[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

1. ѕон€тие управлени€: основные черты и признаки

ѕон€тие управлени€: основные черты и признаки
ѕон€тие
”правление Ч это процесс целенаправленного воздействи€ субъекта на объект дл€ перевода последнего в новое состо€ние1.
√осударственное управление Ч это специфический вид государственной де€тельности, отличный от ее иных про€влений, а также от управленческих негосударственных формирований.
ќсновные черты
  • внутренн€€ целостность и неизменное наличие в рамках системы субъекта (управл€ющего элемента) и объекта управлени€ (управл€емых элементов);
  • взаимоотношени€ субъекта и объектов управлени€ основаны на подчинении;
  • может осуществл€тьс€ как путем внутреннего организующего взаимодействи€ элементов системы, т.е. посредством самоуправлени€, так и с использованием механизмов внешнего управлени€;
  • управление имеет функциональную структуру, т.е. характеризуетс€ наличием у субъекта управлени€ определенного набора функций, обеспечивающих достижение целей управленческого воздействи€ на объекты управлени€.
—ущественные признаки управлени€2
ќбратна€ св€зь
’арактеризует управление как €вление, основанное на эффекте обратной св€зи между субъектом и объектом управлени€, т.е. управл€ющий субъект в цел€х организации оптимального управленческого воздействи€ должен получать информацию о результатах действи€ отданных им команд, распор€жений и их соответствии поставленным управленческим цел€м.
»нформационное содержание
—игналы, поступающие из внешней окружающей среды в систему, и наоборот, €вл€ютс€ основой дл€ прин€ти€ управленческих решений. ¬нутренний обмен сигналами внутри системы обеспечивает взаимодействие ее элементов между собой. »нформаци€ воспринимаетс€, накапливаетс€, хранитс€ и перерабатываетс€ внутри системы, составл€€ ее важнейший ресурс Ч информационный.
÷еленаправленность
ѕро€вл€етс€ в том, что без цели управление тер€ет свой смысл. ќценить эффективность или неэффективность управлени€, определить его качественные и количественные показатели невозможно, если управленческий процесс осуществл€етс€ сам из себ€ и ради себ€. ¬се они имеют внутренне присущую им цель Ч гомеостазис, т.е. цель обеспечени€ динамического равновеси€ между системой и внешней средой, сохранение независимости и стабильности системы, осуществление координации действий элементов системы.

2. —оциальное управление: пон€тие, особенности и виды

—оциальное управление: пон€тие, особенности и виды3
ѕон€тие
—оциальное управление Ч это возникающие между людьми, объединенными в социум, властные взаимоотношени€, направленные на корректировку поведени€ управл€емых субъектов (в совокупности представл€ющих собой объект управлени€) управл€ющими субъектами (выступающими в виде органов управлени€).
ќсобенности4
  • есть только там, где про€вл€етс€ совместна€ де€тельность людей, т.е. управление организует людей именно дл€ совместной де€тельности в определенные коллективы;
  • своим главным назначением имеет упор€дочивающее воздействие на участников совместной де€тельности, придающее взаимодействию людей организованность;
  • имеет в качестве главного объекта воздействи€ поведение (действи€) участников совместной де€тельности, т.е. представл€ет собой руководство поведением людей;
  • достигает свои цели в рамках общественных св€зей, €вл€ющихс€ управленческими отношени€ми;
  • базируетс€ на определенной соподчиненности воль людей Ч участников управленческих отношений. ќтсюда Ч властность социального управлени€, означающа€, что субъект управлени€ формирует и реализует Ђгосподствующую волюї, а объект подчин€етс€ ей;
  • нуждаетс€ в особом механизме его реализации, который олицетвор€ют субъекты управлени€. ¬ роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управлени€.
¬иды
√осударственное ¬ыражаетс€ в управлении над субъектами, наход€щимис€ в юрисдикции государства.
 оллективное ¬ыражаетс€ в регулировании на уровне коллектива, которым может выступать коллектив работников предпри€тие, объединение.
—емейное ¬ыступает на уровне отдельной семьи.

3. √осударственное управление и его основные признаки

√осударственное управление и его основные признаки
ѕон€тие
√осударственное управление представл€ет собой властное воздействие на поведение людей, наход€щихс€ в юрисдикции государства, в цел€х воплощени€ основных направлений и целей государственной политики, осуществл€емое в форме исполнительной и распор€дительной де€тельности специально образованных управл€ющих органов государства.
Ўирокий смысл
√осударственное управление Ч это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными дл€ государства способами.
”зкий смысл
√осударственное управление Ч это непосредственное исполнительно-распор€дительное воздействие той части государственного аппарата, котора€ предназначена дл€ непосредственного воплощени€ в жизнь государственного курса, т.е. де€тельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распор€дительными полномочи€ми (например, ѕрезидента –‘, ѕрокуратуры –‘, других властных субъектов).
Ќаучна€ дискусси€ о пон€тии государственного управлени€
√.¬. јтаманчук определ€ет государственное управление как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнеде€тельность людей в цел€х ее упор€дочени€, сохранени€ или преобразовани€, опирающеес€ на его властную силу5.
ё.ј. “ихомиров указывает, что управление государством, государственными делами Ч целенаправленное воздействие государства и его институтов на сферы государственной жизни дл€ изменени€ их в соответствии с цел€ми государственной политики6.
¬.Ќ. √абричидзе и ј.√. „ерн€вский определ€ют государственное управление как осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства управлени€, т.е. исполнительной и распор€дительной де€тельности в сферах и област€х (отрасл€х) экономического и социального развити€ гражданского общества, охраны прав и свобод человека и гражданина, укреплени€ демократического и правового государства7.
ѕризнаки
“ерриториальность
ѕризнак правомерности управленческого воздействи€ на определенную территорию или в св€зи с ней.
ѕрименение принуждени€
¬озможность применени€ принуждени€, в том числе насили€, по отношению к управл€емым объектам.

