Положение в экономике и финансах страны характеризуется противоречивыми явлениями, порожденными как объективными факторами, так и ошибками и просчетами в экономической политике. Бюджетная система России находится в ситуации кризиса, что поставило бюджетные учреждения непроизводственной сферы в крайне неблагоприятные условия. Из-за недостаточного финансирования со стороны государства они задолжали банкам и поставщикам материальных ресурсов. Будучи не в состоянии обеспечить даже своевременную выплату заработной платы своим работникам, они приостановили работы по строительству и капитальному ремонту зданий, развитию материальной базы. Все это отрицательно влияет на деятельность этих организаций.
Для своевременного и полного обеспечения программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного бюджетного финансирования учреждения непроизводственной сферы привлекают и используют внебюджетные источники финансирования. Это означает, что нередко бюджетные учреждения вынуждены заниматься всеми доступными им видами коммерческой деятельности. В результате многие расходы, ранее оплачиваемые из бюджета, теперь должно нести население.
Реальность всех этих проблем очевидна, а тяжелая социально-экономическая обстановка в стране свидетельствует об их сохранении в будущем. Но ясно и другое, что многие из нынешних расходов, осуществляемых учреждениями непроизводственной сферы, сохраняются в силу привычки и инерционности. Следует помнить, что жизнь выдвигает новые задачи, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее накопленного потенциала учреждениями различных отраслей непроизводственной сферы на задачи его дальнейшего развития, на переход к общепринятым цивилизованным нормам государственной поддержки граждан страны.
Это требует систематического проведения объективного анализа наличия и использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, который базируется на бухгалтерской информации. Поэтому велика роль учета и контроля в обеспечении бюджетными ресурсами и рационального, экономного их использования. Бухгалтерский учет охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности как внутри учреждений и организаций непроизводственной сферы, состоящих на бюджете, так и в их взаимоотношениях с другими хозяйственными организациями и с финансово-кредитной системой.
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ указано, что бухгалтерский учет является упорядоченной системой сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Вышеуказанный закон расширяет возможности организаций в решении многих вопросов совершенствования бухгалтерского учета.
Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушения режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам, а также по капитальным вложениям в процессе деятельности организаций и учреждений, состоящих на бюджете, создает для них экономическую необходимость максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.
Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за хозяйственной и финансовой деятельностью организации - основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины. Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом. Чем точнее учет, тем выше качество планирования.
Используя информацию бухгалтерского учета, руководители и коллективы учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за наличием и сохранностью материальных и денежных средств, контроль за их рациональным использованием с учетом хозяйственной целесообразности. Бухгалтерский учет играет важную роль в обеспечении контроля за наличием и эффективным использованием трудовых ресурсов.
По данным бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет - это важнейшее звено системы управления учреждениями непроизводственной сферы.
В данной книге рассматриваются методологические и организационные проблемы бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы, в том числе переведенных на новые условия финансирования и хозяйствования. Показана роль бухгалтерского учета в соблюдении режима экономии при расходовании средств бюджетов Российской Федерации, местных администраций, министерств и ведомств, а также внебюджетных средств, сформированных в установленном порядке.
Во втором издании вопросы организации бухгалтерского учета и отчетности излагаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, регулирующими деятельность учреждений непроизводственной сферы, состоящих на федеральном бюджете Российской Федерации и бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований. В отдельных главах книги рассмотрены основные вопросы теории и техники ведения бухгалтерского учета важнейших операций по исполнению смет расходов по бюджету и смет по специальным средствам. Большое внимание уделено бухгалтерскому учету работ, выполняемых по хозяйственным договорам.
Порядок организации бухгалтерского учета показан как в отдельном учреждении непроизводственной сферы, так и в централизованных бухгалтериях, создаваемых при министерствах, ведомствах, управлениях (отделах) администраций, а также при центральных городских и районных больницах и других учреждениях. По наиболее сложным проблемам даются комментарии, приводятся конкретные примеры, модели организации отдельных участков бухгалтерского учета и схемы корреспонденции счетов.
Параграф 5 «Учет валютных операций» главы IV «Учет финансирования, денежных средств и расходов» книги написан совместно с А.А.Беловым.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.