Бюджетные учреждения в результате хозяйственной, учебно-воспитательной, лечебно-профилактической и другой деятельности могут получать в свое распоряжение средства не только из бюджета, но и из других источников. Средства, получаемые помимо ассигнований из бюджета, принято называть внебюджетными. К внебюджетным средствам относятся специальные средства, суммы по поручениям и депозитные суммы.
Специальные средства - это суммы доходов от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или выполнения иной деятельности (поступления в виде арендной или квартирной платы от принадлежащих бюджетному учреждению зданий, помещений и общежитий); суммы, полученные за выполненные научно-исследовательские работы; доходы от эксплуатации транспорта и подсобных предприятий и хозяйств; плата за зубные, ушные и глазные протезы; плата за продукты и изготовление молочными кухнями питательных и молочных смесей; плата за проведение учреждениями здравоохранения обязательных медицинских осмотров рабочих и служащих, занятых в пищевой сфере, и водителей городского транспорта; средства за посещение выставок, лекций и др.
Учреждения, имеющие специальные средства, составляют приходо-расходные сметы отдельно по каждому виду специальных средств. Сметы доходов и расходов по специальным средствам ведутся по форме, утвержденной Министерством финансов РФ. В доходной части отражаются остатки специальных средств на начало года и планируемые поступления за год. Сумма поступлений в планируемом году зависит от количества произведенной продукции или объема оказанных услуг и их отпускной стоимости. В расходной части показывается использование средств по статьям затрат. Расходы планируют исходя из объема деятельности применительно к типовым штатам, нормам нагрузки, ставкам заработной платы работников учреждения, а также тарифам и расценкам, а при их отсутствии - по средним расходам, сложившимся по отчетным данным.
Смета специальных средств представляется на утверждение вышестоящему распорядителю кредитов. К ней прилагаются сведения о производственных показателях, влияющих на суммы доходов и расходов сметы, а также расчет по доходам, каждой статье расходов и пояснительная записка. После утверждения сметы специальных средств учреждения получают для представления в учреждение банка справку от вышестоящего распорядителя кредитов, а главные распорядители - от финансовых органов. Главный распорядитель кредитов составляет сводную смету и представляет ее финансовому органу одновременно со сводом смет на бюджетные расходы.
Хранятся специальные средства в банках на текущих счетах учреждения. Если они поступают в кассу учреждения, то должны вноситься на текущий счет не позднее трех дней после их получения. Расходовать эти средства без предварительной их сдачи в банк не разрешается. Принимая средства на текущие счета, учреждения банка осуществляют контроль за правильностью их образования, а при оплате расходов следят за их законностью и целесообразностью.
Суммы по поручениям - средства, полученные от других организаций для выполнения определенных поручений. Так, предприятия и организации перечисляют деньги учебным заведениям для выдачи подъемных сумм, причитающихся молодым специалистам на оплату расходов по их переезду к месту основной работы. Сюда же относятся средства, полученные от подведомственных организаций на приобретение в централизованном порядке специального оборудования, материалов, литературы и т.д.
Суммы по поручениям хранятся в учреждении банка на отдельном текущем счете сумм по поручениям. Эти суммы могут расходоваться только на те цели, которые указаны в письменном поручении организаций, перечисливших деньги. После выполнения поручения учреждение, получившее средства, отчитывается перед организацией-поручителем в расходовании средств, а неиспользованные суммы возвращает. Отчет представляется не позднее 31 декабря.
Депозитные средства - средства, поступившие во временное распоряжение бюджетного учреждения. Например, деньги больных, находящихся в лечебных учреждениях, залоги, суммы по неразрешенным судебным делам, суммы не выданной заработной платы рабочих и служащих и др. Депозиты хранятся на текущих счетах в том же учреждении банка, где находятся другие счета бюджетного учреждения. Действующим законодательством определены следующие сроки хранения: суммы, принадлежащие гражданам, - три года (срок хранения исчисляется со дня отправления гражданину извещения), суммы, принадлежащие государственным предприятиям, организациям, - один год (порядок исчисления срока аналогичен первому случаю), бюджетным учреждениям - до 31 декабря текущего года.
Учет внебюджетных средств ведется на активном счете первого порядка 11 «Текущие счета по внебюджетным средствам», который имеет счета второго порядка:
Текущий счет по поручениям | 110 |
Текущий счет по специальным средствам | 111 |
Текущий счет по прочим внебюджетным средствам | 112 |
По дебету счета отражаются суммы внебюджетных средств, поступившие в банк, а по кредиту - суммы, списанные со счета. Основанием для записи операций являются выписки из текущего счета с приложенными к ним документами.
