Финансирование бюджетных учреждений на расходы в соответствии с утвержденными сметами может осуществляться за счет федерального, республиканских и местных бюджетов.
Основным принципом бюджетного финансирования является предоставление государством средств безвозвратно, так как бюджетные учреждения не имеют своих доходов для возвратности указанных средств.
Второй принцип бюджетного финансирования заключается в том, что бюджетные учреждения получают средства не под план, а по мере фактического выполнения заданий плана с учетом правильности освоения и использования ранее выданных средств. Например, учреждения здравоохранения финансируются исходя из фактического наличия больниц, числа коек и т.д.
Третий принцип - строго целевое использование бюджетных средств для финансирования переделенных затрат, предусмотренных планом деятельности учреждения. Целевое использование бюджетных средств позволяет осуществлять систематический контроль за деятельностью бюджетных учреждений со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов.
При финансировании бюджетных учреждений соблюдается строгий режим экономии в расходовании государственных средств.
Финансирование бюджетных учреждений, состоящих на федеральном бюджете, осуществляется платежными поручениями формы № 0401060 на расходы непосредственно учреждений, перевод бюджетных ассигнований подведомственными нижестоящим учреждениям, на централизованные расходы главных и вышестоящих распорядителей кредитов и другие мероприятия, а также на капитальные вложения. Открытые кредиты не являются собственными средствами бюджетного учреждения, а принадлежат до их использования соответствующему бюджету и могут быть отозваны по распоряжению министерства финансов или вышестоящих органов. Отзыв средств производится по платежным поручениям вышеуказанной формы.
Выдача средств учреждениям с их текущих счетов производится банками в пределах остаток средств на этих счетах. Такой порядок финансирования мобилизует деятельность местной администрации и финансовой службы на своевременное и полное выполнение и перевыполнение доходной части бюджета, т.е. расходы местных бюджетов находятся в прямой зависимости от доходов. С целью обеспечения своевременной выплаты заработной платы работникам просвещения, здравоохранения и других учреждений, состоящих на местных бюджетах, допускается бронирование средств по статье расходов «Заработная плата» на текущих счетах бюджетов.
Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться бюджетными средствами по целевому назначению в пределах утвержденной сметы, являются распорядителями кредитов. По объему предоставленных им прав они подразделяются на главных и нижестоящих.
Главные распорядители кредитов - министры и руководители организаций и ведомств федерального значения, а также руководители, начальники управлений (отделов) местных администраций. Министры и руководители федеральных ведомств могут передавать свои права по распоряжению кредитами начальникам самостоятельных управлений и отделов. Так, в Министерстве здравоохранения РФ главными распорядителями кредитов являются: по федеральному бюджету – министр здравоохранения РФ, по республиканским бюджетам - министры здравоохранения, по местным бюджетам - краевыми, областными, и районными управлениями (отделами) здравоохранения.
Нижестоящие распорядители кредитов - руководители учреждений и организаций, подведомственных соответствующим министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) местной администрации. По объему предоставленных им прав их можно подразделить на две группы:
Министр здравоохранения, как главный распорядитель кредитов по федеральному бюджету, расходует средства на содержание центрального аппарата министерства, на централизованные мероприятия, а также распределяет средства между подведомственными учреждениями, состоящими на федеральном бюджете, включая Академию медицинских наук, которая в свою очередь распределяет бюджетные средства между научно-исследовательскими организациями, клиническими больницами, лабораториями и другими подведомственными учреждениями. АМН РФ является нижестоящим распорядителем кредитов по отношению к Министерству здравоохранения РФ одновременно вышестоящим распорядителем кредитов по отношению к подведомственным (финансируемым) учреждениям.
Главные распорядители кредитов производят постоянную проверку законности и эффективности расходования бюджетных средств подведомственными им учреждениями. Они несут полную ответственность за выполнение сметы расходов не только ведомства в целом, но и всех подведомственных им учреждений, а также осуществляют контроль за состоянием учета и отчетности в этих учреждениях.
Главным распорядителям кредитов по республиканским и местным бюджетам в учреждениях банков открываются отдельные текущие счета на расходы учреждения (организации), на расходы учреждений и организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией; для перевода средств подведомственным учреждениям и организациям, бухгалтерский учет которых не централизован; на расходы по централизованным мероприятиям, а также на финансирование капитальных вложений.
При перечислении средств главным распорядителем кредитов в счет финансирования следующего квартала текущего года или первого квартала нового года в поручении указывается: «С правом расходования с _________ 199 __ г.».
Нижестоящим распорядителям кредитов открываются текущие счета «На расходы учреждения» и «На финансирование капитальных вложений». Остатки средств на текущих счетах учреждений на конец года не отзываются со счетов, а переходят на следующий год и засчитываются при дальнейшем финансировании из бюджета. Если имеет место экономия денежных средств против установленных норм ассигнований по смете расходов в учреждениях народного образования, здравоохранения, науки, социальной защиты населения и физической культуры, то сумма экономии остается в распоряжении этих учреждений и расходуется ими на социальные и производственные нужды в установленном порядке при условии выполнения показателей деятельности. При невыполнении учреждением определенных показателей оно не имеет права расходовать сэкономленные средства.
Сумма экономии - разница между общей суммой уточненных сметных назначений и кассовым расходом за год (за исключением экономии по расходам на питание и медикаменты). Сумма экономии по смете расходов перечисляется не позднее последнего рабочего дня года с бюджетных текущих счетов на текущие счета «Суммы по поручениям».
Для учета наличия, поступления и расходования средств учреждениями, состоящими на федеральном, республиканских и местных бюджетах, в разделе V «Денежные средства» плана счетов предусмотрены счета первого порядка 09 «Текущие счета по федеральному бюджету» и 10 «Текущие счета по бюджетам национально-государственных и административно-территориальных образований». Эти счета в зависимости от целевого назначения денежных средств подразделяются на субсчета:
Текущий счет по федеральному бюджету на расходы учреждения, для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия | 090 |
Текущий счет по федеральному бюджету на капитальные вложения | 093 |
Текущий счет по федеральному бюджету казначейских налоговых освобождений | 094 |
Текущий счет по федеральному бюджету для заключительных оборотов | 095 |
Текущий счет за счет других бюджетов | 096 |
Текущий счет на расходы учреждения | 100 |
Текущий счет для перевода подведомственным учреждениям и на другие | 101 |
Текущий счет на капитальные вложения | 103 |
Текущий счет на выплату пособий и доплат к пенсиям за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований | 105 |
Текущий счет сельского, поселкового и городского (городов районного подчинения бюджетов) | 107 |
Текущий счет по финансированию капитальных вложений за счет средств сельского, поселкового бюджета | 108 |
Эти субсчета активные, их остатки показывают суммы неиспользованных средств. По дебету - суммы полученных средств и суммы, внесенные на восстановление кассовых расходов, по кредиту - сумму бюджетных средств, израсходованную соответствующим целевым назначением, а также суммы отозванных средств. Сумма остатков по счету 09 «Текущие счета по федеральному бюджету» должна быть равна остаткам средств на счетах учреждений банка.