4. »сполнительна€ власть: пон€тие, признаки. —оотношение исполнительной власти и государственного управлени€

»сполнительна€ власть: пон€тие, признаки. —оотношение исполнительной власти и государственного управлени€
ѕон€тие
»сполнительна€ власть Ч ветвь государственной власти, представленна€ системой органов исполнительной власти, осуществл€ющих государственное управление делами общества, обеспечива€ его поступательное развитие на основе законодательства –оссийской ‘едерации и самосто€тельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распор€дительного характера8. »сполнительна€ власть Ч это административна€ власть в услови€х правового государства, демократически организованного общества9.
ѕризнаки исполнительной власти
  • €вл€етс€ органичной и относительно самосто€тельной ветвью государственной власти;
  • €вл€етс€ проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • ее де€тельность €вл€етс€ исполнительно-распор€дительной и носит посто€нный, непрерывный во времени характер;
  • €вл€етс€ исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
ѕризнаки исполнительной власти, выдел€емые ё.ћ.  озловым10
  • представл€ет собой относительно самосто€тельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти –оссийской ‘едерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветв€ми;
  • самосто€тельна, но только в функционалъно-компетенционном смысле, т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;
  • непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделени€ властей;
  • не может отождествл€тьс€ с видом государственной де€тельности, т.е. исполнительна€ власть не тождественна исполнительной де€тельности;
  • имеет определенное субъектное выражение, т.е. олицетвор€етс€ в де€тельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией;
  • выступает как организованный институт, т.е., с одной стороны, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; при этом механизм должен быть сам необходимым образом организован.
—оотношение исполнительной власти и государственного управлени€
»сполнительна€ власть рассматриваетс€ в тесной взаимосв€зи с пон€тием Ђгосударственное управлениеї, где исполнительна€ власть Ч это возможность и способность оказывать определ€ющее воздействие на поведение, право и возможность подчин€ть себе других, а государственное управление Ч подзаконна€ исполнительна€ де€тельность, осуществл€ема€ в процессе повседневного и непосредственного руководства хоз€йственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. “аким образом, государственное управление по своему назначению не что иное, как государственна€ де€тельность, в рамках которой реализуетс€ исполнительна€ власть11.
“акое12 понимание соотношени€ исполнительной власти как политико-правовой категории и государственного управлени€ как организационно Ц правовой категории возможно в случае, если мы рассматриваем государственное управление в узком смысле. √осударственное управление в широком смысле Ч это организующа€, упор€дочивающа€ де€тельность государства, целенаправленное воздействие органов государства, его учреждений и служащих на различные сферы общества, поведение индивидов и их коллективов; данна€ де€тельность осуществл€етс€ всеми органами государственной власти.

1 “ихомиров ёЋ.  урс административного права и процесса. Ч ћ, 1998. Ч —. 38-39.

2 Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз. соч. Ч —. 1-2.

3 —оциальные системы призваны обеспечивать благополучное сосуществование наибольшего числа членов общества. —обственно, самое страшное социальное €вление из созданных людьми Ч это иерархически сложные системы, утратившие конечную цель своего существовани€, замкнувшиес€ в себе, потер€вшие целевую св€зь с окружающей средой (об этом, кстати, написаны знаменитейшие произведени€ мировой художественной литературы).

4 јдминистративное право: ”чебник / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч ћ., 2002. Ч —. 19-20.

„асть I. ќсновные институты административного права

5 јтаманчук √.¬. √осударственное управление (организационно-функциональные вопросы): ”чебн. пособие. Ч ћ., 2000. Ч —. 253.

6 “ихомиров ёЋ. ”каз. соч. Ч —. 44Ч45.

7 √абричидзе Ѕ.Ќ., „ерн€вский ј. √.  урс административного права –оссийской ‘едерации. ¬ трех част€х: ”чебник дл€ вузов. Ч ћ., 2003. Ч —. 23.

8 »сполнительна€ власть в –оссийской ‘едерации. ѕроблемы развити€. Ч ћ., 1998. -—. 31.

9 Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз соч. Ч —. 8.

10 јдминистративное право: ”чебник / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч ћ., 2002. Ч —. 23-25.

11 јдминистративное право / ѕод ред. ё.ћ.  озлова, Ћ.Ћ. ѕопова. Ч ћ., 2000. - —. 28.

12 „иркин ¬.≈. √осударственное управление. Ч ћ., 2001. Ч —. 12.

[an error occurred while processing this directive]