Оптимизация немыслима без системного подхода в обучении и воспитании.
Ю.К.Бабанский
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся, а иногда и родителей. Для любого педагога оно является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с учащимися) деятельность.
В отечественной педагогической практике основоположником теории и практики педагогического проектирования по праву считается А.С.Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». А.С.Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику селекционирования», «технику наказания» в условиях пенитенциарного (исправительного) образовательного учреждения. Продуманность действий, их последовательность были направлены на формирование в человеке сильной, свободной, нравственной, духовно богатой личности.
В 1989 г. появился первый специальный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П.Беспалько. Мощным стимулом в развитии педагогического проектирования явилось внедрение в практику вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но как бы они ни были развиты, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий, где далеко не всегда используются ЭВМ.
Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты будущей деятельности и прогнозируются ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации.
Проектирование педагогических систем, процессов и ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к детально описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа педагогического проектирования:
Педагогическое моделирование - это разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса или ситуации и основных путей их реализации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда те или иные качества учащихся будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, учитель технического труда поставил цель сформировать у подростков техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока. Педагог определяет некоторые теоретические основы формирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных действий, основные признаки технического мышления, методы его диагностики. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленной цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт педагога, его понимание учащихся. Такая модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.
Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня возможного практического использования. На этой ступени преобразуется педагогическая действительность. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Педагогическое конструирование - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях. Это уже методическая задача.
Педагогическая ситуация
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках педагогического процесса, а через него - и в рамках педагогической системы (например, предстоящий разговор с учеником, с родителями, коллегами). Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в конкретное время; она всегда конкретна.
Педагогические ситуации либо возникают, либо создаются на уроке, экзамене, экскурсии и тут же должны разрешиться. Структура педагогической ситуации всегда проста. В нее входят два или несколько субъектов деятельности и способы их взаимодействия. Внешняя простота педагогической ситуации - лишь видимость, на самом деле в ней всегда клубок внутренней энергии, эмоций. Запутанность клубка определяется уровнем внутренней и духовной культуры людей и их воспитанностью. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или заранее планироваться. В любом случае они должны разрешаться обдуманно.
Педагогический процесс
Проектирование процесса классического урока:
Сценарий внеурочного мероприятия (школьный вечер).
Проектирование процесса «урока-экскурсии».
Педагогическая система
Воспитательный проект. На сегодняшний день еще не выработан стереотип воспитательного проекта школы или колледжа, но существуют рекомендации по структуре воспитательного проекта, опубликованные около 10 лет назад З.Н.Горожанкиной (Ростов-на-Дону) и С.С.Фиранером (Санкт-Петербург):
В воспитательном проекте должна прослеживаться генеральная линия, созвучная с концепцией развития учебного заведения.
Центральное звено воспитательного проекта - воспитание как жизнетворчество человека культуры (рассчитан на развитие личности). Содержание и принципы деятельности должны быть рассчитаны на особенности социума. В воспитательном проекте следует указать критерии оценки успеха его реализации. Могут быть такие разделы: гимн школы, классов, сценарии мероприятий, которые делают «лицо школы» (коллективные творческие дела).
Указанная выше структура воспитательного проекта не является нормативной; она нуждается в дополнительном осмыслении, корректировке и апробации.
Проект авторских (модифицированных или адаптированных) программ.
№ темы | Тема занятий | Объем времени в часах |
---|---|---|
1 | ||
2 |
Проект концепции развития школы
Разрабатывается в основном на 5-10 лет, обсуждается и утверждается на педсовете школы, а затем (в идеале) защищается на экспертном совете райОО, горОО или в областном министерстве образования. Разработка начинается с диагностики. Необходимо выявить следующие параметры: социальный состав учащихся; индекс интеллекта; уровень воспитанности детей; готовность педагогического коллектива к инновациям; готовность родителей к инновационным процессам; изучить образовательное и культурное пространство, в котором находится школа для налаживания деловых связей.
Структура проекта концепции развития школы:
Еще два десятка лет назад в книге «Оптимизация учебно-воспитательного процесса» академик Ю.К.Бабанский делал попытку выявить эффективность различных форм занятий, для чего ввел в книгу одноименный раздел. Однако конкретной математической оценки разных форм обучения в книге не приводится. В наши дни, когда учитель получил полную свободу в педагогическом творчестве, необходимость в оценке эффективности различных форм педагогической деятельности стала весьма актуальной. Попытка сформулировать коэффициент эффективности учебного процесса была сделана нами на второй Южно-Российской конференции по витагенной педагогике.
