[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

1. ѕон€тие и виды субъектов административного права

ѕон€тие и виды субъектов административного права
ѕон€тие
—убъект административного права Ч это лицо, которое €вл€етс€ потенциальным участником административного правоотношени€, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и об€занности на основании таких норм.
јдминистративно-правовой статус
ѕон€тие
јдминистративно-правовой статус Ч это совокупность прав и об€занностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права.
Ёлементы
јдминистративна€ правоспособность Ч это возможность субъекта вступать в правовые отношени€, т.е. иметь права и об€занности административно-правового характера.
ќбщие признаки административной правоспособности1
  • управленческа€ сущность де€тельности, про€вл€юща€с€ при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и об€занностей субъектов административного права;
  • юридическа€ властность действий и распор€дительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализаци€ государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждени€:
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых €вл€ютс€ граждане.
јдминистративна€ дееспособность2 Ч это способность своими действи€ми реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действи€.
¬иды3
»ндивидуальные
  • граждане –оссийской ‘едерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • государственные служащие или должностные лица.
 оллективные
√осударственные ¬ыполн€ют задачи, функции и полномочи€, порученные им государством, базируютс€ на государственной собственности и управл€ютс€ государством (органы государства, государственные предпри€ти€ и учреждени€).
Ќегосударственные Ќе выполн€ют государственные задачи и функции, не финансируютс€ государством и не управл€ютс€ государством (общественные объединени€ граждан, профсоюзы, спортивные организации, кооперативные объединени€ и объединени€ по различным интересам).

—хема 1. ¬иды субъектов административного права

2. ѕон€тие и правовое положение органов исполнительной власти

ѕон€тие и правовое положение органов исполнительной власти
ѕон€тие
ќрган исполнительной власти Ч это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально дл€ повседневного функционировани€ в системе разделени€ властей с целью проведени€ в жизнь (исполнени€) законов в процессе управлени€ (регулировани€) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
ќсновные черты, характеризующие положение органов исполнительной власти
  • правовым основанием дл€ организации и функционировани€ органов исполнительной власти €вл€ютс€ законодательные акты –оссийской ‘едерации и субъектов ‘едерации. —ледует отметить, что в отличие от предыдущих конституций  онституци€ –‘ 1993 г. не дает полного представлени€ об этих органах, их правовом статусе и структуре. ѕоэтому указанные вопросы решаютс€ нормами федеральных законов, указов ѕрезидента –‘, постановлений ѕравительства –‘, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов ‘едерации, уставами и иными нормативными правовыми актами;
  • формируютс€ государством, выступают по его поручению и в его интересах. ƒл€ выполнени€ возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти надел€ютс€ государственно-властными полномочи€ми, которые нос€т исполнительный и распор€дительный характер. ¬ св€зи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством –оссийской ‘едерации, действовать самосто€тельно, принимать нормативные правовые акты и осуществл€ть различные меропри€ти€ по проведению их в жизнь;
  • подчиненность органов исполнительной власти строитс€ по вертикальному принципу. Ќижесто€щие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышесто€щим органам, а указани€ последних об€зательны дл€ нижесто€щих;
  • не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. ќднако это не исключает взаимодействие указанных органов в сфере функционировани€ исполнительной власти. ¬ частности, √осударственна€ ƒума ‘едерального —обрани€ дает согласие ѕрезиденту –‘ на назначение ѕредседател€ ѕравительства –‘, решает вопрос о доверии ѕравительству –‘.  роме того, законодательные акты, прин€тые российским парламентом, требуют дальнейшего проведени€ их в жизнь именно в рамках реализации исполнительной власти;
  • де€тельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществл€ют управление на основе и во исполнение закона. Ёто означает, что во всей своей де€тельности указанные органы должны следовать требовани€м  онституции –‘, конституций республик, уставов субъектов ‘едерации, законов, указов ѕрезидента –‘ и других нормативных правовых актов;
  • образуютс€ на федеральном уровне и на уровне субъектов ‘едерации в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства –оссийской ‘едерации.

3. ¬иды органов исполнительной власти

¬иды органов исполнительной власти
ѕо федеративному устройству
‘едеральные органы исполнительной власти ¬озглавл€ет систему федеральных органов исполнительной власти ѕравительство –‘, €вл€ющеес€ центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществл€ющее исполнительную власть в –оссийской ‘едерации.
ќрганы исполнительной власти субъектов ‘едерации —оздаютс€ в республиках, кра€х, област€х, городах республиканского значени€ (ћоскве и —анкт-ѕетербурге), автономной области и автономных округах.
“ерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти —оздаютс€ на основании ст. 78  онституции –‘. ”казанные территориальные органы действуют на территори€х субъектов ‘едерации, но не вход€т в систему их исполнительных органов.
ѕо характеру компетенции
ќбщей компетенции ќрганы исполнительной власти, которые осуществл€ют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их де€тельности (например, ѕравительство –‘, правительства республик и других субъектов ‘едерации, администрации в кра€х, област€х и т.д.).
ќтраслевой компетенции ќрганы исполнительной власти, которые осуществл€ют управление в отношении конкретной отрасли экономики, в социально-культурной и административно-политической сфере (обороне, юстиции). Ќа федеральном уровне, например, ими €вл€ютс€ федеральные министерства, а в субъектах ‘едерации Ч министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управлени€ и др.
ћежотраслевой компетенции ќрганы исполнительной власти, которые в соответствии с компетенцией осуществл€ют управление по вопросам, имеющим межотраслевое значение (например, на федеральном уровне к таким органам относ€тс€ федеральные службы и федеральные агентства; в субъектах ‘едерации образуютс€ государственные комитеты, управлени€ и т.д.).
—пециальной компетенции ќрганы исполнительной власти, которые осуществл€ют различного рода разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой де€тельности (например, федеральные службы и федеральные агентства).
ѕо пор€дку разрешени€ подведомственных вопросов
 оллегиальные ¬опросы компетенции этих органов решаютс€ по принципу большинства голосов их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы (например, ѕравительство –‘, правительства республик, федеральные службы по надзору, федеральные агентства, администрации краев, областей и т.д.).
≈диноначальные –ешение по всем вопросам их компетенции осуществл€етс€ их руководителем. ≈диноначалие обеспечивает оперативность прин€ти€ решений и повышает персональную ответственность руководител€ за порученное дело (например, федеральные министерства, министерства в субъектах ‘едерации, администрации краев, областей и т.д.).
ѕо организационно-правовым формам
Ќа федеральном уровне ѕравительство –‘, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Ќа уровне субъектов ‘едерации ѕравительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управлени€, управлени€, департаменты, администрации, мэрии и т.д.
ѕо источникам финансировани€
‘инансируемые за счет средств федерального бюджета   числу таких органов относ€тс€ федеральные органы исполнительной власти.
‘инансируемые за счет средств бюджетов субъектов ‘едерации   числу таких органов относ€тс€ органы исполнительной власти субъектов ‘едерации.

