[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

1. ѕон€тие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушени€х

ѕон€тие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушени€х
ѕон€тие
ѕроизводство по делам об административных правонарушени€х следует рассматривать в двух направлени€х
ѕроизводство по делам об административных правонарушени€х Ч это совокупность административно-процессуальных норм.
ѕроизводство по делам об административных правонарушени€х Ч это основанна€ на административно-процессуальных нормах де€тельность уполномоченных органов и должностных лиц, направленна€ на реализацию задач административного производства
«адачи производства по делам об административных правонарушени€х
  • всестороннее, полное, объективное и своевременное вы€снение обсто€тельств каждого дела об административном правонарушении;
  • разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
  • обеспечение исполнени€ вынесенного постановлени€ по делу об административном правонарушении;
  • вы€вление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
ќсновани€ прекращени€ производства по делу об административном правонарушении
  • отсутствие событи€ административного правонарушени€;
  • отсутствие состава административного правонарушени€, в том числе в случае недостижени€ физическим лицом на момент совершени€ противоправных действий (бездействи€) возраста, предусмотренного  одексом –‘ об административных правонарушени€х дл€ привлечени€ к административной ответственности, или невмен€емости физического лица, совершившего противоправные действи€;
  • действи€ лица в состо€нии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устран€ет применение административного наказани€;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечени€ к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершени€ противоправных действий (бездействи€) лицом, в отношении которого ведетс€ производство по делу об административном правонарушении, постановлени€ о назначении административного наказани€, либо постановлени€ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановлени€ о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведетс€ производство по делу об административном правонарушении.
ќсобенности
язык производства по делам об административных правонарушени€х
ѕроизводство ведетс€ на русском €зыке. ќно может вестись и на государственном €зыке республики, на территории которой наход€тс€ уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушени€х органы и должностные лица. Ћицу, не владеющему €зыком, на котором ведетс€ производство, обеспечиваетс€ право выступать и давать объ€снени€, за€вл€ть ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) €зыке, пользоватьс€ услугами переводчика.
–ассмотрение дел об административных правонарушени€х
 ак правило, дела об административных правонарушени€х подлежат открытому рассмотрению.
Ёти дела могут рассматриватьс€ в закрытых заседани€х в случае, когда открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охран€емой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечени€ безопасности участников производства, членов их семей, их близких, или защиты чести и достоинства этих лиц. –ешение о закрытом рассмотрении выноситс€ органом (должностным лицом), рассматривающим дело.
Ћица, участвующие в производстве, вправе за€вл€ть письменные ходатайства, подлежащие об€зательному и немедленному рассмотрению. ≈сли в удовлетворении ходатайства отказано, данное решение оформл€етс€ в виде определени€.
—тадии производства по делу об административном правонарушении
  • возбуждение дела об административном правонарушении и в необходимых случа€х проведение административного расследовани€;
  • рассмотрение дела;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушени€х1;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушени€х.

2. —убъекты административной юрисдикции

—убъекты административной юрисдикции
—уды
ƒела, отнесенные к юрисдикции судей, распредел€ютс€ между:
  • мировыми судь€ми;
  • районными судь€ми;
  • гарнизонными военными судь€ми;
  • арбитражными судь€ми.
»сключительна€ компетенци€ судей
  • рассмотрение наиболее сложных дел об административных правонарушени€х. Ќапример, дела об административных правонарушени€х, св€занных с нарушением пор€дка патентовани€ объектов промышленной собственности в иностранных государствах, нарушением пор€дка представлени€ об€зательного экземпл€ра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров, осуществлением предпринимательской де€тельности без государственной регистрации или без специального разрешени€ (лицензии);
  • рассмотрение дел, в которых предусматриваетс€ возможность применени€ к виновному административного ареста, возмездного изъ€ти€ и конфискации оруди€ совершени€ или предмета административного правонарушени€, конфискации, лишени€ специального права, административного выдворени€ за пределы –оссийской ‘едерации иностранного гражданина или лица без гражданства и дисквалификации;
  • рассмотрение дел об административных правонарушени€х, которые орган или должностное лицо передают им на рассмотрение, если, по их мнению, необходимо назначить более строгое наказание, на назначение которого уполномочен только судь€.
ћировые судьи
–ассматривают основную массу дел об административных правонарушени€х, которые не относ€тс€ к подсудности других судов.
—удьи арбитражных судов
–ассматривают дела об административных правонарушени€х, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимател€ми.
—удьи гарнизонных военных судов
–ассматривают дела об административных правонарушени€х, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы.
—удьи районных судов
–ассматривают дела, по которым производство осуществл€етс€ в форме административного расследовани€, и дела, за которые следуют более строгие виды административного наказани€ (например, административный арест).
 омиссии по делам несовершеннолетних
 омпетенци€
  • рассматривают дела об административных правонарушени€х, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет);
  • рассматривают дела об административных правонарушени€х по ст. 5.35  одекса –‘ об административных правонарушени€х (неисполнение родител€ми и иными законными представител€ми несовершеннолетних об€занностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних);
  • рассматривают дела по ст. 5.36  одекса (нарушение пор€дка или сроков предоставлени€ сведений о несовершеннолетних, нуждающихс€ в передаче на воспитание в семью либо в учреждение дл€ детей-сирот или дл€ детей, оставшихс€ без попечени€ родителей);
  • рассматривают дела по ст. 20.22  одекса (по€вление в состо€нии опь€нени€ несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах);
  • дела об административных правонарушени€х, предусмотренных ст. 11.18  одекса (безбилетный проезд), а также об административных правонарушени€х в области дорожного движени€ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в случае, если орган или должностное лицо передают его в комиссию.
ќсобенности
  • образуютс€ органами местного самоуправлени€ районов и городов;
  • вправе применить к несовершеннолетним административные наказани€ или меры воздействи€ принудительно-воспитательного характера (например, замечание, устное предупреждение).
ƒолжностные лица федеральных органов исполнительной власти
  • вправе составл€ть протоколы об административных правонарушени€х по рассматриваемым ими делам;
  • могут составл€ть протоколы об административных правонарушени€х и по делам, которые ими не рассматриваютс€, на основании ч. 1 ст. 28.3  одекса –‘ об административных правонарушени€х. “ак, органы внутренних дел вправе составл€ть протоколы об административных правонарушени€х, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, например органов, уполномоченных в области использовани€, охраны и защиты лесного фонда.

