В начало
Предисловие
ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА
И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА,
ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО
И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
1. Организационно-правовые основы управления в экономической сфере
Организационно-правовые основы управления в экономической сфере |
Объекты управления экономической сферой |
- финансы и налоги;
- промышленность и энергетика;
- транспорт, пути сообщения;
- окружающая природная среда и природные ресурсы;
- агропромышленный комплекс;
- информационные технологии и связь;
- торговля.
|
Основы управления экономической сферой |
Управление экономической сферой осуществляется федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
в субъектах Федерации на основе правового разграничения предметов
ведения и полномочий между ними. |
Проведение единой государственной политики в Российской Федерации
в данной сфере осуществляется Правительством РФ. |
Правовой основой полномочий Правительства РФ являются Конституция
РФ, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации», Налоговый, Бюджетный, Лесной,
Водный, Таможенный кодексы РФ и другие федеральные законы, регулирующие
отношения в сфере экономики. |
Правительство РФ |
Направления деятельности |
- организует разработку концепций развития приоритетных отраслей
экономики;
- утверждает федеральные целевые программы;
- обеспечивает единство экономического пространства и свободу
экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств;
- управляет федеральной собственностью;
- осуществляет государственную структурную и инвестиционную
политику;
- решает вопросы развития приоритетных отраслей экономики;
- разрабатывает и реализует государственную политику в сфере
экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества,
руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях России
с иностранными государствами.
|
В области федерального имущества и предпринимательской деятельности |
Определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности,
сертификации и стандартизации отдельных видов продукции, государственной
регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок
с ним. |
В области окружающей среды и экологической безопасности |
Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую
среду, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения. Организует деятельность по охране и рациональному использованию
природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию
минерально-сырьевой базы Российской Федерации. |
Федеральные органы исполнительной власти, действующие в экономической
сфере |
Министерство экономического развития и торговли РФ; |
Министерство финансов РФ; |
Министерство промышленности и энергетики РФ; |
Министерство сельского хозяйства РФ; |
Министерство природных ресурсов РФ; |
Министерство транспорта РФ; |
Министерство информационных технологий и связи РФ; |
Федеральная служба по тарифам; |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды; |
Федеральное космическое агентство; |
Федеральное агентство по атомной энергии. |
Управление экономической сферой органами власти субъектов Федерации
и органами местного самоуправления |
Многие вопросы в экономической сфере осуществляются федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Федерации (по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Федерации), например, использование водных
биологических ресурсов, сохранение и воспроизводство плодородия
земель, рациональное использование природных ресурсов, в том числе
сельскохозяйственных угодий. |
Взаимоотношения органов власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления строятся не в форме жесткой централизации
и отношениях по принципу «власть — подчинение», а на основе координации,
договорных отношений между ними, выполнения совместных программ
и т.д. |
2. Органы управления экономическим развитием
Органы управления экономическим развитием |
Министерство экономического развития и торговли
РФ1 |
Сферы деятельности |
- внешнеэкономическая деятельность;
- торговля;
- таможенное дело;
- управление федеральным имуществом;
- вопросы, касающиеся несостоятельности (банкротства) организаций;
- управление государственным материальным резервом, кадастр
объектов недвижимости, предпринимательство;
- малый бизнес.
|
Основные задачи |
- координация и контроль деятельности находящихся в его ведении
федеральной службы и федеральных агентств;
- координация деятельности Российского фонда федерального
имущества;
- руководство деятельностью представительств Российской Федерации
по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах,
а также совместно с Министерством иностранных дел РФ деятельностью
торгово-экономических отделов посольств Российской Федерации;
- правовое регулирование в соответствии с установленной компетенцией.
|
Важнейшая задача |
Разработка и представление в Правительство РФ проектов федеральных
конституционных законов, федеральных законов и актов Президента
и Правительства РФ по вопросам: |
- анализа и прогнозирования социально-экономического развития,
сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам
и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам национальной
экономики;
- мониторинга социально-экономических процессов в Российской
Федерации;
- торгово-экономических отношений с иностранными государствами;
- торгово-экономических отношений и экономической интеграции
Российской Федерации с государствами — участниками СНГ;
- экономических основ формирования Союзного государства;
- формирования единого экономического пространства;
- внутренней торговли;
- развития электронной торговли.
|
Федеральная таможенная служба2 |
Понятие |
Федеральная таможенная служба — это федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю
и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного
контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями
и административными правонарушениями, осуществляющий свою деятельность
как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
|
Полномочия |
- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных
и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль над правильностью
исчисления и своевременностью уплаты указанных пошлин, налогов
и сборов и принятие мер по их принудительному взысканию;
- обеспечение соблюдения внешнеторговой деятельности, запретов
и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации;
- обеспечение единообразного применения таможенными органами
таможенного законодательства Российской Федерации;
- осуществление таможенного оформления и таможенный контроль;
- принятие решений о классификации товаров в соответствии
с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и
обеспечение опубликования таких решений;
- обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной
собственности;
- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области
таможенного дела, реестров банков и иных кредитных организаций,
обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных
платежей, а также ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной
собственности;
- аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по
таможенному оформлению;
- осуществление производства по делам об административных
правонарушениях и рассмотрение таких дел.
