[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

1. ѕон€тие, особенности и основные черты законности в государственном управлении

ѕон€тие, особенности и основные черты законности в государственном управлении
ѕон€тие
«аконность Ч это основополагающий принцип правового государства, подразумевающий всеобщее подчинение членов общества положению о необходимости неукоснительного соблюдени€ норм права.
 онституционна€ основа
¬  онституции –‘ закреплено, что –оссийска€ ‘едераци€ €вл€етс€ демократическим и правовым государством. —тать€ 15 ќсновного закона закрепл€ет, что органы государственной власти, органы местного самоуправлени€, должностные лица, граждане и их объединени€ об€заны соблюдать  онституцию и законы.  роме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры –оссийской ‘едерации €вл€ютс€ составной частью ее правовой системы, что подразумевает необходимость соблюдени€ и норм международного права в целом.
ќсобенности
ѕринцип законности Ч это всеобщий универсальный принцип, служащий гарантией успешного существовани€ любого политического стро€, в том числе тоталитарного.
ƒанный принцип подразумевает подчинение нормам права, установлени€м власти в принципе; €вл€етс€ руководством к действию не только дл€ всего населени€, организаций, общественных объединений, но и дл€ органов государства и их представителей, в том числе высших должностных лиц государства.
ѕонимаетс€ как принцип неуклонности соблюдени€ законов и других нормативных правовых актов всеми органами власти, организаци€ми и населением. “аким образом, законность подразумевает обеспечение соблюдени€ закона не только объектами управлени€, но и самими Ђтворцамиї норм права, в том числе органами государственного управлени€.
«аконность Ч принцип универсальный, т.е. свойственный абсолютно всем сферам жизнеде€тельности общества. ¬ демократическом обществе этот принцип имеет особое значение применительно к построению, организации функционировани€ системы исполнительной власти, а также к взаимоотношени€м власти и управл€емых объектов.
ќсновные черты
ѕринцип законности:
  • €вл€етс€ одним из важнейших принципов организации и де€тельности всех звеньев системы управлени€. ¬ соответствии с указанным принципом органы государственного управлени€ осуществл€ют де€тельность по руководству экономикой, социально-культурному и административно-политическому строительству, обеспечивают организующее воздействие на объекты управлени€, оперативно решают конкретные дела в сфере управлени€, издают нормативные правовые акты на основе общих требований законов и иных актов. —трожайшее соблюдение этого принципа €вл€етс€ основополагающим в борьбе с правонарушени€ми и коррупцией в р€дах органов государственного управлени€, обеспечении и поддержании правопор€дка и т.д.;
  • характеризуетс€ об€зательным выполнением требований законодательства, обращенных к субъектам государственного управлени€. ќрганы государственного управлени€ и их должностные лица должны действовать в строгом соответствии с предписани€ми закона. Ќикто, несмотр€ на занимаемое должностное положение, не вправе нарушать закон, не выполн€ть установленные им правила поведени€ и об€занности;
  • основываетс€ на действующем российском законодательстве. ’ороша€ правова€ база €вл€етс€ важнейшим условием укреплени€ законности, а следовательно, и правовой основы государственной и общественной жизни;
  • не должен противопоставл€тьс€ целесообразности. Ёто означает, что не допускаетс€ издание правовых актов вопреки закону под предлогом их целесообразности.
”ровень законности во многом определ€етс€ уровнем правовой культурой населени€. „ем выше уровень правовой культуры, тем более строго и точно соблюдаютс€ законы и другие нормативные правовые акты.
¬ правоприменительной де€тельности субъектов управлени€ законность должна основыватьс€ на справедливом прин€тии управленческих решений.
Ћюбое нарушение субъектами управлени€ законов или иных нормативных правовых актов требует адекватного реагировани€ со стороны государства, вплоть до привлечени€ виновных лиц, допустивших нарушение норм и правил, к различным видам юридической ответственности.
ќсновные качества
¬ыступает как одна из наиболее общих целей управленческой де€тельности органов государственного управлени€ ѕро€вл€етс€ в де€тельности органов государственного управлени€ как борьба с преступностью, в том числе с коррупцией в р€дах органов государственного управлени€, обеспечении правопор€дка, установленного пор€дка функционировани€ законодательной и судебной властей, в невмешательстве в де€тельность указанных ветвей государственной власти.
¬ыступает как принцип внутренней организации управленческих процессов и основа де€тельности органов и должностных лиц системы государственного управлени€ ќрганы государственного управлени€ и их должностные лица действуют в строгом соответствии с предписани€ми закона (ориентир на Ђбукву законаї).
»х де€тельность осуществл€етс€ исключительно во исполнение закона, что некоторым образом ограничивает инициативу исполнительных органов, поскольку они могут совершать лишь действи€, которые непосредственно им предписаны (действует принцип: Ђвсе, что не разрешено, Ч запрещеної).
Ќормотворческа€ де€тельность органов государственного управлени€ целиком подчинена принципу соответстви€ закону (при этом подзаконный нормативный правовой акт должен соответствовать международному законодательству,  онституции –‘, федеральным законам, а также всем нормативным правовым актам, обладающим более высокой юридической силой).

