В начало
Предисловие
ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА
И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА,
ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО
И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА
1. Понятие, сущность и предмет административного права
Понятие, сущность и предмет административного права |
Понятие |
Административное право — одна из важнейших отраслей правовой
системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность
правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие
в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более
широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой
деятельности. |
Сущность |
Административное право является публичным правом, призванным
обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с
управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета
его регулирования. Нормами административного права обеспечиваются
интересы общества, государства, различных коллективных образований,
права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной
безопасности, защита государственной границы. |
Административное право составляет основу правового регулирования
разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в
сфере общественной и государственной жизни (например, оформление
и получение паспорта гражданина Российской Федерации, государственная
регистрация предприятий как юридических лиц, получение разрешений
(лицензий) на определенные виды деятельности, назначение на государственные
должности государственной службы). |
Предмет административного права |
Предмет административного права составляют:
- управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи,
функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных
органов местного самоуправления;
- управленческие отношения внутриорганизационного характера,
возникающие в процессе деятельности органов законодательной
и судебной власти, органов прокуратуры;
- отдельные управленческие отношения внутриорганизационного
характера в сфере негосударственных образований;
- управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми
общественными объединениями определенных административно-властных
полномочий.
|
Воздействие административного права на общественные отношения |
Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных
отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере
административно-политического строительства, определяя систему и
структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное
право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных
лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного
движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и
т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права
устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения
дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых
по этим делам решений и т.п. |
2. Методы административного права
Методы административного права |
Понятие |
Метод административного права — это определенная
совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия
норм на поведение участников управленческих отношений. |
Основные методы |
Предписание |
Понятие |
Предписание — это возложение прямой юридической обязанности
совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой
нормой. |
Содержание |
Непосредственное выражение предписания находят в определении
нормами административного права задач и функций органа исполнительной
власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа, в установлении
определенного порядка действий в соответствующих условиях и надлежащим
образом. Для механизма регулирования управленческих отношений наиболее
типичны средства распорядительного характера, т.е. предписания.
|
Запрет |
Понятие |
Запрет — это возложение юридической обязанности не совершать
определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
|
Применение |
- направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи
действия обжалуются;
- применение административного ареста к беременным женщинам,
женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам,
не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;
- применение лишения специального права в виде права охоты
к лицам, для которых охота является основным законным источником
средств к существованию и т.д.
|
Дозволение1
|
Понятие |
Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях,
предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться
от их совершения по своему усмотрению. |
Применение |
Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного
поведения характерно для регулирования поведения должностных лиц.
|
Предоставление возможности действовать по своему усмотрению,
т.е. совершать те или иные действия, предусмотренные административно-правовой
нормой, или не совершать их, характерно для реализации субъективных
прав. |
3. Функции и принципы административного права
Функции и принципы административного права |
Понятие |
Функция — выполняемые субъектами действия,
способы решения поставленных перед ними задач. |
Функция административного права — категория,
дающая возможность определить внешние проявления административного,
права в российской правовой системе. |
Виды |
Регулятивная |
Выражается в создании нормами административного права определенного
правового режима организации и деятельности, прежде всего органов
исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав
и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового
статуса. |
Охранительная |
Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой
сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих
отношений. |
Правоисполнительная |
Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного
права действий по практической реализации исполнительной власти.
|
Правотворческая |
Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями
по принятию административно-правовых норм в сфере государственного
управления. |
Организационная |
Исходит из необходимости регулирования нормами административного
права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения
в сфере управления. |
Координационная |
Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного
и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом
процессе. |
Принципы |
Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов |
В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными
и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается
их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права
формируется административно-правовой статус личности. |
Принцип разделения властей |
Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных
Конституцией РФ. |
Принцип федерализма |
Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования.
Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии
с которым административное и административно-процессуальное законодательство
Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. |
Принцип законности |
Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории
Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного
права, должны соответствовать положениям Конституции РФ. |
Принцип гласности |
Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов,
достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.
|
Принцип ответственности |
Означает, что должностное лицо подлежит административной или
дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных
административно-правовых норм, за неправомерное применение норм
административного права, за недобросовестное исполнение своих функций
и за иные нарушения административно-правовых норм. |
4. Понятие и система субъектов административного права
Понятие и система субъектов административного права |
Понятие |
Субъекты административного права — это органы
и лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации могут быть участниками регулируемых административным правом
управленческих отношений. |
Виды |
Индивидуальные |
- граждане;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства;
- должностные лица.
|
Коллективные |
Государственные организации |
- органы исполнительной власти (государственного управления);
- государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации,
концерны и т.п.);
- структурные подразделения органов исполнительной власти,
наделенные властными полномочиями.
|
Негосударственные организации |
- общественные объединения;
- трудовые коллективы;
- органы местного самоуправления;
- коммерческие структуры.
|
Административно-правовой статус |
Административная правоспособность |
Под административной правоспособностью следует понимать
возможность данного субъекта вступать в правовые отношения, т.е.