—хема 2. ¬иды органов исполнительной власти

4. ќсновные принципы организации и де€тельности органов исполнительной власти

ќсновные принципы организации и де€тельности органов исполнительной власти
ѕринцип самосто€тельности органов исполнительной власти
¬ыражаетс€ в том, что в де€тельность органов исполнительной власти не могут вмешиватьс€ никакие другие органы и эти органы не наход€тс€ в организационном подчинении каких-либо иных органов. ќднако самосто€тельность этих органов относительна. ¬ частности, де€тельность органов исполнительной власти, так же как и других государственных и негосударственных органов, подконтрольна. Ќапример, органы законодатель ной власти вправе контролировать выполнение принимаемых ими решений (законов) и реагировать на случаи неэффективного их исполнени€, вынос€ соответствующие решени€. —четна€ палата парламента провер€ет исполнение ими государственного бюджета.  онтрольно-надзорное воздействие на органы исполнительной власти осуществл€етс€ также со сторон органов судебной власти и прокуратуры. ¬ частности, органы прокуратуры вправе проводить общий надзор в отношении соответстви€ их де€тельности российскому законодательству. «начительным объемом контрольных полномочий в сфере исполнительной власти обладает и ѕрезидент –‘, реша€, например, вопрос о назначении на должность или об освобождении от должности конкретного лица.
ѕринцип федерализма
  • обусловлен государственным устройством –оссии. ¬ соответствии с этим принципом в общую систему органов исполнительной власти вход€т федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов ‘едерации;
  • про€вл€етс€ в том, что компетенци€ органов исполнительной власти и взаимоотношени€ между ними определ€ютс€, прежде всего, на основе нормативных правовых актов, закрепл€ющих разграничение предметов ведени€ и полномочий между –оссийской ‘едерацией и ее субъектами. “ак, в соответствии со ст. 71  онституции –‘ установление системы федеральных органов исполнительной власти, пор€док их организации и де€тельности, формирование федеральных органов исполнительной власти относитс€ к ведению –оссийской ‘едерации. —огласно ст. 72;  онституции установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти в –оссийской ‘едерации находитс€ в совместном ведении –оссийской ‘едерации и ее субъектов. Ќа основании ст. 73  онституции вне названных пределов ведени€ субъекты ‘едерации обладают всей полнотой государственной власти
  • выражаетс€ в том, что законные акты федеральных органов исполнительной власти об€зательны дл€ аналогичных субъектов ‘едерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов ‘едерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
  • находит свое про€вление в административном договоре. ‘едеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов ‘едерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит  онституции –‘ и федеральным законам. ¬ свою очередь, органы исполнительной власти субъектов ‘едерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти также могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 78  онституции –‘).
ѕринцип законности
¬се органы государственной власти, их должностные лица об€заны соблюдать  онституцию –‘, конституции республик, законы –оссийской ‘едерации и субъектов ‘едерации.
¬ соответствии со ст. 76  онституции –‘ законы и иные нормативные правовые акты субъектов ‘едерации не могут противоречить федеральным законам, прин€тым в соответствии с  онституцией –‘. ¬ случае противоречи€ между федеральным законом и иным актом, изданным в –оссийской ‘едерации, действует федеральный закон. ¬ случае противоречи€ между федеральным законом и нормативным правовым актом –оссийской ‘едерации, изданным вне пределов ведени€ –оссийской ‘едерации и совместного ведени€ –оссийской ‘едерации с ее субъектами, действует нормативный правовой акт субъекта ‘едерации.
ѕринцип экономичности
Ќеобходимость осуществлени€ организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии в расходовании государственных средств на содержание аппарата управлени€, поскольку эти расходы значительны.
ѕринцип гласности
ѕредполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти.
ѕринцип единства системы.
ѕо предметам ведени€ –оссийской ‘едерации и совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случа€х, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую  онституци€ –‘ относит к предметам ведени€ ‘едерации или к предметам совместного ведени€.

