[an error occurred while processing this directive]

¬ начало

ѕредисловие

„ј—“№ I. ќсновные институты административного права

√лава 1. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ ѕ–ј¬ќ  ј  ќ“–ј—Ћ№ ѕ–ј¬ј,  ј  Ќј” ј »  ј  ”„≈ЅЌјя ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј

√лава 2. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ Ќќ–ћџ

√лава 3. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»я

√лава 4. ќ–√јЌџ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“»  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 6. √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ≈ —Ћ”∆јў»≈

√лава 7. ќ–√јЌџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 8. ѕ–≈ƒѕ–»я“»я, ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я, ќ–√јЌ»«ј÷»», “ќ¬ј–»ў≈—“¬ј, ќЅў≈—“¬ј, ‘ќЌƒџ  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 9. ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

√лава 10. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ќЅЏ≈ “ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я. »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќјя ¬Ћј—“№

√лава 11. ‘ќ–ћџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 12. ћ≈“ќƒџ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 13. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќјя ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№

√лава 14. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ≈ Ќј ј«јЌ»≈

√лава 15. «ј ќЌЌќ—“№ ¬ —‘≈–≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я

√лава 16. јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ… ѕ–ќ÷≈——

√лава 17. ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ ѕќ ƒ≈Ћјћ ќЅ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќџ’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў≈Ќ»я’

„ј—“№ II. ќрганизаци€ государственного управлени€

√лава 18. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ Ё ќЌќћ»„≈— ќ… —‘≈–ќ…

√лава 19. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќќ… —‘≈–≈

√лава 20. ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… —‘≈–≈

√лава 21. ќ–√јЌџ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ —‘≈–≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќ«ƒ”ЎЌќ√ќ »  ќ—ћ»„≈— ќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ

√лава 5. √–ј∆ƒјЌ≈  ј  —”ЅЏ≈ “џ јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ√ќ ѕ–ј¬ј

1. ќсновы административно-правового статуса гражданина. ѕрава и об€занности гражданина в сфере государственного управлени€

