[an error occurred while processing this directive]

В начало

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. ЗАДАЧИ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Глава 2. ПРЕДПЛАНОВЫЕ РАСЧЕТЫ

Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛИЧИЯ МОЩНОСТИ

Глава 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В МОЩНОСТИ

Глава 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ

Глава 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА

Глава 7. ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА

Глава 8. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Глава 9. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ИТОГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА

Глава 10. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА

Приложение 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРИМЕРА

Приложение 2. БЫСТРЫЙ ВВОД ФОРМУЛ В EXCEL

Приложение 3. МАТРИЦЫ И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ

Приложение 4. МАССИВЫ И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ В EXCEL

Приложение 5. ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Приложение 6. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В EXCEL

Литература

Глава 1. ЗАДАЧИ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Общая схема планирования

Продолжительность горизонта планирования определяется технико-экономическими характеристиками предприятия и, в частности, временем, в течение которого предприятие несет обязательства, основанные на договорах либо на законодательных и иных нормативных актах. Продолжительность горизонта среднесрочного планирования целесообразно устанавливать равной одному году. Это вызвано тем, что:

  • каждое предприятие обязано сдавать в налоговую инспекцию годовой баланс;
  • в акционерных обществах обязательно проведение годового собрания акционеров, на котором отчитывается руководство акционерного общества по итогам работы за год и избирается наблюдательный совет;
  • практика ведения хозяйственных операций и обычай предусматривают заключение многих договоров на год (аренда, договор поставки и т. п.).

Существуют два основных метода построения среднесрочного плана: балансовый и оптимального планирования. Между ними, как будет показано в главе 10, нет противоречий, хотя результаты, полученные этими методами, могут быть различны. Оптимальному планированию посвящена глава 10. Здесь рассмотрен балансовый метод. Идея метода заключается в балансировке потребности в ресурсах с их наличием. Расчетная схема метода приведена на рис. 1.1.

На этом рисунке использованы следующие обозначения: прямоугольник - это блок вычислений, ромб - условный оператор, т. е. знак вопроса.

Рис. 1.1 . Общая схема балансового метода планирования

Как видно из рисунка, планирование начинается с формирования проекта плана производства и продаж. Это наименее формализованная процедура. Далее идет расчет потребности в ресурсах (мощность, материалы, численность, фонд зарплаты, прочие расходы) и сравнение потребности с наличием. Балансировка плана заключается в изменении потребности или (если это возможно) наличия ресурсов.

На рисунке, разумеется, не приведены все возможные способы таких изменений - недостаточно места. Необходимые пояснения даны в соответствующих главах книги. На схеме показан только один способ балансировки - коррекция плана производства и продаж. Балансировка проводится только по двум видам ресурсов: мощность и оборотный капитал.

Балансировать потребность в материалах с их наличием на момент планирования (на начало года) бессмысленно, так как запас материалов на момент планирования (на начало года) совершенно не должен покрывать годовую потребность в материалах. В рыночной экономике практически любое количество практически любых материалов всегда можно купить. Поэтому проблема заключается в балансировке оборотного капитала, которая предусмотрена предлагаемой схемой. По аналогичным причинам не балансируется потребность в трудовых ресурсах. Впрочем, пользователь всегда может увеличить список балансируемых ресурсов по своему усмотрению. После того как потребности в ресурсах сбалансированы с их наличием, рассчитываются финансово-экономические показатели плана - прибыль, рентабельность, баланс доходов и расходов. Построенный сбалансированный план передается на утверждение руководству.

В оптимальном планировании нет необходимости в формировании начального варианта плана. Сразу сроится оптимальный в некотором смысле план с учетом ограничений на использование ресурсов. В главе 10 будет показано, что принципиального противоречия между балансовым методом и оптимальным планированием нет. Здесь важно отметить, что оптимальный план можно использовать как начальный вариант плана в балансовом методе.