5. ѕрезидент –оссийской ‘едерации как субъект административного права

ѕрезидент –оссийской ‘едерации как субъект административного права
ѕон€тие
ѕрезидент –оссийской ‘едерации Ч это высшее должностное лицо государства, избираемое на четыре года российскими гражданами на основе всеобщего равного и пр€мого избирательного права при тайном голосовании.
ѕрезидент –‘ выступает как субъект административного права4
  • осуществл€ет р€д полномочий в области исполнительной власти;
  • по его представлению назначаетс€ ѕредседатель ѕравительства –‘ (центрального органа исполнительной власти в –оссии), а также его заместители;
  • своим указом формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • осуществл€ет непосредственное руководство блоком так называемых Ђсиловыхї органов исполнительной власти (ћ¬ƒ –оссии, ћинобороны –оссии, ћинюст –оссии, ‘—Ѕ и т.д.).
“ребовани€ к ѕрезиденту –‘
  • гражданин –оссийской ‘едерации;
  • не моложе 35 лет;
  • посто€нно проживает в –оссийской ‘едерации не менее дес€ти лет;
  • одно и то же лицо не может занимать должность ѕрезидента –‘ более двух сроков подр€д.
ќсуществл€ет управленческую де€тельность посредством издани€
”казов Ќос€т €рко выраженный нормативно-правовой характер, т.е. содержат нормы, в том числе административного права.
–аспор€жений Ќе имеют нормативного характера и отвечают признакам индивидуальных управленческих актов.
ѕолномочи€ ѕрезидента –‘
  • совместно с ѕравительством –‘ обеспечивает в соответствии с  онституцией –‘ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории –оссийской ‘едерации;
  • в соответствии с  онституцией –‘ и федеральными законами определ€ет основные направлени€ внутренней и внешней политики государства;
  • назначает с согласи€ √осударственной ƒумы ѕредседател€ ѕравительства –‘;
  • имеет право председательствовать на заседани€х ѕравительства –‘;
  • принимает решение об отставке ѕравительства –‘;
  • представл€ет √осударственной ƒуме кандидатуру дл€ назначени€ на должность ѕредседател€ ÷ентрального банка –‘; ставит перед √осударственной ƒумой вопрос об освобождении от должности ѕредседател€ ÷ентрального банка –‘;
  • по предложению ѕредседател€ ѕравительства –‘ назначает на должность и освобождает от должности заместителей ѕредседател€ ѕравительства –‘, федеральных министров;
  • утверждает военную доктрину –оссийской ‘едерации;
  • формирует јдминистрацию ѕрезидента –‘;
  • назначает и освобождает полномочных представителей ѕрезидента –‘;
  • назначает и освобождает высшее командование ¬ооруженных —ил –‘;
  • может использовать согласительные процедуры дл€ разрешени€ разногласий между органами государственной власти –оссийской ‘едерации и органами государственной власти субъектов ‘едерации, а также между органами государственной власти субъектов ‘едерации;
  • вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов ‘едерации в случае противоречи€ этих актов  онституции –‘ и федеральным законам, международным об€зательствам –оссийской ‘едерации или нарушени€ прав и свобод человека и гражданина до решени€ этого вопроса соответствующим судом;
  • осуществл€ет руководство внешней политикой –оссийской ‘едерации;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры –оссийской ‘едерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
  • €вл€етс€ ¬ерховным √лавнокомандующим ¬ооруженными —илами –‘;
  • при обсто€тельствах и в пор€дке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории –оссийской ‘едерации или в отдельных ее местност€х чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом —овету ‘едерации и √осударственной ƒуме;
  • решает вопросы гражданства –оссийской ‘едерации и предоставлени€ политического убежища;
  • награждает государственными наградами –оссийской ‘едерации, присваивает почетные звани€ –оссийской ‘едерации, высшие воинские и высшие специальные звани€.
јдминистраци€ ѕрезидента –‘
ѕон€тие
јдминистраци€ ѕрезидента –‘ Ч это государственный орган, который обеспечивает де€тельность ѕрезидента –‘ и осуществл€ет контроль над исполнением его решений.
‘ункции
  • осуществл€ет контроль над исполнением решений ѕрезидента –‘;
  • занимаетс€ подготовкой предложений о мерах, направленных на охрану суверенитета –оссийской ‘едерации, ее независимости и государственной целостности ѕрезиденту –‘;
  • содействует ѕрезиденту –‘ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также в решении вопросов, касающихс€ обеспечени€ прав и свобод человека и гражданина;
  • организует подготовку законопроектов в пор€дке законодательной инициативы;
  • подготавливает проекты заключений на законопроекты, прин€тые √осударственной ƒумой;
  • подготавливает предложени€ о подписании ѕрезидентом –‘ федеральных законов либо об их отклонении;
  • обеспечивает де€тельность —овета Ѕезопасности –‘, √осударственного совета –‘ и других совещательных и консультативных органов при ѕрезиденте –‘ и т.д.
—труктура
–уководитель јдминистрации ѕрезидента –‘ ќбеспечивает и организует де€тельность јдминистрации ѕрезидента –‘.
—оветники ѕрезидента –‘  оординируют определенную сферу общественных отношений.
ѕресс-секретарь ѕрезидента –‘ ќсуществл€ет и организовывает контакты ѕрезидента –‘ со средствами массовой информации, общественностью.
ѕолномочные представители ѕрезидента –‘ в федеральных округах явл€ютс€ должностным и лицами, представл€ющими ѕрезидента –‘ в пределах соответствующего федерального округа. Ќа них возложена задача по обеспечению реализации конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.
ѕолномочные представители ѕрезидента –‘ в —овете ‘едерации и √осударственной ƒуме ‘едерального —обрани€ –‘,  онституционном —уде –‘, управлени€ ѕрезидента –‘ ¬ыполн€ют свою де€тельность в соответствии с ”казом ѕрезидента –‘ от 22 июн€ 2004 г. є 792 Ђќ полномочном представителе ѕрезидента –оссийской ‘едерации в —овете ‘едерации ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации и √осударственной ƒуме ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерацииї. Ќазванные в ”казе ѕрезидента –‘ должностные лица участвуют в заседани€х соответствующей палаты ‘едерального —обрани€.

