Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В.Ф.Одоевский
Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних и развивалась вместе с обществом. Социальный прогресс оказался возможным потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Чем сложнее становилось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем востребованнее было специально организованное образование - целенаправленная передача подрастающему поколению опыта человечества.
Традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство. Из античной Греции пришел к нам термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки об обучении и воспитании. Дословно по-гречески слово «педагогика» («пейдагогос») означает «детовождение» (пейда - ребенок, гогос - вести). Впоследствии педагогами стали называть людей, занимавшихся обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука, впервые вычлененная из системы философских знаний в начале XVII в., - педагогика.
К основным категориям педагогической науки относятся воспитание, обучение и развитие:
Воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. В широком смысле воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек. Как «мера всех вещей», человек является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении, - по мнению академика РАО Е.В.Бондаревской, - это и есть гуманистическое воспитание.
Обучение - процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся.
Развитие - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Педагогика исследует сущность и закономерности воспитания, принципы, формы, технологии и методы обучения, технологии, тенденции и перспективы развития личности. Современные педагогические науки классифицируются следующим образом:
Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате обучения и воспитания.
Предмет педагогической науки - образовательные отношения, способствующие развитию личности ребенка.
Таким образом, педагогика - это крупная отрасль науки, в которой заняты тысячи ученых. Однако очевиден и другой факт. Педагогика - это практическая деятельность, в которой в той или иной роли (обучающий или обучающийся) занят каждый четвертый житель нашей страны. По данным Министерства образования России на 1.01.2000 г., в более чем 140 тыс. различных типов образовательных учреждений у нас обучались 37 млн. 270 тыс. человек. Число педагогов в них превышало 4 млн. человек.
Каждый из нас учился в общеобразовательной школе и знаком с системой преподавания в профессиональных учебных заведениях. Как это ни грустно, но далеко не каждый учитель запоминается нам на всю жизнь своей неповторимостью, интеллигентностью, нестандартностью мышления, гуманностью, оригинальностью уроков. Иметь профессию учителя еще не значит уметь хорошо преподавать, потому что педагогика - это еще и искусство. Педагогов невозможно выпускать на «университетском конвейере»; даже «штучная подготовка» не гарантирует наличия у выпускника педагогического вуза таланта преподавания. Поэтому хороший педагог - такая же редкость, как и талантливый артист.
Наконец, педагогика - это часть культуры народа, непреходящая ценность. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации. Таким образом, педагогика - сложнейший конгломерат науки, практики, искусства и специфической культуры.
В современных условиях роль педагогической науки, в том числе воспитательной педагогики, неоценимо высока в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи. Ученые США, работающие в Национальном совете по социальным исследованиям, выделили ряд базовых ценностей для включения их в процесс приобщения учащихся к демократическому обществу. Для России, идущей по трудному пути демократизации своей общественной жизни, эти базовые ценности безусловно интересны.
Участие
Для того чтобы демократическое общество функционировало, все его члены должны принимать активное участие в его жизни. Это означает, что граждане знают проблемы общества и хотят отстаивать свои убеждения. Использование права голоса является делом первостепенной важности и представляет собой наивысшее проявление участия в жизни демократического общества.
Сотрудничество
В демократическом обществе должно поддерживаться соответствующее равновесие между сотрудничающими членами и теми, кто сохраняет индивидуализм. Это может быть равновесие, способствующее гармоничному функционированию социальной группы и в то же время обеспечивающее структуры, которые предоставляют возможность всем членам общества наиболее полно проявить заложенный в них потенциал. Чтобы поощрять сотрудничество, учителя могут создавать условия для совместной работы детей, давать специальные уроки по социальным знаниям, вовлекать детей в ролевые игры.
Индивидуализм
Учащиеся нуждаются в развитии индивидуализма, особенно в младшем возрасте. При демократии индивидуализм должен сочетаться с чувством ответственности перед обществом. Родственное понятие «автономность» предполагает, что личность несет ответственность за свои собственные действия. Личные проекты, отчеты, произведения искусства, музыка, миниспектакли, танцы, которые могут быть продемонстрированы в классе, предоставляют учащимся возможность показать себя и способствуют развитию индивидуальности.
