[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

1. ѕон€тие форм государственного управлени€. ’арактерные черты и виды

ѕон€тие форм государственного управлени€. ’арактерные черты и виды
ѕон€тие
‘орма государственного управлени€ Ч это оформленное поведение властного субъекта административного права, осуществленное им в рамках его компетенции в цел€х реализации функций государственного управлени€.
–азличие в понимании пон€ти€ форм государственного управлени€
ё.Ќ. —тарилов определ€ет: Ђѕравова€ форма управлени€ Ч это внешнее выражение содержани€ управлени€, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами и органами местного самоуправлени€ї1.
ё.ћ.  озлов под формой управлени€ понимает Ђвнешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последстви€2ї.
ƒ.Ќ. Ѕахрах полагает, что формами управленческой де€тельности €вл€ютс€ способы выражени€ ее содержани€, система внутренне взаимосв€занных способов осуществлени€ функций управлени€, определенное внешнее выражение конкретных управленческих действий как части управленческой де€тельности3.
’арактерные черты
  • €вл€ютс€ способом внешнего выражени€ содержани€ де€тельности органов государственного управлени€ (их должностных лиц) и завис€т от этого содержани€;
  • €вл€ютс€ фактически средством решени€ задач и функций субъектов государственного управлени€ в рамках их компетенции;
  • осуществл€ютс€ в рамках, установленных нормативными правовыми нормами;
  • выбор форм управленческой де€тельности определ€етс€ самим субъектом управлени€ и обусловлен спецификой задач и функций, сто€щих перед органом управлени€;
  • влекут за собой определенные юридические последстви€ и не влекут таковых.
¬иды
ѕравовые
ѕон€тие
ѕравова€ форма государственного управлени€ Ч это юридически оформленное де€ние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его представител€ (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последстви€, т.е. обладающее свойствами юридического факта.
ѕризнаки
  • установление в нормативном правовом акте, что подразумевает наличие нормативно-правового регулировани€ содержани€, процедуры осуществлени€, основных юридических последствий применени€ данной формы;
  • государственно-властна€ природа, т.е. осуществление посредством применени€ такой формы государственного управлени€ властных полномочий в отношении объектов государственного управлени€;
  • подзаконность полномочий органов управлени€ и их должностных лиц, что означает соответствие формы государственного управлени€ нормативно установленной компетенции примен€ющего ее органа;
  • исполнительно-распор€дительное действие в качестве содержани€ формы, т.е. форма должна оформл€ть собой действие, совершаемое в интересах осуществлени€ государственного управлени€ (исполнительное и (или) распор€дительное действие).
Ќеправовые
ѕон€тие
Ќеправова€ форма государственного управлени€ Ч это де€тельность, совершаема€ любым из властных субъектов административного права, хот€ и в рамках действующего законодательстве, однако без какого-либо юридического оформлени€, чаще всего в рамках повседневной де€тельности, нос€ща€ внутриорганизационный, вспомогательный характер по отношению к внешней исполнительно-распор€дительной де€тельности органа государственного управлени€.
¬иды
  • организационные действи€, т.е. действи€, св€занные с внутренней организацией процесса государственного управлени€ (например, информирование подведомственных структур об изменени€х в действующем законодательстве, проведение совещаний, семинаров, организаци€ внутриведомственных обследований и проверок, разработка методических рекомендаций);
  • материально-технические меропри€ти€, т.е. действи€ вспомогательного технического персонала властного субъекта административного права (например, экспедици€, транспортное обслуживание, организаци€ использовани€ средств св€зи).

