[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

1. ѕон€тие, сущность и предмет административного права

ѕон€тие, сущность и предмет административного права
ѕон€тие
јдминистративное право Ч одна из важнейших отраслей правовой системы –оссийской ‘едерации, представл€юща€ собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношени€, возникающие в св€зи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании Ч в процессе осуществлени€ государственно-управленческой де€тельности.
—ущность
јдминистративное право €вл€етс€ публичным правом, призванным обеспечивать публичный интерес, регулиру€ отношени€, св€занные с управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета его регулировани€. Ќормами административного права обеспечиваютс€ интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного пор€дка и государственной безопасности, защита государственной границы.
јдминистративное право составл€ет основу правового регулировани€ разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в сфере общественной и государственной жизни (например, оформление и получение паспорта гражданина –оссийской ‘едерации, государственна€ регистраци€ предпри€тий как юридических лиц, получение разрешений (лицензий) на определенные виды де€тельности, назначение на государственные должности государственной службы).
ѕредмет административного права
ѕредмет административного права составл€ют:
  • управленческие отношени€, в рамках которых реализуютс€ задачи, функции и полномочи€ органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправлени€;
  • управленческие отношени€ внутриорганизационного характера, возникающие в процессе де€тельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;
  • отдельные управленческие отношени€ внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;
  • управленческие отношени€ в ходе осуществлени€ судами и некоторыми общественными объединени€ми определенных административно-властных полномочий.
¬оздействие административного права на общественные отношени€
јдминистративное право регулирует отношени€ во всех сферах общественных отношений Ч в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определ€€ систему и структуру органов, задействованных в этих отношени€х. јдминистративное право устанавливает многие правила поведени€ граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведени€ в сфере дорожного движени€, санитарно-эпидемиологического благополучи€, торговли и т.д.). «а нарушение указанных правил нормами административного права устанавливаетс€ ответственность, определ€етс€ пор€док рассмотрени€ дел об административных правонарушени€х, пор€док обжаловани€ прин€тых по этим делам решений и т.п.

2. ћетоды административного права

ћетоды административного права
ѕон€тие
ћетод административного права Ч это определенна€ совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействи€ норм на поведение участников управленческих отношений.
ќсновные методы
ѕредписание
ѕон€тие ѕредписание Ч это возложение пр€мой юридической об€занности совершать те или иные действи€ в услови€х, предусмотренных правовой нормой.
—одержание Ќепосредственное выражение предписани€ наход€т в определении нормами административного права задач и функций органа исполнительной власти, прав и об€занностей должностных лиц этого органа, в установлении определенного пор€дка действий в соответствующих услови€х и надлежащим образом. ƒл€ механизма регулировани€ управленческих отношений наиболее типичны средства распор€дительного характера, т.е. предписани€.
«апрет
ѕон€тие «апрет Ч это возложение юридической об€занности не совершать определенные действи€ в услови€х, предусмотренных правовой нормой.
ѕрименение
  • направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действи€ обжалуютс€;
  • применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;
  • применение лишени€ специального права в виде права охоты к лицам, дл€ которых охота €вл€етс€ основным законным источником средств к существованию и т.д.
ƒозволение1
ѕон€тие ƒозволение Ч юридическое разрешение совершать в услови€х, предусмотренных правовой нормой, те или иные действи€ либо воздержатьс€ от их совершени€ по своему усмотрению.
ѕрименение ѕредоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведени€ характерно дл€ регулировани€ поведени€ должностных лиц.
ѕредоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать те или иные действи€, предусмотренные административно-правовой нормой, или не совершать их, характерно дл€ реализации субъективных прав.

3. ‘ункции и принципы административного права

‘ункции и принципы административного права
ѕон€тие
‘ункци€ Ч выполн€емые субъектами действи€, способы решени€ поставленных перед ними задач.
‘ункци€ административного права Ч категори€, дающа€ возможность определить внешние про€влени€ административного, права в российской правовой системе.
¬иды
–егул€тивна€ ¬ыражаетс€ в создании нормами административного права определенного правового режима организации и де€тельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и об€занностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.
ќхранительна€ ќбеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.
ѕравоисполнительна€ ќсновное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти.
ѕравотворческа€ ¬ыражаетс€ в наделении субъектов исполнительной власти полномочи€ми по прин€тию административно-правовых норм в сфере государственного управлени€.
ќрганизационна€ »сходит из необходимости регулировани€ нормами административного права де€тельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнени€ в сфере управлени€.
 оординационна€ ¬ыражаетс€ в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействи€ всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.
ѕринципы
ѕринцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов ¬ процессе реализации исполнительной власти станов€тс€ реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечиваетс€ их защита и интересы.  роме того, нормами административного права формируетс€ административно-правовой статус личности.
ѕринцип разделени€ властей »сполнительна€ власть самосто€тельна в пределах, определенных  онституцией –‘.
ѕринцип федерализма ¬ли€ет на процесс и механизм административно-правового регулировани€. Ѕазируетс€ на федеративном устройстве –оссийской ‘едерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство –оссийской ‘едерации отнесено к предметам совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и ее субъектов.
ѕринцип законности ѕредполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории –оссийской ‘едерации, в том числе акты, €вл€ющиес€ источниками административного права, должны соответствовать положени€м  онституции –‘.
ѕринцип гласности ѕредусматривает открытость дл€ всеобщего сведени€ результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой де€тельности.
ѕринцип ответственности ќзначает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеоб€зательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушени€ административно-правовых норм.