2. √арантии и способы обеспечени€ законности в государственном управлении

√арантии и способы обеспечени€ законности в государственном управлении
√арантии
ќбщие
ѕолитические
–азвитие в обществе институтов демократи€ и гласности, обеспечение плюрализма мнений и свободы печати, степень участи€ населени€ в политических процессах в обществе, уважение власти к общественному мнению.   политическим гаранти€м относ€тс€ также разделение властей, существование действенной системы сдержек и противовесов, позвол€ющей властным структурам взаимно контролировать друг друга на политическом и правовом уровн€х.
Ёкономические
¬ысокий уровень благососто€ни€ населени€, свобода предпринимательства, отсутствие бюрократических препон на пути развити€ экономики, единство экономического пространства, гарантированность прав частной собственности. ѕоступательное развитие экономики в услови€х рынка возможно лишь при неукоснительном соблюдении принципа законности, что предполагает наличие обратного эффекта: позитивно развивающа€с€ рыночна€ экономика, ведома€ косвенным государственным управлением, €вл€етс€ гарантией законности, в том числе и как условие социальной стабильности, условие рольной независимости средств массовой информации.
ƒуховно-нравственные
”ровень культуры общества, его членов, уровень сознани€.
»деологические
ќдни из наиболее важных условий реального приоритета законности над произволом. ѕри отсутствии у граждан и должностных лиц четкой мотивации к правомерному поведению никакие другие предпосылки не смогут предотвратить частные извращени€ принципа законности в конкретных управленческих и других подобных ситуаци€х. ¬ частности, демократическое, справедливое, характеризующеес€ высокой юридической техникой законодательство навсегда останетс€ лишь текстом на бумаге при непонимании и нежелании населени€, адресатов данных норм выполн€ть предписани€.
—пециально-юридические
ќрганизационно-правовые
Ќаличие продуманной системы законодательства, отвечающей реали€м сегодн€шнего дн€, правильной организации системы государственных органов, в том числе органов государственного управлени€, надлежащего выполнени€ работниками этих органов возложенных на них функций в точном соответствии с законом.
—пособы
 онтроль
ѕон€тие
 онтроль Ч важнейший способ обеспечени€ законности.
ќсобенности
—ущность контрол€ в обобщенном виде состоит в наблюдении за соответствием де€тельности подконтрольного объекта нормам права с целью вы€снени€, соответствует ли его де€тельность заданным параметрам, не допущены ли в ней какие-либо нарушени€ законности.  онтрольные процедуры имеют своей целью не только вы€вление соответстви€ осуществл€емой де€тельности предписани€м норм права, но и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществл€емых действий.
Ќадзор
ѕон€тие
Ќадзор как способ обеспечени€ законности состоит в посто€нном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за де€тельностью не подчиненных им органов и лиц с целью вы€влени€ нарушений законности.
ќсобенности
ѕри осуществлении надзора оценка де€тельности поднадзорного объекта даетс€ только с точки зрени€ законности его действий, но не целесообразности и эффективности подконтрольного объекта. ¬ св€зи с этим при надзоре (в отличие от контрол€) вмешательство в текущую административно-хоз€йственную де€тельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускаетс€.
Ќадзор осуществл€етс€ органами прокуратуры (прокурорский надзор) и специально уполномоченными органами исполнительной власти (административный надзор).
ќбжалование
ѕон€тие
ѕод обжалованием понимаетс€ реализаци€ гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти, обращатьс€ лично, а также направл€ть индивидуальные и коллективные обращени€ в государственные органы и органы местного самоуправлени€.
ќсобенности
ќрганы, которым адресованы обращени€ граждан, об€заны рассмотреть их в установленные сроки и дать исчерпывающий ответ на поставленные ими вопросы либо решить проблему по существу.

