В этой главе вы узнаете:
Вы любопытны. И это означает, что вы можете учиться быстрее. Осознав собственные чувства, вы расслабитесь. НЛП - вещь очень интересная, не так ли? Люди всегда все легко схватывают, если чувствует себя комфортно и расслабленно. Можете ли вы глубоко заглянуть в собственную память? И даже когда ваш разум блуждает где-то далеко, вы понимаете, что это совершенно нормально. Можете ли вы сразу же вернуться в настоящее или вам нужно для этого некоторое время? К счастью, такой проблемы не существует. Вам говорит: «Вы можете получить все, что захотите». Понимание - вот что ценно. Не думайте, что это не так. Сосредоточение на собственном опыте позволит вам понять, что на самом деле ценно.
Что вы думаете о первом абзаце этой главы? Он кажется вам осмысленным или несколько странным? Нет ли у вас желания позвонить в полицию метамоделей и заявить о многочисленных нарушениях?
Тем не менее, данное вступление было тщательно и методично сконструировано с помощью модели Милтона, набора лингвистических шаблонов, разработанных Ричардом Бандлером и Джоном Гриндером в 1975 году на основе моделирования опыта Милтона Эриксона, одного из ведущих гипнотерапевтов своего времени, основателя Американского общества клинического гипноза.
Бандлер и Гриндер детально изучали терапевтический подход Эриксона в течение нескольких месяцев, применяя методы имплицитного моделирования, описанные в главе 15. Они с удивлением обнаружили, что язык, используемый при лечении клиентов Эриксоном, заметно отличается от языка, используемого Перлзом и Сатир. Этот язык и послужил основой метамодели. В действительности можно было подумать, что Эриксон сознательно стремился нарушить как можно больше правил метамодели.
В то время как Перлз и Сатир задавали вопросы, чтобы восстановить пропущенную информацию, устранить искажения и обобщения, Эриксон зачастую рассказывал истории, которые звучали странно и двусмысленно. Метамодель помогала клиенту сделать свою внутреннюю карту более точной, а, следовательно, более полезной для достижения желаемого результата. Модель Милтона оказалась не менее эффективной. Но в чем же секрет ее успеха?
В книге «Шаблоны приемов гипноза Милтона Г.Эриксона» Бандлер и Гриндер называют языковые шаблоны, используемые Эриксоном, «искусно неопределенными». Он намеренно строил предложения таким образом, чтобы они оставались открытыми для интерпретации. Подобный подход в корне противоречит основам метамодели. По сути дела, Эриксон сознательно создавал искажения, удаления и обобщения. Такая неопределенность помогала достичь очень важных и значимых результатов.
Некоторые беспокоятся относительно того, где кончается сознание и начинается бессознательное. Но в действительности это совершенно неважно. Бандлер и Гриндер в книге «Превращение лягушек в принцесс» сказали об этом так:
«Не придавайте особого значения словам «сознание» и «бессознательное». Таких понятий не существует. Это всего лишь способ описания событий, полезных в контексте терапевтического изменения. «Сознание» - это то, что вы осознаете в данный конкретный момент времени. «Бессознательное» - это все остальное.
Язык модели Милтона особенно полезен для осуществления определенных перемен в жизни других людей. Он используется в таких приемах, как изменение личной истории и генератор нового поведения. Задавая человеку вопросы в рамках метамодели, вы погружаете его в реальность. В НЛП это называется «аптайм», то есть состояние, в котором доминирует сознательное мышление. Когда же человек сосредоточивается на собственном опыте, внутреннее представление переводит его в транс. В НЛП такое состояние называется «даунтайм», то есть доминирование бессознательного.
С трансом связано множество мифов, но важнее всего понять, что это состояние возникает естественным образом. В течение дня мы много раз входим в транс и выходим из него. Мечтая, погружаясь в книгу или телевизионную программу, уносясь мыслями в прошлое или будущее, мы можем заниматься чем-то совершенно другим. И это говорит о том, что мы находимся в состоянии транса. Компьютерная игра также может погрузить человека в транс.