1.2. Пример

В качестве примера использовано несложное производство автоматов для продажи газированной воды. Чтобы пример не был слишком громоздким и не отвлекал читателя от его основной задачи - построения системы плановых расчетов его собственного производства, несложное само по себе предприятие еще более упрощено: в номенклатуре продукции оставлены всего два вида автоматов: АК-3 и AT-1000. При этом для сохранения значений финансово-экономических показателей увеличены объемы их производства. Нормы времени, нормы расхода материалов, цены и т. п. обычно являются коммерческой тайной, поэтому численные значения норм, нормативов и других показателей несколько условны. Все это сделано для того, чтобы пример был максимально простым и наглядным.

На предприятии работают 112 человек (формально это предприятие не является малым). Из них 20 человек - инженерно-технический персонал и служащие (ИТР), включая директора предприятия. Из рабочих - 16 повременщиков и 76 сдельщиков, занятых в основном производстве.

Все эти люди располагаются в двух небольших зданиях (корпус 1 и корпус 2), которые являются собственностью предприятия и находятся на его балансе. Кроме зданий в состав основных производственных фондов (ОПФ) предприятия входят: оборудование (станки токарно-винторезные РТ2505, пресс П-511Б, станки фрезерные 6610, станки фрезерные 6Р83Г) и прочие фонды (автокары, автомобиль и т.д.).

Предприятие закупает материалы и комплектующие: лист стальной, уголки, цветные металлы, электрооборудование, краску, лак.

Готовые изделия продаются в розницу самим предприятием.

Численные значения показателей, цен, норм и нормативов приведены в приложении 1.

1.3. Организация данных

Проектирование и построение системы информационного обеспечения автоматизации управления предприятием - в общем случае очень сложная работа. В больших автоматизированных системах используются базы данных. Это значит, в частности, что данные запоминаются таким образом, что они не зависят от программ, которые эти данные используют. Для этого создаются специальные программы управления базами данных. Все это усложняет разработку автоматизированных систем управления, увеличивает трудоемкость разработки и, следовательно, ведет к росту стоимости разработки.

Стандартные системы могут быть дешевы, но, как уже отмечалось, для их внедрения нужна помощь специалистов, а за эту помощь надо платить. Таким образом, выигрыш от использования стандартных систем для малого или небольшого предприятия может оказаться весьма проблематичным.

К счастью, при постепенной автоматизации управления средствами Excel - «стратегия салями» - необходимость в создании сложных баз данных отсутствует. Все данные, необходимые для автоматизации плановых расчетов на малом или небольшом предприятии размещаются в книгах Excel. Организовать данные можно по-разному. Все данные в принципе можно разместить в одной книге Excel. С другой стороны, для каждой группы однородных данных можно открыть свою книгу. Разница во времени работы программ будет незначительна. Здесь самое главное - удобство пользователя, т. е. плановика.

В примере данные организованы следующим образом. Все данные размещены в трех книгах: Нормы и цены, Ресурсы и Показатели. Структура данных и их расположение на листах книг показаны на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Организация данных в сквозном примере

В табл. 1.1 показано содержание листов, занятых данными примера.

Таблица 1.1

Книга Лист Содержание
Нормы и цены НорВр Нормы времени на станочные и ручные операции
НорМат Нормы расхода материалов
ЦеныПрод Цены на продукцию
ЦеныМат Цены материалов и комплектующих
Тариф Часовые тарифные ставки и оклады
СтНалог Ставки налогов
Ресурсы Числ Численность - план по труду
ОПФ Стоимость и амортизация ОПФ, ремонтосложность ОПФ
ФондВрСтан Плановый фонд времени работы оборудования
ФондВрРучн Плановый фонд времени рабочих на ручных операциях
Показатели Произв Объем выпуска, основные показатели, потребность в мощности
ФЗп Фонд зарплаты
Матер Потребность в материалах
Себест Себестоимость
ФинПлан Финансовый план

Разумеется, пользователь может организовать данные иначе.

[an error occurred while processing this directive]