ќсновы административно-правового статуса гражданина. ѕрава и об€занности гражданина в сфере государственного управлени€
ѕон€тие административно-правового статуса гражданина
јдминистративно-правовой статус гражданина Ч это составна€ часть общего правового статуса личности, закрепленного  онституцией –‘, законодательством –оссийской ‘едерации, указами ѕрезидента –‘ и иными нормативными правовыми актами.
ќсновные права гражданина в сфере государственного управлени€
—оциально-экономические
  • право на образование (право на поступление в общеобразовательную школу, право на поступление в высшее учебное заведение);
  • право на жилище;
  • право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавани€;
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждени€ми культуры, на доступ к культурным ценност€м.
ѕолитические
  • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • свобода мысли;
  • свобода шествий;
  • право обращатьс€ лично, а также направл€ть индивидуальные и коллективные обращени€ в государственные органы и органы местного самоуправлени€;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действи€ми (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  • право на административное обжалование;
  • право на судебное обжалование (”каз ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 12 апрел€ 1968 г. (с изм. и доп.) Ђќ пор€дке рассмотрени€ предложений, за€влений и жалоб гражданї и ‘едеральный закон от 27 апрел€ 1993 г. є 4866-1 (с изм. и доп.) Ђќб обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гражданї);
  • право на объединение;
  • право мирно, без оружи€ проводить собрани€, митинги и демонстрации, шестви€ и пикетирование.
Ћичные
  • право на личную неприкосновенность;
  • право на приобретение оружи€, на хранение и ношение определенных видов оружи€ (реализуетс€ ‘едеральным законом от 13 декабр€ 1996 г. є 150-‘« Ђќб оружииї и контролируетс€ органами внутренних дел);
  • право на донорство;
  • право на перемену фамилии, имени, отчества;
  • право на свободное использование своих способностей и имущества дл€ предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической де€тельности;
  • права на управление транспортными средствами;
  • право на свободный труд, выбор профессии и рода де€тельности
ќсновные об€занности гражданина в сфере государственного управлени€
  • соблюдение законов, подзаконных актов;
  • своевременна€ уплата установленных законом налогов и сборов;
  • об€занность проходить службу в вооруженных силах;
  • соблюдение административно-правовых норм и требований органов государственной власти и местного самоуправлени€;
  • об€занность заботитьс€ о сохранении исторического и культурного наследи€, беречь пам€тники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены;
  • об€занность соблюдать трудовую дисциплину;
  • об€занность соблюдать правила дорожного движени€;
  • об€занность регистрации и сн€ти€ с регистрации гражданина –оссийской ‘едерации по месту пребывани€
ѕравовое закрепление прав и об€занностей граждан
«аконодательными органами
  • ќсновы законодательства –оссийской ‘едерации об охране здоровь€ граждан от 22 июл€ 1993 г. є 5487-1;
  • «акон –‘ от 2 июл€ 1992 г. є 3185-1 Ђќ психиатрической помощи и гаранти€х прав граждан при ее оказанииї (с изм. и доп.);
  • «акон –‘ от 10 июл€ 1992 г. є 3266-1 Ђќб образованииї (с изм. и доп.);
  • «акон –‘ от 25 июл€ 1993 г. є 5242-1 Ђќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерацииї (с изм. и доп.);
  • ‘едеральный закон от 15 августа 1996 г. є 114-‘« Ђќ пор€дке выезда из –оссийской ‘едерации и въезда в –оссийскую ‘едерациюї.
”казами ѕрезидента –‘ и постановлени€ми ѕравительства –‘
  • ѕоложение о пор€дке рассмотрени€ вопросов гражданства –оссийской ‘едерации, утвержденное ”казом ѕрезидента –‘ от 14 но€бр€ 2002 г. є 1325;
  • ѕоложение о паспорте гражданина –оссийской ‘едерации, утвержденное ”казом ѕрезидента –‘ от 13 марта 1997 г. є 232;
  • ѕравила предоставлени€ льгот инвалидам и семь€м, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещени€ми, оплате жиль€ и коммунальных услуг, утвержденные постановлением ѕравительства –‘ от 27 июл€ 1996 г. є901;
  • постановление ѕравительства –‘ от 12 августа 2000 г. є 592 Ђќ взаимодействии ѕравительства –оссийской ‘едерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представител€ми ѕрезидента –оссийской ‘едерации в федеральных округах и схеме размещени€ территориальных органов федеральных органов исполнительной властиї.
ѕолномочи€ органов исполнительной власти
  • издают нормативные правовые акты, конкретизирующие конституционные права и об€занности граждан (например, ѕоложение о призыве на военную службу граждан –оссийской ‘едерации, утвержденное постановлением ѕравительства –‘ от 1 июн€ 1999 г. є 587 (с изм. и доп.);
  • издают нормативные правовые акты, конкретизирующие права и об€занности граждан, установленные законодательством –оссийской ‘едерации (например, ‘едеральный закон от 13 декабр€ 1996 г. є 150-‘« Ђќб оружииї детализируетс€ ѕравилами оборота гражданского и служебного оружи€ и патронов к нему на территории –оссийской ‘едерации, утвержденными постановлением ѕравительства –‘ от 21 июл€ 1998 г. є 814 (с изм. и доп.);
  • издают нормативные правовые акты, в которых первично предоставл€ют определенные права, например, право на управление транспортным средством (ѕравила дорожного движени€ –оссийской ‘едерации, утвержденные постановлением ѕравительства –‘ от 23 окт€бр€ 1993 г. є 1090);
  • издают нормативные правовые акты, определ€ющие способы приобретени€ ими этих прав и об€занностей (например, »нструкци€ о пор€дке выдачи, замены, учета и хранени€ паспортов гражданина –оссийской ‘едерации, утвержденна€ приказом ћ¬ƒ –оссии от 15 сент€бр€ 1997 г. є 605 (с изм. и доп.);
  • содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав;
  • осуществл€ют охрану прав и свобод граждан.
—одержание административной правосубъектности граждан
јдминистративна€ правоспособность ѕризнаваема€ возможность быть субъектом административного права, иметь права и выполн€ть об€занности административно-правового характера. ћногие права гражданина, имеющие административно-правовой характер, возникают с момента его рождени€, затем в течение жизни приобретаютс€ им и прекращаютс€ с его смертью (например, активное избирательное право наступает по достижении лицом 18 лет, право быть избранным депутатом √осударственной ƒумы Ч с 21 года, а ѕрезидентом –‘ Ч с 35 лет).
јдминистративна€ дееспособность —пособность лица своими личными действи€ми приобретать субъективные права и выполн€ть об€занности, а также нести ответственность в соответствии с нормами права. —огласно  онституции –‘ полна€ дееспособность граждан –оссийской ‘едерации возникает с 18 лет (ст. 60). ќднако административна€ дееспособность может возникнуть и раньше (например, с 16 лет в св€зи с совершением административного правонарушени€ или по другим основани€м).
ѕравова€ основа различий в административно-правовом статусе граждан
  • «акон –‘ от 19 феврал€ 1993 г. є 4528-1 Ђќ беженцахї (с изм. и доп.);
  • «акон –‘ от 19 феврал€ 1993 г. є 4530-1 Ђќ вынужденных переселенцахї (с изм. и доп.);
  • ‘едеральный закон от 19 июн€ 1996 г. є 78-‘« Ђќб основах государственного регулировани€ социально-экономического развити€ —евера –оссийской ‘едерацииї;
  • ‘едеральный закон от 24 но€бр€ 1995 г. є 181-‘« Ђќ социальной защите инвалидов в –оссийской ‘едерацииї (с изм. и доп.);
  • ‘едеральный закон от 2 августа 1995 г. є 122-‘« Ђќ социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидовї;
  • ‘едеральный закон от 12 €нвар€ 1995 г. є 5-‘« Ђќ ветеранахї (с изм. и доп.).