Не называет ли НЛП гипноз другим названием? Действительно, многие приемы и процессы НЛП погружают человека в транс, и этот транс стимулирует перемены. Но, как мы уже убедились, одним только трансом и моделью Милтона НЛП не ограничивается.
Вполне возможно, что психотерапия вас не интересует, а ваша цель - достичь успеха в бизнесе. И тогда вам захочется перейти к следующей главе, поскольку вы не видите возможностей применения модели Милтона в деловой обстановке. Вы же не можете гипнотизировать покупателей или вводить в транс коллег. Но подобная фраза выдает полное непонимание ценности модели Милтона. А ведь она состоит в том, что язык можно эффективно использовать для влияния и убеждения.
В статье «После Милтона» Джозеф Риджио объясняет это следующим образом:
«В деловой обстановке модель Милтона применяется в публичных выступлениях, особенно в политических, где речь должна восприниматься слушателями как позитивная и значительная, но в то же время в ней не должно содержаться конкретной информации, которая могла бы быть истолкована превратно. Слушая политическое интервью, вы очень часто сталкиваетесь с шаблонами модели Милтона, такими, как “ситуация значительно улучшилась, а в будущем еще более улучшится относительно ее текущего состояния”».
Давайте для начала рассмотрим те аспекты модели Милтона, которые связаны с инверсией метамодели. Читая этот раздел, подумайте о том, как вы сами сможете применять подобные приемы в будущем.
Сознательное удаление информации из процесса общения
приводит к тому, что слушатель начинает задавать вопросы и искать
ответы. Приведем пример: «Это может быть сейчас рассмотрено». Что может
быть рассмотрено? Кем? Зачем? Почему именно сейчас? Мы не знаем, и это
нам неясно.
Примеры:
«Это имеет смысл».
«Это легко».
Если, проводя сравнение, вы не указываете, что и с чем
сравнивается, то смущаете собеседника и стимулируете трансдеривационный
поиск недостающей информации. В приведенных ниже примерах мы не знаем,
какова была отправная точка. Больше чего? Лучше чего?
Примеры:
«Они хотят больше».
«Вы почувствуете это лучше».
Когда неясно, кто именно осуществляет те или иные действия,
людям приходится копаться в собственном жизненном опыте, чтобы понять
смысл сказанного. В первом примере понятно ли вам, кто именно знает
ответы? А во втором понимаете ли вы, кто именно приближается?
Примеры:
«Они знают все ответы».
«Кто-то приближается».
Когда глагол не конкретизирован, слушатель вынужден сам
заполнять пробелы, чтобы общение обрело смысл. В данном контексте могут
использоваться глаголы опыта, ощущения, понимания и обучения.
Примеры:
«Вы можете понять, как почувствовать
себя лучше».
«Легко запомнить материал на основании
сведений данного семинара».
Людям свойственно устанавливать причинную связь. Одно событие кажется им вытекающим из другого. «Сроки сдачи работы приближаются, и мне необходимо напряженно трудиться» или «Из-за телефонного звонка я опоздал на совещание». Представление идеи в виде двух взаимосвязанных утверждений может выглядеть весьма убедительно и стимулировать человека двигаться в направлении желаемого поведения. Если первая часть поддается сознательной проверке, бессознательный разум воспринимает взаимосвязь как истинную, даже если она не основывается на фактах. Как любил говорить на своих семинарах Тед Джеймс: «Фраза не должна быть истинной. Она должна быть правдоподобной».
Это простейший и наиболее слабый вид связи, когда две фразы
соединяются с помощью союзов «и», «но», «для», «еще не», «значит» и
«поэтому».
Примеры:
«Вы можете сосредоточиться на дыхании и
начать расслабляться».
«Вы улыбаетесь, значит, уверены в
успехе».
Более сильная связь создается с помощью подразумеваемого
эффекта. Для связи предложений используются такие выражения, как
«если... то», «во время», «пока», «до тех пор...» и т.п.
