[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

1. ѕон€тие и основные характеристики административно-правовых отношений

ѕон€тие и основные характеристики административно-правовых отношений
ѕон€тие1
јдминистративно-правовые отношени€ Ч это общественные отношени€, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управлени€) и урегулированные нормами административного права.
ќсновные характеристики административно-правовых отношений
ѕредставл€ют собой разновидность правовых отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относ€тс€ и наличие корреспондирующих друг другу прав и об€занностей его субъектов, возникновение правоотношени€ на основе нормы права и в св€зи с ней и т.д.
явл€ютс€ публичными правоотношени€ми, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес. ≈го выразителем €вл€етс€ властный субъект государственного управлени€ как одна из сторон административного правоотношени€. јдминистративные правоотношени€ непосредственно св€заны с реализацией задач и функций исполнительной ветви государственной власти в процессе государственного управлени€.
Ќос€т властный характер, поскольку в процессе возникновени€, изменени€ и прекращени€ административных правоотношений реализуетс€ государственное управление.
ќбладают обширной сферой возникновени€ Ч это сфера государственного управлени€ или сфера реализации исполнительной власти государства. јдминистративно-правовые отношени€ могут возникнуть и в области обороны и государственной безопасности, и в сфере культуры, науки, образовани€, и в сфере экономических отношений, и применительно к системе социальной защиты, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов проводитс€ работа по управлению общественными процессами и €влени€ми. ¬следствие этого административно-правовые отношени€ часто не похожи между собой.
явл€ютс€ организационными, возникают, измен€ютс€ и прекращаютс€ в св€зи с реализацией исполнительной власти и св€заны с ее организацией в широком смысле. ƒл€ того чтобы более или менее сложный управленческий процесс претворилс€ в жизнь, необходимо организовать его участников дл€ совершени€ тех или иных действий, организовать материальное, финансовое, техническое сопровождение процесса и т.д. “аким образом, государственное управление св€зано с организационными установками, что и про€вл€етс€ в организационном характере административных правоотношений.
ќтличаютс€ особым административно-правовым пор€дком разрешени€ споров участников правоотношений. –азрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существовани€ административного правоотношени€, может осуществл€тьс€ в рамках других административно-правовых отношений, возникающих между лицом, инициирующим спор, и вышесто€щей административной инстанцией, с одной стороны, и между лицом, к которому предъ€вл€ютс€ претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышесто€щей административной инстанцией. “аким образом, если в других отрасл€х права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выноситс€ за рамки правоотношений внутри отрасли Ч в ведение судебной инстанции, то в административном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы.
ќбладают своеобразным механизмом действи€ института ответственности за невыполнение субъективных об€занностей, составл€ющих содержание правоотношени€. јдминистративна€ ответственность в отличие от гражданско-правовой наступает не перед стороной правоотношени€, права которой нарушены, а непосредственно перед государством. ¬ целом административна€ ответственность родственна уголовной. –азличие между основани€ми дл€ привлечени€ к уголовной или административной ответственности зачастую лежит в плоскости степени т€жести совершенного правонарушени€ (большего или меньшего вреда, нанесенного общественным интересам).

2. —труктура административно-правовых отношений

—труктура административно-правовых отношений
—убъект
ѕон€тие
—убъектом административно-правового отношени€ €вл€ютс€ два и более участника, как минимум, один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управлени€.
¬иды
»ндивидуальные   их числу относ€тс€ все физические лица, обладающие различными административно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица, пенсионеры, студенты и т.д.), а также должностные лица органов исполнительной власти.
 оллективные  ак правило, наделенные каким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе различные государственные органы.
ќсобенности
  • должен отвечать требовани€м административной правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в административно-правовых отношени€х, иметь установленные административно-правовыми нормами права и об€занности, и требовани€м административной дееспособности (включа€ деликтоспособность);
  • должен отвечать требовани€м специальной административной правоспособности, т.е. ему необходим специальный административно-правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступа€ в административно-правовые отношени€, становитс€ лицензиатом, государственным служащим, за€вителем и т.д.
ќбъект
ѕон€тие2
ќбъектом административно-правовых отношений €вл€етс€ то, на что направлены субъективные права и юридические об€занности участников административно-правовых отношений.
ѕодходы к определению объекта
ё. ћ.  озлов, P.O. ’алфина и др. в качестве единственного объекта любого правоотношени€ признают действи€, поведение людей3.
Ќ.√. јлександров, ¬.ћ. ћанохин, √.». ѕетров и др. выдел€ют два вида объектов правоотношени€: объект имущественных отношений (предмет правоотношени€), в качестве которого выступают материальные ценности и вещи, и объект неимущественных отношений, т.е. те самые действи€, поведение людей4.
ƒ.Ќ. Ѕахрах выдел€ет непосредственные (действи€ и поведение) и отдаленные объекты (материальные предметы, информаци€, продукты духовного творчества) административно-правовых отношений5.
—одержание
—убъективные права ѕредоставл€ема€ и охран€ема€ государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетвор€ть интересы, предусмотренные объективным правом.
ёридические об€занности ѕредусмотренна€ законодательством и охран€ема€ государством необходимость должного поведени€ участника правового отношени€ в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).

