В целях обеспечения единых методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации в условиях многообразия форм собственности и развития рыночных отношений приказом Министерства финансов Российской Федерации введено в действие Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Этот документ установил единую основу бухгалтерского учета и отчетности для всех предприятий, учреждений и организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Положение определило порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам с внешними и внутренними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.
К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Отнесение организаций к бюджетным определяется их уставом, учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.
В последнее время в стране резко возросло количество некоммерческих организаций. Регистрируются новые фонды, ассоциации, клубы, объединения. В качестве некоммерческих действуют многие организации образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта. Из вновь организованных преобладают бюджетные организации.
Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3 ноября 1993 г. № 122, и другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах их деятельности. К специфическим особенностям бюджетного учета можно отнести:
Сохранение и развитие учреждений непроизводственной сферы требуют повышения социально-экономической отдачи финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых в учреждениях, более тесной увязки выделяемых из бюджета средств с результатами их деятельности. В то же время, учитывая напряженность федерального бюджета, для уменьшения разницы между фактическими потребностями учреждений непроизводственной сферы и реальными возможностями их финансирования необходимо активнее внедрять коммерческие отношения в учреждениях, состоящих на бюджете. Введение новых условий хозяйствования, сочетание бюджетного финансирования с применением коммерческих принципов позволяют не только более рационально использовать бюджетные ассигнования, но и средства других источников финансирования, поступающие на нужды учреждений непроизводственной сферы. С помощью средств, зарабатываемых трудовыми коллективами бюджетных учреждений коммерческой деятельностью, появляется возможность улучшать качественные показатели работы, оптимизировать нормы расходов, совершенствовать оплату труда работников непроизводственной сферы, дополнив ее элементами стимулирования.
Таким образом, организации непроизводственной сферы наряду с основной могут заниматься и предпринимательской деятельностью.
С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, образования) государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие вышеуказанных учреждений. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяются налоговым законодательством.
Согласно разъяснениям Госналогслужбы Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц от 14 сентября 1993 г. № ВГ-4-01/145Н, в бюджетных учреждениях к предпринимательской относятся все виды деятельности (кроме основной), по которой оно получает прибыль (доход). Основной деятельностью считается та, которая финансируется из бюджета.
Важная роль в воплощении в жизнь этих мероприятий принадлежит организации бухгалтерского учета, отчетности и анализу хозяйственной деятельности учреждений непроизводственной сферы. Исследования проблем совершенствования теории и практики учета в условиях рыночной экономики приобретают актуальное значение; они не могут решаться изолированно от современной организации и управления учреждениями непроизводственной сферы, иначе учет не выполнит своей главной роли - действенного средства контроля, а превратится в придаток бюрократического аппарата.
Контрольные функции должны быть органически увязаны со всей учетной работой: оформлением, приемкой и обработкой документов. Контроль должен осуществляться по определенной системе, предусматривающей в первую очередь порядок проверки:
В указанных направлениях должен осуществляться предварительный (до совершения операций), текущий (повседневный) и последующий контроль.
Строго продуманная и организованная система контроля является как бы замкнутой цепью, в которой должны быть сохранены все образующие ее звенья. Пропуск в составе цепи хотя бы одного контрольного звена может иногда привести к серьезным нарушениям или злоупотреблениям. Бухгалтерский учет не может быть эффективным, если не выполняет контрольной функции. Вместе с тем система контроля не должна вызывать излишнюю работу, усложнять документооборот.
Несмотря на значительные успехи в организации учета в учреждениях непроизводственной сферы, которыми были отмечены последние годы, имеется ряд теоретических, методологических и организационных (связанных с условиями рыночной экономики) проблем, требующих решения.
В процессе экономической реформы происходит перегруппировка источников финансирования учреждений непроизводственной сферы - они все более концентрируются в местных администрациях. Введение новых условий хозяйствования способствует увеличению доли внебюджетных средств, которые образуют целевые фонды для решения социальных проблем.
