В мае 1945 года Германия представляла собой ужасное зрелище. Самые крупные города были разрушены почти до основания. Обочины дорог были забиты уничтоженной техникой. Повсюду валялись трупы. Воздух пропитался кирпичной пылью и смрадом разлагающихся тел.
Люди производили странное впечатление. Казалось, они утратили способность к проявлению каких бы то ни было эмоций. Подобно зомби, немцы брели куда-то, копались в развалинах, либо просто сидели, уставившись в одну точку. Измученные бомбардировками союзников, постоянным недоеданием, все возрастающим страхом перед вторжением большевистских орд, они вдруг поняли, что кровавая борьба последних лет, отнявшая у них столько душевных и физических сил, оказалась бессмысленной. Немцы поняли, что идеи, за которые они сражались, были ложными... Позднее это состояние угнетенности отразят Г.Белль, в своих книгах, и Р.В.Фасбиндер, в своих фильмах. Германский народ проиграл две войны: со всем миром и с нацистами. Второй проигрыш оказался самым болезненным. Польстившись на обещания райской жизни, немцы продали душу дьяволу - Гитлеру, а теперь наступил час расплаты.
Долгое время после окончания второй мировой войны историки уделяли слишком мало внимания организации пропаганды в «Третьем рейхе». Действительно, на фоне миллионов жертв, разоренных стран и грандиозных сражений деятельность какого-то доктора философии отступала на задний план. Характерным примером полного невнимания к нацистской пропаганде было оправдание на Нюрнбергском процессе одного из главных приспешников Геббельса - Ханса Фриче. Можно предположить, что и «малютка доктор», останься он в живых, избежал бы в Нюрнберге петли. Положение начало меняться в 70-е годы, когда возник вопрос, как же нацистам удалось, в той или иной степени, подчинить себе многомиллионный народ.
Были опубликованы дневники Геббельса, затем появились публикации, посвященные кинематографу, литературе, музыке нацистского периода, но полной картины так и не было создано. В середине 80-х годов в свет вышла книга американского историка Р.Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер» (оригинальное название этой книги). Автор подошел к изучению нацистской пропаганды с нетрадиционной стороны. Уделив минимум внимания пропагандистским изделиям, он, прежде всего, занялся исследованием способа деятельности и функционирования министерства Геббельса. Для этого Герцштейну пришлось погрузиться в архивы и изучать деловую переписку нацистских чиновников (что, конечно же, является большим научным подвигом). Автор смог воссоздать в своей книге огромную, запутанную, изначально пораженную интригами систему нацистской пропаганды, проследить, какими путями шло создание книг, плакатов и кинофильмов, от возникновения замысла до представления их общественности.
Книга Герцштейна состоит из четырех частей, разделенных на 12 глав, снабжена обширными примечаниями и хорошо проиллюстрирована. Первая часть книги посвящена идеологу тотальной войны Йозефу Геббельсу, истории его жизни и становления как нацистского пропагандиста, а также основным учреждениям министерства пропаганды. Во второй части книги речь идет о работе нацистских книгоиздателей, плакатистов и кинематографистов. Третья часть посвящена тому, как нацисты пропагандировали свою идеологию посредством самого массового из искусств - кинематографа. И, наконец, в четвертой части книги тщательно проанализирована реакция населения Германии на нацистскую пропаганду, для чего автору пришлось внимательно изучить многочисленные доклады СД о состоянии общественного мнения, отчеты о посещаемости кинотеатров, финансовые документы кинокомпаний и т.д.
Из-за обильности цитирования казенных документов, большого количества аббревиатур и научного стиля, книга читается довольно тяжело, но материал, содержащийся в ней, без сомнения, привлечет внимание профессиональных историков и всех, интересующихся историей «Третьего рейха».
У бывшего советского человека, который будет читать книгу Герцштейна, написанную в расчете на читателя из западных демократических стран, не прошедшего «школы коммунизма», несомненно, часто будет возникать улыбка. Мы еще помним всякие идеологические кинолектории, «Всесоюзные кинопремьеры», тематические подборки настенных плакатов и диапозитивов. Каждый видел (но никто не читал) тысячи «Справочников партийного пропагандиста». Многие магазины до сих пор не избавились от литературы об «их нравах».
На примере книги Герцштейна мы должны понять, что если мы - россияне снова допустим в нашей стране тоталитарный режим, то проиграем войну с ним, как немцы в 1945 году.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.