В этой главе вы узнаете:
Вы никогда не думали о том, сколько всяческих поступков совершаете в течение обычного дня? Просто остановитесь и подумайте над этим.
Скорее всего, у вас получится почти бесконечный список: вы встаете, одеваетесь, завтракаете, идете на работу, обедаете, снова работаете, возвращаетесь домой, ужинаете, смотрите телевизор, читаете или гуляете и ложитесь спать.
Но каждое из этих действий можно разбить на более мелкие субдействия. Под вставанием мы подразумеваем то, что мы просыпаемся, спускаем ноги с постели, надеваем тапочки, идем в душ, чистим зубы, одеваемся и т.д. А каждое из этих мелких действий можно разбить на еще более мелкие. Для того чтобы принять душ, необходимо открыть дверь в ванную, отдернуть занавеску, включить воду, выдавить немного геля, вымыть тело и волосы, смыть мыло с помощью душа, взять полотенце, вытереться. И так далее, и тому подобное.
Но можно пойти еще дальше. Для того чтобы выдавить немного геля, вам нужно увидеть бутылочку, взять ее, открутить крышечку и надавить. При этом вы должны определить точную силу давления, чтобы получить определенное количество геля. Когда гель выдавлен, вам необходимо нанести его на тело.
Продолжаем разбиение. Для того чтобы определить точную силу давления, нам необходима система отсчета, позволяющая оценить, какое количество геля является «правильным».
В НЛП такая система называется стратегией. Как сказал Тед Джеймс, «стратегия - это то, что происходит в вашей голове, когда вы хотите что-то сделать. Любое внешнее поведение контролируется и направляется внутренними стратегиями».
Как только вы разобьете действия на мелкие составные части, станет очевидным, что в течение дня мы совершаем бесчисленное множество действий, И для каждого из них у нас существует стратегия. У человека есть стратегия того, как чистить зубы, как влюбиться, купить дом, хлопнуть в ладоши, слушать музыку, присутствовать на совещаниях, играть в гольф, чесать в затылке, заниматься сексом, грустить, радоваться, читать книгу, сидеть и составлять списки! У нас есть стратегия практически на все случаи жизни.
Одна из основных пресуппозиций НЛП заключается в том, что каждый опыт имеет структуру. Какова же структура наших стратегий? Поскольку все наши внутренние представления состоят из образов, звуков, чувств, вкусов и запахов, значит, и стратегии состоят из того же.
Идея стратегий в НЛП опирается на модель ПДПВ, предложенную когнитивной психологией в 60-е годы ХХ века. ПДПВ - это Проверка - Действие - Проверка - Выход. Основатели и разработчики НЛП модифицировали эту модель исходя из того, что опыт опирается на чувственное кодирование систем представления.
От воспоминаний или плодов воображения стратегию отличает последовательность модальностей и связанных с ними субмодальностей. Это цепочки сенсорной системы, которые придают структуру субъективному опыту человека в конкретный момент времени. Стратегия - это «программирование» в термине «нейролингвистическое программирование». Говоря компьютерными терминами, это система кодирования, которую программист использует для написания программ. Просто изменяя систему кодирования и способ ее применения, получают абсолютно разные программы.
То же самое может происходить и с человеком. Различные последовательности систем представления - разные стратегии - приносят различные результаты. Хорошим примером является грамотность. Некоторые люди грамотны от природы, другим же приходится бороться даже с самыми простыми словами. Вам может показаться, что тут все дело в интеллекте или образовании, но в действительности все определяется используемыми стратегиями. Практически все, кто отличается исключительной грамотностью, пользуются одной и той же стратегией. Они берут образ слова из памяти, и если оно написано правильно, то ощущают его как знакомое.
Большинство из тех, кому трудно дается правописание, поступают иначе. Некоторые пользуются звуковой памятью. Они произносят слово про себя. И это не срабатывает, поскольку многие слова пишутся вовсе не так, как слышатся. Другие пытаются представить себе слово, а не запомнить его. Но такой прием полезен лишь в тех случаях, если вы никогда не видели слова прежде, поскольку в этом случае вы не сможете его распознать.
Упражнение. Выявите собственную стратегию правописания
Выберите знакомое вам слово, например «обучение». Откуда вы знаете, как нужно его писать? Вы представляете себе это слово или мысленно произносите его про себя?
А теперь выберите незнакомое вам слово, например «престидижитация». Когда вы пытаетесь написать его, возникает ли перед вами образ этого слова? Если нет, то что происходит?