|
Федеральное агентство по государственным резервам3 |
Понятие |
Федеральное агентство по государственным резервам
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.
|
Направление деятельности |
Организует формирование, размещение, хранение и
контроль над наличием материальных ценностей государственного материального
резерва и др. |
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости4 |
Понятие |
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных
услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства,
инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной
кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель,
а также по государственному земельному контролю. |
Полномочия |
- создание автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов градостроительной
деятельности;
- проведение территориального землеустройства в соответствии
с решениями органов государственной власти, а также территориального
землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
- подготовка землеустроительных материалов для установления
государственной границы Российской Федерации, границ субъектов
Федерации и муниципальных образований;
- осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной
деятельности.
|
Осуществляет |
- государственную кадастровую оценку земель и представление
ее результатов в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- ведение государственного земельного кадастра, государственного
градостроительного кадастра и государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства;
- государственный мониторинг земель в Российской Федерации
в том числе с использованием автоматизированной информационной
системы;
- создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости;
- утверждение заключений экспертных комиссий при проведении
экспертизы землеустроительной документации;
- государственный земельный контроль
|
Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом5 |
Понятие |
Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том
числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных
услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.
|
Основные функции |
- проведение единой государственной политики в области имущественных
и земельных отношений;
- осуществление полномочий собственника в отношении имущества
федеральных государственных унитарных предприятий и государственных
учреждений (за исключением полномочий собственника, которые
в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют
I иные федеральные агентства);
- осуществление полномочий в отношении акций (долей) акционерных
(хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну
Российской Федерации;
- осуществление полномочий по изъятию у учреждений и казенных
предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не
по назначению федерального недвижимого имущества.
|
Вопросы, входящие в компетенцию |
- передача федерального имущества физическим и юридическим
лицам;
- приватизация федерального имущества, а также разграничение
государственной собственности, в том числе на землю, на собственность
Российской Федерации, собственность субъектов Федерации и собственность
муниципальных образований;
- осуществление полномочия собственника имущества должника
— федерального государственного унитарного предприятия при проведении
процедур банкротства.
|
Федеральная служба государственной статистики6 |
Понятие |
Федеральная служба государственной статистики
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по формированию официальной статистической информации о
социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении
страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной
статистической деятельности на территории Российской Федерации.
|
Основные функции |
- представление статистической информации Президенту, Правительству,
Федеральному Собранию РФ, органам государственной власти, средствам
массовой информации, организациям и гражданам, а также международным
организациям;
- разработка и совершенствование научно обоснованной официальной
статистической методологии для проведения статистических наблюдений
и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия
указанной методологии международным стандартам;
- разработка и совершенствование системы статистических показателей,
характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
- сбор статистической отчетности и формирование на ее основе
официальной статистической информации;
- контроль над выполнением организациями и гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, законодательства Российской Федерации в области государственной
статистики;
- развитие информационной системы государственной статистики,
обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными
информационными системами;
- обеспечение хранения государственных информационных ресурсов
и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне
статистической информации.
|
Федеральная служба по тарифам7 |
Понятие |
Федеральная служба по тарифам является федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое
регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов)
на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской
Федерации и контроль над их применением, за исключением регулирования
цен и тарифов, относящихся к полномочиям других федеральных органов
исполнительной власти. |
Полномочия |
Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ и другие
документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана
работы и прогнозные показатели ее деятельности. |
Принимает нормативные акты и методические указания |
- по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных
уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и размера
платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической
(тепловой) энергии (мощности), с использованием установленных
методов регулирования;
- по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства
(потребления) электрической энергии от объемов их планового
почасового производства (потребления) с использованием повышающих
(понижающих) коэффициентов;
- по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку
газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера
специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа;
- по вопросам государственного регулирования тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки.
|
Федеральная антимонопольная служба8 |
Понятие |
Федеральная антимонопольная служба является
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору
над соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных
рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности
субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством
полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных
законодательством полномочий антимонопольного органа). |
Полномочия |
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного
плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
- самостоятельно принимает следующие нормативные правовые
акты:
а) порядок определения доминирующего положения финансовых организаций
на рынке банковских услуг; |
б) порядок определения доминирующего положения финансовой
организации по управлению ценными бумагами; |
в) порядок определения доминирующего положения лизинговых
организаций на рынке лизинговых услуг; |
г) порядок определения доминирующего положения участников
рынка страховых услуг; |
д) порядок определения доминирующего положения негосударственных
пенсионных фондов. |
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими
зонами9 |
Основные функции |
- оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных
функции в сфере управления особыми экономическими зонами;
- контроль над выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной
или технико-внедренческой деятельности-
- управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- отбор заявок на создание особых экономических зон; организация
ведения банка данных земельных участков, отведенных для создания
особых экономических зон, и объектов недвижимости, находящихся
на территории особых экономических зон.
