В этой главе вы узнаете:
Самое важное в общении слышать то, что не выражается словами.
Питер Друкер
Если мы хотим эффективно общаться с окружающим миром, то должны осознавать все, что происходит вокруг нас. Однако большинство людей сосредоточивается только на поступках. Лишь некоторые обладают хорошей наблюдательностью и способны уловить мельчайшие детали и нюансы общения. Многие поглощены собственными мыслями и не заметят даже йети или лохнесское чудовище.
Разумеется, все зависит от нашего состояния и рода действий. Вам никогда не доводилось ехать по хорошо знакомой дороге и пропустить нужный поворот из-за того, что ваши мысли были заняты другим? Зато в другой раз вы можете ехать по той же дороге в совершенно ином настроении и замечать каждый ее изгиб и все неровности.
Когда вы отправляетесь в отпуск в незнакомое экзотическое место, ваши чувства обостряются, вы стремитесь впитать в себя все виды, ароматы, звуки и вкусы. Но, попав, домой, вы забываете об остроте чувств, воспринимал все вокруг как должное. Однако если вы научитесь замечать мелкие детали, если разовьете в себе качество, называемое в НЛП «чувственной остротой», мир вокруг вас изменится. А для этого нужно всего лишь сознательно обращать внимание на все, что происходит с вами и с другими людьми.
Представьте на мгновение, что вы прогуливаетесь по сельской местности и вдруг ваше внимание приковывает к себе прекрасный осенний лист с ярко-красными прожилками. На поверхности листа поблескивают капельки росы. Вокруг жужжат насекомые, вдали слышен щебет птиц. Вы чувствуете солнечное тепло на коже, а ваши ступни ощущают все неровности почвы и камешки, попадающие вам под ноги.
Открывая чувственные каналы и обостряя собственные чувства, вы обогащаете восприятие мира. А кроме того, вы можете получить более детальную и точную обратную связь, которая поможет вам сразу же понять, достигнуты ли поставленные цели.
Чувственная острота не менее важна и в тех случаях, когда речь заходит о наблюдении за людьми, в особенности за их невербальным поведением. Исследования показывают, что невербальным образом человек передает большую часть информации. Наблюдая за сигналами языка телодвижений и правильно их, интерпретируя, вы можете более успешно провести переговоры и презентации, а также значительно улучшить показатели продаж.
Для того чтобы развить в себе остроту чувств, начните уделять больше внимания тому, что вы замечали и раньше. Так вы разовьете у себя наблюдательность.
Анализируйте собственное поведение, замечайте в себе мельчайшие детали и нюансы. Постепенно вы автоматически станете замечать все то же самое и в других людях.
Упражнение
Какие детали вы заметили в собственном поведении? А раньше они оставались для вас незамеченными? На мгновение задумайтесь над тем, что вы заметили в своем поведении и в поступках окружающих.
Приведенный ниже список поможет вам немного сориентироваться:
Для того чтобы стать еще более наблюдательным, попробуйте сравнить свои способности со способностями тех, кого вы знаете. Знакомы ли вам люди, которые регулярно упоминают о том, что они заметили вокруг себя, о деталях одежды и поведения окружающих? Почему вы не замечаете то, что заметно другим?
Очень важно, чтобы ваша наблюдательность оставалась «чистой», то есть не скатывалась в истолкование. Попробуем объяснить вам различие между этими понятиями.
Описанное ниже упражнение поможет вам глубже понять разницу между наблюдением и истолкованием.
Упражнение
Мысленно ставьте галочку напротив каждой строки, содержащей чувственно ориентированную информацию. Мысленно ставьте крест возле тех строк, которые являются истолкованием.
Ответы
Слишком просто начать строить предположения о том, почему люди совершают те или иные поступки. Такое поведение свойственно человеческой природе. В НЛП оно называется чтением мыслей. Давайте рассмотрим первый вопрос из последнего упражнения. Большинство людей истолковывают невербальные сигналы (приподнятую бровь) как знаки, несущие в себе определенную информацию. Представьте на минуту, какие предположения можно высказать относительно мыслей и чувств менеджера.
В действительности же этот человек мог поднять бровь по абсолютно иной причине. Возможно, он задумался о чем-то своем. Может быть, на него повлияло поведение Джерри. Или он мог обдумывать планы на вечер.
Когда вы поймете различие между наблюдением и истолкованием, можете использовать полученную информацию с пользой. Для этого вам потребуется калибровка.
Все мы замечаем определенные стандарты в поведении людей. Когда начальник входит в комнату, Боб немедленно начинает работать. Когда речь заходит о деньгах, все говорят тише. Кейт делает глубокий вдох перед тем, как сделать важное заявление.
В НЛП замеченные стандарты поведения называются калибровкой. Джозеф О’Коннор и Ян Макдермотт так определяют это понятие: «...корреляция того, что вы видите и слышите, с состоянием человека». Это процесс использования чувственной остроты для выявления перемен в состоянии другого человека путем анализа стандартов и нюансов его поведения. Обращайте внимание на то, как человек дышит, говорит, не упускайте выражения его лица, незначительных мышечных сокращений, следите за осанкой и жестами.