6. ѕравительство –оссийской ‘едерации как субъект административного права

ѕравительство –оссийской ‘едерации как субъект административного права
ѕон€тие
ѕравительство –оссийской ‘едерации Ч высший орган государственной власти –оссийской ‘едерации, на который возложено осуществление исполнительной власти в –оссийской ‘едерации.
ќсновные направлени€ де€тельности
  • разрабатывает и представл€ет √осударственной ƒуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представл€ет √осударственной ƒуме отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в –оссийской ‘едерации единой финансовой,
  • кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в –оссийской ‘едерации единой государственной политики в области культуры, науки, образовани€, здравоохранени€, социального обеспечени€, экологии;
  • осуществл€ет управление федеральной собственностью; осуществл€ет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики –оссийской ‘едерации;
  • осуществл€ет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан охране собственности и общественного пор€дка, борьбе с преступностью;
  • осуществл€ет иные полномочи€, возложенные на него  онституцией –‘, федеральными законами, указами ѕрезидента –‘.
ѕолномочи€
¬ сфере экономики
  • осуществл€ет регулирование экономических процессов;
  • обеспечивает единство экономического пространства свободу экономической де€тельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • прогнозирует социально-экономическое развитие –оссийской ‘едерации;
  • разрабатывает и осуществл€ет программы развити€ приоритетных отраслей экономики;
  • вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  • осуществл€ет управление федеральной собственностью;
  • разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.
¬ сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • разрабатывает и представл€ет √осударственной ƒуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представл€ет √осударственной ƒуме отчет об исполнении федерального бюджета;
  • разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • осуществл€ет управление государственным внутренним и внешним долгом –оссийской ‘едерации.
¬ социальной сфере
  • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечени€;
  • способствует развитию социального обеспечени€ и благотворительности;
  • принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  • разрабатывает программы сокращени€ и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  • обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровь€, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучи€;
  • содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.
¬ сфере науки, культуры, образовани€
  • разрабатывает и осуществл€ет меры государственной поддержки развити€ науки;
  • обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области образовани€, определ€ет основные направлени€ развити€ и совершенствовани€ общего и профессионального образовани€;
  • –азвивает систему бесплатного образовани€.
¬ сфере природопользовани€ и охраны окружающей среды
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечени€ экологической безопасности;
  • принимает меры по реализации прав граждан на благопри€тную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучи€;
  • организует де€тельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользовани€ и развитию минерально-сырьевой базы –оссийской ‘едерации.
¬ сфере обеспечени€ обороны и государственной безопасности –оссийской ‘едерации
  • осуществл€ет меры по обеспечению реализации внешней политики –оссийской ‘едерации;
  • обеспечивает представительство –оссийской ‘едерации в иностранных государствах и международных организаци€х;
  • в пределах своих полномочий заключает международные договоры –оссийской ‘едерации, обеспечивает выполнение об€зательств –оссийской ‘едерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их об€зательств.
¬ сфере внешней политики и международных отношений
  • осуществл€ет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности –оссийской ‘едерации;
  • организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами ¬ооруженных —ил –‘, других войск и воинских формирований –оссийской ‘едерации;
  • обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развити€ вооружени€, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальност€м;
  • обеспечивает социальные гарантии дл€ военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности –оссийской ‘едерации.
ѕравительство –‘ осуществл€ет свою де€тельность посредством
ѕостановлений »здаютс€ по оперативным и текущим вопросам, за исключением постановлений, содержащих сведени€, составл€ющие государственную тайну, или сведени€ конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее п€тнадцати дней со дн€ их прин€ти€, а при необходимости немедленного широкого их обнародовани€ довод€тс€ до всеобщего сведени€ через средства массовой информации безотлагательно. ѕостановлени€ ѕравительства –‘, затрагивающие права, свободы и об€занности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дн€ их официального опубликовани€.
–аспор€жений »здаютс€ по вопросам, не имеющим нормативного характера.
—остав ѕравительства –‘
ѕредседатель ѕравительства –‘
  • представл€ет ѕравительство –‘ в –оссийской ‘едерации и за пределами территории –оссийской ‘едерации;
  • ведет заседани€ ѕравительства –‘, облада€ правом решающего голоса;
  • подписывает акты ѕравительства –‘;
  • представл€ет ѕрезиденту –‘ предложени€ о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей ѕредседател€ ѕравительства –‘ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • распредел€ет об€занности между заместител€ми ѕредседател€ ѕравительства –‘.
«аместители ѕредседател€ ѕравительства –‘
  • участвуют с правом решающего голоса в заседани€х ѕравительства –‘, в выработке и реализации политики ѕравительства –‘;
  • участвуют в подготовке постановлений и распор€жений ѕравительства –‘, обеспечивают их исполнение;
  • координируют в соответствии с распределением об€занностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручени€ и контролируют их де€тельность;
  • предварительно рассматривают предложени€, проекты постановлений и распор€жений, внесенные в ѕравительство –‘.
‘едеральные министры
  • участвуют с правом решающего голоса в заседани€х ѕравительства –‘;
  • принимают участие в подготовке постановлений и распор€жений ѕравительства –‘, обеспечивают их исполнение;
  • принимают участие в выработке и реализации политики ѕравительства –‘;
  • обладают установленными законодательством –оссийской ‘едерации полномочи€ми руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
”слови€ прекращени€ де€тельности ѕравительства –‘
ѕеред вновь избранным ѕрезидентом –‘ ѕравительство –‘ слагает свои полномочи€.
ѕравительство –‘ может подать в отставку, котора€ принимаетс€ или отклон€етс€ ѕрезидентом –‘.
ѕрезидент –‘ может прин€ть решение об отставке ѕравительства –‘ по собственной инициативе.
√осударственна€ ƒума может выразить недоверие ѕравительству –‘. ѕостановление о недоверии ѕравительству –‘ принимаетс€ большинством голосов от общего числа депутатов √осударственной ƒумы. ѕосле выражени€ √осударственной ƒумой недовери€ ѕравительству –‘ ѕрезидент –‘ вправе объ€вить об отставке ѕравительства либо не согласитьс€ с решением √осударственной ƒумы. ¬ случае если √осударственна€ ƒума в течение трех мес€цев повторно выразит недоверие ѕравительству, ѕрезидент –‘ объ€вл€ет об отставке ѕравительства либо распускает √осударственную ƒуму. ѕредседатель ѕравительства –‘ может поставить перед √осударственной ƒумой вопрос о доверии ѕравительству –‘. ≈сли √осударственна€ ƒума в доверии отказывает, ѕрезидент в течение семи дней принимает решение об отставке ѕравительства или о роспуске √осударственной ƒумы и назначении новых выборов.