|
Основные права |
- управлять и распоряжаться объектами недвижимости, расположенными
на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной
и (или) муниципальной собственности, в порядке установленном
соглашением о создании особой экономической зоны;
- управлять и распоряжаться земельными участками в пределах
территории особой экономической зоны на основании соглашения
о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- осуществлять мониторинг реализации соглашений о создании
особых экономических зон, регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в качестве резидентов особой экономической
зоны
|
3. Органы управления в области бюджета, финансов и налогов
Органы управления в области бюджета, финансов и
налогов |
Министерство финансов РФ10 |
Понятие |
Министерство финансов РФ является федеральным
органом исполнительной власти по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных
камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров
и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей,
производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового
обеспечения государственной службы, противодействия легализации
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
|
Основные полномочия |
- организация исполнения федерального бюджета;
- государственное регулирование аудиторской деятельности;
- государственный контроль за качеством сортировки и оценки
драгоценных камней;
- представление в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации
федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся
в его ведении или подведомственных ему федеральных служб;
- координация и контроль деятельности находящихся в его ведении
федеральных служб, а также контроль за исполнением Федеральной
таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления
и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости
товаров и транспортных средств.
|
Устанавливает |
- порядок формирования отчетности об исполнении федерального
бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного
бюджета Российской Федерации;
- порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
- формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок
заполнения налоговых деклараций;
- формы таможенного приходного ордера, на основании которого
производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами
при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
нужд при декларировании товаров;
- акты, определяющие случаи, когда уплата таможенных платежей
может обеспечиваться договором страхования;
- акты, фиксирующие максимальные суммы одной банковской гарантии
и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских
гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для
принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения
уплаты таможенных платежей.
|
Осуществляет |
- составление проекта федерального бюджета;
- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального
бюджета;
- открытие в Центральном банке РФ и кредитных организациях
счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств,
установление режимов счетов федерального бюджета;
- организацию распределения доходов от уплаты федеральных
налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
- организацию ведения главными распорядителями средств федерального
бюджета мониторинга бюджетного сектора;
- управление государственным долгом Российской Федерации;
- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг.
|
Структура Министерства финансов Российской Федерации |
- департаменты по основным направлениям деятельности Министерства
- финансов РФ;
- отделы, находящиеся в составе департаментов.
|
Федеральная налоговая служба11 |
Задачи |
- государственная регистрация юридических и физических лиц
в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских)
хозяйств;
- регистрирует договоры коммерческой концессии и контрольно-кассовую
технику;
- выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на
производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей
продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую
реализацию алкогольной продукции, производство, хранение и поставку
спиртосодержащей непищевой продукции, производство табачных
изделий, проведение всероссийских лотерей;
- производит учет всех налогоплательщиков.
|
Надзор и контроль |
- за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения налогов и сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками
в соответствующий бюджет;
- за осуществлением валютных операций;
- за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной
продукции, в том числе за выделением квот на закупку этилового
спирта и его реализацию;
- за соблюдением требований использования контрольно-кассовой
техники, условий ее регистрации и применения, порядка работы
с денежной наличностью.
|
Федеральная служба страхового надзора12 |
Понятие |
Федеральная служба страхового надзора является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового
дела) и ведет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные
органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами
местного» самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
|
Осуществляет контроль и надзор |
- за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства,
в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
- за выполнением иными юридическими и физическими лицами требований
страхового законодательства;
- за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении
которые принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении
их деятельности или ликвидации;
- за достоверностью представляемой субъектами страхового дела
отчетности;
- за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости
и платежеспособности в части формирования страховых резервов,
состава структуры активов, принимаемых для покрытия страховых
резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения
собственных средств страховщика и принятых обязательств;
- за составом и структурой активов, принимаемых для покрытия
собственных средств страховщика.
|
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора13 |
Понятие |
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
— это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции
по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции
органа валютного контроля. |
Осуществляет контроль и надзор |
- за использованием средств федерального бюджета, средств
государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей,
находящихся в федеральной собственности;
- за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением
кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства
Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования
и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных
операций условиям лицензий и разрешений;
- за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской
Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета,
гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд
и бюджетных инвестиций;
- за исполнением органами финансового контроля федеральных
органов исполнительной власти, органов государственной власти
субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства
Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
|
Основные права |
- проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета,
отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие,
сохранность и правильность использования денежных средств, ценных
бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые
письменные объяснения должностных, материально ответственных
и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе
ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых
для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
- проводить в организациях любых форм собственности, получивших
от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности
и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими
записями, документами и данными проверяемой организации (встречная
проверка);
- направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы
обязательные для рассмотрения представления или обязательные
к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
- осуществлять контроль над своевременностью и полнотой устранения
проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами
нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том
числе путем добровольного возмещения средств.
