Учреждения непроизводственной сферы, перешедшие на новые условия хозяйствования, организуют бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете Министерства финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. № 122 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету в учреждениях непроизводственной сферы, переведенных на новые условия хозяйствования (приложение к письму Министерства финансов СССР от 19 марта 1990 г. № 38). Эти документы применяются с учетом изменений и дополнений, изложенных в письме Министерства финансов РФ «О бухгалтерском учете в учреждениях непроизводственной сферы, состоящих на федеральном бюджете и работающих в новых условиях хозяйствования», от 2 августа 1995 г. № 82. Кроме того, имеются отраслевые документы: Методические рекомендации о порядке организации бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения, работающих в новых условиях, утвержденные Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Министерством финансов СССР от 5 октября 1989 г. № 02-06-08, и Временные указания по организации учета в культурно-просветительных учреждениях, переведенных на новые условия хозяйствования, утвержденные Министерством культуры СССР от 29 мая 1989 г. № 13. Переход учреждений непроизводственной сферы на новые условия хозяйствования допускает наличие самостоятельного баланса и сохраняет возможность организации и ведения бухгалтерского учета в централизованной бухгалтерии.
Финансирование учреждений непроизводственной сферы, перешедших на новые условия хозяйствования, предполагает сочетание бюджетного финансирования со средствами, поступившими от различных платных услуг населению (как правило, по профилю данного учреждения) и предприятиям по договорам. При этом не допускается снижение бюджетных ассигнований на финансирование учреждений путем замещения не оплачиваемых населением услуг платными.
Источниками доходов учреждений непроизводственной сферы могут быть: поступления за выполненные работы (услуги) материального характера согласно заключенным договорам с предприятиями и организациями и по заказам населения; выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских; выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; поступления средств за дополнительные услуги по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также по обучению по заказам населения; добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от других юридических и физических лиц и прочие поступления.
К дополнительным услугам, например в сфере образования, можно отнести изучение отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленное изучение предметов и другие услуги (работы), оказываемые сверх утвержденных программ и иных планов, доводимых до учреждений органами управления. Общеобразовательные школы всех типов, детские дома, интернаты могут организовывать кружки, курсы, выращивать на продажу посадочные материалы, сортовые семена, создавать изделия народных промыслов, а также выполнять работы и услуги по ремонту бытовой техники, фотографированию и др.
Учреждения непроизводственной сферы могут заниматься предпринимательской деятельностью по:
Платные формы деятельности учреждений непроизводственной сферы не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.
Учреждениям непроизводственной сферы, перешедшим на новые условия хозяйствования, предоставлено право самостоятельно планировать свою деятельность и социальное развитие коллектива исходя из разработанных и утвержденных контрольных цифр и экономических нормативов. Это может быть:
Экономические нормативы разрабатываются и утверждаются министерствами, ведомствами и другими заинтересованными организациями из расчета средних величин затрат на расчетную единицу. Для финансирования учреждений народного образования в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: по детским дошкольным и внешкольным учреждениям - один ребенок; по интернатам - один воспитанник; по школам, средним специальным учебным заведениям и профессионально-техническим учебным заведениям - один учащийся и т.д. В учреждениях здравоохранения расчетной единицей являются: стоимость медицинской помощи и услуг в расчете на одного жителя в год; стоимость лечения одного больного различных профилей и категорий сложности и т.д. В учреждениях культуры нормативы бюджетного финансирования определяются из расчета на одного жителя и т.д.
Средства, полученные из различных источников, образуют единый фонд финансовых средств. Для хранения как бюджетных, так и внебюджетных средств в учреждении банка открывается расчетный счет, а текущие счета по бюджету и внебюджетным средствам закрываются.
В учреждениях и централизованных бухгалтериях, переведенных на новые условия хозяйствования, учет расходов на содержание учреждения ведется на субсчете 214 «Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме». Учет в бухгалтерии учреждения ведется в книге ф. № 294, а в централизованной бухгалтерии - в книге ф. № 309-б по разделам, параграфам и статьям бюджетной классификации. Записи делаются отдельно по каждому учреждению на основании первичных документов и группируются по фондам: статья 1 «Заработная плата» - «Единый фонд оплаты труда»; статьи 2-4, 8, 9, 10, 14 и 18 (кроме премий и материальной помощи) - «Материальные и приравненные к ним затраты»; статьи 12, 16 и 18 (в части расходов на социальные нужды) - «Фонд производственного и социального развития».
