[an error occurred while processing this directive]

В начало

Предисловие

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

ЧАСТЬ II. Организация государственного управления

Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и виды субъектов административного права

Понятие и виды субъектов административного права
Понятие
Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.
Административно-правовой статус
Понятие
Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права.
Элементы
Административная правоспособность — это возможность субъекта вступать в правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера.
Общие признаки административной правоспособности1
  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения:
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.
Административная дееспособность2 — это способность своими действиями реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действия.
Виды3
Индивидуальные
  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • государственные служащие или должностные лица.
Коллективные
Государственные Выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством (органы государства, государственные предприятия и учреждения).
Негосударственные Не выполняют государственные задачи и функции, не финансируются государством и не управляются государством (общественные объединения граждан, профсоюзы, спортивные организации, кооперативные объединения и объединения по различным интересам).

Схема 1. Виды субъектов административного права

2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти

Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
Понятие
Орган исполнительной власти — это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Основные черты, характеризующие положение органов исполнительной власти
  • правовым основанием для организации и функционирования органов исполнительной власти являются законодательные акты Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует отметить, что в отличие от предыдущих конституций Конституция РФ 1993 г. не дает полного представления об этих органах, их правовом статусе и структуре. Поэтому указанные вопросы решаются нормами федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами;
  • формируются государством, выступают по его поручению и в его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством Российской Федерации, действовать самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять различные мероприятия по проведению их в жизнь;
  • подчиненность органов исполнительной власти строится по вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам, а указания последних обязательны для нижестоящих;
  • не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Однако это не исключает взаимодействие указанных органов в сфере функционирования исполнительной власти. В частности, Государственная Дума Федерального Собрания дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ. Кроме того, законодательные акты, принятые российским парламентом, требуют дальнейшего проведения их в жизнь именно в рамках реализации исполнительной власти;
  • деятельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществляют управление на основе и во исполнение закона. Это означает, что во всей своей деятельности указанные органы должны следовать требованиям Конституции РФ, конституций республик, уставов субъектов Федерации, законов, указов Президента РФ и других нормативных правовых актов;
  • образуются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации.

3. Виды органов исполнительной власти

Виды органов исполнительной власти
По федеративному устройству
Федеральные органы исполнительной власти Возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ, являющееся центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации Создаются в республиках, краях, областях, городах республиканского значения (Москве и Санкт-Петербурге), автономной области и автономных округах.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Создаются на основании ст. 78 Конституции РФ. Указанные территориальные органы действуют на территориях субъектов Федерации, но не входят в систему их исполнительных органов.
По характеру компетенции
Общей компетенции Органы исполнительной власти, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности (например, Правительство РФ, правительства республик и других субъектов Федерации, администрации в краях, областях и т.д.).
Отраслевой компетенции Органы исполнительной власти, которые осуществляют управление в отношении конкретной отрасли экономики, в социально-культурной и административно-политической сфере (обороне, юстиции). На федеральном уровне, например, ими являются федеральные министерства, а в субъектах Федерации — министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.
Межотраслевой компетенции Органы исполнительной власти, которые в соответствии с компетенцией осуществляют управление по вопросам, имеющим межотраслевое значение (например, на федеральном уровне к таким органам относятся федеральные службы и федеральные агентства; в субъектах Федерации образуются государственные комитеты, управления и т.д.).
Специальной компетенции Органы исполнительной власти, которые осуществляют различного рода разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные службы и федеральные агентства).
По порядку разрешения подведомственных вопросов
Коллегиальные Вопросы компетенции этих органов решаются по принципу большинства голосов их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы (например, Правительство РФ, правительства республик, федеральные службы по надзору, федеральные агентства, администрации краев, областей и т.д.).
Единоначальные Решение по всем вопросам их компетенции осуществляется их руководителем. Единоначалие обеспечивает оперативность принятия решений и повышает персональную ответственность руководителя за порученное дело (например, федеральные министерства, министерства в субъектах Федерации, администрации краев, областей и т.д.).
По организационно-правовым формам
На федеральном уровне Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
На уровне субъектов Федерации Правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, управления, департаменты, администрации, мэрии и т.д.
По источникам финансирования
Финансируемые за счет средств федерального бюджета К числу таких органов относятся федеральные органы исполнительной власти.
Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации К числу таких органов относятся органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Схема 2. Виды органов исполнительной власти

4. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
Принцип самостоятельности органов исполнительной власти
Выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы и эти органы не находятся в организационном подчинении каких-либо иных органов. Однако самостоятельность этих органов относительна. В частности, деятельность органов исполнительной власти, так же как и других государственных и негосударственных органов, подконтрольна. Например, органы законодатель ной власти вправе контролировать выполнение принимаемых ими решений (законов) и реагировать на случаи неэффективного их исполнения, вынося соответствующие решения. Счетная палата парламента проверяет исполнение ими государственного бюджета. Контрольно-надзорное воздействие на органы исполнительной власти осуществляется также со сторон органов судебной власти и прокуратуры. В частности, органы прокуратуры вправе проводить общий надзор в отношении соответствия их деятельности российскому законодательству. Значительным объемом контрольных полномочий в сфере исполнительной власти обладает и Президент РФ, решая, например, вопрос о назначении на должность или об освобождении от должности конкретного лица.
Принцип федерализма
  • обусловлен государственным устройством России. В соответствии с этим принципом в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;
  • проявляется в том, что компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются, прежде всего, на основе нормативных правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти относится к ведению Российской Федерации. Согласно ст. 72; Конституции установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На основании ст. 73 Конституции вне названных пределов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти
  • выражается в том, что законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
  • находит свое проявление в административном договоре. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти также могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 78 Конституции РФ).
Принцип законности
Все органы государственной власти, их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, конституции республик, законы Российской Федерации и субъектов Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации с ее субъектами, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.
Принцип экономичности
Необходимость осуществления организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии в расходовании государственных средств на содержание аппарата управления, поскольку эти расходы значительны.
Принцип гласности
Предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти.
Принцип единства системы.
По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения.

5. Президент Российской Федерации как субъект административного права

Президент Российской Федерации как субъект административного права
Понятие
Президент Российской Федерации — это высшее должностное лицо государства, избираемое на четыре года российскими гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президент РФ выступает как субъект административного права4
  • осуществляет ряд полномочий в области исполнительной власти;
  • по его представлению назначается Председатель Правительства РФ (центрального органа исполнительной власти в России), а также его заместители;
  • своим указом формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • осуществляет непосредственное руководство блоком так называемых «силовых» органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ и т.д.).
Требования к Президенту РФ
  • гражданин Российской Федерации;
  • не моложе 35 лет;
  • постоянно проживает в Российской Федерации не менее десяти лет;
  • одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
Осуществляет управленческую деятельность посредством издания
Указов Носят ярко выраженный нормативно-правовой характер, т.е. содержат нормы, в том числе административного права.
Распоряжений Не имеют нормативного характера и отвечают признакам индивидуальных управленческих актов.
Полномочия Президента РФ
  • совместно с Правительством РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;
  • в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;
  • вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
  • при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Администрация Президента РФ
Понятие
Администрация Президента РФ — это государственный орган, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль над исполнением его решений.
Функции
  • осуществляет контроль над исполнением решений Президента РФ;
  • занимается подготовкой предложений о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности Президенту РФ;
  • содействует Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • организует подготовку законопроектов в порядке законодательной инициативы;
  • подготавливает проекты заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;
  • подготавливает предложения о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
  • обеспечивает деятельность Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и т.д.
Структура
Руководитель Администрации Президента РФ Обеспечивает и организует деятельность Администрации Президента РФ.
Советники Президента РФ Координируют определенную сферу общественных отношений.
Пресс-секретарь Президента РФ Осуществляет и организовывает контакты Президента РФ со средствами массовой информации, общественностью.
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах Являются должностным и лицами, представляющими Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. На них возложена задача по обеспечению реализации конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, управления Президента РФ Выполняют свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации». Названные в Указе Президента РФ должностные лица участвуют в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания.