4. ѕон€тие и система субъектов административного права

ѕон€тие и система субъектов административного права
ѕон€тие
—убъекты административного права Ч это органы и лица, которые в соответствии с действующим законодательством –оссийской ‘едерации могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений.
¬иды
»ндивидуальные
  • граждане;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • должностные лица.
 оллективные
√осударственные организации
  • органы исполнительной власти (государственного управлени€);
  • государственные предпри€ти€, учреждени€ и объединени€ (корпорации, концерны и т.п.);
  • структурные подразделени€ органов исполнительной власти, наделенные властными полномочи€ми.
Ќегосударственные организации
  • общественные объединени€;
  • трудовые коллективы;
  • органы местного самоуправлени€;
  • коммерческие структуры.
јдминистративно-правовой статус
јдминистративна€ правоспособность ѕод административной правоспособностью следует понимать возможность данного субъекта вступать в правовые отношени€, т.е. иметь права и об€занности административно-правового характера.
јдминистративна€ дееспособность јдминистративна€ дееспособность Ч это способность своими действи€ми реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действи€.

5. ћесто административного права в российской правовой системе

ћесто административного права в российской правовой системе
¬заимодействие с конституционным правом
 онституционное право устанавливает исходные положени€ дл€ всей отраслей права, в том числе административного.
 онкретизиру€ нормы конституционного права, административное право своими нормами обеспечивает применение принципов в сфере государственно-управленческой де€тельности, определ€ет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует правовой механизм реализации прав и свобод граждан и др.
¬заимодействие с финансовым правом
‘инансовое право регулирует общественные отношени€, возникающие, измен€ющиес€ и прекращающиес€ в процессе финансовой де€тельности государства, а административное право определ€ет организацию работы органов, осуществл€ющих эту де€тельность, и их правовой статус.
¬заимодействие с трудовым правом
ћногие трудовые отношени€ возникают на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашени€ (контракты) об услови€х будущей работы. “акой акт требуетс€ и дл€ прекращени€ трудовых отношений, и дл€ юридического оформлени€ субъективных прав, св€занных с трудовой де€тельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.).
¬заимодействие с уголовным правом
„тобы верно решить вопрос о том, €вл€етс€ данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случа€х сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства.
¬заимодействие с гражданским правом
»ногда регулируютс€ сходные имущественные отношени€, но разными методами правового регулировани€. √ражданское право регулирует отношени€, характеризующиес€ равенством сторон (на началах договора), а административное Ч их неравенством (одностороннее предписание).
ќтграничение от других отраслей права
ќт частного права административное право (в частности) и публичное право (в целом) отличает сам принцип правового регулировани€, функции и метод регулировани€.
¬ бытовом и профессиональном юридическом правосознании гражданское право противостоит, прежде всего, административному и уголовному.
„астное право (помимо гражданского, это еще и трудовое, торговое право) основано на принципе автономии и равенстве участвующих в регулируемых отношени€х воль. ќтрасли частного права призваны определ€ть соотношение юридически автономных единиц в отношени€х между ними, но не с государством. “ам, где речь заходит о соотношении двух субъектов, один из которых наделен властными правомочи€ми, имеютс€ в виду публично-правовые отношени€.
јдминистративно-правовые отношени€ Ч это отношени€, возникающими между субъектом, наделенным властными полномочи€ми по отношению к неограниченному кругу субъектов, не состо€щих с ним в такого рода отношени€х зависимости, и соответствующим субъектом права. “рудовое право регулирует отношени€, возникающие между работником и работодателем, т.е. субъектами, наход€щимис€ в служебной (трудовой) зависимости один от другого. ƒоговорность трудовых отношений исключена в административно-правовых отношени€х именно вследствие отсутстви€ каких-либо точек соприкосновени€ между управл€ющим и управл€емым. ƒиалог между ними невозможен.
ћногие отрасли права, в насто€щее врем€ признаваемые самосто€тельными, ранее выдел€лись лишь в качестве подотраслей административного права, поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах и способах, совмещаемых в глобальном пон€тии Ђметод административного праваї. ¬ насто€щий момент предмет указанных отраслей оформилс€ в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность принципов регулировани€ и способов воздействи€ на общественные отношени€ приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к выделению подотраслей административного права в самосто€тельные отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п.

