В начало
ДЖОН ЛОКК И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПРИМЕЧАНИЯ
ПОСВЯЩЕНИЕ
ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава первая. ВВЕДЕНИЕ
Глава вторая. В ДУШЕ НЕТ ВРОЖДЕННЫХ ПРИНЦИПОВ
Глава третья. НЕТ ВРОЖДЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
Глава четвертая. ДАЛЬНЕЙШИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ВРОЖДЕННЫХ ПРИНЦИПАХ
КАК УМОЗРИТЕЛЬНЫХ, ТАК И ПРАКТИЧЕСКИХ
КНИГА ВТОРАЯ
Глава первая. ОБ ИДЕЯХ ВООБЩЕ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ
Глава вторая. О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ
Глава третья. ОБ ИДЕЯХ ОДНОГО ЧУВСТВА
Глава четвертая. О ПЛОТНОСТИ
Глава пятая. О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ ОТ РАЗНЫХ ЧУВСТВ
Глава шестая. О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ РЕФЛЕКСИИ
Глава седьмая. О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ КАК ОЩУЩЕНИЯ, ТАК И РЕФЛЕКСИИ
Глава восьмая. ДАЛЬНЕЙШИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАШИХ ПРОСТЫХ ИДЕЯХ
Глава девятая. О ВОСПРИЯТИИ
Глава десятая. ОБ УДЕРЖАНИИ [ПРОСТЫХ ИДЕЙ]
Глава одиннадцатая. О РАЗЛИЧЕНИИ И ДРУГИХ ДЕЙСТВИЯХ УМА
(MIND)
Глава двенадцатая. О СЛОЖНЫХ ИДЕЯХ
Глава тринадцатая. О ПРОСТЫХ МОДУСАХ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ПРОСТЫХ
МОДУСАХ ПРОСТРАНСТВА
Глава четырнадцатая. О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ПРОСТЫХ МОДУСАХ
Глава пятнадцатая. О ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ, РАССМАТРИВАЕМЫХ
ВМЕСТЕ
Глава шестнадцатая. О ЧИСЛЕ
Глава семнадцатая. О БЕСКОНЕЧНОСТИ
Глава восемнадцатая. О ДРУГИХ ПРОСТЫХ МОДУСАХ
Глава девятнадцатая. О МОДУСАХ МЫШЛЕНИЯ
Глава двадцатая. О МОДУСАХ УДОВОЛЬСТВИЯ И СТРАДАНИЯ
Глава двадцать первая. О СИЛАХ [И СПОСОБНОСТЯХ] (OF POWER)
Глава двадцать вторая. О СМЕШАННЫХ МОДУСАХ
Глава двадцать третья. О НАШИХ СЛОЖНЫХ ИДЕЯХ СУБСТАНЦИЙ
Глава двадцать четвертая. О СОБИРАТЕЛЬНЫХ ИДЕЯХ СУБСТАНЦИЙ
Глава двадцать пятая. ОБ ОТНОШЕНИИ
Глава двадцать шестая. О ПРИЧИНЕ И СЛЕДСТВИИ И ДРУГИХ ОТНОШЕНИЯХ
Глава двадцать седьмая. О ТОЖДЕСТВЕ И РАЗЛИЧИИ
Глава двадцать восьмая. О ДРУГИХ ОТНОШЕНИЯХ
Глава двадцать девятая. О ЯСНЫХ И СМУТНЫХ, ОТЧЕТЛИВЫХ И
ПУТАНЫХ ИДЕЯХ
Глава тридцатая. ОБ ИДЕЯХ РЕАЛЬНЫХ И ФАНТАСТИЧЕСКИХ
Глава тридцать первая. ОБ ИДЕЯХ АДЕКВАТНЫХ И НЕАДЕКВАТНЫХ
Глава тридцать вторая. ОБ ИДЕЯХ ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ
Глава тридцать третья. ОБ АССОЦИАЦИИ ИДЕЙ
КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава первая. О СЛОВАХ, ИЛИ О ЯЗЫКЕ ВООБЩЕ
Глава вторая. О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ
Глава третья. ОБ ОБЩИХ ТЕРМИНАХ
Глава четвертая. ОБ ИМЕНАХ ПРОСТЫХ ИДЕЙ
Глава пятая. ОБ ИМЕНАХ СМЕШАННЫХ МОДУСОВ И ОТНОШЕНИЙ
Глава шестая. ОБ ИМЕНАХ СУБСТАНЦИЙ
Глава седьмая. О СЛОВАХ-ЧАСТИЦАХ
Глава восьмая. ОБ ОТВЛЕЧЕННЫХ И КОНКРЕТНЫХ ТЕРМИНАХ
Глава девятая. О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ СЛОВ
Глава десятая. О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ СЛОВАМИ
Глава одиннадцатая. О СРЕДСТВАХ ПРОТИВ УПОМЯНУТЫХ НЕСОВЕРШЕНСТВ
И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Глава первая. О ПОЗНАНИИ ВООБЩЕ
Глава вторая. О СТЕПЕНЯХ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ
Глава третья. О СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Глава четвертая. О РЕАЛЬНОСТИ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ
Глава пятая. ОБ ИСТИНЕ ВООБЩЕ
Глава шестая. ОБ ОБЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ, ИХ ИСТИННОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ
Глава седьмая. О НЕСОМНЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ (MAXIMS)