Самодисциплина
Предполагается, что в демократическом обществе граждане заняты дисциплинированной деятельностью. Оказать детям помощь в формировании чувства ответственности - важная задача учителя. Истинная дисциплина заключена внутри нас. Предоставляя учащимся возможность действовать по своему усмотрению, учитель в значительной степени поощряет их к такому поведению, которое ведет к самоконтролю. Подавая личный пример, наставники могут показать учащимся, как следить за своими собственными успехами при помощи контрольных листков и таблиц.
Терпимость к различиям (толерантность)
В свободном обществе необходимо развивать терпимость и понимание различий во мнениях и убеждениях. Это трудная задача, но тем не менее терпимость составляет суть идеалов демократии. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия - главное условие, необходимое для развития терпимости. Терпимость связана с чувством искренней доброты к другим.
Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они в свою очередь с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость.
Достоинство
В тесной связи с добротой и уважением находится человеческое достоинство. Детям присуще чувство человеческого достоинства, но оно может быть легко разрушено. Дети могут усваивать вежливое и уважительное отношение к другим благодаря участию в самодеятельности, исполнению ролей в учебных играх, благодаря примерам из художественной литературы и из жизни взрослых, в процессе дискуссий.
Свобода
Существование и развитие демократического общества во многом зависит от степени свободы его членов. Для сохранения и развития демократии необходимо подпитывать свободу на индивидуальном и корпоративном уровнях. Даже дети младшего школьного возраста начинают осознавать динамику свободы, когда им предоставляется возможность заниматься по своему выбору какой-либо деятельностью. Если вы устраиваете в классе контрольную работу, не пишите на доске традиционные 2 варианта для 1 и 2 рядов сидящих за партами. Дайте 4-5 вариантов работы, и пусть дети сами выберут любой из них. Доверяйте детям! Дорожите их свободой!
Прямота
Под прямотой имеются в виду такие понятия, как честность, целостность, полнота взаимоотношений. Члены демократического общества должны проявлять прямоту ежедневно. Следует предоставлять детям ежедневную возможность обсуждать со старшими природу этих качеств и учиться им на примерах из жизни и классических произведений искусства.
Радость
В классах должно быть больше радости! Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Восторженность принятия нового материала будет способствовать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе.
Термин «методология» - греческого происхождения. Он означает дословно «учение о методе» или «теория метода». Методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.
Понятие «методология» является сложным и не всегда понимается однозначно. Оно употребляется прежде всего в широком смысле общей методологии наук. В таком случае это понятие означает исходную философскую позицию научного познания, общую для всех научных дисциплин. Универсальной научной методологией является сочетание материалистической и идеалистической философии, изучающих законы развития общества, природы, мышления и давших формулировки:
В более узком смысле слова «методология» означает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах. В.А.Штофер определяет ее так:
«В отличие от методологии в широком философском смысле, методологии, заостряющей внимание на анализе методологической роли и эвристического значения главным образом онтологических принципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является частью гносеологии; она представляет собой теорию научного познания и призвана изучать закономерности сложного процесса познания в тех его многообразных и взаимосвязанных формах и проявлениях, которые характерны для науки».
Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.
Следует различать понятия методология и методика. Понятие «метод» применяется в узком смысле слова. Чаще всего оно означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в педагогике - метод научного наблюдения, метод опроса, метод моделирования и т.п. То есть методика = техника. Термином методика мы обозначаем различные конкретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется более глубокое познание педагогических явлений и процессов.
В философской литературе нет общепринятого определения методологии. Ее иногда определяют как совокупность приемов исследования, как учение о методах научного познания и преобразования мира. Но действительное содержание методологии шире. Методология - это система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.
Своеобразие методологических принципов заключается в том, что теоретическое обоснование их выходит за границы, задачи и возможности науки, в которой они используются, а каждый такой принцип представляет какое-либо теоретическое знание, играющее роль метода. По мнению М.А.Данилова, методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.
Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т.е. о познании. Она включает:
Короче говоря, методология образования - это:
Современная российская образовательная система находится в состоянии глубокого кризиса, но активно пытается выбраться из создавшегося положения. Образование не удовлетворяет возросшие потребности общества и личности.