Бюджетные учреждения и централизованные бухгалтерии ведут учет операций по движению средств на текущих счетах в накопительных ведомостях по движению средств на бюджетных текущих счетах формы № 381 (мемориальный ордер № 2). Накопительные ведомости открываются отдельно для каждого бюджетного счета, а мемориальным ордерам присваиваются номера 2-а, 2-6, 2-г. Основанием для записей в накопительную ведомость ф. № 381 являются выписки банка из лицевых счетов и прилагаемые к ним оправдательные документы (платежные поручения, платежные требования и др.).
В централизованных бухгалтериях аналитический учет бюджетных средств ведется отдельно по каждому бюджетному счету и в разрезе соответствующих параграфов на карточках аналитического учета открытых кредитов ф. № 294-а. В этих карточках подсчитывается итог открытых кредитов с начала года, за исключением сумм отозванных и закрытых кредитов.
По окончании каждого месяца в мемориальных ордерах № 2, 2-а, 2-6, 2-в, 2-г подводятся итоги, которые переносятся затем в книгу Журнал-Главная.
В учреждениях, ведущих учет исполнения смет расходов самостоятельно, а также в централизованных бухгалтериях при составлении общих смет расходов по однотипным учреждениям аналитический учет бюджетных средств, кассовых и фактических расходов ведется в книге учета кредитов (ассигнований) и расходов ф. № 294 по параграфам и статьям бюджетной классификации на основании документов, поступивших за каждый день. Если учреждение имеет несколько бюджетных текущих счетов, бюджетные средства, кассовые и фактические расходы учитываются отдельно по каждому счету.
Учет финансирования главными распорядители кредитов ведется на пассивном счете первого порядка 23 «Финансирование». В соответствии с назначением средств и их источниками этот счет подразделяется на субсчета:
Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия | 230 |
Финансирование из бюджета капитальных вложений | 231 |
Финансирование за счет других бюджетов | 232 |
Финансирование из пенсионного фонда расходов на выплату пенсий и пособий | 234 |
Финансирование за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований на выплату пособий и доплат к пенсиям | 235 |
Средства родителей на содержание детского учреждения | 236 |
Финансирование из фонда социального страхования на выплату пособий | 237 |
Прочие средства на содержание учреждения | 238 |
На кредите счета 23 отражаются поступления средств за счет финансирования из бюджета, а также стоимость материалов, полученных безвозмездно, или излишки, выявленные при инвентаризации. На дебете счета 23 показываются операции по закрытию и отзыву средств, по списанию недостач материалов и безнадежных к получению долгов.
Аналитический учет по субсчету 230 «Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» ведется на многогранных карточках ф. № 283 в разрезе показателей, предусмотренных в справке «О движении сумм финансирования из бюджета» к балансу исполнения сметы расходов.
Для аналитического учета по субсчетам 231 «Финансирование из бюджета капитальных вложений», 232 «Финансирование за счет других бюджетов», 234 «Финансирование из Пенсионного фонда расходов на выплату пенсий и пособий», 235 «Финансирование за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований на выплату пособий и доплат к пенсиям», 236 «Средства родителей на содержание детского учреждения», 238 «Прочие средства на содержание учреждения» используются карточки ф. № 292-а или книги ф. № 292.
В конце года по дебету субсчета 238 «Прочие средства на содержание учреждения» списываются фактические расходы по бюджету (субсчет 2000 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия») в пределах сумм, числящихся на субсчете 238 «Прочие средства на содержание учреждения», и расходы за счет средств фонда дополнительных финансовых ресурсов и других источников (субсчет 213 «Расходы по прочим средствам»).
Возникающие в процессе исполнения смет расходов расчеты между главными и нижестоящими распорядителями кредитов учитываются на счете 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию», который в соответствии с назначением средств финансирования подразделяется на следующие субсчета:
Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия | 140 |
Расчеты по финансированию за счет других бюджетов | 142 |
Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений | 143 |
У главных распорядителей кредитов субсчет 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» используется как активный. По дебету отражаются суммы финансирования подведомственных учреждений и расходы, произведенные для подведомственных учреждений за счет ассигнований по смете на централизованные мероприятия; по кредиту - суммы уменьшения финансирования ведомственных учреждений и суммы расходов произведенных нижестоящими распорядителями кредитов за год. Дебетовый остаток по субсчету 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» у главного распорядителя кредитов должен быть равен сумме кредитовых остатков того же субсчета у всех подведомственных учреждений.
Если главные распорядители кредитов используют субсчет 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» как активный, то нижестоящие распорядители кредитов - как пассивный, потому что первые осуществляют финансирование, а вторые его получают. Получение от вышестоящих распорядителей кредитов суммы финансирования нижестоящие распорядители кредитов отражают на кредите соответствующих субсчетов счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию». Здесь же называют суммы и других операций, увеличивающие финансирование. По дебету субсчетов этого счета отражают суммы расходов, произведенные в год уменьшения финансирования по распоряжению вышестоящего распорядителя кредитов, суммы выявленных недостач и другие списания.
Аналитический учет по счету 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию» главные распорядители кредитов ведут в книге ф. № 302 по каждому подведомственному учреждению в соответствии с назначением средств в разрезе параграфов и статей бюджетной классификации. Нижестоящие распорядители кредитов учет расчетов по субсчетам 140, 142, 143 ведут на карточках ф. № 283 в разрезе показателей, предусмотренных в справке «О движении сумм финансирования из бюджета» к балансу исполнения сметы расходов.
