[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

1. ѕон€тие, признаки, задачи, принципы и основани€ административной ответственности

ѕон€тие, признаки, задачи, принципы и основани€ административной ответственности
ѕон€тие
ѕод юридической ответственностью в теории права понимают Ђвозникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагаетс€ об€занность претерпевать соответствующие лишени€ и неблагопри€тные последстви€ за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатс€ в нормах права1ї.
јдминистративна€ ответственность Ч это реализаци€ предусмотренных административным правом санкций, осуществл€емых посредством применени€ уполномоченными субъектами государственного управлени€ различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц).
јдминистративна€ ответственность выражаетс€ в применении уполномоченным государственным органом (должностным лицом) административного наказани€ (административного штрафа, административного ареста и т.д.) к лицу, совершившему административное правонарушение.
ѕризнаки
Ќаступает вследствие совершени€ административного правонарушени€, т.е. противоправного де€ни€, состав которого сформулирован в  одексе –‘ об административных правонарушени€х или в прин€тых на его основе актах субъектов ‘едерации. јдминистративное правонарушение Ч это не только пос€гательство на пор€док государственного управлени€ и подобные нарушени€, допускаемые в сфере организации управленческого процесса, но и нарушени€ любых норм административного законодательства, предусматривающее привлечение к административной ответственности. “аким образом, в качестве административно-правовых могут выступать нарушени€ норм в области торговой де€тельности, строительства, общественного пор€дка, нравственности.
—остав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. —огласно нормам  одекса –‘ об административных правонарушени€х к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то врем€ как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц. ќдновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные взыскани€. ≈сли к уголовной или гражданской ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждени€.
ћеры административной ответственности по своему составу также значительно отличаютс€ от мер уголовной ответственности. ƒо введени€ в действие нового  одекса –‘ об административных правонарушени€х под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. јдминистративна€ ответственность заключалась в применении административных взысканий. “еперь мерами административной ответственности признаны административные наказани€, среди которых: предупреждение; административный штраф; возмездное изъ€тие оруди€ совершени€ или предмета административного правонарушени€; конфискаци€ оруди€ совершени€ или предмета административного правонарушени€; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы –оссийской ‘едерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификаци€.
јдминистративную ответственность отличает пор€док ее установлени€. ”головное законодательство в качестве одного из основополагающих принципов опираетс€ на положение о невозможности установлени€ уголовного наказани€ иначе как по основани€м и в пор€дке, предусмотренных ”головным кодексом –‘. ¬ соответствии со ст. 1 ”головного кодекса –‘ все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в ”головный кодекс –‘.
¬  одексе –‘ об административных правонарушени€х установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во врем€ и по месту совершени€ административного правонарушени€. «акон, см€гчающий или отмен€ющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распростран€етс€ и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступлени€ такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказани€ не исполнено.
ѕроцедура привлечени€ к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечени€ к гражданской или уголовной ответственности. Ќеобходимость оперативного реагировани€ на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечени€ к административной ответственности. ¬ административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершени€ правонарушени€ с минимальным оформлением происшедшего (например, в случае с оплатой штрафа за безбилетный проезд в городском общественном транспорте).
«адачи
ќсновные положени€
«адачи института административной ответственности в общем виде сформулированы в  одексе –‘ об административных правонарушени€х в виде задач законодательства об административных правонарушени€х. ѕреобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего пор€дка общественной жизнеде€тельности силами защитного механизма.
ƒолжны осуществл€тьс€ и другие функции, св€занные с выполнением задачи предупреждени€ административных правонарушений. ¬ основном это воспитательное воздействие на правонарушителей (особенно несовершеннолетних), заключающеес€ в демонстрации неизбежности наказани€ за негативное поведение.
¬иды
  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровь€ граждан и санитарно-эпидемиологического благополучи€ населени€;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного пор€дка осуществлени€ государственной власти;
  • охрана общественного пор€дка и общественной безопасности;
  • охрана собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
  • предупреждение административных правонарушений.
ѕринципы
ѕон€тие
ѕринципы Ч это основополагающие положени€, руководство которыми €вл€етс€ основой дл€ применени€ норм законодательства об административной ответственности.
¬иды
ѕервый принцип по своей сути представл€ет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19  онституции –‘.  одексом –‘ об административных правонарушени€х установлено, что лица, совершившие административные правонарушени€, равны перед законом. ‘изические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, €зыка, происхождени€, имущественного и должностного положени€, места жительства, отношени€ к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединени€м, а также других обсто€тельств. ёридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождени€, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обсто€тельств.
¬торой принцип Ч презумпци€ невиновности Ч традиционен дл€ Ђкарательныхї видов юридической ответственности (в том числе дл€ уголовного права). Ётот принцип лежит в основе справедливости судопроизводства и других процедур привлечени€ к ответственности. ≈го обща€ формулировка также содержитс€ в  онституции –‘. »так, лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушени€, в отношении которых установлена его вина. Ћицо, в отношении которого ведетс€ производство по делу об административном правонарушении, считаетс€ невиновным, пока его вина не будет доказана в пор€дке, предусмотренном  одексом –‘ об административных правонарушени€х, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
ѕринцип законности при применении мер административного принуждени€ в св€зи с административным правонарушением предусматривает, что:
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто
  • административному наказанию и мерам обеспечени€ производства по делу об административном правонарушении иначе как на основани€х и в пор€дке, установленных законом;
  • применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказани€ и мер обеспечени€ производства по делу об административном правонарушении в св€зи с административным правонарушением осуществл€етс€ в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;
  • при применении мер административного принуждени€ не допускаютс€ решени€ и действи€ (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
ќснование административной ответственности
јдминистративное правонарушение не представл€ет такой серьезной опасности, как преступление, и за его совершение следует применение мер административного наказани€. ќднако административные правонарушени€ совершаютс€ гораздо чаще, и в этом заключаетс€ их опасность.
–азличные подходы к пониманию основани€ административной ответственности
  • нормативный подход (система норм, регулирующих ответственность); фактический подход (де€ние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписани€, охран€емые правовыми санкци€ми);
  • процессуальный подход (акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскани€ за конкретное правонарушение)2
  • закон как правовое основание;
  • правонарушение как фактическое основание административной ответственности3.