Забудьте о существовании универсального подхода к языку телодвижений, о котором рассказывается в большинстве книг по данному предмету. Анализируя только эти сигналы и упуская контекст, вы можете прийти к совершенно неверному выводу. НЛП относится к языку телодвижений иначе. Хотя люди чем-то похожи друг на друга, каждый из нас - это уникальная личность, на все реагирующая по-своему. Калибровка - это процесс выявления поведенческих ключей, которые появляются до или во время определенного состояния: х всегда предшествует или сопровождает у.
Чем отточеннее навыки калибровки, тем больше связей удается выявить. Речь идет не о предположениях. Очень важно улавливать чувственно ориентированные доказательства. Если, к примеру, вы несколько раз замечали, что человек нахмуривается и прищуривается в моменты несогласия, то в будущем поймете, что он с вами не согласен, даже если он будет уверять вас в обратном.
Хорошо уже то, что каждый из нас обладает навыками калибровки, которые мы используем в повседневной жизни. Но есть и плохие новости: большую часть времени эти навыки функционируют вне связи с сознанием. Мы интуитивно понимаем реакции других людей, а затем подстраиваем под них собственное поведение. Чем больше вы практикуетесь, тем легче становится калибровать поведение окружающих. В конце концов, вы можете стать настоящим профессионалом. Расскажем вам о нескольких моментах, на которые следует обращать особое внимание в процессе оттачивания навыков калибровки.
Для того чтобы научиться калибровке, попросите друга припомнить что-нибудь приятное, а затем неприятное или печальное. Понаблюдайте за тем, как изменится выражение его лица, глаз и т.п. Это поможет вам научиться распознавать приятные и неприятные воспоминания, посещающие людей, не спрашивая их, о чем они думают. Вы догадаетесь обо всем по стандартам поведения.
Успех любого вмешательства НЛП зависит от калибровочных навыков практика. Начиная заниматься НЛП, легко совершить ошибку, сосредоточившись на процессе, вместо того чтобы концентрироваться на самом человеке. Работая с другим человеком, вы должны собрать чувственно ориентированную информацию. Только это позволит вам правильно выбрать метод воздействия, который приведет к желаемому результату. В предыдущей главе мы с вами говорили о важности правильного выбора момента для установления якоря. Для определения этого момента практик должен обладать повышенной чувственной остротой. Как утверждают Гриндер и Бостик Сент-Клер: «Калибровка - это самый фундаментальный навык НЛП, без которого невозможно добиться успеха ни в одной из отраслей этой науки».
Мы постоянно сталкиваемся с группами и коллективами в различных ситуациях - например, на совещаниях или семинарах. В таких обстоятельствах калибровка переходит в иное измерение. Мы должны не только наблюдать за сигналами отдельных людей, но и выявлять стандарты поведения внутри группы.
Работал с группой, вы можете выделить ряд определенных, наиболее полезных состояний. Если, к примеру, вы проводите перед группой клиентов презентацию, вам, естественно, захочется, чтобы все отнеслись к вашему выступлению внимательно. Во время проведения семинара необходимо, чтобы слушатели легко усваивали информацию. Калибровка внутри группы требует повышенной чувственной остроты. Только так вы сможете распознать невербальные сигналы, по которым можно будет сделать вывод о том, находятся ли члены группы в желаемом состоянии.
Разумеется, любая группа состоит из отдельных людей, каждый из которых может реагировать по-разному. Кроме того, реакция может изменяться с течением времени. Если вы работаете с большой группой, выберите для калибровки нескольких ее представителей. Поняв реакции этих людей, вы сможете заметить их заинтересованность или скуку. Поведение этих людей послужит индикатором того, следует ли продолжать в прежнем духе или нужно внести корректировки в свое поведение. Искусство калибровки групп кроется в умении истолковывать невербальные реакции на действия, совершаемые вами и другими членами группы.
Наибольшую пользу вам, несомненно, принесет умение калибровать собственные реакции на свои действия и мысли. Возможно, вы заметите неприятное чувство сомнения, возникающее в те моменты, когда происходящее кажется вам неправильным. Может быть, вы даже сумеете определить тот участок тела, где гнездится чувство неуверенности. А может быть, вы слышите внутренний голос или ощущаете иное чувственно ориентированное проявление отсутствия конгруэнтности. (Некоторые люди испытывают чувство равновесия или сосредоточенности, которое подсказывает им, что курс выбран правильно. В НЛП такое состояние называется конгруэнтностью.)
Настраивая свои внутренние сигналы на конгруэнтность, вы можете проанализировать выбранный курс действий заранее, вместо того чтобы использовать метод проб и ошибок. Попробуйте выяснить причину внезапно одолевшего вас внутреннего беспокойства. Более подробно мы поговорим об этом в главе 14, где познакомимся с концепцией «частей» и внутреннего конфликта, когда одна часть нашего существа хочет одного, а другая - совершенно другого.
НЛП в действии
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.