[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

1. ѕон€тие и функции местного самоуправлени€

ѕон€тие и функции местного самоуправлени€
ѕон€тие
ћестное самоуправление в –оссийской ‘едерации - это признаваема€ и гарантируема€  онституцией –‘ самосто€тельна€ и под свою ответственность де€тельность населени€ по решению непосредственно или через органы местного самоуправлени€ вопросов местного значени€ исход€ из интересов населени€, его исторических и иных традиций.
‘ункции местного самоуправлени€
  • обеспечивает участие населени€ в самосто€тельном решении местных вопросов;
  • обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;
  • управл€ет муниципальной собственностью;
  • обеспечивает потребности населени€ в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;
  • осуществл€ет защиту интересов и прав местного самоуправлени€; обеспечивает охрану общественного пор€дка, реализацию законов, поддержание правопор€дка на территории муниципального образовани€.

2. ѕринципы местного самоуправлени€: пон€тие, назначение и виды

ѕринципы местного самоуправлени€: пон€тие, назначение и виды
ѕон€тие
ќбусловленные природой местного самоуправлени€ коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и де€тельности населени€, формируемых ими органов, самосто€тельно осуществл€ющих управление делами.
Ќазначение
¬ рамках этих принципов осуществл€етс€ регулирование особенностей организации местного самоуправлени€ в приграничных территори€х, закрытых административно-территориальных образовани€х, правовое регулирование местного самоуправлени€ в субъектах ‘едерации с учетом исторических и иных местных традиций.
¬иды
ќбщие (воздействуют на все сферы местного самоуправлени€)
  • верховенство  онституции –‘, федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • самосто€тельность решени€ населением вопросов местного значени€;
  • организационное обособление местного самоуправлени€, его органов в системе управлени€ государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправлени€ его полномочи€м;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправлени€ перед населением;
  • многообразие организационных форм осуществлени€ местного самоуправлени€;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность в организации и де€тельности местного самоуправлени€;
  • гласность де€тельности местного самоуправлени€;
  • коллегиальность и единоначалие в де€тельности местного самоуправлени€;
  • государственна€ гаранти€ и поддержка местного самоуправлени€.
—пециальные (относ€тс€ к отдельным сферам местного самоуправлени€)
  • принцип компенсации увеличени€ расходов или уменьшени€ доходов органов местного самоуправлени€, возникших в результате решений органов государственной власти;
  • принцип получени€ органами местного самоуправлени€ платы за пользование на их территории природными ресурсами и др.