|
Федеральная служба по финансовому мониторингу14 |
Понятие |
Федеральная служба по финансовому мониторингу
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность
в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
|
Полномочия |
- контроль и надзор над выполнением юридическими и физическими
лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии
легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма;
- привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение
этого законодательства;
- контроль над операциями (сделками) с денежными средствами
или иным имуществом;
- сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках)
с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю;
- выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция
(сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана
с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием
терроризма;
- издание постановлений о приостановлении операций с денежными
средствами или иным имуществом.
|
Права |
- запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые
для принятия решения по вопросам установленной сферы деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к компетенции Службы по финансовому мониторингу;
- обращаться в соответствующие органы государственной власти
с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших
нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном
порядке к ответственности;
- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации
в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, направленные
на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими
лицами и гражданами обязательных требований в установленной
сфере деятельности.
|
Федеральное казначейство |
Понятие |
Федеральное казначейство — это единая централизованная
система органов федерального казначейства. |
Основные задачи |
- организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского
бюджета Российской Федерации;
- управление доходами и расходами республиканского бюджета
на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства
кассы;
- регулирование финансовых отношений между республиканским
бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными)
внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов, контроль
над поступлением и использованием внебюджетных (федеральных)
средств;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных
финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами
в пределах установленных на соответствующий период государственных
расходов и другие полномочия.
|
Федеральная служба по финансовым рынкам15 |
Понятие |
Федеральная служба по финансовым рынкам является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере
финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской
деятельности). |
Полномочия |
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам сферы
деятельности Службы, а также проект плана работы и прогнозные
показатели деятельности Службы;
- самостоятельно принимает нормативные правовые акты;
- утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных
бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих
эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок
государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска)
эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов
об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных
бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением
государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций
Банка России);
- утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной
деятельности с ценными бумагами;
- утверждает обязательные требования к порядку ведения реестра
владельцев именных ценных бумаг.
|
4. Органы управления промышленностью и энергетикой
Органы управления промышленностью и энергетикой |
Министерство промышленности и энергетики РФ16 |
Понятие |
Министерство промышленности и энергетики РФ — это федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического
комплексов, а также в области технического регулирования и обеспечения
единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на
основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах
обороны и безопасности государства. |
Полномочия Министерства промышленности и энергетики РФ |
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам
ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект
плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
- самостоятельно принимает нормативные правовые акты, определяющие
порядок, объем, формы и сроки предоставления информации для
ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного
комплекса и уникальной стендовой испытательной базы, а также
для принятия решений о включении организаций в реестр и их исключении
из реестра, годовые и квартальные балансы по основным видам
топлива, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, порядок
формирования, ведения и сохранения культур промышленных микроорганизмов,
метрологические правила и нормы;
- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные
контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение
научно-исследовательских работ для иных государственных нужд
в установленной сфере деятельности;
- обобщает практику применения законодательства и проводит
анализ реализации государственной политики в установленной сфере
деятельности.
|
Министр промышленности и энергетики РФ |
- возглавляет Министерство промышленности и энергетики РФ;
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на Министерство полномочий и реализацию государственной политики
в сфере промышленности и энергетики;
- издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным
и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства
— приказы ненормативного характера.
|
Федеральное агентство по промышленности17 |
Понятие |
Федеральное агентство по промышленности является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере
машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической,
медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей,
авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности
средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и
специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных
вооружений, а также уполномоченным (национальным) органом Российской
Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства,
накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции
о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического
(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. |
Основные функции |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Федерального
агентства по промышленности;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в указанных выше сферах деятельности,
в том числе имущества, переданного федеральным государственным
унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям
и казенным предприятиям, подведомственным Федеральному агентству
по промышленности;
- организует выполнение работ по созданию авиационной техники;
- организует и проводит расследования авиационных происшествий
с воздушными судами.
|
Права |
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к установленной сфере деятельности Федерального агентств
по промышленности;
- привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности
Федерального агентства по промышленности научные и иные организации,
ученых и специалистов;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль над деятельностью подведомственных
организаций.
|
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии18 |
Понятие |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным
имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. |
Полномочия |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в сфере технического регулирования
и метрологии, в том числе имущества, переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным
учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Федеральному
агентству по техническому регулированию и метрологии.
|
Права |
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам
сферы деятельности Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии;
- привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии научные
и иные организации, ученых и специалистов;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль над деятельностью территориальных
органов Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии и подведомственных организаций.
|
Федеральное агентство по энергетике19 |
Понятие |
Федеральное агентство по энергетике — это федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию
государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере
производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
|
Функции |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в сфере производства и использования
топливно-энергетических ресурсов, в том числе имущества, переданного
федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным
государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным
Федеральному агентству по энергетике;
- осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных
государственных унитарных предприятий и утверждает экономические
показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях
проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования
имущественного комплекса.