Бюджетные учреждения и централизованные бухгалтерии ведут учет операций по движению специальных средств в накопительной ведомости ф. № 381 (мемориальный ордер 3) и в книге учета движения специальных средств ф. № 297-б, в которой открываются отдельные счета по каждому обслуживаемому учреждению. Аналитический учет ведется по отдельным видам внебюджетных средств карточках ф. №292-а (в книге ф. № 292).
На активном субсчете 211 «Расходы по специальным средствам» учитываются фактические расходы, произведенные за счет специальных средств в соответствии с утвержденной сметой. По дебету отражаются расходы денежных средств, материалов и другие, по кредиту - списание сумм расходов, произведенных за год.
На активном субсчете 212 «Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования» учитываются расходы на новое строительство, реконструкцию и приобретение оборудования, производимые только за счет специальных средств.
На пассивном субсчете 400 «Доходы по специальным средствам» по кредиту учитываются суммы начисленной арендной и квартирной платы, за услуги транспорта, за выполненные по договорам научно-исследовательские работы и другие суммы, поступившие в доход бюджетного учреждения; по дебету - суммы, возвращенные плательщикам как неправильно или излишне полученные; суммы расходов по специальным средствам, произведенные в доход бюджета; суммы повышения доходов над расходами, перечисленные в доход бюджета; суммы списанных недостач и безнадежных долгов, принятые за счет учреждения по специальным средствам; суммы, отчисленные на образование фонда развития учреждения и фонда на выплату премий и оказание единовременной помощи работникам.
Учет операций по начислению доходов ведется в накопительной ведомости начисления доходов по специальным средствам ф. № 409 (мемориальный ордер № 14). Аналитический учет доходов ведется по каждому виду специальных средств в книге учета специальных средств ф. № 297-б, а в централизованных бухгалтериях учет этих доходов ведется и по каждому обслуживаемому учреждению в многографных карточках ф. № 283.
Внебюджетные средства бюджетных учреждений могут формироваться за счет доходов подсобных хозяйств: производственных (учебных) мастерских, подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств, типографий; от выполнения по договорам научно-исследовательских и конструкторских работ, услуг, а также от заготовки и переработки материалов. Учреждения, имеющие крупные подсобные хозяйства, с разрешения вышестоящей организации бухгалтерский учет по подсобному хозяйству могут вести на отдельном балансе, а если они переведены на хозяйственный расчет, то бухгалтерский учет в них организован на основе Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 (с изменениями и дополнениями).
Подсобные хозяйства призваны обслуживать учреждения, при которых они состоят. Так, учебно-производственные мастерские при детских домах и школах с особым режимом (для детей умственно отсталых, слепых, слабовидящих, глухонемых, тугоухих, с нарушением речи, систематически нарушающих дисциплину и др.) создаются с целью осуществления трудовой подготовки производственной специализации воспитанников этих учреждений. Профиль мастерских и специальности, по которым ведется обучение учащихся, по каждому учреждению определяют органы народного образования исходя из местных условий и возможностей, а также с учетом педагогической целесообразности конкретного вида труда.
Учебно-производственные мастерские при учреждениях содержатся за счет ассигнований из бюджета и поступлений от реализации продукции; снабжаются оборудованием, инструментами и материалами. Учебно-производственные мастерские при учреждениях в пределах утвержденного плана имеют право выполнять работы из материалов заказчиков. Цена на продукцию, выпускаемую подсобными хозяйствами, определяется в установленном порядке.
Расходование средств учебно-производственными мастерскими осуществляется строго в соответствии с производственно-финансовым планом и утвержденной сметой. Прибыли могут направляться на приобретение оборудования, скота, строительство подсобных помещений и хозяйственных построек для учреждений в пределах утвержденной сметы по специальным средствам, сверх планов финансирования капитальных вложений, на улучшение культурно-бытового обслуживания и питания учащихся сверх ассигнований по бюджету, а также на поощрение учащихся.
Для учета операций опытных и подсобных хозяйств, мастерских и договорных научно-исследовательских работ, планируемых по сметам специальных средств, используются субсчета:
Затраты на производство продукции учитываются на дебете счета 08 «Затраты на производство и другие цели». По способу отнесения их на себестоимость продукции они подразделяются на прямые и накладные (косвенные).