Примеры:
«Если вы изучите эти приемы, то с
легкостью сможете их усвоить».
«Хотя вы оценили все предложенные
варианты, вы, похоже, воспринимаете их бессознательно».
Это наиболее сильная форма связи. Для соединения
предложений используются такие слова, как «заставлять», «вынуждать» и
«это означает».
Примеры:
«Звук моего голоса заставит вас
расслабиться».
«Эта книга была тщательно
структурирована, и это означает, что вам будет легко с ее помощью
усвоить основы НЛП».
Поскольку причинная связь более очевидна, когда вы
используете подразумеваемый эффект и причинно-следственные шаблоны, ее
можно применять в негативных фразах. Человеку труднее проследить, что
именно и каким образом связывалось.
Пример:
«Вы не сможете совладать с собственным
любопытством, когда услышите наше следующее предложение».
Утверждение того, что вам известен образ мыслей других
людей, сделает предложение более авторитетным и будет способствовать
укреплению взаимопонимания. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы
ваши фразы не вступали в конфликт с реальными мыслями человека.
Примеры:
«Я знаю, что вас мучает любопытство
относительно того, что же произойдет дальше».
«Все новое вы усваиваете прямо сейчас».
Два утверждения могут быть приравнены друг к другу с
помощью установления связи. Простейший способ - это использование связки
«что означает».
Примеры:
«Вы изучаете НЛП, и это означает, что
вы интересуетесь людьми».
«Ваш возраст приближается к пятидесяти,
и это означает, что вы слишком стары, чтобы начинать жизнь сначала».
Представление суждения или оценки как факта без упоминания
о том, кому принадлежит это суждение или оценка. Такой прием позволяет
преодолеть сопротивление. Простейший способ - использование безличной
формы предложения.
Примеры:
«Полезно понимать принципы работы НЛП».
«Очень важно при каждой возможности
практиковаться в применении приемов НЛП».
Как мы уже говорили в главе 13, номинализации - это
абстрактные существительные, создаваемые из слов, обозначающих процессы.
К таким существительным относятся «счастье» и «любопытство», описывающие
состояния человека. Это замечательные слова, поскольку каждый из нас
вкладывает в них собственный смысл.
Примеры:
«Вы можете ощутить удовлетворение от
собственных знаний».
«Вас ожидают открытия и откровения».
Представление предложения в виде универсального обобщения
делает его более веским, особенно для подсознания, поскольку подсознание
не анализирует услышанное слишком глубоко. Ключевые слова, используемые
в данном приеме, это «все», «каждый», «любой», «всегда», «никогда».
Примеры:
«Людям всегда легче усваивать новый
материал в расслабленном состоянии».
«Никто не хочет сопротивляться новому».
Для формулировки правил и придания определенного направления жизненному опыту используются два модальных оператора - необходимости и возможности.
Модальный оператор необходимости - «должен/не должен» -
используется для ограничения выбора.
Пример:
«И вы не должны даже пытаться, все
произойдет само по себе».
Модальный оператор возможности - «может/не может»,
«способен/неспособен».
Пример:
«Вы можете предложить нам множество
исключительно творческих идей».
Можно достичь согласия косвенным образом, путем использования в вопросе или предложении предположений и пресуппозиций. Поскольку они воспринимаются как должное, то сознание не обращает на них внимания. Существуют различные типы пресуппозиций, о которых мы сейчас и поговорим.
До того, после, продолжать, во время, когда, с тех пор,
пока.
Пример:
«Во время чтения этой книги ваше
понимание природы НЛП значительно углубится».
Использование цифр и порядковых числительных - первый,
второй, третий, другой, последний, то есть предопределение порядка.
Пример:
«Буквально через минуту мы перейдем к
третьему примеру...»
В двойных связях пресуппозиции используются для иллюзорного
выбора - любой вариант приводит к желаемому результату.
Примеры:
«Мы можем обсудить этот вопрос здесь
или в вашем кабинете».
«Вы поймете все необходимое, когда
будете готовы или в любое другое время по вашему выбору».