2. ѕон€тие и признаки административного правонарушени€

ѕон€тие и признаки административного правонарушени€
ѕон€тие
јдминистративное правонарушение Ч это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое  одексом –‘ об административных правонарушени€х или законами субъектов ‘едерации об административных правонарушени€х установлена административна€ ответственность.
ѕризнаки
 онкретное действие
ƒействие Ћицо делает то, что запрещено законом, например, совершает мелкое хищение, курит или разжигает костер в тех местах, где это запрещено. ¬с€кий, кто нарушает данный запрет, совершает административное правонарушение и может быть привлечен к административной ответственности.
Ѕездействие   бездействию относ€тс€ такие противоправные действи€, как неисполнение родител€ми или иными законными представител€ми несовершеннолетних об€занностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.   ним можно также отнести несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потреблени€ или иными опасными веществами, уклонение от исполнени€ требований доступности дл€ инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и другие действи€. ѕодобное поведение (бездействие) €вл€етс€, несомненно, правонарушением и подлежит административной ответственности. Ѕездействие выражаетс€ в том, что субъект административного права не выполн€ет нормы, правила, требовани€, которые он об€зан исполнить.
¬ любом случае и действие, и бездействие €вл€ютс€ про€влением антиобщественного поведени€, нежелательного дл€ государства и в целом дл€ общества. ¬се административные правонарушени€ в той или иной мере пос€гают на экономические, политические отношени€ в обществе, на права и свободы граждан, на их здоровье, собственность, предпринимательскую де€тельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д. ѕоэтому государство, будучи заинтересованным в укреплении правопор€дка в стране, запрещает действи€, которые дл€ него наиболее опасны и вредны.
ѕротивоправность
явл€€сь одним из признаков административного правонарушени€, выражаетс€ в нарушении установленных общеоб€зательных правил, норм, требований, пор€дка и т.д. ѕри этом противоправное действие или бездействие считаетс€ оконченным с момента его совершени€ и не св€зываетс€ с его вредными последстви€ми. Ёто означает, что дл€ привлечени€ лица к административной ответственности достаточно самого факта совершени€ того или иного запрещенного законом действи€ Ч нарушени€ правил или их невыполнени€.
ќбщественна€ опасность
¬се противоправные де€ни€ причин€ют в той или иной степени ущерб или иной вред правам и законным интересам граждан, общества и государства. ќднако данный признак присущ исключительно преступным де€ни€м. »менно по этому признаку они отличаютс€ от административных правонарушений.  роме того, законодатель при определении пон€ти€ Ђадминистративное правонарушениеї не называет общественную опасность в числе признаков административного правонарушени€.
¬иновность лица
ƒл€ того чтобы с уверенностью утверждать, что физическое или юридическое лицо совершило административное правонарушение, необходимо установить виновность его действий. ¬ина Ч это психическое отношение правонарушител€ к совершенному де€нию и его последстви€м. ѕри отсутствии вины привлечение к административной ответственности недопустимо. ¬ина в административном праве может выражатьс€ в умышленных действи€х или действи€х, совершенных по неосторожности. “олько умышленно могут совершатьс€ мелкое хулиганство, мелкое хищение, сокрытие страхового случа€. ѕримером неосторожных действий могут считатьс€ некоторые случаи нарушени€ санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, нарушение правил паспортного режима (утер€ паспорта) и т.д. Ќаличие вины Ч об€зательный признак административного правонарушени€.
Ќаказуемость
¬ыражаетс€ в том, что за конкретное действие либо бездействие, признанное административным правонарушением, предусмотрена административна€ ответственность в виде соответствующих мер наказани€ (например, невыполнение правил ведени€ судовых документов влечет наложение административного штрафа в размере от дес€ти до двадцати минимальных размеров оплаты труда).