|
Права |
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к сфере деятельности Федерального агентства по энергетике;
- запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по
отнесенным к компетенции Федерального агентства по энергетике
вопросам;
- привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности
Федерального агентства по энергетике, научные и иные организации,
ученых и специалистов;
- создавать совещательные коллегиальные органы для обсуждения
актуальных вопросов деятельности Федерального агентства по энергетике.
|
Федеральное агентство по атомной энергии20 |
Понятие |
Федеральное агентство по атомной энергии - это уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции
по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию,
оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом
в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования
атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного
цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности,
нераспространения ядерных материалов и технологии, а также международное
сотрудничество в этой сфере. |
Полномочия |
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к установленной сфере ведения Федерального агентства
по атомной энергии, а также проект плана и прогнозные показатели
деятельности;
- самостоятельно принимает следующие нормативные правовые
акты установленной сфере деятельности:
1) порядок государственного учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов; |
2) порядок ведения учета и контроля, являющихся собственностью
иностранного государства ядерных материалов, временно находящихся
на территории Российской Федерации; |
3) формы отчета в области государственного учета и контроля
ядерных материалов, порядок и периодичность представления отчетов,
а также формы ведомственного и государственного регистров ядерных
материалов; |
4) порядок выдачи сертификатов (разрешений) на перевозку радиоактивных
материалов и ведение их реестра. |
Права |
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции
Федерального агентства по атомной энергии вопросам;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к компетенции Федерального агентства по атомной энергии;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,
отнесенных к сфере деятельности Федерального агентства по атомной
энергии, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- создавать координационные, совещательные и экспертные органы
(советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные,
в установленной сфере деятельности.
|
5. Органы управления сельским хозяйством
Органы управления сельским хозяйством |
Министерство сельского хозяйства РФ21 |
Понятие |
Министерство сельского хозяйства РФ — это
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере агропромышленного комплекса. |
Сферы деятельности |
- животноводство;
- ветеринария;
- растениеводство;
- карантин растений;
- мелиорация;
- плодородие почв;
- регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
- пищевая и перерабатывающая промышленность;
- производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого
сырья;
- производство спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- устойчивое развитие сельских территорий.
|
Права |
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции
Министерства вопросам;
- учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной
сфере деятельности и награждать ими работников Министерства
и находящихся в ведении Министерства федеральной службы и федеральных
агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной
сфере;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,
отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные
организации, ученых и специалистов;
- создавать координационные и совещательные органы (советы,
комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные.
|
Самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, регулирующие: |
- правила использования и охраны объектов животного мира,
отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
- правила предоставления отраслевых субсидий и субвенций;
- порядок и условия проведения бонитировки племенной продукции
(материала);
- порядок государственной регистрации селекционных достижений
в животноводстве и семеноводстве, пестицидов и агрохимикатов,
лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок,
в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных
организмов;
- правила и другие нормативные акты в области ветеринарии.
|
Министр сельского хозяйства РФ |
- возглавляет Министерство сельского хозяйства РФ;
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на Министерство полномочий и реализацию государственной политики
в установленной сфере деятельности;
- издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным
и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства
— приказы ненормативного характера.
|
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору22 |
Понятие |
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии,
карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов,
обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства,
использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты,
водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции
по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
|
Осуществляет надзор и контроль |
- за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы,
обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов,
досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов,
выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере
деятельности;
- за безопасным применением пестицидов и агрохимикатов;
- за использованием селекционных достижений;
- за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов
и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных
организмов, на всех стадиях производства и обращения.
|
Права |
- сорганизовывать проведение необходимых расследований, испытаний,
экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по
вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
- применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического
характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий,
вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных
требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения
нарушений законодательства Российской Федерации;
- осуществлять контроль над деятельностью территориальных
органов Службы;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии).
|
Федеральное агентство по рыболовству23 |
Понятие |
Федеральное агентство по рыболовству является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом
в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования,
изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов
и среды их обитания. |
Полномочия |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Федерального
агентства по рыболовству;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в сфере рыболовства, в том числе
имущества, переданного федеральным государственным унитарным
предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным
предприятиям, подведомственным Федеральному агентству по рыболовству.
|
Права |
- привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Федерального
агентства по рыболовству научные и иные организации, ученых
и специалистов;
- создавать координационные, совещательные и экспертные органы
(советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль за деятельностью подведомственных
Федеральному агентству по рыболовству организаций.
|
6. Органы управления в сфере транспорта
Органы управления в сфере транспорта |
Министерство транспорта РФ24 |
Понятие |
Министерство транспорта РФ является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере воздушного (гражданской авиации), морского, внутреннего водного,
железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая
метрополитен), промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезической
и картографической деятельности, а также наименований географических
объектов. |
Основные функции |
Самостоятельное осуществление нормативно-правового
регулирования. |
Разработка проектов нормативно-правовых актов, касающихся: |
- структурного реформирования в области транспорта и дорожного
хозяйства;
- развития воздушного (гражданской авиации), морского, внутреннего
водного, железнодорожного, автомобильного и промышленного транспорта,
в том числе морских рыбных портов (за исключением рыбопромысловых
колхозов и отраслевых хозяйств);
- строительства, проектирования и эксплуатации автомобильных
дорог;
- регулирования в области геодезической и картографической
деятельности и наименований географических объектов;
- международного сотрудничества в области транспорта и дорожного
хозяйства, геодезической и картографической деятельности, а
также наименований географических объектов.