Использование таких слов, как «знать», «понимать»,
«замечать», «сознавать», подчеркивает истинность сказанного.
Пример:
«Вы понимаете, что существует огромное
множество способов приобретения знаний?»
Наречия являются очень простым, но весьма эффективным
способом доказательства истинности происходящего, поскольку
концентрируют внимание человека на самой природе жизненного опыта.
Особенно полезны такие наречия, как «глубоко». «удивительно», «легко» и
т.п.
Пример:
«Сейчас вы глубоко погрузитесь в
транс».
Предложения зачастую структурируются таким образом, что
все, что следует за первыми словами, воспринимается как истина.
Полезными вводными словами могут быть «к счастью», «несомненно» и т.п.
Пример:
«К счастью, эта концепция очень легка
для понимания. Вы, несомненно, с ней уже знакомы».
Когда вы хотите выразить конкретную мысль, но чувствуете, что вашим словам недостает веса и значимости, можно прибегнуть к цитатам. Рассказывая о чем-либо, мы часто прибегаем к цитатам:
«И тогда он сказал мне: “Вам необходимо прямо сейчас
осуществить перемены”». Слушатель воспринимает подобное высказывание как
прямую речь. Бессознательный разум считает, что эти слова обращены прямо
к нему, особенно когда данные фразы произносятся с ударением.
Примеры:
«Доктор повернулся к пациенту и сказал:
“Настало время лучше заботиться о себе”».
«Оратор, обращаясь к слушателям,
произнес: “Вы можете достичь всего, чего захотите”».
Встроенная команда - это фраза или инструкция, спрятанная
или встроенная в предложение. Она работает на сублиминальном уровне,
поскольку сознание ее не распознает, а воздействует она непосредственно
на подсознание. Таким образом, можно делать внушения косвенно, незаметно
для пациента. Эффект еще более усиливается, если вы используете
аналоговые отметки - понижаете тон голоса и слегка увеличиваете
громкость, произнося встроенные команды. Не нужно привлекать к этому
процессу внимание, поскольку подсознание и так обладает высокой
чуткостью.
Примеры:
«Я удивлюсь, если вы сможете этому с
легкостью научиться».
«Вы можете сделать очень многое, чтобы
окружающие почувствовали себя лучше».
Упоминание имени человека после модального оператора
позволяет структурировать предложением таким образом, что команда
оказывается направленной непосредственно к человеку.
Пример:
«Каждый должен, Аманда, слушать меня
внимательно».
Такие слова, как «интересно», «любопытно», «знать» и
«понимать», весьма важны, поскольку дают возможность задавать вопросы,
на которые не ожидается ответа. Таким образом, информацию можно передать
косвенным образом.
Примеры:
«Любопытно, почему вы испытываете
подобные чувства?»
«Интересно, сможете ли вы вспомнить
моменты, когда вам удалось чего-либо достичь?»
В главе 7 мы с вами обсуждали, какие трудности испытывает
разум, обрабатывая негативно сформулированные предложения, например: «И
не думай о гитаре!» для того чтобы не думать, сначала нужно обязательно
подумать. Негативная формулировка команд особенно эффективна для людей с
несовпадением.
Примеры:
«Не обращайте внимания на этот раздел».
«Не подписывайте этот чек, пока не
почувствуете себя готовым».
Открывая просьба или действие порой вызывает сопротивление,
но этого можно избежать, если вовремя воспользоваться разговорными
постулатами. Они могут прозвучать как вопрос, но в действительности это
обыкновенная команда.
Примеры:
«Не могли бы вы передать мне папку?»
«Не могли бы вы еще раз прочесть
последнее предложение?»
Неопределенность возникает в тех случаях, когда слова или предложения имеют двойное значение и открыты для истолкования. Говоря терминами НЛП, под конкретной поверхностной структурой скрывается более одной глубинной структуры. Неопределенность может относиться к одному из четырех типов.