Глава восьмая. О ПОЛОЖЕНИЯХ С НИЧТОЖНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Глава девятая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Глава десятая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ БЫТИЯ БОГА
Глава одиннадцатая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРУГИХ
ВЕЩЕЙ
Глава двенадцатая. ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ
Глава тринадцатая. НЕСКОЛЬКО ДАЛЬНЕЙШИХ СООБРАЖЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО
НАШЕГО ПОЗНАНИЯ
Глава четырнадцатая. О СУЖДЕНИИ
Глава пятнадцатая. О ВЕРОЯТНОСТИ
Глава шестнадцатая. О СТЕПЕНЯХ СОГЛАСИЯ
Глава семнадцатая. О РАЗУМЕ (OF REASON)
Глава восемнадцатая. О ВЕРЕ И РАЗУМЕ И ИХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ
Глава девятнадцатая. О [РЕЛИГИОЗНОМ] ИССТУПЛЕНИИ (OF ENTHUSIASM)
Глава двадцатая. ОБ ОШИБОЧНОМ СОГЛАСИИ, ИЛИ ЗАБЛУЖДЕНИИ
Глава двадцать первая. О РАЗДЕЛЕНИИ НАУК
|
Глава девятая. О НАШЕМ ПОЗНАНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
1. Общие достоверные положения не касаются существования.
До сих пор мы рассматривали только сущности вещей. Будучи лишь отвлеченными
идеями, а потому отдаленными в наших мыслях от существующих единичных вещей
(сущность абстрагирования в том и состоит, чтобы рассматривать идею лишь
так, как она существует в разуме), сущности вещей вовсе не дают нам познания
реального существования. Здесь мимоходом можно заметить, что не касаются
существования те всеобщие положения, об истинности или ложности
которых мы можем иметь достоверное знание, и далее, что все частные
положения, утверждающие или отрицающие, которые при обобщении теряют
свою достоверность, касаются лишь существования; они указывают лишь
на случайное соединение или разъединение в существующих вещах таких идей,
которые в их отвлеченной природе не имеют никакого известного нам необходимого
соединения или несовместимости.
2. Троякое познание существования. Я оставляю для более
подробного рассмотрения в другом месте вопрос о природе положений и о различных
способах утверждения. Теперь же перейдем к исследованию нашего познания
существования вещей и того, как мы к этому познанию приходим. Я утверждаю,
что познание своего собственного существования мы получаем через
интуицию, познание бытия божия — путем доказательства, а познание
других вещей — через ощущение.
3. Наше познание нашего собственного существования интуитивно.
Что касается нашего собственного существования, то мы воспринимаем
его столь ясно и столь достоверно, что оно не нуждается ни в каком доказательстве
и недоказуемо, ибо для нас нет ничего очевиднее нашего собственного существования.
Я мыслю, я рассуждаю, я чувствую удовольствие и страдание. Разве
может все это быть для меня очевиднее, чем мое собственное существование?
Если я сомневаюсь во всех других вещах, то само это сомнение заставляет
меня воспринимать мое собственное существование и не позволит мне
усомниться в нем. Если я знаю, что я чувствую страдание, то ясно,
что восприятие моего собственного существования столь же достоверно для
меня, как и восприятие существования испытываемого мной страдания. Если
же я знаю, что я сомневаюсь, то мое восприятие сомнительного существования
вещи столь же достоверно, как и восприятие той мысли, которую я называю
сомнением. Итак, опыт убеждает нас в том, что у нас есть интуитивное
познание своего собственного существования и внутреннее безошибочное
восприятие, что мы существуем. При каждом акте ощущения, рассуждения или
мышления мы сознаем свое бытие, и в этом смысле у нас нет недостатка в наивысшей
степени достоверности.
|