Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи.
Н.Бердяев
Конец второго и начало третьего тысячелетия удивительным образом совпали с глобальной трансформацией общества, преобразованием всего существующего миропорядка. Новое мироустройство - предмет пристального внимания политиков и ученых, причем ряд высказанных ранее оценок (например, «новое индустриальное общество; «постиндустриальное общество», «коммунизм», «глобальная деревня», «информационное общество» и др.) оказались весьма уязвимыми с позиций реального хода событий. В самые последние десятилетия XX в. получили распространение такие оценки, как «социальный постмодерн», «новый мировой порядок», «глобализм». Но и они не лишены уязвимых мест и подвергаются глубокой и содержательной критике.
Реальный новый мировой порядок на планете Земля существенно отличается от умозрительных схем типа «One World», напротив, все более актуальными становятся процессы «новой регионализации» и социально-экономической диссоциации мира.
Академик РАЕН Л.В.Лесков трактует глобализацию лишь как глобальность социального и экологического кризиса, охватившего во второй половине XX столетия всю планету. Кризиса, который, по мнению Л.В.Лескова, принимает в настоящее время все более острые формы, поскольку механизмы сдерживания, позволявшие сохранять определенный баланс между цивилизацией и окружающей средой, ныне стремительно деградируют, утрачивая эффективность.
Поэтому вполне естественной представляется тематика теоретического семинара в Институте Африки Российской академии наук, состоявшегося 4 марта 1999 г. - «Глобальное сообщество: изменение социальной и культурной парадигм». Среди многочисленных докладчиков, выступающих по экологическим, социальным, педагогическим, психологическим аспектам бытия, не было высказано единого воззрения на будущее землян. Несомненным признали одно: социальная динамика не может не отразиться на гражданских позициях современного человека, его возможностях, его активности, его мировоззрении, а проблема спасения и благоустройства жизни приобрела в наши дни системный характер.
В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей, ООН 8 сентября 2000 г., в частности, говорится: «...главной задачей, стоящей перед нами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии».
Идея глобализации жизнеустройства (и, следовательно, образования) не нова. Еще два века назад начала формироваться философия так называемого «русского космизма», яркими представителями которого стали известные литераторы и ученые: В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Умов, С.Н.Булгаков... В последнем веке минувшего тысячелетия к космистам можно смело отнести К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, В.Ф.Купревича, А.К.Манеева.
Н.Ф.Федоров впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением. А.Л.Чижевский создал теорию невероятной предсказательности: жизнь биосферы и социальные ритмы зависят от ритмов Солнца. Для В.И.Вернадского появление разума по значимости явление такого же порядка, как и возникновение жизни на Земле.
Теории глобального взаимодействия сил Космоса, разума, социального развития не могли не отразиться на содержании образования в цивилизованных странах. В США такой мировоззренческий подход получил название глобального образования. В России мы чаще встречаем словосочетания «планетарное мышление», «планетарное образование».
Теория глобализма не является чем-то чуждым и искусственно привнесенным на российскую почву. Ее истоки лежат в трудах выдающихся отечественных и зарубежных философов и педагогов XVII-XIX вв. Первые шаги по разработке и организационному оформлению теории глобализма относятся к началу 60-х гг. прошлого столетия. Теория глобального образования оформилась в США и некоторых странах Западной Европы только в 70-е годы. Она стала своеобразным ответом на запросы общества, столкнувшегося с угрозой общепланетарной трагедии. К настоящему времени наибольшую известность приобрели две модели глобального образования, авторами которых являются американские философы Р.Хенви и Боткин.
Согласно взглядам Хенви, суть глобального образования состоит в совокупности следующих основных измерений:
По мнению этого автора, образование является одной из важнейших основ, призванных помочь каждому человеку войти в мир, гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом и других уровнях современной жизни.