Учреждения, перешедшие на новые условия хозяйствования, учет кассовых расходов ведут не по статьям сметы расходов, а по фондам, материальным и приравненным к ним затратам в многографных карточках ф. № 283. Произведенные кассовые расходы по каждому фонду, материальным и приравненным к ним затратам сопоставляются за квартал (месяц) с суммами, направленными на образование соответствующих фондов и источников.
Суммы недостач материальных ценностей, безнадежных долгов и другие потери, списываемые в установленном порядке за счет учреждения, относятся на уменьшение фондов и источников для возмещения материальных и приравненных к ним затрат.
В учреждениях непроизводственной сферы, перешедших на новые условия хозяйствования, формируются фонды производственного и социального развития и оплаты труда работников. Размеры этих фондов зависят от результатов, качества и эффективности труда коллектива учреждения.
Единый фонд финансовых средств образуется из суммы средств, поступивших из разных источников, как бюджетных, так и внебюджетных. Учет ведется на одноименном субсчете 270. По кредиту его записываются суммы, поступившие на расчетный счет по безналичным перечислениям или наличными в кассу учреждения, а также суммы, зачисленные в единый фонд финансовых средств по завершении работ по договорам. По дебету - суммы, направленные на образование фондов и источников затрат.
Для получения данных об общей сумме доходов, зачисленных на расчетный счет, все средства, поступившие на целевые расходы от юридических и физических лиц, а также от реализации излишнего и неиспользуемого оборудования, аренды зданий, сооружений, транспортных средств, рекомендуется отражать одновременно двумя бухгалтерскими записями.
Д-т сч.090 | «Текущий счет по федеральному бюджету на расходы учреждения, для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия» |
К-т сч.140 | «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» |
Д-т сч.140 | «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждений и другие мероприятия» |
К-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств». |
Д-т сч.113 | «Расчетный счет» |
К-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств». |
Д-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств» |
К-т сч.246 | «Фонд производственного и социального развития». |
Аналитический учет единого фонда финансовых средств следует вести на отдельном лицевом счете в многографных карточках ф. № 283 с выделением источников поступлений денежных средств по их видам: финансирование из бюджета по долгосрочным экономическим нормативам; поступления за выполненные работы и услуги по договорам с юридическими лицами; за оказанные платные услуги физическим лицам; поступления добровольных взносов от юридических и физических лиц; поступления на целевые расходы от предприятий и организаций. На оборотной стороне карточек рекомендуется вести учет распределения единого фонда финансовых средств в разрезе соответствующих фондов, материальных и приравненных к ним затрат. В конце месяца (квартала) в карточках подсчитываются итоги и производится распределение единого фонда.
За счет поступивших в единый фонд финансовых средств ассигнований федерального бюджета по установленным вышестоящей организацией нормативам формируются единые фонды оплаты труда, производственного и социального развития, материального поощрения, средств материальных и приравненных к ним затрат. Формирование этих фондов производится поквартально или помесячно.
Учреждение может применять один из двух способов распределения дохода.
При первом способе из дохода учреждения формируется по установленному нормативу фонд оплаты труда работников, возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, производятся расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит. Оставшаяся после этого сумма средств поступает в распоряжение трудового коллектива. Из этой суммы по установленному нормативу формируется фонд производственного и социального развития, а остаток образует фонд материального поощрения. Перечисленные операции отражаются бухгалтерскими записями.
Д-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств» |
К-т сч.241 | «Единый фонд оплаты труда». |
Д-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств» |
К-т сч.249 | «Материальные и приравненные к ним затраты». |
Д-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств» |
К-т сч.246 | «Фонд производственного и социального развития». |
Д-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств» |
К-т сч.240 | «Фонд материального поощрения». |
При втором способе распределения дохода учреждения возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, осуществляются расчеты со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит. Из оставшихся средств по установленному нормативу образуется фонд производственного и социального развития, и остаток средств идет на формирование фонда оплаты труда.