В конце года при составлении сводного баланса остатки по субсчетам 140, 142, 143 в активе баланса вышестоящей организации и в пассиве балансов подведомственных учреждений взаимно исключаются.
Главный распорядитель при получении экземпляра расходного расписания, уведомляющего об открытии ему кредитов, делает запись:
Д-т сч.090 | «Текущий счет по федеральному бюджету на расходы учреждения, для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия» |
К-т сч.230 | «Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия». |
При открытии кредитов на расходы подведомственных учреждений на капитальные вложении:
Д-т сч.093 | «Текущий счет по федеральному бюджету на капитальные вложения» |
К-т сч.230 | «Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия». |
На сумму переведенных кредитов подведомственным учреждениям главный распорядитель на основании бюджетного поручения делает запись:
Д-т сч.140 | «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» |
К-т сч.09 | «Текущие счета по федеральному бюджету», 096 «Текущий счет за счет других бюджетов». |
Нижестоящие распорядители кредитов, имеющие подведомственные учреждения, ведут учет открытия кредитов, их использования и осуществляют перевод денежных средств подведомственным учреждениям в таком же порядке, как и главные распорядители кредитов.
Бюджетные учреждения в процессе исполнения сметы расходов обязаны строго соблюдать финансово-бюджетную дисциплину, укреплять режим экономии. На практике при исполнении смет расходов различают кассовые и фактические расходы.
Кассовые расходы - суммы, выданные банком с бюджетных или текущих счетов бюджетных учреждений на их расходы. Эти суммы могут выдаваться как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены (заработная плата, суммы, причиняющиеся кредиторам за выполненные работы, и др.). Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета по отдельным сметам подразделений, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату.
В учреждениях, состоящих на федеральном бюджете, учет кассовых расходов ведется на счете 09 «Текущие счета по федеральному бюджету». Учреждения, состоящие на республиканских или местных бюджетах, отражают эти расходы на счете 10 «Текущие счета по бюджетам национально-государственных и административно-территориальных образований». Учет кассовых расходов позволяет контролировать целевое расходование бюджетных средств.
В учреждениях, перешедших на новые условия хозяйствования, понятие «кассовые расходы» сохраняется, но оно включает в себя все суммы, полученные с расчетного счета как путем безналичной оплаты счетов, так и наличными. Учет кассовых расходов строится не по статьям сметы расходов, а в разрезе фондов, материальных и приравненных к ним затрат на многографных карточках ф. № 283, которые в централизованных бухгалтериях открываются по каждому обслуживаемому учреждению. Записи в карточках производятся за каждый день по мере поступления документов в соответствующие графы: «Фонд оплаты труда», «Материальные и приравненные к ним затраты», «Фонд производственного и социального развития», «Фонд материального поощрения».
Фактические расходы - это действительные расходы учреждения по исполнению сметы, оформленные соответствующими документами. К ним относятся и расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям. Фактические расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение установленных норм расходов по отдельным статьям и структурным подразделениям.
Учет фактических расходов ведется на активных счетах 20 «Расходы по бюджету» и 21 «Прочие расходы».
Счет 20 «Расходы по бюджету» подразделяется на следующие субсчета:
Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия | 200 |
Расходы за счет других бюджетов | 202 |
Расходы по бюджету на капитальные вложения | 203 |
Расходы на выплату пособий и доплат к пенсиям за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований | 205 |
Кассовые расходы по сельским, поселковым и городским (городов районного подчинения) бюджетам | 207 |
Субсчет 200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия» предназначен для учета фактически произведенных расходов учреждения на его содержание и другие мероприятия в соответствии с утвержденной сметой. По окончании года главные распорядители кредитов закрывают этот субсчет списанием произведенных расходов (за исключением начисленной заработной платы рабочим и служащим за вторую половину декабря) в дебет субсчета 230 «Финансирование из бюджета на расходы учреждения». Нижестоящие распорядители кредитов списывают сумму произведенных расходов в дебет субсчета 140 «Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия».
Субсчет 202 «Расходы за счет других бюджетов» служит для учета расходов, произведенных учреждениями за счет средств, полученных из других бюджетов на выполнение мероприятий, не предусмотренных сметой расходов учреждения. По окончании года этот субсчет закрывается списанием собранных расходов в дебет субсчета 232 «Финансирование за счет других бюджетов» (у главного распорядителя кредитов) и в дебет субсчета 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов» (у нижестоящих распорядителей кредитов).
Субсчет 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» отражает расходы на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений за счет средств бюджета: При хозяйственном способе ведения строительно-монтажных работ в дебет этого субсчета записываются суммы произведенных затрат, а кредитуются субсчета по учету денежных средств, расчетов, строительных материалов и оборудования к установке, расчетов с поставщиками и подрядчиками.
При подрядном способе на дебете субсчета 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» отражаются суммы принятых к оплате счетов подрядчиков за выполненные работы, при этом кредитуется субсчет 150 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По окончании года затраты по законченным и сданным в эксплуатацию объектам, собранные на субсчете 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения», списываются в дебет субсчета 231 «Финансирование из бюджета капитальных вложений» (у главных распорядителей кредитов) и субсчета 143 «Расчеты по финансированию из бюджета капитальных вложений» (у нижестоящих распорядителей кредитов). По объектам, не сданным в эксплуатацию, суммы собранных затрат на счете 203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения» переносятся на баланс следующего года.
Субсчет 205 «Расходы на выплату пособий и доплат к пенсиям за счет бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований» предназначен для учета фактически произведенных расходов на выплату пенсий и пособий за счет средств бюджетов.
Субсчет 207 «Кассовые расходы по сельским, поселковым и городским (городов районного подчинения) бюджетам» служит для учета кассовых расходов по исполнению сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) бюджетов.
Бюджетные учреждения, осуществляют самостоятельно учет исполнения смет расходов, и централизованные бухгалтерии ведут аналитический учет фактических расходов при составлении общих смет расходов по однотипным учреждениям в книге ф. № 294 по статьям расходов.
В централизованных бухгалтериях учет ведется в книге учета ассигнований и фактических расходов ф. № 309-б, в которой открываются отдельные счета по каждому балансовому счету расходов, разделу, главе, параграфу и каждой статье расходов бюджетной классификации. По отдельным статьям расходов выделяются литеры, предусмотренные в бухгалтерской отчетности. Суммы фактических расходов учитываются как в целом, так и с выделением затрат по каждому обслуживаемому учреждению. В книге выводятся итоги за месяц и нарастающие с начала года.
