В этой главе вы узнаете:
Вы уже познакомились с пятью системами представления - визуальной, звуковой, кинестетической, обонятельной и вкусовой. Однако это еще только начало. Внутри каждой чувственной модальности имеются тонкие детали и различия, называемые субмодальностями.
Когда мы, к примеру, мыслим визуально, образы, появляющиеся в нашем разуме, имеют цвет, яркость, контрастность, глубину, размер и т.п. Звук имеет громкость, направление, тембр. Телесные ощущения характеризуются температурой, интенсивностью, длительностью. То же самое можно сказать об обонянии и вкусе.
Субмодальности - это способ кодирования и определения структуры внутреннего опыта. Как и многое другое, по большей части это происходит вне нашего сознания. Каждая мысль, воспоминание или представление о будущем формируется из нюансов образов, звуков, ощущений, вкусов и запахов.
Лучший, да и, пожалуй, единственный, способ понять, как действуют субмодальности, - ощутить это на личном опыте. То есть вам нужно погрузиться в самого себя.
Мысленно вернитесь в такой момент, когда вы были расслаблены и счастливы. Попробуйте, к примеру, вспомнить отпуск. Настройте визуальный аспект воспоминания. Погружаясь мысленным взором в прошлое, вспоминайте, что вы видели в тот момент. Какая картина предстала перед вами? Она цветная или черно-белая? Подвижная или статичная? Вы видите панораму или отдельный кадр? Как далеко от вас эта картина? Понимаете ли вы, какое место видите перед собой? Естественно, что эти вопросы - не единственные, которые вы можете себе задать.
А теперь давайте поиграем с увиденной картиной. Наблюдая за мысленным образом, попробуйте прибавить яркость. Изменяет ли этот прием ваши ощущения? Теперь попробуйте сделать образ туманным, едва различимым. Многим такой уровень яркости кажется оптимальным для анализа связанных с образом чувств. При повышенной яркости или в полной темноте люди не ощущают никаких чувств вовсе.
Если ваш образ подвижен, постарайтесь «заморозить» его. Превратите его в подобие почтовой открытки или фотографии. А теперь вновь приведите картинку в движение. Как это действие изменило ваш настрой? Если картинка стала черно-белой или монохромной, попробуйте наполнить ее цветом. Что вы почувствовали? Продолжайте развивать свой мысленный образ. Отодвиньте его подальше, затем сдвиньте в сторону. Поднимите повыше, потом опустите. Что вы чувствуете, перемещая образ?
Теперь давайте подключим звуковой элемент вашего воспоминания. Вспомните, что вы слышали в тот момент? Какие звуки приходят вам на память - голоса, музыка, шумы? Сколько источников звука вы припоминаете? Где они находятся - вблизи или вдалеке? Слышите ли вы ясный, четкий звук или приглушенный? В каком направлении от вас находится источник звука? Каков тембр голосов, которые вы слышите? Каков темп речи?
Постарайтесь прибавить громкость и проанализируйте свои ощущения. А теперь убавьте звук до почти неразличимого. Если вы слышите сразу несколько звуков или голосов, изменяйте громкость каждого из них. Перемещайте услышанные звуки. Попробуйте изменить скорость речи. Какое воздействие оказывают на вас подобные перемены? Как изменяются ваши ощущения?
И, наконец, проанализируйте ощущения, возникающие в вашем теле в момент проведения данного эксперимента. Где они возникают? Как вы могли бы описать свои ощущения? Являются ли они сильными или слабыми? Рассеянными или сконцентрированными? Что происходит, когда вы изменяете, интенсивность внешнего воздействия или меняете его источник?
То, что вы только что проделали, создает «ткань» ваших субмодальностей. Именно так они и действуют. Вас удивит то, что изменение способа кодирования воспоминаний может оказать столь глубокое воздействие.
Большинство людей никогда даже не задумывались над изменением яркости внутреннего мысленного образа или громкости внутреннего звука с целью изменения общего состояния.