Создание нового хозяйственного механизма в непроизводственной сфере, использование различных форм хозяйствования, включая арендные отношения, кооперативную (в установленном порядке), индивидуальную трудовую деятельность, распространение гибких режимов труда породили новые для бюджетных учреждений понятия: коллективный и арендный подряд, интенсификация производства, стоимость подготовки специалистов, стоимость медицинских услуг, стоимость услуг учреждений культуры и др. К сожалению, внедрение коммерческих принципов в бюджетных учреждениях идет медленнее, чем того требует жизнь.
Все это вносит специфику и новизну в методологию и организацию учета в учреждениях непроизводственной сферы и требует теоретического обоснования. Совершенствование методологии и организации учета в учреждениях непроизводственной сферы имеет принципиальное значение для усиления контроля за социально-экономической отдачей всех видов ресурсов, для мобилизации средств, заработанных трудовыми коллективами, для улучшения качественных показателей работы этих учреждений. Возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе учреждения, его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до внутренних и внешних пользователей.
Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, а также внебюджетных средств, доля которых должна возрастать в результате коммерческой деятельности. Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций является непременным условием эффективного управления. Вот почему среди важнейших задач совершенствования учета в учреждениях непроизводственной сферы особое место следует выделить учету показателей коммерческой деятельности бюджетных учреждений, их увязке в общей системе отчетных данных с показателями исполнения смет расходов по бюджету. Решение этой задачи необходимо для максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.
На практике эту задачу пытаются решить созданием двух самостоятельных бухгалтерий в одном учреждении: бюджетной и хозрасчетной. И что, на наш взгляд, является неоправданным: каждую бухгалтерию возглавляет свой главный бухгалтер.
Материалы исследований показали, что уровень организации учета и его эффективность в значительной мере зависят от того, насколько на каждом этапе развития экономики он соответствует потенциальным возможностям общества. Поэтому в современных условиях экономической реформы и ограниченности финансовых ресурсов бюджета можно говорить о расширении задач, стоящих перед учетом в учреждениях непроизводственной сферы. Задачи, которые требуется решить, характеризуют новый этап развития бюджетного учета. Бухгалтерский учет в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, имеет отличия от учета коммерческих предприятий. При этом проблемы организации бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы неоднородны, так как определяются конкретным видом деятельности: здравоохранение и образование, культура и органы правопорядка, социальная защита населения и оборона. Отраслевая специфика должна найти отражение в организации и ведении бухгалтерского учета. Определенную сложность вызывает и необходимость в ряде учреждений вести бухгалтерский учет одновременно по двух планам счетов: исполнения сметы расходов учреждений и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Новыми условиями хозяйствования допускается объединение средств, поступающих из различных источников. Учреждениям предоставлены широкие права в части привлечения внебюджетных средств за счет хозрасчетной и коммерческой деятельности по оказанию платных услуг населению и выполнению работ по договорам с предприятиями и организациями, сдачи в аренду и реализации недвижимости (прежде всего нежилых помещений). Однако хозрасчетная и коммерческая деятельность не должны осуществляться в ущерб уставной деятельности, финансируемой из бюджета.
Наблюдения убеждают, что в учреждениях непроизводственной сферы не всегда возможно объективно установить четкие критерии зависимости объема финансирования от конечных результатов деятельности. Так, конечный результат в здравоохранении - не охрана здоровья одного жителя в год, а конкретные позитивные сдвиги в профилактике и лечении заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни. Затраты, произведенные сегодня, как известно, принесут отдачу с течением времени. Поэтому неверно, с одной стороны, все сводить к стимулированию только разовых «конечных» результатов, а с другой стороны, нельзя полностью отказываться от увязки бюджетного финансирования с активизацией работы учреждения. Бюджетное финансирование способно не только восполнить нехватку средств от платных услуг и реализации, но и обеспечивать достижение целей, которые сложно увязать с критерием коммерческого успеха. Вот почему поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных ассигнований на содержание учреждений непроизводственной сферы.
В бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включаются: федеральный бюджет Российской Федерации, республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты округов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов, районные бюджеты в районах городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Такое построение бюджетной системы, когда всем местным администрациям предоставлено право иметь свой бюджет, обеспечивает наиболее полный учет источников формирования бюджетных средств и их рациональное использование.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой. Единство бюджетной системы Российской Федерации достигается взаимодействием бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.
В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести предусмотренные расходы.
Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета. Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом.
Объектами бюджетного учета являются: доходы и расходы бюджета; денежная наличность, хранящаяся в банках; средства в расчетах между бюджетами; фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения; материальные ценности бюджетных организаций.
Выступая как средство контроля за исполнением бюджета, бюджетный учет содействует рациональному распределению национального дохода на цели расширенного воспроизводства и соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.
К задачам бюджетного учета можно отнести:
Бюджетный учет ведется в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Непосредственное исполнение бюджета возложено на Федеральное казначейство Российской Федерации, которое создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе». Во исполнение этого указа постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. № 864 «О Федеральном казначействе Российской Федерации» было утверждено Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации. Единая централизованная система органов Федерального казначейства подчиняется министру финансов Российской Федерации, состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Вышеуказанными нормативными актами на органы казначейства возложено решение следующих задач:
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств федерального бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах казначейства; разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений.
При Министерстве финансов Российской Федерации, министерствах финансов автономных республик, краевых, областных и городских управлениях (отделах) созданы общественные методологические советы по бухгалтерскому учету. Они обобщают и доводят до исполнителей передовые формы и методы работы по совершенствованию бухгалтерского учета, обеспечению сохранности денежных и материальных средств, внедрению комплексной механизации. Важное место в работе методологических советов занимают вопросы по обмену опытом работы централизованных бухгалтерий.
Учреждения, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными. Это школы, детские сады и ясли, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, научно-исследовательские организации, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры, культуры, обороны и др. Потребность в средствах бюджетного учреждения отражается в смете расходов, которая представляет собой основной плановый финансовый документ. На основе утвержденной сметы бюджетные учреждения получают денежные средства для осуществления своей деятельности.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяет руководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденной сметы, выявлять незаконные затраты.
Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет:
Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за расходованием фонда заработной платы (оплаты труда), а также составление в срок баланса и отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях способствует более точному составлению смет расходов, а также выявлению неиспользованных внутренних ресурсов.
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам в учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных бюджетах, а также в централизованных бухгалтериях при министерствах, ведомствах, местных администрациях и их управлениях (отделениях), центральных городских и районных больницах и отдельных учреждениях ведется по двойной системе.
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов может осуществляться по мемориально-ордерной, журнально-ордерной, журнал-главной формам. Использование электронно-вычислительных машин создает возможность перехода от решения на ЭВМ отдельных трудоемких задач к общесистемной автоматизации обработки учетной информации в целом и решению задач исполнения смет расходов.
В крупных бюджетных учреждениях (высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, отдельных централизованных бухгалтериях и др.) бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме.
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и смет по специальным средствам, а также другим внебюджетным средствам в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, ведется на едином балансе по плану счетов, предусмотренному Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. № 122.
Если подсобные производственные (учебные) мастерские или подсобные сельские и учебно-опытные хозяйства при бюджетных учреждениях переведены на хозяйственный расчет (имеют самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждениях банка), то они организуют и ведут бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 1 ноября 1991 г. № 56 и последующими изменениями.
За соблюдение правил бюджетной дисциплины и правильную организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несут ответственность руководитель учреждения и главный бухгалтер. Главные бухгалтеры в повседневно работе должны руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170. Это положение распространяется на главных бухгалтеров объединений, предприятий, организаций, учреждений, ведущих бухгалтерский учет и составляющих законченную бухгалтерскую отчетность, а также на главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий. В этом документе определены обязанности, права и ответственность главных бухгалтеров за правильную организацию учета. Важную организующую роль играют положения о бухгалтерских службах централизованных бухгалтерий, утвержденные в установленном порядке, и другие нормативные документы.
Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:
В соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики Министерством финансов РФ утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 от 28 июня 1994 г. № 100.
Согласно этому документу в течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть аргументировано в годовой бухгалтерской отчетности. Важно обеспечить в учете правильность отнесения доходов и расходов к соответствующим отчетным периодам. Бухгалтерский учет должен систематически контролировать исполнение смет, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Руководитель учреждения обязан создать необходимые условия для правильной организации бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками учреждения требований главного бухгалтера в части порядка оформления и сдачи в бухгалтерию необходимых документов.
Главный бухгалтер учреждения, централизованной бухгалтерии назначается или освобождается от должности руководителем учреждения и непосредственно подчиняется ему.
Главный бухгалтер учреждения или централизованной бухгалтерии обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых учреждением хозяйственных операций, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности. Он подписывает совместно с руководителем учреждения документы по финансово-расчетным операциям, а также служащие основанием для выдачи товарно-материальных ценностей. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не могут быть приняты к исполнению. Если работники учреждения передают главному бухгалтеру для исполнения документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину, то главный бухгалтер обязан письменно сообщить об этом руководителю учреждения. При получении от руководителя письменного распоряжения об исполнении указанных документов главный бухгалтер выполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершение законных операций возлагается на руководителя учреждения.
Главный бухгалтер визирует заявления, приказа назначения на работу и перемещении материально ответственных лиц (заведующих складами кладовщиков, кассиров и т.д.).
При увольнении главного бухгалтера учреждения он обязан передать дела по акту вновь назначенному главному бухгалтеру. Если кандидат на должность еще не подобран, то дела передаются работнику учреждения, назначенному для этого приказом руководителя учреждения. В процессе сдачи-приемки дел проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных, наличия бухгалтерских документов и регистров, а также наличия дел в архиве.
С 1645 г. имеются сведения о существовании как общих, так и городских смет, но определенных правил об их составлении не существовало. Не было и отчетности. Приказы собирали деньги, расходовали их, а остатки находились в приказах. Если обнаруживался дефицит, то занимали у другого приказа. Гласность о состоянии финансовых дел приказа не допускалась.
С 1802 г. со времени образования Министерства финансов стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров. Это позволило уравновешивать доходы с расходами, но общих правил их составления не было.
В 1811 г. был издан «Наказ Министерству финансов», в основу которого был положен «План финансов», в соответствии с ним расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные. По «Наказу» к 15 ноября министры сдавали в Министерство финансов сметы по единой форме. Министерство финансов на основе их объединения составляло сводную смету, которую вносило в Государственный Совет, а последний представлял на утверждение Государю. Финансовые дела государства были окружены тайной. Недостатки действующих правил «Наказа», отсутствие гласности привели к хаотическому состоянию государственных финансов. В связи с этим Министерство финансов командировало специальную комиссию для изучения бюджетного дела в Западную Европу. В состав комиссии входили представители всех управлений Министерства финансов. Результатом поездки явились подготовленные комиссией и утвержденные Министерством финансов Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи от 22 мая 1862 г. Эти правила предполагали составление смет для всех управлений по единой форме с обязательным обоснованием необходимости тех или иных статей расходов и сумм по ним; разграничение постоянных и временных расходов; специализацию расходов по основным направлениям; для утверждения сметы, данные за отчетный период должны были представляться в сопоставлении с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к правилам, которое предусматривало строгое соблюдение деления доходов и расходов на параграфы и статьи, что остается в силе и по сей день.
Бюджетные правила от 8 марта 1906 г. предоставили министерствам право возлагать предварительное рассмотрение смет на комиссии Государственной Думы и Государственного Совета. Всякое изменение или новое ассигнование средств на возникающие потребности возможно было лишь при издании соответствующего закона. Если роспись не утверждалась или не рассматривалась, то оставалась в силе роспись предыдущего года. В случае дефицита заключался заем без согласия Государственной Думы.