3. ”частники производства по делам об административных правонарушени€х

”частники производства но делам об административных правонарушени€х
ќсновные права
  • знакомитьс€ со всеми материалами дела;
  • давать объ€снени€;
  • представл€ть доказательства;
  • за€вл€ть ходатайства и отводы;
  • пользоватьс€ юридической помощью защитника.
”частие при рассмотрении дела
¬ отсутствие такого лица дело может быть рассмотрено в случае, если это лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрени€ дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворени€.
ѕрисутствие данного лица €вл€етс€ об€зательным, если правонарушение, совершенное им, влечет наложение административного ареста или административное выдворение за пределы –оссийской ‘едерации. ¬ св€зи с этим возникает возможность привода указанного лица путем вынесени€ определени€, которое приводитс€ в исполнение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (милиции) согласно ст. 27.15  одекса –‘ об административных правонарушени€х.
ѕотерпевшие
ќсновные права
  • знакомитьс€ со всеми материалами дела;
  • давать объ€снени€;
  • представл€ть доказательства;
  • за€вл€ть ходатайства и отводы;
  • пользоватьс€ юридической помощью представител€;
  • обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
  • знакомитьс€ с содержанием протокола об административном правонарушении, представл€ть свои замечани€ и объ€снени€;
  • получить копию постановлени€ по делу и иные процессуальные документы, имеющие отношение к делу.
ќсновные об€занности
  • €вл€тьс€ по извещению субъекта административной юрисдикции;
  • давать правдивые объ€снени€;
  • отвечать на поставленные вопросы судьи, органа, должностного лица.
”частие при рассмотрении дела
¬ отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеютс€ данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрени€ дела, если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрени€ дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворени€.
ѕотерпевший может быть опрошен в качестве свидетел€ по делу.
«аконные представители физического лица
ѕон€тие
«аконные представители физического лица Ч это лица, правомочные выступать в интересах несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического состо€ни€, €вл€€сь дееспособными, не могут реализовать свои права и об€занности.
ќсобенности
«аконными представител€ми несовершеннолетних выступают их родители, усыновители, а в определенных случа€х Ч опекуны или попечители.
»х полномочи€ в указанном качестве удостовер€ютс€ соответствующим документом Ч паспортом, свидетельством о рождении, решением суда об установлении усыновлени€, опеки или попечительства.
ѕрава и об€занности указанных лиц ничем не отличаютс€ от прав и об€занностей, предусмотренных  одексом –‘ об административных правонарушени€х в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего.
«аконные представители юридического лица
ќбщие положени€
«аконные представители юридического лица осуществл€ют защиту его прав и законных интересов, если в отношении юридического лица ведетс€ производство по делу или если оно €вл€етс€ потерпевшим.
«аконными представител€ми могут выступать руководитель юридического лица или иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица.
ѕолномочи€ указанных лиц подтверждаютс€ документами, удостовер€ющими их служебное положение.
«ащитник и представитель
ƒл€ оказани€ юридической помощи лицу, в отношении которого ведетс€ производство, может привлекатьс€ защитник, а дл€ оказани€ аналогичной помощи потерпевшему Ч представитель, которыми могут быть адвокат или иное лицо.
ѕолномочи€ адвоката подтверждаютс€ ордером, выданным юридической консультацией, а полномочи€ представител€ Ч официальной доверенностью. ƒоверенность может удостовер€тьс€ в нотариальном пор€дке либо иным законным способом.
«ащитники и представители допускаютс€ к участию в производстве с момента составлени€ протокола об административном правонарушении, а также с момента административного задержани€ лица в св€зи с совершенным административным правонарушением.
«ащитники и представители вправе знакомитьс€ со всеми материалами дела, представл€ть доказательства, за€вл€ть ходатайства и отводы и т.д.
—видетель
ѕон€тие
—видетель Ч это лицо, которому могут быть известны обсто€тельства, подлежащие установлению по конкретному делу.
ќсобенности
—видетель об€зан €витьс€ по вызову к судье, органу, должностному лицу и дать правдивые показани€.
ќн предупреждаетс€ об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
—видетель может нести административную ответственность и в случае, если он отказываетс€ или уклон€етс€ от исполнени€ своих об€занностей.
—видетель вправе не свидетельствовать против себ€, своего супруга и близких родственников, делать замечани€ по поводу правильности занесени€ его показаний в протокол, пользоватьс€ бесплатной помощью переводчика.
ѕон€той
ѕривлекаетс€ должностным лицом
  • при осуществлении им личного досмотра;
  • при досмотре вещей, наход€щихс€ при физическом лице;
  • при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и наход€щихс€ там вещей и документов;
  • при досмотре транспортного средства;
  • при изъ€тии вещей и документов, задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации, аресте товаров, транспортных средств и иных вещей. ѕри осуществлении указанных действий привлекаетс€ не менее двух пон€тых.
ѕон€тым может быть только совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе дела. ≈го об€занностью €вл€етс€ внимательное наблюдение за совершением названных мер обеспечени€ производства по делу об административном правонарушении.
‘акт участи€ в этих процессуальных действи€х в качестве пон€того удостовер€етс€ его подписью в соответствующем протоколе.
ѕон€той вправе делать замечани€ относительно проводимых в его присутствии процессуальных действий, которые подлежат занесению в протокол.
—пециалист
ѕон€тие
—пециалист Ч любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо; участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, обладающее познани€ми, необходимыми дл€ оказани€ содействи€ в обнаружении, закреплении и изъ€тии доказательств, а также в применении технических средств.
ќсобенности
—пециалист об€зан €вл€тьс€ по вызову субъекта административной юрисдикции, участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, необходимых дл€ объективного и всестороннего рассмотрени€ дела, давать по€снени€ по поводу проводимых им действий, удостовер€ть своей подписью в протоколе факт совершени€ этих действий, их содержание и результаты. ќн вправе также делать за€влени€ и замечани€ относительно своих действий, которые подлежат занесению в протокол.
Ёксперт
Ёксперт Ч любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познани€ми в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными дл€ проведени€ экспертизы и дачи экспертного заключени€.
ѕереводчик
ѕереводчик Ч любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее €зыками или навыками сурдоперевода.
ѕрокурор
 ак один из участников производства по делу об административном правонарушении вправе возбуждать производство по делу, участвовать в его рассмотрении, за€вл€ть ходатайства, давать заключени€ по вопросам, возникающим в ходе рассмотрени€ дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении и т.д.
  участию в производстве не допускаютс€:
¬ качестве защитника или представител€:
  • сотрудники государственных органов, осуществл€ющих надзор и контроль над соблюдением правил, нарушение которых €вилось основанием дл€ возбуждени€ данного дела;
  • специалисты, эксперты и переводчики, если они состо€т в родственных отношени€х с другими участниками производства.
ѕри этих обсто€тельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу). ѕотерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту и переводчику возмещаютс€ расходы, понесенные ими в св€зи с участием в производстве по делу об административном правонарушении.