2. јдминистративно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

јдминистративно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
ѕон€тие
»ностранным гражданином €вл€етс€ физическое лицо, не €вл€ющеес€ гражданином –оссийской ‘едерации и имеющее доказательства наличи€ гражданства (подданства) иностранного государства.
Ћицом без гражданства €вл€етс€ физическое лицо, не €вл€ющеес€ гражданином –оссийской ‘едерации и не имеющее доказательств наличи€ гражданства (подданства) иностранного государства.
ѕравова€ основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории –‘
  •  онституци€ –‘ (ст. 27, 62 и 63);
  • ‘едеральный закон от 25 июл€ 2002 г. є 115-‘« Ђќ правовом положении иностранных граждан в –оссийской ‘едерацииї;
  • ‘едеральный закон от 15 августа 1996 г. є 114-‘« Ђќ пор€дке выезда из –оссийской ‘едерации и пор€дке въезда в –оссийскую ‘едерациюї
ќсновани€ проживани€ иностранных граждан и лиц без гражданства на территории –‘
ѕриглашение на въезд в –оссийскую ‘едерацию ƒокумент, €вл€ющийс€ основанием дл€ выдачи иностранному гражданину визы либо дл€ въезда в –оссийскую ‘едерацию в пор€дке, не требующем получени€ визы, в случа€х, предусмотренных федеральным законом или международным договором –оссийской ‘едерации.
–азрешение на временное проживание ѕодтверждение права иностранного гражданина или лиц без гражданства временно проживать в –оссийской ‘едерации до получени€ вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостовер€ющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в –оссийской ‘едерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостовер€ющего его личность.
¬ид на жительство ƒокумент, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на посто€нное проживание в –оссийской ‘едерации, а также их права на свободный выезд из –оссийской ‘едерации и въезд в –оссийскую ‘едерацию. ¬ид на жительство, выданный лицу без гражданства, €вл€етс€ также документом, удостовер€ющим его личность.
ќсобенности сроков временного проживани€ на территории –‘ иностранных граждан
  • срок временного пребывани€ иностранного гражданина в –оссийской ‘едерации определ€етс€ сроком действи€ выданной ему визы9;
  • срок временного проживани€ иностранного гражданина на территории –оссийской ‘едерации может составл€ть три года. ѕри подаче за€влени€ за шесть мес€цев до окончани€ срока действи€ разрешени€ на временное проживание и при условии проживани€ не менее одного года на территории –оссийской ‘едерации иностранному гражданину может быть выдан вид на жительство. —рок действи€ вида на жительство Ч п€ть лет. ”казанный срок по за€влению иностранного гражданина может быть продлен на п€ть лет.  оличество продлений таких сроков не ограничено.
ѕрава иностранных граждан и лиц без гражданства на территории –‘
  • на свободу и личную неприкосновенность;
  • на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
  • на неприкосновенность жилища;
  • на образование;
  • на свободу совести и вероисповедани€;
  • иметь имущество в собственности, владеть, пользоватьс€ и распор€жатьс€ им свободно;
  • на охрану здоровь€
»ностранные граждане и лица без гражданства на территории –‘ не вправе:
  • избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
  • местного самоуправлени€;
  • участвовать в референдумах;
  • принимать участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • занимать определенные должности и замещать должности государственных служащих;
  • участвовать в отправлении правосуди€.
ќб€занности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории –‘
  • сохран€ть природу и окружающую среду, бережно относитьс€ к природным богатствам;
  • платить налоги, в случае если они занимаютс€ трудовой де€тельностью на территории –оссийской ‘едерации;
  • соблюдать законы, традиции и обычаи народов –оссии;
  • соблюдать установленные дл€ них правила проживани€, прописки и передвижени€ на территории –оссийской ‘едерации.
јдминистративна€ ответственность, примен€ема€ к иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории –‘10
ќсобенности
явл€€сь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства обычно подлежат ответственности на тех же основани€х, что и граждане –оссийской ‘едерации. ќднако в отношении указанной категории лиц законодательством –оссийской ‘едерации предусматриваютс€ и меры, не примен€емые к гражданам –оссийской ‘едерации.
‘ормы
јдминистративное выдворение —остоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через √осударственную границу –оссийской ‘едерации за пределы –оссийской ‘едерации либо в контролируемом самосто€тельном их выезде из –оссийской ‘едерации11.
ƒепортаци€ ѕонимаетс€ как принудительна€ высылка указанных граждан и лиц в случае утраты или прекращени€ законных оснований дл€ их дальнейшего пребывани€ (проживани€) в –оссийской ‘едерации (ст. 1 и 31 ‘едерального закона Ђќ правовом положении иностранных граждан в –оссийской ‘едерацииї).