7. —истема и структура федеральных органов исполнительной власти

—истема и структура федеральных органов исполнительной власти5
—истема федеральных органов исполнительной власти
‘едеральные министерства
‘едеральные органы исполнительной власти, осуществл€ющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами ѕрезидента и ѕравительства –‘ сфере де€тельности.
‘едеральные службы
‘едеральные органы исполнительной власти, осуществл€ющие функции по контролю и надзору в установленной сфере де€тельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны √осударственной границы –оссийской ‘едерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
‘едеральные агентства
‘едеральные органы исполнительной власти, осуществл€ющие в установленной сфере де€тельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
‘едеральные министерства ‘едеральные службы и агентства
I. ‘едеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство де€тельностью которых осуществл€ет ѕрезидент –‘, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
ћинистерство внутренних дел –оссийской ‘едерации (ћ¬ƒ –оссии6) ‘едеральна€ миграционна€ служба (‘ћ— –оссии)
ћинистерство –оссийской ‘едерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци€м и ликвидации последствий стихийных бедствий (ћ„— –оссии)
ћинистерство иностранных дел –оссийской ‘едерации (ћ»ƒ –оссии)
ћинистерство обороны –оссийской ‘едерации (ћинобороны –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по военно-техническому сотрудничеству (‘—¬“— –оссии);
  • ‘едеральна€ служба по оборонному заказу (–особоронзаказ);
  • ‘едеральна€ служба по техническому и экспортному контролю (‘—“Ё  –оссии);
  • ‘едеральное агентство специального строительства (—пецстрой –оссии)
ћинистерство юстиции –оссийской ‘едерации (ћинюст –оссии)
  • ‘едеральна€ служба исполнени€ наказаний (‘—»Ќ –оссии);
  • ‘едеральна€ регистрационна€ служба (–осрегистраци€);
  • ‘едеральна€ служба судебных приставов (‘——ѕ –оссии)
‘едеральные органы исполнительной власти, наход€щиес€ в ведении ѕрезидента –‘
  • √осударственна€ фельдъегерска€ служба –оссийской ‘едерации (федеральна€ служба) (√‘— –оссии);
  • —лужба внешней разведки –оссийской ‘едерации (федеральна€ служба) (—¬– –оссии);
  • ‘едеральна€ служба безопасности –оссийской ‘едерации (‘—Ѕ –оссии);
  • ‘едеральна€ служба –оссийской ‘едерации по контролю за оборотом наркотиков (‘— Ќ –оссии);
  • ‘едеральна€ служба охраны –оссийской ‘едерации (федеральна€ служба) (‘—ќ –оссии);
  • √лавное управление специальных программ ѕрезидента –оссийской ‘едерации (√”—ѕ);
  • ”правление делами ѕрезидента –оссийской ‘едерации.
II. ‘едеральные министерства, наход€щиес€ в ведении ѕравительства –‘, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
1. ћинистерство здравоохранени€ и социального развити€ –оссийской ‘едерации (ћинздравсоцразвити€ –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучи€ человека (–оспотребнадзор);
  • ‘едеральна€ служба по надзору в сфере здравоохранени€ и социального развити€ (–осздравнадзор);
  • ‘едеральна€ служба по труду и зан€тости (–оструд);
  • ‘едеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (–осздрав);
  • ‘едеральное медико-биологическое агентство
2. ћинистерство культуры и массовых коммуникаций –оссийской ‘едерации (ћинкультуры –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€ (–осохранкультура);
  • ‘едеральное архивное агентство (–осархив);
  • ‘едеральное агентство по культуре и кинематографии (–оскультура);
  • ‘едеральное агентство по печати и массовым коммуникаци€м (–оспечать)
3. ћинистерство образовани€ и науки –оссийской ‘едерации (ћинобрнауки –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (–оспатент);
  • ‘едеральна€ служба по надзору в сфере образовани€ и науки (–особрнадзор);
  • ‘едеральное агентство по науке и инноваци€м (–оснаука);
  • ‘едеральное агентство по образованию (–особразование)
4. ћинистерство природных ресурсов –оссийской ‘едерации (ћѕ– –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по надзору в сфере природопользовани€ (–осприроднадзор);
  • ‘едеральное агентство водных ресурсов (–осводресурсы);
  • ‘едеральное агентство лесного хоз€йства (–ослесхоз);
  • ‘едеральное агентство по недропользованию (–оснедра)
5. ћинистерство промышленности и энергетики –оссийской ‘едерации (ћинпромэнерго –оссии)
  • ‘едеральное агентство по промышленности (–оспром);
  • ‘едеральное агентство по энергетике (–осэнерго);
  • ‘едеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (–остехрегулирование)
6. ћинистерство регионального развити€ –оссийской ‘едерации (ћинрегион –оссии) ‘едеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хоз€йству (–осстрой)
7. ћинистерство сельского хоз€йства –оссийской ‘едерации (ћинсельхоз –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (–оссельхознадзор);
  • ‘едеральное агентство по рыболовству (–осрыболовство)
8. ћинистерство транспорта –оссийской ‘едерации (ћинтранс –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по надзору в сфере транспорта (–остранснадзор);
  • ‘едеральное агентство воздушного транспорта (–осавиаци€);
  • ‘едеральное дорожное агентство (–осавтодор);
  • ‘едеральное агентство железнодорожного транспорта (–осжелдор);
  • ‘едеральное агентство морского и речного транспорта (–осморречфлот);
  • ‘едеральное агентство геодезии и картографии (–оскартографи€)
9. ћинистерство информационных технологий и св€зи –оссийской ‘едерации (ћининформсв€зи –оссии)
  • ‘едеральна€ служба по надзору в сфере св€зи (–оссв€зьнадзор);
  • ‘едеральное агентство по информационным технологи€м (–осинформтехнологии);
  • ‘едеральное агентство св€зи (–оссв€зь)
10. ћинистерство финансов –оссийской ‘едерации (ћинфин –оссии)
  • ‘едеральна€ налогова€ служба (‘Ќ— –оссии);
  • ‘едеральна€ служба страхового надзора (–осстрахнадзор);
  • ‘едеральна€ служба финансово-бюджетного надзора (–осфиннадзор);
  • ‘едеральна€ служба по финансовому мониторингу (–осфинмониторинг);
  • ‘едеральное казначейство (федеральна€ служба) ( азначейство –оссии)
11. ћинистерство экономического развити€ и торговли –оссийской ‘еде рации (ћинэкономразвити€ –оссии)
  • ‘едеральна€ таможенна€ служба (‘“— –оссии)
  • ‘едеральное агентство по государственным резервам (–осрезерв);
  • ‘едеральное агентство кадастра объектов недвижимости (–оснедвижимость);
  • ‘едеральное агентство по управлению федеральным имуществом (–осимущество);
  • ‘едеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (–осќЁ«)
III. ‘едеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществл€ет ѕравительство –‘
  • ‘едеральна€ антимонопольна€ служба (‘ј— –оссии);
  • ‘едеральна€ аэронавигационна€ служба;
  • ‘едеральна€ служба по тарифам (‘—“ –оссии);
  • ‘едеральна€ служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (–осгидромет);
  • ‘едеральна€ служба государственной статистики (–осстат);
  • ‘едеральна€ служба по финансовым рынкам (‘—‘– –оссии);
  • ‘едеральна€ служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (–остехнадзор);
  • ‘едеральное агентство по атомной энергии (–осатом);
  • ‘едеральное космическое агентство (–оскосмос);
  • ‘едеральное агентство по туризму (–остуризм);
  • ‘едеральное агентство по физической культуре и спорту (–осспорт)