Описанный выше опыт - это изменение внутреннего представления. Вы можете провести его с любым воспоминанием, «хорошим» или «плохим». С его помощью вы можете усилить ценные для вас воспоминания и ослабить бесполезные или вызывающие проблемы. Тот же процесс можно применять и при планировании будущего. Оптимизируя субмодальности, вы можете добиться желаемых результатов.
Распознать субмодальности несложно. Для этого достаточно лишь знать, что именно нужно искать.
Попрактикуйтесь в этом, детально описывая свою повседневную жизнь. А затем сравните свои описания с приведенным ниже списком, который поможет вам понять, как именно вы кодируете свой жизненный опыт.
Визуальные представления
Ассоциация - диссоциация.
Движение - покой.
Кадрирование - панорама.
Контрастность переднего или заднего плана.
Горизонтальная или вертикальная перспектива.
Расположение образа.
Тусклый - яркий.
Черно-белый - цветной.
Цветовой баланс.
Быстрый - медленный - остановившийся.
Расстояние: далеко - близко.
Четкий - затуманенный.
Трехмерный - плоский или двумерный.
Форма.
Размер.
Звуковые представления
Стерео - моно.
Расположение источника звука.
Громкость: громкий - тихий.
Тембр: бас - дискант.
Высота звука: высокая - низкая.
Темп: быстрый - медленный.
Близко - далеко.
Ритм.
Мелодия.
Качество звука: четкий - приглушенный.
Постоянный - прерывистый.
Нежный - резкий.
Количество источников звука.
Характер звука: музыка, голос - чей голос?
Кинестетические представления
Постоянный - прерывистый.
Характер ощущения: внутреннее - внешнее.
Сильный - слабый.
Большая область - малая область.
Фактура: шершавая - гладкая.
Сухой - мокрый.
Температура: холодный - горячий.
Давление и вес: тяжелый - легкий.
Стоящий - движущийся.
Ритм: регулярный - нерегулярный.
Интенсивность.
Звуковые цифровые представления (внутренний голос)
Чувственно ориентированный или оценочный.
О себе или о других.
Настоящее - прошлое - будущее.
Источник слов.
Громкость.
Тембр.
Простота - сложность.
Существует два основных типа субмодальностей - цифровые и аналоговые. Цифровые субмодальности либо включаются, либо выключаются. Мысленные образы, к примеру, могут быть подвижными или неподвижными. Промежуточного положения быть не может. Аналоговые же субмодальности имеют бесконечное количество промежуточных состояний между двумя экстремумами. Громкость звука может изменяться бесчисленное количество раз от тишины до максимального значения. Большинство субмодальностей является аналоговыми. Цифровых среди них совсем немного.
В главе 3 мы с вами обсудили, как слова, используемые людьми, вскрывают их внутреннее представление о мире. То же самое относится и к субмодальностям. Вот несколько типичных примеров: «Я слышу вас ясно и отчетливо», «Мы лишь скользим по поверхности», «Он имеет туманное представление обо всем этом». Наши слова зачастую отражают не только чувственно ориентированные предикаты, но еще и связанные с ними субмодальности. Субмодальности дают более полное и четкое представление о том, что люди думают и каким образом кодируют жизненный опыт на внутреннем уровне.
Такая взаимосвязь порой оказывается очевидной и в невербальном общении. Люди, к примеру, часто указывают точное расположение образа, увиденного мысленным взором, просто пальцем. Многие руками показывают форму чего-либо. Поняв, что такое движение является неслучайным, вы можете более точно понять, как человек пространственно структурирует жизненный опыт.
Полагаем, сейчас вы не понимаете, какую роль в вашей жизни может сыграть знание субмодальностей. В действительности же они исключительно важны, поскольку позволяют вам выбирать способ кодирования воспоминаний и мыслей о будущем. В результате вы можете изменить значение таких мыслей, сделать их более или менее запоминающимися, желательными, сильными и интенсивными.