6. —истема административного права

—истема административного права
ѕон€тие
—истема административного права Ч это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосв€занных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношени€ в различных сферах и отрасл€х управлени€.
—одержание
ќбща€ часть ¬ ќбщей части объедин€ютс€ нормы, регулирующие общественные отношени€, общие дл€ всех отраслей и институтов государственного управлени€. ¬ нее включаютс€ нормы права, закрепл€ющие принципы и содержание государственного управлени€, исполнительной власти, механизм административно-правового регулировани€, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).
ќсобенна€ часть ¬ ќсобенной части содержатс€ нормы, регулирующие общественные отношени€ в конкретных отрасл€х и сферах хоз€йства страны (в экономической, социально-культурной и административно-политической).
»нституты
»нституты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулировани€ общественных отношений, позвол€ют комплексно подойти к решению многих вопросов, св€занных с функционированием всей системы исполнительной власти.
¬иды
  • принципы государственного управлени€;
  • административно Ц правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственна€ и муниципальна€ служба;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений;
  • административно-правовой статус предпри€тий, учреждений;
  • формы государственного управлени€;
  • методы государственного управлени€;
  • административна€ ответственность;
  • административный процесс;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управлени€ в сфере экономики;
  • административно-правовые основы управлени€ в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управлени€ в административно-политической сфере.

7. јдминистративное право как наука: пон€тие, предмет, задачи и методологи€

јдминистративное право как наука: пон€тие, предмет, задачи и методологи€
ѕон€тие
Ќаука административного права Ч это составна€ часть российской правовой науки, система правовых взгл€дов, представлений, теоретических положений о данной отрасли права, различных концепций и позиций по вопросам развити€ административного права как отрасли права и составл€ющих ее предмет общественных отношений.
ѕредмет
ѕредметом изучени€ науки административного права €вл€ютс€ общие закономерности развити€ и функционировани€ государственного управлени€, а также анализ состо€ни€ и перспектив развити€ административно-правового законодательства.
«адачи
  • вы€вление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решени€;
  • проверка эффективности своих норм, изучение практики их применени€, вы€вление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.
ћетоды изучени€ предмета
ќбщенаучные методы
ƒиалектика ћетод познани€ €влений действительности в их взаимосв€зи и развитии.
јнализ –асчленение объекта на составл€ющие его элементы.
—интез —оединение элементов в единое целое.
јналоги€ ѕравдоподобное веро€тное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.
—обственные, научные методы
—истемный –ассмотрение объекта как системы, вы€вление его св€зей как внутри, так и вне системы.
—равнительного правоведени€ »зучение системы административного права путем его соотношени€ с аналогичными системами зарубежных стран.
‘ормально-юридический ћетод исследовани€, при котором административное право изучаетс€ в Ђчистомї виде, в изол€ции от других социально-правовых €влений, таких, как экономика, политика, экологи€ и др.

8. јдминистративное право как учебна€ дисциплина

јдминистративное право как учебна€ дисциплина
ѕон€тие
јдминистративное право как учебна€ дисциплина Ч это об€зательный предмет дл€ всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требовани€м методики преподавани€ систему необходимых дл€ получени€ юридического образовани€ знаний о государственной администрации.
ќтличие науки административного права от учебной дисциплины
”чебна€ дисциплина базируетс€ на соответствующей науке. —одержание курса во многом зависит от того, каковы достижени€ науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношени€ исследованы учеными. Ќаучные исследовани€ могут быть несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых €влений. ј курс должен быть полным, беспробельным. ѕоэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходитс€ пополн€ть Ђкопилку знанийї об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. –езультаты научных исследований содержатс€ в диссертаци€х, монографи€х, стать€х, докладах, а содержание курса административного права раскрываетс€ в учебниках, учебных пособи€х, программах, лекци€х. Ќе все результаты научных исследований востребуютс€ учебной дисциплиной. ¬ ней должны содержатьс€ только наиболее значимые дл€ студентов, учащихс€ положени€. “ак, огромное количество научных работ посв€щено де€тельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказываетс€ лишь на небольшом числе страниц. Ќаписано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь мала€ толика их содержани€ может быть востребована в учебной литературе.
÷ели науки и учебной дисциплины различны. ÷ель науки Ч систематизаци€, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. ”чебна€ дисциплина призвана довести до студентов, учащихс€, слушателей при помощи методик преподавани€, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведени€, выводы, рекомендации.
—одержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведени€х зависит от режима секретности. “ак, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной де€тельности, как правило, были секретными. ѕоэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. ”чебна€ дисциплина более субъективна, чем наука. —одержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношени€ми. ј содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взгл€дов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные зан€ти€, от авторов учебников.

1 ѕодробнее см.: јдминистративное право: ”чебник / ѕод ред. Ћ. Ћ. ѕопова. Ц ћ., 2002. Ц —. 45

[an error occurred while processing this directive]