4. ƒоказательства по делу об административном правонарушении

ƒоказательства по делу об административном правонарушении
ѕон€тие
ƒоказательства по делу Ч это фактические данные, необходимые дл€ разрешени€ дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами.
  • наличие или отсутствие событи€ административного правонарушени€;
  • лицо, совершившее противоправные действи€, наказуемые в административном пор€дке;
  • виновность лица;
  • обсто€тельства, см€гчающие или от€гчающие административную ответственность;
  • характер и размер причиненного ущерба;
  • обсто€тельства, исключающие производство по делу;
  • иные обсто€тельства, имеющие значение дл€ правильного разрешени€ дела, а также причины и услови€ совершени€ административного правонарушени€.
ѕолучение доказательств
ƒолжностное лицо, осуществл€ющее производство по указанному делу, в случае необходимости вправе брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов дл€ проведени€ экспертизы.
ѕри вз€тии проб и образцов может примен€тьс€ фото- и киносъемка, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
ƒл€ получени€ доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществл€ющее производство, вправе поручить совершение отдельных действий, предусмотренных  одексом –‘ об административных правонарушени€х, должностному лицу другого соответствующего территориального органа, которое подлежит исполнению не позднее чем в п€тидневный срок.
ќценка доказательств
ќсуществл€етс€ органом (должностным лицом), ведущим производство по делу, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обсто€тельств дела в их совокупности.