3. ќсновы местного самоуправлени€

ќсновы местного самоуправлени€1
1.  онституционно-правовые основы2
 онституци€ –‘ устанавливает право населени€ самосто€тельно решать вопросы местного значени€, владени€, пользовани€ и распор€жени€ муниципальной собственностью, а также право самосто€тельно осуществл€ть управление местными делами путем пр€мого волеизъ€влени€, через выборные и другие органы местного самоуправлени€ (ст. 130). Ёта норма, по существу, развивает положение о местном самоуправлении как одной из форм народовласти€ (ч. 2 ст. 3) и основ конституционного стро€ (ст. 12). –ассматрива€ население как субъект местного самоуправлени€,  онституци€ –‘ гарантирует каждому жителю муниципального образовани€ равные права независимо от пола, расы, национальности, происхождени€, имущества и должностного положени€, отношени€ к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединени€м (ст. 19). √ражданам предоставл€етс€ право избирать и быть избранными в органы местного самоуправлени€ и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Ќа органы местного самоуправлени€ возлагаетс€ конституционна€ об€занность обеспечить каждому возможность знакомитьс€ с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), устанавливаетс€ право личного обращени€ и направлени€ индивидуальных или коллективных обращений в органы местного самоуправлени€ (ст. 33). ¬ части 1 ст. 130  онституции –‘ сформулировано поле де€тельности местного самоуправлени€ Ч Ђвопросы местного значени€ї. ¬ их перечень  онституци€ –‘ включила строительство и распределение жиль€, указав на об€занности муниципальной власти поощр€ть жилищное строительство, создавать услови€ дл€ реализации права граждан на жилье, а малоимущим гражданам предоставл€ть бесплатно или за доступную цену жилье из муниципального фонда (ст. 40)3. ¬ сфере муниципального здравоохранени€ к вопросам местного значени€ отнесено оказание бесплатной медицинской помощи за счет средств местного бюджета, страховых взносов и иных поступлений (ст. 41). √арантируетс€ общедоступное, бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждени€х (ст. 43). ќпредел€€ территориальные основы местного самоуправлени€,  онституци€ –‘ предусматривает его осуществление в городских, сельских поселени€х и на других территори€х, а изменение границ муниципальных образований допускаетс€ с учетом мнени€ населени€ соответствующих территорий (ст. 131).
 онституци€ –‘ устанавливает право местного самоуправлени€ управл€ть муниципальной собственностью, утверждать и исполн€ть свой бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществл€ть охрану общественного пор€дка, решать иные вопросы местного значени€ и осуществл€ть отдельные государственные полномочи€ (ст. 132).
¬ажное место занимают конституционные гарантии самосто€тельности местного самоуправлени€. ¬ соответствии с  онституцией –‘ местному самоуправлению гарантируетс€ право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, прин€тых органами государственной власти, или запрета на ограничение прав местного самоуправлени€, установленных  онституцией –‘ и федеральными законами (ст. 133). Ёта норма согласуетс€ с характеристикой –оссийской ‘едерации как демократического правового государства (ч. 1 ст. 1), а также признанием права граждан на самоуправление непосредственно действующим и обеспечиваемым правосудием (ст. 18).  онституци€ –‘ не включает местное самоуправление в число субъектов, имеющих право непосредственного обращени€ в  онституционный —уд –‘, однако она создает предпосылки защиты законных интересов муниципалитетов при рассмотрении в конкретном деле вопросов, затрагивающих права и об€занности органов и должностных лиц местного самоуправлени€ (ч. 2 ст. 125).
2. —оциальные основы
ќсновополагающие принципы, закрепл€ющие права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определ€ть смысл, содержание и де€тельность местного самоуправлени€.
3. “ерриториальные основы
—овокупность норм-принципов, закрепл€ющих и регулирующих социальную политику местного самоуправлени€, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
4. ќрганизационные основы
—овокупность норм-принципов, закрепл€ющих и регулирующих осуществление власти населением непосредственно через органы местного самоуправлени€, пор€док образовани€ органов местного самоуправлени€, формы и принципы их де€тельности.
5. »деологические основы
—овокупность норм-принципов, закрепл€ющих и регулирующих идеологическое и политическое многообразие в местных сообществах, политические права и свободы человека и гражданина.
6. ‘инансово-экономические основы
—овокупность норм-принципов, закрепл€ющих и регулирующих формирование и использование муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов.