С моделью Хенви перекликается модель Боткина, главный тезис которой - необходимость перехода каждого индивидуума от бессознательного приспособления к миру на позиции активной и осмысленной социализации, сознательного предвосхищения и личной сопричастности. При этом понятие «предвосхищение» выступает у Боткина в качестве своеобразного широкого требования успешного разрешения новых, ранее не встречавшихся в жизни индивидуума ситуаций, предвидения и прогнозирования событий и их последствий, соотнесения прошлого с настоящим и будущим, личной инициативы в определении альтернатив и принятии ответственности за те или иные решения. Сопричастность означает способность к активному сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию.
Таким образом, названные выше модели глобального образования не только не противоречат, но и значительно дополняют друг друга. Органически сочетая общечеловеческий и локальный аспекты, философский подход и способность к конкретным действиям, они выдвигают приоритетной задачей формирование взгляда на мир как на единое целое, как на огромную общину, в которой благополучие каждого находится в прямой зависимости от благополучия остальных.
Тенденции экономической, информационной и культурной глобализации неизмеримо усилились к концу XX в. В 90-е гг., после распада СССР и «социалистического лагеря» у многих людей стало возникать ощущение, что на место культурно-политического дуализма, поддерживавшегося разделением мира на две системы, идет политический униформизм. Многие стали задавать себе вопрос: не стоим ли мы у порога эпохи, когда будет лишь одна - мировая - культура и одна - мировая - философия?
С одной стороны, нельзя не видеть прокладывающих себе дорогу тенденций к унификации бытовых, этических, эстетических, образовательных стандартов, которые нацелены на решение разнообразных задач человеческого существования. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью универсализировалась, превратив ученых-естествоиспытателей в сословие действительных или потенциальных космополитов. Нечто подобное наблюдается в искусстве, прежде всего в музыке, эстраде, кинематографе.
С другой стороны, процессам глобализации и интеграции сопутствуют процессы регионализации - дезинтеграции. Например, в образовании вводится на всех уровнях обучения региональный компонент, подавляющее большинство стран имеет национальные театры и филармонии, в науке каждая страна стремится подчеркнуть достижения отечественных ученых. Мало того, во многих европейских странах в последние годы набирает силу движение «антиглобалистов», представляющее собой конгломерат различных по возрасту и занятиям людей и политических партий - анархистов, коммунистов, «левых» и др. Особенно ярко это проявилось летом 2001 г., когда в Генуе проходила встреча руководителей ведущих в экономическом развитии стран (так называемой «восьмерки»). Массовые выступления съехавшихся из разных стран «антиглобалистов» привели не только к их столкновениям с итальянской полицией, но и даже к человеческим жертвам.
В сущности, сейчас вырисовываются два понимания глобализации: глобализация как объективный процесс, идущий рука об руку с регионализацией и диалогом культур (две стороны единого внешне противоречивого явления), и глобализация как унификация - процесс, навязываемый миру как якобы объективный субъективным групповым интересом транснациональных корпораций.
Во всех высокоразвитых странах сейчас школьные эксперты заняты тем, что составляют учебные программы для «индустриализации» школы. Эти планы ориентированы на школы с числом учеников не менее 2000, иначе они будут нерентабельными. Но что же тогда будет с человеком, с человеческими отношениями, с глубочайшим знанием - познанием человека и человеческих отношений?
Современная цивилизация оказывает весьма глубокое влияние именно на маленьких детей - если только родители сознательно не творят иных форм жизнедеятельности - она дает слишком много односторонних внешних впечатлений и информации, но совершенно мало импульсов для «моторики», воли и жизненных чувств. Индустриализованная школа с ее потоком информации и недостатком общения весьма способствует распространению этой опасной тенденции. Чувство отчужденности и изолированности в таких школах ощущается все острее. Учителю все чаще отводится роль «наблюдателя», «контролера», а не «творца человеческих душ».
Очевидно, что сегодняшние попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на укоренившееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация отечественного образования призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте. Одним из возможных путей реализации этой задачи может стать глобальное образование, главной задачей которого и является формирование творческой личности, способной принимать взвешенные решения, предвидеть их возможные последствия, чувствовать ответственность за настоящее и будущее мира.