5. ћеры обеспечени€ производства по делу об административном правонарушении

ћеры обеспечени€ производства по делу об административном правонарушении
ƒоставление
ѕон€тие
ƒоставление Ч это принудительное препровождение физического лица в цел€х составлени€ протокола об административном правонарушении при невозможности его составлени€ на месте вы€влени€ административного правонарушени€, если составление протокола €вл€етс€ об€зательным.
ќсобенности
ƒоставление физического лица всегда осуществл€етс€ при наличии поводов дл€ возбуждени€ дела об административном правонарушении.
ѕрименение доставлени€ предполагает об€зательное последующее составление должностным лицом протокола о доставлении и возбуждение с этого момента дела об административном правонарушении.
ƒоставление осуществл€етс€ органами милиции, военнослужащими внутренних войск ћ¬ƒ –оссии, должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользовани€ транспортом, должностными лицами военной автомобильной инспекции, военнослужащими органов и войск пограничной службы, должностными лицами таможенных и других органов.
јдминистративное задержание
ѕон€тие
јдминистративное задержание Ч это кратковременное ограничение свободы физического лица, примен€емое дл€ обеспечени€ правильного и своевременного рассмотрени€ дела об административном правонарушении и исполнени€ постановлени€ по этому делу.
«начение
  • примен€етс€ с целью пресечени€ административного правонарушени€, установлени€ личности нарушител€, составлени€ протокола об административном правонарушении при невозможности его составлени€ на месте вы€влени€ административного правонарушени€ и т.д.;
  • имеет место в исключительных случа€х и только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушени€;
  • не может примен€тьс€ в отношении совершивших правонарушени€ иностранных граждан, пользующихс€ дипломатической неприкосновенностью, членов —овета ‘едерации и депутатов √осударственной ƒумы, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта ‘едерации и других лиц.
ќсуществл€етс€
ƒолжностными лицами органов внутренних дел, военнослужащими органов и войск пограничной службы, должностными лицами военной автомобильной инспекции, таможенных и других органов.
—рок
—рок административного задержани€ лица исчисл€етс€ с момента его доставлени€, а лица, наход€щегос€ в состо€нии опь€нени€, Ч со времени его вытрезвлени€.
 ак правило, срок административного задержани€ не должен превышать трех часов. ќднако в некоторых случа€х этот срок может быть увеличен. “ак, на срок не более 48 часов могут быть подвергнуты административному задержанию лица, в отношении которых ведетс€ производство по делу об административном правонарушении, пос€гающем на установленный режим √осударственной границы –оссийской ‘едерации и пор€док пребывани€ на территории –оссийской ‘едерации.
Ћичный досмотр
÷ель
ќбнаружение орудий совершени€ либо предметов административного правонарушени€.
ќсуществл€етс€
ƒолжностными лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание, т.е. органами внутренних дел, должностными лицами таможенных органов, военнослужащими и сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы.
“ребовани€, предъ€вл€емые к личному досмотру
ѕри проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены. Ћичный досмотр осуществл€етс€ лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух пон€тых того же пола.
ƒосмотр вещей, наход€щихс€ при физическом лице, осуществл€етс€ уполномоченным на то должностным лицом в присутствии двух пон€тых.
ѕротокол досмотра
¬ протоколе личного досмотра указываютс€ дата и место его составлени€, должность, фамили€, инициалы лица, составившего протокол, сведени€ о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных признаках досмотренных вещей и т.д.
¬ протоколе делаетс€ также запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств.
ѕротокол подписываетс€ должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого ведетс€ производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, пон€тыми. ¬ случае отказа лица, в отношении которого ведетс€ производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписани€ протокола в нем делаетс€ соответствующа€ запись.
ƒосмотр транспортного средства
ѕон€тие
ƒосмотр транспортного средства Ч это обследование транспортного средства, проводимое без нарушени€ его конструктивной целостности в цел€х обнаружени€ оруди€ совершени€ либо предмета административного правонарушени€.
“ребовани€, предъ€вл€емые к досмотру транспортного средства
  • производитс€ не во всех случа€х, а только тогда, когда имеютс€ достаточные данные подозревать, что на транспортном средстве осуществл€етс€ незаконна€ перевозка оружи€, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических или психотропных веществ;
  • должностное лицо, прежде чем осуществить досмотр транспортного средства, должно предложить владельцу транспортного средства предъ€вить документы или иные вещи, €вл€ющиес€ орудием совершени€ или предметом правонарушени€;
  • осуществл€етс€ в присутствии владельца транспортного средства и пон€тых должностными лицами органов, уполномоченных составл€ть протоколы о соответствующих административных правонарушени€х.
»зъ€тие вещей и документов
ѕодлежат изъ€тию
¬ещи и документы, €вившиес€ оруди€ми совершени€ или предметами административного правонарушени€, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные на месте совершени€ административного правонарушени€ либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, наход€щихс€ при физическом лице, и досмотра транспортного средства. »зъ€тие представл€ет собой принудительную меру обеспечени€ производства по делам об административных правонарушени€х, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжени€ использовани€ орудий совершени€ или предметов административного правонарушени€ в противоправных цел€х.
ѕротокол изъ€ти€ вещей и документов
ѕодписываетс€ должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъ€ты вещи и документы, пон€тыми.  опи€ указанного протокола вручаетс€ лицу, у которого изъ€ты вещи или документы, или его законному представителю.
ќтстранение от управлени€ транспортным средством и медицинское освидетельствование на алкогольное опь€нение
—лучаи применени€
управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством;
  • управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управлени€ им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владени€, пользовани€ иди распор€жени€ этим средством в отсутствие его владельца;
  • управление транспортным средством водителем, не имеющим права управлени€ транспортным средством или лишенным такого права;
  • наличие достаточных оснований полагать, что лицо находитс€ в состо€ни€ опь€нени€.
ќсуществл€етс€
ƒолжностными лицами, которым предоставлено право государственного контрол€ и надзора над безопасностью движени€ и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
ѕротокол отстранени€ от управлени€ транспортным средством
ѕротокол составл€етс€ при отстранении от управлени€ транспортным средством и направлении на медицинское освидетельствование на состо€ние опь€нени€.
 опи€ вручаетс€ лицу, в отношении которого применена данна€ мера обеспечени€ производства по делу.
¬ протоколе должны содержатьс€ личные данные, касающиес€ лица, составившего протокол, и лица, в отношении которого он составлен. ѕротокол подписываетс€ этими лицами.
¬ случае отказа лица от подписани€ протокола в нем делаетс€ об этом запись. јкт о медицинском освидетельствовании на состо€ние опь€нени€ прилагаетс€ к соответствующему протоколу.
«адержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
—лучаи задержани€
  • управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, наход€щимс€ в состо€нии опь€нени€;
  • управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр;
  • управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управлени€ им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса об€зательного страховани€ гражданской ответственности владельцев транспортного средства.
ќсобенности
«адержание транспортного средства осуществл€етс€ должностными лицами, уполномоченными составл€ть протоколы о соответствующих административных правонарушени€х. ќ применении указанной меры составл€етс€ отдельный протокол.  опи€ такого протокола вручаетс€ лицу, в отношении которого применено задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
¬ отсутствие водител€ протокол составл€етс€ в присутствии двух пон€тых.
јрест товаров, транспортных средств и других вещей
÷ель
  • сбор вещественных доказательств;
  • недопущение противоправного использовани€ данных вещей.
ќсуществл€ют
ƒолжностные лица, уполномоченные производить административное задержание, и должностные лица, уполномоченные составл€ть протоколы об административных правонарушени€х, в присутствии владельца вещей и двух пон€тых.
ѕротокол ареста транспортных средств и других вещей
¬ протоколе фиксируютс€ сведени€ о должностном лице, составившем протокол, и о лице, в отношении которого применена указанна€ мера, дата и место составлени€ протокола.
”казываютс€ производимые в отношении арестованных вещей действи€: их опись, идентификационные признаки вещей, запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи.
 опи€ протокола вручаетс€ лицу, в отношении которого применена данна€ мера, либо его законному представителю.
ѕривод
ѕон€тие
ѕривод Ч это принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрени€ дела в цел€х обеспечени€ своевременного и правильного рассмотрени€ дела.
ќсуществл€етс€
органами внутренних дел на основе определени€ судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, в отношении физического лица либо законного представител€ юридического лица, в отношении которых ведетс€ производство по делу об административном правонарушении, законного представител€ несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетел€.