В становлении и развитии бюджетного учета в советский период можно выделить этапы:
Реалии разворачивающейся радикальной хозяйственной реформы выдвигают необходимость поиска новых путей совершенствования организации учета затрат на социально-экономическое развитие. Учреждениям непроизводственной сферы теперь важно оперативно оценивать свое финансовое состояние и, принимая соответствующие меры, влиять на величину средств, поступают хозрасчетной деятельности. Уже сегодня тактика учета в учреждениях непроизводственной сферы выдвинула ряд вопросов, которые ждут своего решения. К ним в первую очередь носятся вопросы совершенствования организации учета в учреждениях непроизводственной сферы на базе централизации или возврат к самостоятельным бухгалтериям в условиях передачи последних в управление местным администрациям. Не теряют своей актуальности вопросы совершенствования организации первичного учета и документации, даже сегодня правомерно ставить вопрос шире - управление учетной информацией в регионе нахождения централизованной бухгалтерии, обслуживаемых ею учреждений, и вычислительной установки.
Использование региональных вычислительных установок расширяет возможности централизации учета, но высокая стоимость их услуг заставляет учреждения идти по пути создания программ на основе АРМ, что расширяет возможности аналитического учета и анализа получаемых показателей хозяйственно-финансовой деятельности.
История развития бюджетного учета в России неотделима от истории органов казначейства. Поэтому сегодня было бы правильнее говорить не о создании органов казначейства, а об их воссоздании, возврате к прошлой практике. Исполнение российского бюджета и контроль за поступлением и расходованием средств в стране традиционно выполнялись казначейскими учреждениями.
Главное казначейство находилось в Петербурге, в губерниях - губернские казначейства, в уездах - уездные казначейства. Казначейства - органы исполнительные: собирают, хранят, пересылают государственные доходы, производят платежи, продают гербовые марки, бумагу, выдают свидетельства на право торговли и т.д. С 1862 г. казначейства пересылают излишек денег в государственный банк, а с 1896 г. последовало слияние кассовой наличности казначейства с оборотной наличностью Государственного банка. Циркуляром Министерства финансов в 1904 г. на учреждения казначейства возложили еще функцию - прием процентных бумаг на хранение.
После 1917 г. на базе учреждений казначейства были созданы приходно-расходные кассы Наркомфина, которые с середины 20-х годов подчинялись Государственному банку. История повторяется. В России до 1862 г. кассы существовали децентрализовано: по министерствам, по отдельным управлениям. Государственные средств были рассеяны по многочисленным кассам, и государство не могло мобильно их использовать и осуществлять действенный контроль за их расходованием, что порождало многочисленные растраты. В Министерстве финансов находилась приблизительно 1/3 сумм, остальные - в других министерствах.
Аналогичная ситуация сложилась и сегодня в Российской Федерации. В период становления рыночной экономики образовалось множество коммерческих банков, и изменились функции Центрального банка РФ в части исполнения федерального бюджета, в результате учета и контроля за расходованием бюджетных средств фактически нет. Отсутствие оперативной информации на всех уровнях исполнения федерального бюджета не позволяет эффективно маневрировать и без того скудными средствами. Именно этим объясняется восстановление в стране органов казначейства, которые имели неплохую репутацию.
Во исполнение Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» в стране создана централизованная система органов федерального казначейства, ведающих кассовым исполнением государственного бюджета. Согласно концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 гг. «Необходимо завершить формирование казначейской системы исполнения бюджета с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов» («Финансовая Россия», 1997, № 19).
Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация, утвержденная Федеральным законом Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.