|
Министр транспорта РФ |
- возглавляет Министерство транспорта РФ;
- организует деятельность Министерства транспорта РФ;
- контролирует осуществление функций подведомственных Министерству
федеральной службы и федеральных агентств;
- принимает приказы и несет ответственность за деятельность
органов управления, составляющих систему управления транспортом.
|
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта25 |
Понятие |
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации),
морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка
в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного,
автомобильного и городского электрического (включая метрополитен),
промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции
по техническому надзору за спортивными судами. |
Основные функции |
- осуществление контроля и надзора над исполнением органами
государственной власти, органами местного самоуправления, их
должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных
законодательством Российской Федерации общеобязательных правил
поведения;
- выдача разрешений (лицензий) юридическим лицам и гражданам
на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных
действий;
- осуществление эксплуатационной сертификации в области гражданской
авиации;
- регистрация актов, документов, прав и объектов;
- организация, проведение и участие в проведении расследований
транспортных происшествий на железнодорожном, воздушном, морском
и речном транспорте, а также участие в расследовании причин
разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных
сооружений на них.
|
Федеральное дорожное агентство26 |
Понятие |
Федеральное дорожное агентство является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в
сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе
в области учета федеральных автомобильных дорог. |
Полномочия |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ
и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских
работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в сфере автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства, в том числе имущества, переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным
учреждениям, подведомственным Агентству.
|
Федеральное агентство морского и речного транспорта27
|
Понятие |
Федеральное агентство морского и речного транспорта
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме
рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного
транспорта. |
Основные права |
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции
Агентства;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к компетенции Агентства;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов
в установленной сфере деятельности научные и иные организации,
ученых и специалистов;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
|
Федеральное агентство железнодорожного транспорта28 |
Понятие |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по реализации государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере железнодорожного транспорта. |
Основные полномочия |
- проводит конкурсы и заключает государственные конкурсы на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание
услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских
работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в установленной сфере деятельности,
в том числе имущества, переданного федеральным государственным
унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям,
подведомственным Агентству
|
Федеральное агентство геодезии и картографии29 |
Понятие |
Федеральное агентство геодезии и картографии
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности,
а также наименовании географических объектов. |
Основные полномочия |
- создание и ведение в пределах своей компетенции географических
информационных систем федерального и регионального назначения;
- работа (в пределах своей компетенции) по установлению, нормализации,
употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований географических
объектов;
- картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской
Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана;
- установление единых государственных систем координат, высот
и гравиметрических измерений;
- установление единого масштабного ряда государственных топографических
карт и планов.
|
7. Органы управления в сфере информационных технологий и связи
Органы управления в сфере информационных технологий и связи |
Министерство информационных технологий и связи РФ |
Понятие |
Министерство информационных технологий и связи Российской
Федерации является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и
почтовой связи, в том числе в области использования информационных
технологии при формировании государственных информационных ресурсов
и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания
и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра.
|
Основные права |
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия
решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
- привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности
Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
- создавать координационные и совещательные органы (советы,
комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, и
т.д.
|
Министр по информационным технологиям и связи РФ |
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на Министерство полномочий и реализацию государственной политики
в установленной сфере деятельности;
- вправе вносить в Правительство РФ предложения о создании,
реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий
и учреждений, находящихся в ведении подведомственных Министерству
федеральной службы и федеральных агентств;
- дает поручения подведомственным Министерству федеральной
службе и федеральным агентствам и контролирует их исполнение,
отменяет противоречащие федеральному законодательству их решения,
если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;
I
- издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным
и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства
— приказы ненормативного характера и осуществляет иные полномочия
|
Федеральная служба по надзору в сфере связи30 |
Понятие |
Федеральная служба по надзору в сфере связи является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
|
Полномочия |
Государственный надзор и контроль в области связи, в том числе:
- за соблюдением требований к построению сетей электросвязи
и почтовой связи, требований по проектированию, строительству,
реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи;
- за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика
и его маршрутизации;
- за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой
сети электросвязи Российской Федерации;
- за соответствием использования операторами связи выделенного
им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса
нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации и т.д.
|
Федеральное агентство связи31 |
Понятие |
Федеральное агентство связи является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом
и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой
связи, в том числе в области создания, развития и использования
сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного и радиовещания.
|
Полномочия |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение
работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в сфере электросвязи и почтовой
связи, в том числе в области создания, развития и использования
сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного
вещания и радиовещания, в том числе имущества, переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям, включая предприятия
радиочастотной службы, и федеральным государственным учреждениям,
подведомственным Агентству, и т.д.