3. јдминистративно-правовой статус беженцев

јдминистративно-правовой статус беженцев
ѕон€тие
Ѕеженец Ч это лицо, которое не €вл€етс€ гражданином –оссийской ‘едерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедани€, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находитс€ вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоватьс€ защитой этой страны или не желает пользоватьс€ этой защитой вследствие таких опасений; или, не име€ определенного гражданства и наход€сь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернутьс€ в нее вследствие таких опасений12.
ƒл€ признани€ себ€ беженцем лицо должно обратитьс€ с письменным ходатайством
  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение –оссийской ‘едерации вне государства своей гражданской принадлежности;
  • в пост иммиграционного контрол€ или в орган пограничного контрол€ при пересечении им √осударственной границы –оссийской ‘едерации;
  • в орган пограничного контрол€ или в органы внутренних дел при вынужденном незаконном пересечении √осударственной границы –оссийской ‘едерации;
  • в орган миграционной службы по месту своего пребывани€ на законном основании на территории –оссийской ‘едерации13.
ѕрава
  • на получение информации о пор€дке признани€ его беженцем, о своих правах и об€занност€х;
  • на получение содействи€ в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывани€;
  • на получение единовременного денежного пособи€ на каждого члена семьи в пор€дке и размерах, определ€емых ѕравительством –‘, но не ниже минимального размера оплаты труда;
  • на получение направлени€ в центр временного размещени€;
  • на получение питани€ и пользование коммунальными услугами в месте временного содержани€ или центре временного размещени€;
  • на получение медицинской и лекарственной помощи;
  • на получение содействи€ в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещени€ или в трудоустройстве.
ќб€занности
  • соблюдать законы страны нахождени€;
  • соблюдать пор€док проживани€ и выполн€ть санитарно-гигиенические нормы в местах проживани€;
  • пройти об€зательное медицинское освидетельствование.
Ћицо утрачивает статус беженца в следующих случа€х:
  • если оно получило разрешение на посто€нное проживание на территории –оссийской ‘едерации либо приобрело гражданство –оссийской ‘едерации;
  • если приобрело гражданство иностранного государства и пользуетс€ его защитой;
  • если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое оно ранее покинуло.