Для того чтобы понять природу стратегий и научиться работать с ними, в НЛП разработаны специальные схемы, о которых мы уже вкратце говорили в главе 3. Хотя данный вопрос кажется сложным, в действительности он очень прост. Отправной точкой являются наши пять чувственных модальностей, с которыми мы уже знакомы. Это зрительно-визуальная, аудиально-звуковая, кинестетическая, обонятельная и вкусовая модальности.
Внутри каждой модальности мы можем быть сориентированы либо внешне (е), в реальном времени, либо внутренне (i), в собственном разуме. Умение видеть то, что вас окружает, обозначается Ve. Мысленное представление образа мы обозначим как Vi. Но такое обозначение не говорит нам о том, является ли мысленный образ воспоминанием или плодом воображения. Поэтому для большей ясности мы будем использовать символ Vr для воспоминаний и Vc для воображаемых конструкций.
Аналогичным образом поступим и в отношении аудиально-звуковой модальности. Ае - это звуковой внешний раздражитель, Аi - звуковой внутренний. Однако и Аi, в свою очередь, можно разделить на три типа:
В кинестетической модальности символом Ке мы будем обозначать ощущения, существующие здесь и сейчас, а символом - внутренние ощущения. Добавляя символ + или -, мы будем обозначать позитивные или негативные
Возвращаясь к стратегии правописания, мы можем записать ее следующим образом: Vr K+ Ae. Человек вспоминает образ слова, чувствует, что он является правильным, а затем читает его.
Использование схем позволяет вам записывать любую стратегию простым для понимания способом. Помните, что НЛП занимается в первую очередь процессом, а не содержанием. Поэтому вам по большей части не нужно знать о том, что думает человек. Гораздо важнее то, как он это делает.
Но как разобраться в том, какую стратегию использует человек? И зачем это нужно? Ответ на последний вопрос прост: стратегии - это ключевые способы, с помощью которых мы добиваемся или не добиваемся желаемых результатов. Энтони Роббинс назвал их «синтаксисом успеха. Фраза «Человек съел курицу» по смыслу резко отличается от фразы «Курица съела человека». В обоих случаях использованы одни и те же слова, но поставлены они в разном порядке. Если мы определим способ, с помощью которого человек добился совершенства, то сможем сделать то же самое и добиться того же результата. Естественно, что мы с вами говорим о моделировании. Возвращаясь к первому вопросу, можно отметить два принципиальных способа выявления стратегии.
Этапы
Этот процесс можно использовать для выявления собственной или чужой стратегии. В данном случае мы выявляем стратегию уверенности.
После образа, звука или прикосновения что еще вселило в вас полную уверенность?
Что произошло после этого, но перед тем, как вы ощутили в себе полную уверенность?
После того как вы что-то увидели, услышали или почувствовали, поняли ли вы, что полностью уверены в себе? Представили ли вы себе что-либо, произнесли ли что-то, почувствовали ли?
Продолжайте процесс до тех пор, пока не выявите всю стратегию целиком.
Большинство из нас никогда не выбирает стратегий, которые использует в повседневной жизни. Они формируются методом проб и ошибок в процессе взросления. Точно так же, как мы учимся ходить, падал и поднимаясь, пока не овладеем этим навыком в полной мере, так же мы экспериментируем с различными способами организации внутреннего опыта, пока не выработаем работоспособную стратегию.
Когда стратегия появляется, мы очень часто пытаемся ограничиться только ею. К началу взрослой жизни большинство из нас перестает искать новые стратегии, предпочитая проверенные способы мышления. Некоторые из них вполне эффективны, другие не очень. Мы можем выработать довольно эффективную стратегию и ограничиться только ей, несмотря на то, что новая могла бы дать гораздо лучший результат.
Частично проблема заключается в том, что стратегии зачастую являются обобщенными. Поскольку они доказали свою эффективность в одном контексте, мы используем их и в другом, хотя там они могут оказаться абсолютно бесполезными. Иногда люди ограничиваются одной-двумя любимыми стратегиями - например, играют с собственными детьми точно так же, как ведут себя на деловых совещаниях. Возможно, вам знакома такая поговорка: «Если у вас есть только молоток, вы будете относиться ко всему вокруг так, словно все это - гвозди».
Еще одна сложность заключается в том, что стратегии невидимы. По большей части мы их не осознаем, даже когда они оказываются неэффективными. Образ мышления является для нас настолько привычным, что мы даже не представляем себе, что его можно изменить. Одна из целей НЛП - увеличить возможность выбора стратегий. Если стратегия, примененная для достижения результата, не привела к желаемому исходу, вам будет относительно легко ее изменить.