8. ѕолномочи€ федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства

ѕолномочи€ федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства
ѕолномочи€ федерального министерства
  • осуществл€ет правовое регулирование в установленной сфере де€тельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с  онституцией –‘, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами ѕрезидента и ѕравительства –‘ осуществл€етс€ исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами ѕрезидента и ѕравительства –‘;
  • не вправе осуществл€ть функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами ѕрезидента –‘ или постановлени€ми ѕравительства –‘;
  • осуществл€ет координацию и контроль де€тельности наход€щихс€ в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
‘ункции федерального министра
‘едеральное министерство возглавл€ет вход€щий в состав ѕравительства –‘ министр –‘ (федеральный министр), который:
  • утверждает ежегодный план и показатели де€тельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • вносит в ѕравительство –‘ по представлению руководител€ федеральной службы, федерального агентства проект положени€ о федеральной службе, федеральном агентстве, предложени€ о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • вносит в ћинистерство финансов –‘ предложени€ по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • вносит в ѕравительство –‘ проекты нормативных правовых актов, относ€щихс€ к определенной ему сфере де€тельности и к сферам де€тельности федеральных служб и федеральных агентств, наход€щихс€ в его ведении, если прин€тие таких актов относитс€ в соответствии с  онституцией –‘, федеральными конституционными законами, федеральными законам и к компетенции ѕравительства –‘;
  • во исполнение поручений ѕрезидента –‘, ѕредседател€ ѕравительства –‘ дает поручени€ федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной пор€док отмены решени€ не установлен федеральным законом; > назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство де€тельностью которых осуществл€ет ѕрезидент –‘;
  • назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководител€ федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство де€тельностью которых осуществл€ет ѕрезидент –‘;
  • осуществл€ет координацию де€тельности государственных внебюджетных фондов.
ѕолномочи€ федеральной службы
  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение  онституции –‘, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов ѕрезидента и ѕравительства –‘, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществл€ющего координацию и контроль де€тельности службы;
  • не вправе осуществл€ть в установленной сфере де€тельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами ѕрезидента –‘ или постановлени€ми ѕравительства –‘.
ѕолномочи€ федерального агентства
  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение  онституции –‘, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений ѕрезидента –‘, ѕредседател€ ѕравительства –‘ и федерального министерства, осуществл€ющего координацию и контроль де€тельности федерального агентства;
  • не вправе осуществл€ть нормативно-правовое регулирование в установленной сфере де€тельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами ѕрезидента –‘ или постановлени€ми ѕравительства –‘.