6. ¬озбуждение дела об административном правонарушении

¬озбуждение дела об административном правонарушении
ѕон€тие
¬озбуждение дела об административном правонарушении Ч начальна€ стади€ производства по делам об административном правонарушени€ми, которой решаютс€ вопросы, св€занные с наличием событи€ административного правонарушени€, фиксируютс€ обсто€тельства, относ€щиес€ к данному правонарушению, даетс€ первоначальна€ оценка противоправного действи€, определ€етс€ подведомственность (подсудность) рассмотрени€ дела.
ѕоводы дл€ возбуждени€
  • непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершени€ административного правонарушени€;
  • материалы, поступающие из правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправлени€, общественных объединений, свидетельствующие о совершении административного правонарушени€;
  • сообщени€ и за€влени€ физических и юридических лиц, сообщени€ в средствах массовой информации, указывающие на наличие событи€ административного правонарушени€.
—убъекты, полномочные возбуждать дело об административном правонарушении
  • должностные лица органов внутренних дел (милиции);
  • должностные лица контрольно-надзорных органов исполнительной власти;
  • любое дело об административном правонарушении может быть возбуждено также прокурором.
ѕротокол об административном правонарушении
ƒело об административном правонарушении считаетс€ возбужденным с момента составлени€ протокола о его совершении или вынесени€ прокурором постановлени€ о возбуждении административного производства.
¬ протоколе об административном правонарушении должны содержатьс€ следующие реквизиты: дата и место его составлени€, фамили€ и инициалы лица, составившего протокол, сведени€ о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамили€, им€, отчество, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, врем€ совершени€ и событие правонарушени€, стать€  одекса –‘ об административных правонарушени€х или закона субъекта ‘едерации, предусматривающа€ административную ответственность за данное де€ние, объ€снени€ нарушител€ или законного представител€ юридического лица и иные сведени€, необходимые дл€ разрешени€ дела.
ѕри составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица и иным участникам производства по делу разъ€сн€ютс€ их права и об€занности, о чем делаетс€ запись в протоколе.   протоколу прилагаютс€ их объ€снени€ и замечани€, если они имеютс€. ¬ случае отказа этих лиц от подписани€ протокола в нем делаетс€ соответствующа€ запись.  опи€ протокола вручаетс€ под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.
ѕротокол составл€етс€ сразу же после вы€влени€ факта совершени€ административного правонарушени€. ≈сли же возникает необходимость в дополнительном вы€снении обсто€тельств дела, протокол составл€етс€ в течение двух суток с момента вы€влени€ правонарушени€. ¬ течение суток с момента составлени€ протокола он направл€етс€ судье, органу (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дело. ѕротокол передаетс€ немедленно судье, если правонарушение влечет административный арест.
¬ р€де случаев протокол об административном правонарушении может и не составл€тьс€. Ќапример, если совершено правонарушение, которое влечет административную ответственность в виде предупреждени€ или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда. ¬ таких случа€х уполномоченным должностным лицом оформл€етс€ предупреждение либо налагаетс€ и взимаетс€ штраф на месте совершени€ правонарушени€. ѕротокол не составл€етс€ и в случае, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.
ќсновани€ отказа от возбуждени€ дела об административном правонарушении
  • отсутствие событи€ или состава административного правонарушени€;
  • действие лица в состо€нии крайней необходимости.
јдминистративное расследование
ѕон€тие
јдминистративное расследование Ч это возможное процессуальное действие, которое проводитс€ в случае если после вы€влени€ административного правонарушени€ возникает необходимость в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
–ешение
ѕринимаетс€ должностным лицом, уполномоченным составл€ть протоколы об административных правонарушени€х.
ћесто проведени€
ѕроводитс€ по месту совершени€ или вы€влени€ административного правонарушени€.
—рок проведени€
—рок не может превышать мес€ца с момента возбуждени€ дела. ¬ исключительных случа€х вышесто€щими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более мес€ца, а по делам о нарушении таможенных правил Ч до шести мес€цев. ѕо окончании расследовани€ составл€етс€ протокол об административном правонарушении либо выноситс€ постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
ќсобенности
ѕроведение административного расследовани€ возможно не по всем видам административных правонарушений, а лишь в случае нарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства –оссийской ‘едерации и актов органов валютного регулировани€, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела.