Счет 21 «Прочие расходы» подразделяется на субсчета:
Расходы к распределению | 210 |
Расходы по специальным средствам | 211 |
Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования | 212 |
Расходы по прочим средствам | 213 |
Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме | 214 |
Расходы за счет внебюджетных фондов | 215 |
Расходы за счет внебюджетных фондов на капитальные вложения | 216 |
Расходы за счет средств производственной деятельности | 217 |
Расходы на выплату пенсий и пособий за счет средств Пенсионного фонда | 218 |
Расходы на выплату временных пособий на несовершеннолетних детей | 219 |
Субсчет 210 «Расходы к распределению» предназначен для учета затрат, которые в момент совершения не могут быть отнесены непосредственно на определенный вид работ (объект) или включены в себестоимость определенного вида изделий. Произведенные затраты отражаются на дебете этого субсчета, а с кредита осуществляется их списание в конце каждого месяца на соответствующие субсчета счетов 08 «Затраты на производство и другие цели», 20 «Расходы по бюджету».
Субсчет 211 «Расходы по специальным средствам» служит для отражения сумм израсходованных материалов, денежных средства и других расходов по дебету; с кредита этого субсчета по окончании года общая сумма учтенных затрат списывается в дебет субсчета 400 «Доходы по социальным средствам».
Субсчет 212 «Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования» используется для учета затрат на новое строительство, реконструкцию и приобретение оборудования, финансируемых за счет специальных средств, за счет средств, поступающих на расширение и укрепление материально-технической базы учебных заведений и научно-исследовательских организаций, а также за счет других внебюджетных средств. Затраты по объектам, принятым в эксплуатацию, в конце года списываются с кредита этого субсчета в щебет субсчета 400 «Доходы по специальным средствам», а если расходы произведены за счет фонда развития учреждения, - в дебет субсчета 246 «Фонд производственного и социального развития». Затраты по незаконченным объектам остаются на балансе следующего года по субсчету 212 «Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования».
Субсчет 213 «Расходы по прочим средствам» применяется в учебных заведениях по профессионально-техническому образованию. На этом субсчете учитываются также расходы за счет средств фонда дополнительных финансовых ресурсов местных администраций. По окончании года субсчет 213 «Расходы по прочим средствам» закрывается путем списания расходов, произведенных в течение года, в дебет субсчета 176 «Расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям» или 238 «Прочие средства на содержание учреждения».
Субсчет 214 «Расходы на содержание при новом хозяйственном механизме» применяется в учреждениях и централизованных 6ухгалтериях, перешедших на новые условия хозяйствования. Учет фактических расходов в учреждениях, осуществляющих учет самостоятельно, ведется в книге ф. № 294, а в централизованных бухгалтериях ф. № 309-б по разделам, параграфам и статьям бюджетной классификации. По окончании года фактические расходы списываются на уменьшение соответствующих фондов, что оформляется бухгалтерской записью:
Д-т сч. | 240 «Фонд материального поощрения», |
241 «Единый фонд оплаты труда», | |
246 «Фонд производственного и социального развития», | |
249 «Материальные и приравненные к ним затраты» | |
К-т сч. | 214 «Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме». |
Субсчет 215 «Расходы за счет внебюджетных фондов» применяется местными администрациями, министерствами, ведомствами и другими учреждениями для учета фактических расходов за счет средств внебюджетных фондов. По окончании года субсчет 215 закрывается путем списания произведенных в течение года расходов в дебет субсчета 272 «Внебюджетные фонды».
Субсчет 216 «Расходы за счет внебюджетных фондов на капитальные вложения» предназначен для учета фактических расходов за счет внебюджетных фондов капитальных вложений. По окончании года этот субсчет закрывается аналогично субсчету 215 «Расходы за счет внебюджетных фондов».
Субсчет 217 «Расходы за счет средств производственной деятельности» используется, как правило, в учебных заведениях по профессионально-техническому образованию. В дебете этого субсчета записываются суммы, израсходованные на культурно-бытовое обслуживание и поощрение учащихся и на другие мероприятия. По окончании года субсчет 217 «Расходы за счет средств производственной деятельности» закрывается списанием учтенных сумм в дебет субсчета 402 «Доходы от производственной деятельности профессионально-технических училищ».
Субсчет 218 «Расходы на выплату пенсий и пособий за счет средств Пенсионного фонда» применяется для учета фактически произведенных расходов на выплату пенсий и пособий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Субсчет 219 «Расходы на выплату временных пособий на несовершеннолетних детей» используется в организациях социальной защиты населения для учета выплат временных пособий на несовершеннолетних детей, родители которых по определению судов разыскиваются органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов.
Для аналитического учета по соответствующим субсчетам счета 21 «Прочие расходы» в бюджетных учреждениях и централизованных бухгалтериях применяются многографные карточки ф. № 283 (по субсчетам 210 «Расходы к распределению», 211 «Расходы по специальным средствам», 213 «Расходы по прочим средствам», 217 «Расходы за счет средств производственной деятельности»), книга учета кредитов (ассигнований) и расходов ф. № 294 (по субсчетам 212 «Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования», 215 «Расходы за счет внебюджетных фондов», 216 «Расходы за счет внебюджетных фондов на капитальные вложения»).
Приведем состав расходов, включаемых в отдельные статьи бюджетной классификации (извлечение) учреждений, состоящих на бюджете.
Статья 1. Фонд заработной платы (оплаты труда). На эту статью относятся расходы на:
Статья 2. Начисления на заработную плату. На статью 2 относятся расходы на уплату взносов на государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд и Государственный фонд занятости населения с заработной платы рабочих и служащих, учитываемой по статье 1 «Фонд заработной платы (оплаты труда)».
Взносы отчисляются в установленных размерах со всех сумм заработной платы, с которых согласно закону уплачиваются взносы на государственное социальное страхование, в Пенсионный фонд и Государственный фонд занятости населения.
Начисления на государственное социальное страхование, взносы в Пенсионный фонд и Государственный фонд занятости населения с заработной платы работников, не состоящих в штате учреждения, учитываемой по другим статьям бюджетной классификации, относятся на те же статьи, по которым проводится заработная плата указанных работников.
Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы. На статью 3 относятся:
Расходы на приобретение быстроизнашивающихся предметов, служащих менее одного года, также относятся на статью 3 независимо от их стоимости.
Статья 4. Командировки и служебные разъезды. На статью 4 относятся расходы на оплату:
На статью 4 относятся также надбавки к заработной плате, выплачиваемые в предусмотренных решениями правительства случаях отдельным категориям работников взамен командировочных расходов (суточных, квартирных).
Не относятся на статью 4 включаемые в статью 18 расходы по оплате командировок на сессии, съезды, совещания и конференции научного характера, а также поездки с научной целью; по оплате командировок преподавателей, направляемых на базы производственной и педагогической практики учащихся, а также на учебно-консультационные пункты для проведения занятий с заочниками.
Статья 8. Стипендии. На статью 8 относятся расходы по выдаче стипендий учащимся, аспирантам и докторантам.
На эту же статью относятся расходы по выплате стипендий лицам, проходящим ординатуру при высших учебных заведениях, научно-исследовательских и других учреждениях, а также расходы за счет стипендиального фонда на премирование и выплату единовременного пособия учащимся средних специальных учебных заведений, студентам и аспирантам высших учебных заведений.
Статья 9. Расходы на питание. На статью 9 носятся расходы на питание (включая оплату продукции, получаемой от подсобных хозяйств) в лечебно-профилактических учреждениях, в домах инвалидов, в детских дошкольных учреждениях, в дневных городских и сельских профессионально-технических училищах, специальных профессионально-технических училищах, в школах интернатах, школах и группах с продленным днем, включая расходы (наценка на стоимость сырьевого рациона) на приготовление пищи в тех случаях, когда питание организуется на предприятиях общественного питания, а также и в других учреждениях в соответствии с постановлениями правительства.
На эту же статью относятся расходы по возмещению дополнительных расходов, связанных с частичной компенсацией удорожания стоимости питания учащихся в школах, профтехучилищах, студентов в средних специальных учебных заведениях и в высших учебных заведениях, аспирантов и работников бюджетных учреждений.
Кроме того, здесь же учитываются расходы, производимые в предусмотренных постановлениями правительства случаях, на спецпитание работающих во вредных условиях труда.
Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств. На статью 10 относятся расходы на:
Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря. На статью 12 относятся расходы на приобретение в установленном порядке:
На статью 12 не относятся расходы на приобретение малоценных предметов стоимостью до 500 тыс.руб. за один предмет, а также быстроизнашивающихся предметов, служащих менее одного года, независимо от их стоимости. Расходы на приобретение таких предметов относятся на соответствующие статьи. Например, расходы на приобретение колб и пробирок для лабораторий учебного заведения или научно-исследовательского института относятся на статью 18, а для санитарно-бактериологических лабораторий - на статью 10; расходы на приобретение фитилей, стекло и электроламп относятся на статью 3.
Однако расходы на однородные малоценные предметы (тарелки, кухонная посуда и др.), приобретаемые впервые для вновь организуемых или расширяемых учреждений, должны учитываться по статье 12.
На статью 12 относятся также расходы по доставке оборудования и инвентаря и установке оборудования.
Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. На эту статью относятся расходы по приобретению и изготовлению белья, одежды, обуви, обмундирования и постельных принадлежностей, а также специальной (защитной) одежды в порядке, предусмотренном в решениях правительства.
Статья 15. Государственные капитальные вложения. На эту статью относятся затраты бюджетных учреждений и организаций, осуществляемые по плану государственных капитальных вложений.
Статья 16. Капитальный ремонт. На статью 16 относятся расходы на проведение капитального ремонта зданий и сооружений.
За счет средств, выделяемых на капитальный ремонт зданий и помещений, принадлежащих органам народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, разрешено производить работы по присоединению указанных зданий и помещений к водопроводу, канализации, электроосветительным сетям; по устройству центрального отопления взамен печного и устройству в связи с этим новых помещений для котельных; по устройству дворовых уборных, сараев для дров; оборудованию лифтов и домовых прачечных. За счет средств, выделенных на капитальный ремонт, разрешено проведение работ по:
На статью 16 также относятся расходы по приспособлению помещений, зданий и социально-культурных учреждений.
Кроме того, сюда же относятся расходы на капитальный ремонт государственного жилищного фонда; мелких предприятий жилищно-коммунального хозяйства, зданий театров; хозяйственных организаций; расходы на капитальный, текущий ремонт и содержание автомобильных дорог.
Статья 18. Прочие расходы. На статью 18 относятся расходы на:
На эту же статью относятся расходы:
Статья 30. Государственная дотация. На статью 30 относятся расходы на государственную дотацию:
Статья 31. Операционные расходы. На эту статью относятся расходы, финансирование которых осуществляется в соответствии с решениями правительства и указаниями Министерства финансов российской Федерации, в частности на:
Статья 35. Платежи по ссудам. На эту статью относятся расходы на:
В соответствии с действующим законодательством все учреждения, предприятия и организации должны хранить временно свободные денежные средства (за исключением наличных денег в кассе в пределах установленного лимита) в банках. Организация вправе открыть несколько счетов в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Банки открывают учреждениям (клиентам) в зависимости от характера их деятельности и источников финансирования расчетные, текущие, валютные и другие счета. Учреждениям непроизводственной сферы, перешедшим на новые условия хозяйствования, открываются расчетные счета в банках, на которых учитываются поступления бюджетных средств на содержание учреждения и средств от оказанных платных услуг предприятиям, населению и другие поступления.
Взаимоотношения между учреждением и банком оформляются договором расчетного (текущего) счета. По этому договору банк обязуется открыть учреждению (клиенту) расчетный и другие счета, зачислять на них поступающие клиенту суммы и по поручению клиента (а в ряде случаев, предусмотренных законодательством, и без такого поручения) списывать соответствующие суммы со счета учреждения для зачисления их на счета кредиторов, принимать от клиента и выдавать ему наличные деньги и др.
Для открытия расчетного счета учреждениям, перешедшим на новые условия хозяйствования, клиент представляет в учреждение коммерческого банка следующие документы:
Заявление об открытии счета подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счета. Если в штатном расписании учреждения не предусмотрено должности главного бухгалтера, заявление подписывает только руководитель. Оттиск печати на заявлении должен соответствовать по цвету и форме оттиску печати на карточке с образцами подписей и оттиска печати.
