназначенные для системы образования;
  • отечественный и зарубежный опыт применения учебно-методических инноваций и новых информационных технологий в системе образования;
  • обзоры и экспертные оценки состояния и перспектив развития системы образования, новых учебно-методических материалов, исследований в областях, связанных с системой образования;
  • государственные, региональные и прочие мероприятия системы образования (совещания, конференции, семинары);
  • государственные, региональные и прочие программы научно-педагогических, методических и других исследований, связанных с проблемами образования;
  • состояние рынка услуг системы образования, технические и программные средства обучения, учебно-методическая литература (в том числе - рекламные материалы);
  • технические и программные средства поддержки новых информационных технологий, требования и стандарты для аппаратных и программных средств.

Указанные базы данных формируются:

  • из текстового файла, набранного редактором текста,
  • из файлов, находящихся на магнитных носителях,
  • из файлов, получаемых по компьютерным телекоммуникационным сетям,
  • из файлов, получаемых по каналам связи, образованными системой телевизионного вещания "ТВ-ИНФОРМОБРАЗОВАНИЕ".

Критериями отбора информации для заполнения баз данных служат информационная ценность источника (наличие ранее неопубликованных данных, новых методов исследования, оригинальных педагогических идей и решений), а также его актуальность, полезность, возможность практического использования абонентами сети.

Потребителями информации указанных баз данных являются:

  • руководящие работники системы образования. Основным направлением деятельности этой группы является руководство системой образования. В связи с этим наибольший интерес для работников органов управления представляет оперативная информация Министерства образования Российской Федерации: приказы, распоряжения, решения Коллегии и т. п., а также аналитические материалы по проблемам педагогики,
  • ученые, сотрудники научных учреждений системы РФ и Российской академии образования. Этой категории потребителей для эффективного проведения научно-исследовательских работ желательно иметь информацию о зарубежном педагогическом опыте, а также различного рода аннотированную библиографию,
  • преподаватели педагогических вузов, техникумов, колледжей и институтов повышения квалификации работников образования. Спецификой этой категории специалистов является то, что наряду с учебно-преподавательской деятельностью они ведут достаточно активную научно-методическую работу. Поэтому для них будет важна не только информация, способствующая эффективному проведению научно-исследовательских работ, но также сведения о передовом педагогическом опыте,
  • учителя общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Основная задача этой категории потребителей информации - осуществление учебно-воспитательного процесса. Наибольшую ценность для них представит конкретная информация о результатах научно-исследовательской и методической работы, передовом педагогическом опыте, которую можно будет непосредственно внедрить в педагогическую практику; компьютерные учебные программы и т. п.

Наличие различных категорий потребителей информации и многоаспектность их информационных потребностей требуют создания единой сети банков педагогических данных по блокам:

  • научно-педагогическая информация по дошкольному воспитанию;
  • научно-педагогическая информация по средней общеобразовательной школе и альтернативным учебным заведениям;
  • научно-педагогическая информация по политехническому и среднему специальному образованию;
  • научно-педагогическая информация по подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Принципиально важной частью единой сети банков педагогических данных является такая система обмена данными между рабочими станциями, при которой каждая станция помимо функции ввода информации может формировать запросы к другим рабочим станциям и отвечать на аналогичные запросы, поступающие от них.

Всем этим требованиям отвечает система обмена данными, основанная на технологиях Интернет/Интранет.

8.8. Организация системы дистанционного образования.

На основе глобальных коммуникационных сетей основана технология дистанционного обучения.

Федеральная программа развития единой системы дистанционного образования России [45] разрабатывается с 1995 г. Дистанционное обучение дополняет очную и существующую в России с 1927 г. заочную форму обучения, совершенствуя и развивая их, способствует интеграции различных образовательных структур и развитию истинно демократичной, распределенной по территории России системы непрерывного образования граждан. Если существующая система в определенной степени ограничивает доступ к профессиональному среднему и особенно высшему образованию, то создаваемая единая система дистанционного образования России не имеет границ, эта система образования для всех и на протяжении всей жизни.

Спрос на дистанционное обучение в России оценивается как соизмеримый с потребностями образования по дневной форме обучения, т.е. составляет примерно 1,5 млн. обучаемых в год. Кроме того, по оценкам Федеральной службы занятости населения в России ежегодно требуется переподготавливать около 2 млн. специалистов, вынужденных менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, вынужденной миграции населения и других причин. Крупными потребителями системы дистанционного обучения могут стать русскоязычное население в зарубежных странах и лица, для которых русский язык является вторым основным языком. Как значительный оценивается и спрос на услуги российской системы дистанционного образования со стороны граждан зарубежных стран.

В отличие от традиционных систем дистанционное образование позволяет построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию обучения, пройти ее, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде, удовлетворить потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.

Особенно привлекательными характеристическими чертами учебного процесса в системе дистанционного образования является его гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии. Система дистанционного образования России создается как единая, что подразумевает:

  • единство организационных, учебно-методических и других принципов создания системы дистанционного образования в целях обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и граждан,
  • создание сети государственных региональных и отраслевых центров дистанционного образования, обеспечивающих проведение государственной политики по созданию системы дистанционного образования в отраслях и регионах,
  • создание доступного для всей системы дистанционного образования федерального банка учебных курсов, имеющих единую сертификацию, авторское и учебно-методическое сопровождение, доступных по телекоммуникационным сетям образовательных ресурсов (банков и баз знаний и данных учебного назначения).
  • создание Российского университета дистанционного образования (распределенного университета), объединяющего ресурсы множества образовательных учреждений всех форм собственности, входящих в систему дистанционного образования). Гражданам, прошедшим обучение в образовательных учреждениях в составе Российского дистанционного образования, будут вручаться дипломы государственного образца.