4. јдминистративно-правовой статус вынужденных переселенцев

јдминистративно-правовой статус вынужденных переселенцев
ѕон€тие
¬ынужденный переселенец Ч это гражданин –оссийской ‘едерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насили€ или преследовани€ в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнутьс€ преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедани€, €зыка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами дл€ проведени€ враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного пор€дка.
ѕрава
  • самосто€тельно выбирать место жительства на территории –оссийской ‘едерации (таковым может быть один из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы, или место жительства у родственников или иных лиц при условии их согласи€ на совместное проживание). ѕри отсутствии возможности самосто€тельного определени€ своего нового места жительства на территории –оссийской ‘едерации вынужденный переселенец может получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в пор€дке, определ€емом ѕравительством –‘, направление на проживание в центре временного размещени€ вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жиль€ дл€ временного поселени€ вынужденных переселенцев;
  • получать содействи€ в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывани€. ѕри этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семь€, состо€ща€ только из пенсионеров или инвалидов, одинокий родитель с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет и т.д.) обеспечиваютс€ правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселени€ к новому месту жительства или к месту пребывани€ на территории –оссийской ‘едерации.
ќб€занности
  • соблюдать  онституцию –‘ и российские законы;
  • соблюдать установленный пор€док проживани€ в центре временного размещени€ вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жиль€ дл€ временного их поселени€;
  • при перемене места жительства перед выездом сн€тьс€ с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение мес€ца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

5. ѕаспортна€ система в –оссийской ‘едерации

ѕаспортна€ система в –оссийской ‘едерации14
ѕон€тие
ѕаспортна€ система Ч это совокупность правовых норм, регулирующих пор€док выдачи, обмена, изъ€ти€ паспортов и правила регистрационного учета граждан по месту пребывани€ и по месту жительства.
ѕравова€ основа паспортной системы в –‘
  • «акон –‘ от 25 июн€ 1993 г. є 5242-1 Ђќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерацииї;
  • ‘едеральный закон от 15 августа 1996 г. є 114-‘« Ђќ пор€дке выезда из –оссийской ‘едерации и въезда в –оссийскую ‘едерациюї;
  • ‘едеральный закон Ђќ гражданстве –оссийской ‘едерацииї;
  • указ ѕрезидента –‘ от 13 марта 1997 г. є 232 Ђќб основном документе, удостовер€ющем личность гражданина –оссийской ‘едерации на территории –оссийской ‘едерацииї.
ѕаспортный режим
—овокупность правил паспортизации и регистрации граждан, часть общего административного режима страны, распростран€ющегос€ на всех граждан.
ѕаспорт гражданина –оссийской ‘едерации
ѕон€тие
ѕаспорт гражданина –оссийской ‘едерации Ч основной документ, удостовер€ющий личность гражданина –оссийской ‘едерации на территории –оссийской ‘едерации, который об€заны иметь все граждане –оссийской ‘едерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории –оссийской ‘едерации.
—одержание15
  • фамили€, им€, отчество, пол, дата рождени€ и место рождени€;
  • отметки о регистрации гражданина по месту жительства и сн€тии его с регистрационного учета органами регистрационного учета;
  • отметки об отношении к воинской об€занности граждан, достигших 18-летнего возраста, военными комиссариатами и органами внутренних дел;
  • отметки о регистрации и расторжении брака, о дет€х, не достигших 14-летнего возраста, органами «ј√—а и органами внутренних дел;
  • отметки о ранее выданных основных документах, удостовер€ющих личность гражданина –оссийской ‘едерации на территории –оссийской ‘едерации, органами внутренних дел.
—ведени€, вносимые в паспорт по желанию гражданина –оссийской ‘едерации:
  • группа крови и резус-фактор;
  • идентификационный номер налогоплательщика.
¬ыдача и замена
  • производитс€ органами внутренних дел по месту жительства граждан;
  • гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производ€тс€ органами внутренних дел по месту их пребывани€.
ќсновани€ замены паспорта:
  • достижение гражданином сначала 20-летнего, а затем 45-летнего возраста;
  • изменение гражданином фамилии, имени, отчества, места рождени€;
  • непригодность паспорта дл€ дальнейшего использовани€ вследствие износа, повреждени€ или других причин, обнаружени€ неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