2.  лассификаци€ правовых форм государственного управлени€

 лассификаци€ правовых форм государственного управлени€
 лассификаци€ ё. ћ.  озлова4.
ѕо степени юридического выражени€
ќсновные «аключаютс€ в издании правовых актов уполномоченными на то государственными органами.
Ѕазирующиес€ на основных ¬лекут определенные юридические последстви€ или имеют определенную юридическую направленность (регистрационную, разрешительную, надзорную и т.п.).
ѕо достигаемым результатам
ѕозитивного регулировани€ «аключаютс€ в регулировании общественно Ц экономических отношений, происход€щих в государстве (законы, регулирующие определенные сферы общественноЦэкономических отношений).
–еакции на негативные €влени€ ÷елью €вл€етс€ прекращение или приостановление негативных общественно-правовых €влений (утверждение программ социально-экономического развити€ и т.п.).
ѕо направленности
¬оздействующие на общественные отношени€ в сфере государственного управлени€ ќсновное направление действи€ Ч внешн€€ направленность. –егулирование отношений, возникающих вне сферы государственного управлени€.
¬оздействующие на де€тельность нижесто€щего управленческого аппарата ќсновное направление действи€ Ч внутренн€€ направленность. –егулирование отношений, складывающихс€ внутри сферы государственного управлени€.
ѕо объему
ќбщеоб€зательные ќб€зательны дл€ выполнени€ управл€емыми субъектами по всей сфере государственного управлени€.
јдресованные конкретным объектам –егулируют сферу действи€ конкретных объектов сферы государственного управлени€.
ѕо адресату
¬с€ система исполнительной власти ќхватывают отношени€, складывающиес€ по всей системе исполнительной власти.
 онкретные работы исполнительного органа Ќаправлены на регулирование определенной де€тельности исполнительного органа власти.
ѕо характеру
ѕроцедурные ќпределены полномочи€ми конкретного органа государственной власти.
ѕроцессуальные ќпределены особым об€зательным пор€дком решени€ определенных ситуаций.
ѕо субъектному выражению
ќдносторонние –егулируют отношени€ конкретного субъекта.
ћногосторонние —ложный субъектный состав, в котором субъекты имеют многосторонний характер.
ѕо инициативности
ѕо собственной инициативе —убъект отношений собственной инициативой регулирует образование отношений.
ѕо инициативе других участников ƒействи€ субъекта отношений определ€ют волевые действи€ других субъектов отношений.
ѕо услови€м применени€
Ќормальна€ общественна€ жизнь –егулирование общественных отношений в стандартных ситуации.
„резвычайна€ ситуаци€ ѕродиктовано сложившийс€ ситуацией, необходимо введение в действие специальных форм правового регулировани€.
ѕо объекту управл€емого воздействи€
«аконодательные органы ѕродиктовано особенност€ми нормативного регулировани€ законодательных органов.
—удебные органы ќсновой выступают процессуальные формы государственного регулировани€.
ѕо юридическому содержанию
ѕредписывающие ќпредел€ют пор€док де€тельности управл€емого субъекта.
«апрещающие ќпредел€ют действи€, выполнение которых недозволительно.
ƒозволительные ѕредоставл€ют управл€емому субъекту возможность действовать по своему усмотрению.
 лассификаци€ ј. ѕ.  оренева5
ѕо содержанию
ѕравотворческие –егулируют процесс прин€ти€ правовых актов.
ѕравоприменительные ќсуществл€ют контроль за применением правовых актов.
ѕо направленности

¬нутренние

–егулируют внутренние отношени€, возникающие в сфере административных отношений.

¬нешние

¬заимодействуют со схожими отрасл€ми права, регулиру€ правоотношени€, возникающие при взаимодействии.
ѕо способу выражени€
—ловесные »меют устное выражение.
 онклюдентные ¬ыражены в определенных действи€х уполномоченных на то государственных лиц (жест государственного инспектора по безопасности дорожного движени€).
 лассификаци€ ƒ. Ќ. Ѕахрах6
ѕо юридическим действи€м
ѕрин€тие правовых актов ѕолномочи€ прин€ти€ актов, регулирующих общественные отношени€.
«аключение договоров –егулирование общественных отношений в пор€дке свободного волеизъ€влени€.

