В настоящее время ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 15 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.
Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организаций в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.
В последние годы в системе нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.
В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете», определяющий нормы, которых обязаны придерживаться руководители, бухгалтеры и другие должностные лица по всем вопросом бухгалтерского учета и отчетности. Закон является базой для дальнейшего совершенствования и развития российской системы бухгалтерского учета в условиях переходного периода к рынку, способствует максимальному приближению к международным стандартам бухгалтерского учета. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех глав.
Глава I. Общие положения. В главе даны: определение бухгалтерского учета, его объектов и задач; понятия, используемые в законе (руководитель организации, синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность); единые правовые и методологические основы организации, ведения и регулирования бухгалтерского учета; права и обязанности главного бухгалтера.
Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация. В главе освещаются основные требования к ведению бухгалтерского учета; дается понятие первичных документов, сформулированы требования к их составлению; раскрывается назначение регистров бухгалтерского учета; изложены правила оценки имущества и обязательств; даются основные положения по инвентаризации имущества и обязательств.
Глава III. Бухгалтерская отчетность. В главе рассматриваются: состав бухгалтерской отчетности; понятие отчетного года; адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности, в том числе в электронном виде; требования к публикации бухгалтерской отчетности; порядок, сроки и способы хранения документов бухгалтерского учета.
Глава IV. Заключительное положение. В этой главе указана ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете; приводятся сведения о введении Закона в действие.
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» положено начало коренным изменениям в ведении бухгалтерского учета в России. В частности, это относится к:
С 1 января 1999 г. во исполнение Программы реформирования в России бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности введено в действие новое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое состоит из шести разделов.
Раздел 1. Общие положения. Определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации; рассматривается понятие бухгалтерского учета; названы объекты и основные задачи бухгалтерского учета; определяется порядок регулирования бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами, указываются лица, ответственные за их выполнение, устанавливается назначение и содержание учетной политики организации.
В зависимости от объема учетной работы руководитель может:
Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. В разделе сформулированы требования к ведению бухгалтерского учета; установлены правила документирования хозяйственных операций; определено назначение и порядок формирования регистров бухгалтерского учета; указаны способы оценки имущества и обязательств, назначение и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическими и учетными данными.
Раздел 3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности. Состоит из двух подразделов: в первом - изложены основные требования к содержанию, формам, порядку составления, подписи, изменения бухгалтерской отчетности. Все организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам (состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов России); во втором - установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности: незавершенные капитальные вложения; финансовые вложения; основные средства; нематериальные активы; сырье, материалы, готовая продукция и товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; капитал и резервы; расчеты с дебиторами и кредиторами; прибыль (убыток) организации.
Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской отчетности. Для всех организаций (за исключением бюджетных) определены направления, формы, сроки представления годовой бухгалтерской отчетности; указано, что названная отчетность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков, других субъектов; определен порядок публикации бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности. Согласно этим правилам:
Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета. Организации при хранении документов должны соблюдать следующие правила:
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Рассмотренное выше Положение базируется на законодательных и нормативных актах, регламентирующих вопросы организации бухгалтерского учета в России и учитывающих некоторые международные стандарты финансовой отчетности, приближая к ним российский учет.
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях плановой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменения системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды обусловили необходимость адекватной трансформации и бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Чтобы изменить положение дел, разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа).
I. Цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями перехода к рыночной экономике и к международным стандартам финансовой отчетности.
Задачи реформы:
II. Основные направления реформы. Для приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчетности реформа проводится в направлениях:
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета - обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи необходимы:
Важная составляющая нормативного обеспечения - сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Необходимо обеспечить непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформировать модель сосуществования и взаимодействия систем бухгалтерского учета и налогообложения, ввести процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотреть допустимые способы оценки имущества и обязательств, создать механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Для решения поставленных задач предлагается:
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
В настоящее время в России созданы авторитетные и представительные профессиональные (саморегулирующиеся) объединения, сформирована система профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, установлены взаимосвязи с соответствующими международными профессиональными организациями (например, международной федерацией бухгалтеров), предполагается разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью.
Внедрение нового Плана счетов - значительный шаг в деле дальнейшего развития бухгалтерского учета; оно непосредственно связано с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. На базе именно этой Программы определены четыре группы организаций, требования к формированию бухгалтерской отчетности которых различны:
С совершенствованием нормативной базы тесно связана концепция бухгалтерского учета в период перехода к рыночной экономике России. В ней сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшее десятилетие и на более длительный период. Она состоит из девяти разделов. Рассмотрим кратко ее содержание.
1. Введение. Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях плановой экономики, соответствовала общественному характеру собственности. В тех условиях государственный финансовый контроль решал задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.