Глобальное образование ориентируется на:
Мир, сохраняя всю гамму красок национального, становится все более единым и взаимозависимым. Можно и нужно спорить по поводу удачности самого определения «глобальное образование», но продолжать спорить о необходимости максимально полного учета в современной педагогической теории и практике взрывного динамизма мировых общественно-экономических процессов, непрерывно растущей взаимозависимости отдельных стран и народов, все более тесного взаимопроникновения их культур, а также потребности готовить человека к жизни в условиях глобальных кризисов - не просто бессмысленно, но и вредно.
Целью глобального образования является преодоление:
Подобные цели предполагают интегративное обучение, основанное на центральных проблемах выживания человека и сотрудничества различных сообществ и членов одного сообщества, а также развития цивилизации как совокупности частных культур. Глобальное образование ничего не подменяет и ничего не вытесняет из достигнутого в отечественной и мировой педагогике. Оно вовсе не идеал, а лишь один из возможных вариантов подготовки человека к жизни в современных условиях. Можно утверждать, что оно выступает как объективно необходимое дополнение к любому хорошему образованию.
На наш взгляд, глобальное образование можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более интегрируемого мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.
Технологическая направленность глобального образования:
Принципы глобального образования:
Критерии глобального урока по целеполаганию:
Аспекты анализа урока глобальной ориентации
Приоритетные технологии глобального урока
Отработка программы функционирования российской модели школьного глобального образования осуществляется в одной из школ Волгограда. Здесь объединились творческие усилия ученых педагогического университета и учителей школы.
Лаборатория глобального образования создана с целью вхождения школы, района, города, области в международный проект «Глобальное образование» и осуществления научного, учебно-методического обеспечения развития глобального образования. Лаборатория глобального образования, следуя принципам всемерной гуманизации и гуманитаризации отечественного образования через их осмысление, ведет просветительско-организаторскую и исследовательскую работу по нескольким методическим направлениям.
Просветительско-организаторская деятельность лаборатории связана с распространением идей глобального образования в различных формах повышения научно-методической подготовки педагогов школ и совершенствования их профессионального мастерства в целом. Среди них: подготовка и проведение методической учебы «Проблемы глобального образования» и «Глобальная ориентация урока»; участие в работе методических объединений учителей-предметников школы; проведение семинаров различного уровня (района, города, области) по тематике, глобального образования; участие в научно-практических конференциях и семинарах ГМЦ, ИУУ и ВГПУ.
Исследовательская деятельность лаборатории реализуется через опытно-экспериментальную работу школы.
В процессе обобщения философской теории глобального образования и внедрения ее в практику российской школы конкретизированы цели и задачи этого образования.
В концепции школы цель глобального образования сформулирована как создание условий для понимания целостности и взаимозависимости мира, единства человека и природы; преодоление расщепленности человеческого сознания и души. Данная цель образования реализуется, на наш взгляд, благодаря решению конкретных задач:
Исходя из анализа образовательной ситуации школы создана программа развития в условиях эксперимента, которая определяет деятельность школы по пяти направлениям:
Несомненный интерес представляет отражение глобалистской тематики в Петербургской концепции воспитания, разработанной в 1993 году коллективом педагогов под научным руководством доктора педагогических наук, профессора университета педагогического мастерства И.А.Колесниковой. В этой концепции есть специальный раздел «Воспитание человека Мира». Подчеркивается, что человечество, вступив в последнее десятилетие XX столетия, начинает осознавать себя как общность, ответственную за продолжение жизни на Земле. Единство с Природой и поддержание ее ресурсов в планетарном масштабе, причастность к процессам развития ноосферы, встроенность в машинную цивилизацию - объединяет людей. Жизнь в XXI веке потребует нового качества подходов к решение глобальных проблем, поэтому в воспитании ребенка как человека Мира могут быть намечены основные на правления:
Ведущими идеями при этом будут:
В совместной деятельности детей и взрослых в работе по этим направлениям актуален принцип «мыслить глобально - действовать локально», утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.