3. ѕравовые акты управлени€: пон€тие, юридическое значение и признаки

ѕравовые акты управлени€: пон€тие, юридическое значение и признаки
ѕон€тие
ѕравовой акт управлени€ Ч это управленческий документ, содержащий властное волеизъ€вление уполномоченного субъекта государственного управлени€ в виде нормативного или индивидуального предписани€, осуществленное в рамках его компетенции и дл€ целей решени€ задач управленческой де€тельности, прин€тие которого влечет определенные юридические последстви€.
ѕризнаки правового акта управлени€7
  • имеет юридическую форму управленческого решени€, посредством которой реализуютс€ задачи и функции государственного управлени€;
  • издаетс€ полномочным субъектом государственного управлени€ в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
  • носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властна€ природа государственно-управленческой де€тельности;
  • имеет одностороннее волеизъ€вление субъекта государственного управлени€;
  • императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно об€зательное дл€ адресата;
  • служит юридическим фактом либо предпосылкой дл€ возникновени€ юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управлени€;
  • подзаконен, т.е. издаетс€ исключительно в соответствии и во исполнение  онституции –‘ и действующих законов;
  • занимает определенное место в иерархической системе актов управлени€, что подразумевает его соответствие актам вышесто€щих звеньев системы исполнительной власти;
  • представл€ет собой юридическую разновидность служебных документов, посто€нно используемых в процессе де€тельности исполнительных органов (должностных лиц);
  • характеризуетс€ определенной процедурой прин€ти€ (подготовки проекта, обсуждени€, визировани€, правовой экспертизы, согласовани€, утверждени€ и т.д.);
  • может быть обжалован в вышесто€щий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);
  • обеспечен силой государственного принуждени€, несоблюдение установленных актом государственного управлени€ предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий дл€ нарушител€.
ёридическое содержание
  • €вл€етс€ служебным документом; акт государственного управлени€ отличаетс€ от всех прочих документов такого рода своим юридическим содержанием;
  • акт государственного управлени€ отличен от юридически значимых документов, выдаваемых органами государственного управлени€ и другими субъектами административного права и служащих подтверждением определенного юридического факта (например, диплом о присвоении квалификации, протокол о правонарушении);
  • ‘акты государственного управлени€ (как и смешанные) в насто€щее врем€ могут приниматьс€ ограниченным кругом субъектов управлени€.   ним относ€тс€: ѕрезидент –‘, ѕравительство –‘, федеральные министерства, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов ‘едерации;
  • правовой акт управлени€ может осуществл€тьс€ и в виде жеста регулировщика8;
  • совершаетс€ в разнообразнейших формах, в том числе в форме прин€ти€, издани€ акта государственного управлени€, т.е. надлежащим образом оформленного документа, содержащего властное предписание;
  • управленческое решение в акте государственного управлени€ может быть выражено как в форме правила поведени€ (и тогда мы имеем дело с нормативным актом), так и в форме распор€жени€, предписани€, запрета и т.п. управленческого решени€, относ€щегос€ к конкретному практическому случаю, определенной управленческой ситуации;
  • издаетс€ в рамках компетенции издающего его субъекта государственного управлени€ и призван повлечь за собой вполне определенные юридические последстви€.