Новая концепция бухгалтерского учета, разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета организации, а также контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации для внешних и внутренних пользователей, должны создать элементы перехода к рыночной инфраструктуре, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат в стране.
2. Общие положения. Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета организациями всех отраслей экономики, видов деятельности и организационно-правовых форм в России. Она призвана:
Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений концепции, которые не противоречат целям бухгалтерского учета.
3. Цель бухгалтерского учета. В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании полезной широкому кругу заинтересованных пользователей информации о финансовых ресурсах, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. С использованием учетной информации принимаются решения инвесторами, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом. Для внутренних пользователей в системе бухгалтерского учета обобщаются сведения, полезные руководству организации для принятия управленческих решений.
4. Основы организации бухгалтерского учета. Для реализации концепции при организации бухгалтерского учета предполагаются допущения:
5. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете. Для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется, как указывалось выше, информация о финансовом положении организации, результатах ее деятельности, изменениях в ее финансовом положении.
Финансовое положение определяется существующими в распоряжении организации активами, структурой обязательств и капитала организации, а также способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, необходимой организации для использования дополнительных ресурсов. Информация об изменении в финансовом положении организации позволяет оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде.
Информация о финансовом положении организации представляется в виде бухгалтерского баланса, о финансовых результатах деятельности организации - в отчете о прибылях и убытках, об изменениях в финансовом положении - в отчете о движении денежных средств.
6. Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете. Информация бухгалтерского учета должна быть:
При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности; активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы - занижены.
7. Состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей. Информацию о финансовом положении и о финансовых результатах деятельности организации характеризуют активы, обязательства и капитал, доходы и расходы.
Активами считаются хозяйственные средства, над которыми организация получила контроль в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести хозяйствующему субъекту экономические выгоды в будущем. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
Обязательством считается задолженность организации, являющаяся следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Погашение обязательства происходит в форме замены обязательства одного вида другим, преобразования обязательства в капитал, снятия требований со стороны кредитора.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.
Доходом считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Сюда относят выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, арендную плату и прочие доходы.
Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (затраты на производство продукции, работ, услуг, оплата труда персонала, амортизационные отчисления и потери).
Финансовый результат деятельности организации за отчетный период определяется как разница между доходами и расходами.
8. Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов. Активы, обязательства, доходы и расходы (в дальнейшем - объекты) при принятии решения о включении их в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках должны отвечать требованию существенности. Актив признается в бухгалтерском балансе, когда в будущем вероятно получение организацией экономических выгод от этого актива и стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Обязательство признается в бухгалтерском балансе, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способных приносить организации экономические выгоды, и величина этого требования может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Доходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее увеличение в будущих экономических выгодах, связанных с соответствующим активом, или уменьшение в обязательствах может быть измерено с достаточной степенью надежности.
Признание расходов в отчете о прибылях и убытках осуществляется, когда возникшее уменьшение в будущих экономических выгодах, обусловленное уменьшением актива или увеличением обязательства, может быть измерено с достаточной степенью надежности. Расходы признаются при удовлетворении названных критериев независимо от того, как они трактуются для целей расчета налогооблагаемой базы.
9. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов. Оценка активов, обязательств, доходов и расходов производится по фактической (первоначальной) стоимости. Для обеспечения полезности информации в бухгалтерском учете оценка указанных объектов может осуществляться:
а) по текущей (восстановительной) стоимости, адекватной сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
б) по текущей рыночной стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
Учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
В вопросах учетной политики организации должны разбираться:
Таким образом, учетная политика организации - уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/95. В декабре 1998 г. издана его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) с изменениями, произошедшими в бухгалтерском учете за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (в редакции от 30 декабря 1999 г. № 107н).
Раздел 1. Общие положения. Учетная политика организации определяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.
Действие Положения распространяется:
Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу как с точки зрения перечня вопросов, решение которых входит в компетенцию руководства организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету. В п.5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации» (ранее согласно п.2.1 ПБУ 1/94 право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю).
При этом утверждаются:
В новом положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании учетной политики.
При разработке учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость продукции, работ, услуг стоимости материалов, амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право на данное имущество.
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). В настоящее время нельзя утверждать, что данное допущение выполняется всеми организациями: часть организаций, в основном относящихся к сфере производства, - на грани банкротства, иные создаются для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная реальность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение перспектив развития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действующего законодательства.
Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности). Это допущение называется также принципом начисления. Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности распространяется с 1995 г. на все виды операций, доходов и расходов.
Учетная политика организации должна отражать:
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Причем применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Основное условие - единство учетной политики в организации. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организаций, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики должно быть тесно связано с налоговым учетом.