7. –ассмотрение дела об административном правонарушении

–ассмотрение дела об административном правонарушении
ѕон€тие
–ассмотрение дела об административном правонарушении Ч основна€ стади€ производства по делу, в рамках которой осуществл€етс€ разрешение дела по существу и по результатам рассмотрени€ дела выноситс€ соответствующее постановление.
¬опросы, вы€сн€емые до начала рассмотрени€
  • относитс€ ли к компетенции определенного суда рассмотрение данного дела;
  • имеютс€ ли обсто€тельства, исключающие возможность его рассмотрени€;
  • правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;
  • достаточно ли имеетс€ по делу материалов дл€ его рассмотрени€ по существу;
  • имеютс€ ли ходатайства и отводы.
—лучаи нерассмотрени€
ƒело не может быть рассмотрено субъектом административной юрисдикции, если оно не относитс€ к его компетенции. ¬ этом случае дело направл€етс€ на рассмотрение по подведомственности.
ƒело не рассматриваетс€ также в случа€х родственных св€зей между участниками производства либо наличи€ личной или иной заинтересованности в исходе дела. ƒанные обсто€тельства €вл€ютс€ основанием дл€ за€влени€ судей, членов коллегиального органа или должностного лица о самоотводе, а других участников производства Ч об их отводе.
—тади€ подготовки к рассмотрению
ќпределение
ќпределение выноситс€ при назначении времени и места рассмотрени€ дела.
Ќа основании определени€ осуществл€етс€ вызов необходимых участников производства по делу (свидетелей, потерпевших, законных представителей физического и юридического лица и др.).
Ќа основании определени€ осуществл€етс€ истребование дополнительных материалов по делу, назначение экспертизы, отложение рассмотрени€ дела.
¬ форме определени€ принимаетс€ решение о возвращении протокола об административном правонарушении в случае составлени€ его неправомочными лицами или неправильного составлени€, а также о передаче протокола по подведомственности, если рассмотрение дела не относитс€ к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым он поступил, либо вынесено определение об их отводе.
—рок рассмотрени€
ƒело об административном правонарушении, как правило, должно быть рассмотрено в 15-дневный срок со дн€ получени€ судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других необходимых материалов.
¬ случае получени€ ходатайств от участников производства по делу (например, об отложении рассмотрени€ дела) либо в случае необходимости дополнительного вы€снени€ обсто€тельств дела указанный срок может быть продлен названными субъектами административной юрисдикции, но не более чем на мес€ц.
–ешение о продлении срока рассмотрени€ дела должно быть мотивированным. ќно выноситс€ в форме определени€.
ѕор€док рассмотрени€
–ассмотрение дела начинаетс€ с объ€влени€ о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекаетс€ к административной ответственности.
ƒалее устанавливаетс€ личность участников производства, им разъ€сн€ютс€ их права и об€занности применительно к данному процессу.
«атем оглашаетс€ протокол об административном правонарушении, заслушиваютс€ объ€снени€, показани€, заключени€ участников производства по делу, исследуютс€ доказательства, заслушиваетс€ заключение присутствующего прокурора (именно на данной стадии производства вы€сн€етс€, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли привлекаемое к ответственности лицо и подлежит ли оно ответственности, имеютс€ ли обсто€тельства, см€гчающие или от€гчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб).
–езультаты рассмотрени€
¬ результате рассмотрени€ дела выноситс€ постановление либо о назначении административного наказани€, либо о прекращении производства по делу.
¬ постановлении по делу об административном правонарушении указываютс€: должность, фамили€, им€, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего данный акт; сведени€ о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обсто€тельства, установленные в ходе его рассмотрени€; определ€етс€ мера административного наказани€ в соответствии со статьей  одекса –‘ об административных правонарушени€х или закона субъекта ‘едерации либо указываютс€ конкретные юридические основани€ прекращени€ производства по делу.
¬ постановлении по делу решаютс€ также вопросы о вещественных доказательствах, изъ€тых предметах, документах и ценност€х. ѕостановление объ€вл€етс€ немедленно по окончании рассмотрени€ дела.  опи€ постановлени€ в течение трех дней вручаетс€ или высылаетс€ лицу, в отношении которого оно вынесено.  опи€ постановлени€ вручаетс€ под расписку.
≈сли в ходе рассмотрени€ дела были установлены причины и услови€, способствующие совершению административных правонарушений, судь€, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу, внос€т в соответствующие организации и учреждени€ представление о прин€тии мер по их устранению. ѕоследние в течение мес€ца об€заны сообщить судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление, о прин€тых по нему мерах.

8. ѕересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушени€х

ѕересмотр постановлений и решений делам об административных правонарушени€х
Ћица, обладающие правом обжаловани€
  • лицо, в отношении которого вынесено постановление;
  • потерпевший;
  • законный представитель физического лица;
  • законный представитель юридического лица;
  • защитник и представитель.
ќрганы, в которые подаетс€ жалоба
жалоба на постановление, вынесенное:
  • судьей, рассматриваетс€ в вышесто€щем суде;
  • коллегиальным органом Ч в районном суде по месту нахождени€ коллегиального органа;
  • должностным лицом Ч вышесто€щим органом (должностным лицом) либо районным судом по месту рассмотрени€ дела;
  • иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта ‘едерации, Ч районным судом по месту рассмотрени€ дела.
¬ случае если жалоба поступила одновременно в вышесто€щий орган и в суд, она рассматриваетс€ судом.
ѕостановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществл€ющим предпринимательскую де€тельность без образовани€ юридического лица, обжалуетс€ в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
—роки подачи жалобы
∆алоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение дес€ти дней со дн€ вручени€ или получени€ копии постановлени€.
¬ случае пропуска этого срока он может быть по ходатайству лица, подающего жалобу, восстановлен судьей или должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу.
ѕодача жалобы через орган, вынесший постановление, об€зывает этот орган в течение трех суток направить ее со всеми материалами в соответствующий суд либо вышесто€щий орган (вышесто€щему должностному лицу).
∆алобы рассматриваютс€ субъектами административной юрисдикции единолично в дес€тидневный срок со дн€ ее поступлени€ ∆алобы на постановлени€ об административном аресте или административном выдворении подлежат рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест или подлежит административному выдворению
–ешение, выносимые по результатам рассмотрени€ жалобы
  • жалоба остаетс€ без удовлетворени€, а постановление Ч без изменений;
  • постановление отмен€етс€ и дело возвращаетс€ на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случа€х существенного нарушени€ процессуальных требований, предусмотренных  одексом –‘ об административных правонарушени€х, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в св€зи с необходимостью применени€ закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказани€, если потерпевшим по делу подана жалоба на м€гкость примененного административного наказани€;
  • постановление отмен€етс€ и дело прекращаетс€;
  • постановление измен€етс€, если при этом не усиливаетс€ административное наказание или иным образом не ухудшаетс€ положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • постановление отмен€етс€ и дело об административном правонарушении направл€етс€ на рассмотрение по подведомственности.
ѕолномочи€ прокурора
ѕрокурор правомочен опротестовать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрени€ жалобы.
ѕраво применени€ протеста принадлежит прокурорам субъектов ‘едерации и их заместител€м, √енеральному прокурору –оссийской ‘едерации и его заместител€м. ќни могут быть также пересмотрены председател€ми верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов ћосквы и —анкт-ѕетербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителей, ѕредседателем ¬ерховного —уда –‘ и его заместител€ми, а в пор€дке надзора Ч ¬ысшим јрбитражным —удом –‘.