4. ¬иды правовых актов управлени€

¬иды правовых актов управлени€
ѕо юридическим свойствам
Ќормативные »здаютс€ с целью регулировани€ однотипных управленческих общественных отношений, рассчитаны на длительное и многократное применение и не имеют конкретного адресата (например, ¬одным кодексом –‘ предусматриваетс€, что ѕравительство –‘ устанавливает пор€док разработки, согласовани€, государственной экспертизы, утверждени€ и реализации схем комплексного использовани€ и охраны водных ресурсов), регламентируют различного рода социально-экономические программы (например, программы приватизации).
»ндивидуальные –ассчитаны на разовое их применение к одному конкретному случаю (например, индивидуальным актом €вл€етс€ постановление судьи о наложении административного взыскани€ на конкретное лицо, акт о назначении на должность или об освобождении от должности). »ндивидуальные акты по своему юридическому содержанию €вл€ютс€ распор€дительными правовыми актами.
—мешанные —очетают нормы нормативного и индивидуального характера (например, решение об образовании органа исполнительной власти, в котором одновременно устанавливаетс€ организационно-правовой статус этого органа и назначаетс€ его руководитель).
ѕо действию на территории
Ќа всей территории –оссийской ‘едерации Ёто относитс€ к указам и распор€жени€м ѕрезидента –‘, постановлени€м и распор€жени€м ѕравительства –‘.
Ќа территории отдельных субъектов –аспростран€ют свою юридическую силу на определенной территории в пределах –оссийской ‘едерации (например, постановлени€ администрации кра€, области).
Ќа территории нескольких государств ¬ соответствии с двухсторонними и многосторонними соглашени€ми, заключаемыми суверенными государствами Ч участниками —одружества Ќезависимых √осударств, а также за пределами –оссийской ‘едерации (например, это нормы, регламентирующие де€тельность различных организаций, наход€щихс€ в зарубежных странах).
ѕо действию во времени
ќграниченные сроком действи€ ”станавливаетс€ определенный срок действи€ нормы, либо она действует до прекращени€ событий, которыми была вызвана необходимость прин€ти€ данной нормы.
Ќе ограниченные сроком действи€ Ќе имеют определенного срока действи€, т.е. действуют до того момента, когда другим правовым актом будут отменены.
ѕо наименованию в зависимости от прин€вшего его органа9
”казы и распор€жени€ ѕрезидента –‘ –аспростран€ют свое действие в соответствии с полномочи€ми ѕрезидента –‘ и законодательством –оссийской ‘едерации, оформл€ют также решени€ о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми он руководит, и многое другое.
ѕостановлени€ и распор€жени€ ѕравительства –‘ –егулируют общественные отношени€ в пределах юридической силы.
ѕостановлени€, издающиес€ федеральными органами исполнительной власти ѕостановлени€, приказы, распор€жени€, правила, инструкции и положени€, имеющие об€зательную силу дл€ всех подразделений соответствующей системы.
–аспор€жени€ высшего должностного лица субъекта ‘едерации –егулируют отношени€, возникающие в пределах его компетенции и регулирующие общественные отношени€ в пределах территории субъекта ‘едерации.
ѕо способу охраны от нарушений10
јдминистративной ответственности Ќазначают меры наказани€, предусмотренные за конкретные составы административных правонарушений.
ƒисциплинарной ответственности ќпредел€ют меры наказани€ за определенный дисциплинарный проступок.
¬ зависимости от пор€дка прин€ти€11
≈диноличные ѕринимаютс€ в единоличном пор€дке.
 оллегиальные ѕринимаютс€ простым или квалифицированным большинством в соответствии с нормами, регулирующими эти юридические отношени€.
ѕо характеру компетенции12
јкты надотраслевого общего управлени€ –аспростран€ютс€ на отношени€, возникающие во всех отрасл€х общественных отношений.
јкты отраслевого управлени€ –егулируют отношени€, складывающиес€ в определенной отрасли общественных отношений.
јкты межотраслевого управлени€ –егулируют отношени€, складывающиес€ в нескольких смежных отрасл€х общественных отношений.