3. Ќадзор и контроль: пон€тие и отличи€

Ќадзор и контроль: пон€тие и отличи€
—ущность надзора и контрол€
Ќадзор и контроль Ч два универсальных средства обеспечени€ законности в государственном управлении.
ѕон€тие контрол€
 онтроль представл€ет собой систему наблюдени€ над де€тельностью и корректировки поведени€ подконтрольных объектов в цел€х соответстви€ их де€тельности установленным нормам права и цел€м осуществл€емой де€тельности.
ѕон€тие надзора
Ќадзор заключаетс€ в создании системы проверки соблюдени€ закона в процессе осуществлени€ различных видов де€тельности с последующим инициированием процедуры привлечени€ к юридической ответственности за нарушение законодательства.
Ќаучна€ дискусси€ о различи€х и сходных чертах контрол€ и надзора
“ермины Ђнадзорї и Ђконтрольї тождественны1.
Ќадзор, осуществл€емый органами государственного управлени€, представл€ет собой разновидность контрол€2.
“ермины Ђнадзорї и Ђконтрольї самосто€тельные.
«аконодательство о контроле и надзоре
¬ ”казе ѕрезидента –‘ от 9 марта 2004 г. є 314 Ђќ системе и структуре федеральных органов исполнительной властиї (в ред. от 23 декабр€ 2005 г. є 1522) пон€ти€ Ђнадзорї и Ђконтрольї никак не раздел€ютс€ (как нет и пр€мых указаний на их синонимичность), но, несмотр€ на это, очевидно, что законодательство все-таки раздел€ет надзор и контроль, употребл€€ тот или иной термин применительно к различным управленческим ситуаци€м. “ак, уже в целом р€де подзаконных актов, прин€тых дл€ исполнени€ ”каза є 314, эти пон€ти€ разграничиваютс€, причем в достаточно бессистемном пор€дке3.
—ходства и различи€
 онтроль €вл€етс€ средством обеспечени€ законности, примен€емым в отношении подведомственных объектов вышесто€щими органами государственного управлени€. ќсуществление контрол€ предполагает возможность оперативного вмешательства контролирующего субъекта в де€тельность подконтрольного.  онтрольные процедуры став€т своей целью не только вы€вление соответстви€ осуществл€емой де€тельности предписани€м норм права, но и оценку рациональности, разумности, эффективности осуществл€емых действий.  онтрольные процедуры производ€тс€ в пор€дке текущего контрол€, т.е. непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных меропри€тий.
Ќадзор осуществл€етс€, как правило, в отношении неподконтрольных субъектов, не св€зан с вмешательством в де€тельность поднадзорного субъекта и имеет своей целью исключительно вы€вление правонарушений в де€тельности поднадзорных субъектов. Ќадзор осуществл€етс€ выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в де€тельности поднадзорных субъектов.
“аким образом, между указанными средствами существует целый р€д принципиальных различий, в том числе:
  • наличие или отсутствие отношений ведомственной подчиненности (при контроле присутствуют, при надзоре Ч нет);
  • возможность вмешательства в де€тельность подконтрольного (поднадзорного) субъекта (при надзоре така€ возможность отсутствует);
  • возможность отмены правовых актов и применение мер дисциплинарной ответственности в ходе осуществлени€ соответствующих процедур (така€ возможность характерна дл€ контрол€);
  • возможность проверки целесообразности и эффективности осуществленных меропри€тий (также характерна дл€ контрольных процедур);
  • плановость проверочных меропри€тий (также характерна дл€ контрол€).