Одним из отправных пунктов работы может стать созидание (совместно с учащимися и их родителями) интегративных курсов и программ, сводящих в проблематику эпохи ноосферы.
На пути формирования гражданина Мира необходимо пробуждение интереса к экологическим вопросам, основанного на умении общаться с Природой, читать Книгу Природы, понимать закономерности ее развития. Современному школьнику необходимы знания о себе как природном существе, на каждом этапе образования он должен представлять целостную картину мира и своего места в нем.
Центральными здесь становятся такие категории, как Вселенная, Космос, Планета, Ноосфера, Пространство, Время и др.
Рекомендуется включение курсов экологической направленности, связанных с охраной окружающей среды, собственного организма, дисциплин валеологического цикла в учебный план работы школ всех типов на уровне нормативных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков. В содержательном отношении решении этих задач может служить и курс обеспечения основ жизнедеятельности.
Молодому жителю Петербурга необходима реалистичность взглядов на состояние окружающей среды своего региона в сравнении с другими областями и регионами страны и мира. Для этого продуктивно привлечение школьников к исследованиям и оценке состояния города и окрестностей, знакомство с экологически неблагоприятными зонами, с последствиями невежественного обращения человека с окружающей средой. Возможна организация выездных полевых экологических практикумов, экологических экспедиций, других активных форм, способствующих накоплению опыта экологической деятельности, освоения современных вариантов охраны среды и человека.
Учащиеся школ, педагоги, родители могут привлекаться к участию в международных, региональных, городских экологических акциях. Например, под эгидой ЮНЕСКО в Петербурге осуществляются:
В Санкт-Петербурге силами детей и взрослых осуществляется акция «Чистые воды Невы». Изучается микрофлора и состав загрязненной воды, собираются данные по другим рекам Невского бассейна.
Операция «Чистый город» предполагает работу по очистке и озеленению дворов, изготовлению кормушек и домиков для птиц, заботу о домашних животных.
21 апреля - Всемирный день Земли. В этот день можно принять участие в городской Ассамблее членов экологического движения, которую организует Дворец творчества юных.
Прогностическая и креативная деятельность успешно может быть организована также на основе имитационного моделирования. Разработаны и используются дидактические игры «Экология и мы», «Ноосфера», «Разумный глобализм», «Экологический совет» и др.
Воспитание в духе ненасилия предполагает формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого сообщества. При этом необходима информация о том, что такое экономические, политические, социальные права и свободы человека. Это также подразумевает обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур, стран. Кроме того, ставится задача помочь детям разобраться в истинных причинах разъединения людей в современном мире. Существенными компонентами психологии ненасилия является уважение к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, живущего по законам Добра, Красоты, правды, внутреннее неприятие любых форм населения и неуважения к человеку; знакомство с приемами социально-психологической защиты личности в ситуациях социальной напряженности и конфликтов, обучение рефлексии собственного поведения и отношений с другими людьми. Формами работы в таком направлении могут стать:
Таким образом, авторы Петербургской концепции воспитания видят глобализацию образования прежде всего как формирование межрасовой, межэтнической, межконфессиональной, межкультурной толерантности.
Глобальное образование основано на концепции, согласно которой информация о мире должна быть представлена как существенная для выживания человека в сообществе людей и в природе, а формирование непредвзятого взгляда на мир зависит и от отбора фактов из разных областей знаний, и от стратегии познания, от вовлеченности разнообразных ментальных процессов, обусловливающих переработку и обмен информацией.
Глобально-ориентированное мышление внедряется в школах, с одной стороны, как идеология непредубежденного восприятия мира во всей его сложности и многообразии, а с другой стороны, как когнитивно-коммуникативная технология ведения урока, отражающаяся в учебных планах и программах.