3. ѕон€тие, особенности и состав административного правонарушени€

ѕон€тие, особенности и состав административного правонарушени€
ѕон€тие
ѕод юридическим составом административного правонарушени€ понимаетс€ совокупность закрепленных нормативными правовыми актами объективных и субъективных признаков, наличие которых дает основание признать совершенное де€ние административным правонарушением.
ќсобенности
—ледует отличать совокупность признаков административного правонарушени€ и его состав. ѕри наличии всех признаков какого-либо де€ни€ состав административного правонарушени€ может отсутствовать, что не позвол€ет привлечь к административной ответственности. Ќапример, совершение административного правонарушени€ лицом, лицо, совершившее противоправные действи€, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им правонарушени€. ќднако такое лицо не подлежит административной ответственности, поскольку отсутствует состав административного правонарушени€. —убъектом правонарушени€ может быть физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
ёридический состав решает задачу, св€занную с правовой квалификацией противоправного действи€ или бездействи€ и привлечением к административной ответственности. ѕри отсутствии состава административного правонарушени€ дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое Ч подлежит прекращению.
—остав
ќбъект
ѕон€тие
ќбъект правонарушени€ Ч это общественные отношени€, урегулированные нормами права и охран€емые мерами административной ответственности.
—одержание
ќбщий объект административных правонарушений Ч общественные отношени€, возникающие в сфере государственного управлени€ и регулируемые нормами административного права. „астью общего объекта правонарушений €вл€етс€ родовой объект, под которым понимаетс€ определенный круг односторонних общественных отношений, на которые пос€гает субъект административного правонарушени€.
Ќаправленность
„асть правонарушений направлена против пор€дка управлени€: неповиновение законному распор€жению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывани€ лишени€ свободы, об€занностей, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом, неисполнение военно-транспортных мобилизационных об€занностей. ƒругие правонарушени€ нанос€т ущерб собственности: мелкое хищение, самовольна€ добыча €нтар€, нарушение правил пользовани€ жилыми помещени€ми.
“ретьи направлены против пор€дка в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: нецелевое использование бюджетных средств, незаконные сделки с ценными бумагами, непредставление сведений, необходимых дл€ осуществлени€ налогового контрол€.
„етвертые пос€гают на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населени€ и общественную нравственность: сокрытие источника заражени€ ¬»„-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражени€, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначени€ врача, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков.
ѕ€тые направлены против общественного пор€дка и общественной безопасности: мелкое хулиганство, незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружи€, блокирование транспортных коммуникаций.
ќбъективна€ сторона
ѕон€тие
 онкретное противоправное действие (бездействие), запрещенное норма ми права (например, обман потребителей (ст. 14.7  одекса –‘ об административных правонарушени€х) выражаетс€ в следующих противоправных действи€х: в обмеривании; обсчете; введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара; в умышленном искажении сведений о сроке годности товара, его сортности, продаж товара с нарушением требований о его комплектности и т.д.).
ќсобенности
ƒанный состав правонарушени€, поскольку он влечет об€зательное наступление вредных последствий и устанавливает причинно-следственную св€зь между де€нием и этими последстви€ми, называетс€ материальным составом.
ќднако не всегда совершение административного правонарушени€ св€зано с вредными последстви€ми. “акой состав административного правонарушени€ называетс€ формальным составом.
«ависимость от времени, места, способа, характера совершени€ де€ни€ еще одна из особенностей административного правонарушени€.   противоправным действи€м, св€занным с названными признаками, относитс€, например, несвоевременное представление сведений об изменени€х состава посто€нно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех мес€цев в месте временного пребывани€, состо€щих или об€занных состо€ть на воинском учете.
—одержание
ѕовторность
ќзначает совершение одним и тем же лицом однородного правонарушени€, если за совершение первого административного правонарушени€ лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок привлечени€ его к административной ответственности.
Ќеоднократность