4.  онтрольна€ де€тельность в государственном управлении

 онтрольна€ де€тельность в государственном управлении
¬ зависимости от стадии управленческого процесса делитс€ на:
“екущий контроль
ќсуществл€етс€ в процессе выполнени€ властных предписаний (в ходе исполнительно-распор€дительной де€тельности).
ѕредварительный контроль
Ќеобходим в осуществлении контрол€ на промежуточных стади€х сложных управленческих процессов. ¬ этом смысле контроль будет предварительным дл€ следующей стадии процесса.
ѕоследующий контроль
ќсуществл€етс€ соответственно по окончании выполнени€ определенных предписаний.
ѕо основанию возникновени€
√осударственный контроль
ќсуществл€ют специально уполномоченные государственные органы, наделенные властными полномочи€ми (органы исполнительной власти, суды, прокуратура и др.).
ќбщественный контроль
ѕроводитс€ различными общественными объединени€ми, а также отдельными гражданами.
¬ зависимости от субъекта контрольной де€тельности
ѕрезидентский контроль
‘ормы
  • контроль при формировании ѕравительства –‘, непосредственно подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, в частности ѕредседател€ ѕравительства –‘, его заместителей и федеральных министров, при формировании —овета Ѕезопасности и јдминистрации ѕрезидента –‘, назначении высшего командовани€ ¬ооруженных —ил –‘;
  • повседневный контроль за де€тельностью ѕравительства –‘ и федеральных органов исполнительной власти (председательствование на заседани€х ѕравительства –‘, непосредственное руководство де€тельностью р€да федеральных органов исполнительной власти);
  • контроль за законностью актов органов исполнительной власти (право отмены постановлений и распор€жений ѕравительства –‘ в случае их противоречи€  онституции –‘, федеральным законам и указам ѕрезидента –‘; право приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта ‘едерации и т.д.).
√лавное контрольное управление
ќбеспечивает президентский контроль за де€тельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контроль за ходом экономических реформ и выполнением государственных программ, контроль за использованием государственных средств, выделенных целевым назначением, и т.д.
 онтроль органов законодательной власти
 онтрольные полномочи€ —овета ‘едерации
Ќазначение и отзыв дипломатических представителей –оссийской ‘едерации в иностранных государствах и международных организаци€х осуществл€етс€ ѕрезидентом –‘ после консультаций соответствующими комитетами или комисси€ми палат ‘едерального —обрани€. —овет ‘едерации утверждает указы ѕрезидента –‘ о введении военного положени€ и о введении чрезвычайного положени€. —огласно п. Ђгї ст. 102  онституции –‘ —овет ‘едерации решает вопрос о возможности использовани€ ¬ооруженных —ил –‘ за пределами территории –оссийской ‘едерации.
 онтрольные полномочи€ √осударственной ƒумы
√осударственна€ ƒума: дает согласие ѕрезиденту –‘ на назначение на должность ѕредседател€ ѕравительства –‘; решает вопрос о доверии ѕравительству –‘; назначает на должность и освобождает от должности ѕредседател€ —четной палаты и ”полномоченного по правам человека в –‘; выдвигает обвинени€ против ѕрезидента –‘ дл€ отрешени€ его от должности. √осударственна€ ƒума рассматривает также представленный ѕравительством –‘ федеральный бюджет и заслушивает отчет о его исполнении.
 онтрольные полномочи€ —четной палаты
  • организаци€ и осуществление контрол€ над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • контроль над законностью и своевременностью движени€ средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ÷ентральном банке –‘, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждени€х –оссийской ‘едерации;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использовани€ федеральной собственности.
 онтроль органов исполнительной власти
 онтрольные полномочи€ ѕравительства –‘
  • организует исполнение федеральных законов, указов ѕрезидента –‘, международных договоров –оссийской ‘едерации и осуществл€ет систематический контроль за исполнением этих актов органами исполнительной власти;
  • в случае нарушений действующего законодательства принимает меры по их устранению;
  • вправе отмен€ть акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
 онтрольные полномочи€ федеральных органов исполнительной власти
  • контроль над исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправлени€, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных  онституцией –‘, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами общеоб€зательных правил поведени€;
  • контроль в отношении выдачи органами государственной власти, органами местного самоуправлени€, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида де€тельности и конкретных действий юридическим лицам и гражданами;
  • регистраци€ актов, документов, прав, объектов, издание индивидуальных правовых актов.
—удебный контроль
—ущность судебного контрол€ состоит в правовой оценке решений и действий судов, вы€влении нарушений законности, прав и интересов граждан, предпри€тий, учреждений, организаций, в прин€тии мер по восстановлению нарушенных прав и интересов, в привлечении виновных к ответственности, в определении причин и условий, порождающих эти нарушени€.
 онтроль  онституционного —уда –‘
ѕоводом к рассмотрению и разрешению дел в  онституционном —уде –‘ €вл€етс€ обращение (запрос, ходатайство) к нему ѕрезидента –‘, обеих палат ‘едерального —обрани€, одной п€той членов —овета ‘едерации или депутатов √осударственной ƒумы, ѕравительства –‘, ¬ерховного —уда –‘, ¬ысшего јрбитражного —уда –‘, органов законодательной и исполнительной власти субъектов ‘едерации.
 онтроль судов общей юрисдикции –оссийской ‘едерации
ќсуществл€ют контроль над де€тельностью органов управлени€ в различных формах. “ак, при вы€влении недостатков в работе этих органов (в случае рассмотрени€ конкретного дела), которые способствовали возникновению дел, суды вправе вынести частное определение.
 онтроль арбитражных судов –оссийской ‘едерации
  • рассматривают дела об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонени€ от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случа€х, когда така€ регистраци€ предусмотрена законом;
  • рассматривают дела о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправлени€ и иными органами, осуществл€ющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный пор€док их взыскани€.