3. ёридические факты в административном праве

ёридические факты в административном праве
ѕон€тие
ёридический факт Ч это обсто€тельство, при наступлении которого в соответствии с требовани€ми нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, изменитьс€ или прекратить свое существование конкретное правоотношение.
—одержание
ƒе€ни€
ƒействие6
ѕравомерные ќснованы на положени€х норм административного права и соответствуют им (например, в св€зи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта гражданина –оссийской ‘едерации. ѕолуча€ паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношени€ с соответствующим государственным органом).
Ќеправомерные Ќарушают предписани€ норм административного права. Ќеправомерные действи€ влекут за собой возникновение р€да процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной), ответственности (например, нарушение правил дорожного движени€ €вл€етс€ основанием дл€ возникновени€ административного правоотношени€ между нарушителем и уполномоченным государственным органом).
Ѕездействие
¬олевое несовершение предписываемых законом действий (например, бездействие должностного лица, об€занного совершить определенные действи€ в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, об€занного регистрироватьс€ в органах внутренних дел по месту временного пребывани€).
—обыти€
—обыти€ Ч это €влени€, независимые от воли людей (например, смерть стихийное бедствие и т.п.). Ќормами административного законодательства предусматриваетс€ возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе в св€зи с такими обсто€тельствами, которые не св€заны с волеизъ€влением субъектов правоотношени€ (например, смерть гражданина влечет за собой прекращение все правоотношений, субъектом которых он выступал).
ќсобенности
  • пр€мое их юридическое последствие Ч возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношени€, т.е. они €вл€ютс€ услови€ми возникновени€ конкретного административно-правового отношени€;
  • представл€ют собой результат активного волеизъ€влени€ субъекта правоотношени€;
  • основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относ€щийс€ к конкретному адресату и делу, характер.

4. ¬иды административно-правовых отношений

¬иды административно-правовых отношений
ѕо управл€ющему воздействию субъекта отношений
ќсновные Ќепосредственно выражают формулу Ђсубъект Ч объектї, в которой про€вл€етс€ властна€ природа государственно-управленческой де€тельности. ќни возникают между вышесто€щими и нижесто€щими исполнительными органами, между руководител€ми и подчиненными и т.д.
Ќе основные —кладываютс€ в рамках управленческих отношений, св€занные с ними, но не имеющие своим назначением управл€ющее воздействие субъекта управлени€ на объект. Ќеосновные отношени€ стро€тс€ по формуле Ђсубъект Ч субъектї (например, два федеральных органа исполнительной власти решают совместно те или иные управленческие проблемы, затрагивающие их де€тельность).
ѕо направлению де€тельности
¬нешние Ќаправлены непосредственно на реализацию функции управлени€ применительно к управл€емым объектам.
¬нутриорганизационные —в€заны с формированием управленческих структур сверху донизу с определением пор€дка взаимодействи€ между исполнительными органами и их подразделени€ми, с распределением об€занностей, прав и ответственности между ними. “акие отношени€ выражают интересы самоорганизации системы исполнительной власти и ее структурных подразделений.
ѕо характеру отношений, возникающих между субъектами административно-правовых отношений7
√оризонтальные8 ¬озникают в ситуаци€х взаимодействи€ властных структур между собой в услови€х, когда между ними отсутствует кака€-либо соподчиненность или подконтрольность.
¬ертикальные ¬озникают в случае, если одна сторона правоотношени€ организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена об€зательность актов управл€ющего субъекта дл€ управл€емых субъектов государственного управлени€ (например, между министерством и подведомственным ему предпри€тием).
—убординационные Ѕазируютс€ на властных правомочи€х одного из субъектов в отношении другого (субординаци€, соподчинение субъектов правоотношени€).
 оординационные »спользуют властные полномочи€ дл€ обеспечени€ эффективной совместной де€тельности нескольких управл€ющих субъектов.
–еординационные ќбеспечивают обратное воздействие управл€емого субъекта на управл€ющий субъект (например, отношени€, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).
ѕо цел€м
–егул€тивные –егулируют нормальные экономические отношени€ и личные неимущественные отношени€. ѕри помощи регул€тивных отношений осуществл€етс€ правомерна€ де€тельность граждан и организаций.
ќхранительные Ќаправлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
ѕо направлени€м де€тельности
  • административно-правовые отношени€ органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнеде€тельности на соответствующей территории;
  • административно-правовые отношени€ исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управлени€, наход€щихс€ в их ведении;
  • административно-правовые отношени€ органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношени€, затрагивающие де€тельность аппарата данного органа и учреждений, предпри€тий, наход€щихс€ в его непосредственном подчинении9.
¬ зависимости от особенностей участников управленческих отношений10
  • между соподчиненными субъектами исполнительных органов, наход€щимис€ на разном организационно-правовом уровне (например, между ѕравительством –‘ и министерством);
  • между несоподчиненными субъектами исполнительных органов, наход€щимис€ на одинаковом организационно-правовом уровне (например, между двум€ министерствами);
  • между субъектами исполнительных органов и наход€щимис€ в их системе государственными учреждени€ми, предпри€ти€ми, организаци€ми;
  • между субъектами исполнительных органов и не наход€щимис€ в их организационном подчинении государственными объединени€ми, предпри€ти€ми и учреждени€ми (например, ћинистерство финансов –‘ может проводить финансовую проверку их де€тельности);
  • возникающие между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и органами местного самоуправлени€, между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и общественными объединени€ми, между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и гражданами.
ѕо организационной направленности11
ќрганизационно-управленческие отношени€ в сфере реализации исполнительной власти ¬озникают в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществлени€ субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов.
¬нутриорганизационные отношени€ во всех сферах государственной де€тельности ќпосредуют внутриаппаратную де€тельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управлени€ во всех сферах государственной де€тельности.
ќбщегосударственные контрольно-организационные отношени€ ¬озникают в процессе и в результате осуществлени€ контрольной общегосударственной де€тельности, т.е. общегосударственного контрол€, который в отличие от обычного функционального контрол€ наделен р€дом особенностей (осуществл€етс€ в масштабах всего государства от имени верховных государственных органов и держит в поле зрени€ де€тельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).
јдминистративно-юстиционные организационно-охранительные отношени€ ¬озникают в процессе и в результате осуществлени€ судебного контрол€ над законностью решений и действий государственной и местной администрации, св€занного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий, судами и судь€ми, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в цел€х защиты и восстановлени€ правопор€дка в сфере управлени€.