Его кризис - двусторонний:
Кризис институтов образования объясняется слабой экономикой страны, осуществляющей финансирование школ и вузов по «остаточному принципу», низким уровнем подготовки кадров и устаревшей методологией (содержательный кризис, побуждающий менять содержание образования). Лучшие кадры - те педагоги, для которых учительская деятельность является смыслообразующим началом в жизни, несмотря на нищенскую зарплату. Но много ли таких в нашем обществе? Содержание же образования надо менять, так как общество развивается и необходимо учитывать динамику жизни. В высшей школе преподают науки, в школе - основы наук. А знания, преподносимые студентам в вузе, нередко находятся на уровне классической науки конца XIX в. То есть ядро знаний является устаревшим, не соответствует действительной картине мира. Содержание образования надо менять и потому, что меняются ценностные ориентации в обществе.
Это касается не только России. В нашей стране известны по крайней мере 5-6 попыток реформы образования. Взять к примеру хотя бы министра народного просвещения России графа П.Н.Игнатьева, который накануне первой мировой войны хотел создать русскую национальную школу. Студент Оксфордского, выпускник Киевского университета П.Н.Игнатьев начал реформу от структуры министерства до сельской школы. За это его не любили, ему мешали, и в конце 1916 г. (спустя полтора года после назначения министром) он подал в отставку.
Основными вопросами реформирования школы всегда были:
Все это очень глобально, и ни одна из реформ не оказалась способной решить эти проблемы. Все реформы провалились. Почему? Каковы уроки школьных реформ?
В советское время многие талантливые педагоги из школы были изгнаны, а пришедшие на смену им выпускники рабфаков не творили, а просили вышестоящие органы о тиражировании методических указаний. Так родились авторитарные отношения не только между Наркомпросом и учительством, но и между педагогами и учащимися и между педагогами внутри учительского коллектива. В мировой педагогической литературе иначе объясняют причины неудач реформ. Там тоже отмечают отсутствие концепции развития образовательных систем, но называются еще две причины:
Критические оценки реформы российской школы на Западе намного сильнее. Там отмечаются дефицит радости в школе, авторитарность воспитания, принудительный характер обучения. Общество, не имеющее ценностных ориентации, имеет и шаткую систему воспитания. Так считается на Западе. У нас есть концепция пассивного человека, а отсюда и авторитаризм школы. Иными словами, причины некачественного образования - методологические.
Образ ребенка, образ человека - эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель рисует образ ребенка-ученика, т.е. только через отношение к учебе, через призму учения. Таким образом, мы видим в ребенке не субъект образования, а объект. А надо формировать личность, субъект образования, способный на:
и проявляющий:
Без этих свойств не может быть личности как субъекта педагогической деятельности. Эта проблема настолько важна, что в Европе возникло движение антипедагогов, желающих защищать ребенка от любых воспитательных функций. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. Они создали антипедагогический образ ребенка и антипедагогическую модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно, и не является объектом воспитательных воздействий. Таковы рассуждения, например, австрийской ассоциации «Дружба с детьми». В этой, на первый взгляд, доброжелательной теории есть много сомнительного.
Если считать, что воспитание - это не насилие взрослых, разрушающее личность ребенка, а процесс жизнетворчества, то ситуация станет приемлемой для всех, потому что нет единых рецептов воспитания. Нельзя ни изгонять воспитанием, ни перенасыщать им школу. Но оно должно всегда иметь место в школьной среде. О важности если не приоритета, то самого факта воспитания говорит, например, следующий факт. Один американский директор школы посылал каждому учителю, которого брал на работу, следующее письмо.
Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогите ученикам просто стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению ученых чудовищ, умелых психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо и арифметика важны только тогда, когда они помогают нашим детям стать человечными.
Глобальная функция воспитания в школе - сохранение, передача и воспроизводство культуры. Вторая функция - обеспечение исторического процесса смены поколений, т.е. социализация личности, обеспечение вхождения ребенка в жизнь. Ведь этот процесс - весьма противоречив и труден. Мы ведь нередко выпускаем из школы маргиналов - людей, «не вписывающихся» в общество. Третья функция воспитания - развитие творческого потенциала личности, защита и охрана ребенка.
Таким образом, воспитание имеет три фундаментальные функции:
Отсюда ясно, что от воспитательных функций школу освободить нельзя.
Выход из сложившегося кризиса видится в следующих вариантах.