5. Ќадзорна€ де€тельность в государственном управлении

Ќадзорна€ де€тельность в государственном управлении
ѕрокурорский надзор
ќбщий надзор
  • соблюдение  онституции –‘ и исполнение законов, действующих на территории –оссийской ‘едерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов ‘едерации, органами местного самоуправлени€, органами военного управлени€, органами контрол€, их должностными лицами, а также органами управлени€ и руководител€ми коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами; соблюдением прав и свобод граждан, юридических лиц, общественных объединений;
  • исполнение законов судебными приставами.
‘ормы прокурорского надзора
  • проверка законности актов соответствующих органов, организаций и их должностных лиц;
  • принесение в пор€дке общего надзора протестов на незаконные акты;
  • внесение представлений на предмет устранени€ нарушений законов, причин и условий, порождающих эти нарушени€;
  • вынесение постановлений о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении;
  • предостережение прокурора о недопустимости нарушени€ закона.
ѕрава прокурора
  • по предъ€влении служебного удостоверени€ беспреп€тственно входить на территории и в помещени€ органов, иметь доступ к их документам и материалам, провер€ть исполнение законов в св€зи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушени€ закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представлени€ необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, необходимых дл€ вы€снени€ возникших вопросов;
  • проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращени€м, ревизий де€тельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызов должностных лиц и граждан дл€ объ€снений по поводу нарушений законов.
јдминистративный надзор
јдминистративный надзор €вл€етс€ одним из способов обеспечени€ законности, под которым следует понимать вид государственной де€тельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организаци€ми, а также гражданами общеоб€зательных правил, установленных законодательством –оссийской ‘едерации.
—убъекты
‘едеральные органы исполнительной власти, например ‘едеральна€ служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, ‘едеральна€ служба страхового надзора, ‘едеральна€ служба финансово-бюджетного надзора, ‘едеральна€ служба по надзору в сфере св€зи, ‘едеральна€ служба по надзору в сфере транспорта.
Ќадзорными полномочи€ми обладают также ‘едеральна€ налогова€ служба и ‘едеральна€ таможенна€ служба.
ќсновна€ задача
ќбеспечение четкого, единообразного исполнени€ специальных норм и общеоб€зательных правил, т.е. обеспечение законности в управлении. ƒл€ выполнени€ сто€щих перед ними задач перечисленные субъекты надел€ютс€ полномочи€ми, которые позвол€ют им не только осуществл€ть надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на де€тельность поднадзорных объектов. ќни вправе примен€ть различного рода предупредительные и пресекательные меры по отношению к лицам, нарушившим те или иные правила или нормы, установленные законодательством –оссийской ‘едерации. ¬ указанных случа€х им предоставлены полномочи€ по приостановлению или прекращению де€тельности нарушителей законодательства –оссийской ‘едерации.   их полномочи€м относитс€ также право возбуждать дела об административных правонарушени€х, рассматривать их и выносить по ним соответствующие решени€.

1 Ќапример, такое мнение было высказано ј.ѕ. јлехиным, ё.Ќ. —тариловым. —м. подробнее: Ѕахрах ƒ.Ќ., –оссийский Ѕ.¬., —тарилов ё.Ќ. јдминистративное право: ”чебник дл€ вузов. Ч ћ.: Ќорма, 2005; јлехин ј.ѕ.,  армолицкий ј.ј.,  озлов ёћ. јдминистративное право –оссийской ‘едерации: ”чебник. Ч ћ.: «ерцало, 2005.

2 Ќапример, такое мнение было высказано: ё.ћ.  озловым, Ќ.√. —алищевой, ћ.—. —туденикиной. —м. подробнее: јлехин ј.ѕ.,  армолицкий ј.ј.,  озлов ё.ћ.”каз. соч.; јдминистративное право и административный процесс: актуальные проблемы: —б. статей / ќтв. ред. Ћ.Ћ. ѕопов, —туденикина ћ.—. (—ери€ ЂRes cottidianaї) Ч ћ.: ёристъ, 2004; —алищева Ќ.√., ’аманева Ќ.ј.јдминистративна€ юстици€ и административное судопроизводство в –оссийской ‘едерации / »нститут! государства и права –јЌ, јкадемический правовой университет при »нституте государства и права –јЌ. Ч ћ., 2001.

3 —м. более подробно положени€ о ‘едеральной службе по техническому и экспортному контролю, ‘едеральной службе –оссийской ‘едерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральна€ служба), ‘едеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучи€ человека, ‘едеральной службе по надзору в сфере здравоохранени€ и социального развити€ и др.

[an error occurred while processing this directive]