1  озлов ё.ћ. определ€ет административно-правовое отношение как Ђурегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных об€занностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормойї. —м.: јдминистративное право: ”чебник / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч ћ., 2002. - —. 80.

2 —огласно монистической концепции объектом правового отношени€ могут выступать только действи€ субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаютс€ регулированию со стороны правовых норм. ¬ то же врем€ в соответствии с плюралистической концепцией объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношени€. ¬тора€ концепци€ считаетс€ более современной и раздел€етс€ большинством специалистов. —м.: “еори€ государства и права:  урс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / ѕод ред. Ќ.». ћатузова и ј.¬. ћалько. Ч ћ., 2001. Ч —. 530.

3 ’алфина P.O. ќбщее учение о правоотношении. Ч ћ., 1974;  озлов ё.ћ. јдминистративные правоотношени€. Ч ћ., 1976.

4 јлександров Ќ.√. ѕраво и законность в период развернутого строительства коммунизма. Ч ћ., 1961; ћанохин ¬.ћ. —оветска€ государственна€ служба. Ч ћ., 1966; ѕетров √.». —оветское административное право. Ч ћ., 1961.

5 Ѕахрах ƒ.Ќ. јдминистративное право –оссии: ”чебник дл€ вузов. Ч ћ., 2000. - —. 48.

6  ак правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, €вл€етс€ издание ненормативного акта управлени€ (приказ о назначении, распор€жение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Ёто наиболее характерный дл€ административного права юридический факт.

7 Ётот же классификационный критерий лежит в основе подразделени€ административных правоотношений на субординационные, координационные и реординационные, получившее широкое распространение в 80-е годы XX в. —м. подробнее:  урашвили Ѕ.ѕ. ќчерк теории государственного управлени€. Ч ћ., 1987; ёсупов ¬.ј. “еори€ административного права. Ч ћ., 1985.

8 ƒ.Ќ. Ѕахрах отмечает, что горизонтальные административные правоотношени€ в 90-х годах XX в. получили широкое распространение, по€вилась нова€ разновидность источников административного права Ч административный договор. —м.: Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз. соч. Ч —. 47.

9 —тартов ё.Ќ.  урс общего административного права. ¬ 3-х т. Ч “. 1: »стори€. Ќаука. ѕредмет. —убъекты. Ч ћ., 2002. Ч —. 415.

10 ƒанные отношени€ не могут возникать между гражданами и общественными объединени€ми.

11  онин Ќ.ћ. –оссийское административное право. ќбща€ часть:  урс лекции. Ц —аратов, 2001. Ц —. 38-52.

[an error occurred while processing this directive]