6. ѕравила регистрационного учета граждан

ѕравила регистрационного учета граждан16
ѕон€тие
ѕод местом жительства понимаетс€ жилой дом, квартира, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом дл€ одиноких престарелых, дом-интернат дл€ инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин посто€нно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основани€х, предусмотренных законодательством –оссийской ‘едерации.
ќсобенности
  • гражданин, изменивший место жительства, об€зан не позднее семи дней со дн€ прибыти€ на новое место жительства обратитьс€ к должностным лицам, ответственным за регистрацию;
  • сн€тие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производитс€ органами регистрационного учета в случае изменени€ места жительства, призыва на военную службу, осуждени€ к лишению свободы, признани€ безвестно отсутствующим, смерти или объ€влени€ решением суда умершим, выселени€ из занимаемого жилого помещени€;
  • при регистрации по новому месту жительства гражданин об€зан предоставить в органы регистрационного учета пакет документов.
ƒокументы, предоставл€емые гражданином в органы регистрационного учета по новому месту жительства:
  • документ, удостовер€ющий личность;
  • за€вление о регистрации по месту жительства;
  • документ, €вл€ющийс€ основанием дл€ заселени€ в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещени€, решение суда о признании права пользовани€ жилым помещением, за€вление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенна€ копи€).
–егистрационный учет по месту пребывани€
ѕон€тие
ѕод местом пребывани€ понимаетс€ гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическа€ база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не €вл€ющеес€ местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
ќсобенности
  • регистраци€ гражданина –оссийской ‘едерации по месту пребывани€ производитс€ без сн€ти€ с регистрационного учета по месту жительства;
  • регистраци€ и сн€тие гражданина –оссийской ‘едерации с регистрационного учета по месту пребывани€ в гостинице, санатории, доме отдыха и других подобных местах производ€тс€ по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждени€;
  • граждане, прибывшие дл€ временного проживани€ в жилых помещени€х, не €вл€ющихс€ их местом жительства, на срок свыше дес€ти дней, об€заны в трехдневный срок со дн€ прибыти€ (исключа€ выходные и праздничные дни) обратитьс€ к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с за€влением о регистрации по месту пребывани€;
  • регистраци€ граждан по месту пребывани€ осуществл€етс€ на срок до шести мес€цев;
  • регистраци€ граждан по месту пребывани€ осуществл€етс€ на основании документов, удостовер€ющих их личность:

7. јдминистративно-правовые гарантии прав граждан

јдминистративно-правовые гарантии прав граждан
Ёкономические
ќбусловлены состо€нием и развитием промышленности, сельского хоз€йства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий дл€ свободного перемещени€ товаров, услуг, уровнем благососто€ни€ населени€.
ѕолитические
ѕро€вл€ютс€ в политической стабильности в обществе, в эффективной де€тельности органов государственной власти, в создании условий дл€ реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также наличии многопартийности, наличии общественных объединением.
»деологические
ќпредел€ютс€ состо€нием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознани€, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного пор€дка.
ќрганизационные
¬ключают в себ€ де€тельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, адвокатуры, нотариата, многочисленных контролирующих, надзирающих и инспектирующих органов (√лавного контрольного управлени€ ѕрезидента –‘, —четной палаты, образуемой парламентом –оссийской ‘едерации, органов исполнительной власти)17
ёридические (правовые)
«акон
  • в полной мере должен соответствовать экономическому и политическому развитию общества;
  • должен защищать основы конституционного стро€, нравственности, здоровь€, прав и законных интересов личности, обеспечивать оборон у страны и безопасность государства (ч. 3 ст. 55  онституции –‘).
¬несудебные
‘актически выполн€ет вс€ система органов исполнительной власти, местного самоуправлени€ и их должностных лиц. ¬се эти органы, осуществл€€ исполнение законов и подзаконных актов, дл€ того и образованы, чтобы обеспечивать реализацию прав и интересов граждан и создавать все услови€ дл€ свободного пользовани€ гражданами своими правами, своевременно пресекать любые действи€, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные права и примен€ть к нарушител€м соответствующие меры административного воздействи€.
—удебные
 онституци€ –‘ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваютс€ правосудием.  аждому гарантируетс€ судебна€ защита его прав и свобод. —уды рассматривают дела по различным видам правонарушений, осуществл€ют контроль над соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий дл€ выполнени€ ими своих об€занностей.
–оль судов в обеспечении административно-правовых гарантий граждан
¬ отличие от  ојѕ –—‘—– в новом  одексе –‘ об административных правонарушени€х увеличилс€ перечень дел об административных правонарушени€х, рассмотрение которых €вл€етс€ прерогативой судьи (ч. 1 ст. 23.1).   их исключительной компетенции относитс€ более 170 составов административных правонарушений.  роме того, в соответствии с  одексом –‘ об административных правонарушени€х им могут быть переданы дела, которые находились на рассмотрении других органов (ч. 2 ст. 23.1) или органов, которые упразднены (ч. 1 ст. 22.3).
Ќа основании  одекса –‘ об административных правонарушени€х только судьи могут назначать все виды административных наказаний. Ќикакие другие органы не вправе рассматривать дела об административных правонарушени€х, если за их совершение следует административное наказание в виде административного ареста, лишени€ специального права, административного выдворени€ за пределы –оссийской ‘едерации иностранных граждан и лиц без гражданства, возмездного изъ€ти€ и конфискации оруди€ совершени€ или предмета административного правонарушени€ и дисквалификации. ¬  одексе содержитс€ довольно много составов правонарушений, которые влекут перечисленные меры административного наказани€.
ƒела об административных правонарушени€х помимо судей районных судов, мировых судей, гарнизонных военных судов, рассматривают также судьи арбитражных судов (дела об административных правонарушени€х в сфере предпринимательской де€тельности).
ќсобое место среди судебных гарантий прав и об€занностей граждан занимает де€тельность  онституционного —уда –‘. ќн разрешает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти, законодательных органов о соответствии  онституции –‘ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов ѕрезидента –‘, правительственных актов и др.), св€занных с конституционными правами, свободами и об€занност€ми граждан.

