[an error occurred while processing this directive] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Методические рекомендации к выполнению статистических расчетов Раздел II. Образец выполнения и оформления заданий 1-3 курсовых и контрольных работ |
Задание 2По исходным данным (табл. 1) с использованием результатов выполнения задания 1 необходимо выполнить следующее. 1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками Среднесписочная численность менеджеров и Объем продаж фирмами, образовав шесть групп с равными интервалами по каждому из признаков, используя методы: а) аналитической группировки; б) корреляционных таблиц. 2. Измерить тесноту корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение. Сделать выводы по результатам выполнения задания 2. Выполнение задания 2Целью выполнения данного задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, а также установление направления связи и оценка ее тесноты. По условию задания 2 факторным является признак Среднесписочная численность менеджеров, результативным - признак Объем продаж. 1. Установление наличия и характера корреляционной связи между признаками Среднесписочная численность менеджеров и Объем продаж методами аналитической группировки и корреляционных таблиц1а. Применение метода аналитической группировкиАналитическая группировка строится по факторному признаку X и для каждой j-й группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора X от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь. Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком X - Среднесписочная численность менеджеров и результативным признаком Y - Объем продаж. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7). Таблица 7 Зависимость объема продаж от среднесписочной численности менеджеров
Групповые средние значения получаем из табл. 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8. Таблица 8 Зависимость объема продаж от среднесписочной численности менеджеров
Вывод: Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением среднесписочной численности менеджеров от группы к группе систематически возрастает и средний объем продаж по каждой группе фирм, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками. 16. Применение метода корреляционных таблицКорреляционная таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку X и результативному признаку Y. На пересечении j-й строки и k-й графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j-й интервал по признаку X и в k-й интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему. Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам Х и Y. Для факторного признака X - Среднесписочная численность менеджеров эти величины известны из табл. 4. Определяем величину интервала для результативного признака Y - Объем продаж при k = 6, ymaх = 4,0 млн. руб., ymin = 2,5 млн. руб.:
Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 9): Таблица 9
Подсчитывая для каждой группы число входящих в нее фирм с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10). Таблица 10 Интервальный ряд распределения фирм по объему продаж
Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11). Таблица 11 Корреляционная таблица зависимости объема продаж от среднесписочной численности менеджеров
Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между среднесписочной численностью менеджеров и объемом продаж фирмами. 2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации η2 и эмпирического корреляционного отношения ηКоэффициент детерминации η2 характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака X на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :
где - общая дисперсия признака Y; - межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y. Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле (10) где yi - индивидуальные значения результативного признака; - общая средняя значений результативного признака; n - число единиц совокупности. Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора X (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле (13) где - групповые средние; - общая средняя; fj - число единиц в j-й группе; k - число групп. Для расчета показателей и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
Значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 12. Таблица 12 Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Рассчитаем общую дисперсию:
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 13. При этом используются групповые средние значения из табл. 8 (графа 5). Таблица 13 Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Рассчитаем межгрупповую дисперсию:
Определяем коэффициент детерминации:
Вывод. 91,8% вариации объема продаж товаров фирмами обусловлено вариацией среднесписочной численности менеджеров по продажам, а 8,2% - влиянием прочих неучтенных факторов. Эмпирическое корреляционное отношение η оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле
Рассчитаем показатель η
Вывод: согласно шкале Чэддока связь между среднесписочной численностью менеджеров и объемом продаж фирмами является весьма тесной. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[an error occurred while processing this directive] |