В учебном пособии, написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом, дано определение педагогики как науки, освещены ее методология, парадигмы образования; показано развитие школы как инновационный процесс. Рассмотрены суть, роль и моделирование образовательной среды, вопросы педагогического проектирования, глобализации образования.
Книга рассчитана на студентов высших педагогических учебных заведений.
Не будет преувеличением сказать, что на рубеже XX-XXI вв. педагогическая наука оказалась в числе наиболее динамично развивающихся. В зарубежных странах «лицо» педагогической теории и практики заметно меняется под влиянием процессов глобализации, компьютеризации, внедрения программирования и дистанционного обучения. В России, где существенно изменились социальные ценности, идут интенсивные процессы гуманитаризации и гуманизации. И это естественно. Педагогика, возникающая и развивающаяся в условиях тоталитарного общественного устройства, жестко детерминирована социальным заказом и господствующими идеологическими установками. Советская педагогика как феномен педагогической культуры возникла на рубеже 30-х гг. и официально прекратила свое существование с распадом СССР. Ее основы закладывали люди с мировоззрением, созвучным русской гуманистической философии конца XIX - начала XX в., несшие идеи земских съездов, Педагогического общества и Учительского союза, и предметом образования для них был человек во всей полноте его жизнедеятельности, т.е. подлинный гуманизм. Войдя в жесткую структуру постулатов советской идеологии, они так и не смогли перестроиться, а потому советская педагогика была всегда внутренне противоречива, так как в ней всегда присутствовал, по определению В.Д.Семенова, «абстрактный гуманизм».
Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, в корне меняет образ школы и всю методологию педагогики как науки и практики. В советской школе (в последние годы именовавшейся «трудовой политехнической») реализовывались принципы всеобщности, единообразия, единоначалия. Постсоветская школа ориентируется на индивидуализированные образовательные структуры и следующие новые подходы.
1. Системно-прогностический и социально-экологический подход предполагает, что образование - автономная система, способная влиять на общество и изменять происходящие в нем процессы.
Поэтому надо избавляться от мысли, что в образовании по объективным причинам ничего изменить нельзя.
Прогностический подход означает, что ориентироваться надо не на прошлое, а на будущее. Проблемное видение мира, ориентация на новое составляют основу образования.
С другой стороны, прогностизм опирается на глубокую диагностическую основу. Нужно всегда диагностировать образовательные ситуации: села, города, района, микрорайона.
Образовательную ситуацию составляют отношения между учителями, учащимися и родителями. Центром являются образовательные потребности населения и способность школы удовлетворить эти потребности. Поэтому диагностика предполагает выявление социокультурных ориентаций родителей, детей и учителей: ориентацию на конкретные ценности; отношение учащихся к родителям; изучение сферы досуга, художественных предпочтений учащихся; оценку криминогенности социокультурной среды и состояние межнациональных отношений.
Во-вторых, предполагается выявление отношения к образованию:
Диагностика социальной ситуаций - это путь к изучению экологии образования, имеющей 2 грани: природную и духовную.
Суть социально-экологического подхода состоит в обеспечении гуманитарно-защитных и стабилизирующих функций образования:
2. Развитие образования в контексте культуры.
Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал еще Ф.А.Дистервег (1798-1866), утверждавший, что в образовании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны - родины ребенка.
Главные современные проблемы российской школы:
История педагогики свидетельствует, что к идеям гуманизации и гуманитаризации педагогики все общества обращались в самые трудные, критические периоды своего развития. Россия в этом плане - не исключение.
3. Личностно-деятельностный и индивидуально-творческий подход к образованию означает, что оно должно обеспечить деятельность человека, становление личности. Становление всегда связано с ценностями. Обретение ценностей - это обретение личностью самого себя. По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева, уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации.
Цель личности, ее взгляды детерминированы общественно и индивидуально. И общественные, и индивидуальные детерминанты складываются в жизненный путь личности. Ценностно-смысловое самоопределение личности - ведущий процесс для подросткового возраста. Это жизненное и профессиональное самоопределение, осуществляемое на основе ценностных ориентаций. У каждого человека формируется концепция смысла жизни, определяющая его сознание. Важно знать его парадигму. Естественно, ведущей должна быть нравственно-этическая система ценностей, духовное начало.
В процессе образования надо помочь человеку сформировать этические взгляды. Ядром мировоззрения личности является самосознание человека. Основная функция мировоззрения - человек должен решать все жизненные проблемы (кто я, для чего я, и т. п.).
Функция деятельности в образовании: деятельность помогает человеку познать себя, самореализоваться и развить свои способности.
Индивидуально-творческий подход в образовании означает, что каждая личность уникальна, требует индивидуального подхода. Необходимы поддержка и развитие индивидуальности.
Процесс образования - многовариантный процесс (например, дифференциация, индивидуализация, разноуровневость образования).
4. Регионализация образования предполагает создание и развитие региональных образовательных систем, учитывающих социально-экономические, демографические и культурные особенности региона. Регионализация позволяет создавать горизонтальные связи между образовательными учреждениями и формировать образовательные комплексы, вернуть школу в контекст национальной культуры, в контекст уникальной национальной самобытности.
5. Саморазвитие системы образования - это ее способность непрерывно обновляться и ставить новые цели. Основы - творчество педагогов, запуск инновационных процессов, внедрение новых педагогических технологий и нового содержания образования, авторизация педагогического опыта.
Эта книга создавалась с учетом именно таких подходов к образованию. Она соответствует содержанию Государственного образовательного стандарта 2000 г. и ориентирует будущего учителя на творческий подход к работе, самоанализ, самооценку, саморазвитие. В этом большую помощь окажет раздел «Педагогическое проектирование». Так как в наши дни трудно назвать регион, где не проводились бы педагогические исследования, где не давалась бы оценка новым педагогическим технологиям, а курс «Экспериментальная педагогика» читается не в каждом вузе (и притом факультативно), в учебном пособии раздел «Логика и методы педагогического исследования» представлен довольно подробно. Думается, что он будет весьма полезен студентам уже на стадии ознакомительной педагогической практики.
Процессы совершенствования и моделирования образовательной среды, как и глобализации образования, - неотъемлемые черты педагогики сегодняшнего дня. Этим и объясняется наличие соответствующих разделов книги.
После специального курса «Введение в педагогическую деятельность» курс «Общие основы педагогики» является первым из цикла фундаментальных педагогических дисциплин, что обусловило степень его «обнаученности».
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.