Эффективность обучения зависит, по мнению В.П.Беспалько, от вида используемых информационных потоков, которые могут быть разделены по основным характеристикам на три группы: Первая характеристика - цикличность. По цикличности информационные потоки бывают: разомкнутые и циклические. Разомкнутый поток - информация передается в одном направлении.
Цикличность | Направленность потока | Управление | Дидактическая системы | № системы |
---|---|---|---|---|
Р разомкнутый поток |
Тотальный | Личностное | РТЛ (классическая) | 1 |
Программное | РТП (лекция + ТСО) | 2 | ||
Направленный | Личностное | РНЛ (плохой репетитор-консультант) | 3 | |
Программное | РНП (учебник) | 4 | ||
Ц циклический |
Тотальный | Личностное | ЦТЛ (малые группы, 7-8 ч) | 5 |
Программное | ЦТП класс (автоматизир.) | 6 | ||
Направленный | Личностное | ЦНЛ (хороший репетитор) | 7 | |
Программное | ЦНП (программное обучение) | 8 |
Циклические потоки: информация идет и в одном и в другом направлении. При рассеянном потоке информация подается на весь класс, без учета индивидуальных особенностей учеников. Направленный поток учитывает индивидуальные особенности учеников. Это вторая характеристика - направленность потока.
Средства управления: личностное управление - учебная информация передается интонацией, мимикой, голосом преподавателя. Программное управление - информация передается посредством любого технического устройства (видеозапись, магнитофонная запись, зрительные устройства).
Эффективнее всегда личностное управление, поэтому технические средства нужно использовать лишь в случае, когда мы не можем чего-то достигнуть «живым» способом.
Исходя из указанных характеристик информационных потоков можно выделить 8 основных способов обучения (монодидактических систем). Начиная с 5-го уровня можно говорить о творческом развитии ребенка.
Уровень воспроизведения - с учебника и выше (в крайнем случае, с первой системы). Уровень умений - с практических занятий, малыми группами - 5-я система, а уровень творчества возможен только при индивидуальном обучении - 7-я и 8-я системы.
В педагогической практике используется различное сочетание дидактических систем:
Возможности различных дидактических систем можно представить в таблице.
Уровни усвоения знаний | Дидактические системы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Знакомство | + | + | + | + | + | + | + | + |
Воспроизведение | Для спец. школ | + | + | + | + | + | ||
Умение | вузы | + | + | + | + | |||
Творчество | + | + |
Таким образом, независимо от типа образовательного учреждения цели образования мы можем достигнуть не ниже, чем в 5-й дидактической системе.
Рассмотрим эффективность двух форм занятий, используя их хронокарты.
Этапы урока | Затраты времени, минуты | Дидактические системы | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Комбинированный урок | |||||||||
Оргмомент (в том числе перекличка) | 5 | 30 чел. | |||||||
Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания) | 8 | 2 | 18 | 10 | |||||
Объяснение нового материала | 20 | 25 | 5 | ||||||
Закрепление материала | 4 | 15 | 10 | 5 | |||||
Выдача домашнего задания | 3 | 30 | |||||||
Тобщ. = 30 × 40 = 1200 ч/м | |||||||||
Тэффект = 8 × 10 + 5 × 20 + 5 × 4 = 200 ч/м | |||||||||
Кэффект = 200 × 100 / 1200 = 16,6% | |||||||||
Урок-экскурсия по биологии | |||||||||
Оргмомент | 5 | 30 | |||||||
Время на переход | 10 | 30 | |||||||
Общая информация | 3 | 30 | |||||||
Экскурсионная информация | 15 | 10 | 10 | 10 | |||||
Выполнение творческого задания | 15 | 5 | 25 | ||||||
Подведение итогов | 12 | 30 | |||||||
Тобщ = 30 × 60 = 1800 ч/м | |||||||||
Тэффект = 10 × 15 + 25 × 15 = 525 ч/м | |||||||||
Кэффект = 525 × 100 / 1800 = 29,2% |
Таким образом, анализируя хронокарты различных форм занятий, можно выбрать наиболее предпочтительные варианты.