Наиболее известные подходы к построению учебного плана школы глобальной ориентации основаны на следующих принципах:
Если же планетарное мышление формируется в рамках отдельных курсов (например, курс «Человек и космология», разработанный учителем ростовской СШ № 15 Р.Т.Морозовой), то образовательные задачи могут быть несколько сужены. Обычно ставится цель дать научный комплексный анализ человека как существа социоприродного, космопланетарного, в котором в одно целое соединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. При этом личность выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы, корни которой уходят в глубины Космоса.
Избрав концепцию глобального образования, школа должна ориентироваться в своем развитии на целостное познание окружающего мира, осмысление состояния планеты Земля, осознание процессов, протекающих в мире, изучение различных культур мира, проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество в начале XXI в.
Одним из явлений, способствующих рождению в педагогической теории направления глобального образования, можно считать современные глобальные проблемы человечества. С ними связано зарождение в общественном сознании тревоги за судьбу земной цивилизации, осознание того, что необходимо формировать взгляд на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех.
Концепция глобального образования хорошо согласуется с идеей его гуманизации и экологизации. Есть опасения, что «экология» становится модной темой. Так ли это? Вдумайтесь в слова: «проблема выживания человечества». Проблема - общая для всех народов, для каждого из нас.
Добиться осознания этой, казалась бы, простой мысли, составляющей основу экологической нравственности, каждым выпускником, сформировать исходные навыки экологической культуры - одна из задач школьного образования.
Современная экология - это образ мысли. Человек должен мыслить глобально, а действовать локально, понимая, что от действий его зависит судьба многих. Формирование экологически грамотного гражданина - одна из главных задач глобального образования.
В контексте реализации общих целей и задач глобального образования становится актуальным определение содержания и включения системы эстетического цикла в учебный план школы. Этот процесс предполагает интеграцию трех основных направлений: эстетического, исторического и собственно культурологического, взаимодействие которых, с учетом возможности выхода на другие блоки дисциплин (общественных, гуманитарных, естественных), позволяет обеспечить становление концептуальной картины мира.
Проблема целостного видения картины мира решается в рамках эстетического направления, путем использования различного рода интегративных связей, в частности синхронизации содержания (ИЗО - художественный труд, I-III класс) и корреляции (установление внутренних связей между музыкой, литературой и изобразительным искусством - «Музыка», V класс).
Осмысление действительности во всем многообразии ее проявлений, рассмотрение как собственно эстетических, так и гуманитарных, нравственных, этических, экологических и других проблем, выявление взаимосвязи и взаимовлияния различных культурных подсистем обеспечивает глобально-ориентированный характер этих курсов.
Понимание и интерпретация культурных традиций других народов, уважение к ним, полноценное вхождение человека в мировое сообщество невозможны без осознания им самого себя, а следовательно, своей собственной духовной культуры. Становление и развитие русской культуры, основные тенденции и этапы ее эволюции, роль и место художественного наследия нашей страны в мировом культурном процессе является предметом изучения в курсе «Русская национальная культура» (VIII-XI классы).
В целом изучение предметов культурологического блока дает учащимся возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной художественной культуры, развития их эстетического и художественного вкуса, способности ориентироваться в культурной среде современного общества, формирования представлений о многообразии и самоценности различных культур. Оно помогает детям свободно определить собственные мировоззренческие позиции, осуществить целенаправленную самостоятельную личностную ориентацию в современном мире.
На сегодняшний день глобальное образование является одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами. Эффективность самоидентификации личности, ее становления как полноправного члена мирового сообщества во многом определяется уровнем образованности, причем под образованием понимается не просто приобретение знаний, а формирование мировоззрения, духовности, повышение кросс-культурной грамотности. Перманентный характер социокультурных перемен, снижающий возможности традиционных форм трансляции культуры, невостребованность нравственного потенциала общества в эпоху научно-технической революции, доминирование технократических и сциентистских представлений в науке, приводящее к фрагментарному восприятию действительности, актуализируют поиск новой стратегии и содержания воспитания человека третьего тысячелетия. Достижение поставленной цели может быть осуществлено только в условиях формирования принципиально иной системы освоения действительности, способствующей становлению концептуальной, целостной картины мира в сознании учащихся. При этом выявление и восприятие культурных универсалий, обеспечивающих глобальную перспективу процесса преподавания, органично связано с идеями гуманизации и гуманитаризации образования, составляющими фундамент нового педагогического мышления.