—хема 4. ¬иды правовых актов управлени€

5. “ребовани€, предъ€вл€емые к правовым актам управлени€

“ребовани€, предъ€вл€емые к правовым актам управлени€
“ребовани€ к законности правовых актов управлени€
ѕрежде всего акт государственного управлени€ должен соответствовать нормам  онституции –‘ и федеральных законов. ƒл€ актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. јкты государственного управлени€, издаваемые в субъектах ‘едерации, помимо этого должны соответствовать актам ѕрезидента, ѕравительства –‘, а также нормам регионального законодательства. јкт государственного управлени€ должен быть прин€т с учетом существующего предмета ведени€ и полномочий между органами государственной власти –оссийской ‘едерации и субъектов ‘едерации. јкт государственного управлени€ должен быть прин€т в рамках компетенции издающего органа государственного управлени€ и соответствовать актам вышесто€щих органов государственного управлени€. јкт государственного управлени€ должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, пор€док исполнени€ решени€, предусматривать возможные последстви€ введени€ акта и т.п., а также приниматьс€ в св€зи с определенными обсто€тельствами, €вл€ющимис€ достаточным основанием дл€ издани€ акта государственного управлени€.
“ребовани€ к подготовке, изданию и действию правовых актов управлени€
“ребовани€ к подготовке актов государственного управлени€ разрозненны и неоднозначны. Ќа каждом уровне государственного управлени€ существуют собственные правила создани€ актов управлени€. Ќа федеральном уровне упор€дочено прин€тие в основном нормативных актов управлени€, однако есть нормы, посв€щенные и индивидуальным актам.
“ребовани€ к действию актов государственного управлени€ во времени и пространстве св€заны прежде всего со вступлением актов в законную силу. —тать€ 15  онституции –‘ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и об€занности человека и гражданина, не могут примен€тьс€, если они не опубликованы официально дл€ всеобщего сведени€.
“ребовани€ к содержанию и форме нормативно-правовых актов управлени€
—труктура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулировани€. «начительные по объему нормативные правовые акты могут делитьс€ на главы, которые нумеруютс€ римскими цифрами и имеют заголовки. ѕри необходимости дл€ полноты изложени€ вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводитьс€ отдельные положени€ законодательных актов –оссийской ‘едерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликовани€.
ѕодписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
  • наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;
  • наименование вида акта и его название;
  • дата подписани€ (утверждени€) акта и его номер;
  • наименование должности и фамили€ лица, подписавшего акт.
Ќормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату, а также отвечать требовани€м юридической техники.
ќтмена актов государственного управлени€
ќсновани€ дл€ отмены акта государственного управлени€
  • несоответствие содержани€ акта действующему законодательству либо актам вышесто€щих должностных лиц (органов);
  • несоблюдение установленных требований к пор€дку прин€ти€ и вступлени€ в силу актов (например, отказ в государственной регистрации);
  • нецелесообразность правового акта государственного управлени€.
–ешение об отмене акта государственного управлени€ принимаетс€
  • по инициативе самого органа, издавшего акт государственного управлени€;
  • по инициативе вышесто€щего органа государственного управлени€ или должностного лица;
  • в результате опротестовани€, т.е. по инициативе органов прокуратуры, действующих на основании положений «акона –‘ от 17 €нвар€ 1992 г. є 2202-1 Ђќ прокуратуре –оссийской ‘едерацииї;
  • в результате обжаловани€, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решени€ органов государственной власти и должностных лиц предоставлено ст. 46  онституции –‘, либо по инициативе других субъектов административного права, наделенных соответствующими полномочи€ми по обжалованию актов государственного управлени€.

6. ѕроцедура прин€ти€ правовых актов ѕравительства –‘ и федеральных органов исполнительной власти