Прямые затраты в момент их возникновения можно включить непосредственно в себестоимость продукции, например материалы, заработная плата производственных рабочих, научных сотрудников, электроэнергия, израсходованная на производственные нужды, корма, семена, удобрения, затраты прошлых лет, относимые на стоимость продукции отчетного года, и т.д.
В тех хозяйствах, где вырабатывается один вид продукции, все расходы являются прямыми.
Накладные - затраты, которые непосредственно нельзя отнести на себестоимость конкретных видов продукции (заработная плата административно-управленческого персонала, аренда помещений и затраты на их содержание, текущий ремонт и др.). Эти затраты предварительно учитываются на субсчете 210 «Расходы к распределению», а затем в производственных мастерских (ежемесячно), в подсобных хозяйствах (в конце года) распределяются пропорционально заработной плате производственных рабочих или стоимости израсходованных материалов.
Себестоимость готовой продукции, сданной на склад, отражается по кредиту субсчетов 080 «Затраты производственных (учебных) мастерских» и 081 «Затраты подсобных (учебных) сельских хозяйств». Остаток по дебету этих счетов показывает сумму затрат незавершенного производства.
Для определения фактической себестоимости выпущенной продукции составляется отчетная калькуляция. Учет и калькулирования себестоимости продукции должны обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции; контроль за правильным использованием сырья, материалов, топлива, энергии, инструментов, за соблюдением смет расходов. Для калькулирования себестоимости продукции применяется типовая номенклатура статей калькуляции.
Аналитический учет затрат на производство ведется по видам изделий и по статьям затрат в многографных карточках ф. № 283. В зависимости от сложности технологического процесса производства и характера вырабатываемой продукции учет и калькулирования себестоимости можно осуществлять позаказным или нормативным методами.
Позаказный метод целесообразно применять в штучном (индивидуальном) и мелкосерийном производстве. Каждому заказу присваивается номер или код, который проставляется во всех первичных документах, оформляющих затраты, связанные с данным заказом. Фактическая себестоимость заказа определяется суммой всех затрат. Если изготавливают несколько изделий, то фактическую себестоимость каждого из них выявляют делением общей суммы затрат на количество изделий.
Усилению оперативного контроля и выявлению непроизводительных затрат в ходе производства способствует внедрение нормативного метода. При нормативном методе учета отдельно выявляются затраты по действующим нормам и отклонения от этих норм (экономия или перерасход). Учет отклонений от действующих норм - важнейший элемент нормативного процесса. Отклонения выявляются не только в процессе производства, но и до его начала, так как применение этого метода основывается на технически обоснованных нормах расхода сырья, материалов, нормах времени и расценках расходов по обслуживанию производства и управлению.
Организация работ по нормативному методу учета затрат на производство начинается с составления технологических и нормативных карт, в которых определяются необходимые затраты сырья, материалов, заработной платы и других расходов. На основе нормативных карт составляют нормативные калькуляции, определяющие нормативную себестоимость единицы продукции.
В ходе учета фактическая себестоимость единицы продукции сопоставляется с нормативной себестоимостью, которая в отличие от плановой себестоимости определяется на основе действующего на данный период технологического процесса производства, а также на прогрессивных нормах расхода.
В подсобных производствах бюджетных учреждений, где плановые нормативы часто имеют незначительное отклонение от действующих норм, можно не составлять нормативные калькуляции, а для исчисления фактической себестоимости продукции использовать вместо них плановые калькуляции.
Учет затрат на производство отдельно по действующим нормам на начало месяца и отклонениям от действующих норм позволяет выявлять отклонения от действующих норм по причинам и виновникам в момент возникновения отклонений. Для этих целей применяются коды причин и виновников. Отклонения фактических затрат от норм учитываются по видам продукции и статьям расходов, а при обезличенном учете отклонений от норм сумма отклонений включается в себестоимость отдельных видов продукции путем распределения пропорционально суммам нормативных затрат по статьям.
Отклонения, вызванные превышением нормативов, свидетельствуют о нарушениях установленного технологического процесса, о неполадках в организации производства и материально-технического обеспечения, так как они влияют на увеличение себестоимости продукции.
Бюджетные учреждения могут выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по договорам с организациями и предприятиями. При заключении договора в стоимость работ включаются все расходы, связанные с выполнением темы (работы). Затраты по таким темам (работам) должны учитываться отдельно от общих расходов учреждений, финансируемых из бюджета.