Такая ситуация возникает в тех случаях, когда разные по
смыслу слова звучат одинаково: порог/порок, правило/правильно,
украсить/украсть. Неопределенность по своей природе способствует
индицированию транса.
Пример:
«Как сильно пахнет мятой!»
«В рубашке мятой и несвежей не следует
приходить на работу».
Неопределенность порой создается синтаксической структурой
предложения. Использованное в данном контексте слово не проясняет своей
функции.
Примеры:
«Уточненная метамодель...» (либо вы ее
уточнили, либо она уточнила ваше состояние).
«Увлеченные люди...» (либо вы увлекли
окружающих, либо они увлеклись вами).
Иногда бывает невозможно определить, к чему относится
конкретное слово или фраза. «Восхитительный магазин и музей». К чему
относится слово «восхитительный» - только ли к магазину или и к
магазину, и музею одновременно?
Пример:
«Вы осознаете, что сидите и начинаете
расслабляться».
В результате пунктуационной неопределенности предложение может полностью поменять смысл. Типичным примером является классическое предложение «Казнить нельзя помиловать». Если оно произносится монотонно, то на слух определить его смысл невозможно. Человеку приходится погружаться в собственный опыт, для того чтобы понять смысл сказанного.
Один из наиболее эффективных способов установления
взаимопонимания с кем-либо - это предложения, соответствующие личному
опыту человека. Таким образом, вы концентрируете внимание человека на
том, что он видит, слышит и чувствует, и подталкиваете к тому, чтобы
заглянуть внутрь себя. Поэтому исключительно полезно бывает включать в
разговор визуальные, звуковые и кинестетические предложения, которые
человек воспринимает как истинные. С помощью таких предложений можно
ввести человека в транс. Советуем вам использовать три предложения
следования, прежде чем приступать к лидированию.
Пример:
«Вы начинаете осознавать собственное
дыхание, слышите окружающие вас звуки, концентрируетесь на словах,
написанных на этой странице, и постепенно чувствуете себя спокойным и
расслабленным».
Вы всегда можете отвлечь сознание человека и преодолеть его
сопротивление, добавляя вопрос в конце предложения, не так ли? В таком
случае общение идет на уровне подсознания, а ведь вы к этому и
стремитесь, не так ли? Полагаем, вы уже поняли, как следует строить
подобные предложения, не правда ли?
Пример:
«Вы можете оценить всю прелесть
подобного подхода, не так ли? Это простой и элегантный способ общения,
не правда ли? Но вам не следует заходить слишком далеко и снабжать
вопросами-ярлыками каждое предложение, вы так не думаете?»
Этот сложно называющийся прием включает в себя одушевление
неодушевленных предметов, животных, идей. Один из наиболее знаменитых
примеров применения этого приема описан и проанализирован в книге
«Шаблоны приемов гипноза Милтона Г.Эриксона». Во время сеанса,
посвященного контролю над болью, Эриксон беседовал с фермером Джо о
выращивании помидоров. Он, в частности, говорил о том, что растения
помидоров могут чувствовать спокойствие и комфорт. Когда люди слышат
подобные утверждения, то осмысляют их, перенося данные ощущения на себя.
Примеры:
«Этот результат буквально хочет, чтобы
вы его добились».
«Этому креслу приятно, когда в него
садятся».
Каково это будет, когда вы осуществите задуманные перемены сейчас... в будущем... когда вы оглянетесь назад и увидите, каково это было - жить с проблемой? Точно так же, как вы думаете об этом сейчас, сидя в этой комнате?
Тед Джеймс
Хотя Милтон Эриксон порой был довольно прямолинеен, чаще всего он рассказывал своим клиентам истории. Полагаем, вам ясно, что подбор подобных историй был неслучаен. Эриксон тщательно выбирал или сочинял истории, чтобы они отвечали потребностям данного клиента. За много лет практики Эриксон довел свои навыки до совершенства и добивался поразительных результатов даже в самых сложных случаях. Его весьма результативные вмешательства описаны во множестве книг.