8. ”полномоченный по правам человека в –оссийской ‘едерации

”полномоченный по правам человека в –оссийской ‘едерации18
ќсновные направлени€ де€тельности
  • способствует восстановлению нарушенных прав;
  • способствует совершенствованию законодательства –оссийской ‘едерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • способствует развитию международного сотрудничества в области прав человека;
  • способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • дополн€ет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отмен€ет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
–ассмотрение жалоб19
  • граждан –оссийской ‘едерации;
  • лиц без гражданства, наход€щихс€ на территории –оссийской ‘едерации;
  • иностранных граждан, наход€щихс€ на территории –оссийской ‘едерации.
–ешени€ в отношении прин€ти€ жалобы:
  • прин€ть жалобу к рассмотрению;
  • разъ€снить за€вителю, какие средства тот вправе использовать дл€ защиты своих прав и свобод;
  • передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправлени€ или должностному лицу, к компетенции которых относитс€ разрешение жалобы по существу;
  • отказать в прин€тии жалобы к рассмотрению.
ƒействи€ уполномоченного по правам человека по результату рассмотрени€ жалобы
  • обращение в суд с за€влением в защиту прав и свобод, нарушенных решени€ми или действи€ми государственного органа, органа местного самоуправлени€ или должностного лица, а также лично либо через своего представител€ участие в процессе в установленных законом формах;
  • обращение в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решени€х или действи€х которого усматриваютс€ нарушени€ прав и свобод человека и гражданина;
  • обращение в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решени€, приговора суда, определени€ или постановлени€ суда либо постановлени€ судьи;
  • обращение в  онституционный —уд –‘ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
ѕрава
  • рассматривать жалобы граждан о нарушении их законных прав;
  • по собственной инициативе прин€ть соответствующие меры в пределах предоставленной ему компетенции в случае массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан либо в случа€х, имеющих особое общественное значение или св€занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самосто€тельно использовать правовые средства защиты;
  • обращатьс€ к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обсто€тельств, подлежащих вы€снению;
  • беспреп€тственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправлени€, присутствовать на заседани€х их коллегиальных органов, а также беспреп€тственно посещать различные организации, воинские части, общественные объединени€;
  • запрашивать и получать сведени€, документы и материалы, необходимые дл€ рассмотрени€ жалобы, от государственных и негосударственных органов;
  • получать объ€снени€ должностных лиц и государственных служащих, исключа€ судей, по вопросам, подлежащим вы€снению в ходе рассмотрени€ жалобы;
  • рассматривать жалобы на решени€ палат ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов ‘едерации.