Воздействие и значение воспоминания гораздо сильнее зависят от используемых для его кодирования субмодальностей, чем от реального содержания. Когда-то что-то произошло, изменить случившееся фактически невозможно. Однако мы всегда можем изменить способ кодирования. Тем самым мы изменяем внутреннее представление о произошедшем событии и свои чувства, с ним связанные. Желательный результат большинства приемов НЛП - это уменьшение или увеличение интенсивности запомненного опыта.
У многих есть неприятные воспоминания, которые порождают реальные проблемы в настоящем и будущем. Возможно, речь идет о травматическом происшествии или ином важном эмоциональном событии. В результате возникает фобия, приступ паники или иррациональный страх, лишающий сил и значительно осложняющий жизнь.
Вспоминая о событии или о чем-то случившемся в нашей жизни, мы пробуждаем воспоминание. Прежние эмоции возвращаются с новой силой. Поскольку событие уже осталось в прошлом, причина проблемы кроется в способе кодирования события в памяти. А способ кодирования самым тесным образом связан с различиями субмодальностей. Изменяя основные детали кодирования, мы можем значительно снизить эмоции, связанные с воспоминанием, и тем самым устранить неприятную проблему. Далее мы с вами поговорим о конкретных приемах, позволяющих добиться этой цели.
Мы можем изменить и еще один аспект воспоминаний - а именно их достоверность. Некоторые, к примеру, слышат внутренний голос, который постоянно указывает на их ошибки, напоминает о глупости и бессмысленности их существования. Если такое происходит с вами, почему бы не изменить характер внутреннего голоса? Почему бы не заставить его говорить тоном Микки Мауса или замедлить его темп так, чтобы каждое слово растягивалось на минуты? Такой голос очень скоро перестанет восприниматься как реальный и авторитетный. Ричард Бандлер считает, что, когда люди говорят об охватившей их депрессии, они находятся под воздействием тишайшего внутреннего голоса. Этот голос оказывает на них гипнотическое воздействие. Решение такой проблемы кроется в увеличении громкости и изменении тембра внутреннего голоса, чтобы он начал звучать энергично и весело.
Можно также изменить значение и воздействие внутреннего кодирования на будущие результаты, надежды и мечты. Верно, выбранные субмодальности сделают ваши мечты привлекательными, нежелательными или чем-то средним. Трезво оценив субмодальности, можно добиться абсолютно неотразимого и исключительно привлекательного результата.
Легкость этого процесса вас поразит. Для того чтобы открыть для себя силу субмодальностей, вам нужно немного с ними поиграть. Чем больше вы будете экспериментировать, тем больше нового для себя откроете. Как говорит Ричард Бандлер в своей книге «Использование разума для осуществления перемен», одной из лучших книг, посвященных вопросам субмодальностей: «Все, что происходит в вашем разуме, оказывает на вас влияние. И эти события находятся под полным вашим контролем».
Одним из наиболее полезных приемов работы с субмодальностями является сопоставительный анализ, который можно использовать для выявления «различий, которые составляют основное различие» между двумя состояниями или внутренними представлениями. Сопоставительный анализ используется во многих процессах НЛП. Особенно полезен этот метод, когда один опыт дает желательный результат, а другой - нежелательный.
Если мы воспринимаем одно воспоминание как эмоциональное, а другое - как нейтральное, различие кроется в способе кодирования. Выявляя отличающиеся субмодальности, то есть критические субмодальности, можно легко и быстро осуществить любые перемены.
Упражнение
Попробуйте выполнить это упражнение прямо сейчас. Вспомните приятный и слегка неприятный опыт. Эти воспоминания должны быть одного и того же типа, например связанными с работой или домом.