Свидетельство о государственной регистрации предприятия выдается в регистрационной палате по месту нахождения предприятия. Для вновь создаваемого предприятия первоначально выдается временное свидетельство. По нему в банке открывается расчетный (текущий) счет. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его регистрации.
Копия устава, представляется в учреждение банка, может быть заверена органом, издавшим (утвердившим) устав, либо нотариально.
Все финансово-расчетные документы составляются за двумя подписями (первой и второй). Право первой подписи принадлежит руководителю учреждения, которому открывается счет. Первую подпись могут ставить также и должностные лица, уполномоченные руководителем, если такое передоверие полномочий не запрещено вышестоящей организацией. В тех случаях, когда передоверие права первой подписи запрещено, об этом делается специальная оговорка в справке о полномочиях. Отсутствие вышеуказанной оговорки означает право на передоверие.
Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру; он санкционирует законность проводимых операций. При отсутствии в штате учреждения должности главного бухгалтера право второй подписи может быть предоставлено бухгалтеру или другому должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и отчетности.
В централизованных бухгалтериях банковские документы (чеки и платежные поручения), а также расходные кассовые ордера и расчетно-платежные ведомости на заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы (распорядительные надписи) подписываются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером. Остальные документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, подписываются руководителями этих учреждений и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати служит подтверждением полномочий конкретных должностных лиц организации на распоряжение денежными средствами, находящимися на его счетах в банке.
Предоставление права подписи документов указанным лицам должно быть оформлено приказом по учреждению.
Если на предприятии вместо должности главного бухгалтера предусмотрена должность с иным наименованием (финансовый директор, начальник финансового отдела и т.д.), владелец счета должен сделать отметку об этом в карточке с образцами подписей и оттиском печати. Если в штате учреждения нет должности главного бухгалтера, то карточку подписывает только руководитель. При временном отсутствии печати у вновь созданной организации; а также в связи с реорганизацией, изменением наименования или утерей печати руководитель банка может предоставить владельцу счета необходимый срок для ее изготовления. В этот период банк принимает документы у владельца счета без оттиска печати.
В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи представляется новая карточка с образцами подписей на всех лиц, имеющих право первой и второй подписи.
При временном предоставлении лицу права первой и второй подписи, а также при временной замене одного из лиц, уполномоченных руководителем или главным бухгалтером, новая карточка не составляется, а дополнительно представляется карточка с образцами подписи лиц, временно исполняющих обязанности руководителя или главного бухгалтера, заверенная в установленном порядке.
После открытия расчетного счета клиент в соответствии с договором обязан иметь в течение операционного года средний остаток по счету не менее суммы, определенной договором.
Зачисление денег на расчетный счет и списание средств с этого счета оформляется соответствующими документами (денежный чек, объявление на взнос наличными, платежное требование-поручение и др.).
Ежедневно или в другие установленные сроки банк выдает владельцу счета выписки из расчетного (текущего) счета, в которых указываются обороты и остатки. К выписке прилагаются первичные оправдательные документы. При обработке выписки в бухгалтерии учреждения рекомендуется пронумеровать все указанные в ней операции и эти номера проставить на соответствующих документах, подтверждающих данные операции; против каждой суммы следует проставить номер корреспондирующего счета.
В бесспорном порядке со счетов их владельцев производится списание сумм платежей, не внесенных в срок в государственный бюджет, а также сумм обязательных платежей во внебюджетные фонды (Пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования), сумм платежей по исполнительным документам и в других случаях, определенных законодательством.
Для учета операций на расчетном счете в бухгалтерии учреждения, перешедшего на новые условия хозяйствования, ведут активный субсчет 113 «Расчетный счет». По дебету этого субсчета отражаются операции поступления денежных средств в корреспонденции с кредитом счетов 270 «Единый фонд финансовых средств», 240 «Фонд материального поощрения», 241 «Единый фонд оплаты труда», 246 «Фонд производственного социального развития», 249 «Материальные и приравненные к ним затраты», 157 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По кредиту субсчета 113 учитываются операции, связанные различными платежами, выдачей и перечислением денежных средств в корреспонденции с дебетом счетов 120 «Касса», 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 179 «Расчеты в порядке плановых платежей», 198 «Расчеты по страховым взносам с Пенсионным фондом», 199 «Расчеты с Фондом занятости населения», 214 «Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме» и др.
Учет операций по движению денежных средств на расчетном счете ведется в накопительной ведомости ф. № 381 к мемориальному ордеру. По окончании месяца итоги переносятся в Журнал-Главная.
В связи с реорганизацией учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) для переоформления счета в банк представляются такие же документы, как и при открытии счета.
Учреждения непроизводственной сферы наряду с безналичными расчетами осуществляют операции с наличными деньгами (выдача заработной платы работникам, выдача авансов подотчетным лицам и др.). Операции, производимые учреждениями наличными деньгами, принято называть кассовыми
Перед работниками бухгалтерии стоят следующие задачи по учету кассовых операций: своевременность и полнота оприходования наличных денег в кассу; постоянный и строгий контроль за сохранностью наличных денег в кассе; своевременность и полнота сдачи денежных сред в учреждение банка.
Кассовые операции, их оформление и учет должны осуществляться в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным приказом Центрального банка России от 4 октября 1993 г. № 18. Учреждения могут иметь наличные деньги в кассе в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями учреждений. При необходимости лимиты остатков пересматриваются. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе учреждения обязаны сдавать в банк в порядке и в сроки согласованные с банком. Учреждения имеют право хранить в кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Учреждения, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с банком могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.
Все кассовые операции ведет кассир, назначаемый на эту должность приказом руководителя учреждения. Кассир дает обязательство о полной материальной ответственности, которое хранится в его личном деле.
Обязательство кассира
Я, нижеподписавшийся кассир Карташов Николай Иванович, принимаю на себя полную материальную ответственность за все порученные мне Московской клинической больницей № 3 денежные суммы и другие ценности.
В случае, если по моей халатности, небрежности или неосторожности причиню ущерб Московской клинической больнице № 3, я обязуюсь возместить его в полном размере.
Я обязуюсь точно выполнять установленные правила ведения кассовых операций и несу ответственность за их нарушение.
05 января 1997 г.