иметь права и обязанности административно-правового характера.
|
Административная дееспособность |
Административная дееспособность — это способность своими
действиями реализовать административную правоспособность в рамках
конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность
за свои действия. |
5. Место административного права в российской правовой системе
Место административного права в российской правовой системе |
Взаимодействие с конституционным правом |
Конституционное право устанавливает исходные положения для всей
отраслей права, в том числе административного. |
Конкретизируя нормы конституционного права, административное
право своими нормами обеспечивает применение принципов в сфере государственно-управленческой
деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти,
конкретизирует правовой механизм реализации прав и свобод граждан
и др. |
Взаимодействие с финансовым правом |
Финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие,
изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности
государства, а административное право определяет организацию работы
органов, осуществляющих эту деятельность, и их правовой статус.
|
Взаимодействие с трудовым правом |
Многие трудовые отношения возникают на основе односторонних
административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты)
об условиях будущей работы. Такой акт требуется и для прекращения
трудовых отношений, и для юридического оформления субъективных прав,
связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.).
|
Взаимодействие с уголовным правом |
Чтобы верно решить вопрос о том, является данное правонарушение
преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить
соответствующие нормы уголовного и административного законодательства.
|
Взаимодействие с гражданским правом |
Иногда регулируются сходные имущественные отношения, но разными
методами правового регулирования. Гражданское право регулирует отношения,
характеризующиеся равенством сторон (на началах договора), а административное
— их неравенством (одностороннее предписание). |
Отграничение от других отраслей права |
От частного права административное право (в частности) и публичное
право (в целом) отличает сам принцип правового регулирования, функции
и метод регулирования. |
В бытовом и профессиональном юридическом правосознании гражданское
право противостоит, прежде всего, административному и уголовному.
|
Частное право (помимо гражданского, это еще и трудовое, торговое
право) основано на принципе автономии и равенстве участвующих в
регулируемых отношениях воль. Отрасли частного права призваны определять
соотношение юридически автономных единиц в отношениях между ними,
но не с государством. Там, где речь заходит о соотношении двух субъектов,
один из которых наделен властными правомочиями, имеются в виду публично-правовые
отношения. |
Административно-правовые отношения — это отношения, возникающими
между субъектом, наделенным властными полномочиями по отношению
к неограниченному кругу субъектов, не состоящих с ним в такого рода
отношениях зависимости, и соответствующим субъектом права. Трудовое
право регулирует отношения, возникающие между работником и работодателем,
т.е. субъектами, находящимися в служебной (трудовой) зависимости
один от другого. Договорность трудовых отношений исключена в административно-правовых
отношениях именно вследствие отсутствия каких-либо точек соприкосновения
между управляющим и управляемым. Диалог между ними невозможен.
|
Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными,
ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права,
поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах
и способах, совмещаемых в глобальном понятии «метод административного
права». В настоящий момент предмет указанных отраслей оформился
в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность
принципов регулирования и способов воздействия на общественные отношения
приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к
выделению подотраслей административного права в самостоятельные
отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое,
аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п.
|
6. Система административного права
Система административного права |
Понятие |
Система административного права — это внутреннее
построение административного права как отрасли права, совокупность
взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм,
регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях
управления. |
Содержание |
Общая часть |
В Общей части объединяются нормы, регулирующие общественные
отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного
управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы
и содержание государственного управления, исполнительной власти,
механизм административно-правового регулирования, правовое положение
субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных
служащих, граждан, общественных объединений и др.). |
Особенная часть |
В Особенной части содержатся нормы, регулирующие общественные
отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (в экономической,
социально-культурной и административно-политической). |
Институты |
Институты административного права отражают
наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования
общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих
вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной
власти. |
Виды |
- принципы государственного управления;
- административно – правовой статус граждан (физических лиц);
- административно-правовой статус органов исполнительной власти;
- государственная и муниципальная служба;
- административно-правовой статус негосударственных (общественных)
объединений;
- административно-правовой статус предприятий, учреждений;
- формы государственного управления;
- методы государственного управления;
- административная ответственность;
- административный процесс;
- обеспечение законности в государственном управлении;
- административно-правовые основы управления в сфере экономики;
- административно-правовые основы управления в социально-культурной
сфере;
- административно-правовые основы управления в административно-политической
сфере.
|
7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология
Административное право как наука: понятие, предмет,
задачи и методология |
Понятие |
Наука административного права — это составная
часть российской правовой науки, система правовых взглядов, представлений,
теоретических положений о данной отрасли права, различных концепций
и позиций по вопросам развития административного права как отрасли
права и составляющих ее предмет общественных отношений. |
Предмет |
Предметом изучения науки административного права
являются общие закономерности развития и функционирования государственного
управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового
законодательства. |
Задачи |
- выявление проблем и сложностей в функционировании данной
отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;
- проверка эффективности своих норм, изучение практики их
применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать
нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение
рекомендаций по совершенствованию административного права.
|
Методы изучения предмета |
Общенаучные методы |
Диалектика |
Метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии.
|
Анализ |
Расчленение объекта на составляющие его элементы. |
Синтез |
Соединение элементов в единое целое. |
Аналогия |
Правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов
в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в
других признаках. |
Собственные, научные методы |
Системный |
Рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри,
так и вне системы. |
Сравнительного правоведения |
Изучение системы административного права путем его соотношения
с аналогичными системами зарубежных стран. |
Формально-юридический |
Метод исследования, при котором административное право изучается
в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений,
таких, как экономика, политика, экология и др. |
8. Административное право как учебная дисциплина
Административное право как учебная дисциплина |
Понятие |
Административное право как учебная дисциплина — это обязательный
предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений,
содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики
преподавания систему необходимых для получения юридического образования
знаний о государственной администрации. |
Отличие науки административного права от учебной дисциплины |
Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание
курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько
полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными.
Научные исследования могут быть несистематизированными, в науке
возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений.
А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы,
когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание
ученых, авторам учебников приходится пополнять «копилку знаний»
об административно-правовых феноменах или просто комментировать
новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в
диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса
административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях,
программах, лекциях. Не все результаты научных исследований востребуются
учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые
для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных
работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках
о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много
содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы,
но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной
литературе. |
Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки — систематизация,
приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных
общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований.
Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей
при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой,
проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации. |
Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях
зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о
государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило,
были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного
права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах,
техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна,
чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими
административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание
курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов
составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей,
ведущих учебные занятия, от авторов учебников. |
1 Подробнее см.: Административное
право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45
|