9. ќсновы организации системы органов исполнительной власти в субъектах ‘едерации

ќсновы организации системы органов исполнительной власти в субъектах ‘едерации
ѕринципы де€тельности
  • государственна€ и территориальна€ целостность –оссийской ‘едерации;
  • распространение суверенитета –оссийской ‘едерации на всю ее территорию;
  • верховенство  онституции –‘ и федеральных законов на всей территории –оссийской ‘едерации;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в цел€х обеспечени€ сбалансированности полномочий и исключени€ сосредоточени€ всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • разграничение предметов ведени€ и полномочий между органами государственной власти –оссийской ‘едерации и органами государственной власти субъектов ‘едерации;
  • самосто€тельное осуществление органами государственной власти субъектов ‘едерации принадлежащих им полномочий;
  • самосто€тельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправлени€
ѕолномочи€ органов исполнительной власти субъектов ‘едерации
  • по предметам ведени€ субъектов ‘едерации определ€ютс€ конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта ‘едерации;
  • по предметам совместного ведени€ определ€ютс€  онституцией –‘, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашени€ми о передаче части полномочий региональных органов исполнительной власти федеральным, и наоборот;
  • по предметам ведени€ –оссийской ‘едерации определ€ютс€ федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами ѕрезидента и ѕравительства –‘, а также соглашени€ми о передаче части полномочий региональных органов исполнительной власти федеральным, и наоборот.
—лучаи возложени€ отдельных полномочий органов исполнительной власти субъекта ‘едерации на федеральные органы
  • стихийное бедствие, катастрофа, ина€ чрезвычайна€ ситуаци€;
  • если просроченна€ задолженность субъекта ‘едерации по исполнению долговых и (или) бюджетных об€зательств, определенна€ в пор€дке, установленном Ѕюджетным кодексом –‘, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта ‘едерации в последнем отчетном году;
  • при реализации полномочий, осуществл€емых за счет предоставлени€ субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта ‘едерации допускаетс€ нарушение  онституции –‘, федерального закона, нормативных правовых актов ѕрезидента и ѕравительства –‘, если такое нарушение установлено соответствующим судом.
¬ысшее должностное лицо субъекта ‘едерации7
ѕор€док назначени€8
  • кандидатура представл€етс€ ѕрезиденту –‘ –уководителем јдминистрации ѕрезидента –‘ по предложению полномочного представител€ ѕрезидента –‘ в соответствующем федеральном округе не позднее, чем за 90 дней со дн€ истечени€ срока полномочий высшего должностного лица субъекта ‘едерации, а в случае досрочного прекращени€ его полномочий Ч в течение 10 дней;
  • предложение о кандидатуре на указанную должность вноситс€ ѕрезидентом –‘ не позднее, чем за 35 дней до истечени€ срока полномочий высшего должностного лица субъекта ‘едерации (руководител€ высшего исполнительного органа государственной власти субъекта ‘едерации);
  • законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта ‘едерации рассматривает представленную ѕрезидентом кандидатуру в течение 14 дней со дн€ внесени€ представлени€ о ней
  • решение законодательного (представительного) органа о наделении гражданина –оссийской ‘едерации указанными полномочи€ми считаетс€ прин€тым, если за него проголосовали более половины от установленного числа его депутатов;
  • если законодательным (представительным) органом представленна€ кандидатур отклон€етс€, ѕрезидент –‘ не позднее семи дней со дн€ ее отклонени€ повторно вносит предложение о кандидатуре на указанную должность. ¬ случае двукратного отклонени€ этой кандидатуры ѕрезидент –‘ вправе назначить временно исполн€ющего об€занности высшего должностного лица субъекта ‘едерации (руководител€ высшего исполнительного органа государственной власти субъекта ‘едерации) на период до вступлени€ должность лица, наделенного такими полномочи€ми, но не более чем на шесть мес€цев;
  • в случае двукратного отклонени€ кандидатуры на должность руководител€ исполнительного органа субъекта ‘едерации ѕрезидент –‘ может провести соответствующие консультации по кандидатуре руководител€ высшего исполнительного органа государственной власти субъекта ‘едерации, а затем по их результатам внести предложение о кандидатуре на указанную должность либо назначить временно исполн€ющего его об€занности.
ќсобенности
  • высшим должностным лицом субъекта ‘едерации может стать гражданин –оссийской ‘едерации, достигший тридцати лет;
  • надел€етс€ полномочи€ми на срок не более п€ти лет.
ѕолномочи€
  • представл€ет субъект ‘едерации в отношени€х с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов ‘едерации, органами местного самоуправлени€ и при осуществлении внешнеэкономических св€зей, подписывает договоры и соглашени€ от имени субъекта ‘едерации;
  • обнародует законы, отклон€ет их;
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта ‘едерации в соответствии с законодательством субъекта ‘едерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта ‘едерации;
  • обеспечивает координацию де€тельности органов исполнительной власти субъекта ‘едерации с иными органами государственной власти субъекта ‘едерации, может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта ‘едерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправлени€ и общественными объединени€ми.
—лучаи досрочного прекращени€ полномочий
  • смерть;
  • отрешение от должности ѕрезидентом –‘ в св€зи с выражением ему недовери€ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта ‘едерации;
  • отставка по собственному желанию;
  • отрешение его от должности ѕрезидентом –‘ в св€зи с утратой довери€ ѕрезидента –‘ за ненадлежащее исполнение своих об€занностей;
  • признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признание судом безвестно отсутствующим или объ€вление умершим;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезд за пределы –оссийской ‘едерации на посто€нное место жительства;
  • утрата гражданства –оссийской ‘едерации
¬ысший орган исполнительной власти субъекта ‘едерации
ќсновы де€тельности
  • €вл€етс€ посто€нно действующим органом исполнительной власти субъекта ‘едерации;
  • обеспечивает исполнение  онституции –‘, федеральных законов и иных нормативных правовых актов –оссийской ‘едерации и субъектов ‘едерации;
  • наименование, структура, пор€док формировани€ устанавливаютс€ конституцией (уставом) и законами субъекта ‘едерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта ‘едерации;
  • обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать;
  • финансируетс€ за счет средств бюджета субъекта ‘едерации.
ѕолномочи€
  • обеспечивает социально-экономическое развитие субъекта ‘едерации;
  • участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образовани€, здравоохранени€, социального обеспечени€ и экологии;
  • осуществл€ет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;
  • формирует органы исполнительной власти субъекта ‘едерации (министерств, государственных комитетов и т.д.);
  • управл€ет и распор€жаетс€ собственностью субъекта ‘едерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту ‘едерации в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации.