Н.И.Карташов
В небольших учреждениях, не имеющих по штату должности кассира, оплачиваемые наличными деньгами операции проводятся через подотчетных лиц, оформленных приказом по учреждению. В учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией (или имеющих большое количество структурных подразделений), выдача заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности, стипендий и другие выплаты могут производиться раздатчиками, с которыми заключаются письменные обязательства о полной материальной ответственности.
В учреждении должны быть созданы надлежащие условия, гарантирующие сохранность наличных денег (отдельное помещение с охранной сигнализацией для кассы, сейф и т.д.).
Наличные деньги из учреждения банка получают по чекам, которые выписываются на имя кассира или лица, исполняющего его обязанности. Поступление денег в кассу учреждения оформляется приходным кассовым ордером за подписью главного бухгалтера, а по исполнении - кассира. Лицу, сдавшему деньги в кассу учреждения, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт сдачи денег. Квитанция содержит те же данные, что и приходный кассовый ордер. Она заверяется печатью учреждения.
Выдача наличных денег из кассы учреждения оформляется расходным кассовым ордером. Заработная плата, премии, стипендии выдаются по платежным ведомостям, которые содержат распорядительную надпись об оплате в трехдневный срок; по истечении этого срока фактически выплаченную сумму отражают по расходу кассы. Расходные документы подписывают руководитель учреждения, главный бухгалтер, а по исполнении - кассир.
После совершения операций приходные и расходные документы погашаются штампами «получено» или «оплачено». Приходные и расходные кассовые документы являются основанием для учета кассовых операций в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производят под копировальную бумагу в двух экземплярах. Первый экземпляр служит отчетом кассира (остается в кассовой книге), а второй - с приложенными кассовыми документами передается в бухгалтерию. Записи в кассовую книгу делаются, как правило, ежедневно.
С согласия кассира кассовая книга может вестись автоматизированным способом в виде машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира». После получения этих машинограмм кассир проверяет их правильность и подписывает, а отчет вместе с приходными и расходами кассовыми документами передает в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
Листы кассовой книги в этих машинограммах нумеруются автоматически. Номера последовательно возрастают с начала года. По окончании календарного года машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» брошюруются в хронологическом порядке, а общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера бюджетного учреждения.
Учет кассовых операций ведется на активном счете 12 «Касса». Остаток показывает сумму наличных денег в кассе учреждения. По дебету отражаются суммы поступивших денег в кассу учреждения, по кредиту - выданные суммы денег. Ежедневно на основании отчета кассира делаются записи в накопительную ведомость по кассовым операциям ф. № 381 (мемориальный ордер № 1).
Помимо денег в подотчете кассира могут числиться дипломы, аттестаты, путевки в дома отдыха, санатории, талоны на бензин, горючее и смазочные материалы и другие бланки строгой отчетности. Учет бланков ведется на забалансовом счете 04 «Бланки строгой отчетности», а путевок - на одноименном счете 09 «Путевки». Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в книге учета бланков строгой отчетности ф. № 448.
При машинной обработке информации по учету кассовых операций на вычислительной установке составляют ведомости прихода, расхода использования наличных денег по назначению, остаток наличных денег в кассе на конец месяца согласно ведомости сверяется с остатком по кассовой книге.
С целью контроля за сохранностью и использованием денежных средств в каждом учреждении должна проводиться внезапная ревизия кассы. Сроки проведения ревизии кассы определяет руководитель учреждения. Практика показывает, что внезапные проверки целесообразно проводить не реже одного раза в месяц.
Ревизию кассы проводит комиссия, назначенная приказом руководителя учреждения. Порядок ведения кассовых операций предусматривает проведение внезапных ревизий кассы с полным полистным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Если в учреждении имеется несколько касс, ревизию их необходимо проводить одновременно для предупреждения возможных злоупотреблений с денежными средствами. В случае, если одна касса учреждения обслуживает несколько структурных подразделений, необходимо затребовать от бухгалтеров этих подразделений официальные справки об остатках денег на день инвентаризации для сличения с ними наличности кассы.
Комиссия составляет акт, в котором фактические остатки кассовой наличности сопоставляются с учетными данными и определяется недостача или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается членами комиссии. Комиссия должна потребовать от кассира письменное объяснение о причинах выявленной недостачи или излишка.
Контроль за соблюдением кассовой дисциплины в учреждении осуществляют финансовые и кредитные органы, а также вышестоящая организация.
Действующим законодательством предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности предоставлено право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В ходе это деятельное учреждения совершают сделки в различных валютах: рублях, свободно конвертируемых валютах (СКВ), валютах клиринга, замкнутых (неконвертируемых) валютах. Для расчетов в иностранных валютах учреждениям могут быть открыты валютные счета в банках.
Открытие учреждению валютного счета возможно лишь в банке, имеющем лицензию на проведение операций в иностранной валюте. Лицензии коммерческим банкам выдаются Центральным банком Российской Федерации. Для открытия валютного счета учреждения представляют в банк дополнительно к перечисленным для открытия расчетного счета документам разрешение Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, в которой указывается право данного учреждения заниматься внешнеэкономической деятельностью (копия свидетельства о регистрации в МВЭСТ РФ с приложенными копиями регистрационных карточек).
Параллельно с открытием текущего валютного счета на основании Инструкции Центрального банка Российской Федерации № 7 от 29 июня 1992 г. банк открывает клиенту транзитный счет, на который поступают все валютные перечисления в полном объеме. Банк направляет клиенту извещение о поступлении средств. Клиент должен оформить поручение на обязательную продажу либо представить банку документы о том, что поступившие средства не подлежат обязательным продажам. После соответствующих платежей остаток валютных средств перечисляется на текущий валютный счет клиента, который служит для учета средств, остающихся в распоряжении учреждения после обязательных продаж части экспортной выручки.
Счета клиентов являются мультивалютными, т.е. поступление в пользу клиентов зачисляется на них в валютах платежа.
Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 сформулированы понятия.
Курсы иностранных валют к рублю периодически публикуются в периодических изданиях: «Российская газета», «Российские вести», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Бизнес и банки» и др.
В бухгалтерии учреждения учет наличия и движения денежных средств в иностранных валютах на текущих валютных счетах в банках ведется на активном субсчете 118 «Валютный счет».