Начните с приятного воспоминания. Погрузитесь в него и постепенно, модальность за модальностью, выявите все субмодальности. Такое упражнение многим легче проделывать с закрытыми глазами. Завершив процесс для визуальной, звуковой и кинестетической модальностей, «прервите состояние» на несколько секунд. Затем проделайте все то же самое с неприятным воспоминанием.
Вы почти наверняка выявите хотя бы одну отличающуюся субмодальность, а, скорее всего и несколько. Неприятные воспоминания могут оказаться ближе, находиться в конкретном положении, сопровождаться определенным звуком или ощущением.
Поскольку ощущение воспоминания во многом зависит от способа его кодирования, изменение субмодальностей неприятного воспоминания на субмодальности воспоминания приятного может изменить весь его характер.
Этот процесс в НЛП называется «составление карты». Мы с вами просто копируем субмодальности приятного воспоминания в воспоминание неприятное. Обычно такой процесс осуществляется постепенно, до тёх пор, пока все субмодальности неприятного воспоминания не будут заменены на субмодальности воспоминания приятного. Хотя такой процесс на первый взгляд может показаться вам сложным, в действительности он достаточно прост.
Иногда в процессе перенесения субмодальностей вы изменяете одну из них, но ее изменение влечет за собой изменение очень многих. Такая субмодальность называется ведущей, то есть самой критической из критических. Она подобна главному выключателю, который управляет всеми остальными. А сам процесс можно сравнить с эффектом домино. Ведущая субмодальность присутствует не всегда, но если вам удалось ее выявить, процесс составления карты уже не потребуется. Вся работа будет сделана за вас.
Очень важно упомянуть, что порой существование субмодальностей имеет под собой веские основания, а любые изменения могут повлечь за собой непредвиденные последствия. НЛП придает большое значение «экологии», поскольку именно она позволяет оценить воздействие изменений на самого человека и окружающих его людей. Более подробно об этом мы с вами поговорим в главе 7.
В этом разделе мы с вами поговорим о приеме изменения субмодальности, предложенном Ричардом Бандлером для перепрограммирования работы мозга. Это производительный прием, который можно распространить на любую сферу жизни человека, что делает его особенно ценным. «Свист» часто используется для устранения вредных привычек, например, для избавления от болезненной страсти к шоколаду или курению сигарет. После использования приема «свист» человека просто не потянет к ранее столь приятному для него занятию.
Прием «свист»
Этапы
Семьдесят процентов людей используют прием «свист», не подозревая об этом. Некоторые из них лучше реагируют на туманный, а не на яркий образ. Значит, если вы будете использовать яркость обычным образом, она окажет эффект, обратный тому, на который вы рассчитывали. В некоторых случаях люди связывают с нежелательным поведением звуковой или кинестетический, а не визуальный ключ. Конструирование «свиста» предназначено для того, чтобы преодолеть эти проблемы, создать прием, соответствующий личным субмодальностям человека. В ходе этого процесса выявляются ключевые субмодальности, для чего человек должен дать ответ на ряд вопросов. Таким образом, создается ключ для замещения поведения, а затем проверяется, оказывает ли он желаемое воздействие. После этого разрабатывается план по обмену двух субмодальностей. Более подробно этот процесс описан в специальной литературе.
Многие люди в определенных ситуациях испытывают непреодолимую тягу к совершению некоторых поступков. Им кажется, что, входя в комнату, они должны проверить, нет ли где пыли, или убедиться в том, что картины повешены абсолютно ровно. Прием отказа от навязчивой тяги, разработанный Стивом и Коннире Андреас, помогает справиться с глубоко укоренившимися привычками, в отношении которых «свист» оказывается безрезультатным. Этот прием поможет вам выработать в себе такое отношение к определенному поведению, что оно перестанет казаться вам привлекательным. Отказ от навязчивой тяги включает в себя и сопоставительный анализ, и выявление ведущей субмодальности. для того чтобы понять смысл этого приема, воспользуйтесь им на личном опыте.
Этапы
НЛП в действии
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.