10. “ерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти

“ерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти
ѕон€тие
“ерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти Ч это государственные органы, наход€щиес€ в подчинении федеральных органов исполнительной власти, которые их создали.
ќсновы организации
ѕравова€ основа
  • действуют на основе  онституции –‘ и иных законодательных актов –оссийской ‘едерации, указов и распор€жений ѕрезидента, постановлений и распор€жений ѕравительства –‘;
  • руководствуютс€ в своей де€тельности правовыми актами ведомств –оссийской ‘едерации и органов государственной власти субъектов ‘едерации, прин€тыми в пределах их компетенции.
—оздание, реорганизаци€ и ликвидаци€ ѕроизвод€тс€ соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администраци€ми краев, областей, автономной области, автономных округов, городов ћосквы и —анкт-ѕетербурга (те же вопросы на территории автономного округа, вход€щего в край, область, решаютс€ по взаимному согласию сторон).
Ќазначение и освобождение от должности руководителей ѕроизвод€тс€ соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с губернаторами, администраци€ми краев, областей, автономной области, автономных округов, городов ћосквы и —анкт-ѕетербурга.
‘инансирование де€тельности ќсуществл€етс€ за счет средств бюджета –оссийской ‘едерации, а также соответствующих бюджетов субъектов ‘едерации и других источников финансировани€, установленных законодательством –оссийской ‘едерации. ќрганы исполнительной власти субъектов ‘едерации оказывают необходимую помощь территориальным органам в выделении им помещений и создании необходимых условий дл€ их работы и социального развити€.
ќсновные задачи
  • принимают участие в соответствии с профилем их де€тельности в выработке мер и способов государственного регулировани€ социально-экономического развити€ субъектов ‘едерации в услови€х проведени€ экономической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, вход€щих в компетенцию соответствующих ведомств;
  • систематически информируют ведомства –оссийской ‘едерации, органы исполнительной власти субъектов ‘едерации о проводимой ими работе в регионах в услови€х экономической реформы.
ѕринципы де€тельности
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • разграничение предметов ведени€ между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов ‘едерации;
  • персональна€ ответственность.
ѕрава
1) представл€ют соответствующие ведомства –оссийской ‘едерации в их отношени€х с органами исполнительной власти субъектов ‘едерации;
2) запрашивают и получают:
  • от соответствующих ведомств –оссийской ‘едерации, органов исполнительной власти субъектов ‘едерации необходимую дл€ осуществлени€ своей де€тельности информацию;
  • от предпри€тий, организаций и учреждений независимо от форм собственности сведени€, необходимые дл€ выполнени€ возложенных на них задач;
  • от органов статистики информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном пор€дке;
3) участвуют в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти;
4) принимают участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, св€занных с вопросами реализации экономической реформы;
5) внос€т предложени€ в соответствующие центральные органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов ‘едерации.

1 —тарилов ё.Ќ. ”каз. соч. Ч —. 422Ч423.

2 Ќести административную ответственность Ч это единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объедин€ет всех субъектов административного права, предусматрива€, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо €вл€етс€ субъектом правонарушени€.

3 ¬.ћ. ћанохин, ё.—. јдушкин, «.ј. Ѕагишаев и ё.Ќ. —тарилов предлагают наиболее полную классификацию субъектов административного права. —м.: ћанохин ¬.ћ., јдушкин ё.—., Ѕагишаев «.ј. –оссийское административное право- ”чебник - ћ., 1996. - —. 43-45; —тарилов ё.Ќ. ”каз. соч. - —. 426-430.

4 Ќекоторые специалисты (ƒ.Ќ. Ѕахрах) не относ€т ѕрезидента –‘ к числу субъектов административного права. ѕричиной такого отказа от признани€ за ѕрезидентом административно-правового статуса может €вл€тьс€, в частности, то обсто€тельство, что в р€де государств должность ѕрезидента предполагает, что именно он €вл€етс€ главой исполнительной власти (например, в —Ўј). ¬ таком случае административные полномочи€ ѕрезидента более очевидны. ¬ нашей же  онституции ѕрезидент выведен за рамки системы исполнительной власти, и его административно-правовой статус становитс€ очевидным только в результате анализа целой группы норм ќсновного закона страны. —м.: Ѕахрах ƒ.Ќ. ”каз. соч.

5 ”каз ѕрезидента –‘ от 20 ма€ 2004 г. є 649 Ђ¬опросы структуры федеральных органов исполнительной властиї (с изм. от 28 июл€, 13 сент€бр€, 11 окт€бр€, 18 но€бр€, 1 декабр€ 2004 г., 22 июл€, 5 сент€бр€, 3 окт€бр€ 2005 г.).

6 –аспор€жение јдминистрации ѕрезидента –‘ и јппарата ѕравительства –‘ от 6 августа 2004 г. є 1363/1001 Ђѕеречень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной властиї (с изм. от 26 августа 2005 г.) // –оссийска€ газета. Ч 2004. Ч є 170.

7 ѕор€док наделени€ гражданина –оссийской ‘едерации полномочи€ми высшего должностного (руководител€ лица субъекта ‘едерации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта ‘едерации) определ€етс€ ‘едеральным законом от 11 декабр€ 2004 г. є 159-‘« Ђќ внесении изменений в ‘едеральный закон Ђќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерацииї и ‘едеральным законом Ђќб основных гаранти€х избирательных прав и права на участие в референдуме граждан –оссийской ‘едерацииї.

8 ќпредел€етс€ ”казом ѕрезидента –‘ от 27 декабр€ 2004 г. є 1603 Ђќ пор€дке рассмотрени€ кандидатур на должность высшего должностного лица (руководител€ высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта –оссийской ‘едерацииї.

[an error occurred while processing this directive]