Бухгалтерский учет операций в иностранных валютах ведется в той же системе счетов, что и учет рублевых операций. Основанием для записи операций на субсчете 118 «Валютный счет» являются выписки банков из валютных счетов и приложенные к ним оправдательные первичные документы. Если в выписке банка из валютного счета суммы указаны только в валюте платежа, т.е. без рублевого эквивалента, то бухгалтер учреждения пересчитывает валютные операции в рубли согласно котировке Центрального банка российской Федерации на день совершения операций.
Учет операции по движению денежных средств в рублях ведется в накопительной ведомости ф. № 381 (мемориальный ордер № 3), открываемой по видам иностранных валют, хранящихся в учреждениях банков, а аналитический учет операций по каждой валюте - на карточках ф. № 292-а или в книге ф. № 292.
В бухгалтерском балансе остатки средств по субсчету 118 «Валютный счет», а также выявленная на счетах дебиторская или кредиторская задолженность в иностранной валюте подлежат пересчету на рубли на последний день месяца. В результате изменения курсов валют в период между датой совершения хозяйственной операции и датой расчета по ней возникают курсовые разницы, различают положительную (курсовая прибыль) и отрицательную (курсовые потери) курсовые разницы. Так, при поступлении денежных средств в оплату отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг появляется курсовая разница между оценкой дебиторской задолженности по курсу на день предъявления расчетных документов покупателю (заказчику) и суммой поступивших денежных средств по курсу для зачисления денежных средств на валютный счет; при расчетах с подотчетными лицами по суммам денежных средств в иностранных валютах, выданных на командировочные расходы, - разница между суммой средств, полученных под отчет, по курсу на день выдачи таких средств, и этой же суммой по курсу на день учета произведенных расходов; при погашении кредитов банков - разница между суммой полученного кредита в иностранной валюте по курсу на день получения его и суммой этого же кредита по курсу на день погашения.
В бухгалтерском учете курсовые разницы между оценкой денежных средств и других активов по курсу иностранных валют на дату совершения операций и на последнее число отчетного периода относятся на счета финансирования и фондов в аналитическом учете по счетам финансирования и фондов курсовые разницы отражаются обособленно на увеличение или уменьшение по соответствующим субсчетам. При учете курсовых разниц следует руководствоваться письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации «Об учете курсовых разниц при осуществлении внешнеэкономических операций» от 25 августа 1993 г. № ВГ-6-06/288; № 16-22-105.
Указом Президента Российской Федерации с 1 января 1994 г. все расчеты за товары и услуги наличной иностранной валютой запрещены. Однако наличная иностранная валюта может поступать в кассу учреждения для оплаты командировочных расходов работникам при их командировании на территории иностранных государств или для совершения других операций по разрешению территориального органа Центрального банка Российской Федерации (например, реализация товаров и услуг за СКВ).
В бухгалтерии учреждения учет наличной валюты в кассе ведут на субсчете 120 «Касса» отдельно - «Валютная касса» и открывают отдельную кассовую книгу, в которой ведется учет по каждому виду валюты и одновременно по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.
На практике дату совершения операции определить бывает сложно, так как не всегда период ее наступления определен нормативными документами. Например, по подоходному налогу с физических лиц дата, на которую ведется пересчет сумм заработной платы и других выплат в иностранной валюте за выполнение трудовых обязанностей, - последний календарный день месяца, в котором начислен доход; таможенное законодательство определяет датами, на которые производятся конверсии сумм при уплате таможенной пошлины, день принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению и день уплаты пошлины. В большинстве других случаев дата пересчета принимается условно учреждением. Например, при зачислении или списании средств с валютного счета или поступлении и выдаче валютных средств из кассы учреждения датой совершения операции может быть дата, указанная в выписке из валютного счета, в приходном или расходном кассовом ордере.
На основании Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 20 марта 1992 г. № 10, бухгалтерский учет кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами ведется одновременно как в валюте расчетов, так и в валюте Российской Федерации.
При направлении работников в командировки за границу им выдается аванс в иностранной валюте страны пребывания исходя из установленных норм суточных и квартирных расходов, стоимости проездных расходов. Выдача валюты банком производится при предъявлении загранпаспорта и наличии в нем выездной визы.
По возвращении работника из командировки он представляет авансовый отчет, в котором указываются страна, сроки командировки, нормы суточных и квартирных, общая сумма иностранной валюты, выданной на командировочные расходы и пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату выдачи средств под отчет, израсходованные и остаток неизрасходованных средств, пересчитанные в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату утверждения авансового отчета руководителем учреждения.
За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, возмещаются расходы по проезду, провозу багажа, по найму жилого помещения, на получение заграничного паспорта и виз, а также комиссионные при обмене чека в банке на иностранную валюту или при обмене одного вида иностранной валюты на другой.
Суточные за время пребывания в командировке выплачиваются:
За день выезда в служебную командировку за границу суточные выплачиваются в размере 100% установленных норм (в российской или иностранной валюте в зависимости от даты пересечения границы), а за день пересечения границы при возвращении в Российскую Федерацию суточные не выплачиваются.
В случае выезда в командировку за границу и возвращения из нее в тот же день работнику выплачиваются суточные в размере 50% установленной нормы.
При направлении работника в командировку в две или более стран суточные за день перемещения из страны в страну выплачиваются в размере 100% по нормам страны, в которую направляется работник, и, как правило, в валюте страны убывания.
В тех случаях, когда работники, выезжающие в служебную командировку за границу, обеспечиваются в стране пребывания бесплатным питанием, выплата суточных производится в размере 30% от установленной нормы суточных. При условии предоставления бесплатного жилого помещения выплата средств на эту цель не производится.
Суммы за питание и другие личные услуги, включенные в счета за наем жилого помещения, оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат.
При направлении за границу делегаций учащихся (школьники, студенты вузов, учащиеся техникумов и других учебных заведений) направляющая сторона выплачивает суточные в размере 15% нормы при условии, что они обеспечиваются питанием за счет направляющей или принимающей стороны и не получают иностранную валюту на личные расходы от принимающей стороны.
Руководители учреждений, имеющих валютные счета, несут ответственность за рациональное и эффективное использование валютных средств, а также за своевременное и правильное применение нормативов отчислений в валютные фонды.
Банки имеют право требовать от учреждений, совершающих хозяйственные операции в иностранной валюте, информацию и документы, подтверждающие их законность и целесообразность.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.