ѕризнаетс€ совершение двух и более однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей  одекса –‘ об административных правонарушени€х.
«лостность
ѕравонарушение, про€вл€ющеес€ в €вном нежелании подчин€тьс€ неоднократно предъ€вл€емым законным требовани€м уполномоченного должностного лица.
—истематичность
ѕравонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами.
ƒлительность
јдминистративное правонарушение, которое про€вл€етс€ в длительном невыполнении требований правовой нормы в виде действи€ или бездействи€.
—убъект
ѕон€тие
—убъектами административного правонарушени€ €вл€ютс€ физические и юридические лица.
ќсобенности
ќбщим субъектом административной ответственности €вл€ютс€ лица, совершившие административные правонарушени€, которые достигли 16-летнего возраста.
—убъекты административной ответственности должны быть вмен€емыми, т.е. способными по состо€нию своего психического здоровь€ осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействи€) или руководить ими.
Ќевмен€емые лица, которые в силу хронического или временного психического расстройства или иного болезненного состо€ни€ не могли осознавать характер своих действий (бездействи€), не €вл€ютс€ субъектами административной ответственности и не могут быть к ней привлечены. ¬ каждом отдельном случае вопрос о вмен€емости физического лица решаетс€ экспертами-психологами, которые устанавливают наличие и характер болезненного расстройства психики лица или отсутствие такового и уведомл€ют о результатах проведенной экспертизы орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушени€х.
—пециальные субъекты
ƒолжностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиес€ дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства, наход€щиес€ на территории –оссийской ‘едерации.
ќсобые субъекты
¬оеннослужащие и иные лица, на которых распростран€етс€ действие дисциплинарных уставов.   таким лицам относ€тс€ также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др. «а некоторые нарушени€, например за нарушение правил режима √осударственной границы –оссийской ‘едерации, пограничного режима, правил дорожного движени€, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства они несут административную ответственность на общих основани€х.
ƒолжностные лица
Ћица, посто€нно, временно или по специальному полномочию осуществл€ющие функции представител€ власти, т.е. наделенные в установленном законом пор€дке распор€дительными полномочи€ми в отношении лиц, не наход€щихс€ от них в служебной зависимости.   ним относ€тс€ также лица, выполн€ющие организационно-распор€дительные или административно-хоз€йственные функции в государственных органах, органах местного самоуправлени€, государственных и муниципальных организаци€х.
ќрганизации
ёридические лица, под которыми понимаетс€ организаци€, имеюща€ собственности, хоз€йственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим об€зательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществл€ть имущественные и личные неимущественные права, нести об€занности, быть истцом и ответчиком в суде. ёридическими лицами €вл€ютс€ коммерческие и некоммерческие организации.
—убъективна€ сторона
ѕон€тие
—убъективна€ сторона административного правонарушени€ Ч это психическое отношение субъекта к противоправному действию (бездействию) и его последстви€м. Ёто вина субъекта административного правонарушени€, котора€ выражаетс€ в форме умысла или неосторожности.
”мысел
ѕр€мой —убъект административного правонарушени€ сознает противоправный характер своего поведени€, предвидит вредные последстви€ и желает их наступлени€.
 освенный —убъект административного правонарушени€ сознательно допускает наступление вредных последствий или относитс€ к ним безразлично.
Ќеосторожность
Ћегкомыслие Ћицо предвидело возможность наступлени€ вредных последствий своего поведени€, но без достаточных к тому оснований самонаде€нно рассчитывало на предотвращение таких последствий.
Ќебрежность Ћицо не предвидело возможности наступлени€ вредных обсто€тельств, хот€ должно было и могло их предвидеть.
¬ина юридического лица
ќпредел€етс€ в соответствии со ст. 2.1  одекса –‘ об административных правонарушени€х. ќснованием дл€ признани€ юридического лица виновным в совершении административного правонарушени€ €вл€етс€ положение о том, что у юридического лица имелась возможность дл€ соблюдени€ правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административна€ ответственность, но оно не предприн€ло все завис€щие от него меры по их соблюдению.
ћотив
ћотив Ч это причина, побуждающа€ виновного к совершению правонарушени€, св€занна€ с удовлетворением его потребностей.
÷ель
÷ель Ч предполагаемый результат, к которому стремитс€ виновный, соверша€ административное правонарушение.