|
Федеральное агентство по информационным технологиям32 |
Понятие |
Федеральное агентство по информационным технологиям является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по управлению государственным имуществом и оказанию государственных
услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования
информационных технологий для формирования государственных информационных
ресурсов и обеспечения доступа к ним. |
Основные полномочия |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение
работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в сфере информационных технологий,
в том числе в части использования информационных технологий
для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения
доступа к ним, в том числе имущества, переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным
учреждениям, подведомственным Агентству, и т.д.
|
Основные права |
- давать государственным органам, органам местного самоуправления
юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным
к сфере ведения Агентства;
- привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности
научные и иные организации, ученых и специалистов;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной сфере деятельности и т.д.
|
8. Органы управления в сфере экологии
Органы управления в сфере экологии |
Министерство природных ресурсов РФ33 |
Понятие |
Министерство природных ресурсов РФ является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных
ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным
хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование,
охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию
и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем
комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений
(за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование
объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов
животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные
территории. |
Полномочия |
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных
правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к сфере ведения Министерства, и к сферам ведения
подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств,
а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели
деятельности Министерства;
- самостоятельно принимает следующие нормативные правовые
акты:
1) порядок государственного учета и ведения государственного реестра
работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных
для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с
их добычей, и лицензий на пользование недрами; 2) порядок постановки
запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания
с государственного баланса и т.д. |
Основные права |
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции
Министерства;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов
в установленной сфере деятельности научные и иные организации,
ученых и специалистов;
- создавать координационные, совещательные и экспертные органы
(советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные,
в установленной сфере деятельности и др.
|
Министр природных ресурсов РФ |
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на Министерство полномочий и реализацию государственной политики
в установленной сфере деятельности;
- представляет в Правительство РФ предложения о создании,
реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий
и учреждений, находящихся в ведении подведомственных Министерству
федеральной службы и федеральных агентств;
- дает поручения подведомственным Министерству федеральной
службе и федеральным агентствам и контролирует их исполнение.
|
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования34 |
Понятие |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере природопользования. |
Осуществляет контроль и надзор |
- в области охраны, использования и воспроизводства объектов
животного мира и среды их обитания (кроме охоты и рыболовства);
- в области организации и функционирования особо охраняемых
природных территорий федерального значения;
- за геологическим изучением, рациональным использованием
и охраной недр;
- за использованием и охраной водных объектов;
- за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением
норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений
промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений
и другие виды контроля и надзора.
|
Федеральное агентство лесного хозяйства35 |
Понятие |
Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации
государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. |
Полномочия |
- государственный мониторинг лесов;
- государственный учет лесного фонда;
- установление возраста рубок;
- утверждение расчетных лесосек;
- рассмотрение материалов о переводе лесных земель в нелесные
для использования их в целях, не связанных с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель
лесного фонда в земли других категорий;
- проведение конкурсов и заключение государственных контрактов
на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд и т.д.
|
Федеральное агентство по недрополъзованию36 |
Понятие |
Федеральное агентство по недрополъзованию является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в
сфере недропользования. |
Основные полномочия |
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в установленной сфере деятельности,
в том числе имущества, переданного федеральным государственным
унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям
и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
- организует отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным
или некондиционным запасам, а также определяет нормативы содержания
полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих)
породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего
производства, по результатам технико-экономического обоснования
эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
- организует выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых
в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на
осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых,
а также размещение в местах их залегания подземных сооружений
и т.д.
|
Федеральное агентство водных ресурсов37 |
Понятие |
Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере
водных ресурсов. |
Основные права |
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к сфере деятельности Агентства;
- запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые
для принятия решений по вопросам сферы деятельности Агентства;
- создавать совещательные и экспертные органы для обсуждения
актуальных вопросов сферы деятельности Агентства и т.д.
|
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору38 |
Понятие |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору
в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения
негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения
с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ,
связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности,
безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических
и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений
на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства,
хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения,
а также специальные функции в области государственной безопасности
в указанной сфере. |
Основные права |
- проводить расследования, организовывать проведение экспертиз,
заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок;
- осуществлять контроль над деятельностью территориальных
органов Службы и подведомственных организаций;
- применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического
характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений
юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной
сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных
нарушений и т.д.
|
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды39 |
Понятие |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых актов, управлению' государственным
имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии
и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды,
ее загрязнения, государственному надзору над проведением работ по
активному воздействию на метеорологические и другие геофизические
процессы. |
Основные права |
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции
Службы;
- заказывать проведение необходимых исследований, испытаний,
анализов и оценок, а также научных исследований в установленной
сфере деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к компетенции Службы;
- осуществлять контроль над деятельностью территориальных
органов Службы и подведомственных организаций;
- применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического
характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений
юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной
сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных
нарушений и др.