В педагогической практике коэффициент эффективности позволяет проектировать урок, вводя те или иные формы общения.
Обычно коэффициент эффективности колеблется в пределах 10-30%, 25-35% - достижения высококвалифицированных педагогов, а у начинающих коэффициент падает до 3%.
Уместно вспомнить и другие математические критерии качества обучения. При современных формах проведения уроков, когда в опрос вовлекается почти весь класс или группа, важно объективно оценить знания учащихся. Коэффициент объективности оценки знаний вычисляется по формуле:
О = Ч / D,
где Ч - общее число заданных на уроке вопросов, D - число получивших оценку учащихся (не менее 3).
Важно также представлять экономическую эффективность применяемых технических средств обучения (ТСО).
Э = Зсов. / З × (1 + Кэффект),
где Зсов. - затраты на одного учащегося при использовании современных ТСО в рублях, в год; З - затраты на одного ученика в условиях комбинированного урока. Исходя из того, что темпы роста затрат на ТСО должны быть не выше темпов роста соответствующей отдачи, в современных условиях Э должно быть не выше 1,5.
Термин «оптимальный» (от лат. optimus - наилучший) означает наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно, оптимизация педагогического процесса - это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный педагог Ф.Ф.Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими... и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю.К.Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации:
Пути оптимизации учебного процесса:
Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на стадии педагогического проектирования путем сравнения коэффициентов эффективности преподавания Кэф, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.
В последние годы значительно выросла потребность в разнообразных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, чертежи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материала. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания вопросам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.
Современное развитие науки и техники способствует увеличению разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования учебных заведений и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретение ультрасовременных дорогостоящих технических средств обучения производится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.
В то же время любой преподаватель, творчески подходя к процессу выбора более доступных, проверенных временем средств обучения и педагогически правильно их используя, всегда может получить необходимый эффект.
Например, на уроке черчения учитель демонстрирует сборочный узел «Клапан обратный». Однако демонстрация клапана еще не обеспечивает полного формирования понятия. Внешний вид объекта нередко обусловливает восприятие его второстепенных признаков, поэтому педагог предъявляет готовый сборочный чертеж, помогающий оттенить существенные признаки изучаемого объекта. По чертежу демонстрируются детали узла и объясняется принцип его действия. Изучив существенные признаки объекта по чертежу, преподаватель возвращается к самому объекту (клапану), показывает их на нем, чтобы запечатлеть их реальный образ.
Необходимо шире использовать дидактические возможности других наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной справочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность.
Высока эффективность использования на уроках наиболее универсального и доступного дидактического материала - различного вида картотек, содержащих задания примеры. Их применение на уроках математики, физики, химии, биологии, географии, литературы дает возможность значительно увеличить число рассматриваемых упражнений. Они позволяют с большей наглядностью выделить основные методы, приемы и алгоритмы выполнения заданий, а также дифференцировать упражнения по степени сложности.
Современный учебный процесс предполагает активное использование различных технических средств обучения, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Непосредственным и носителями учебной информации являются кино- и диафильмы, диапозитивы, слайды. Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различных явлений, содействовать повышению научности обучения. Большое воспитательное значение, экранных пособий состоит именно в предоставлении обучаемым возможности знакомства с ролью современного эксперимента и принципа моделирования в науке. Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог легко может получить желаемый эффект. Например, используя кодоскоп, можно весьма быстро проверить составленные учащимися математические задачи или любые другие домашние задания (лишь бы они заранее были написаны и нарисованы на полиэтиленовой или любой другой пленке или прозрачной бумаге). Быстрый переход от одной порции учебного материала к другой позволяет сконцентрировать внимание учащихся на существенных сторонах изучаемого материала и значительно активизировать их мыслительную деятельность.
Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения. Эффективность использования различных средств обучения зависит от профессиональной подготовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к методике использования средств обучения, его совершенствования и развития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обучения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дисциплины.
Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.
Ю.К.Бабанский и М.М.Поташник к основным критериям оптимизации содержания учебных программ отнесли следующие:
Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:
Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.
К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к учащимся.
Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимизации, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно ведутся в школе. Вот почему любой урок, хороший с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости, есть урок оптимальный независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически.
Оптимизация учебного процесса:
В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.
Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современной школы при рациональных затратах времени и усилий.
В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современной школы.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.