Бюджетная классификация Российской Федерации предполагает научно обоснованную, обязательную группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, закодированным в определенном порядке, поэтому обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет единообразно учитывать доходы и расходы бюджета; составлять отчетность об исполнении бюджета; осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов; кодировать показатели бюджетов и отчетов при машинной обработке. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения. Кроме того, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, бюджетная классификация используется для составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация включает:
Согласно статье 13 вышеуказанного Федерального закона указания о порядке применения бюджетной классификации издаются Министерством финансов Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи доходов. Доходы подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.
Доходы бюджетов в Российской Федерации формируются за счет налогов с юридических и физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами, государственной пошлины, доходов от приватизации, лицензионных сборов за право производства и торговли спиртными напитками и пивом, патентов, средств полученных из других бюджетов, поступлений по денежно-вещевым лотереям и реализации государственных займов и других ценных бумаг, бюджетных ссуд и др.
Бюджетная классификация, утвержденная Министерством финансов России, подразделяет расходы на:
Расходы бюджетов в Российской Федерации называют направление средств на бюджетное финансирование: народного хозяйства, конверсии иного производства, внешнеэкономической деятельности, образования, профессиональной подготовки кадров, бюджетных ссуд, культуры, искусства и средств массовой информации, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальная защита населения, обороны, на содержание органов правопорядка и государственной власти и др.
Статьи в классификации имеют единую порядковую нумерацию. Для классификации расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании, применяется следующий перечень статей:
1. Фонд заработной платы (оплаты труда).
2. Начисления на заработную плату.
3. Канцелярские и хозяйственные расходы.
4. Командировки и служебные разъезды,
8. Стипендии.
9. Расходы на питание.
10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.
12. Приобретение оборудования и инвентаря.
14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.
15. Государственные капитальные вложения.
16. Капитальный ремонт.
18. Прочие расходы.
30. Государственная дотация.
31. Операционные расходы.
35. Платежи по ссудам.
По этим статьям выделяются и учитываются расходы в росписях бюджетов автономных республик, краевых, областных, окружных, районных, городских, поселковых и сельских бюджетов. Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.
Смета расходов - основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.
Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей:
В отраслевых сметах расходов статьи отражают специфику образования, здравоохранения культуры, науки и т.д. Расходы бюджетных учреждений подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание учреждения. Последние состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов,
Административно-хозяйственные расходы включают затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.
Операционные расходы - это затраты, связанные с осуществлением деятельности учреждения (расходы на медикаменты, питание, педагогический фонд заработной платы, учебные расходы и т.д.).
Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.
Правильно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на образование, здравоохранение, культуру, науку по отдельным регионам страны.
При составлении проекта сметы бюджетные учреждения для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Например, по статье 3 «Канцелярские и хозяйственные расходы» выделяют: канцелярские расходы, расходы на вневедомственную охрану, расходы на связь, на приобретение литературы, на наем помещения, по содержанию и найму транспорта, затраты на оплату информационно-вычислительных услуг, предоставленных для аппарата управления.
Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к ней. Так, приложение к смете расходов школы открывается сведениями о количестве классов и учащихся по состоянию на 1 января и 1 сентября планируемого года, затем следует расчет фонда заработной платы, а также расчеты по другим статьям классификации расходов. Заключают приложение к смете расходов общие сведения, используемые при расчетах (общая кубатура всех строений по наружному обмеру, внутренняя площадь здания, количество и площадь классных комнат и др.).
Сметы расходов, составляемые бюджетными учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.
При обслуживании учреждения централизованными бухгалтериями практикуется составление общих смет. В общих сметах расходы планируются в целом по группам однотипных учреждений (школ, училищ, детских яслей и садов, больниц и др.).
Для определения и финансирования затрат на проведение совещаний, конференций, приобретение литературы и другие мероприятия министерства, ведомства и управления (отделы) местной администрации составляют сметы на централизованные мероприятия.
Путем суммирования всех расходов на содержание министерства или ведомства, включая вся индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные мероприятия, составляется сводная смета.
Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению, при определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.
При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемы расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утвержденная смета определяет сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание учреждения. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившей смету, указывается дата утверждения и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете, в том числе с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.