Кроме того, сверх сумм, начисляемых по установленному нормативу, могут быть перечислены:
Фонд материального поощрения образуется за счет поступлений от экономии по смете учреждения. Предназначен этот фонд для премирования работников и оказания им единовременной помощи. Учет ведется на субсчете 240 «Фонд материального поощрения». По кредиту отражаются суммы средств, поступившие на формирование фонда (Д-т сч.110 «Текущий счет по поручениям», а при новом хозяйственном механизме - сч.113 «Расчетный счет» или сч.270 «Единый фонд финансовых средств»); по дебету - выплаченные суммы премий и единовременных пособий (Д-т сч.240 «Фонд материального поощрения», К-т сч.110 «Текущий счет по поручениям» или сч.120 «Касса»).
Учреждения, распределяющие единый фонд финансовых средств по второму способу, в корреспонденции вместо субсчета 240 «Фонд материального поощрения» используют субсчет 241 «Единый фонд оплаты труда».
Единый фонд оплаты труда формируется за счет общей суммы финансовых средств по установленному нормативу и используется в соответствии со сметой, одобренной трудовым коллективом учреждения.
В состав единого фонда оплаты труда включаются расходы, приведенные в табл.6 «Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации» Бюджетной классификации Российской Федерации (БК РФ) в соответствии с письмом Минфина РФ от 29 декабря 1994 г № 177 по кодам 110101-110105.
Из оставшейся после выплаты оплаты труда суммы полученных из федерального бюджета средств в плановом размере (предусмотренных по смете) формируются источники для возмещения материальных и приравненных к ним затрат, что отражается бухгалтерской записью:
Д-т сч.270 | «Единый фонд финансовых средств» |
К-т сч.249 | «Материальные и приравненные к ним затраты». |
По окончании года экономия по фонду оплаты труда зачисляется в фонд материального поощрения:
Д-т сч.241 | «Единый фонд оплаты труда» |
К-т сч.240 | «Фонд материального поощрения». |
Экономия по материальным и приравненным к ним затратам (кроме кодов 110302 «Медикаменты», 110304 «Продукты питания», 130302 «Стипендия») зачисляется в фонд производственного и социального развития:
Д-т сч.249 | «Материальные и приравненные к ним затраты» |
К-т сч.246 | «Фонд производственного и социального развития». |
Аналитический учет единого фонда оплаты труда ведется по источникам образования и статьям расхода в многографных карточках ф. № 283.
Фонд производственного и социального развития формируется за счет отчислений от единого фонда финансовых средств. Норматив отчислений и смета использования этих фондов утверждаются трудовым коллективом учреждения. На увеличение фонда производственного и социального развития направляются также суммы денежных средств, полученные от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования; суммы средств, перечисленные другими юридическими лицами; суммы, полученные за сдачу в аренду зданий, сооружений и оборудования, а также экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам по окончании года (за исключением медикаментов, питания и стипендий).
При этом не использованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию не подлежат, а используются в последующих отчетных периодах.
С согласия подведомственных учреждений в вышестоящих органах управления могут создаваться централизованные фонды и резервы за счет отчислений от сумм средств, полученных учреждениями от реализации продукции, работ и услуг учебно-производственных мастерских и другой производственной деятельности. В этот фонд перечисляется экономия средств, связанная с невыполнением денежных норм на питание и медикаменты на одного больного в день и др. Средства централизованного фонда и финансовых резервов используются на финансирование мероприятий, связанных с чрезвычайными и непредвиденными обстоятельствами, на мероприятия по обмену опытом, культурному и творческому развитию учащихся, на приобретение оборудования и т.д.
Учет централизованных фондов и финансовых резервов ведется на одноименном субсчете 271. По кредиту отражается поступление средств на формирование фонда, по дебету - перечисление денежных средств нижестоящим распорядителям кредитов. Нижестоящие учреждения полученные средства из этих фондов учитывают как целевые средства. Аналитический учет по субсчету 271 «Централизованные фонды и финансовые резервы» ведется по источникам формирования и целевым перечислениям подведомственным учреждениям. В конце отчетного года остаток средств на текущем бюджетном счете не закрывается, а переходит на следующий год и расходуется по целевому назначению на производственное и социальное развитие, материальное поощрение, материальные и приравненные к ним затраты в размерах остатков по субсчетам 240 «Фонд материального поощрения», 246 «Фонд производственного и социального развития», 249 «Материальные и приравненные к ним затраты».
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.