[an error occurred while processing this directive]

В начало

Предисловие

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

ЧАСТЬ II. Организация государственного управления

Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1. Понятие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Понятие, задачи, особенности и стадии производства по делам об административных правонарушениях
Понятие
Производство по делам об административных правонарушениях следует рассматривать в двух направлениях
Производство по делам об административных правонарушениях — это совокупность административно-процессуальных норм.
Производство по делам об административных правонарушениях — это основанная на административно-процессуальных нормах деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, направленная на реализацию задач административного производства
Задачи производства по делам об административных правонарушениях
  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении;
  • разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу об административном правонарушении;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Основания прекращения производства по делу об административном правонарушении
  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе в случае недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности, или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия;
  • действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, установившего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Особенности
Язык производства по делам об административных правонарушениях
Производство ведется на русском языке. Оно может вестись и на государственном языке республики, на территории которой находятся уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, пользоваться услугами переводчика.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Как правило, дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению.
Эти дела могут рассматриваться в закрытых заседаниях в случае, когда открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, или защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.
Лица, участвующие в производстве, вправе заявлять письменные ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Если в удовлетворении ходатайства отказано, данное решение оформляется в виде определения.
Стадии производства по делу об административном правонарушении
  • возбуждение дела об административном правонарушении и в необходимых случаях проведение административного расследования;
  • рассмотрение дела;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях1;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

2. Субъекты административной юрисдикции

Субъекты административной юрисдикции
Суды
Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между:
  • мировыми судьями;
  • районными судьями;
  • гарнизонными военными судьями;
  • арбитражными судьями.
Исключительная компетенция судей
  • рассмотрение наиболее сложных дел об административных правонарушениях. Например, дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах, нарушением порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров, осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
  • рассмотрение дел, в которых предусматривается возможность применения к виновному административного ареста, возмездного изъятия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации, лишения специального права, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и дисквалификации;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые орган или должностное лицо передают им на рассмотрение, если, по их мнению, необходимо назначить более строгое наказание, на назначение которого уполномочен только судья.
Мировые судьи
Рассматривают основную массу дел об административных правонарушениях, которые не относятся к подсудности других судов.
Судьи арбитражных судов
Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Судьи гарнизонных военных судов
Рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы.
Судьи районных судов
Рассматривают дела, по которым производство осуществляется в форме административного расследования, и дела, за которые следуют более строгие виды административного наказания (например, административный арест).
Комиссии по делам несовершеннолетних
Компетенция
  • рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет);
  • рассматривают дела об административных правонарушениях по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних);
  • рассматривают дела по ст. 5.36 Кодекса (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей);
  • рассматривают дела по ст. 20.22 Кодекса (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах);
  • дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 Кодекса (безбилетный проезд), а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в случае, если орган или должностное лицо передают его в комиссию.
Особенности
  • образуются органами местного самоуправления районов и городов;
  • вправе применить к несовершеннолетним административные наказания или меры воздействия принудительно-воспитательного характера (например, замечание, устное предупреждение).
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти
  • вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по рассматриваемым ими делам;
  • могут составлять протоколы об административных правонарушениях и по делам, которые ими не рассматриваются, на основании ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, органы внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, например органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.

3. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства но делам об административных правонарушениях
Основные права
  • знакомиться со всеми материалами дела;
  • давать объяснения;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться юридической помощью защитника.
Участие при рассмотрении дела
В отсутствие такого лица дело может быть рассмотрено в случае, если это лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Присутствие данного лица является обязательным, если правонарушение, совершенное им, влечет наложение административного ареста или административное выдворение за пределы Российской Федерации. В связи с этим возникает возможность привода указанного лица путем вынесения определения, которое приводится в исполнение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (милиции) согласно ст. 27.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Потерпевшие
Основные права
  • знакомиться со всеми материалами дела;
  • давать объяснения;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • пользоваться юридической помощью представителя;
  • обжаловать постановление по делу об административном правонарушении;
  • знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения;
  • получить копию постановления по делу и иные процессуальные документы, имеющие отношение к делу.
Основные обязанности
  • являться по извещению субъекта административной юрисдикции;
  • давать правдивые объяснения;
  • отвечать на поставленные вопросы судьи, органа, должностного лица.
Участие при рассмотрении дела
В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля по делу.
Законные представители физического лица
Понятие
Законные представители физического лица — это лица, правомочные выступать в интересах несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического состояния, являясь дееспособными, не могут реализовать свои права и обязанности.
Особенности
Законными представителями несовершеннолетних выступают их родители, усыновители, а в определенных случаях — опекуны или попечители.
Их полномочия в указанном качестве удостоверяются соответствующим документом — паспортом, свидетельством о рождении, решением суда об установлении усыновления, опеки или попечительства.
Права и обязанности указанных лиц ничем не отличаются от прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего.
Законные представители юридического лица
Общие положения
Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении юридического лица ведется производство по делу или если оно является потерпевшим.
Законными представителями могут выступать руководитель юридического лица или иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица.
Полномочия указанных лиц подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение.
Защитник и представитель
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может привлекаться защитник, а для оказания аналогичной помощи потерпевшему — представитель, которыми могут быть адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката подтверждаются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом.
Защитники и представители допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а также с момента административного задержания лица в связи с совершенным административным правонарушением.
Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и т.д.
Свидетель
Понятие
Свидетель — это лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению по конкретному делу.
Особенности
Свидетель обязан явиться по вызову к судье, органу, должностному лицу и дать правдивые показания.
Он предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Свидетель может нести административную ответственность и в случае, если он отказывается или уклоняется от исполнения своих обязанностей.
Свидетель вправе не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол, пользоваться бесплатной помощью переводчика.
Понятой
Привлекается должностным лицом
  • при осуществлении им личного досмотра;
  • при досмотре вещей, находящихся при физическом лице;
  • при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;
  • при досмотре транспортного средства;
  • при изъятии вещей и документов, задержании транспортного средства и запрещении его эксплуатации, аресте товаров, транспортных средств и иных вещей. При осуществлении указанных действий привлекается не менее двух понятых.
Понятым может быть только совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе дела. Его обязанностью является внимательное наблюдение за совершением названных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Факт участия в этих процессуальных действиях в качестве понятого удостоверяется его подписью в соответствующем протоколе.
Понятой вправе делать замечания относительно проводимых в его присутствии процессуальных действий, которые подлежат занесению в протокол.
Специалист
Понятие
Специалист — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо; участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Особенности
Специалист обязан являться по вызову субъекта административной юрисдикции, участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения дела, давать пояснения по поводу проводимых им действий, удостоверять своей подписью в протоколе факт совершения этих действий, их содержание и результаты. Он вправе также делать заявления и замечания относительно своих действий, которые подлежат занесению в протокол.
Эксперт
Эксперт — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Переводчик
Переводчик — любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.
Прокурор
Как один из участников производства по делу об административном правонарушении вправе возбуждать производство по делу, участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении и т.д.
К участию в производстве не допускаются:
В качестве защитника или представителя:
  • сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль над соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела;
  • специалисты, эксперты и переводчики, если они состоят в родственных отношениях с другими участниками производства.
При этих обстоятельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу). Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту и переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве по делу об административном правонарушении.

4. Доказательства по делу об административном правонарушении

Доказательства по делу об административном правонарушении
Понятие
Доказательства по делу — это фактические данные, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами.
  • наличие или отсутствие события административного правонарушения;
  • лицо, совершившее противоправные действия, наказуемые в административном порядке;
  • виновность лица;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
  • характер и размер причиненного ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Получение доказательств
Должностное лицо, осуществляющее производство по указанному делу, в случае необходимости вправе брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов для проведения экспертизы.
При взятии проб и образцов может применяться фото- и киносъемка, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство, вправе поручить совершение отдельных действий, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, должностному лицу другого соответствующего территориального органа, которое подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок.
Оценка доказательств
Осуществляется органом (должностным лицом), ведущим производство по делу, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

5. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Доставление
Понятие
Доставление — это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Особенности
Доставление физического лица всегда осуществляется при наличии поводов для возбуждения дела об административном правонарушении.
Применение доставления предполагает обязательное последующее составление должностным лицом протокола о доставлении и возбуждение с этого момента дела об административном правонарушении.
Доставление осуществляется органами милиции, военнослужащими внутренних войск МВД России, должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, должностными лицами военной автомобильной инспекции, военнослужащими органов и войск пограничной службы, должностными лицами таможенных и других органов.
Административное задержание
Понятие
Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по этому делу.
Значение
  • применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения и т.д.;
  • имеет место в исключительных случаях и только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения;
  • не может применяться в отношении совершивших правонарушения иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации и других лиц.
Осуществляется
Должностными лицами органов внутренних дел, военнослужащими органов и войск пограничной службы, должностными лицами военной автомобильной инспекции, таможенных и других органов.
Срок
Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.
Как правило, срок административного задержания не должен превышать трех часов. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен. Так, на срок не более 48 часов могут быть подвергнуты административному задержанию лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации.
Личный досмотр
Цель
Обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Осуществляется
Должностными лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание, т.е. органами внутренних дел, должностными лицами таможенных органов, военнослужащими и сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы.
Требования, предъявляемые к личному досмотру
При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены. Личный досмотр осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченным на то должностным лицом в присутствии двух понятых.
Протокол досмотра
В протоколе личного досмотра указываются дата и место его составления, должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных признаках досмотренных вещей и т.д.
В протоколе делается также запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Досмотр транспортного средства
Понятие
Досмотр транспортного средства — это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности в целях обнаружения орудия совершения либо предмета административного правонарушения.
Требования, предъявляемые к досмотру транспортного средства
  • производится не во всех случаях, а только тогда, когда имеются достаточные данные подозревать, что на транспортном средстве осуществляется незаконная перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических или психотропных веществ;
  • должностное лицо, прежде чем осуществить досмотр транспортного средства, должно предложить владельцу транспортного средства предъявить документы или иные вещи, являющиеся орудием совершения или предметом правонарушения;
  • осуществляется в присутствии владельца транспортного средства и понятых должностными лицами органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Изъятие вещей и документов
Подлежат изъятию
Вещи и документы, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженные на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства. Изъятие представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях.
Протокол изъятия вещей и документов
Подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. Копия указанного протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи или документы, или его законному представителю.
Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение
Случаи применения
управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством;
  • управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования иди распоряжения этим средством в отсутствие его владельца;
  • управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным такого права;
  • наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состояния опьянения.
Осуществляется
Должностными лицами, которым предоставлено право государственного контроля и надзора над безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Протокол отстранения от управления транспортным средством
Протокол составляется при отстранении от управления транспортным средством и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Копия вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу.
В протоколе должны содержаться личные данные, касающиеся лица, составившего протокол, и лица, в отношении которого он составлен. Протокол подписывается этими лицами.
В случае отказа лица от подписания протокола в нем делается об этом запись. Акт о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу.
Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
Случаи задержания
  • управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения;
  • управление транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр;
  • управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.
Особенности
Задержание транспортного средства осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. О применении указанной меры составляется отдельный протокол. Копия такого протокола вручается лицу, в отношении которого применено задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
В отсутствие водителя протокол составляется в присутствии двух понятых.
Арест товаров, транспортных средств и других вещей
Цель
  • сбор вещественных доказательств;
  • недопущение противоправного использования данных вещей.
Осуществляют
Должностные лица, уполномоченные производить административное задержание, и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии владельца вещей и двух понятых.
Протокол ареста транспортных средств и других вещей
В протоколе фиксируются сведения о должностном лице, составившем протокол, и о лице, в отношении которого применена указанная мера, дата и место составления протокола.
Указываются производимые в отношении арестованных вещей действия: их опись, идентификационные признаки вещей, запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи.
Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю.
Привод
Понятие
Привод — это принудительное препровождение физического лица к месту рассмотрения дела в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела.
Осуществляется
органами внутренних дел на основе определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

6. Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении
Понятие
Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства по делам об административном правонарушениями, которой решаются вопросы, связанные с наличием события административного правонарушения, фиксируются обстоятельства, относящиеся к данному правонарушению, дается первоначальная оценка противоправного действия, определяется подведомственность (подсудность) рассмотрения дела.
Поводы для возбуждения
  • непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения;
  • материалы, поступающие из правоохранительных органов, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, свидетельствующие о совершении административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Субъекты, полномочные возбуждать дело об административном правонарушении
  • должностные лица органов внутренних дел (милиции);
  • должностные лица контрольно-надзорных органов исполнительной власти;
  • любое дело об административном правонарушении может быть возбуждено также прокурором.
Протокол об административном правонарушении
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесения прокурором постановления о возбуждении административного производства.
В протоколе об административном правонарушении должны содержаться следующие реквизиты: дата и место его составления, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилия, имя, отчество, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие правонарушения, статья Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное деяние, объяснения нарушителя или законного представителя юридического лица и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица и иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если они имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.
Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же возникает необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. В течение суток с момента составления протокола он направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дело. Протокол передается немедленно судье, если правонарушение влечет административный арест.
В ряде случаев протокол об административном правонарушении может и не составляться. Например, если совершено правонарушение, которое влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда. В таких случаях уполномоченным должностным лицом оформляется предупреждение либо налагается и взимается штраф на месте совершения правонарушения. Протокол не составляется и в случае, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.
Основания отказа от возбуждения дела об административном правонарушении
  • отсутствие события или состава административного правонарушения;
  • действие лица в состоянии крайней необходимости.
Административное расследование
Понятие
Административное расследование — это возможное процессуальное действие, которое проводится в случае если после выявления административного правонарушения возникает необходимость в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
Решение
Принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Место проведения
Проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок проведения
Срок не может превышать месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Особенности
Проведение административного расследования возможно не по всем видам административных правонарушений, а лишь в случае нарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела.

7. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении
Понятие
Рассмотрение дела об административном правонарушении — основная стадия производства по делу, в рамках которой осуществляется разрешение дела по существу и по результатам рассмотрения дела выносится соответствующее постановление.
Вопросы, выясняемые до начала рассмотрения
  • относится ли к компетенции определенного суда рассмотрение данного дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность его рассмотрения;
  • правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;
  • достаточно ли имеется по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы.
Случаи нерассмотрения
Дело не может быть рассмотрено субъектом административной юрисдикции, если оно не относится к его компетенции. В этом случае дело направляется на рассмотрение по подведомственности.
Дело не рассматривается также в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной или иной заинтересованности в исходе дела. Данные обстоятельства являются основанием для заявления судей, членов коллегиального органа или должностного лица о самоотводе, а других участников производства — об их отводе.
Стадия подготовки к рассмотрению
Определение
Определение выносится при назначении времени и места рассмотрения дела.
На основании определения осуществляется вызов необходимых участников производства по делу (свидетелей, потерпевших, законных представителей физического и юридического лица и др.).
На основании определения осуществляется истребование дополнительных материалов по делу, назначение экспертизы, отложение рассмотрения дела.
В форме определения принимается решение о возвращении протокола об административном правонарушении в случае составления его неправомочными лицами или неправильного составления, а также о передаче протокола по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым он поступил, либо вынесено определение об их отводе.
Срок рассмотрения
Дело об административном правонарушении, как правило, должно быть рассмотрено в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других необходимых материалов.
В случае получения ходатайств от участников производства по делу (например, об отложении рассмотрения дела) либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела указанный срок может быть продлен названными субъектами административной юрисдикции, но не более чем на месяц.
Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в форме определения.
Порядок рассмотрения
Рассмотрение дела начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности.
Далее устанавливается личность участников производства, им разъясняются их права и обязанности применительно к данному процессу.
Затем оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства по делу, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора (именно на данной стадии производства выясняется, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли привлекаемое к ответственности лицо и подлежит ли оно ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб).
Результаты рассмотрения
В результате рассмотрения дела выносится постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.
В постановлении по делу об административном правонарушении указываются: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего данный акт; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные в ходе его рассмотрения; определяется мера административного наказания в соответствии со статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Федерации либо указываются конкретные юридические основания прекращения производства по делу.
В постановлении по делу решаются также вопросы о вещественных доказательствах, изъятых предметах, документах и ценностях. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Копия постановления вручается под расписку.
Если в ходе рассмотрения дела были установлены причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу, вносят в соответствующие организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Последние в течение месяца обязаны сообщить судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление, о принятых по нему мерах.

8. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановлений и решений делам об административных правонарушениях
Лица, обладающие правом обжалования
  • лицо, в отношении которого вынесено постановление;
  • потерпевший;
  • законный представитель физического лица;
  • законный представитель юридического лица;
  • защитник и представитель.
Органы, в которые подается жалоба
жалоба на постановление, вынесенное:
  • судьей, рассматривается в вышестоящем суде;
  • коллегиальным органом — в районном суде по месту нахождения коллегиального органа;
  • должностным лицом — вышестоящим органом (должностным лицом) либо районным судом по месту рассмотрения дела;
  • иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Федерации, — районным судом по месту рассмотрения дела.
В случае если жалоба поступила одновременно в вышестоящий орган и в суд, она рассматривается судом.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Сроки подачи жалобы
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска этого срока он может быть по ходатайству лица, подающего жалобу, восстановлен судьей или должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу.
Подача жалобы через орган, вынесший постановление, обязывает этот орган в течение трех суток направить ее со всеми материалами в соответствующий суд либо вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).
Жалобы рассматриваются субъектами административной юрисдикции единолично в десятидневный срок со дня ее поступления Жалобы на постановления об административном аресте или административном выдворении подлежат рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест или подлежит административному выдворению
Решение, выносимые по результатам рассмотрения жалобы
  • жалоба остается без удовлетворения, а постановление — без изменений;
  • постановление отменяется и дело возвращается на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • постановление отменяется и дело прекращается;
  • постановление изменяется, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • постановление отменяется и дело об административном правонарушении направляется на рассмотрение по подведомственности.
Полномочия прокурора
Прокурор правомочен опротестовать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы.
Право применения протеста принадлежит прокурорам субъектов Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям. Они могут быть также пересмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителей, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями, а в порядке надзора — Высшим Арбитражным Судом РФ.

9. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Вступление в законную силу постановления
  • вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
  • после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Органы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
Обращение постановления по делу к исполнению возлагается на субъектов административной юстиции, которые вынесли постановление по делу.
Указанные органы:
  • обязаны исполнить его в течение трех суток;
  • вправе принять решение о предоставлении лицам, привлеченным к административной ответственности, отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа. Например, в случае болезни лица, привлеченного к ответственности, возникших материальных трудностей они могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца или рассрочить на срок до трех месяцев.
Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, могут приостановить своим определением исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу до рассмотрения протеста.
Основания прекращения исполнения постановлений
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена или признание постановления утратившим силу закона;
  • смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявление его в установленном законом порядке умершим;
  • истечение срока давности исполнения постановления о назначении наказания;
  • отмена постановления.
Постановление по делу не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления в законную силу. В случае если лицо уклоняется от исполнения такого постановления, исчисление срока давности возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые может быть обращено административное взыскание.
Окончание исполнительного производства
Окончание исполнительного производства наступает, если исполнение постановления о назначении административного наказания произведено полностью, а именно: административный штраф взыскан, конфискованные вещи реализованы, административный арест отбыт и т.д. Факт исполнения постановления фиксируется отметкой в нем об исполненном административном наказании. Далее постановление возвращается субъектам, уполномоченным исполнить его, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
Исполнение постановлений о наложении отдельных видов взыскания
Предупреждение
Исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Административный штраф
Должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или в иную кредитную организацию. Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, направляется судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление. При отсутствии документа об уплате административного штрафа по истечении указанного срока постановление о назначении наказания направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
Возмездное изъятие или конфискация вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения
Исполняется судебным приставом-исполнителем, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.
Лишение специальных прав
Исполняется уполномоченными на то должностных лицами органов внутренних дел и органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, путем изъятия водительского удостоверения, удостоверения на управление судами, охотничьего билета и т.д. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.
Административный арест
Исполняется органами внутренних дел сразу же после вынесения такого постановления в месте, определяемом указанными органами.
Административное выдворение
Исполняется органами внутренних дел или пограничными органами. До административного выдворения указанные лица по решению суда могут содержаться в специальных помещениях.
Дисквалификация
Исполняется немедленно путем прекращения договора (контракта) с лицом, привлеченным к административной ответственности, на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

1 Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является необязательной (факультативной), поскольку осуществляется только в случае их обжалования.

[an error occurred while processing this directive]