Очевидно, что концепция глобального образования, ставящего своей целью воспитание свободной творческой личности, способной принимать конструктивные решения и осознавать ответственность за судьбу Отечества и мира в целом, предоставляет широкие возможности для развития интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, творческого поиска, совершенствования научно-методического мастерства и профессиональной культуры педагогов. Ее реализация позволяет:
Идеи глобального образования, развивающиеся в США на протяжении двух десятилетий, адаптированы Российским центром проблем глобального образования и проходят сейчас апробацию в школах Москвы, Ростова-на-Дону, Ярославля, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Волжского, Сочи. Однако концепция воспитания (социализации) личности еще не разработана, хотя проект отличается оригинальностью подхода к человеку как к космобиопсихосоциокультурной индивидуальности.
Модель глобального образования по своей сути не только не противоречит основным тенденциям и принципам современной российской педагогики, но и способствует ее обновлению за счет усиления гуманистического потенциала, расширения возможностей освоения культурного опыта человека.
Процесс глобализации связан со значительными преобразованиями в области политики, экономики, финансов, с перестройкой практически всех сфер жизни мирового сообщества. Согласно результатам исследований Научно-исследовательского института социального развития при ООН (ЮНРИДС), намечается по меньшей мере шесть тенденций, определяющих общее ее направление:
Все глобализационные тенденции современности наиболее ярко проявляются в урбанизированной среде - т.е. в городском социокультурном пространстве, поскольку урбанизация играет огромную роль в общемировой культурной интеграции и имеет первостепенное значение в цивилизационном процессе в современный период.
Важнейшее место в современной культуре глобализации, в том числе языковой, играет недавно появившийся Интернет, провозвестником которого многие считают Пьера Тейяра де Шардена с его идеей «ноосферы». Язык этой новой культуры - англо-американский, поскольку большинство специалистов и пользователей Интернета живет в англоязычных странах. Собственно говоря, 99% ее - американский вклад, все остальные доли ничтожно малы.
Глобализация образования ощутимо проникает и в жизнь высшей школы. Создаются универсальные (согласованные) учебные планы, позволяющие осуществлять взаимный обмен студентами, магистрантами, аспирантами; организуются взаимообразные базы производственной практики студентов и стажировки преподавателей. Например, в Уральском экономическом университете в 6-м семестре (из 8) предполагается включенное обучение в партнерском университете. Студенты заранее подают заявки в отдел международных связей и оформляют всю необходимую для учебы документацию. Балльная система оценок делает возможным перезачет полученных в другом университете баллов, а уровень владения иностранным языком позволяет активно участвовать в учебном процессе партнерского университета и выполнять контрольные задания. Студенты должны выбрать, прослушать 3 дисциплины и сдать по ним отчетность. Полученные сертификаты направляются в международный отдел университета Висбадена.
В течение 7-го семестра студенты этой специальности проходят 4-месячную практику в фирме за рубежом. По результатам практики в 8-м семестре выполняется дипломный проект, осуществляется его зашита и сдача государственных экзаменов.
Конечно же, на выбор студентами страны для зарубежной учебы и практики непосредственное влияние оказывают как экономическая и политическая ситуация в стране, так и политика германского правительства по отношению к ней. Интерес к России среди немецких студентов существует. Число студентов университета Висбадена, изучающих русский язык, около 10. Из них два человека в 1998 г. и один в 1999 г. обучались в течение одного семестра в Уральском государственном экономическом университете. Студенты смогли выполнить поставленные своим учебным заведением задачи по требуемым предметам, хотя в целом наши учебные планы с большим перечнем дисциплин были для них довольно сложны. Требуется основательная совместная работа по приведению учебных планов во взаимное соответствие, что будет являться основой и для осуществления проекта получения «двойного диплома».