9. ќбращени€ граждан

ќбращени€ граждан20
ѕон€тие
ќбращение Ч это изложенное в письменной или устной форме предложение (замечание), за€вление (ходатайство) или жалоба.
¬иды
ѕредложение
ќбращение граждан в государственные или общественные органы, не св€занные с каким-либо нарушением, имеющее целью привлечь внимание на несовершенство регулировани€, организации или де€тельности государственных органов, органов местного самоуправлени€ и других органов с указанием на пути их устранени€.
«а€вление
ќбращение гражданина в указанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не св€занных с нарушением, либо информирование о злоупотреблени€х, нарушени€х законности и иных нарушени€х, которые не затрагивают непосредственно права и интересы за€вител€.
∆алоба
ќбращение в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
’одатайство
ќбращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправлени€ и другие органы о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.
ќбщее право жалобы21
  • содержит в себе право на административное обжалование и право на судебное обжалование;
  • могут быть обжалованы акты и действи€ любого государственного органа власти и органа местного самоуправлени€ и их должностного лица;
  • обращение с жалобой на действи€ (решени€), нарушившие права и свободы, подаетс€ непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства) либо вышесто€щий в пор€дке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправлени€, учреждение, предпри€тие и объединение, общественное объединение, должностному лицу, государственному служащему;
  • жалоба подаетс€ либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождени€ органа (должностного лица), действи€ми которого были нарушены права гражданина;
  • гражданин может обратитьс€ в суд с жалобой в течение трех мес€цев с того дн€, когда ему стало известно о нарушении его прав.  роме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение мес€ца со дн€, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышесто€щим органом (должностным лицом) или со дн€ истечени€ мес€чного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
ѕраво на специальную жалобу
  • субъектами обжаловани€ могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители;
  • специальна€ жалоба дополн€ет право на общую административную жалобу;
  • специальное право жалобы св€зано с особенност€ми правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащий).

9—ледует иметь в виду, что срок временного пребывани€ иностранного гражданина, прибывшего в –оссийскую ‘едерацию в пор€дке, не требующем получени€ визы, не может превышать 90 суток. ”казанный срок может быть продлен решением ћинистерства иностранных дел –‘ или ћинистерства внутренних дел –‘ или его территориальными органами.

10 „то касаетс€ ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, пользующихс€ привилеги€ми и иммунитетом, то в отношении этой категории граждан и лиц каждое государство самосто€тельно устанавливает пределы их ответственности. “ак, на основании  одекса –‘ об административных правонарушени€х вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегос€ иммунитетом от административной юрисдикции –оссийской ‘едерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами –оссийской ‘едерации и совершившего на территории –оссийской ‘едерации административное правонарушение, разрешаетс€ в соответствии с нормами международного права.

11 јдминистративное выдворение понимаетс€ как вид административного наказани€, а депортаци€ Ч как мера пресечени€.

12 Ћица, покинувшие государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не могут быть признаны беженцами.

13 Ћицо признаетс€ беженцем на срок до трех лет. ¬ дальнейшем этот срок может продлеватьс€ каждый последующий год. ¬ случае отказа в признании данного лица беженцем это лицо об€зано покинуть территорию –оссийской ‘едерации.

14 ѕаспортную систему можно рассматривать и как совокупность общественных отношений, возникающих между различными государственными органами (органами внутренних дел, военкоматами, органами загса, медицинскими учреждени€ми, жилищно-коммунальными и иными организаци€ми, занимающимис€ регистрационным учетом граждан) и гражданами в св€зи с выдачей им паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом по месту жительства и месту пребывани€.

15 «апрещаетс€ вносить в паспорт сведени€, отметки и записи, не предусмотренные ѕоложением о паспорте гражданина –оссийской ‘едерации. ¬ случае внесени€ в паспорт подобных сведений, отметок и записей паспорт будет €вл€тьс€ недействительным.

16 ѕравила осуществлени€ регистрационного учета регулируютс€ «аконом –‘ от 25 июн€ 1993 г. є 5242-1 Ђќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерацииї.

17 ¬се эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществл€ют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных област€х государственного управлени€: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

18 ѕравовой статус ”полномоченного по правам человека определен ‘едеральным конституционным законом от 26 феврал€ 1997 г. є 1-‘ « Ђќб ”полномоченном по правам человека в –оссийской ‘едерацииї.

19 ”полномоченный по правам человека рассматривает не все жалобы на решени€ или действи€ (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправлени€, должностных лиц, государственных служащих, а только те, которые за€витель уже обжаловал в судебном либо административном пор€дке и не согласен с решени€ми, прин€тыми по его жалобе.

20 ѕраво на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправлени€ закреплено в ст. 33  онституции –‘.

21 ќсновными актами, регламентирующими вопросы, касающиес€ общего права на административное обжалование, €вл€ютс€ ”каз ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 12 апрел€ 1968 г. (с изм. и доп.) Ђќ пор€дке рассмотрени€ предложений, за€влений и жалоб гражданї и «акон –‘ от 27 апрел€ 1993 г. є 4866-1 (с изм. и доп.) Ђќб обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гражданї.

[an error occurred while processing this directive]