ѕроцедура прин€ти€ правовых актов ѕравительства –‘ и федеральных органов исполнительной власти
ѕрин€тие правовых актов ѕравительства –‘13
¬ соответствии со ст. 23 ‘едерального конституционного закона от 17 декабр€ 1997 г. є 3-‘ « Ђќ ѕравительстве –оссийской ‘едерацииї (с изм. и доп.) пор€док прин€ти€ актов ѕравительства –‘ устанавливаетс€ им самим в соответствии с  онституцией –‘, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами ѕрезидента –‘.
ѕодготовка к рассмотрению
ѕроекты постановлений и распор€жений ѕравительства –‘ могут вноситьс€ членами ѕравительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти.
ѕроекты правовых актов подлежат об€зательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти и с другими государственными органами и организаци€ми.
–ассмотрение правовых актов по предметам совместного ведени€
ѕодготовка к рассмотрению внесенных в ѕравительство –‘ проектов постановлений и распор€жений ѕравительства –‘ и иных актов, требующих его решени€, осуществл€етс€ јппаратом ѕравительства –‘. ¬ течение мес€ца ѕравительство –‘ рассматривает внесенные в установленном пор€дке предложени€ законодательных (представительных) органов или органов исполнительной власти субъектов ‘едерации по предметам ведени€ –оссийской ‘едерации и по предметам совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и ее субъектов и информирует указанные органы о результатах рассмотрени€.
ѕроекты нормативных правовых актов по предметам совместного ведени€, подготовленных ѕравительством –‘, направл€ютс€ им в органы государственной власти субъектов ‘едерации, подлежат предварительной юридической экспертизе, результаты которой оформл€ютс€ в виде по€снительной записки.
ѕрин€тие правовых актов федеральных органов исполнительной власти
ѕроцедура подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти урегулирована постановлением ѕравительства –‘ от 13 августа 1997 г. є 1009 Ђќб утверждении ѕравил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрацииї.
ѕодготовка проекта правового акта
ѕроект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование €вл€етс€ об€зательным в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации, а также если в нормативном правовом акте содержатс€ положени€, нормы и поручени€, касающиес€ других министерств и ведомств. —огласование нормативного правового акта оформл€етс€ визами. ѕодготовка проекта нормативного правового акта возлагаетс€ на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. ѕри этом определ€ютс€ круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости Ч организации, привлекаемые к этой работе.
—рок подготовки проекта и издани€ нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распор€жений ѕрезидента –‘, постановлений и распор€жений ѕравительства –‘, как правило, не должен превышать мес€ца, если не установлен другой срок.
”тверждение проекта правового акта
ѕодготовленный проект нормативного правового акта до его подписани€ (утверждени€) должен быть проверен на соответствие законодательству –оссийской ‘едерации, а также правилам русского €зыка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Ќормативные правовые акты подписываютс€ (утверждаютс€) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполн€ющим его об€занности. ќтдельные нормативные правовые акты могут подписыватьс€ (утверждатьс€) первыми заместител€ми (заместител€ми) руководител€ федерального органа исполнительной власти, на которых в установленном пор€дке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.
√осударственна€ регистраци€
√осударственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и об€занности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер независимо от срока их действи€, в том числе акты, содержащие сведени€, составл€ющие государственную тайну, или сведени€ конфиденциального характера.
—одержание
  • юридическа€ экспертиза соответстви€ акта законодательству –оссийской ‘едерации;
  • прин€тие решени€ о необходимости государственной регистрации данного акта;
  • присвоение регистрационного номера;
  • занесение в √осударственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
—роки ѕодлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее дес€ти дней со дн€ их подписани€ (утверждени€) представл€ютс€ в орган юстиции в шести экземпл€рах. √осударственна€ регистраци€ нормативных правовых актов производитс€ в срок до п€тнадцати дней с даты получени€ акта. ¬ случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на дес€ть дней, а в исключительных случа€х Ч до одного мес€ца.