Раздел 3. Раскрытие учетной политики. Под раскрытием учетной политики согласно ПБУ понимается придание ее гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными при этом признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания и применения которых заинтересованными пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие, отвечающие требованиям, приведенным в п.12 ПБУ 1/98.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, чем она обусловлена. Существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, которую сдают вместе с бухгалтерской отчетностью организации за отчетный год. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. Это правило следует учитывать при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Раздел 4. Изменение учетной политики. Может производиться в случаях:
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным, оформляться в порядке, предусмотренном п.9 ПБУ 1/98, и вводиться с 1 января (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать как минимум причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.
Особое место в учетной политике занимают ее методологические и организационно-технические аспекты. К методологическим аспектам относятся:
К организационно-техническим аспектам относятся:
Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обоснованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть расширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйственной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу.
Согласно Налоговому кодексу РФ организации приказом руководителя должны принять учетную политику для целей налогообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике для целей налогообложения следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета (ст.167 НК РФ).
1. К какому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся законы о бухгалтерском учете, издаваемые в России? | ||
Ответы: | 1. | К первому. |
2. | К третьему. | |
3. | К четвертому. | |
4. | Ко второму. | |
2. К какому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику? | ||
Ответы: | 1. | К первому. |
2. | К третьему. | |
3. | К четвертому. | |
4. | Ко второму. | |
3. К какому уровню системы нормативно-правовых актов относятся издаваемые Положения по бухгалтерскому учету? | ||
Ответы: | 1. | К первому. |
2. | К четвертому. | |
3. | Ко второму. | |
4. | К третьему. | |
4. Сколько разделов в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности? | ||
Ответы: | 1. | Шесть. |
2. | Три. | |
3. | Пять. | |
4. | Четыре. | |
5. Почему Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России относится к первому уровню нормативной системы? | ||
Ответы: | 1. | По статусу документа. |
2. | По содержанию. | |
3. | По форме. | |
4. | По особому месту в составе нормативных документов. | |
6. Охарактеризуйте понятие - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». | ||
Ответы: | 1. | Это дальнейший этап развития бухгалтерского учета. |
2. | Это база для дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования. | |
3. | Способствует приближению к международным стандартам бухгалтерского учета. | |
4. | Является базой для дальнейшего совершенствования и развития бухгалтерского учета в условиях переходного периода к рынку и способствует приближению к международным стандартам бухгалтерского учета. | |
7. Сколько глав в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»? | ||
Ответы: | 1. | Две. |
2. | Пять. | |
3. | Шесть. | |
4. | Четыре. | |
8. Сколько разделов в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности? | ||
Ответы: | 1. | Четыре. |
2. | Пять. | |
3. | Два. | |
4. | Шесть. | |
9. Назовите количество разделов в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. | ||
Ответы: | 1. | Девять. |
2. | Семь. | |
3. | Пять. | |
4. | Десять. | |
10. Дайте определение учетной политики? | ||
Ответы: | 1. | Совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета. |
2. | Приемы организации документооборота, инвентаризации и способы применения бухгалтерского учета. | |
3. | Применение системы учетных регистров и порядок их заполнения. | |
4. | Совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. | |
11. Из каких аспектов слагается учетная политика организации? | ||
Ответы: | 1. | Методологического, технологического. |
2. | Организационного, методологического. | |
3. | Организационного, методологического, технологического. | |
4. | Методологического, организационно-технического. | |
12. Кто в организации несет ответственность за формирование учетной политики? | ||
Ответы: | 1. | Экономисты. |
2. | Руководитель. | |
3. | Учетные работники. | |
4. | Главный бухгалтер. | |
13. В каком разделе учетной политики организации отражается изменение учетной политики? | ||
Ответы: | 1. | В первом. |
2. | В третьем. | |
3. | В четвертом. | |
4. | Во втором. | |
14. Какие требования учитываются при формировании учетной политики? | ||
Ответы: | 1. | Постоянство, полнота, рациональность. |
2. | Регламентация принципов, своевременность. | |
3. | Полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность, приоритет содержания перед формой. | |
4. | Извещение внешних потребителей, непротиворечивость и рациональность. | |
15. В каких случаях допускается изменение учетной политики? | ||
Ответы: | 1. | Изменение законодательства России или нормативных актов. |
2. | Разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. | |
3. | Существенное изменение условий деятельности. | |
4. | Законодательно-нормативные акты, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета, а также существенное изменение деятельности организации. |
Номер и название главы | Номер вопроса | Номер правильного ответа |
Глава 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации | 1 | 1 |
2 | 3 | |
3 | 3 | |
4 | 1 | |
5 | 1 | |
6 | 4 | |
7 | 4 | |
8 | 3 | |
9 | 1 | |
10 | 4 | |
11 | 4 | |
12 | 4 | |
13 | 3 | |
14 | 3 | |
15 | 4 |
1 См. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции от 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ).
2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31-н).
3 Утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.
4 Одобрена Методическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.