6. Правительство Российской Федерации как субъект административного права

Правительство Российской Федерации как субъект административного права
Понятие
Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти Российской Федерации, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации.
Основные направления деятельности
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
  • кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Полномочия
В сфере экономики
  • осуществляет регулирование экономических процессов;
  • обеспечивает единство экономического пространства свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации;
  • разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
  • вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.
В социальной сфере
  • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
  • способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  • принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  • разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  • обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики.
В сфере науки, культуры, образования
  • разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
  • обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования;
  • Развивает систему бесплатного образования.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации
  • осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
  • обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств.
В сфере внешней политики и международных отношений
  • осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
  • организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
  • обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
Правительство РФ осуществляет свою деятельность посредством
Постановлений Издаются по оперативным и текущим вопросам, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.
Распоряжений Издаются по вопросам, не имеющим нормативного характера.
Состав Правительства РФ
Председатель Правительства РФ
  • представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
  • ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства РФ;
  • представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ
  • участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
  • координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;
  • предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.
Федеральные министры
  • участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  • принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
  • принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Условия прекращения деятельности Правительства РФ
Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.
Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ по собственной инициативе.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

7. Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Система и структура федеральных органов исполнительной власти5
Система федеральных органов исполнительной власти
Федеральные министерства
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральные службы
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральные агентства
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральные министерства Федеральные службы и агентства
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России6) Федеральная миграционная служба (ФМС России)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России);
  • Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ);
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
  • Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)
  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России);
  • Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация);
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)
Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Президента РФ
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) (ГФС России);
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России);
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России);
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России);
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП);
  • Управление делами Президента Российской Федерации.
II. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);
  • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);
  • Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав);
  • Федеральное медико-биологическое агентство
2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России)
  • Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура);
  • Федеральное архивное агентство (Росархив);
  • Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура);
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)
3. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент);
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука);
  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
4. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России)
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
  • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
5. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России)
  • Федеральное агентство по промышленности (Роспром);
  • Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго);
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)
6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой)
7. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)
8. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
  • Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
  • Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);
  • Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография)
9. Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России)
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор);
  • Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии);
  • Федеральное агентство связи (Россвязь)
10. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
  • Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  • Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор);
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
  • Федеральное казначейство (федеральная служба) (Казначейство России)
11. Министерство экономического развития и торговли Российской Феде рации (Минэкономразвития России)
  • Федеральная таможенная служба (ФТС России)
  • Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость);
  • Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество);
  • Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ)
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России);
  • Федеральная аэронавигационная служба;
  • Федеральная служба по тарифам (ФСТ России);
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
  • Федеральная служба государственной статистики (Росстат);
  • Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России);
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом);
  • Федеральное космическое агентство (Роскосмос);
  • Федеральное агентство по туризму (Ростуризм);
  • Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт)

8. Полномочия федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства

Полномочия федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства
Полномочия федерального министерства
  • осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;
  • не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
  • осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Функции федерального министра
Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр), который:
  • утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законам и к компетенции Правительства РФ;
  • во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом; > назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.
Полномочия федеральной службы
  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы;
  • не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Полномочия федерального агентства
  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;
  • не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

9. Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации

Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
Принципы деятельности
  • государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;
  • самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации
  • по предметам ведения субъектов Федерации определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации;
  • по предметам совместного ведения определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями о передаче части полномочий региональных органов исполнительной власти федеральным, и наоборот;
  • по предметам ведения Российской Федерации определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также соглашениями о передаче части полномочий региональных органов исполнительной власти федеральным, и наоборот.
Случаи возложения отдельных полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации на федеральные органы
  • стихийное бедствие, катастрофа, иная чрезвычайная ситуация;
  • если просроченная задолженность субъекта Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта Федерации в последнем отчетном году;
  • при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации7
Порядок назначения8
  • кандидатура представляется Президенту РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе не позднее, чем за 90 дней со дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий — в течение 10 дней;
  • предложение о кандидатуре на указанную должность вносится Президентом РФ не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации);
  • законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации рассматривает представленную Президентом кандидатуру в течение 14 дней со дня внесения представления о ней
  • решение законодательного (представительного) органа о наделении гражданина Российской Федерации указанными полномочиями считается принятым, если за него проголосовали более половины от установленного числа его депутатов;
  • если законодательным (представительным) органом представленная кандидатур отклоняется, Президент РФ не позднее семи дней со дня ее отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре на указанную должность. В случае двукратного отклонения этой кандидатуры Президент РФ вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) на период до вступления должность лица, наделенного такими полномочиями, но не более чем на шесть месяцев;
  • в случае двукратного отклонения кандидатуры на должность руководителя исполнительного органа субъекта Федерации Президент РФ может провести соответствующие консультации по кандидатуре руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а затем по их результатам внести предложение о кандидатуре на указанную должность либо назначить временно исполняющего его обязанности.
Особенности
  • высшим должностным лицом субъекта Федерации может стать гражданин Российской Федерации, достигший тридцати лет;
  • наделяется полномочиями на срок не более пяти лет.
Полномочия
  • представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта Федерации;
  • обнародует законы, отклоняет их;
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации в соответствии с законодательством субъекта Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными органами государственной власти субъекта Федерации, может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Случаи досрочного прекращения полномочий
  • смерть;
  • отрешение от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации;
  • отставка по собственному желанию;
  • отрешение его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • утрата гражданства Российской Федерации
Высший орган исполнительной власти субъекта Федерации
Основы деятельности
  • является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Федерации;
  • обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Федерации;
  • наименование, структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации;
  • обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать;
  • финансируется за счет средств бюджета субъекта Федерации.
Полномочия
  • обеспечивает социально-экономическое развитие субъекта Федерации;
  • участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  • осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;
  • формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации (министерств, государственных комитетов и т.д.);
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Понятие
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — это государственные органы, находящиеся в подчинении федеральных органов исполнительной власти, которые их создали.
Основы организации
Правовая основа
  • действуют на основе Конституции РФ и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  • руководствуются в своей деятельности правовыми актами ведомств Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
Создание, реорганизация и ликвидация Производятся соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон).
Назначение и освобождение от должности руководителей Производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с губернаторами, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Финансирование деятельности Осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации, а также соответствующих бюджетов субъектов Федерации и других источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации оказывают необходимую помощь территориальным органам в выделении им помещений и создании необходимых условий для их работы и социального развития.
Основные задачи
  • принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;
  • систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.
Принципы деятельности
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • персональная ответственность.
Права
1) представляют соответствующие ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов Федерации;
2) запрашивают и получают:
  • от соответствующих ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации необходимую для осуществления своей деятельности информацию;
  • от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
  • от органов статистики информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;
3) участвуют в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти;
4) принимают участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы;
5) вносят предложения в соответствующие центральные органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

1 Старилов Ю.Н. Указ. соч. — С. 422—423.

2 Нести административную ответственность — это единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения.

3 В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев и Ю.Н. Старилов предлагают наиболее полную классификацию субъектов административного права. См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право- Учебник - М., 1996. - С. 43-45; Старилов Ю.Н. Указ. соч. - С. 426-430.

4 Некоторые специалисты (Д.Н. Бахрах) не относят Президента РФ к числу субъектов административного права. Причиной такого отказа от признания за Президентом административно-правового статуса может являться, в частности, то обстоятельство, что в ряде государств должность Президента предполагает, что именно он является главой исполнительной власти (например, в США). В таком случае административные полномочия Президента более очевидны. В нашей же Конституции Президент выведен за рамки системы исполнительной власти, и его административно-правовой статус становится очевидным только в результате анализа целой группы норм Основного закона страны. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч.

5 Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г., 22 июля, 5 сентября, 3 октября 2005 г.).

6 Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 6 августа 2004 г. № 1363/1001 «Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 26 августа 2005 г.) // Российская газета. — 2004. — № 170.

7 Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного (руководителя лица субъекта Федерации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) определяется Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

8 Определяется Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

[an error occurred while processing this directive]