7. ƒействие правовых актов управлени€

ƒействие правовых актов управлени€
ѕон€тие
ƒействие актов управлени€ Ч это правовой режим их практического применени€: они начинают устанавливать, измен€ть или прекращать правоотношени€; примен€ютс€ при разрешении споров и иных индивидуальных дел в управлении; на них ссылаютс€ при рассмотрении различных дел; они используютс€ в качестве юридических документов и доказательств в государственных органах (например, в судах, органах административной юрисдикции).
¬ступление правовых актов управлени€ в силу
”казы и распор€жени€ ѕрезидента –‘, постановлени€ и распор€жени€ ѕравительства –‘ подлежат об€зательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведени€, составл€ющие государственную тайну, или сведени€ конфиденциального характера. јкты ѕрезидента и ѕравительства –‘ подлежат официальному опубликованию в Ђ–оссийской газетеї и Ђ—обрании законодательства –оссийской ‘едерацииї в течение дес€ти дней после дн€ их подписани€. јкты ѕрезидента –‘, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории –оссийской ‘едерации по истечении семи дней после дн€ их первого официального опубликовани€. »ные акты ѕрезидента –‘, в том числе акты, содержащие сведени€, составл€ющие государственную тайну, или сведени€ конфиденциального характера, вступают в силу со дн€ их подписани€.
јкты ѕравительства –‘, затрагивающие права, свободы и об€занности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории –оссийской ‘едерации по истечении семи дней после дн€ их первого официального опубликовани€. »ные акты ѕравительства –‘ Ч со дн€ их подписани€.
ƒействие правовых актов управлени€ во времени и пространстве
ƒействие правовых актов управлени€ может быть ограничено во времени пр€мым указанием на срок действи€ акта либо указанием на событие, с наступлением которого акт утратит силу. ќднако, как правило, нормативные правовые акты государственного управлени€ действуют бессрочно, со временем смен€€сь новыми документами по регулируемым ими вопросам. ƒействие правовых актов управлени€ в пространстве обусловлено территориальными границами компетенции издающего их органа и правилами разграничени€ предметов ведени€ и полномочий, которые действуют в отношени€х между органами государственного управлени€ различного уровн€.
ѕризнание недействительным правового акта управлени€
ѕон€тие Ќедействительными, ничтожными считаютс€ неправомерные акты, юридическа€ несосто€тельность которых настолько очевидна, что они не могут подлежать исполнению и должны быть отменены в установленном пор€дке.
ѕоследстви€ признани€ правового акта управлени€ недействительным ѕосле отмены правового акта управлени€ он признаетс€ утратившим юридическую силу (примером ничтожных актов €вл€етс€ прин€тие правового акта исполнительным органом (должностным лицом) с нарушением предоставленной ему компетенции).
ѕризнание оспоримым правового акта управлени€
ѕон€тие ќспоримыми признаютс€ акты, которые хот€ и порождают юридические последстви€, но правомерность их ставитс€ под сомнение и вопрос о законности акта разрешаетс€ соответствующим органом по жалобе или протесту организации, должностных лиц и граждан.
ќсобенности  онституцией –‘ закреплено право граждан обжаловать в суд решени€ исполнительного органа (должностного лица). — отменой правового акта должны восстанавливатьс€ нарушенные права граждан, организаций, аннулироватьс€ последстви€, наступившие в результате его применени€. ѕостановлени€ и распор€жени€ ѕравительства –‘ в случае их противоречи€  онституции –‘, федеральным законам и указам ѕрезидента –‘ могут быть отменены ѕрезидентом –‘ (ст. 115  онституции –‘).
ѕриостановление действи€ или исполнени€ правового акта управлени€
ѕри приостановлении действи€ или исполнени€ правовой акт не утрачивает юридическую силу, а лишь временно прекращаетс€ свое действие или исполнение до рассмотрени€ его законности соответствующими органами и прин€ти€ по нему решени€ либо об утрате юридической силы, либо продолжении действи€ полностью или частично.
ѕрезидент –‘ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов ‘едерации в случае их противоречи€  онституции –‘ и федеральным законам.
ѕравительство –‘ вносит предложени€ ѕрезиденту –‘ о приостановлении действи€ актов органов исполнительной власти субъектов ‘едерации в случае их противоречи€  онституции –‘, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным об€зательствам –оссийской ‘едерации или нарушени€ прав и свобод человека и гражданина.
¬ случае принесени€ протеста прокурора на постановление о наложении административного взыскани€ приостанавливаетс€ исполнение решени€ соответствующего органа до рассмотрени€ протеста.