4. ќрганы местного самоуправлени€: пон€тие и виды

ќрганы местного самоуправлени€: пон€тие и виды
—истема органов местного самоуправлени€
—овокупность негосударственных, имеющих статус самосто€тельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществл€ютс€ функции и полномочи€ местного самоуправлени€, образуемых в соответствии с  онституцией –‘ и ‘едеральным законом от 6 окт€бр€ 2003 г. є 131-‘« Ђќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерацииї.
1. ѕредставительный орган местного самоуправлени€
ѕон€тие
¬ыборный орган местного самоуправлени€, обладающий правом представл€ть интересы населени€ и принимать от его имени решени€, действующие на территории муниципального образовани€.
—остав и пор€док формировани€
—остоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и пр€мого избирательного права при тайном голосовании.
„исленность
ќпредел€етс€ уставом муниципального образовани€4. ѕредставительные органы в районах республики, области (кра€), в городах республиканского, областного (краевого) значени€ могут именоватьс€ районными (городскими) собрани€ми, земскими собрани€ми, думами и др.; в поселке, сельсовете Ч советом и т.д.5
ѕор€док де€тельности и компетенци€
–аботает на непосто€нной основе и созываетс€ на свои заседани€ соответствующим главой местного самоуправлени€ (главой администрации). ”тверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программу развити€ территорий, принимает положени€ (уставы) о местном самоуправлении, осуществл€ет контроль над де€тельностью главы администрации.
ѕор€док роспуска
–аспускаетс€ законом субъекта ‘едерации либо федеральным законом. ≈сли в течение трех мес€цев со дн€ вступлени€ решени€ суда в силу нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправлени€ (или отдельные его положени€) остаетс€ не отмененным, а представительный орган власти субъекта ‘едерации письменное предупреждение не выносит, ѕрезидент –‘ вправе внести в √осударственную ƒуму проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправлени€6.
2. »сполнительный орган местного самоуправлени€
—остав и пор€док формировани€
‘ормируетс€ представительным органом местного самоуправлени€ и подотчетен ему, осуществл€ет исполнительно-распор€дительную де€тельность (исполнительную власть) в границах муниципального образовани€.
ѕор€док де€тельности и компетенци€
ѕодотчетен соответствующему представительному органу местного самоуправлени€ и формируетс€ ее главой, который возглавл€ет администрацию на принципах единоначали€.
3. √лава местного самоуправлени€ (муниципального образовани€)
ѕон€тие
¬ыборное должностное лицо, организующее де€тельность органа местного самоуправлени€ по осуществлению местного самоуправлени€ на территории муниципального образовани€.
ѕор€док избрани€
»збираетс€ сроком на четыре года гражданами, проживающими на территории муниципального образовани€, и надел€етс€ компетенцией в соответствии с уставом, непосредственно подотчетен населению и представительному органу местного самоуправлени€.
 омпетенци€
¬озглавл€ет представительный орган и местную администрацию, формирует исполнительные органы, руководит работой представительного органа, осуществл€ет непосредственно или через администрацию исполнительно-распор€дительные функции местного самоуправлени€.
ѕор€док отрешени€ от должности
ћожет быть отрешен от своей должности из-за бездействи€ по отношению к отмене прин€того им нормативного правового акта, если этот акт или отдельные его положени€ признаны судом противоречащими  онституции –‘, федеральным законам, законодательству субъекта ‘едерации или уставу муниципального образовани€ и при этом повлекли признанные судом нарушени€ прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда.
¬ этом случае он об€зан:
  • в установленные законом сроки отменить неконституционный акт (или отдельные его положени€)7;
  • опубликовать информацию о решении суда в течение дес€ти дней со дн€ вступлени€ решени€ в силу.

1 ќсновы местного самоуправлени€ Ч это совокупность норм-принципов, закрепл€ющих и регулирующих наиболее основополагающие отношени€, возникающие в процессе организации и осуществлени€ местного самоуправлени€ на всей территории –оссийской ‘едерации, в соответствии с которыми должны находитьс€ все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов. ќсновы местного самоуправлени€ подчин€ют себе логически и юридически все его институты и издаваемые в их развитие законы и нормативные правовые акты.

2  онституционно-правовые основы Ч это основополагающие принципы, закрепл€ющие права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определ€ть смысл, содержание и де€тельность местного самоуправлени€.

3 ѕоскольку правовое регулирование сферы местного самоуправлени€ отнесено к совместному ведению –оссийской ‘едерации и ее субъектов, следует учитывать, что перечень вопросов, отнесенных к полномочи€м местного самоуправлени€, может осуществл€тьс€ законодательством субъектов ‘едерации (п. Ђнї ст. 72  онституции –‘).

4 «аседани€ правомочны при участии не менее двух третей от установленного числа депутатов. –ешени€ принимаютс€ большинством голосов от установленного числа депутатов.

5 ¬ некоторых субъектах ‘едерации в сельсоветах с численностью от 1 до 2 тыс. человек функции представительного органа местного самоуправлени€ может осуществл€ть собрание старост населенных пунктов сельсовета, избираемых населением.

6 ќдновременно с роспуском представительного органа местного самоуправлени€ законом субъекта ‘едерации либо федеральным законом назначаютс€ новые выборы.

7 ≈сли глава муниципального образовани€ не отмен€ет акт, закон об€зывает высшее должностное лицо субъекта ‘едерации письменно предупредить главу муниципального образовани€ о возможности его отрешени€ от должности. ≈сли в течение мес€ца со дн€ вынесени€ письменного предупреждени€ глава муниципального образовани€ не исполн€ет судебное решение об отмене акта, он подлежит отрешению от должности.

[an error occurred while processing this directive]