Создаваемая в России единая система дистанционного образования должна обеспечить:

  • широкомасштабную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для кадрового обеспечения конверсионных, образовательных, региональных и других государственных и общественных программ,
  • качественно новый уровень академической мобильности студентов, предоставляя им возможность для перехода с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных заведениях, в том числе зарубежных, предоставлять возможность получения образования лицам с физическими недостатками, не имеющими возможность обучаться в традиционной системе,
  • высокое качество образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте использования передовых информационных технологий,
  • расширение географии высшей школы России, выход на новые рынки образовательных услуг в стране и за рубежом,
  • доступность высшего образования для иностранных граждан, преодоление изолированности отечественной системы образования от мировой образовательной системы, в том числе и на языковом уровне,
  • снижение социальной напряженности в крупных городах, возникающей в связи с миграцией молодежи (в том числе и не достигшей совершеннолетия) с целью получения образования в ведущих вузах страны,
  • возможность получения образования по месту жительства и решение тем самым социальных проблем, связанных с существующей диспропорцией в размещении высших учебных заведений на территории России.
  • возможность осуществлять продвинутое образование особо одаренных детей и подростков независимо от места их проживания и удаленности от традиционных академических и университетских центров.

Разработчиков программных пакетов, позволяющих создавать курсы дисциплин для дистанционного обучения, не так уж много в нашей стране, да и во всем мире тоже. Наиболее известные среди них: Московский областной центр новых информационных технологий при Московском государственном институте электронной техники (МОЦНИТ), система дистанционного обучения "Прометей" (Москва), Hyper-Method Company из Санкт-Петербурга. В некоторой степени ситуацию облегчает то, что сами учебные заведения, которые внедряют дистанционное обучение, также разрабатывают и программное обеспечение. Но это дело трудоемкое, дорогостоящее и долговременное.

Перечислим известные программные продукты для дистанционного обучения.

МОЦНИТ МИЭТ [84] разработал целую систему создания учебных курсов, проведения обучения, связи преподавателей и обучающихся, контроля процесса обучения.

Система дистанционного обучения "Прометей" [85] предлагает систему "Прометей", предназначенную для обучаемых и систему "Дизайнер курсов", предназначенную преподавателям для создания учебных курсов и редактирования их. Поскольку разработчики стараются идти в ногу со временем, то в редакторе курсов можно использовать не только текст и графику, но и мультимедийные возможности.

Не менее интересны пакеты компании Hyper-Metho Company [86], обладающие широкими возможностями.

Система дифференцированного Интернет-обучения "Гекадем" [87] - разработка Байкальского института бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета. Она предназначена для решения таких задач, как разработка учебных курсов, обучение, контроль и сопровождение учебного процесса в целом.

Автоматизированная система обучения и контроля знаний "Система дистанционного обучения" - это разработка компаний "Гипермедиа" [88] и "ОПТИМЛ-НЕТ" [89]. Пакет состоит из двух частей - электронного учебника и системы контроля знаний. Особенность этого пакета в том, что наряду с присутствием куратора, следящего за проведением учебного процесса и производящего контроль знаний обучаемого, наличие преподавателя как такового не предполагается - обучает сама программа.

Несмотря на небольшое количество разработчиков программного обеспечения для дистанционного обучения, количество образовательных организаций, внедряющих эту форму, растет. В качестве примера можно привести следующие организации.

Современный гуманитарный университет [90] предлагает обучение по таким дисциплинам, как психология, юриспруденция, социология, политология, философия, лингвистика. Располагает собственным телепортом и каналами спутникового телевидения, информационно-спутниковой учебной сетью.

Всесоюзный заочный финансово-экономический институт [91] предоставляет услуги по дистанционной форме обучения в филиалах, находящихся в Архангельске. Барнауле, Владимире. Волгограде. Воронеже, Калуге, Краснодаре, Курске, Липецке, Омске, Пензе, Туле. Уфе, Челябинске, Серпухове.

Институт дистанционного образования при Российском университете дружбы народов [92] применяет технологии дистанционного образования в заочной форме обучения, повышая тем самым эффективность учебного процесса.

Институт дистанционного образования Томского государственного университета [69] производит обучение по трем направлениям - довузовскому, высшему и дополнительному.

Казахстанско-Российский университет дистанционного образования [70] был основан на базе двух вузов -Томского государственного университета и Казахского государственного женского педагогического института. Принципы организации образовательных программ этого вуза основаны на использовании мультимедиа технологий при составлении учебного материала, распределенном характере обучения и участии авторов курсов в учебном процессе.

Центр дистанционного обучения Московского государственного института электроники и математики [71] производит подготовку по таким программам, как "Дизайн и реклама в компьютерных сетях" и "Вычислительная техника и телекоммуникации".

Московский государственный университет леса [93] проводит заочно-дистанционную систему обучения по лесотехническому направлению.

Это далеко не полный список образовательных организаций, внедряющих технологию дистанционного образования. Их число постоянно увеличивается. Надо сказать, что организация дистанционного обучения зависит от материального снабжения образовательных организаций. Необходимы затраты на приобретение новых программных продуктов, разработку более совершенных средств связи администрации, преподавателей и обучаемых, приобретение аппаратного обеспечения (web-камер, микрофонов, наушников, другой периферии) и модернизацию имеющегося.

Единая система дистанционного образования России строится как открытая система. Россия предоставляет свои индустриальные, технические и образовательные возможности всему мировому сообществу и приглашает все страны к равноправному сотрудничеству, одним из интереснейших результатов которого станет накопление капитала знаний всего человечества.

[an error occurred while processing this directive]