9. »сполнение постановлений по делам об административных правонарушени€х

»сполнение постановлений по делам об административных правонарушени€х
¬ступление в законную силу постановлени€
  • вступает в законную силу после истечени€ срока, установленного дл€ обжаловани€ постановлени€, если оно не было обжаловано или опротестовано;
  • после истечени€ срока, установленного дл€ обжаловани€ решени€ по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отмен€етс€ вынесенное постановление;
  • немедленно после вынесени€ не подлежащего обжалованию решени€ по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отмен€етс€ вынесенное постановление.
ќрганы исполнени€ постановлений по делам об административных правонарушени€х
ќбращение постановлени€ по делу к исполнению возлагаетс€ на субъектов административной юстиции, которые вынесли постановление по делу.
”казанные органы:
  • об€заны исполнить его в течение трех суток;
  • вправе прин€ть решение о предоставлении лицам, привлеченным к административной ответственности, отсрочки или рассрочки исполнени€ постановлени€ о назначении административного наказани€ в виде административного ареста, лишени€ специального права или в виде административного штрафа. Ќапример, в случае болезни лица, привлеченного к ответственности, возникших материальных трудностей они могут отсрочить исполнение постановлени€ на срок до одного мес€ца или рассрочить на срок до трех мес€цев.
—удь€, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказани€, могут приостановить своим определением исполнение постановлени€ в случае принесени€ протеста на вступившее в законную силу постановление по делу до рассмотрени€ протеста.
ќсновани€ прекращени€ исполнени€ постановлений
  • издание акта амнистии, если такой акт устран€ет применение административного наказани€;
  • отмена или признание постановлени€ утратившим силу закона;
  • смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объ€вление его в установленном законом пор€дке умершим;
  • истечение срока давности исполнени€ постановлени€ о назначении наказани€;
  • отмена постановлени€.
ѕостановление по делу не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дн€ вступлени€ в законную силу. ¬ случае если лицо уклон€етс€ от исполнени€ такого постановлени€, исчисление срока давности возобновл€етс€ со дн€ обнаружени€ указанного лица либо его вещей, доходов, на которые может быть обращено административное взыскание.
ќкончание исполнительного производства
ќкончание исполнительного производства наступает, если исполнение постановлени€ о назначении административного наказани€ произведено полностью, а именно: административный штраф взыскан, конфискованные вещи реализованы, административный арест отбыт и т.д. ‘акт исполнени€ постановлени€ фиксируетс€ отметкой в нем об исполненном административном наказании. ƒалее постановление возвращаетс€ субъектам, уполномоченным исполнить его, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
»сполнение постановлений о наложении отдельных видов взыскани€
ѕредупреждение
»сполн€етс€ судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручени€ или направлени€ копии постановлени€ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
јдминистративный штраф
ƒолжен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дн€ вступлени€ постановлени€ в законную силу либо со дн€ истечени€ срока отсрочки или срока рассрочки. —умма административного штрафа вноситс€ или перечисл€етс€ в банк или в иную кредитную организацию.  опи€ документа, свидетельствующего об уплате штрафа, направл€етс€ судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление. ѕри отсутствии документа об уплате административного штрафа по истечении указанного срока постановление о назначении наказани€ направл€етс€ судебному приставу-исполнителю дл€ взыскани€ суммы административного штрафа.
¬озмездное изъ€тие или конфискаци€ вещей, €вившихс€ орудием совершени€ или предметом административного правонарушени€
»сполн€етс€ судебным приставом-исполнителем, а постановление о возмездном изъ€тии или о конфискации оружи€ и боевых припасов Ч органами внутренних дел.
Ћишение специальных прав
»сполн€етс€ уполномоченными на то должностных лицами органов внутренних дел и органов, осуществл€ющих контрольно-надзорные функции, путем изъ€ти€ водительского удостоверени€, удостоверени€ на управление судами, охотничьего билета и т.д. ѕо истечении срока лишени€ специального права документы, изъ€тые у лица, подвергнутого данному виду административного наказани€, подлежат возврату.
јдминистративный арест
»сполн€етс€ органами внутренних дел сразу же после вынесени€ такого постановлени€ в месте, определ€емом указанными органами.
јдминистративное выдворение
»сполн€етс€ органами внутренних дел или пограничными органами. ƒо административного выдворени€ указанные лица по решению суда могут содержатьс€ в специальных помещени€х.
ƒисквалификаци€
»сполн€етс€ немедленно путем прекращени€ договора (контракта) с лицом, привлеченным к административной ответственности, на осуществление им де€тельности по управлению юридическим лицом.

1 —тади€ пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушени€х €вл€етс€ необ€зательной (факультативной), поскольку осуществл€етс€ только в случае их обжаловани€.

[an error occurred while processing this directive]