4. ќграничени€ и освобождение от административной ответственности

ќграничени€ и освобождение от административной ответственности
ќсвобождение
ћалозначительность
Ћицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности из-за его малозначительности. ƒанный вопрос решаетс€ судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, на основе анализа признаков объективной и субъективной стороны правонарушени€, обсто€тельств, см€гчающих и от€гчающих ответственность. ¬ случае прин€ти€ решени€ об освобождении нарушител€ от административной ответственности ими может быть вынесено устное замечание, которое не влечет юридических последствий дл€ данного лица.
«амена другим видом наказани€
Ќапример, дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые административные правонарушени€ по дисциплинарным уставам).
ƒругие основани€
≈сли правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комисси€ по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушител€ от административной ответственности с применением к нему меры воздействи€, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
ќграничени€
ќсобенности
ќграничени€ св€заны прежде всего с особенност€ми субъектов административных правонарушений. ¬ соответствии с указанным признаком  одекс –‘ об административных правонарушени€х исключает возможность применени€ некоторых видов административных наказаний к отдельным субъектам административного правонарушени€ (например, административный арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, и инвалидам I и II групп).
ќпределенные ограничени€ предусмотрены  одексом –‘ об административных правонарушени€х и в отношении применени€ конфискации оруди€ совершени€ или предмета административного правонарушени€. Ќапример, конфискаци€ охотничьего оружи€, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может примен€тьс€ к лицам, дл€ которых охота и рыболовство €вл€етс€ основным законным источником средств к существованию.
ќграничение оснований дл€ применени€ административных наказаний
ƒействует в отношении военнослужащих, судей, прокуроров, лиц, пользующихс€ депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилеги€ми от административной юрисдикции на территории –оссийской ‘едерации. Ќапример, военнослужащие и призванные на сборы граждане несут ответственность за административные правонарушени€ в соответствии с дисциплинарными уставами. ”казанные лица несут административную ответственность на общих основани€х за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечени€ санитарно-эпидемиологического благополучи€ населени€, правил дорожного движени€, требований пожарной безопасности вне места службы.

1 “еори€ государства и права:  урс лекций. 2-е изд., перераб. и доп./ ѕод ред. Ќ.». ћатузова и ј.¬. ћалько. Ч ћ., 2001. Ч —. 599.

2 Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз. соч. Ч —. 478.

3 ћанохин ¬.ћ., јдушкин ё.—., Ѕагишаев «.ј. –оссийское административное право: ”чебник. Ч ћ., 1996. Ч —. 176.

[an error occurred while processing this directive]