Многие приемы НЛП основаны на работах Эриксона. Многие пресуппозиции - например, что человек располагает всеми необходимыми ему ресурсами, что в основе любого поведения лежит позитивное намерение, - обязаны своим происхождением именно ему. Не менее широко применяются в НЛП и разнообразные истории. Здесь они называются метафорами, и под этим термином подразумеваются самые разнообразные вмешательства - аналогии, шутки, параболы, сходства, басни и аллегории, а также простые истории и настоящие метафоры.
Как доказали Карл Юнг и его последователи, метафора - это натуральный язык бессознательного разума. Когда метафора используется эффективно, она обращается к самому глубокому уровню человеческой души. Метафора не общается с сознанием, поэтому ей гораздо труднее сопротивляться.
Метафоры широко используются в психотерапии, но в последнее время значительно возросло признание роли метафор и в деловой жизни. Однако здесь нужно учитывать культурные различия. Те истории, которые доказали свою эффективность в корпоративной обстановке, могут не пригодиться в другом контексте. В психотерапии широко используются сказки с участием фей или эльфов. Вряд ли подобная история будет принята «на ура» в конференц-зале. В деловой обстановке будет более уместна героическая сага, рассказывающая о преодолении препятствий и достижении успеха, несмотря на все происки врагов. Умение приспособить историю к потребностям аудитории - это настоящее искусство. Если речь идет о разнообразии или об укреплении компании, вам может пригодиться эта простая коротенькая история:
Эта принцесса была не похожа на других.
Черноволосая красотка была наделена недюжинным умом.
Она отказалась выходить замуж и унаследовала все по праву первородства.
Под ее управлением экономика государства расцвела.
Когда прекрасный принц прискакал к ней на белом коне, она купила у него
коня и начала разводить чистокровных лошадей.
Зоя Эллис, 1988
Истории оказываются эффективными в самых различных обстоятельствах. Они способны вдохнуть жизнь в самую скучную презентацию или совещание. Но для этого нужно проявить творческое начало. Истории способствуют разрешению конфликтов, успешному проведению переговоров, повышают эффективность командной работы или обучения. Некоторые специалисты по НЛП сосредоточиваются только на подобных историях. Вы можете пройти соответствующий курс и заняться этим делом самостоятельно.
Метафоры можно использовать самыми различными способами. На учебном семинаре, или терапевтическом сеансе, или в обычном разговоре ваш собеседник может заговорить метафорическим языком. Например, вы можете услышать такие выражения, как «у стен есть уши», «посмотри, как летит время» и т.п. Подобные фразы отражают внутреннее представление человека о данной ситуации. Метафоры - это способ выразить жизненный опыт. Отвечая на подобные замечания, очень важно совпасть с картой опыта собеседника. Только в таком случае вы сможете незаметно, но весьма эффективно направить его к решению проблемы.
Если человек не может выразить своих чувств самостоятельно, попросите его найти метафору. Порой такой метод оказывается очень результативным. Хотя придумать метафору в мгновение ока нелегко, в конце концов, она находится, а время и усилия, потраченные на поиски, оказываются вознагражденными сторицей.
Более сложный метод использования метафор - это создание истории, которая отражала бы структуру проблемы человека. Такие метафоры называются изоморфными - они имеют одинаковую форму и структуру. Для начала вы должны знать текущее и желаемое состояния, то есть где человек находится сейчас и куда он хочет попасть. Очень важно собрать как можно больше информации, в особенности в отношении всех участников, обстоятельств и расположения проблемной ситуации. Отношения между всеми компонентами необходимо достоверно отразить в создаваемой метафоре. Метафора должна выражать интересы самого человека и быть достаточно увлекательной, чтобы привлечь его внимание. Для этого необходима «стратегия связи», которая перевела бы человека из текущего состояния в желаемое. Подобная стратегия достаточно эффективна в реальной жизни и может использоваться в метафоре.
Когда все элементы собраны воедино, вам остается только построить метафору и представить ее собеседнику. В идеале собеседника полезно ввести в состояние легкого транса.
НЛП в действии
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.