|
9. Органы управления в сфере регионального развития
Органы управления в сфере регионального развития |
Министерство регионального развития РФ40 |
Понятие |
Министерство регионального развития РФ является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социально-экономического развития субъектов Федерации, федеративных
и национальных отношений, разграничения полномочий по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации,
местного самоуправления, осуществления приграничного сотрудничества,
развития районов Крайнего Севера и Арктики, защиты прав национальных
меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни
коренных малочисленных народов и этнических общностей. |
Основные направления деятельности |
- совершенствование федеративных отношений, развитие местного
самоуправления, регулирование межнациональных отношений в Российской
Федерации;
- социально-экономическое развитие субъектов Федерации и муниципальных
образований;
- мониторинг социально-экономических процессов в субъектах
Федерации и муниципальных образованиях;
- разграничение полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Федерации и муниципальными образованиями;
- изменение национально-государственного и административно-территориального
устройства Российской Федерации;
- осуществление приграничного сотрудничества.
|
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству41 |
Понятие |
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по реализации государственной политики, по
оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом
в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных
материалов и жилищно-коммунального хозяйства. |
Основные функции |
- проводит конкурсы и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в установленной сфере деятельности,
в том числе имущества, переданного федеральным государственным
унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям
и казенным предприятиям, подведомственным Агентству, и т.д.
|
Основные права |
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам,
отнесенным к сфере деятельности Агентства;
- привлекать для проработки вопросов сферы деятельности Агентства
научные и иные организации, ученых и специалистов;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии,
группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
- осуществлять контроль за деятельностью подведомственных
организаций.
|
1 См. постановление Правительства
РФ от 7 апреля 2004 г. № 187 «Вопросы Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации».
2 См. постановление Правительства
РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».
3 См. постановление Правительства
РФ от 23 июля 2004 г. № 373 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по государственным резервам».
4 См. постановление Правительства
РФ от 19 августа 2004 г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
кадастра объектов недвижимости».
5 См. постановление Правительства
РФ от 8 апреля 2004 г. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом».
6 См. постановления Правительства
РФ от 7 апреля 2004 г. № 188 «Вопросы Федеральной службы государственной
статистики».
7 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
по тарифам».
8 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной
службе».
9 См. Указ Президента РФ от
22 июля 2005 г. № 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими
зонами».
10 См постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г NO 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
11 См. постановление Правительства
РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о федеральной
налоговой службе».
12 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
страхового надзора».
13 См. постановление Правительства
РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
финансово-бюджетного надзора».
14 См. постановление Правительства
РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
о финансовому мониторингу».
15 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
по финансовым рынкам».
16 См. постановление Правительства
РФ от 16 июня 2004 г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности
и энергетики Российской Федерации».
17 См. постановление Правительства
РФ от 16 июня 2004 г. № 285 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по промышленности».
18 См. постановление Правительства
РФ от 17 июня 2004 г. № 294 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по техническому регулированию и метрологии».
19 См. постановление Правительства
РФ от 16 июня 2004 г. № 287 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по энергетике».
20 См. постановление Правительства
РФ от 28 июня 2004 г. № 316 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по атомной энергии».
21 См. постановление Правительства
РФ от 28 июня 2004 г. № 315 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского
хозяйства Российской Федерации».
22 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
по ветеринарному и фитосанитарному надзору».
23 См. постановление Правительства
РФ от 17 июня 2004 г. № 295 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по рыболовству»
24 См. постановление Правительства
РФ от 11 июня 2004 г. № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской
Федерации».
25 См. постановление Правительства
РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта».
26 См. постановление Правительства
РФ от 23 июля 2004 г. № 374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном
агентстве».
27 См. постановление Правительства
РФ от 23 июля 2004 г. № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
морского и речного транспорта».
28 См. постановление Правительства
РФ от 30 июля 2004 г. № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
железнодорожного транспорта».
29 См. постановление Правительства
РФ от 29 июля 2004 г. № 386 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
геодезии и картографии».
30 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 318 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
по надзору в сфере связи».
31 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 320 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
связи».
32 См. постановление Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 319 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по информационным технологиям».
33 См. постановление Правительства
РФ от 22 июля 2004 г. № 370 «Положение о Министерстве природных ресурсов
Российской Федерации».
34 См. постановление Правительства
РФ от 22 июля 2004 г. № 370 «Об утверждении Положения о Федеральной службе
по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».
35 См. постановление Правительства
РФ от 16 июня 2004 г, № 283 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
лесного хозяйства».
36 См. постановление Правительства
РФ от 17 июня 2004 г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
по недропользованию».
37 См. постановление Правительства
РФ от 16 июня 2004 г. № 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве
водных ресурсов».
38 См. постановление Правительства
РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору».
39 См. постановление Правительства
РФ от 23 июня 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды».
40 См. постановление Правительства
РФ от 28 сентября 2004 г. № 501 «Вопросы Министерства регионального развития
Российской Федерации».
41 См. постановление Правительства
РФ от 16 июня 2004 г. № 286 «О Федеральном агентстве по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству».
|