Многие, к примеру, не могут побороть вредных привычек в питании. Некоторые просто видят пищу и не могут удержаться, чтобы ее не съесть. В их стратегии нет этапа принятия решения. Они едят вне зависимости от чувства голода, не сознавая последствий.
Расширяя стратегию, то есть включая в нее этапы проверки, человек получает возможность выбора. Проверьте, испытываете ли вы чувство голода, подходит ли вам выбранная пища, и тогда вы будете питаться более сознательно и правильно.
Разрабатывая стратегию, очень важно убедиться в том, что она хорошо организована. Вот несколько условий, которые обязательно должны быть выполнены.
Существует ряд способов установки или изменения стратегии. Самый простой - это многократная проверка разработанной стратегии с целью выявления ее эффективности. Пройдите по стратегии этап за этапом, чтобы собственными глазами увидеть наиболее подходящее место каждого из них. Если стратегия начинается со зрительно-визуальной конструкции (Vc), посмотрите вверх и налево. Когда вы говорите себе что-либо (Ad), посмотрите вниз и влево. А когда вы захотите кинестетическим образом проверить свои ощущения (К+), посмотрите вниз и направо.
Если, к примеру, вам нужно выполнить большой объем работы, ваша стратегия может быть такой: Ve (смотрим на то, что нужно сделать), Ki (ощущаем тоску от того, что все это нужно сделать) и Aid (говорим себе, что работа подождет до завтра). Если вы хотите установить стратегию, мотивирующую вас к скорейшему завершению работы, можно начать с Ve (смотрим на то, что нужно сделать), затем Vc (представляем, каково это будет - завершить такую глобальную работу). За этим этапом может следовать Ki (приятное ощущение от выполненной работы) и Aid (говорим себе, что это нужно сделать).
Моделируя стратегию совершенства, Роберт Дилтс, один из основателей НЛП, тщательно проанализировал работу Уолта Диснея, опираясь на его собственные книги и статьи, а также все то, что было написано о великом мультипликаторе. В результате Дилтсу удалось выявить структурированную сознательную стратегию творчества, которая может быть использована в различном контексте.
В творчестве Диснея Дилтс выделил три фазы, необходимые для успеха, и назвал их Мечтатель, Реалист и Критик. На фазе Мечтателя творческое начало человека ничто не сковывает. На фазе Реалиста все придуманное оценивается с практической точки зрения. А на фазе Критика происходит конструктивная оценка.
Большинство из нас воспринимает эти фазы естественным образом, но порой возникают проблемы - как в личной работе, так и в групповой. Основная проблема заключается в конфликте, зачастую возникающем между Мечтателем и Критиком. Возможно, у вас уже был подобный опыт. Вы предлагали нечто фантастическое, новаторское, а другая часть вашей натуры немедленно разбивала розовые мечты в пух и прах. То же самое может произойти в деловой обстановке, когда оригинальное мышление Мечтателя не находит понимания у сурового и практичного Критика. Отделяя одну фазу от другой и реализуя их последовательно, вы можете избежать подобного конфликта. Но при этом не забывайте о необходимости присутствия всех трех фаз, поскольку очень легко увлечься идеей и позабыть о практичности и конструктивности.
Если рассматривать стратегию более детально, то фаза Мечтателя включает в себя конструирование воображаемых образов (Vc) для того, чтобы сформировать «широкую картину» вариантов, не ограничивая себя реальными возможностями. Фаза Реалиста более кинестетична. На этом этапе вы должны представить себе, как ваш план может работать. А фаза Критика включает в себя сильный аудиально-звуковой компонент: вы должны внутренне обсудить предложенный план с самим собой или с окружающими, чтобы выявить его слабые места.
Приведенное ниже упражнение описывает структурированный процесс использования творческой стратегии Диснея.
Этапы
НЛП в действии
Пользователь, раз уж ты добрался до этой строки, ты нашёл тут что-то интересное или полезное для себя. Надеюсь, ты просматривал сайт в браузере Firefox, который один правильно отражает формулы, встречающиеся на страницах. Если тебе понравился контент, помоги сайту материально. Отключи, пожалуйста, блокираторы рекламы и нажми на пару баннеров вверху страницы. Это тебе ничего не будет стоить, увидишь ты только то, что уже искал или ищешь, а сайту ты поможешь оставаться на плаву.