Не существует идеальных систем образования: каждая национальная система зависит от социально-экономических и политических реалий страны и должна не только опираться на положительный опыт и тенденции, заложенные в обществе и образовании, но и учитывать передовой международный опыт.
Аналогами специалистов-товароведов в международной практике являются менеджеры по обеспечению рынка высококачественными товарами, маркетологи, эксперты. С учетом интеграции современной российской экономики в мировое хозяйство назрела необходимость координации подготовки квалифицированных специалистов в области ассортимента и качества товаров отечественными вузами и учебными заведениями других государств. Возможными путями укрепления и развития международного взаимодействия, на наш взгляд, являются следующие:
Объединение усилий отечественных вузов и международного опыта подготовки товароведов будет способствовать достижению стратегической цели - повышению интеллектуального и профессионального потенциала специалистов данного профиля. Это должно стать главным богатством России в наступающем информационно-технологическом обществе.
В последние годы в связи с кризисом традиционной концепции общественно-экономических формаций историки и философы все больше внимания уделяют цивилизационной модели общественного развития человечества. Как известно, у истоков цивилизационного подхода стояли такие западноевропейские мыслители, как О.Шпенглер и А.Тойнби. Существенную роль в его развитии сыграла теория культурно-исторических типов, разработанная русским ученым Н.Я.Данилевским. В последние годы в России предпринимались многочисленные попытки модернизации цивилизационной парадигмы (М.А.Барг, Е.Б.Черняк, И.Н.Ионов, А.М.Кантор, Ю.В.Яковец и др.). Исследователи пытались модернизировать и формационный подход, ввести в него элементы других теорий (Л.И.Райснер, И.М.Дьяконов и др.).
На наш взгляд, понятие «цивилизация» должно определяться на основе системного подхода к анализу изучаемых явлений. Представляя социум как сложную самоорганизующуюся систему, состоящую из определенных элементов, подсистем и отношений между этими элементами, можно согласиться с пониманием цивилизации как целостной, саморазвивающейся системы сущностных отношений между людьми, взятой со средой обитания и создаваемыми материальными и духовными благами и системой ценностей (Е.Б.Черняк). При таком подходе цивилизация может пониматься как структурированная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основными составляющими которой являются людские вещные и знаковые компоненты. Иначе говоря, первичными элементами цивилизации как системы, несводимыми друг к другу, выступают элементы «человек», «вещь», «знак». В общем плане цивилизация представляется совокупностью этих элементов. Совокупность структурируется субъектно-объектными отношениями «человек-человек», «человек-вещь» и «человек-знак». При этом триада «человек-вещь-знак» образует поле материальной цивилизации. Посредником в выделенных субъект-объектных отношениях «человек-человек», «человек-вещь», «человек-знак» выступают структуры, имеющие знаковый характер и составляющие поле ментальности, которое определяет особенности локальной цивилизации и является ее ядром.
Межцивилизационные связи также имеют сложную, многоэлементную структуру. Исходя из трех видов элементов, составляющих цивилизацию как систему, межцивилизационные связи представляют собой обмен вещными структурами, людскими совокупностями и знаковыми системами. В зависимости от того, какие элементы преобладают в межцивилизационных и межгосударственных связях, можно выделять следующие типы этих связей: внешнеторговый (во внешнецивилизационных, межгосударственных связях преобладает товарный вещный обмен), миграционный (преобладание обмена людьми в форме миграций, туризма) и идеологическо-культурный (преобладание в той или иной форме культурной и идеологической экспансии). Анализ развития экономических, политических, идеологических и культурных связей между различными странами и группами стран показывает, что типы связей между конкретными государствами с течением времени меняются. Существует определенная цикличность в таких изменениях.
Думается, что в предстоящем веке - веке гуманитарной культуры - усилится миграционный и культурный обмен, в котором немалую роль должна сыграть педагогика высшей и средней школы.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.