Последний вариант представляется наиболее интересным, так как он реализуется в обращенности реформаторов к тому, что было в России в XIX в. (лицеи, гимназии), в восстановлении замечательной системы гуманитарного образования. Восстановительные процессы характерны не только для России. Например, в США - это «Школа завтрашнего дня» Дональда Ховарда. Дословно реформа (re-forma) - это возвращение к тому лучшему в образовании, что было накоплено раньше. Школа Ховарда - именно такая. Она реализует 4 принципа реформирования:
Наиболее актуальными проблемами реформирования российской системы образования являются следующие:
Все перечисленное определяют требования социального заказа, хотя и нечетко, но все-таки обрисованного в Национальной доктрине образования. Ведущая роль в выполнении этого заказа принадлежит учителю, в деятельности которого много значит Я-концепция:
Здесь не присутствует «Я должен». Главное - «Я хочу» и «Я могу».
Методологическая культура учителя проявляется в поиске новых подходов к образованию, новых методик, новых воспитательных систем. Методологическую культуру следует рассматривать как часть общей педагогической культуры учителя.
По отношению к культуре существуют три подхода:
Педагогическая культура - сущностная характеристика личности педагога, способов его педагогической деятельности и тех ценностей, которыми он в ней руководствуется (три подхода как бы «замоноличены»). Единственным способом развития культуры является диалог. Об уровне культуры общества можно судить по отношению общества к детям. Нельзя сказать, что есть или нет педагогической культуры: она есть всегда.
Другое дело - на каком уровне? А педагогического мастерства может и не быть. Посредством понятия «педагогическая культура» мы характеризуем и общую культуру общества социокультурную ситуацию. На состояние и развитие педагогической культуры влияют:
Национальная культура выступает как совокупность национальной психологии, языка, обычаев и традиций. Религиозность создает особый фон: нравственная стабильность, нравственность, природосообразность. Нравственная культура проявляется прежде всего в отношении к человеку (при социализме мы стремились сформировать управляемую, а не саморазвивающуюся личность; педагогическое насилие проявлялось даже в том, что все дети должны были стать пионерами, вступить в комсомол, получить среднее образование, и т.п.). Информационная культура - это открытость и доступность информации, ее деполитизация и деидеологизация, альтернативность информационных процессов. Экономика страны тоже не в стороне от педагогики; например, в условиях рынка меняется иерархия учебных дисциплин, рынок требует людей талантливых, способных менять сферы деятельности, честных, нравственных, деловитых, он требует образования для жизни, а не для ума.
Выделяют 4 аспекта педагогической культуры:
В общей структуре педагогической культуры учителя методология находится во втором блоке, где присутствует опыт творческой деятельности. Методологические знания - это те знания, которые помогают философскому осмыслению образовательных процессов и формированию концептуального отношения к педагогической деятельности.
По мнению американских педагогов, современный учитель должен иметь:
В этой схеме нет методологических знаний. Есть только знание теории и знание методики. Философии образования здесь нет.
Особенность российской педагогики - наличие философии.
Методологические знания в педагогике:
Совокупность всего этого составляет философию образования. А конкретно каждый вырабатывает свою доктрину.
Многие из фрагментов, перечисленных выше, уже объединены в теории:
Часть из них сформировались четко, часть - в стадии становления.
Гуманитарность, а не технократизация должны преобладать в общем среднем образовании. А.Эйнштейн считал, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. А И.Кант утверждал, что каждый человек должен искать ответы на вопросы:
В зависимости от ответов на эти вопросы общество воевало или возрождалось. В США установлено, что в 30-35 лет человек интересуется гуманитарными знаниями вдвое больше, чем в 18-20 лет.
Таким образом, методология педагогической науки - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология педагогики определяет общие подходы к познанию и использованию закономерностей обучения, воспитания развития личности. Объектом педагогической методологии является познание явлений обучения, воспитания и развития ребенка как личности. Предметом методологии педагогика являются закономерности процесса формирования нового человека (личности).
В заключение приведем два определения педагогической методологии, которые можно рассматривать как классические:
Метод - не внешняя форма, но душа и понятие содержания.
Г.В.Ф.Гегель
Методология - наука о путях познания педагогических явлений, закономерностей социализации, обучения и воспитания.
И.Я.Лернер
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.