8. јдминистративный договор

јдминистративный договор
ѕон€тие
јдминистративный договор Ч это соглашение двух формально юридически равных властных субъектов государственного управлени€, касающийс€ вопросов организации управленческого процесса, в том числе вопросов разграничени€ предметов ведени€ и полномочий между органами исполнительной власти –оссийской ‘едерации и ее субъектов, а также вопросов передачи осуществлени€ части государственно-властных полномочий от одного субъекта управлени€ другому.
¬иды14
  • договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведени€);
  • договоры в сфере управлени€ государственной собственностью;
  • договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве Ђгосударственными контрактамиї);
  • контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб;
  • финансовые и налоговые соглашени€;
  • договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
  • различного рода концессии и инвестиционные соглашени€.
ё.ћ.  озлов выдел€ет следующие виды административно-правовых договоров15
  • договоры (соглашени€) смешанного типа, в рамках которых административно-правовые элементы про€вл€ютс€ нар€ду с юридическими инструментами, используемыми и другими отрасл€ми российского права;
  • договоры (соглашени€) исполнительных органов с негосударственными субъектами по поводу реализации их субъективных прав (например, контракты по поводу службы);
  • договоры (соглашени€) между различными субъектами исполнительной власти по поводу объема полномочий по ее практической реализации, т.е. собственно административно-правовые соглашени€, которые не порождают конкретных правоотношений.
ќсобенности
ќбе стороны договора выступают в интересах государственного управлени€, €вл€€сь властными субъектами административного права и выступа€ именно в этом качестве.
¬заимоотношени€ сторон административно-правового договора регулируютс€ исключительно нормами административного права.

1 —тарилов ё.Ќ.  урс общего административного права. ¬ 3-х т. “. II: √осударственна€ служба. ”правленческие действи€. ѕравовые акты управлени€. јдминистративна€ юстици€. Ч ћ., 2002. Ч —. 212.

2 јдминистративное право / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч —. 247.

3 Ѕахрах ƒ.Ќ., ’азанов —.ƒ. ‘ормы и методы де€тельности государственной администрации: ”чебн. пособие. Ч ≈катеринбург, 1999. Ч —. 3Ч4.

4 јдминистративное право / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч —. 251Ч252.

5  оренев ј.ѕ. јдминистративное право –оссии: ”чебник: ¬ 3-х ч. Ч ћ., 1996. - —. 156.

6 Ѕахрах ƒ.Ќ. јдминистративное право –оссии. Ч —. 269.

7 јдминистративное право / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч —. 254.

8 —тарилов ё.Ќ. ”каз. соч. Ч —. 343Ч344. јналогичного мнени€ придерживаетс€ и ƒ.Ќ. Ѕахрах. —м.: Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз. соч. Ч —. 278.

9 јдминистративное право / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч —. 259Ч260.

10 јдминистративное право / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч —. 260Ч261.

11 Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз. соч. - —. 278-279.

12  онин Ќ.ћ. –оссийское административное право. ќбща€ часть:  урс лекций. Ч —аратов, 2001. Ч —. 265.

13 ѕроцедура прин€ти€ правовых актов ѕравительства –‘ определ€етс€ в соответствии с –егламентом ѕравительства –‘, утвержденным постановлением ѕравительства –‘ от 1 июн€ 2004 г. є 260.

14 Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз. соч. Ч —. 341. јналогичного мнени€ придерживаетс€ и ё.Ќ. —тарилов. —м.: —тартов ё.ѕ. ”каз. соч. Ч —. 450Ч465.

15 јдминистративное право / ѕод ред. Ћ.Ћ. ѕопова. Ч —. 272Ч213.

[an error occurred while processing this directive]