В задачи учета производства НИОКР входят:
Затраты, образующие стоимость НИОКР, группируются по темам работ согласно утвержденному тематическому плану; календарным периодам, в течение которых затраты включаются в себестоимость НИОКР; видам затрат (по статьям и элементам); местам возникновения затрат (по структурным подразделениям научной организации: отделам, лабораториям, опытным цехам, мастерским и т.д.); типам и характеру работ (НИР, ОКР, технологические работы); источникам финансирования.
Затраты на НИОКР группируют и учитывают по однородным экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группировка затрат по экономическим элементам предназначена для выявления всех затрат на производство по их однородным видам без указания мест возникновения. Номенклатура элементов затрат единая для всех научных организаций. Она используется для построения отчетности о затратах на производство НИОКР и позволяет осуществлять обобщение по отраслям и народному хозяйству в целом.
Удельный вес отдельных элементов в общих затратах на производство НИОКР различен по отраслям народного хозяйства в зависимости от особенностей тем, типов и характера работ, их трудоемкости и материалоемкости.
Для определения себестоимости НИОКР используется группировка затрат по калькуляционным статьям.
Типовая номенклатура статей применяется во многих отраслях без каких-либо дополнений и изменений. В некоторых отраслях в связи со спецификой отдельных видов расходов в нее вводятся дополнительные статьи (лицензии и патенты, приобретаемые за границей; услуги собственных вспомогательных производств; расходы на научно-техническую информацию). Расходы по каждой из статей имеют строго целевое назначение. Группировка по статьям калькуляции используется в учете для текущего обобщения затрат на производство НИОКР в целом по научной организации и по отдельным темам (работам) для определения их себестоимости и сметной стоимости, а также для составления отчетности.
Затраты научной организации на производство НИОКР в зависимости от способов включения в стоимость тем подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты - это те, которые прямо связаны с конкретной темой и включаются в затраты на основе первичных документов с проставленным номером (кодом) темы. К ним относятся затраты на материалы, заработную плату исследователей и разработчиков. Отнесение затрат на темы должно строго контролироваться по первичным документам. Прямые затраты включаются по прямому признаку, а когда это затруднительно, распределяются по выполненным темам пропорционально сметной стоимости собственных работ в тематическом плане.
Косвенные затраты - это затраты, связанные с выполнением всех тем и относимые на стоимость конкретных тем пропорционально заработной плате персонала, непосредственно занятого выполнением тем. К ним относятся:
В зависимости от источников финансирования затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и технологические разработки до полного завершения всего комплекса разработок по заказу-наряду (теме) учитываются на субсчете 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам». На дебете этого субсчета собираются все затраты, связанные с выполнением научно-исследовательской работы (раздельно по каждой теме). С кредита списывается фактическая себестоимость выполненных и сданных заказчикам научно-исследовательских работ в дебет субсчета 400 «Доходы по специальным средствам». Остаток по счету 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам» выражает затраты по незаконченным работам. В балансе он отражается по статье «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам». Аналитический учет затрат на научно-исследовательские работы ведется по заказам (темам) и статьям расходов, срокам выполнения и другим договорным условиям в многографных карточках ф. № 283.
Для учета реализации продукции, изделий и выполненных научно-исследовательских работ предназначен одноименный счет 28, который подразделяется на субсчета:
Реализация изделий производственных (учебных) мастерских | 280 |
Реализация продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств | 281 |
Реализация НИР по договорам | 282 |
На субсчете 282 «Реализация научно-исследовательских работ по договорам» учитываются выполненные и сданные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы заказчикам по договорам. По дебету этого субсчета отражается фактическая стоимость выполненных и сданных заказчику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в корреспонденции с кредитом субсчета 082 «Затраты на научно-исследовательские работы по договорам»). По кредиту счета 282 «Реализация научно-исследовательских работ по договорам» - стоимость предъявленных заказчикам к оплате счетов исходя из суммы, предусмотренной договором (в корреспонденции с дебетом субсчета 154 «Расчеты с заказчиками по научно-исследовательским работам, подлежащим оплате»).
Остаток по субсчету 282 «Реализация научно-исследовательских работ по договорам» показывает результат от реализации. Кредитовый остаток выражает прибыль, а дебетовый - убыток. Результаты реализации по окончании отчетного года списываются на субсчет 410 «Прибыли и убытки».
Списание результатов от реализации научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам, производится по законченным темам и сданным заказчикам по акту сдачи-приемки полностью законченной работы. Этот акт свидетельствует о приемке работы и служит основанием для включения работы на оплату после подписания справки о проверке расчетов. К акту прилагается аннотация с кратким изложением результатов выполненной работы.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.